Научная статья на тему 'II межрегиональный проект «Великая Победа» во Владивостоке'

II межрегиональный проект «Великая Победа» во Владивостоке Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
115
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕЖРЕГИОНАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ «ВЕЛИКАЯ ПОБЕДА» / ДАЛЬНЕВОСТОЧНОЕ ИСКУССТВО / ХУДОЖНИКИ-ФРОНТОВИКИ / ТЕМА ПОБЕДЫ / INTERREGIONAL PROJECT “GREAT VICTORY” / FAR EASTERN ART / FRONT-LINE ARTISTS / THEME OF VICTORY

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Зотова О. И.

Статья посвящена художественной выставке «Великая Победа» во Владивостоке, организованной к 75-летию Победы в Великой Отечественной войне. Рассматриваются история создания арт-проекта, основные разделы и темы выставки, наиболее значительные произведения. Анализируются мировоззренческие концепции авторов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «II межрегиональный проект «Великая Победа» во Владивостоке»

ТЕМА НОМЕРА

УДК 7.036 О. И. Зотова

Дальневосточный федеральный университет Владивосток, Россия

II МЕЖРЕГИОНАЛЬНЫМ ПРОЕКТ

«ВЕЛИКАЯ ПОБЕДА»

ВО ВЛАДИВОСТОКЕ

Статья посвящена художественной выставке «Великая Победа» во Владивостоке, организованной к 75-летию Победы в Великой Отечественной войне. Рассматриваются история создания арт-проекта, основные разделы и темы выставки, наиболее значительные произведения. Анализируются мировоззренческие концепции авторов.

Ключевые слова: межрегиональный проект «Великая Победа»; дальневосточное искусство; художники-фронтовики; тема Победы.

С. А. Попов. Посвящается художникам, не вернувшимся с войны 1941-1945. 2020. Холст, масло. 100x80.

Собственность автора

Йля нынешних поколений Великая Отечественная война - это драматическое время в истории оторое сегодня все больше открывается благодаря архивным изысканиям, деятельности поисковых отрядов, исследованиям специалистов, мемуарам. Они дают возможность переосмыслить события военных лет. Не менее ценным является художественный материал, состоящий из произведений изобразительного искусства, кинематографа, литературы. Чем дальше уходит тот страшный и героический период испытаний, тем более рельефным оказывается образ великой Победы и отстоявших страну героев. Вклад профессиональных художников в формирование этого образа весом и еще мало изучен.

За семьдесят пять лет, прошедших с момента окончания войны, дальневосточными художниками были созданы тысячи произведений живописи, графики, скульптуры, монументального и декора-

тивно-прикладного искусства, посвященных Великой Отечественной войне. Это огромный художественный пласт, лучшее из которого находится в коллекциях музеев России. В него вошли произведения и тех художников, которые непосредственно выполняли свой долг перед Родиной, защищая ее с оружием в руках, и тех, кто приближал Победу в тылу. В их числе: из Приморского края Я. Титов, М. Таболкин, Г. Приходько, К. Шебеко, Т. Кушнарев, Ю. Рачев, В. Самойлов, Р. Тушкин, Н. Волков, В. Иноземцев, Н. Мазуренко, В. Безродный, И. Зырянов; из Хабаровского края А. Мащенко, Г. Зорин, Д. Шофман, А. Федотов, Н. Долбилкин, И. Петухов, В. Овчинников, Я. Мильчин, В. Зуенко; из Комсомольска-на-Амуре И. Заикин, В. Шкраб; из Якутии С. Александров, В. Кандинский, Л. Ким, Е. Крылов, М. Новиков, П. Добрынин, К. Пшенников, Д. Ильин, В. Попов, А. Про-копьев, И. Тумусов, Т. Аммосов, П. Карса-наев; из Бурятии Б. Садыков, А. Аюшинов,

Д. Тудупов, Г. Баженов, Г. Москалев, К. Сергеев, А. Окладников, Э. Аюшеев, Д. Никоров, Б. Чернутов, Г. Павлов, И. Стариков; П. Ши-щенко (Сахалин) и Ф. Дьяков (Камчатка); Б. Горлач, В. Воронов, С. Маслобородов, Я. На-заришин, И. Бережной, А. Куркулов из Благовещенска; из Читы И. Блохин, Н. Завьялов, И. Поликарпов, Ю. Кузнецов, Л. Новицкий, В. Никитин, А. Потепалов, И. Рудаков, В. Ко-дин.

