Научная статья на тему 'Пропаганда патриотизма в годы Великой Отечественной войны средствами изобразительного искусства (плакат)'

Пропаганда патриотизма в годы Великой Отечественной войны средствами изобразительного искусства (плакат) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
5078
847
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОВЕТСКАЯ ИДЕОЛОГИЯ / ПРОПАГАНДА ПАТРИОТИЗМА / ПЛАКАТЫ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ / ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ / ГЕРОИЧЕСКИЙ ПЛАКАТ / ТРАГИЧЕСКИЙ ПЛАКАТ / САТИРИЧЕСКИЙ ПЛАКАТ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Шлык Екатерина Валерьевна

В статье раскрывается роль плаката как одного из важнейших средств пропаганды патриотизма в годы Великой Отечественной Войны. Плакаты были основным видом изобразительного искусства в этот период и достигли высокого художественного уровня. В статье показывается сила эмоционального воздействия плакатов на человека. Они формировали чувство высочайшего патриотизма среди населения нашей страны и, таким образом, выполняли основную идеологическую задачу военного времени поднимали на защиту Родины, пробуждали силу и дух советского человека, вели его к Победе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Пропаганда патриотизма в годы Великой Отечественной войны средствами изобразительного искусства (плакат)»

ФИЛОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

35

УДК 82.8 + 76.1

ПРОПАГАНДА ПАТРИОТИЗМА В ГОДЫ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ СРЕДСТВАМИ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА (ПЛАКАТ)

Е. В. Шлык

НИУ Высшая школа экономики, г. Москва

В статье раскрывается роль плаката как одного из важнейших средств пропаганды патриотизма в годы Великой Отечественной Войны. Плакаты были основным видом изобразительного искусства в этот период и достигли высокого художественного уровня. В статье показывается сила эмоционального воздействия плакатов на человека. Они формировали чувство высочайшего патриотизма среди населения нашей страны и, таким образом, выполняли основную идеологическую задачу военного времени - поднимали на защиту Родины, пробуждали силу и дух советского человека, вели его к Победе.

Ключевые слова: советская идеология, пропаганда патриотизма, плакаты Великой Отечественной Войны, эмоциональное воздействие, героический плакат, трагический плакат, сатирический плакат.

Пропагандистская работа в Советском Союзе была неотъемлемой частью советской политической системы. Пропаганде, целью которой являлось воздействие на массовое сознание, отводилось большое внимание в идеологической работе. Дело в том, что идеология вообще, в частности советская идеология, определяла развитие общества. Она давала картину мира и место человека в этом мире. Идеология побуждала к действию, стимулировала и направляла человеческое поведение. В советском тоталитарном государстве, каким был наш Советский Союз, начиная с 1930-го года, без идеологии просто было невозможно обойтись. Она вела советских людей на борьбу с врагами социализма, объединяла их вокруг своего вождя, лидера самой мудрой Коммунистической партии, заставляла терпеть их лишения ради светлого будущего. Сталинская идеология входила в плоть и кровь каждого советского человека, определяла его мировоззрение.

Идеологическую работу в годы Великой Отечественной войны осуществлял ЦК ВКП (б), непосредственно Управление пропаганды и агитации, которое было создано в 1939 г. Оно координировало идеологическую работу и осуществляло контроль за выполнением идеологических установок партии. Соответствующие управления пропаганды и агитации существовали при всех комитетах партии (областных, районных), пропагандисткой работой занимались партийные комитеты различных предприятий, учреждений. Свое управление пропаганды имелось и в Красной Армии (Главное политическое управление РККА). В 1939 г. был восстановлен Отдел пропаганды, агитации и печати в ВЛКСМ. Соответственно, аудитория пропагандистских органов была разнообразной. Она охватывала различные слои группы населения, в том числе беспартийных людей. Пропагандистские материалы были во всех средствах массовой информации, а также в художественном творчестве, произведениях культуры и искусства.

В довоенное время сталинская тоталитарная идеология выполняла следующие основные задачи: борьба с врагами пролетариата, подготовка к войне, усиление влияния партии, способность мобилизовать и организовать огромные массы страны для строительства коммунизма. Но Великая Отечественная война, на мой взгляд, изменила эти идеологические установки. Конечно же, идеология не изменилась, но пропаганда идеологии стала другой, стали смещаться акценты. Сейчас уже не столь важны стали темы

36

ЧЕЛЯБИНСКИМ ГУМАНИТАРИИ 2015 № 1 (30)

социализма, коммунизма, борьбы с врагами пролетариата и др. Сейчас - если мобилизация - то мобилизация для достижения Победы; если враг - то это не враг внутри страны, это враг всего советского народа - фашизм и его приспешник Гитлер; если защита - то это не защита партии и идеалов социализма, а защита Родины.

