Научная статья на тему 'СЕМЬЯ - ОСНОВА ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ЛИЧНОСТИ'

СЕМЬЯ - ОСНОВА ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ЛИЧНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
289
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДУХОВНОЕ НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ / СЕМЬЯ / РОЛЬ СЕМЬИ / ЛИЧНОСТЬ / РЕБЕНОК

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ажибаева Фазира Анваридиновна

Современная система духовно-нравственного воспитания связана с многовековыми традициями семейного воспитания. Отмечается, что в Киргизии семья традиционно являлась и является одним из важнейших институтов воспитания. Проводится анализ семейного воспитания, рассматривается семья как основа духовно-нравственного воспитания личности. Определятся роль родителей в воспитании основ духовности. Приведены примеры различных форм воспитания. Приведены методы при воспитании ребенка. В заключении автор делает вывод, что благополучие родителей в семьях способствует созданию счастливых браков у детей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FAMILY - THE BASIS OF SPIRITUAL AND MORAL EDUCATION OF THE PERSON

The modern system of spiritual and moral education is connected with the centuries-old traditions of family education. It is noted that in Kyrgyzstan the family has traditionally been and is one of the most important institutions of education. The analysis of family education is carried out, the family is considered as the basis of the spiritual and moral education of the individual. The role of parents in educating the foundations of spirituality is determined. Examples of various forms of education are given. Methods for raising a child are given. In conclusion, the author concludes that the well-being of parents in families contributes to the creation of happy marriages in children.

Текст научной работы на тему «СЕМЬЯ - ОСНОВА ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ЛИЧНОСТИ»

Бюллетень науки и практики /Bulletin of Science and Practice Т. 9. №3. 2023

https://www.bulletennauki.ru https://doi.org/10.33619/2414-2948/88

УДК 37.034 https://doi.org/10.33619/2414-2948/88/47

СЕМЬЯ - ОСНОВА ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ЛИЧНОСТИ

©Ажибаева Ф. А., Ошский государственный университет, г. Ош, Кыргызстан, gulamova.asylkan@gmail.com

FAMILY - THE BASIS OF SPIRITUAL AND MORAL EDUCATION OF THE PERSON

©Azhibaeva F., Osh State University, Osh, Kyrgyzstan, gulamova.asylkan@gmail.com

Аннотация. Современная система духовно-нравственного воспитания связана с многовековыми традициями семейного воспитания. Отмечается, что в Киргизии семья традиционно являлась и является одним из важнейших институтов воспитания. Проводится анализ семейного воспитания, рассматривается семья как основа духовно-нравственного воспитания личности. Определятся роль родителей в воспитании основ духовности. Приведены примеры различных форм воспитания. Приведены методы при воспитании ребенка. В заключении автор делает вывод, что благополучие родителей в семьях способствует созданию счастливых браков у детей.

Abstract. The modern system of spiritual and moral education is connected with the centuries-old traditions of family education. It is noted that in Kyrgyzstan the family has traditionally been and is one of the most important institutions of education. The analysis of family education is carried out, the family is considered as the basis of the spiritual and moral education of the individual. The role of parents in educating the foundations of spirituality is determined. Examples of various forms of education are given. Methods for raising a child are given. In conclusion, the author concludes that the well-being of parents in families contributes to the creation of happy marriages in children.

Ключевые слова: духовное нравственное воспитание, семья, роль семьи, личность, ребенок.

Keywords: spiritual moral education, family, family role, personality, child.

Духовно-нравственное воспитание — сложный психолого-педагогический процесс перевода объективных требований морали в личные убеждения человека. Стержнем духовно-нравственного воспитания является интериоризация — перевод моральных требований общества, нравственных принципов во внутренние установки человека, которые, став таковыми, служат верным компасом в его повседневной жизни. Семья является традиционно главным институтом воспитания. То, что ребенок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. Важность семьи как института воспитания обусловлена тем, что в ней ребенок находится в течение значительной части своей жизни, и по длительности своего воздействия на личность ни один из институтов воспитания не может сравниться с семьей. В ней закладываются основы личности ребенка, к поступлению в школу он уже более чем наполовину [1].