Для дальневосточных отделений Союза художников Великая Отечественная война была тем периодом, когда велась активная выставочная деятельность. Так, регулярно проводились выставки в годы войны Приморским отделением Союза художников. В ноябре 1942 года, тяжелейшем для страны времени, художники Приморья открыли третью с момента основания отделения (1938) художественную выставку, которая работала три месяца. За этот период ее посетило более 22 000 зрителей [2, с. 20]. Не прекращалась в период войны художественная жизнь Хабаровской организации: ее члены (так же, как и члены Приморского отделения) были участниками межобластной выставки «Художники Сибири и Дальнего Востока» в Иркутске (1943). В 1945 году хабаровские художники выезжали для зарисовок в места боев в Маньчжурию, освобождаемую от японских захватчиков: «Акварели, карандашные зарисовки, карандашные портреты бойцов, местных жителей, виды окрестностей, храмы... Весь этот материал был необходим не только для дальнейшей творческой работы художников, на основании его были организованы выставки в Хабаровске, затем передвижные выставки в Благовещенске и Комсомольске-на-Амуре» [5, с. 14]. Около тысячи картин, плакатов, портретов, этюдов и других экспонатов представили на выставку, посвященную 25-й годовщине Красной Армии, якутские художники. Художники И.В. Попов, П.П. Романов, М.М. Носов, Г.М. Туралысов удостоились звания «Народного художника ЯАССР» (1945) [6, с. 254-256].

Наиболее востребованным в то время видом искусства был плакат. Художники Дальнего Востока, выпуская агитплакаты военной те-

матики, воздействовавшие на зрителя острой и ясной образностью, внесли заметный вклад в нашу Победу. Плакатные мастерские «Окна ПРИМ ТАСС», «Окна ТАСС» в Хабаровске, читинские «Окна ТАСС», «Агит-окна» в Улан-Удэ работали непрерывно, выпустив десятки тысяч единиц агитационной продукции. Так, оружием приморских художников стали плакаты,

«выходившие под грифом ''Окна ПРИМ ТАСС'' из плакатной мастерской в 1941-1942 годах. Ее работа из-за недостатка бумаги прерывалась, затем начиналась снова. В итоге литографским и трафаретным способами художники размножили по краю 83 агитплаката общим тиражом 23280 экземпляров» [2, с. 20].

Хабаровские художники «для частей фронта выпускали плакаты под общими названиями ''Ни шагу назад", ''Удар по врагу". Вадим Павчинский, художник-карикатурист, много

лет проработавший в редакции газеты ''Тихоокеанская звезда", [.] выполнил около двухсот карикатур и около сотни плакатов. [.] Художник Горбунов в годы войны также создавал яркие и сильные по остроте воздействия плакаты. Его плакат ''Холхин-Гол в нашу пользу'' много репродуцировался и был известен не только дальневосточникам» [5, с. 14].

Выпуск оборонных агитплакатов «Окна ТАСС» был организован во время Великой Отечественной войны в Чите: «Подобные плакаты выходили в Перми, Новосибирске, Хабаровске, Воронеже, Саратове, Ташкенте и т.д. Для организации плакатного производства в Читу прибыл художник-оформитель Г. Е. Та-расевич. В Окнах ТАСС работали художники Д. И. Иванов, В. Г. Козьменко, Г. Толокнин, Л. Груздев, М. Отаров, А. Г. Мосин; литераторы И. С. Луговской, В. Шегов, О. А. Хавкин, И.

Рис. 1.

К. Б. Кузьминых. Орден Красной Звезды. Диптих. 2020. Холст, масло. 120x240

Собственность автора

Молчанов-Сибирский и другие. Плакаты художники изготавливали малым тиражом вручную, путем нанесения с помощью трафарета типографских красок на бумагу. В годы войны художниками было выпущено 427 названий плакатов, тиражом в несколько тысяч. Ими организовано две выставки живописи и графики, три выставки агитплаката, одна из них была передвижной. Плакаты распространялись в Читинской области, Бурятии, Иркутской области, Хабаровском крае. Выставки плакатов организовывались в павильоне городского сада, госпиталях. Весной 1942 году агитационными плакатами был оформлен специальный вагон, курсировавший по Забайкальской железной дороге» [3].

