Научная статья на тему 'Культурологическое осмысление жанров советских плакатов времен Отечественной войны'

Культурологическое осмысление жанров советских плакатов времен Отечественной войны Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
2146
319
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Спешилова A. Ю.

Рассматриваются различные жанры советских плакатов в годы Великой Отечественной войны как социальные произведения, ориентированные, с одной стороны, на фронт, а с другой на тыл. Именно плакат обладал огромной силой воздействия на народные массы и призывал к активным действиям.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Culturological understanding of Soviet poster's styles during the World War II

It is considered different types of Soviet placards, which are analyzed as social compositions orientated to the rear and front. All these placards could influence on people and appeal to great actions.

Текст научной работы на тему «Культурологическое осмысление жанров советских плакатов времен Отечественной войны»

УДК 008:659.133 Д. ю. СПЕШИЛОВА

Тверской государственный университет

КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКОЕ ОСМЫСЛЕНИЕ ЖАНРОВ СОВЕТСКИХ ПЛАКАТОВ ВРЕМЕН ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ

Рассматриваются различные жанры советских плакатов в годы Великой Отечественной войны как социальные произведения, ориентированные, с одной стороны, на фронт, а с другой — на тыл. Именно плакат обладал огромной силой воздействия на народные массы и призывал к активным действиям.

Во время Великой Отечественной войны активизировались все формы агитационного искусства, были написаны тысячи журналистских очерков, литературных произведений, сняты документальные и художественные фильмы, поставлены театральные спектакли. Но нас интересуетто, что до настоящего момента оставалось в тени: еще одно синтетическое средство беспрецедентной социальной кампании, проводимой советским правительством, а именно плакат. Мы имеем в виду агитационные и пропагандистские плакаты, созданные советскими художни-камис 1941 по 1945 годы, первый из которых — «Беспощадно разгромим и уничтожим врага» художников Кукрыниксов появился на улицах Москвы спустя 2 дня после начала войны, то есть 23 июня 1941 года. Этот жанр всегда выдвигался на передовую линию в трудные для страны моменты. Плакат всегда быстро и остро откликался на важнейшие фронтовые сводки, на сообщения о героических подвигах тыла, воодушевлял людей и беспощадно бил врага сатирой. Он был всегда вместе с армией и народом на фронтовых дорогах, в землянках, на броне танков, в цехах, учреждениях, в метро, на вокзалах, в подъездах домов, на полевых станах. И чем дальше от нас война, тем большую ценность обретает именно этот документ эпохи, запечатлевший ее наиболее эмоционально.

Плакаты, созданные в СССР во время Великой Отечественной войны, — одно из самых ярких явлений культуры XX века. Упоминания о них можно встретить во всех источниках, которые касаются военного времени и даже первых послевоенных лет. Приведем всего два примера, которые кажутся самыми яркими. Эти плакаты с огромной бережностью хранятся во всех музеях, посвященных битвам Великой Отечественной. В музее Калининского фронта агитационным материалам уделен целый зал, множество плакатов «Окон ТАСС», получаемых Калининским ДКА, в запасниках ждут момента быть представленными широкому зрителю. В Центральном музее Великой Отечественной войны в Москве работы советских художников-плакатистов не только выставлены в витринах наряду с другими экспонатами как свидетели эпохи и быстрый отклик на тогдашние события, но ими оформлены все залы экспозиции. Для каждого года войны выбраны те произведения, которые наиболее полно отражают духовное состояние советского народа. Это и «Отстоим Москву!» Н. Жукова и В. Климашина, и «Воин Красной Армии, спаси!» В. Корецкого, появившиеся в самом начале войны. Доказательством того, что

плакаты не проходили мимо зрителя, свидетельствует бережное отношение к ним. Даже в блокадном Ленинграде жители бережно собирали и хранили их. После войны эти материалы были систематизированы, и только в 1995 г. Российской национальной библиотекой был издан каталог: «Ленинградские «Окна ТАСС» 1941-1945 гг. в собрании российской национальной библиотеки» (СПб.: Изд-воРНБ, 1995). В нем можно найти свидетельства очевидцев этих событий или место, где был обнаружен плакат. Можно еще привести фотографии того времени, на которых агитационные плакаты являются частью внешнего оформления улиц, или множество людей, читающие «Окна ТАСС», выставленные в витринах на центральных улицах городов. Об огромной популярности свидетельствуют также и выставки, первая из которых была организована еще в 1942 г. в Историческом музее. Таким образом, плакат получил признание народа еще во время активных боевых действий. Он демонстрировался на выставках, издавался в многочисленных альбомах, изучался учеными-искусствоведами,

