УДК 94(47).084.8:7.044
СТАЛИНГРАДСКАЯ БИТВА В ИЗОБРАЖЕНИИ ХУДОЖНИКОВ-ФРОНТОВИКОВ
© 2018 Н.Б. Акоева
Краснодарский государственный институт культуры
Статья поступила в редакцию 26.01.2018
В статье рассматривается деятельность фронтовых художников, участвовавших в Сталинградской битве 1942-1943 гг. в качестве рядовых бойцов, артиллеристов, летчиков, корреспондентов фронтовых газет. Анализируется тематика рисунков, техника исполнения, образы солдат, города, врагов, созданные художниками-фронтовиками. Показана роль фронтового рисунка как важного фактора мобилизации духовных ресурсов в борьбе с фашизмом.
Ключевые слова: Сталинградская битва, фронтовые художники, плакат, фронтовой рисунок, традиционные источники, визуальные источники, портрет, пейзаж.
Работа выполнена при поддержке Краснодарского государственного института культуры.
22 июня 1941 года фашистская Германия и ее союзники обрушили на СССР удар огромной армии вторжения. Для ведения войны была создана агрессивная коалиция, основой которой стал антикоминтерновский, а затем Берлинский пакт 1940 года между Германией, Италией и Японией. К активному участию в агрессии были привлечены Румыния, Финляндия, Венгрия, сотрудничали с Гитлером Испания, вишистская Франция, Португалия, Турция.
Однако натиску врага противостояла Красная Армия и советский народ.
О тяжелой и ожесточенной борьбе с врагом, о радости победы написано много статей, моно-графий1. Авторы, как правило, использовали традиционные источники2. Это прежде всего официальная военно-оперативная документация, статистические материалы, показывающие планы сторон, ход военных действий, итог операций. К источникам следует отнести выступления, статьи, интервью политических деятелей, военачальников, которые дают представление о политических, военных проектах и их воплощении в жизнь. Исследователи используют публицистические материалы, периодическую печать (листовки, газетные и журнальные сообщения и статьи), позволяющие воссоздавать общественное мнение того периода.
Однако произошедшая в последние десятилетия смена парадигмы исторического познания в среде российских исследователей привела к появлению новых тем. Ученые обратились к изучению истории повседневной жизни «маленьких», ничем не примечательных людей, их трудовой деятельности, семейных отношений, способов проведения досуга, способов выживания в условиях войн, революций, террора, голода. Акоева Наталья Борисовна, доктор исторических наук, доцент, профессор кафедры истории, культурологии и музееведения. E-mail: [email protected]
Это потребовало обращения к таким источникам, как жалобы, анонимные письма, программки концертов, меню ресторанов и т.п. Крайне ценными для понимания социальной психологии и оценки личного фактора в истории становятся эго-документы. Важны переписка, воспоминания участников и современников событий, не маршалов и генералов, а рядовых солдат, обычных тружеников. Материалы, собранные в рамках устной истории, визуальные источники помогают решать поставленные исследователем задачи, они так же продуктивны, как и традиционное прочтение текстов источников.
Поэтому историки все чаще обращаются к памятникам художественной культуры как историческим источникам, которые позволяют дать «человеческое измерение» событий3.
Цель статьи состоит в том, чтобы показать, как художники-фронтовики отражали военную повседневную жизнь в период Сталинградской битвы (1942-1943 гг.).
Нападение врага вызвало мощный патриотический подъем по всей стране. Деятели искусства не остались в стороне в это страшное для страны время. Уже на второй день войны на московских улицах появился плакат Кукры-никсов (художники М. Куприянов, П. Крылов, Н. Соколов) «Беспощадно разгромим и уничтожим врага!».
Разворачивается активная деятельность художников, которые вместе со всеми встали на защиту Родины. Они работали в различных направлениях: выпускали политические плакаты, вдохновляя людей на подвиг, выезжали на фронт, сражаясь в рядах Красной Армии и одновременно сотрудничая во фронтовых газетах, различных редакциях.
Художники создавали произведения станковой живописи, графики, скульптуры. Интересно,
что в годы войны состоялись две большие всесоюзные выставки.
