Научная статья на тему 'Творческая группа «Владивосток» и ее место в изобразительном искусстве Приморья конца ХХ века'

Творческая группа «Владивосток» и ее место в изобразительном искусстве Приморья конца ХХ века Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
860
146
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГРУППА "ВЛАДИВОСТОК" / НОНКОНФОРМИЗМ / АНДЕГРАУНД / ХУДОЖНИК В.Н. САМОЙЛОВ / КОНЕЦ ХХ ВЕКА / ARTIST VLADIMIR SAMOYLOV (1924-1989) / ART-GROUP VLADIVOSTOK / NONCONFORMITY / UNDERGROUND / PRIMORYE / LATE 20TH CENTURY

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Левданская Наталья Андреевна

В статье показаны роль и значение творческой группы «Владивосток» (1988) для развития приморского изобразительного искусства конца ХХ в.; введены в научный оборот ранее неизвестные материалы биографии и творчества одного из участников группы Владимира Николаевича Самойлова (1924-1989).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Art-group Vladivostok and the place it held in the fine arts of the Primorye territory of the late 20th century

The aim of this article is to show the role and significance of the Art-group Vladivostok (1988) for development of contemporary art in the Primorye territory, as well as to introduce into scholarly literature some previously unknown facts of the biography of one of the members of the group, Vladimir Samoylov (1924-1989).

Текст научной работы на тему «Творческая группа «Владивосток» и ее место в изобразительном искусстве Приморья конца ХХ века»

УДК 7.036

Н. А. Левданская

ТВОРЧЕСКАЯ ГРУППА «ВЛАДИВОСТОК» И ЕЕ МЕСТО В ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМ ИСКУССТВЕ ПРИМОРЬЯ КОНЦА ХХ ВЕКА

В статье показаны роль и значение творческой группы «Владивосток» (1988) для развития приморского изобразительного искусства конца ХХ в.; введены в научный оборот ранее неизвестные материалы биографии и творчества одного из участников группы - Владимира Николаевича Самойлова (1924-1989).

Ключевые слова: группа «Владивосток», нонконформизм, андеграунд, художник В.Н. Самойлов, конец ХХ века.

The Art-group Vladivostok and the place it held in the fine arts of the Primorye territory of the late 2Qth century. NATALYA A. LEVDANSKAYA (Primorye State Art Gallery, Vladivostok)

The aim of this article is to show the role and significance of the Art-group Vladivostok (1988) for development of contemporary art in the Primorye territory, as well as to introduce into scholarly literature some previously unknown facts of the biography of one of the members of the group, Vladimir Samoylov (1924-1989).

Key words: Art-group Vladivostok, nonconformity, underground, artist Vladimir Samoylov (1924-1989), Primorye, late 20th century.

В мире существуют два типа объединений художников: созданные на профессиональной основе - как социальный институт, и организованные на основе общности интересов (идейных, личных, стилевых, видовых, жанровых) самих участников.

Цеховые объединения известны в изобразительном искусстве издавна. Например, В. Головин в книге «Мир художника раннего итальянского Возрождения» пишет, что, судя по сохранившимся документам (цеховым статутам и членским спискам - мартикулам), «период стабилизации цеховой системы в Италии приходится на вторую половину XIII - начало XIV столетия», и то же, считает он, происходило в других странах Европы [2, с. 195].

Советское правительство в 1930-е годы создало Союз художников - разновидность той же цеховой системы.

Рождением второго типа объединений художников в России мы обязаны «бунту 14-ти» в Императорской академии художеств 9 ноября 1863 г., в результате которого образовалась сначала Артель художников (1863), а потом Товарищество передвижных художественных выставок (1870). Подобные группы единомышленников закономерно возникали в разных странах: «Анонимное общество художников-живописцев, скульпторов, граверов и пр.» составили импрессионисты во Франции в 1874 г., группа «Восьмерка» Роберта Ген-

ри показала свою первую неофициальную выставку в Нью-Йорке в 1901 г.