Сложность политических задач и разнородность целевой аудитории плаката требовали высокой вариантности и динамичности его формы. В особо напряженные моменты, особенно в период военных действий, наибольшей мобилизующей силой обладал агитационный плакат, апеллирующий к эмоциям целевой аудитории и бросавший в массы активный призыв к действию. Но в стране, где преобладало малограмотное население, где возникало множество вопросов в связи с принципиальными социальными переменами, подобная форма агитации не всегда решала поставленную задачу. Многие темы требовали всестороннего обсуждения и разъяснения. Так, наряду с агитационным плакатом рождается плакат пропагандистский, апеллирующий к разуму. Собственно агитационный и пропагандистский плакаты возникли и развивались одновременно. Более того, часто в одно и то же время одна и та же тема решалась и тем, и другим способом. В художественной форме пропагандистского плаката, обращенного к наименее политически подготовленной аудитории, мастера использовали традиции народного искусства, в частности лубка с его пристрастием к многокадровому, многосюжетному развитию действия, к пояснительным текстам. И хотя традиции народного искусства, естественно, претерпевали изменения в соответствии с новыми политическими задачами, многокадровый плакат-рассказ получил широкое распро-

странение не только в оборонных, но и в культурно-просветительных, санитарно-просветительных темах, не только в печатном, тиражном, плакате, но и в трафаретных «Окнах ТАСС»

Вмастерской «Окон ТАСС» работали нотолько плакатисты Д. Моор, М. Черемных, М. Соловьев и др но и многие живописцы, графики, поэты Среди них Ку-крыниксы, П. Соколов-Скаля, П. Шухмин, П Алякринский, Д. Бедный, В. Лебедев-Кумач, С. Маршак. Среди мастеров, запечатлевших героические свершения армии и народа, выделялся П. Соколов-Скаля, автор более трехсот трафаретных плакатов, основной функцией которых было агитировать, вести за собой армии в бой или на работу, делать гак. чтобы человек, забывая свои естественный нужды, отдавал всего себя Победе.

Представляется все плакаты времен войны разделять на две группы. Первая - это те плакаты, которые ориентированы на фронтовые части, ведущие активные боевые действия с противником. Цель плакатов вести вперед, на подвиг, не жалея себя и своей жизни. Эти плакаты появлялись в окопах, на улицах центральных городов, за них Гитлер обещал повесить в первый же день после взятия Москвы всех сотрудников «Окон ТАСС». В Москву с фрон та приезжали автомашины, чтобы доставить свежие «Окна ТАСС» на передовую. Вувеличенном виде, на фанерных щитах они выставлялись на виду маршевых рот и непосредственно на передовой. Уже упоминался плакат Кукрыниксов «Беспощадно разгромим и уничтожим врага!», на котором был изображен воин Красной Армии, протыкающий голову Гитлера, ны-совывающуюся из разорванногодоговорао ненападении между СССР и Германии. В первоначальном варианте штык красноармейца пронзал руку Гитлера, поэтому плакат звучал скорее как предупреждение. Но напечатан он был уже с другим сюжетом. Штык вонзался прямо в голову Гитлера, что вполне отвечало конечной цели разворачивавшихся событий. Духу времени соответствовали и удачное сочетание в сюжете плаката героического и сатирического образов. Подобное сочетание часто использовалось Кукрыниксами и другими художниками.

Плакат в годы Великой Отечественной пользовался большим успехом у публики. Этот период по масштабам сделанного сопоставим с развитием плакатного искусства времен Октябрьской революции и гражданской войны, но было в сотни раз больше создано плакатных листов, многие из них стали классикой советского искусства. Наиболее важную информацию необходимо было передать при помощи самых простых и действенных средств и в короткие сроки. Для этого авторы внимательно читали сводки, обсуждали их, ездили на передовую, чтобы быть в курсе постоянно изменяющихся событий. Плакаты «Окон ТАСС» вошли в историю Великой Отечественной войны героической страницей как один из грозных видов идеологического оружия. Они делались, как правило, мастерски и обладали большим воздействием на зрителя, их хорошо знали на фронте и в тылу, в подполье на оккупированной территории и в партизанских отрядах, во многих странах мира, в том числе и в самой Германии.