После войны внушительный корпус художников-фронтовиков активно включился в художественную жизнь Дальневосточного региона, воплотив в своем творчестве и пафос великого подвига солдата-освободителя, и идеалы мирного созидания. Своим присутствием в мирной жизни они обеспечили связь поколений, передали тем, кто вырос без войны, свои коллективные знания и память о Великой войне и Победе. Эти знания и память теперь наше общее достояние.

Масштабный по замыслу и реализации II межрегиональный выставочный проект «Великая Победа», посвященный 75-летнему юбилею Победы в Великой Отечественной войне,

- это серия художественных выставок, сначала представленных в залах Приморской государственной картинной галереи и Приморского краевого отделения Союза художников России, а по завершении работы экспозиций во Владивостоке - на выставочных площадках других городов Приморского края. Выставки, организованные в рамках проекта, включили более 200 произведений дальневосточных авторов

- представителей всех субъектов Российской Федерации на Дальнем Востоке. Этот проект явился продолжением I межрегионального проекта «Великая Победа», организованного во Владивостоке в 2015 году к 70-летию Победы. Во Владивостоке в его реализации была применена кураторская разработка концепции, которая позволила увидеть выставку максимально

большому количеству зрителей: часть произведений экспонировалась в штабных палатках в мемориальной зоне на Корабельной набережной у подводной лодки С-56 и Вечного огня с 9-10 мая. После Парада Победы все желающие могли зайти в палатки. Проект был поддержан Министерством культуры РФ, что позволило показать выставку в городах центральной России - Смоленске и Твери. В целом проект «Великая Победа» - это еще одно напоминание о великой странице истории нашей страны средствами изобразительного искусства.

В нынешней выставке тематическая картина явилась основных жанром, отразившим

указывая на вечность, в которую ушли павшие воины. Эту тему интерпретируют Н. Вагин («Светлая память»), В. Ворошилов («Память»), С. Горбачев («Полковнику никто не пишет»), С. Чурсин («Долгая встреча»), А. Лиценбергер («Войной опаленные»), И. Никитчик («Памяти отца»), С. Фирюлина («Память»). По-разному воплощенный мотив позволяет увидеть, насколько индивидуально отражено восприятие мира: чувства авторов выражены через личность художника, стоящего у мольберта, через сознание пронесшего в своем сердце войну ветерана, через сюжет мирного строительства, в котором солдат-инвалид, старший в роду,

широкий пласт размышлений современных живописцев о подвиге и драматических коллизиях, с которыми неизбежно связана война. К этому жанру обращаются в разных вариациях. Тема памяти в работе «Вечная память погибшим, вечная слава живым» у Ю. Аксенова (рис. 6) тонко переплетается с темой христианской жертвенной трапезы: в композиции нет активного движения, фигуры статичны, согласованные жесты словно замыкают пространство,

становится охранительным символом для потомков, через острый плакатный образ бойцов, объятых пламенем войны, через фигуру в сцене поминовения, в которой голубь является символическим указанием на присутствие души.

К обобщению как к художественному приему прибегают И. Бутусов («Подводники»), А. Батуров («Весточка домой»), А. Жоголева («Живой»), О. Иванцова («Семейный альбом»), С. Колесов («Живой, сынок»), С. Каза-

Рис. 2.

Д. А. Бойтунов. Мама с родными братьями. 2015. Холст, масло. 100x140

Собственность автора

Рис. 3.

Ч. Б. Шенхоров. Портрет Героя Советского Союза прославленного снайпера Жамбыла Ешеевича Тулаева. 2020. Холст, масло. 95x75,5

Собственность автора

рян («Воспоминания»), Н. Корнет («Ожидание»), В. Коровин («Песня ветеранов»), В. Кравчук («Завтра на парад»), Е. Корж («День Победы»), О. Ни-китчик («Май 1945-го», «Письмо на фронт. Прасковья» (рис. 5)), Л. Лабок («День Победы»), В. Прасков («Портрет ветерана Великой Отечественной войны»), В. Ребик («Блокадница»), В. Снытко («Возвращение с Победой!»), В. Цап («Еврейские бойцы 16-й Литовской дивизии»), Е. Фомин («Цветы Победы»), Н. Троегубова («Наследники Победы»), А. Чечуга («Пусть всегда будет мир!»).