Российские объединения, существовавшие до революции 1917 г. и позже, в первые годы советской власти (к примеру, ОСТ - Общество станковистов, АХРР - Ассоциация художников революционной России, «4 искусства» и т.п.), достаточно хорошо изучены. Советские художники, которые не могли и не хотели работать в рамках метода социалистического реализма, становились представителями неофициального искусства или андеграунда, еще их называли нонконформистами. Оставаясь за пределами легитимного Союза художников, они объединялись для проведения выставок. Этапными в истории неофициального искусства стали выставка МОСХ (1962), которая подверглась резкой критике Н.С. Хрущева, так называемая Бульдозерная выставка (1974), однодневная выставка в том же году в Измайловском парке в Москве, выставки художни-ков-нонконформистов в ДК им. Газа и ДК «Невский» (1974-1975) в Ленинграде.

Творческие объединения возникали не только в столичных городах, но и на территории всей страны. В искусстве Приморья наиболее известным и исследованным объединением, созданным самими художниками, была группа «Художники на Курилах» (1967), или «Шикотанская группа» [7, с. 115].

ЛЕВДАНСКАЯ Наталья Андреевна, зав. научным отделом (Приморская государственная картинная галерея, Владивосток). E-mail: lna293@yandex.ru © Левданская Н.А., 2011

Однако, в отличие от столиц, приморские художники, ступившие на путь формальных поисков вне «мэйнстрима», оставались разобщенными, ими ни разу не предпринимались попытки организовать коллективный показ своих работ. Поэтому первая выставка приморских нонконформистов прошла только осенью 1988 г., в Приморской картинной галерее, по инициативе Управления культуры Приморского края, в связи с открывающимся во Владивостоке международным конгрессом стран Тихоокеанского бассейна. Куратором выставки была искусствовед Марина Эдуардовна Куликова (см. материал из ее архива в данном номере журнала, с приложением перечня 53-х произведений шести авторов, участвовавших в экспозиции).

В секторе учета Приморской галереи сохранился акт временной выдачи в экспозицию (№ 4 от 21 сентября 1988 г.) трех произведений Рюрика Васильевича Тушкина, одного - Федора Михайловича Морозова и трех - Виктора Михайловича Шлихта. Данный документ свидетельствует о том, что сотрудники Приморской галереи (директор - Н.А. Янченко) уже в то время находили возможность приобретать в коллекцию произведения талантливых художников, не признаваемых официальными кругами. В первой выставке группы, позже получившей название «Владивосток», кроме названных выше, приняли участие Валерий Геннадьевич Ненаживин, Александр Александрович Пырков и Юрий Валентинович Собчен-ко. По свидетельству Морозова и Пыркова, предполагалось участие и Виктора Аврамовича Федорова, но из-за личного конфликта, возникшего между ним и Собченко, Федоров участвовать отказался. Такова предыстория первой нонконформистской выставки в Приморье. Поскольку она состоялась по распоряжению властей и проходила в залах государственного музея, правление Приморского отделения СХ РСФСР (А.В. Телешов, К.И. Шебеко) не вмешивалось в ход подготовки экспозиции, экспоненты и сотрудники галереи сами отбирали произведения для показа. Это был прорыв: впервые за всю историю Приморской организации Союза художников при отборе работ во главу угла был поставлен принцип художественности, а не приверженности методу социалистического реализма. Таким образом, группа «Владивосток» проторила путь новой волне развития приморского изобразительного искусства.

Как уже упоминалось, участники выставки по большому счету не были группой единомышленников, друзей. Каждый из них шел своим путем, все они были индивидуалистами, зачастую не принимавшими того, что делали другие. Группу объединила ситуация, а также то обстоятельство, что их творчество не вписывалось в рамки метода социалистического реализма. Еще один фактор, который объединял их, - все они жили и работали во Владивостоке. Именно он стал решающим в выборе названия для группы, которое предложил Александр Пырков.