Героические плакаты создавали: Н. Авакумов («Завоеваний Октября не отдадим!». «По вражьей земле вперед к Победе!»), В. Иванов («Пусть вдохновляет Вас в этой войне мужественный образ наших великих предков!», «На Запад!», «Пьем воду из родного Днепра.,.», «Ты вернул нам жизнь!», «Врагкова-рен, будь начеку!»), В. Корецкий («Наши силы неис-

числимы», «Воин Красной Армии, спаси!» ), Кукры-никсы («Беспощадно разгромим и уничтожим врага», «Бьемся мы здорово...», «Долг платежом красен», «Освободи!»), В Серов («Защитим город Ленина»), П. Соколов-Скаля («На земле и над землей...»), И. То-идзе («Родина-матьзовет!», «За Родину-мать!»), Н. Жуков («Отстоим Москву», «Бей ''¿смерть!»!, ф. Антонов («Боен, Красной Армии! Ты не дайн, любимую на позор...»), Н. Долгоруков («Смерть немецким оккупантам!»), Л. Голованов («За честь жены, за смерть детей...», «Доблестные воины, крепчебейге врага!», «Спасем советских ребят от немцев!-, «Дойдем до Берлина!»), Д. Шмарипоп («Я жду тебя, воин-освободитель!»), А. Кокорекии («За Родину!»). В жанре плакатного искусстве г, годы Великой Отечественной войны работали многие \удожники, которые ни до войны, ни после нее >'•. занимались плакатом. Текс ты к ним писались известными советскими поэтами и писателями. Независимость и сила народа корнями уходили в героическое прошлое России.

В первые месяцы войны сюжеты героических плакатов были насыщены сценами атак и единоборств советского воина с фашистом, причем основное внимание, как правило, обращалось на передачу движения яростного устремления на врага. Такопы плакаты: «Вперед за машу Победу» С. Бопдара, «Наше дело правое. Враг будет разбит!» Р. Гершаника, «Фашисты не пройдут!» Д. Шмарипова, «Вперед, бу-денновцы!» А. Полянского, «Стальнойлавиной раздавим врага» В. Одинцова, «Руби гадов!» М. Авилова, «Покажем презренным фашистским убийцам, как драться умее т советский моряк!» А. Кокорекина. Пафосом борьбы также отмечен плакат А. Кокорекина «Грудью на защиту Ленинграда!». Суровые испытания выпали на долю защитников Москвы осенью 1941 года. Художником Б. Мухиным был выполнен плакат, который содержал торжественную клятву московских ополченцев: «Защитим родную Москву!». Другим шедевром этого периода стала работа М. Грекова, I I. Жукова и В. Климашипа «Отстоим Москну!». Авторы пошли путем художественного обобщения и придали воину черты народного герои, находящегося на высочайшем эмоциональном подъеме и призывающего отстоя ть от врага не только ст олицу, н(1 и всю страну. Мощным оптимистическим призывом стал плакат Д. Шмаринова «Воин, отпеть Родине победой!». В композиции плаката автор раскрывает главную тему: Родина растит хлеб и дает в руки солдата совершенное оружие.

В таких плакатах содержание часто углублялось присутствием второго символического плана, исторической параллели. Художники прибегали к сопоставлению современных воинов и полководцев прошлого, сцен современного боя и условных аллегорических изображений, символизирующих Родину. На плакатах неоднократно изображались национальные герои России, призывающие потомков к борьбе с врагом. Были выпущены листы, изображавшие Александра Невского, Александра Суворова, Михаила Кутузова, Дмитрия Пожарского, а также героев Гражданской войны Чапаева и Щорса. Слова И. Сталина «Пусть вдохновляет вас в этой борьбе мужественный образ наших великих предков...», сказанные им на Военном параде 7 ноября 1941, определили тематику таких плакатов. Большинство их были создано В. Ивановым совместно с О. Буровой. Исторические параллели, которые демонстрировали такие плакаты, носили конкретный характер. Дмитрий Пожарский символизировал единение защитников Родины: бойцов, матросов и партизан.

Михаил Кутузов напоминал о героическом сражении на Бородинском поле. Александр Суворов учил бойцов побеждать врага. Дмитрий Донской объявлял священной борьбу иноземным поработителям. На него была возложена самая главная задача: вдохновлять русских воинов.

За каждый год войны можно найти один или два плаката, выражающих главную идею всего военного периода. В 1941 году ими, безусловно, стали работы Кукрыниксов «Беспощадно разгромим и уничтожим врага» и И. Тоидзе «Родина-мать зовет!», которые продемонстрировали чувство личной сопричастности с происходящими трагическими событиями. Портретная индивидуальность героини на листе Тоидзе и условный красный цвет, символизирующий знамя, придали этой работе особенную человечность и остроту. Основная сила воздействия плаката заключена в психологическом содержании самого образа — в выражении взволнованного лица простой женщины, в ее призывающем жесте. Во время войны он был издан миллионными тиражами и на всех языках народов СССР.