Семья может выступать в качестве как положительного, так и отрицательного фактора воспитания. Положительное воздействие на личность ребенка состоит в том, что никто, кроме самых близких для него в семье людей: матери, отца, бабушки, дедушки не относятся к ребенку лучше, не любят его так и не заботятся о нем столько, й вместе с тем никакой другой социальный институт не может потенциально нанести столько вреда в воспитании детей, сколько семья.

Именно в семье происходит нравственное воспитание человека. И от отношения родителей к детям, от родительской чуткости, внимания и любви зависит гармония в отношениях между родителями и детьми.

Ребенок, который знает, что его дома ждут любящие отец и мать, которые всегда поддержат его. не станет убегать из дома или совершать асоциальные поступки. Развитие ребенка можно рассматривать, как двухсторонний процесс. С одной стороны, ребенок постепенно понимает окружающий мир и свое место в нем, с другой стороны развитие ребенка — это развитие чувств и воли. Родители могут влиять на развитие ребенка, организовав усвоение моральных норм, которые регулируют поведение человека в обществе. Эти нормы в виде образцов усваивается ребенком. Именно поэтому родительство — это, действительно, великая ответственность, ведь от того, какие образцы заложат родители в душу ребенка, во многом зависит его дальнейшая судьба. По этому поводу очень точно говорил священник Валентин Марков, «... ребенок вырос не сам по себе, он как веточка на дереве, которое корнями уходит в глубину прошлого. Семья — это целостный организм. И проблемы молодого росточка — это, в первую очередь, проблемы почвы, на которой он растет. Дерево семьи питается соками родительской любви» [2].

В данной статье было использовано методы традиционного и современного воспитания детей как личность, чтобы ребенок смог достичь своих целей родителям необходимо вложить много усилии. Так же было использовано при воспитании ребенка методы: метод убеждения и беседы, метод положительного подкрепления, метод отрицательного подкрепления и др. Эти методы используется для того, чтобы ребенок нашел свою дорогу к будущему, а если не использовать данные методы ребенок может стать наглым, ленивым, избалованным. Важно, что бы на воспитание детей использовать разные методы что бы из него вышло сильный личность.

Современная система духовно-нравственного воспитания связана с многовековыми традициями семейного воспитания. В Киргизии семья традиционно являлась и является одним из важнейших институтов воспитания. С тех пор как существует семья, главной заботой человека является воспитание детей. Семья изменяется с развитием общества, она болеет теми же болезнями и достигает тех же успехов, что и общество. История общества доказала: чем совершеннее общество, тем более высокой культуры воспитания оно требует. Еще совсем недавно считали: чем выше уровень образования, общая культура родителей, тем больше у них возможности правильно воспитывать своих детей.

Сегодня большинство вступающих в брак, люди со средним и высшим образованием. Почему же у некоторых из них происходит смещение многих нравственных понятий, что неизбежно отражается на воспитании детей. Какие же насущные проблемы семьи сегодня? Они концентрируются вокруг основных вопросов семейной педагогики: нравственная позиция родителей, их гражданственность, взаимоотношения родителей и детей, совместная деятельность всех членов семьи. Чаще всего дети возвращают родителям гораздо меньше, чем получают от них. Одни родители воспринимают этот факт с горечью, другие как само собой разумеющееся, третьи — с надеждой, что это не типично. Нет однозначного ответа на вопрос, как воспитать нравственно и духовно богатую личность. Нравственное воспитание

подрастающего поколения, уровень которого в целом в настоящее время не удовлетворяет общество, — одна из актуальнейших проблем педагогики.