У героев их произведений нет конкретных имен, они изображены в разных ситуациях: в попытке успеть написать письмо в минуту затишья между боями, в марше бойцов 16-й стрелковой Литовской Клайпедской Краснознаменной дивизии, отличившейся беспримерным мужеством в боях, в ожидании с войны того, кто уже никогда не вернется, в осознании мира и необходимости строить дальнейшую жизнь, в предвкушении праздничного парада и созерцании семейного альбома. При всей индивидуальности каждого отдельно взятого замысла, продиктованного личными переживаниями автора (к примеру, Л. Лабок знает о войне от отца - народного художника Бурятской АССР, участника Великой Отечественной войны, воевавшего на Восточном фронте, что нашло отражение в его больших живописных полотнах «Вступление советских войск в Чи-фын» и «По дорогам войны»), они объединены стремлением создать собирательный типиче-

ский образ, состоящий из образов-ощущений, образов-представлений, образов-воспоминаний авторов картин.

Очень наглядно это стремление проявляется в работе И. Бутусова «Подводники», которая является смысловым продолжением работы «Маринеско», созданной в 2015 году. Если в первом случае художник идет от конкретной личности прославленного командира подводной лодки, то в нынешнем произведении художественный образ олицетворяет единство боевого братства, несмотря на то что прообразами персонажей явились конкретные личности - командиры подводных лодок. В лицах персонажей нет выраженных индивидуальных черт, подчеркнуто, скорее, общее - сила характера, готовность защитить Родину. Эти образы отсылают к коллективной памяти нации.

Пейзаж как символ родной земли, Отечества, становится смысловым местом, где разворачивается действие произведений А. Бочкаревой-Иннокентьевой «Строительство Колымской дороги», И. Бухоголовы «Прощай, отчий край...», Де Сон Ена «Я вернусь», С. Еремина «Разведка боем», В. Камовского «Станция 2-я Речка», Д. Лыгденова «Тишина», Е. Пих-товникова «1941-й», «Осень войны», Б. Седова «Утро 9 мая», В. Серебрякова «9 мая в Бирака-не», Ю. Степанова «Музей под открытым небом», Р. Цымбало «Идут сибирские эшелоны», Л. Конончук «Вернулся с фронта».

Чрезвычайно широк спектр художественных исканий авторов: экспрессивно изображены северные рубежи, напряженный цвет используется в работах, посвященных сражениям, монохромная цветовая гамма - в передаче сожженной земли и уходящих на фронт эшелонов, на фоне светлого, лирического пейзажа прощаются влюбленные, мажорное звучание у полотен, связанных с празднованием Дня Победы. Работы объединены тем, что пейзаж выступает здесь символом жизни, его роль заключается в определении психологического состояния персонажа в соответствии с ситуацией, в фиксации общего настроения момента. В отдельных работах отчетливо звучит молитвенный мотив: к церквушке на дальнем плане

обращен взгляд бойца, уходящего от родного дома, икона Богородицы, включенная в композицию, становится символизирующей заступничество доминантой в решении полотна, посвященного одному из самых тяжелейших периодов в войне - осени 1941-го года.

К языку символов обращаются К. Кузьминых («Орден Красной Звезды», рис. 1), С. Герасимов («Русь-матушка»), В. Балычева («Скоро, скоро Победа»), А. Гунзенов («Символы Победы»), С. Дробноход («Когда возвратимся домой»), В. Кондратьев («Никто не забыт, ничто не забыто»), В. Мягков («Великая Победа»), В. Погребняк («Нашествие»), Ж. Раднаев («Починка»), А. Селиванов («Салют»).