Первая Всесоюзная выставка живописи, графики, скульптуры и архитектуры «Великая Отечественная война» открылась в Государственной Третьяковской галерее 7.11.1942 г. и работала до декабря 1943 года. На ней экспонировалось 849 произведений 255 авторов4.
Вторая - «Героический фронт и тыл» работала с 08.11.1943 г. по 19.10.1944 г. также в Третьяковке. На ней было представлено 728 произведений 283 авторов. В союзных республиках было проведено 12 республиканских выставок5.
Особенно большое значение имел плакат. Он переживал расцвет, как когда-то в годы гражданской войны. Традиции плакатного искусства использовали художники периода Отечественной войны. Всем известны плакаты И.М. Тоид-зе «Родина-мать зовет!» (1941), А.А. Кокорекина «За Родину!» (1942), В.Т. Корецкого «Воин Красной Армии, спаси!» (1942) и др.
Плакат представляет собой массовую политическую графику и имеет пропагандистские цели. Художники должны донести до зрителя государственную идеологию, показать идеал героя-гражданина. Но показ героизма требовал отказа от индивидуальных особенностей человека, совершившего подвиг, ставшего примером для тысяч других бойцов на фронте и в тылу. Плакат в значительной мере создавал идеальную личность, что вызывало трудности в процессе его написания.
Среди кубанских художников также были мастера плакатной графики. В конце июля 1941 года в Краснодаре была организована бригада, в которую входили члены Союза советских художников А.П. Ладонкин, И.В. Коваленко и члены Краснодарского товарищества «Художник» Е.И. Чичкан и Г.Ф. Суглобов. Художники оперативно откликались на события, рассказывая о них с помощью рисунка ярко и понятно. За полтора месяца они создали шесть выпусков плакатов общим тиражом 52 экземпляра. В витринах драматического театра, кинотеатра «Колосс» и других общественных местах постоянно вывешивались «Окна сатиры» с плакатами, острыми антифашистскими карикатурами6.
Одним из важнейших этапов в разгроме врага и яркой страницей мужества всего советского народа стали битва за Кавказ и Сталинградская битва, когда ценой огромных потерь и лишений были остановлены превосходящие силы противника и сорваны планы немецкого командования. Именно Сталинградская битва явилась коренным переломом не только в истории Великой Отечественной, но и Второй мировой войны, хотя западные историки пытаются принизить ее значение, несправедливо заслоняя битвой при Аламейне.
Увидеть, осмыслить события 1942 года в Сталинграде помогают рисунки и наброски художников-фронтовиков. Они были саперами, минерами, артиллеристами, картографистами, разведчиками, врачами, корреспондентами газет и в редкие часы передышки между боями рисовали.
С годами эти работы обретают все большую ценность.
К сожалению, не все командиры частей покровительствовали своим подчиненным, занимающимся рисованием. Так, Лев Жданов был вынужден уничтожить свои записи и зарисовки в блокноте7. Имея плохое зрение, Лев ушел на фронт добровольцем, в 19 лет участвовал в Сталинградской битве в составе 115-го стрелкового полка 38-й гвардейской стрелковой дивизии Юго-Западного фронта.
Рисунки Льва Ивановича просты и незамысловаты. Но время обострило отношение художника к окружающему, поэтому он пишет войну как каждодневную тяготу с многодневными пешими маршами, недоеданием и недосыпанием, рытьем окопов.
В своих воспоминаниях, написанных после войны, автор отмечал, что в окопах промерзали насквозь. Чтобы согреться, надевали на себя подшлемник, засовывали руки в рукава. Притопывали, раскачивались, часто курили8. Об этом один из его рисунков (рис. 1).
Рис. 1. Жданов Л. В траншее
На другом рисунке мы видим группу идущих солдат (рис. 2). Они изображены со спины. Снег, пурга. Солдаты в теплых штанах, шинелях, во-
оо
Г л
Рис. 2. Жданов Л. На новый рубеж
ротники подняты. Из-под надвинутых на лоб касок виднеются шапки-ушанки. Идут солдаты тяжело, мы видим наклонившиеся вперед усталые спины. Они с трудом преодолевают порывы ветра, двигаясь на новый рубеж, выполняя приказ командования. Автор создал целую серию произведений, выражавших единую по замыслу и развитию тему «Наступление», написанную с 4 по 19 декабря 1942 года.
