искусствоведение
УДК 75.047 Н. А. Прантенко
коллекция живописи и графики художников-шикотднцЕв в собрании приморской картинной галереи
На основе коллекции живописи и графики художников шикотанской группы автор анализирует новые качественные характеристики, которые привнесли приморские художники в развитие дальневосточного пейзажа как объекта самовыражения. Главный акцент исследования - своеобразие художественного языка ярких представителей шикотанской группы И.А. Кузнецова, И.А. Иончен-кова, В.С. Рачева, В.А. Серова, В.И. Семкина, Ю.И. Волкова в собрании Приморской государственной картинной галереи. Шикотанский период их творчества рассматривается как платформа для поиска новых путей совершенствования в графике и живописи. Обобщаются уже известные факты творческой биографии художников, анализируются важные моменты формирования одной из лучших коллекций на Дальнем Востоке.
Ключевые слова: дальневосточный пейзаж, графика, живопись, приморские художники, шикотан-ская группа, Курилы, коллекция ПГКГ.
Paintings and graphic arts of Shikotan artists in the collection of Primorsky State Art Gallery.
NADEZHDA A. PRANTENKO (Primorsky State Art Gallery, Vladivostok).
Basing on the painting and graphic arts collection of Shikotan artist group, the author analyses new trends that were brought by Primorye artists to the development of Far Eastern landscape as an object of selfexpression. The main emphasis of the research is made on the art language originality of the Shikotan group representatives such as I.A. Kuznetsov, I.A. Ionchenkov, V.S. Rachyov, V.A. Serov, V.I. Syomkin, Yu.I. Volkov in the collection of the Primorye state art gallery. The Shikotan period of their creative work is studied as a platform for new ways of improvement in graphic arts and painting. The also author generalizes some facts and significant moments of their art biography.
Key words: Far Eastern landscape, Shikotan group, Kuril Islands, graphic arts, painting, Primorye artists, collection.
Шикотан захватил нас необычайным разнообразием и контрастами погоды: дни со сплошным туманом и проливными дождями сменялись сверкающими, яркими, солнечными. Путинная жизнь - суматошная, скученная, бесшабашная и в то же время строго регламентированная условиями производства, с полной отдачей в труде. Калейдоскоп новых человеческих лиц, судеб, характеров, их отношения - все заставляло жить как бы в другом измерении, чувствовать все обостреннее. Творческий энтузиазм овладел нами...
Олег Лошаков [Цит. по: 2, с. 43].
Творчество шикотанской группы - наиболее яркая страница, вписанная приморскими художниками в историю советского изобразительного искусства второй половины ХХ в. Творческой базой для художников-единомышленников стал остров Шикотан на Курилах Сахалинской области, отсюда и название группы. Возникновение далекого острова в художественном пространстве страны вызвало обновление и движение в профессиональной творческой среде. Искусствоведы обратили на них вни-
мание, особенно в период первых серьезных выставок, когда художники-шикотанцы обрели статус группы. О них писали, произведения художников приобретались музеями и фондами, частными коллекционерами в России и за рубежом. Творчество шикотанцев было настолько интересно и необычно, что их авторам выпала честь представлять искусство России за рубежом. В музеях Дальнего Востока сформировались коллекции работ художников, свободно мыслящих, с естественной потребностью
ПРАНТЕНКО Надежда Александровна, старший научный сотрудник научного отдела (Приморская государственная картинная галерея, Владивосток), аспирант (Дальневосточный федеральный университет, Владивосток). E-mail: [email protected] © Прантенко Н.А., 2013
творческого поиска. Самым талантливым из них довелось создать поистине неповторимые произведения, ставшие знаковыми для приморского искусства и их собственной творческой биографии.
Одна из самых значимых коллекций на Дальнем Востоке располагается в собрании Приморской государственной картинной галереи. В течение 25 лет, в самый активный период творческого существования шикотанской группы, галерея почти ежегодно приобретала произведения с выставок, собрание пополнялось за счет даров от художников и фондов. В настоящее время коллекция насчитывает около 130 произведений живописи и графики.
За весь период существования шикотанской группы никто из искусствоведов не занимался изучением этой коллекции, а она достойна их пристального внимания. Всесторонний анализ этого явления - предмет не одной статьи. Наша цель - исследовать особенности формирования данного собрания и попытаться выявить картину мира, какой ее представляли художники в своих произведениях.