Вторая выставка группы прошла в 1989 г., с 8 по 29 июня, в Выставочном зале ОАО «Дальрыба» на улице Батарейной во Владивостоке. К этому времени название «Владивосток» уже закрепилось за ней, а круг участников расширился, добавились А. Донской, И. Зинатулин, В. Самойлов, С. Симаков, В. Федоров. На печатной афише, любезно предоставленной мне Ф.М. Морозовым, фамилия «Самойлов» приписана моей рукой. Это означает, что художник присоединился к группе в последний момент. Иных документально подтвержденных сведений о том, какие именно работы экспонировались здесь, к сожалению, пока найти не удалось. Однако можно смело предположить, что главные свойства участников группы - работа по зову сердца, а не по социальному заказу, постижение, переработка и самобытная реализация традиций западноевропейского искусства второй половины XIX - начала ХХ в. и философии мастеров Древнего Востока, влияние природы Приморского края - остались основополагающими.

Третья выставка под названием «Владивосток», представляющая еще более расширенный круг экспонентов, прошла в Московском Дворце молодежи в 1990 г. Ряд упомянутых выше авторов основали к тому времени новое объединение - «Штиль»1, и оно в полном составе участвовало в выставке: И. Зинатулин,

A. Куценко, С. Симаков, А. Камалов, А. Ионченков,

B. Серов, В. Погребняк, Е. Макеев. Упоминаются также имена В. Мечковского, И. Ненаживиной. Выставка была организована фондом «Сотворчество»2 (Александр Городний и Александр Долуда). А.И. Городний именно данную выставку считает началом деятельности галереи «Артэтаж».

Несомненно, выставка в Москве лишь заимствовала название у одноименной группы, но не являлась на самом деле ее выставкой. С этим мнением солидарны все участники событий, с которыми удалось общаться.

Следующей выставкой группы «Владивосток», названной «Шествие с Востока» открывалась в 2005 г. галерея «Портмэй». Организаторы включили в экспозицию произведения из частных коллекций, музея современного искусства «Артэтаж-ДВГТУ» и мастерских семи участников группы: Юрия Собченко, Виктора Шлихта, Рюрика Тушкина, Александра Пыркова, Валерия Ненаживина, Федора Морозова, Виктора Федорова. Вызывает недоумение тот факт, что устроители выставки не упомянули в буклете, выпущенном к вер-

1 Группа «Штиль» организовалась в 1989 г., на основе выставки приморских художников в Дальневосточном художественном музее. Ее участники: Андрей Камалов (лидер и автор названия), Александр Ионченков, Евгений Макеев, Сергей Симаков, Александр Куценко, Владимир Погребняк, Ильяс Зинатулин (позже к ним присоединился Виктор Серов).

2 Правопреемник Общественного объединения «Фонд культуры “Сотворчество”» и галереи современного искусства «Артэтаж» (основана в 1989) - Музей современного искусства «Артэтаж-ДВГТУ» (2006).

нисажу, название группы «Владивосток», однако сути дела данный факт не меняет: галерея «Портмэй» начала свою историю с ретроспективной выставки группы «Владивосток».

В декабре 2010 г. по инициативе директора музея современного искусства Артэтаж-ДВГТУ Александра Ивановича Городнего открылась ретроспективная выставка группы «Владивосток» в составе 1988 года плюс В. Самойлов и В. Федоров. В экспозицию вошли работы из собрания музея, а также произведения этих авторов более позднего периода.

Решение ввести в основной состав группы В.Н. Самойлова устроители показа обосновали тем, что только уход из жизни этого мастера в 1989 г. помешал ему принимать участие в последующих выставках «Владивостока».