Глубоким смыслом наполнено произведение магаданского художника К. Кузьминых «Орден Красной Звезды» (рис. 1). Один из основополагающих законов философии - взаимосвязь противоположностей - является для художника сквозной темой в его творчестве. Добро и зло, подвиг и преступление, победа и поражение - об этом К. Кузьминых размышляет в циклах своих произведений, обращенных к библейским и античным образам. Представленное на выставке произведение (авторский вариант диптиха, находящегося в коллекции Музея изобразительных искусств г. Хошимина) является продолжением этой линии. Диптих раскрывает тему победителей и побежденных, где первые в параде Победы в 1945 году повергают вражеские знамена к Мавзолею, а вторые

- шествуют по Тверской в колонне военнопленных в «Параде побежденных». Прием одновременного изображения событий, которые на самом деле были хронологически отделены друг от друга, создает эффект особого художественного времени. Аверс и реверс Ордена Красной Звезды подчеркивают эту ассоциативную связь.

Мотив парада Победы интерпретирует и А. Гунзенов: знамена поверженных захватчиков брошены к монументам «Родины-матери» на Мамаевом кургане и Пискаревском кладбище, памятнику «Воину-освободителю» в Берлине. Горящий Рейхстаг на заднем плане олицетворяет поражение самой идеи войны.

С. Герасимов соединяет в своей работе различные временные пласты и образы: Русь воплощается в фигуре воина в кольчуге и шлеме, матушках-монахинях, цветном узоре платка, полосе леса в пейзажном фоне. В архетипиче-ских символах заключаются раздумья автора о духовном строительстве, о национальной идее, о незыблемости основ, которые делают страну несокрушимой.

В свое время В. Верещагин сопроводил «Апофеоз войны» посвящением «всем великим завоевателям - прошедшим, настоящим и будущим», акцентировав внимание на смерти и разрушении. В современной трактовке у В. Кондратьева эта тема расширена: солдатские каски являются материальным свидетельством войны, а образ символического воинства - ду-

Рис. 4.

Н. И. Холодок. «Этот день мы приближали, как могли». Плакат. Тыл (1-й лист). Фронт (2-й лист). Победа (3-й лист). 2015. Вырезная гравюра. 59,5x41

Собственность автора

ховной памятью о ней. К сказочной метафоре обращается Ж. Раднаев: для его персонажа мирное небо - это возможность детских игр. Лаконичный, плакатный язык используют В. Мягков, А. Селиванов, В. Погребняк.

Самое масштабное произведение выставки, выражающее общую идею проекта «Великая Победа», - полиптих «Последний заслон. Август 1941 - апрель 1945» О. Подскочина. Автор запечатлевает не только начало и финал одной из самых кровопролитных войн в истории человечества, но обращается к философскому аспекту войны как процесса, как фрагмента жизни, который вмещает фронтовую повседневность, ощущение горьких утрат отступления, человеческие жертвы и разрушения. Последовательная разработка художником военной темы на протяжении многих лет (к панорамному, многосмысловому прочтению он уже обращался в диптихе «Битва» в 2015 году, а персональная выставка «Призрак атаки» в 2010 году была полностью посвящена теме войны) приводит к доминанте - к мысли о войне как о тотальном зле, как об уничтожающей силе, которая собирает страшную жатву не только в то время, когда она длится, но и десятилетия спустя.

Рис. 5.

О. К. Никитчик. Письмо на фронт. Прасковья. 2020. Холст, масло. 95x108

Собственность автора

Большой массив выставки состоит из живописных и графических произведений портретного жанра. К нему обращаются А. Авдеев, А. Антипина, М. Аргунова, В. Артамонов, В. Архипов, С. Барсуков, Н. Большаков, В. Белоусов, О. Бескровная, В. Богомазов, Д. Бойтунов (рис. 2), И. Борисов, Т. Войтенко, Л. Воронцова, А. Жиркова, Н. Иннокентьев, Н. Карпов, И. Корякин, Т. Кривцова, Ф. Макаров, А. Мягков, Н. Николаева, Б. Осипов, А. Плахотник, Н. Попов, О. Раевская, А. Суслов, В. Суслов, В. Трофимов, М. Финаншин, В. Хрустов, Д. Чечуга, Ч. Шен-хоров (рис. 3).

За редким исключением изображены конкретные лица, чьи имена вынесены в названия произведений. Одним из художественных приемов становится обращение к фотографии как к документу, в котором запечатлен образ солдата в период войны: такими они уходили на фронт, многие остались такими навсегда. Сходство с фотографией подчеркивается графично-стью письма, монохромной цветовой гаммой, композиционным решением. В портретах, где участники Великой Отечественной войны изображены уже в мирное время, фотография (или отсыл к ней) часто становится деталью антуража, в котором находится портретируемый, неотъемлемой частью его собственных воспоминаний, символом связи с ушедшими.