Эти акценты свидетельствовали об одном: защита Родины - вот что становится главным в пропаганде. Патриотизм - вот то основное, на что нужно мобилизовать население. На это была нацелена пропаганда. В ней звучали темы Родины, укрепление боевого духа, героизма, веры в Победу, ненависти к фашистам.

По этому поводу, по поводу тезиса, который сформулирован выше, мне хочется высказать некоторые соображения.

Мне кажется, что именно с началом Великой Отечественной войны слились воедино пропаганда патриотического воспитания и порыв души советских людей. Да, новая пропаганда в условиях войны была необходима. Но она удивительным образом накладывалась на состояние души советского человека и, наверное, впервые со времени революции 1917-го года ни у какой социальной группы она не вызывала отторжение. Защита Родины-матери, родной земли, русской земли - это было понятно каждому.

Хочется обратить внимание на то, что, пожалуй, впервые заговорили об героической истории своей страны, а не только об истории ВКП (б). Впервые советский человек ощутил связь времен, которая была прервана в 1917 г., свою сопричастность к истории России, к ее героям, которые навек прославили русскую землю: Александр Невский, Александр Суворов, Михаил Кутузов и т. д. Именно эти и другие имена упоминал И. В. Сталин в своей речи 7 ноября 1941 г. А позднее были учреждены ордена Суворова, Невского, Кутузова, Нахимова, Ушакова. И мне кажется, все это ложилось на благодатную почву: восстанавливалась историческая память народа, восстанавливалось в массовом сознании понятие «русская земля», осознание святого долга защищать свою родную землю.

Пропаганда патриотизма была и неотъемлемым элементом работы деятелей культуры и искусства. Мне хочется порассуждать о плакате, как мощном средстве воздействия на сознание человека в годы Великой Отечественной войны. Мне кажется, сила воздействия этого вида изобразительного искусства была настолько мощной, что вполне вероятно, плакат мог стать и становился такой побудительной силой, которая заставляла человека действовать, принимать решения. Уже первый военный плакат (а им стал плакат художников Кукрыниксов, выпущенный 24 июня 1941 г. «Беспощадно разгромим и уничтожим врага!») стал именно таким плакатом, а он и не мог быть другим.

Еще одна мысль приходит мне в голову. Мне почему-то хочется сравнить роль плаката времен Великой Отечественной с ролью икон в Средневековье. Нет, я не воцерковленный человек, да и советские люди, в большинстве своем, были атеистами. Но сходство я вижу. Иконы были средством эмоциональной связи человека с Богом. Икона вызывала у простого неграмотного человека сильные эмоции. Человек становился лучше, чище, он чувствовал свою сопричастность с Богом, он мог преодолевать себя, свою ограниченность, он стремился к совершенству.

Благодаря плакату советский человек, мне кажется, также учился преодолевать себя, перешагивать через страх, неизвестность. Плакат также вызывал сильные эмоции, чувства. Разные чувства вызывал плакат военного времени - и любовь, и ненависть, и радость, и страдание. Плакат влиял на душевный, эмоциональный настрой человека.

Да, задачей плаката была пропаганда патриотизма. Но здесь, мне кажется, было и нечто другое. Задачей плаката было внушение чувства, которое должно было быть такого накала, чтобы служить импульсом не просто к размышлению, переживанию - но и к действию. А эту задачу плакат не мог бы выполнить, если художник, его писавший, не

ФИЛОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

37

передал бы этот импульс. В плакате, на мой взгляд, отразился патриотизм самих художников. Они иначе не могли, они действовали не по принуждению. Это был их личный мотив, это был порыв, этого требовала их совесть, их гражданская позиция. В плакатах пропаганда патриотизма официальная соединялась с чувствами, гражданским долгом художников.

Но вернемся вновь к сходству с иконами. Там, в те времена, человек чувствовал свою сопричастность с Богом. Здесь, в военном советском плакате, тоже была сопричастность каждого с каждым, отдельного человека со всем народом, человека со своей Родиной. Чувства, вызываемые плакатом, были созвучны реальному времени, тем общим переживаниям, которые испытывали большинство людей, у которых была общая судьба, общее горе и общая надежда.