В 1942 году такими плакатами могла бы стать «Солдатская мадонна» — плакат В. Корецкого «Воин Красной Армии, спаси!» и работа Н. Жукова «Бей насмерть!». В 1943 г. — лист В. Иванова «На Запад!» с солдатом, сбивающим прикладом с березы немецкий указатель «На восток», и H.A. Долгорукова «Чуден Днепр при тихой погоде...», сообщающим об успешном форсировании советскими войсками Днепра. В 1944 году можно выделить работу В. Дени «Узнал фашистский стервятник, что у нас не ягнятник», изображающую руку красноармейца, сжимающую горло растрепанной фашистской птицы, терзавшей тело ребенка. Для 1945 года знаковой становится работа Л.Ф. Голованова «Красной Армии — слава!». Как и работа Н. Жукова, она содержит скрытый намек на прошлое. На заднем плане плаката изображена стена рейсхс гага, на которой слева приклеен более ранний плакат его же работы «Дойдем до Берлина», с запоминающимся образом воина. Прототипом улыбающегося богатыря на марше стал реальный герой — снайпер Голосов, фронтовые портреты которого легли в основу знаменитого листа. Он изображен сидящим на пне возле окопа: молодой советский солдат, спокойными, неспешными движениями натягивающий сапог, рядом лежит ого автомат. С другой стороны на обочине дороги валяется проломанная немецкая каска. Сзади него изображен небольшой европейский городок. Но если смотреть на плакат не детально, а в общем, то все сразу становится на свои места. «Дойдем до Берлина!» — такое сочетание изображения и текста вносит в плакат напряжение, повышает его содержательность, придает ему убеждающую силу и у нас не возникает сомнения, что обещание будет выполнено. Рядом с плакатом на стене широким росчерком написано: «Дошли!». А на переднем плане изображен гот же самый воин, уже выполнивший свой долг, дошедший до Берлина и I победивший грозного врага. На груди его победно сверкают боевые ордена, на плечах — офицерские погоны. Обещание, некогда данное, выполнено. Таким образом, создатели более поздних листов ис-I пользовали ранние работы, получившие извест-j ность, популярность в народе. Поэтика изображения | усложнялась, активизировалось восприятие зри-i теля и усиливалось воздействие на его сознание. Два j изображения объединялись в единое целое и созда-^ вался новые образ солдата-победителя, дошедшего !я до Берлина и победившего врага.

Помимо исторических героев с плакатов на зрителей смотрели и женщины. Они обращались к бойцам с просьбой о спасении и оказывали огромное воздействие на армию. Известный плакат В. Корецкого «Воин красной Армии, спаси!» был назван солдатской мадонной. Его впервые напечатали в газете «Правда» от 5 августа 1942 г. По воспоминания очевидцев, этот плакат вызывал огромную ненависть к врагу. Неслучайно Н. Жуков на листе «Бей насмерть!» поместил этот плакат В. Корецкого на стену дома, который защищает красноармеец-пулеметчик. С плакатов на солдат смотрели разные женщины: молодые и старые [1]. Они не просили, а скорее требовали свободы. Женщины провожали воинов в бой, на защиту Отечества [2], и обещали заменить их на работе [3], помочь в бою [4], ждать и радоваться их возвращению [5). Таким образом, один из сильных мотиваторов, который использовался в героических плакатах, было стремление защищать свой дом и семью.

Война невозможна без использования подобной тендерной идентичности как мужчин, так и женщин. Согласно военной пропаганде, быть настоящим мужчиной — значит быть воином. Итак, первый сюжет плакгггов связан с образом настоящего мужчины-воины. С этой точки зрения интересен плакат американских спецслужб, гласивший: «Американская армия делает мужчинами». Другой вариант подобных обращений к мужской идентичности использует идею мужского братства: мужчины призывают всех стать «нормальным», такими «как все», присоединившись к армии. А в то время, пока мужчины воюют, женщины работают на мир. И женские роли в такой ситуации гораздо более разнообразны, чем мужские. Поэтому вторым сюжетом становится сюжет страдания женщин, которые обращаются к мужчинам-защитникам, чтобы они оградили их от бесчестья и насилия. Женщина — это еще и олицетворение семьи и места, куда мужчина возвращается после боя. В связи с этим исключительное значение в пропаганде приобретает образ верной подруги и жены. Соответственно, одной из задач контрпропаганды становится попытка посеять сомнения у вражеских солдат в надежности «тыла». Женщина на плакате говорит: «Моя любовь с тобой, мой храбрый воин!». Важная роль отводится и женщине, которая благословляет мужчину на подвиги.