Временной диапазон работ на выставке - от 1980-х до 2010 г. В 1994 г. ушел из жизни В.М. Шлихт, в 2001 -Ю.В. Собченко, но и они, и те, что дожили до конца 2000-х годов, не изменили своему предназначению. Это видно из произведений, написанных в новом тысячелетии, демонстрирующих в то же время естественное развитие индивидуальной манеры каждого. Рюрик Тушкин, перепробовав манеры знаменитых художников, от Пикассо до Шагала, выработал собственный оригинальный почерк, главными чертами которого стали яркая живописная экспрессия, дерзкая фантазийная образность, юмор и самоирония. Федор Морозов, так же как и Тушкин, внимательно изучал опыт зарубежных мастеров. Творчество мизерабелистов (Бернар Бюффе, Альберто Джакометти, Жан Карзу), одного из основоположников постмодернизма Йозефа Бойса, философия искусства древнего Китая - всё это в горниле творчества Морозова переплавилось в манеру, которую сам он назвал «смесь импрессионизма, экспрессионизма и примитивизма с желанием придать всему этому некоторый динамизм» (а автор этих строк определила как «неоготический экпресси-онизм»). Александр Пырков со временем совсем потерял интерес к фигуративной живописи. Как писала М. Куликова, проблему, которую он решает в своем искусстве, можно обозначить как «метаморфозы пространства». Художник стремится внести в визуальное поле картины свое представление о движении вечной Материи в бесконечном Пространстве. Его волнуют флуктуации и пертурбации неявленного Мира, который предшествует миру явленному и в котором происходят, по уверениям Александра Александровича, чрезвычайно интересные явления.

Скульптурное творчество Валерия Ненаживина не претерпело значительных изменений - его вещи, выполненные в начале XXI в., так же экспрессивны, подвижны, исполнены вселенской печали и значительности. Во времена, когда скульптура была совсем не востребована обществом, Валерий Геннадьевич заявил о себе как оригинальный график, сумев лучшие черты своих скульптурных работ перевести в линии на

плоскости бумажного листа, разрушив эту плоскость, создав впечатление трехмерного пространства.

Все художники группы «Владивосток» - серьезные, большие мастера, но Виктор Федоров, думается, - уникальная творческая личность. Имея желание и возможность месяцами жить на практически необитаемом острове в океане, он проникся, воспринял душою и разумом единство Природы и Человека. Ярко выраженное в характере Федорова мужское начало диктовало ему выбор Женщины как воплощения Человеческого в качестве эквивалента (в пандан) Природному. Марина Куликова писала: «Основой его творчества становится столь трудно изобразимое целостное Бытие, взаи-мопроникаемость малого и большого, микрокосма и макрокосма. Об этом его картины. В них формы человеческого тела как бы плавно переходят в горы, прослеживаются в тающих очертаниях облаков, в феериях заката и восхода солнца»1. Казалось бы, все понятно и объяснено. Однако, как удержаться, изображая женские груди - скалы, женское лоно - грот, женские ноги -лунные или солнечные дорожки на воде, и не впасть ни в пошлость, ни в порнографию!

И в то же время картинам и рисункам Виктора Федорова не откажешь в некоей метафизической эротичности. Повторять его манеру пробовали некоторые авторы следующих поколений - не удается!

В приморских изданиях (вступительные статьи к каталогам, буклетам, публикации в периодике) вышеназванным художникам было уделено внимание, в зависимости от числа персональных выставок каждого.

Творчеству Р.В. Тушкина и Ф.М. Морозова посвящено несколько печатных трудов; о В.М. Шлихте, Ю.В. Собченко, А.А. Пыркове, В.А. Федорове удалось найти отдельные высказывания или единичные публикации, не всегда содержащие искусствоведческий анализ их творчества2.

1 Из неопубликованной статьи М.Э. Куликовой «О приморском искусстве» (архив ПГКГ).

2 Н.А. Янченко. Три портрета (Из альбома художника Рюрика Тушкина) // Дальний Восток. 1986. № 9. (3-я стр. обложки); Рюрик Васильевич Тушкин: Буклет персональной выставки в ПГКГ / вступит. ст. Н.А. Янченко (Левданской). Владивосток, 1989. 6 с.; Рюрик Тушкин. 1979-1992: Буклет персональной выставки в галерее Артэтаж / вступит. ст. М.Э. Куликовой. Владивосток, 1992. 23 с.; Рюрик Тушкин: Буклет персональной выставки в ПГКГ / вступит. ст. М.Э. Куликовой. Владивосток, 1999; Разноликий портрет. Рюрик Тушкин: Буклет персональной выставки в галерее современного искусства «Арка» / вступит. ст. Н.А. Левданской; Рюрик Тушкин. Живопись: Буклет персональной выставки в Выставочном зале Приморского отд-ния СХ РФ / вступит. ст. Н.А. Левданской. Владивосток, 2004. 5 с.; Fedor Morozov. 2000: Буклет персональной выставки в галерее современного искусства «Арка» / вступит. ст. М.Э. Куликовой. Владивосток, 2000. 6 с.; Аквариум. Живопись: Федор Морозов: Буклет персональной выставки в галерее современного искусства Артэтаж / вступит. ст. Н.А. Левданской. Владивосток, 2003. 17 с.; Письмо с острова Русский: Федор Морозов: Каталог персональной выставки в галерее Порт-мэй / сост. и вступит. ст. Н.А. Левданской. Владивосток, 2006. 25 с.