У плаката - огромное поле напряжения. Если представить себя живущим в первые годы войны, мне кажется, это поле напряжения окутывало бы меня, стоящую у плаката «Родина-мать зовет!», «Отстоим Москву!», «Воин Красной Армии - спаси!». Энергия идет от этих плакатов, она переходит в тебя. Нужно было родиться и жить в том времени, чтобы чувствовать ту волну, которая накатывает на тебя, когда ты смотришь на плакат. Да и сейчас энергия плакатов военного времени сильна.

Политический плакат являлся наиболее важным средством политической пропаганды из всех видов изобразительного искусства. На первый план во время войны выдвинулись боевые, агитационные формы искусства, обращенные к самым широким массам. Прежде всего, это - печатный плакат, плакаты-листовки. Плакаты соединяли в себе идейную направленность, эмоциональную силу, массовость. Они были всюду - на стенах домов, на заводах, вокзалах. Плакаты были на видных местах в газетах «Правда», «Известия», «Комсомольская правда», «Труд», «Красная звезда» и др. Плакаты «Окон ТАСС» часто вывешивались в больших витринах.

Центром издания плакатов в годы войны являлось Государственное издательство «Искусство». Политические плакаты издавались во всех крупных городах страны, где были соответствующие издательства. Только в Москве и Ленинграде было выпущено 1,5 тысячи плакатов [2. С. 562]. Широкое распространение получили в Ленинграде серийные выпуски «Боевого карандаша», где работали лучшие художники Ленинграда [1]. Выпускалась плакат-газета «Великая Отечественная война» в Москве.

Хочется сказать о трафаретном плакате - это одна из форм политического плаката небольшого формата - «Окна ТАСС». Этот самый оперативный вид политического плаката получил наиболее широкое распространение. Его можно было изготавливать небольшим тиражом, даже ручным способом. В городах, где не было возможности печатать красочные плакаты в типографии, «Окна ТАСС» играли особенно важную роль.

Значительной особенностью «Окон ТАСС» было то, что изображение на плакате часто сочеталось с текстом. Это были стихи, песенные строки, выдержки из писем с фронта, небольшие рассказы о подвигах советских людей. И что важно - авторами этих текстов были С. Маршак, В. Лебедев-Кумач, С. Щипачев, И. Эренбург и многие другие известные на всю страну поэты и писатели.

В годы войны существовал еще один вид печатного плаката - фронтовая листовка. Листовки печатались редакциями фронтовых газет и были адресованы не только советским бойцам, партизанам, но и населению (в том числе и на оккупированной врагом территории). Листовки печатались и в партизанских отрядах. Вот только некоторые сведения о количестве листовок, выпущенных на оккупированной территории в партизанских отрядах. В отряде под руководством С. А. Ковпака - 900 тысяч экземпляров листовок, в соединении А. М. Сабурова - 800 тысяч экземпляров, А. Ф. Федорова - 500 тысяч [4. С. 56]. Листовки расходились среди населения, укрепляли в людях веру в Победу, справедливость борьбы с ненавистным врагом, вселяли надежду.

38

ЧЕЛЯБИНСКИМ ГУМАНИТАРИИ 2015 № 1 (30)

Хочется отметить, что большинство плакатов были не просто произведениями искусства. Это были, на мой взгляд, высокохудожественные произведения. Да иначе и быть не могло. Рядовые произведения искусства не могли бы позвать за собой людей, вызвать чувство ненависти к врагу, любовь к Родине, готовность к ее защите.

Великая Отечественная война - это была великая народная битва за освобождение своей земли. И в этой битве били врага и художники своими плакатами, которые являли собой подлинное искусство.

Плакаты Великой Отечественной войны можно условно разделить на героические, трагические, сатирические. (Такое деление мне представляется в рамках нашей темы пропаганды патриотизма наиболее приемлемым).

На меня оказали сильное впечатление (если говорить о героических плакатах) плакаты И. М. Тоидзе «Родина-Мать зовет!» и два плаката художника Н. Н. Жукова «Отстоим Москву!» и «Бей насмерть!». Я уже писала о той энергии, которая идет от этих плакатов и сегодня, сейчас, потому что подлинное искусство потому и подлинное, что это искусство - на века. И мы, сегодняшние молодые люди, чувствуем эту энергию.