Среди ориентированных на фронтовую агитацию встречается еще один жанр — сатирические плакаты. Искусство сатиры в России имеет богатые и давние традиции. Социальные и военные коллизии начала XX века — революции и войны — стимулировали интерес к сатирическому лубку, к политической карикатуре. С сатирической графики начиналась деятельность будущих основоположников советского плаката Д. Моора, В. Дени, В. Маяковского, А. Апсита. Но ни социальный, ни политический дореволюционные плакаты не знали сатирического жанра. Этот плакатный жанр - порождение революции. Его задача — отрицание прошлого, борьба с многочисленными противниками советской власти и негативными явлениями действительности. Сатирический плакат был призван вызвать отрицательное отношение зрителей к антигероям, врагам революции. Выделяя «врагов», бичуя контрреволюцию, плакат тем самым обозначал и утверждал положительные идеалы времени, и следуя антитетическому принципу, противопоставлял негативному образу позитивный образ нового революционного государства [6]. Острота политических и социальных проб-

леи, напряженность военной обстановки способствовали быстрому овладению плакатистами разнообразных приемов сатиры, в их арсенале были ирония и сарказм, гипербола, гротеск, аллегория, они обращались к традициям народной смеховой культуры использовали юмор и сатиру народных поговорок, сказок, пословиц, басен. Велик был диапазон нюансов и интонаций - от легкого, незлобливого юмора до уничтожающего сарказма.

В годы Великой Отечественной войны сатирический плакат стал чуть ли не ведущим жанром агитационного искусства наряду с карикатурой. На этой ниве потрудились многие карикатуристы, в том числе и в «Окнах ТАСС», созданных по примеру «Окон РОСТА». Объектов для сатиры было достаточно, фашистская система выдвигала вождей, внешний вид и дела которых сами просились на осмеяние. Несомненно, здесь выделялись работы Кукрыииксои, по павших в «черный список» нацистов. В Ленинграде была подобная группа - «Боевой карандаш». Цель у художников оставалась прежняя: оружием сатиры и юмора воспитывать в людях все лучшее, благородное и прогрессивное, учить их ненавидеть идеологического врага. Их карикатурные изображения можно увидеть на плакате Д. Мора «Всена "Г"»: Гиммлер, Геринг, Гитлер, Геббельс.-В дальнейшем предводители нацистской партии стали главными героями сатирических плакатов художников «Окон ТАСС». Их можно встретить на плакатах Кукрыниксов, таких как «Брехомет», «Превращение "фрицев"», «Вороны в павлиньих перьях», В. Дени «Так выглядит теперь немецкий зверь!..», И. Серебряного «Накося выкуси!», П. Сариксяна лНёмцы горюют: русские не по правилам воюют» (окно ТАСС № 587). К галерее образов фашистских вождей присоединились образы их союзников, например Лаваля, Пэтэна [7], Муссолини.

В этом жанре работал и другой известный автор, М. Черемных. Его плакат «Что Гитлер хочет и что он получит» (окно № 5) появился в самом начале войны. Главным героем стал Гитлер:, а плакат простым и доступным языком разъяснял цели нападения Германии на Советский Союз: «хочет хлеб у крестьян отнять, хочет заводы буржуям отдать, хочет землю гробами, хочет свободных делать рабами». Одновременно плакат инструктировал, что делать, чтобы этого не случилось: «... втрое за каждый удар, десятки пожаров за каждый пожар» и т.п. Подобные двойные плакаты серии «до» и «после» часто встречаются среди сатирических: работы Кукрыниксов «Долг платежом красен», В. Дени «На Москву! Хох! От Москвы: ох!», «Фашистская ставка. Красноармейская поправка» Б. Ефимова и Н. Долгорукова «Выступали — веселились, отступали - обслезились...», или Н. Денисовского «Как ударила врага наша русская Дуга». Такие плакаты в своей лаконичной манере показывают итоги «победных» походов немецкой армии.

Помимо основных деятелей нацистской партии героями сатирических плакатов становились и рядовые немцы. Авторы плакатов-так изобразили портрет типичного немца: «белокур, как Гитлер, строен, как Геринг, красив, как Геббельс» (8].