Как укрепить внутреннюю нравственную стойкость человека, на которого оказывают определенное воздействие негативные факторы? Что возьмут наши дети в будущее: внешнее преклонение перед красивой одеждой или внутреннюю духовную культуру? Ответы на эти вопросы кроются в семейном воспитании: необходимости формировать в ребенке с ранних лет умение не только брать, но и отдавать; развивать бескорыстие, доброту, умение испытывать радость оттого, что сделал кому-то доброе дело. Путь к этому — через воспитание в родителях умения любить. Оказывается, это совсем не просто: научиться любить своих детей. Любовь к своему ребенку предполагает непрерывное изучение его потребностей и способностей, стремление создать обстановку, в которой удовлетворялись бы его потребности и развивались бы его способности. В любви к своему ребенку заложена необходимость постоянного самосовершенствования личности самого родителя. Таким образом, выделяются три условия нравственного воспитания в семье: знание своего ребенка, включение его в систему семейных отношений и деятельности и самосовершенствование родителей. Актуальной задачей является воспитание у детей нравственно-волевых качеств: самостоятельности, организованности, настойчивости, ответственности,

дисциплинированности. Недооценка важности воспитания волевых качеств с ранних лет приводит к установлению неправильных взаимоотношений взрослых и детей, к излишней опеке последних, что может стать причиной лени, несамостоятельности детей, неуверенности в своих силах, низкой самооценки, иждивенчества и эгоизма [3].

Дети, у которых к началу обучения в школе не была развита способность активно действовать для достижения цели, самостоятельно выполнять повседневные требования и решать новые задачи, проявлять настойчивость в преодолении трудностей, часто не могут организовать себя для выполнения заданий учителя. Позднее это может привести к неуспеваемости, недисциплинированности. Семья располагает благоприятными условиями для привлечения ребенка к труду. В семье нравственный смысл труда особенно нагляден для ребенка. Трудовые поручения, которые ребенок выполняет в семье, разнообразны, а необходимость их выполнения очевидна (особенно в хозяйственно-бытовом и ручном труде). Ребенок наглядно убеждается в значимости своего труда для членов семьи. Характерные мотивы труда в семье: любовь к родителям и другим членам семьи, желание позаботиться о них, помочь, доставить им радость, чувство долга перед семьей.

Недостаточное развитие у детей нравственно - волевых качеств, которые проявляются в труде, обусловлено неумением родителей использовать существующие методы воспитания таких качеств, как самостоятельность, организованность, ответственность, настойчивость. Хозяйственно-бытовой, ручной труд, труд по уходу за растениями и животными -наиболее эффективен для воспитания в условиях семьи таких качеств как самостоятельность, организованность, настойчивость, ответственность. Родители должны вносить в трудовую деятельность своего ребенка нравственные мотивы: оказывать помощь, проявлять внимание, сочувствие, заботу; связывать эти мотивы с целью деятельности, различными методами закреплять эту связь, вызывать у ребенка стремление качественно довести работу до нужного результата.

Труд должен приносить радость. Труд укрепляет физические силы ребенка, здоровье ребенка. Он требует внимания, сообразительности, сосредоточенности, тренирует память, развивает мышление. Важно так организовать жизнь детей в семье, чтобы они были целесообразно деятельными, не проводили свое время в праздности, которая порождает лень. Заботливое отношение к окружающим — ценнейшее духовное качество, которое

Бюллетень науки и практики / Bulletin of Science and Practice Т. 9. №3. 2023

https://www.bulletennauki.ru https://doi.org/10.33619/2414-2948/88

воспитывается у детей в семье. Гуманная направленность личности ребенка складывается на основе отношений, связывающих его с окружающими, и зависит от того, насколько эти отношения наполнены нравственным содержанием. Заботливость, выражаемая ребенком, может основываться на различных мотивах: один ребенок хочет доставить взрослому радость, облегчив его труд, а другой надеется получить награду за свою помощь и заботу. Эгоистические тенденции возникают у детей в тех случаях, когда родители все делают для ребенка сами, ничего не требуя взамен.