Образ женщины на плакате «Родина-Мать зовет!» - это образ Родины, которая зовет на борьбу с захватчиками. Каждый, кто шел на фронт, наверное, видел свою мать, глаза которой звали на защиту страны. Эта мать, которая вырастила своих сыновей, а теперь благословляла их на подвиг. Очень мощная сила идет от этого плаката. Даже малодушный, наверное, преодолевал свой страх, а потом испытывал стыд, что испугался и клялся себе, что не отступит, пойдет защищать свою страну. Иначе глаза с плаката его проклянут - проклянет Родина. Этот плакат еще ассоциируется у меня со строками великой песни войны:

«Вставай страна огромная,

Вставай на смертный бой...»

Плакаты Н. Н. Жукова, военного корреспондента, который на себе испытал ненависть к врагу, удивительны, и удивительны, конечно же, тем, что ты видишь не нарисованных героев, а настоящих, живых, от которых невозможно отвести взгляд. Все лучшее, что было в советском человеке, мужчине, воине - на этих плакатах. Сила духа, решимость -вот что поражает здесь. И это Н. Н. Жуков смог отразить. Нужно быть большим художником, чтобы передать то, что и сегодня мы чувствуем, вглядываясь в плакаты «Отстоим Москву!», «Бей насмерть!». В плакате «Отстоим Москву!» воин как бы закрывает собой Москву, страну. Чувствуешь состояние воина, его непоколебимость, выбор, который он сделал и который должны сделать все: отстоим Москву или умрем. Москва не достанется врагу.

Меня больше взволновал плакат «Бей насмерть!». Может быть потому, что совсем недавно прочитала роман В. Гроссмана «Жизнь и судьба». И удивительным образом увидела в герое плаката, защищающего разрушенный Сталинград, героя романа Грекова -решительного, твердого, спокойного, надежного, который, казалось, не боялся ничего, зная лишь только одно - отстоять разрушенный дом (родную землю), не дать немцам сделать ни шагу вперед. И стоял он здесь насмерть еще и потому, и ненависть вскипала в нем потому, что уже видел смерть многих, смерть женщин и детей, простить которую он немцам не мог, и допустить еще таких смертей тоже не мог.

Запоминаются плакаты А. Кокорекина «За Родину!» и В. С. Иванова «На Запад!».

Отдельно от этих плакатов, о которых я сейчас писала, стоит фотоплакат, насколько я понимаю, неизвестного автора, под условным названием «Коммунисты, вперед!». Командир поднимает солдат в атаку. Мне кажется, этот плакат (фотография) такой силы эмоционального воздействия, что пройдут века, а эта фотография будет вечным призывом. Нет, не к бою - к защите того мира, который отстояли когда-то в кровавой жестокой войне. А образ командира, зовущего вперед, всегда будет образом мира, доставшегося

ФИЛОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

39

нам миллионами погубленных жизней. И он всегда будет звать вперед, разрывая наши души ненавистью ко всему, что губит, уничтожает и жизнеутверждающим зарядом вечного движения жизни, за которую нужно драться, может быть даже погибать, но верить, что за тобой поднимутся другие.

Трагические (так я их называю) плакаты потрясают тем, что они разоблачают чудовищные зверства фашистских оккупантов. Это плакаты В. Корецкого, Ф. Антонова, Д. Шма-ринова. В этих плакатах - образы женщины и ребенка. О бедствиях войны, о страданиях народа нужно было говорить. И художники «говорили» так, что вызывали чувство возмездия. Возмездия - как неминуемую расплату за фашистские злодеяния.

Тяжело смотреть на многие плакаты В. Корецкого, такие как, например, «Не уйти фашистскому зверю от расплаты!», «Смерть детоубийцам!». И на том, и на другом плакате тема смерти, но за которую фашисты должны расплатиться сполна: убита женщина, над которой рыдает ее дочь; девочка, только что собиравшая цветы, - и вот она зверски убита.

Всю тяжесть положения женщин и детей на оккупированной территории, зверства, которые чинились фашистами, передал В. Корецкий в своих плакатах. Но передал и непоколебимую силу духа тех, кто оставался на оккупированной земле. Об этом плакат «Воин Красной Армии, спаси!». Это, пожалуй, самый известный плакат В. Корецкого, точнее, фотоплакат. Тираж этого плаката, как я узнала, составил свыше 10 миллионов экземпляров [5. С. 33]. Я думаю, описывать этот плакат нет необходимости. Вместо этого я приведу отрывки из писем воинов. Не думаю, что они будут лишними. «Приложу все силы, отдам всю свою кровь капля за каплей за то, многих жен и детей спасти от рабства, от издевательства, виселиц... Прошу поместить этот плакат во всех газетах, ... вывесить на видном месте, чтобы многие вспомнили о своих женах, детях и мстили беспощадно гитлеровским бандитам - варварам» [5. С. 33]. «Ваш плакат усиливает ненависть к немецким оккупантам» [5. С. 33].