Этот мотив зримо отражен в композиции В. Косенко «Поколения», в основу которой легла идея гражданско-патриотического движения «Бессмертный полк». Лица тех, кто воевал, глядящие с фотографий, и лица нынешних мальчишек и девчонок сливаются в один коллективный портрет, в котором все поколения связаны сквозной родовой памятью.

Ассоциация с фотографией прочитывается и в работе В. Хрустова (рис. 7), посвященной известному снайперу С. Номоконову. В этом произведении В. Хрустов обращается к одной из героических страниц в истории войны - участии в сражениях коренных и малочисленных народов: «Летопись ВОВ сохранила множество ярких эпизодов фронтовой жизни воинов северян. Отделение снайперов, состоящее из народов Севера (С. Номоконов, М. Пассар, З. Киле, К. Батум и А. Самар), только

за сентябрь-октябрь 1942 г. уничтожило 1106 фашистов. За подвиги на фронтах орденами и медалями СССР было награждено свыше 2 тыс. представителей коренных народов, а эвенки И. П. Увачан, С. Д. Номоконов и нанаец А. П. Пассар стали Героями Советского Союза» [4]. Герой будто позирует на фоне груды немецких касок, офицерских фуражек и солдатских пилоток (еще один отсыл к классическому сюжету). Выразительность изображению придает плакатный прием - включение в картинное поле шрифтовых элементов, свидетельствующих о количестве уничтоженных врагов.

Тема Великой Победы выразительно раскрывается в натюрмортах И. Грабовского «Кипяток», Е. Демченко «Фронтовой обед», Б. Лыксокова «Лихолетье», П. Мястовского «Атрибуты Великой Отечественной», О. Папу-зина «На парад не придет», С. Попова «Посвящается художникам, не вернувшимся с войны» (рис. на развороте), М. Пихтовниковой «Май». Через предметы - чайник, нехитрую кухонную утварь, хлеб - передан скудный быт военного времени, через антураж комнаты и творческой мастерской художника - ощущение утраты, в мажорной гамме цветочного натюрморта с акцентами красного - ликующее настроение победного мая.

В графической части выставки (помимо названных портретов) в произведениях В. Быкова «Застава на Малой Кеме», Н. Вагиной «На защиту Москвы», В. Горячева «Доска Почета», «Помним, чтим», В. Захаренко «Тревожные», «В дозоре», Е. Изместьевой «Ради общей Победы», Н. Кирюхиной «Женщины войны», Г. Морозовой «Память», С. Платова «Мы еще повоюем», П. Степанова «Точка», Б. Тайсаева «Салют Победы», С. Толмачева «Дедов крест», Н. Холодка «День Победы» (рис. 4), А. Шалагина (серия «Дальневосточники фронту») отчетливо звучат темы памяти, ратного подвига, трудового подвига тыла, защиты рубежей и, конечно, Победы.

Авторы обращаются к разным техникам -офорту, линогравюре, литографии, рисунку тушью, акварели, пастели, смешанным техникам, компьютерным технологиям. Пластические и композиционные решения делают эти

произведения, несмотря на их немногочисленность, очень интересными.

Выставку дополняют разделы скульптуры и декоративно-прикладного искусства. В первом из них Э. Барсегов в скульптурном портрете участника Великой Отечественной войны В. Мялка и В. Чеботарев в портрете Бориса Га-нина сосредотачиваются на психологических характеристиках героев. Е. Болсобоев в скульптурной композиции «Битва» обращается к традиционным национальным мотивам: крылатый конь выступает в образе сказочного персонажа-участника поединка. З. Дугаров («Похищенное счастье») использует предельно обобщенную форму, фиксируя внимание на эмоциональной составляющей образа. К приемам наивного искусства обращается В. Гатапов («Под мирным небом»).