Как принято считать, в период формирования шикотанской группы ее основной костяк составили Владимир Рачёв, Игорь Кузнецов, Владимир Серов, Юрий Волков, Евгений Корж во главе с московским художником, бывшим преподавателем Владивостокского художественного училища, Олегом Лошаковым, который сумел организовать и сплотить группу молодых приморцев, в большинстве своих учеников. Позже к ним присоединились Иван Ионченков, Виталий Сёмкин, Валерий Ях-ненко, Николай Петров, Николай Большаков, Алексей Плешивцев, Ким Коваль и другие приморские и московские художники. Шикотанский период их творчества стал платформой для поиска новых путей совершенствования в графике и живописи, в итоге способствовал становлению художников.
В завершающийся период хрущевской оттепели на островах Курильской гряды, на самом краю света, в уединении, обрели подлинную свободу художники ищущие, с внутренним зарядом противостояния и непокорства консерватизму, давлению официального искусства. Поиски индивидуального художественного почерка, собственного художественного мировоззрения особенно ярко проявились в пейзажной живописи как доминирующем жанре на Дальнем Востоке.
Летом 1966 г. творческая экспедиция на Курильские острова стала началом самого яркого и масштабного художественного движения на Дальнем Востоке. Внимание художников на целых сорок лет приковал остров Шикотан, название которого в переводе с языка древних айнов означало - «лучшее место». Остров оказался неожиданно суровым
и величественно красивым - с постоянно меняющимся состоянием природной среды, почти театральными эффектами, с туманными очертаниями берегов, холодными тайфунами и яркими солнечными днями. Монументальность пространства и небывалая мощь стихий моря, земли и неба поражала художников каждый раз, когда они появлялись на острове.
Приезжая на Шикотан, художники попадали в экстремальные условия. В этих почти спартанских условиях с августа по октябрь они могли увидеть жизнь острова во всех ее проявлениях, как бы изнутри, за это время осмыслить материал, обобщить его для создания художественного образа. Виталий Сёмкин писал: «...жизнь здесь у художников -не сплошной праздник, а труд под стать рыбакам и рыбообработчикам - тяжелее крестьянского. И длительная непогодь изматывала, и цунами прихватывало, и пробудившийся вулкан Тятяяма угрожал» [6].
Художники-шикотанцы создали свой образ и острова, и дальневосточной природы. Тяготеющие к суровому стилю, они преобразили пейзажный жанр, смягчив его романтикой молодости и особенностями самого острова. Известный историк искусства В.С. Манин пишет: «Круг художников во главе с Лошаковым имел вполне определенные черты. В этом течении не было ничего украшательского, орнаментального. Напротив, произведения обладали цельностью взгляда на мир, на природу, на жизнь; романтика в них сочеталась с суровой правдой, форсированный цвет определял драматическое звучание темы» [5, с. 591]. В природе Курильских островов таился арсенал самых неожиданных состояний, которые давали художнику простор для поиска новых выразительных средств в области цвета и света. Евгений Корж вспоминал: «Шикотан - рай для художника. В смысле красоты он безграничен. Там было видно, как рождалась земля. Рядом с нежными холмами на берегах лежала тысячелетняя лава, застывшая в море, а неподалеку - скалы под 150 м. Четыре десятка лет я писал этот остров и не мог оторваться от него. <...> Важно, что на Шикотане был дух свободы. Мы писали то, что нам нравилось, и так, как нам того хотелось» [6].
Коллекция произведений художников-шикотан-цев формировалась до 2003 г. Она представляет произведения двенадцати приморских художников. Первая закупка состоялась в 1973 г., и с тех пор почти ежегодно собрание пополнялось несколькими работами. Пик закупок пришелся на 1987 г., когда после выставки в Приморской картинной галерее было приобретено сразу 39 работ и 5 получено в
коллекция живописи и графики художников-шикотанцев
Н. А. ПРАНТЕНКО
дар. Последующие годы были также продуктивными в смысле пополнения коллекции. Спад произошел в 90-е годы, когда страна стала другой и исчезли прежние приоритеты.