Каждый из мастеров группы «Владивосток» заслуживает отдельного исследования. В рамках данной работы мы посчитали своей задачей ввести в научный оборот новые материалы о Владимире Николаевиче Самойлове (1924-1989).

Его творчество удостоилось нескольких абзацев в книге В.И. Кандыбы «Художники Приморья» [5]. В буклетах, каталогах первых зональных выставок «Советский Дальний Восток» также удалось найти упоминания о художнике, его работах [7, с. 22; 8, с. 91; 9, с. 108] и даже его портрет. Но ни там, ни в учетной документации Приморской галереи других биографических данных о Самойлове, кроме дат жизни, найти не удалось. В 1979 г. состоялась единственная персональная выставка В.Н. Самойлова [1], ей была посвящена статья В.И. Кандыбы в газете «Красное знамя» [4], в которой содержались некоторые биографические данные и критический обзор произведений.

Из статьи В.И. Кандыбы, информации, любезно предоставленной коллегой - главным хранителем ПГОМ им. В.К. Арсеньева Н.Б. Керчелаевой, воспоминаний Валерия Геннадьевича Ненаживина, который из всех членов группы был наиболее близок к Самойлову - удалось собрать основные факты биографии художника.

Владимир Николаевич Самойлов родился в г. Свободный, Амурской области. Отец его был военным, в начале 1930-х годов некоторое время семья жила на Севере, который произвел на будущего художника неизгладимое впечатление. Потом жили в Ленинграде. Самойлову довелось участвовать в Великой Отечественной войне. В 1952 г. он окончил Владивостокское художественное училище. Он не являлся членом СХ РФ (это объяснило факт отсутствия его личного дела в Приморском отделении СХ РФ), однако имел небольшую мастерскую в Доме художников во Владивостоке.

Из материалов В.И. Кандыбы, касающихся Самойлова, следует, что Владимир Николаевич много и серьезно работал на севере Дальнего Востока, что начал он с портретов оленеводов, изображения их труда и быта. Но с некоторого времени в его творчестве произошел крутой поворот - от изображения повседневной реальности к созданию выразительных декоративно-плоскостных произведений обобщенного, иногда символического характера. Со свойственной Виталию Кандыбе мягкостью и осторожностью формулировок, вызванными опасением навлечь на художника обвинения в отходе от метода социалистического реализма, искусствовед пишет об особенностях новых произведений Самойлова, находя им объяснение во влиянии на него творчества народного чукотского мастера-костореза Вутвытагина: «... Самойлова увлекло чукотское народное ваяние, и особенно скульптурные образы пеликенов - мифологических духов счастья и удачи. Эти вырезанные из моржовой или мамонтовой кости божки-покровители чукчей. свидетельствуют

В.Н. Самойлов. 1960-е годы

о своеобразном пластическом чутье чукчей. Подобно древнерусским иконам, такая скульптура олицетворяет исконные национальные изобразительные традиции, в которых ярко выявляет себя дух народного творчества. Самойлов создал чудесный парафраз на темы чукотской народной скульптуры» [4, с. 37]. Работы Самойлова, считает В.И. Кандыба, свидетельствуют о новом прочтении старых традиций, о наполнении сложившихся форм народного искусства «новым образным содержанием» [Там же].