Многие художники также создавали работы, отражавшие единую идею фронтовых будней, разрушенного Сталинграда, пленных немцев и итальянцев, победного марша советских солдат и др. Это стало характерной особенностью станковой графики.
Художник-фронтовик - это острый наблюдатель, он столкнулся на войне с истинным и повседневным героизмом. Художники изображают фронтовой быт, но эти рисунки становятся частью военной эпопеи. Во многих рисунках даже нет войны как таковой, тем более ярко проступает повседневный героизм простых солдат, которые даже не осознают своего величия. Алексей Пеньков изображает землянку и уставших бойцов («Игнатовка. Сталинградская битва»). Юрий Ворогушин рисует редакцию фронтовой газеты, находящуюся в походной палатке, корреспондентов, только что вернувшихся из окопов и пишущих очередной репортаж («Редакция за работой»).
Одной из тем был сталинградский пейзаж. Вадим Борисович Лойко - летчик-истребитель. Уйдя добровольцем на фронт, совершил 150 боевых вылетов. В минуты отдыха много рисовал,
хотя не имел профессионального образования, т.к. перед войной не успел окончить Академию художеств. Одна из его работ - рисунок «Сталинград», где изображен израненный после битвы город с высоты Мамаева кургана.
Волга предстает перед нами небольшой рекой, теряющейся среди прибрежного кустарника. «В интерпретации художника пространство битвы много больше, чем сам Сталинград. Это обширный, бескрайний ландшафт. Простой и скудный пейзаж, тихая и сиротливая опустошенность этой земли»9.
Профессиональным художником был Александр Павлович Легенченко. Войну он начал на флоте, потом красноармейцем защищал Сталинград10.
С большой любовью художник пишет свой город. Зимнее одеяние Сталинграда, сломанное дерево, давно сбросившее свои листья, устоявший после бомбежек фасад когда-то прекрасного здания. Все это лишь усиливает чувство одиночества человека, оказавшегося посреди войны (рис. 3). На рисунке «Город над Волгой» мы видим остовы разрушенных снарядами домов, нагромождения камней, бурное течение Волги (рис. 4). А над всем этим огромное бескрайнее небо. В работах А. Легенченко даже разрушенный врагами Сталинград предстает сильным и непобежденным.
Рис. 3. Легенченко А. Сталинград
Рис. 4. Легенченко А. Город над Волгой.
Художники-фронтовики часто рисовали портреты своих однополчан. Петр Иванович Баранов, окончив Московский государственный художественный институт, на следующий день после защиты дипломной работы в 1941 году записался в Красную Армию. В своих воспоминаниях он писал, что сделанные им небольшие и скромные карандашные портреты... отсылались бойцами домой и хранились как самые дорогие реликвии11.
На портрете санинструктора Касьяновой мы видим молодую женщину, одетую в солдатский ватник, шапку-ушанку (рис. 5). Перед нами обычная русская, ничем не примечательная женщина, каких проживает тысячи в русских городах и деревнях. Но мы чувствуем симпатию и уважение к ней художника. К каждому рисунку художник делает подписи, рассказывая о своих героях. Санинструктор Касьянова вынесла с поля боя 30 раненых и была награждена медалью «За отвагу», которая скромно украшает эту замечательную женщину.
Рис. 5. Баранов П. Санинструктор Касьянова.
1943. Бумага, карандаш
Рисуя портреты однополчан, художники прекрасно понимали, что воюющий народ - это огромное количество самых разных характеров и судеб. Завтра или послезавтра этот человек может погибнуть, поэтому сегодня надо успеть запечатлеть облик своих фронтовых товарищей.
Понимание того, что человека в любой момент может не стать, обязывало создавать документально точные изображения, противостоящие обезличиванию и страшному безразличию к обычному человеку12.
Интересны дружеские шаржи, выполненные Юрием Владимировичем Ворогушиным (рис. 6). В суровые военные годы смех, юмор помогали людям пережить страх смерти, вселяли оптимизм, воплощаясь в художественные произведения.