Особенности проявления заботливости у детей во многом зависит от условий семейного воспитания. В одних семьях родители вдумчиво относятся к вопросам нравственного воспитания. Но встречаются семьи, в которых общая атмосфера определяется потребительскими запросами родителей, отсутствием интереса к вопросам нравственного воспитания. В таких семьях отсутствует проявление заботливости между членами семьи. Дети из таких семей в школе могут позаботиться о других лишь под непосредственным влиянием учителя или воспитателя, которого они уважают или любят. Заслужив похвалу взрослого упорным, но посильным трудом ребенок будет возвращаться к такой трудной, но радостной работе. Одобрение родителей укрепляет его самолюбие, которое стимулирует труд. Родителям необходимо помнить, что ребенок воспитывается в семье в каждый момент его жизни, даже тогда, когда родителей нет дома.

Воспитание нравственных качеств, в том числе и заботливости к окружающим людям, успешно происходит в тех семьях, где существует взаимное уважение членов семьи, интерес к окружающим людям. Воспитание любви к Родине — важная задача нравственного воспитания подрастающего поколения. Необходимо с ранних лет воспитывать у детей интерес к событиям, происходящим в окружающей их жизни, интерес к культуре, истории. У детей родители должны формировать эмоциональное отношение к родной стране, уважение к государственной символике, чувство гордости к достижениям наших людей, интерес к жизни народов, их культуре, знакомить с достопримечательностями своей страны, посещать выставки, музеи. Большую роль в духовно-нравственном воспитании школьников играет влияние природы на духовный мир человека. Нашим детям доступны для понимания сложные и разнообразные знания о растительном и животном мире. Эти знания можно разделить на две большие категории: к первой относятся знания, расширяющие кругозор школьников, способствующие его интеллектуальному развитию, ко второй- знания, определяющие правила поведения человека в природе, раскрывающие нравственное отношение к ней.

Анализ семейного воспитания показывает, что большинство родителей считают ознакомление с природой важным средством всестороннего воспитания. Человек, умеющий наблюдать природу, испытывает эстетические переживания. Мир природы вызывает у человека удивление, восторг, побуждает к передаче чувств в слове и деятельности. Необходимо научить ребенка вслушиваться в красоту, беречь природу, заботливо относиться к животному и растительному миру. К. Д. Ушинский был убежден в том, что тот ребенок несчастен, который вырос, не видя лугов, не любуясь полевыми цветами. «Зовите меня варваром в педагогике, — писал он, — но я вынес из впечатлений моей жизни глубокое убеждение, что прекрасный ландшафт имеет такое огромное воспитательное влияние на развитие молодой души, с которым трудно соперничать влиянию педагога». Ценностным средством воспитания являются семейные традиции, передающиеся из поколения в поколение, нормы поведения. Это могут быть: интересное проведение дней рождений членов семьи, день памяти родных, возложение цветов к памятникам воинам.

Семья для ребенка — это мир, в котором закладываются основы морали, отношения к людям. Главная особенность семейного воспитания состоит в том, что оно наиболее эмоционально по содержанию и формам отношений между взрослыми и детьми. Эта особенность при разумном воспитании детей может стать значительной формирующей силой. Родительская любовь к детям и ответное чувство детей к взрослым помогает преодолевать ряд трудностей, создавать радостную атмосферу, воспитывать у детей необходимые общественные качества. Совместное проживание, общие заботы по дому — все это способствует выполнению семьей главной задачи-воспитания детей [4].

Метод убеждения и беседы. Это самый простой и действенный метод, который может помочь родителю в любой ситуации. С помощью простого, но убедительного разговора, спокойного тона и ровной интонации Вы должны объяснить ребенку, как он поступил, хорошо это или плохо, что он должен исправить и что делать дальше. Вам, конечно, потребуется терпение и выдержка, тогда Ваши слова дойдут для ребенка. Тем более, что этот метод помогает даже родителям годовалых детей, которые за счет интонации понимают своих родителей.