Таким образом, одним из наиболее распространенных и успешных методов обличения врага в «Окнах ТАСС» была сатира. «Сделать врага смешным - значит наполовину убить его» - этим тезисом руководствовались художники Кукрыниксы, Б. Ефимов, В. Лебедев, М. Черемных. Меткие и ядовитые стихи к их плакатам писали С. Маршак, В. Лебедев-

Кумач, Д. Бедный, А. Жаров. Именно поэтому главной мишенью сатириков был Гитлер. Он персонифицировал понятие фашизма во всех его отрицательных проявлениях, подвергался осмеянию как личность, стратег, политик. Особенно едким и беспощадным было перо Кукрыннксов. Они остроумно обыгрывали слова военного лексикона — ;-клещи», «котел», «линия фронта», строя па .¡тих понятиях занимательные и сатирически-хлесткие сюжоты. В «ОкноТАСС» №640 («Превращение ..фрицев"») Кукрыниксы показали Гитлера врагом не только советского, по и своего собственною иародх

Вторая группа - плакаты, '¡ьей целевой аудиторией являлся тыл, трудовой фронт. Люди, не участвовавшие в активных 1! 'евых действиях, должны были много и тяжело раСюта.ъ на военную промышленность, зачастую и ужл/пых условиях. Плакаты признаны были ломот, мотивировать население на этот бесчеловечный груд. Это плакаты Т. Ереминой «Убрать урожай до единого зерна!», Д. Моора «Ты чем помог фронту?», Н. Авакумова «Больше металла — больше оружия!» и подобные.

У каждого периода войны были свои задачи, псе они требовали безотлагательного решения. Плакат служил средством передачи информации в те районы, в которых не было линий связи, ко торые были оккупированы, но где действовали сове тские пар тизаны. Плакаты приобрели необычайную популярность. Их содержание пересказывалось из уст в уста, с тановилось народной молвой. Одним из наиболее распространенных сюжетов был образ жешцинм, заменившей ушедшего па фронт мужчину у станка, за рулем трак тора, зи штурвалом комбайна. Лучшие плакаты па тему «Больше хлеба для фронта и тыла. Убрать урожай полностью!» Н. Ватолиной и Н.Денисова, «11а трактор девушки садятся смело!» Т. Ереминой, «Мы поклялись своим мужьям» М. Бри-Бейп, «Чем крепче тыл, тем крепче фронт!» О. Эйгес. Многие плакаты затрагивали тему трудовой дисциплины: «Прогулы ликвидировать полностью!» С. Игумано-ва, «Брак-Враг» Б. Клинч, «Водители машин! Бесперебойно доставляйте грузы па фронт» Я. Бекетова и другие. Самоотверженность тружеников тыла давала фрон ту все больше и больше оружия. В. Иванов и О. Бурова создали великолепный мобилизующий плакат-для рабочей смены «Учащиеся ремесленных, железнодорожных училищ и школ ФЗО! Следуйте.1 примеру героев фронта!».

Мужские образы в тыловых плакатах отличаю тся от героических и сатирических изображений. Если первые рисуют образы молодых и отважных солдат, стремящихся к победе, то вторые — мужчин среднего и старшего возраста, рабочих и партизан, основательных и профессиональных в своем труде. Они изображают образ верного и хорошего работника, который не покладая рук грудится, чтобы солдаты на фронте имели псе необходимое для борьбы с врагом. Женские образы в героических плакатах ориентированы на мужчин и призваны вызвать в них чувство долга перед Родиной и семьей, а в плакатах, адресованных тылу, они должны воздействовать преимущественно на женское население. Здесь можно отметить плакат Н. Ватолиной «Фашизм -злейший враг женщин!», агитирующий вести любую активную борьбу против фашистского режима. Другие плакаты призывают женщин занять более активную социальную позицию, и, пока мужчины выполняют свой долг, заменить их везде, где это возможно: убирать урожай и работать на заводе. Женщины т ыла стали опорой для мужчин на войне. На полях глубин-

ных районов страны женщины вступали в «битву за урожай». «Трактор в поле, что танк в бою!» — провозглашал «посевной» плакат В. Иванова и О. Буровой. Союзнические плакаты призывают американских и английских женщин присоединяться к медицинской службе и помочь мужчинам бороться за мир.

Один из самых известных плакатов тыловой тематики «Не болтай!» — принадлежит московской художнице Н. Ватолиной. Он стал вершиной пропаганды актуальной темы и на многие десятилетия пережил время своего создания. Основой этого плаката стали стихи С. Маршака, приведенные на листе: «Будь начеку // в такие дни // подслушивают смены,// Недалеко от болтовни //и сплетни // до измены». Тогда же народным фольклором стал лозунг: «Болтун — находкадля шпиона!», выраженный в плакате неизвестного художника «Телефонный болтун — пособник для фашистского шпиона». Последняя тема характерна для плакатов союзников, большая доля которых призывает мирное население быть более внимательным к своим разговорам и не разглашать никаких сведений, потому что это может повлечь за собой гибель солдат.