/Ш\ я
ЦД - У
I о, -и . & >>
Рис. 6. Фотокорреспондент газеты «За Родину» Георгий Липскеров
Фронтовые художники живо откликались на происходящие события, будучи их участниками. Их работы созданы не для тиражирования, поэтому они стараются показать особенности каждого портретируемого, передать его чувства, переживания, настроение. Их интересует не подвиг, а человек, ежедневно и ежечасно его совершающий.
Именно поэтому в тот период было создано много подлинно волнующих, трогательных, драматических и лирических образов.
«Художественное и историческое значение этих произведений огромно - в них, будто в фильме, покадрово - день за днём, событие за событием - отражены основные сражения, фронтовая жизнь. Их главные герои - обычные солдаты. И пусть художникам не всегда удавалось воплотить задуманное, картинам не хватает глубины и раскрытия темы (они, скорей, похожи на этюды, что вполне объяснимо дефицитом свободного времени и необходимостью быстро зарисовывать увиденное в силу быстротечности запечатляемого момента), в них есть главное — правда, рожденная желанием быть предельно честным и добросовестным, а также прямотой художественного видения, искренность, страстность, восхищение людьми, которые стойко переносили все испытания и жертвовали собой ради будущей победы»13.
Одной из тем работ фронтовых художников была тема врага, вторгшегося на нашу землю и нарушившего мирную жизнь народа.
Понятно, что уже имелись некие традиции изображения еще со времен гражданской войны: шарж, сатира, даже гротеск. Боль и горе войны, гибель родных, товарищей формировали ненависть к захватчикам. Большую роль в фор-
мировании образа врага играла государственная пропаганда.
Мастером сатирических зарисовок был сталинградский фронтовой художник редакции газеты 7-й гвардейской армии «За Родину» Юрий Ворогушин. Его перу принадлежит огромное количество карикатур на Гитлера и солдат вражеской армии.
Но были и другие работы. Тот же Ворогу-шин создал реалистичный графический портрет плененного Паулюса. Человек в военной форме поднимается по деревянным ступенькам в дом. Голова опущена, взгляд направлен вниз. Мрачное, задумчивое лицо. Возможно, Паулюса одолевают тяжелые раздумья о своей судьбе, своих поступках.
Петр Баранов также изображает взятого в плен врага. Серый пасмурный день. На высоком берегу Волги видны остовы разрушенных зданий, советские танки, бойцы, наблюдающие за колонной бредущих военнопленных. Они изображены со спины, понуро идущими в сопровождении охраны. Пленных так много, что начало колонны теряется где-то вдали. У многих поверх шинелей, чтобы согреться от холода, наброшены какие-то платки. Никакой ненависти не вызывают эти люди, скорее только жалость.
На этапе завершающих боев Сталинградской битвы в 62-й, 64-й и 66-й армиях работали художники студии им. М.Б. Грекова (С. Годына, П. Кир-пичев, Е. Комаров и др.). Они делали зарисовки с натуры, собирали материалы к 25-летию Красной Армии и выставке «Великая Отечественная война в советском изобразительном искусстве».
В это же время в Сталинграде находились члены Московского отделения Союза художников СССР (А. Пластов, В. Ефанов, Г. Савицкий и др.), которые также писали портреты солдат и офицеров, плененного врага, пейзажи.
В работах художников-профессионалов битва за Сталинград показана как грандиозное сражение с участием не только великих полководцев, но и тысяч простых людей, сражающихся за свою родину.
В целом надо отметить, что все деятели советской культуры приняли вызов врага. М. Шолохов начал писать «Они сражались за Родину!», А. Бек - «Волоколамское шоссе», К. Симонов - лирическое «Жди меня». В. Лебедев-Кумач и А. Александров создали выдающуюся песню «Священная война». Не остались в стороне деятели театра и кино.
Советские художники создали изобразительную летопись Великой Отечественной войны. Портретный жанр нашел различные формы проявления в военные годы. Художники изображали героев войны, тружеников тыла, деятелей науки и культуры, стремились передать сложные чувства и мысли того времени.