Вот строки из еще одного письма: «.скоро придет час, когда нас не будет мучить совесть при виде плаката “Воин Красной Армии, спаси!”. Кровавый штык фашизма. будет сломан, а тот, кто глумится над нашими братьями, матерями, женами, не уйдет от возмездия» [5. С. 38].

А вот строки из письма к В. Корецкому: «Я вырезал из “Правды” Ваш плакат, вложил его в партбилет и полетел бомбить врага. Командир эскадрильи капитан Астахов.» [6. С. 70].

Женщины и дети - основные лица и на плакатах Ф. Антонова и Д. Шмаринова. Например, плакат Антонова «Сын мой! Ты видишь долю мою! Громи фашистов в святом бою!». Здесь видишь ужас простой женщины перед злодейством немцев, мольбу о пощаде. Вот плакаты Шмаринова «Я жду тебя, воин-освободитель», «Отомсти!». На одном из плакатов - мальчик, оказавшийся в рабстве у немцев, на другом - огромная сила горя, отчаяние матери, дочь которой убили фашисты.

Сатирические плакаты были просто необходимы в военное время. Они не только поддерживали ненависть к врагу, но и вызывали смех над ним. Хотя трудно представить себе смех, особенно в первые годы войны. Это, скорее, был презрительный, уничтожающий смех. Плакаты показывали всю низость фашистов, их подлость, их звериную сущность. Уже первый плакат Великой Отечественной войны «Беспощадно разгромим и уничтожим врага!», который был сделан Кукрыниксами, был именно сатирическим плакатом. Боец Красной Армии на плакате вонзает штык в голову Гитлера, который напоминает злобного хорька.

Над сатирическими плакатами кроме Кукрыниксов (М. В. Куприянов, П. Н. Крылов, Н. А. Соколов) работали Б. Ефимов, В. Дени и др. Сатирические плакаты были полны и комизма. Таковыми, например, являются плакаты В. Дени «На Москву! Хох! От Москвы: Ох!», «Фашистская ставка. Красноармейская поправка», «На Восток! На Запад!» и др. На них в сатирической форме изображен Гитлер. Вот, весь согнувшись, летит он от Мо-

40

ЧЕЛЯБИНСКИМ ГУМАНИТАРИИ 2015 № 1 (30)

сквы. В плакатах у Гитлера побитый вид, он весь в пластырях, у него безвольный взгляд и конец его неизбежен.

Сатирические плакаты выпускали и «Окна ТАСС», и «Боевой карандаш». Несмотря на то, что это были сатирические плакаты, их отличительной чертой была глубокая вера в Победу. В военном сатирическом плакате очень много было положительной силы, положительной энергии.

Советские плакаты времен Великой Отечественной войны были настоящим оружием. Они ковали победу, они били врага. Как написал известный поэт: «Сейчас плакатчик как автоматчик». Они выполнили свою задачу, они призывали народ к борьбе с фашизмом, вдохновляли советских людей на подвиги, пригвождали фашизм к позорному столбу, вселяли чувство уверенности в скорой Победе. Они пробуждали силу и дух советского человека. Они вели и привели к Великой Победе.

Список литературы

1. Боевой карандаш [Текст, илл.] / сост.: Л. Д. Каминский, В. И. Кюннап, М. Р. Романов. - Л.: Изд-во «Художник РСФСР», 1975. - 715 с.

2. Великая Отечественная война 1941-1945: Энциклопедия [Текст]. - М.: Советская энциклопедия, 1985. - 832 с.

3. Демосфенова, Г. Л. Советские плакаты - фронту [Текст, илл.] / Г. Л. Демосфенова. -М.: Искусство, 1985. - 207 с.

4. Кондакова, Н. И. Идеологическая победа над фашизмом [Текст, илл.]. / Н. И. Кондакова. - М.: Политиздат, 1982. - 176 с.