В тексте Кандыбы ничего не говорится о том, какие формальные приемы использует художник, чтобы выразить новое образное содержание. На наш взгляд, пеликены северных народностей давали Самойлову возможность более свободно использовать изобразительный язык разных эпох и народов - европейского постимпрессионизма, русского модерна - для создания совершенно оригинальных произведений, главной задачей в которых является декоративность композиции, выразительность линии и ритм цветовых пятен. Для примера можно назвать работы из Приморской галереи: «Сиреневый пеликен» (НВ-238), «Соня» (НВ-739), «Дочь» (НВ-740), «Голубой день» (НВ-1099). Акварель использовалась Владимиром Николаевичем, думается, неслучайно: это техника, дающая возможность работать быстро, а значит, композиция будущей работы складывалась в воображении художника целиком, и необходимо было немедленно перенести ее на бумагу, поскольку зрел уже следующий мотив. Внесение поправок не входило в замысел автора.

Творческое наследие Самойлова, к сожалению, не было оценено по достоинству. Его произведения попали в Приморскую государственную картинную галерею, галерею «Артэтаж», музей института истории, археологии и этнографии ДВО РАН лишь после смерти

В.Н. Самойлов. 1979 г.

художника (переданы его сыном). Многие графические листы Самойлова до сих пор числятся в научно-вспомогательном фонде галереи. Надеемся, что в ближайшее время решением Экспертной фондово-закупочной комиссии великолепные станковые акварели Самойлова 1970-1980-х годов займут свое место в основном фонде Приморской галереи.

Выводы, которые можно сделать на основе изученных материалов, следующие.

Почва, на которой произрастал приморский нонконформизм, - это европейская живопись второй половины - конца XIX в., искусство Древнего Востока, народное творчество коренных народов Дальнего Востока, как их представляли себе, препарировали наши художники.

Группа «Владивосток» и ее выставочная деятельность позволили легализовать нонконформизм в искусстве Приморского края; раздвинули рамки для творчества следующих поколений художников; дали импульс и направление творческого поиска молодым,

начинающим художникам; обогатили палитру стилистических, формальных приемов в живописи, графике, скульптуре; подготовили почву для организации других творческих объединений, таких как «Штиль» (1989) и «Триада» (1989-1994). Об этих группах можно прочесть в книге «В потоке времени и памяти...» [3] (см. также статью Г.А. Камалова в данном номере журнала) Там же А. Киряхно вспоминает «О “Триаде” и ее выставках» [3, с. 403-404]. В ее состав входили Владимир Дубинский, Александр Киряхно и Ильяс Зинатулин. Своей задачей они ставили «популяризировать современное искусство, делать выставки, помогать собратьям по цеху зарабатывать деньги». Их выставки: 1989 - Приморская картинная галерея; 1990 и 1991-1992 - Краеведческий музей им. В.К. Арсеньева; 1993 - Центр культуры и искусства, Сан-Франциско, США.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. В. Самойлов. 25 лет творческой деятельности: каталог персональной выставки / вступит. ст. В.И. Кандыбы. Владивосток, 1979. 15 с.

2. Головин В.П. Мир художника раннего итальянского Возрождения. М.: Новое лит. обозрение, 2003. 288 с.

3. Дилакторская О.Г. В потоке времени и памяти. Живопись и графика А. Камалова. СПб.: Дмитрий Буланин, 2006. 720 с.

4. Кандыба В.И. Север в сердце // Красное знамя. 1979. № 209. С. 3.

5. Кандыба В.И. Художники Приморья. Л.: Художник РСФСР, 1990. 126 с.

6. Левданская Н.А. «Шикотанская группа» как явление в художественной жизни Дальнего Востока России //

II Потаповские чтения, 18 окт. 2008 г.: науч. конф. X региональной выставки «Дальний Восток»: докл., сообщения. Якутск: Реклам. агентство «Апрель», 2009. С. 115.

7. Советский Дальний Восток: каталог худож. выставки. Л.: Художник РСФСР, 1964. 48 с.

8. Советский Дальний Восток II (50 лет Советской власти): каталог худож. выставки. Владивосток: Дальневост. кн. изд-во, 1967. 132 с.

9. Советский Дальний Восток IV: каталог выставки. Чита, 1980. 80 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.