Внутри этой второй группы можно выделить также плакаты илисты, рассчитанные на оккупированные территории, адресованные участникам партизанского движения, такие, как «Партизаны, бейте врага без пощады!» В. Корецкого, «Помогай Красной Армии вылавливать шпионов и диверсантов» П. Ван-дышева, «Партизаны, мстите без пощады!» Т. Ереминой. «Ребята, защищайте Родину! Выслеживайте врагов, сообщайте взрослым!» А. Пахомова. Главными героями последнего стали пионеры, зорко охраняющие свою землю от врагов. Интересен с этой стороны листА. Немухина «Все на лыжи!», призывающий всех овладевать лыжной техникой, которая поможет «бить фашистских оккупантов». Трудно переоценить роль бойцов народного ополчения в защите Москвы и Ленинграда от наступающих фашистских дивизий. Наиболее значительные работы, изображающие защитников Отечества, были созданы летом 1941 года В. Серовым и А. Ситтаро. В плакате «Наше дело правое — победа будет за нами» В. Серов передал решимость пожилого бойца-ополченца защищать родной край от приближающегося врага. Тема мести захватчику активно стала появляться в плакатах после победы над Москвой. Тогда в плакатные лозунги начали допускаться определения «немецкие оккупанты» и «немцы», что отождествлялось со словами «фашисты», «гитлеровцы», «враги», как более доступные для сознания бойцов.

В 1943 году в советский плакат проникли новые настроения, вызванные решительным переломом в ходе войны. Отчетливо, уверенно зазвучала тема победы. Торжество духа и силы народа, одолевшего фашизм, — главная идея, объединяющая плакаты третьего, победного этапа войны. Среди плакатов, ориентированных на тыл, начали появляться работы ярко выраженного социального характера, направленные на общечеловеческие, семейные ценности, на поддержание в бойцах уверенности в том, что дома их ждут семьи. Несмотря на то, что победа была близка, художники не расслаблялись, не почивали на лаврах, они продолжали вдохновлять бойцов. Солдаты, прошедшие дороги войны, не изображаются в парадных формах и орденах, художники с самого начала правдиво трактовали тему победы и радости, которую она несет. Это такие плакаты, как «Ты вер-нулнам жизнь» и «Ты будешь жить счастливо!» В. Иванова, «Мать-героиня» Г. Савицкого, «Забота о семьях

фронтовиков является священным долгом всех советских патриотов» В. Милашевского.

Также в этой группе можно отметить листы, которые призывают народ всеми силами помогать фронту, не только своим трудом, но и всем, чем возможно: экономить электричество, сдавать теплые вещи для помощи фронту.

К этой категории можно отнести и рекламные плакаты. Известно, что во время войны, правительства разных стран проводили несколько военных займов. Рекламные листы с предложениями принять участие в таких займе« встречаются и среди советских, и среди союзнических плакатов. Первый подобный плакат принадлежит П. Мальцеву — «Усилим фонд народной обороны...» Он призывает помогать фронту трудовыми сбережениями, которые пойдут на покупку орудий и снарядов. Текст для такого плаката был написан О. Бергольц. Главной героиней стала обычная женщина блокадного Ленинграда, тетя Даша, которая своим личным примером, сдавая деньги в фонд народной обороны, подталкивает своих соседей к такому же поступку. Та же тенденция обнаруживается и в тексте к Третьему государственному займу. Взнос денег в военный фонд в глазах аудитории приравнивается к штыку и снаряду. А сбор средств на Четвертый заём должен подписать фашизму смертный приговор. Плакаты союзников содержали подобные призывы спасти мир, участвуя в займах. З.В. Лашкул в своей книге «Украинский советский плакат в годы Великой Отечественной войны (1941 — 1945)», анализируя плакаты И. Дайца (Алма-Ата), пишет: «Прост и вместе с тем оригинально решен выпущенный в Алма-Ате одновременно на русском и казахском языках плакат И. Дайца: «Трудящиеся! Организуйте в своем коллективе страхование жизни и домашнего имущества!» «Каждый рубль, внесенный в уплату платежей по добровольному страхованию, — это УДАР по ФАШИЗМУ», — гласит надпись на плакате, и мы видим, как из одной ассигнации выходит шеренга бойцов в полном обмундировании, а из серебряного рубля выходит рабочий с молотом и замахивается на упавшего и скорчившегося.в ужасе фашиста. Четкость рисунка, а главное, художественная находка — превращение барельефной фигуры рабочего на рубле в действительный образ — делают плакат очень убедительным» [9]. Так плакат, как наиболее доходчивая форма политической агитации, помогал народу в наглядных художественных образах понять и усвоить смысл решений и призывов государственной власти.