5. Корецкий, В. Б. Товарищ плакат. Опыт, размышления [Текст, илл.]. / В. Б. Корецкий. - М.: Плакат, 1981. - 128 с.

6. Плакаты Великой Отечественной [Текст, илл.]. - М.: Изд-во «Планета», 1985. - 197 с.

7. Свиридова, И. А. Виктор Николаевич Дени [Текст, илл.] / И. А. Свиридова. - М.: Изобразительное искусство, 1978. - 208 с.

8. Силой большевистского слова [Текст] / отв. ред. Н. И. Кондакова. - М.: Мысль, 1985. - 302 с.

9. Советская пропаганда в годы Великой Отечественной войны: «коммуникация убеждения» и мобилизационные механизмы [Текст] / авт.-сост.: А. Я. Лившин, И. Б. Орлов. -М.: РОССПЭН, 2007. - 805 с.

10. Шалыгина, Д. Л. Специфика пропагандистского плаката во время Великой Отечественной войны как средства конструирования советской идентичности [Текст] / Д. Л. Ша-лыгина, В. А. Куликов // Вестник Пермского университета. - 2011. - Вып. 2 (16). - С. 54-57.

PROPAGANDA OF PATRIOTISM DURING THE GREAT PATRIOTIC WAR

MEANS OF FINE ART (POSTER)

Ye. V. Shlyck

Bolding Ltd., Moscow, ruslana22@yandex.ru

The article explores the role of the poster as one of the most important means of promoting patriotism during the Great Patriotic War The posters were the main type of visual art in this period and reached a high artistic level. The paper shows the power of the emotional impact of posters on the person. They formed the highest sense ofpatriotism among the population of our country and thus performs the basic task of ideological war - raised to defend the homeland, aroused the strength and spirit of the Soviet man led him to victory.

ФИЛОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

41

Keywords: Soviet ideology, patriotism propaganda posters of World War II, emotional impact, heroic poster tragic poster satirical poster.

References

1. Boyevoy karandash (1975) [Fighting pencil], eds.: L. D. Kaminskiy, V I. Kyunnap, M. R. Romanov, Leningrad, Izd-vo «Khudozhnik RSFSR», 715 p. (In Russ.).

2. Velikaya Otechestvennaya voyna 1941-1945: Entsiklopediya (1985) [The Great Patriotic War 1941-1945: Encyclopedia], Moscow, Sovetskaya entsiklopediya, 832 p. (In Russ.).

3. Demosfenova, G. L. (1985) Sovetskiye plakaty - frontu [Soviet posters to the front], Moscow, Iskusstvo, 207 p. (In Russ.).

4. Kondakova, N. I. (1982) Ideologicheskaya pobeda nad fashizmom [Ideological victory over fascism], Moscow, Politizdat, 176 p. (In Russ.).

5. Koretskiy, V. B. (1981) Tovarishch plakat. Opyt, razmyshleniya [Comrade poster. Experience and meditation], Moscow, Plakat, 128 p. (In Russ.).

6. Plakaty Velikoy Otechestvennoy (1985) [Posters of the Great Patriotic War], Moscow, Planeta, 197 p. (In Russ.).

7. Sviridova, I. A. (1978) Viktor Nikolayevich Deni. Moscow, Izobrazitel’noye iskusstvo, 208 p. (In Russ.).

8. Siloy bol’shevistskogo slova (1985) [By the Force ofBolshevik word], ed. N. I. Kondakova, Moscow, Mysl’, 302 p. (In Russ.).

9. Sovetskaya propaganda v gody Velikoy Otechestvennoy voyny: «kommunikatsiya ubezhdeniya» i mobilizatsionnyye mekhanizmy (2007) [Soviet propaganda during the Great Patriotic War, «belief communication» and mobilization mechanisms], ed. A. Ya. Livshin, I. B. Orlov, Moscow, ROSSPEN, 805 p. (In Russ).

10. Shalygina, D. L. and Kulikov, V A. (2011) Spetsifika propagandistskogo plakata vo vremya Velikoy Otechestvennoy voyny kak sredstva konstruirovaniya sovetskoy identichnosti [Specificity propaganda posters during World War II as a means of constructing the Soviet identity], in: Vestnik Permskogo universiteta [Bulletin of Perm State University], no. 2 (16), pp. 54-57. (In Russ.).

Шлык Екатерина Валерьевна - ООО «Консалтинговая компания Борлас», помощник вице-президента компании

ruslana22@yandex.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.