Во втором разделе представлены: произведения косторезного искусства (А. Боескорова, «Письмо, пропахшее порохом войны»; К. Меркурьев, «Якутия - фронту»; Г. Родионов, «Герой Советского союза Федор Попов»; М. Слепцов, «Дети войны»; Т. Печетегина, «Чукотка во время войны»), горячая эмаль (В. Леватаев, «Черное солнце. Памяти жертв холокоста»), чеканка (М. Гомбоев, «Отпор»), керамика (В. Моргунова, «Воин-защитник»), декоративное панно из кожи (Е. Шлык, «Пламенный цветок»). Благодаря особенностям материала, национальным мотивам, сюжетам, в основу которых легли конкретные события и конкретные лица, образы получились эмоционально окрашенными и выразительными, а смешение разных национальных традиций дает ощущение всеобщей

Рис. 6.

Ю. А. Аксенов. Вечная память погибшим, вечная слава живым. 2020. Холст, масло. 60x108

Собственность автора

*Рис. 7. В. П. Хрустов. Личный счет Семена

Номоконова. 2020. Холст, масло. 110x130

Собственность автора

сплоченности перед врагом, с которым воевали не русские, якутские, бурятские воины, а народ единой страны.

В целом при всей индивидуальности стилевых приемов в живописи, графике, скульптуре и декоративно-прикладном искусстве - от классического языка реалистической живописи до условных приемов модернистского искусства - произведения выставки объединены одной идеей: мы все - дети той войны, в которой участвовали наши отцы, деды и прадеды.

Проект «Великая Победа» позволил объединить усилия художников 13 региональных отделений Союза художников России в Дальневосточном федеральном округе. Их творчество - богатейший пласт современной художественной культуры России, впитавший национальные особенности, характер всех народов, населяющих этот регион. Тематическая выставка, в основу которой была положена идея с высоким гуманистическим пафосом, потребовавшая крепкого профессионального уровня, показала, насколько серьезный потенциал у дальневосточных художников.

Литература

1. Иванова-Унарова, З. И. Художники Якутии: члены Союза художников России / З. И. Иванова-У-нарова. - Санкт-Петербург, 2006. - 288 с., ил.

2. Кандыба, В. И. Художники Приморья / В.И. Кандыба. - Ленинград : Художник РСФСР, 1990. -128 с., ил.

3. Советский плакат. - URL: https://tramvaiiskusstv. ru/plakat/spisok-khudozhnikov/item/5408-polikarpov-i-v.html (дата обращения: 25.04.2020).

4. Тураев, В. А. Великая Отечественная война и народы Дальнего Востока: демографические и этнокультурные последствия // Россия и АТР. - Владивосток, 2015. - № 2. - С. 25-39. - URL: https://cyberleninka. ru/article/n/velikaya-otechestvennaya-voyna-i-narody-dalnego-vostoka-demograficheskie-i-etnokulturnye-posledstviya/viewer?fbclid=IwAR1wHe8Ymrpjsxr2RU iW4498KiK4AeoU_IkXndsKAE7ljxtOSOeTfHqo2fE (дата обращения 28.04.2020).

5. Художники Хабаровского края : альбом / авт.-сост. : Т. А. Давыдова, Т. А. Давидова, В. А. Шишкина, Е. В. Быкова, Т. В. Лементович. - Хабаровск, 2011. - 400 с., ил.

6. Энциклопедия Якутии: хроника, факты, события. - Том 1. - Москва, 2000. - 539 с., ил.

Об авторе

Зотова Ольга Ивановна - кандидат искусствоведения, доцент Школы искусства и гуманитарных наук Дальневосточного федерального университета, главный специалист Регионального отделения Урала, Сибири и Дальнего Востока Российской академии художеств в г. Красноярске, член Союза художников России, почетный член Российской академии художеств

E-mail: [email protected]

II INTERREGIONAL PROJECT "GREAT VICTORY" IN VLADIVOSTOK

Zotova Olga Ivanovna

Candidate of Arts, associate professor at the School of Arts and Humanities, Far Eastern Federal University, chief specialist of the Regional branch of the Russian Academy of Arts "Ural, Siberia and Far East" in Krasnoyarsk, member of the Union of artists of Russia, honorary member of the Russian Academy of Arts

Abstract: The paper is devoted to the exhibition "Great Victory" in Vladivostok, dedicated to the 75th anniversary of Victory in the Great Patriotic war. The author considers the history of the art project, the main sections and themes of the exhibition, and the most significant works. The authors' worldview concepts are analyzed.

Keywords: interregional project "Great Victory"; Far Eastern art; front-line artists; theme of Victory.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.