Если анализировать количественный состав коллекции галереи, в первую очередь нужно отметить, что самыми востребованными оправданно оказались такие талантливые и перспективные художники, как Игорь Кузнецов (19 работ), Владимир Рачёв (16), Владимир Серов (13), Александр Усенко (13), Юрий Волков (10) и Евгений Корж (9). Все они относятся к художникам «первой волны», «первооткрывателям» далекого романтического острова, создавшим великолепную галерею образов дальневосточной природы.
В основе коллекции - пейзаж, вобравший в себя общие стилистические особенности в изображении островов Курильской гряды: немногословность, строгость, простота и безыскусность сюжетов, пустота как безбрежность и безграничность пространства. Работы художников отличаются неприкрытым восхищением грандиозностью и свежестью первозданной природы Дальнего Востока; изображение человека органично вписывается в пространство, где он почти растворяется в безбрежном мироздании. Изображаемое моделируется цветом, большие насыщенные пятна создают пластическую напряженность, при этом сохраняя общее чувство гармонии восторга (см. вклейку).
Несмотря на то что главным действующим лицом на Шикотане является природа, художники, наряду с пейзажами, смогли создать серию интересных портретов ежегодно меняющихся обитателей острова. В большей степени это относится к единственному графику в шикотанской группе, И. Кузнецову. Его роль очень точно определил Виталий Сёмкин: «Игорю Кузнецову дано стать уникальной фигурой в шикотанской группе. Он единственный ее представитель, кто сам дух шикотанской школы, ее систему сумел показать в графике - в офорте и особенно в линогравюре» [7, с. 40] (см. вклейку). Кузнецов побывал на островах еще в конце 60-х и потом ездил туда постоянно, он посетил Шикотан, Итуруп, Сахалин, Камчатку. По картинам художника можно воссоздать острова во многих подробностях.
Процесс создания графических произведений, если говорить о гравюре, является сложным и трудоемким. Сами условия длительности пути от замысла к законченному произведению помогали создавать лаконичные, максимально отшлифованные, философски осмысленные образы. Отличительные особенности гравюр Кузнецова - немногословность, максимальная обобщенность, точность ри-
И.А. Кузнецов. Обработчицы.
1979. Автолитография. Л.: 45,5 х 59,5; И.: 55 х 70
сунка, четкий ритм и музыкальная завершенность, панорамность и поэтичность, высокая простота и избирательность выразительных средств. В работах мастера гармонично сочетаются природа и человек, ракурс изображения - зачастую с высоты птичьего полета, в каждой работе видна внутренняя суть вещей. По словам В.И. Кандыбы, человек прочно вошел в офорты Кузнецова, выступая то на равных с природой Шикотана, то малой песчинкой в космической бесконечности. Человек, горы, море, небо и суша воспринимаются как символ бесконечности жизни [3, с. 69]. Кузнецов определил главное для себя в дальневосточном пейзаже - космизм, в котором пейзаж - не вид места, а идеальный образ природы [1, с. 8].
Лучшие живописные качества, самые гениальные находки в цвете и композиции принадлежат художнику Владимиру Рачёву (см. вклейку). Ши-котанцы относились к нему с большим уважением. Он был без преувеличения одной из самых ярких фигур в группе, обладал необыкновенной работоспособностью и столь же необыкновенным стремлением приблизиться к творческому идеалу. Целеустремленный и азартный, он был в постоянном поиске, участвовал во многих коллективных выставках в России и за рубежом, в том числе в Польше, Венгрии, ГДР, Чехословакии, Франции.
На долгие годы другом В. Рачёва стал Олег Лошаков, и первый десант на Шикотан они тоже осуществили вместе. Шикотан проявил в Рачеве подлинного художника, а талант позволил по-новому увидеть пейзаж, отразить в нем и свой темперамент, характер, и собственную философию. Рачёв стал известен далеко за пределами Дальнего Востока и России. Его искали, с ним хотели познакомиться. Шикотан - самая высокая точка в его творче-
стве. Его работы поражают изобразительной силой и пластической выразительностью. «Пространственный размах, заостренная разномасштабность близкого и далекого, конструирование пространства ради искомого художественного эффекта, а не его натурное точное воспроизведение - все это привносит в пейзаж декоративность, красочную и пластическую напряженность», - пишет о нем В.И. Кандыба [3, с. 66].
Значительной творческой фигурой группы является и Юрий Волков. Мастер картины, он отдавал предпочтение изображению человека труда, хозяина острова, и сумел создать знаковые произведения, самое популярное среди которых, «Девчата с острова Шикотан», - своего рода визитная карточка шикотанцев (см. вклейку).