Нападение фашистской Германии, трудные будни войны, глубокая скорбь по погибшим, ненависть к врагу, а затем радость победы, чувство причастности каждого к общему делу защиты Родины наложили особый отпечаток на все виды искусства. Произведения, написанные во время войны, различаются между собой в зависимости от опыта, от времени создания, уровня мастерства художника. Но главное, всеми доступными средствами художники выражали свою веру в победу над врагом.
Героическое прошлое России находится в основе национальной идеи, чувства государственности и гражданской ответственности как общезначимой системы ценностей и ориентиров, объединяющих прошлое, нынешнее и последующее поколения наших граждан.
ПРИМЕЧАНИЯ
1 Битва за Сталинград, Ниж. - Волж. кн. изд-во, Волгоград, 1970; Самсонов А.М. Сталинградская битва, 4-е изд., испр. и доп. М.: Наука, 1989; Уткин А. Сорок второй год. Смоленск, 2002; Исаев А. Сталинград. За Волгой для нас земли нет. М.: Эксмо, 2008; Исаев А. Сталинград. Трудное начало // Родина. 2013. №1, и др.
2 Битва за Волгу (воспоминания участников Сталинградского сражения). Волг. кн. изд-во, 1962; Русский архив: Великая Отечественная: Приказы народного комиссара обороны СССР 22 июня 1941 г. - 1942 г. Т. 13. М., 1997; Сталинградская эпопея: Материалы НКВД СССР и военной цензуры из Центрального архива ФСБ. М., 2000.
3 Огаркова Е. В. Визуальный поворот в исторической науке и потенциал изобразительного художественного наследия о Сталинградской битве в формировании патриотизма. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ vizualnyy-povorot-v-istoricheskoy-nauke-i-potentsial-izobrazitelnogo (дата обращения: 10.01.2018).
4 Бекетов А. Журнал «Огонек» за 1942 год и выставка «Живая летопись войны» // URL: https://na-zapade-mos.ru/1014410-na-vystavke-zhivaja-letopis-vojny-predstavleny-nomera-zhurnala-ogonjok-za-1942-god. html (дата обращения: 10.01.2018).
5 История русского и советского искусства. М., 1989. С.372.
6 Агитбригада «Штык» // Большевик. 1941. 14 сентября. С.4.
7 Ларин Л. Сталинградский дневник рядового Жданова // Родина. 2013. №1. С.45.
8 Художник Лев Жданов // Воронежская неделя. 12.03.2014, 10.03.2014.
9 Огаркова Е.В. Сталинградская битва глазами художников // Память и время. Из художественного архива Великой Отечественной войны. 1941-1945 гг. Материалы, документы, статьи, комментарии. М., «Галарт», 2011. С. 85.
10 История солдата // http://moypolk.ru/node/382196/ detailinfo (дата обращения: 12.01.2018).
11 Баранов П. По следам Сталинградской битвы // Военные художники студии им. М.Б. Грекова на фронтах Великой Отечественной войны. Воспоминания. Дневники. Документы. Письма. Л., 1962. С. 54.
12 Огаркова Е.В. Война и культура: Сталинградская битва глазами художников-современников // Известия ВолгГТУ. 2013. № 9. Т. 13. С. 110 URL: https://elibrary.ru/ item.asp?id=19318536 (дата обращения: 10.01.2018).
13 Синицкая З. Они рисовали войну... URL: http://
www.xn----7sbb3agh6cxb.xn--p1ai/index.php/
article/1534-oni-risovali-vojnu.html (дата обращения: 12.01.2018).
THE BATTLE OF STALINGRAD IN THE DRAWINGS BY THE WAR ARTISTS
© 2018 N.B. Akoyeva
Krasnodar State Institute of Culture
The article is devoted to the creative activity of the war artists who participated in the Battle of Stalingrad of 1942 - 1943 as ordinary soldiers, gunners, pilots, correspondents of front newspapers. The author analyzes subjects and technology of drawings, the images of soldiers, the city, and enemies which were created by the war artists. The attention is paid to the role of front drawing as an important factor of mobilization of spiritual resources for a fight against fascism.
Keywords: Battle of Stalingrad, war artists, poster, war drawing, traditional sources, visual sources, portrait, landscape.
Natalya Akoyeva, Doctor of History, Associate Professor, Professor of Department of History, Cultural Science and Museology. E-mail: [email protected]