Необходимо отметить, что это был не единственный вид рекламных плакатов, созданных в тот период. Нами обнаружены плакаты, рекламирующие выставки, например выставку «Генеральной обороны Ленинграда», или новый кинофильм («Парень из нашего города», «Машенька», «Радуга», или «Небесный тихоход»), а также плакаты, рекламирующие печенье Наркомпищепрома СССР и сигареты «Север».

Итак, при всем многообразии плакатов, все их можно отнести к социальным произведениям и разделить на две группы по типу целевой аудитории: фронт и тыл. Первая группа более или менее однородна, поэтому среди таких плакатов можно выделить две разновидности: героическую и сатирическую. Вторая группа — неоднородна, эти листы можно подразделить на героические, социальные и рекламные. Вместе взятые, эти произведения выполняли единую благородную задачу: призывали население страны на борьбу с врагом.

Библиографический список

1. Антонов Ф. «Боец Красной Армии! Ты не дашь люби мую...». «Сын мой! Ты видишь долю мою ..»; Шмаринов Д. «Отомсти!», «Смерть немцам-душегубам!»; Иванов В.. Бурова О «Боец Красной Армии! Смело и стойко бейся с врагом...»; Голованов Л. «Доблестные воины, крепче бейте врага!. », Иоган сон Б. «Боец, освободи от фашистского гнета!»; Иванов В «Мсти за горе народа!», «Дни и ночи ждем тебя, боец!»; Жуков Ы„ Климашин В. «Боец, Украина ждет тебя!»; Корецкий В. «Европа будет свободной!».

2. Корецкий В. «Будь героем!»; Тоидзе И. «Родина-мать зовет!», «За Родину-мать!»; Серебряный И. «Бен крепче, сынок!»; Шмаринов Д. «Воин, ответь Родине победой!».

3. Серов В. «Заменим!».

4. Корецкий В. «Дружинницы Красного Креста! Не оставим на поле боя...»; Корецкий В., Гицевич В. «Вставай в ряды фронтовых подруг..,».

5. Корецкий В. «Воину-освободителю - слава !»; Антонов Ф. «Сынок, родимый мой! Словами не сказать...»; Шмаринов Д.

«Слава освободителям Украины!»; Иванов В «Ты вернул нам жизнь!»; Ц.тголина Н. «Ждем с победой!», «Ты храбро воевал с врагом - войди, хозяин, в новый дом!»; Голубь П., Чернов А. «Слава победителям!»; Кочергип Н «Слава победителям!».

6. Дени В. «Каждый удар молота - удар по врагу».

7. Денисовский Н. «Идет Гитлер позади, две собачки впереди».

й Ефимов Б. «Наглядное изображение арийского происхождении»

9 Лашкул З.П. Украинский советский так г н годы Великой Отечественной воины (1441 1945)./3.В Лашкул. - Киев,

1962. С 20.

СПЕШИЛОВЛ Анлгтгсия Юрьевна, аспирант кафедры русской литераторы ХХ-ХХ1 веков, ассистент кафедры рекламы.

Статья поступила в редакцию 24.10.06. © Спошилова А. Ю.

Конкурсы

XV конкурс на соискание премии Европейской комиссии "Lorenzo Natali Prize"

Lorenzo Natali Prize 2006 - это конкурс на соискание премии среди журналистов печатных и Ин тернет изданий, проживающих и работающих на территории Европы (страны-участницы ЕС, страны Центральной и Восточной Европы, страны Средиземноморья), Африки, Арабских стран, Ирана, Израиля, Азии, стран Тихого океана, Латинской Америки и стран Карибского бассейна.

В конкурсе могут принимать участие журналисты, чьи публикации посвящены теме демократии и прав человека в развивающихся странах. Каждый участник вправе предоставить на рассмотрение одну статью, опубликованную в периоде 1 сентября 2005 года по 31 декабря 2006 года.

Работа должна быть представлена на одном из 20 официальных языков ЕС.

Все лауреаты будут приглашены для награждения Европейской комиссией в Брюссель. Победители получат ценные призы и денежное вознаграждение. Призовой фонд премии составляет 50 000 евро.

Размеры премий:

• 1 премия — 5000 евро;

• 2 премия — 2500 евро;

• 3 премия — 1500 евро.

За лучшую из опубликованных статей независимо от региона победитель получает 5000 евро. Для того чтобы принять участие в конкурсе, необходимо заполнить on-line форму на сай ге конкурса до 31 января 2007 года и предоставить электронную версию статьи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.