Тонкостью вкуса и большим талантом выбрать самое существенное обладал Владимир Серов. Как писал Кандыба, «Серов на Шикотане, как в собственном доме. <... > В результате такой многолетней шлифовки впечатлений шикотанская природа предстает теперь у Серова особенно утонченной. Исчезли угловатость форм, резковатость цветовых сочетаний, характерных в целом для начальной поры становления группы шикотанцев» [3, с. 67] (см. вклейку.).
Отличительные особенности живописи Ивана Ионченкова - графичность и декоративность, композиционное богатство замысла, буйство красок и стилевая целостность, поэтика жизни людей труда. Ионченков был всегда в постоянном поиске, и это позволило ему обрести собственную манеру (см. вклейку).
Виталий Сёмкин опоэтизировал суровые островные пейзажи, его живопись удивительно гармонична по цвету и самобытна (см. вклейку).
Евгений Корж, Александр Усенко, Валерий Яхненко и Алексей Плешивцев отдавали предпочтение изображению будней рыбаков. Используя сильные цветоотношения и несколько упрощенную пластику, они пишут жанровые сцены о жизни краболовов, рыбообработчиц лаконично, монументально и достоверно (см. вклейку).
Художники-шикотанцы создали особую разновидность натюрморта. Объектом изображения служили предметы быта рыбаков прямо на судах или выброшенные на берег океаном, а то и просто отработанные конструкции и бочкотара на берегу. Для Николая Петрова излюбленным объектом художественного внимания стали «.доски пирса, палубы - целая живописная энциклопедия, поистине неисчерпаемый источник вдохновения» [4, с. 117].
За все эти годы Шикотан посетили около семидесяти художников. Так Шикотан, Кунашир, Ку-
рильские острова и Дальний Восток были впервые художественно осмыслены в российской культуре, в этот период мастерами Приморья и других регионов страны были созданы высокохудожественные и поистине духовные произведения искусства. Необходимость в подобной творческой почве остается и сегодня: более молодое поколение живописцев и графиков, продолжая традиции шикотанской группы, находит для себя творческую платформу на островах близких и дальних, о чем свидетельствует одна из последних выставок приморских художников в галерее Портмэй под названием «Острова».
Коллекция живописи и графики шикотанцев в ПГКГ - прекрасная база для исследования творчества приморских художников, так как дает представление о разных периодах творчества известных мастеров Дальнего Востока, позволяет выяснить влияние шикотанской группы на художников более молодого поколения.
Художники шикотанской группы ярким и узнаваемым языком внесли свой вклад в утверждение понятия региональной - приморской - школы изобразительного искусства. Пример творческой самоотдачи шикотанской группы особенно актуален для современного общества, в котором культура отодвинута на второй план и в котором подлинные произведения искусства далеко не всегда востребованы. Дух раскрепощенной живописи и творческой свободы Шикотана витает в воздухе, манит новым и неизведанным.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Игорь Кузнецов: буклет выставки / вступ. ст. В.И. Кан-дыбы. Владивосток: Примор. орг. Союза художников РФ, 1988. 16 с.
2. Иванова И. Долгое путешествие на Шикотан: В мастерской художника // Юный художник. 2002. № 8. С. 43-45.
3. Кандыба В.И. Художники Приморья. Л.: Художник РСФСР, 1990. 128 с.
4. Левданская Н.А. Шикотанская группа как явление в художественной жизни Дальнего Востока России // Потаповские чтения: науч. конф. Х регион. выставки «Дальний Восток». Якутск, 2009. С. 115-118.
5. Манин В.С. Русская пейзажная живопись. М: Белый город, 2000. 632 с.
6. Панкратьев Е. Самый правдивый рассказ о легендарных «шикотанцах» // Ежедневные новости. 1998-2013. URL: М1р:/Майу.поуоз1;М.гш/агсЫуе^=с1&1=070202с1;03 (дата обращения: 02.02.2007).
7. Художники на Курилах: каталог выставки / вступ. ст. В.И. Семкина. Владивосток: Примор. организация Союза художников РФ, 2007. 44 с.
8. Художники на Курилах: каталог выставки / вступ. ст. О.Н. Лошакова. М.: Сов. художник, 1980.