Метод положительного подкрепления. За каждым поступком ребенка должна следовать правильная реакция его родителей. В этом и заключается метод положительного подкрепления — если Ваш ребенок сделал что-то правильно или хорошо, то Вы должны отреагировать, и, конечно, чем-то положительным: дать конфету, игрушку, включить мультик, обнять, поцеловать. Также разговорное подкрепление очень важно для ребенка, Вы можете сказать ему что-нибудь приятное: молодец, умница, ты все правильно сделал, и тогда у ребенка будет стимул сделать все хорошо и правильно в дальнейшем.

Метод отрицательного подкрепления. Однако, воспитательный процесс необходимо чередовать и с отрицательными эмоциями. Так, если ребенок сделал что-то неправильно, что-то специально поломал или просыпал, то здесь должна следовать негативная родительская оценка. Конечно, следите за интонацией, не следует «перегибать палку». Это может быть замечание, укор, наказание. Здесь важно научиться сдерживать свои эмоции, чтобы не нанести ребенку эмоциональную травму. При этом наказание может быть совершенно разным, Вы должны подобрать для своей семьи самое приемлемое. Наиболее популярный вид наказания — тайм-аут. В это время ребенка оставляют ненадолго одного, с ним не разговаривают и не общаются. В это время ребенок должен понять и осознать, что он сделал не так и почему он наказан. Отведите ребенку отдельное место для наказания — комната, стул, угол. Однако не стоит в виде наказания говорить ребенку помыть посуду, выполнить домашнее задание или убрать за домашним питомцем. В таком случае, в дальнейшем он будет ассоциировать эти занятия с негативными эмоциями и просто будет их избегать выполнять [5].

Метод 1-2-3. Метод счета — наиболее гуманный способ показать ребенку, что у него есть несколько секунд одуматься и перестать себя плохо вести. Пока Вы громко считаете до 3 (необходимо делать перерывы между счетом 4-6 секунд), ребенок осмысливает свое поведение. Однако, при этом сперва нужно озвучить свой дальнейший способ наказания: «до конца дня остаешься без мультиков». У ребенка есть время взвесить все «за» и «против». Он должен понять, что родитель настроен решительно, поэтому, как только счет закончится, а ребенок Вас не послушал, Вам необходимо уверенно произвести наказание. Даже если Вам придется единожды устроить поучающий спектакль и услышать слезы ребенка, в дальнейшем он будет знать, чем ему грозит громкий родительский счет до 3.

Физическое воздействие. Это самый нежелательный метод воспитания ребенка, об этом знают все современные родители. Физический контакт способен не просто наказать ребенка,

Бюллетень науки и практики / Bulletin of Science and Practice Т. 9. №3. 2023

https://www.bulletennauki.ru https://doi.org/10.33619/2414-2948/88

но и сделать из него эмоциональную жертву. После физического воздействия у детей остаются глубокие душевные раны, которые не у всех проходят - зависит, конечно, от ребенка. Мы не говорим, что легкие шлепки и подзатыльники следует и вовсе убрать из воспитания, однако родитель должен трезво оценивать ситуацию, держать себя под контролем и не дать своим эмоциям навредить своем ребенку [6].

Семья — это фундамент, на котором строится высотный дом духовного мира ребенка. Формирование долга, ответственности, гуманности, чести, благородства в отношении человека к обществу, окружающим людям и самому себе. Эти моральные ценности были и остаются главной мерой достоинств личности. Ребенок не рождается на свет нравственным или безнравственным, он становится таким, в какой среде живет и какое воспитание получает. Основной вклад родителей в подготовку подрастающего поколения к семейной жизни заключается в формировании у ребенка отношения к семье, осознания ее личностной значимости. Именно от родителей, от успеха или неуспеха их собственного супружества во многой зависит, каким будет это отношение. Гармоничные отношения отца и матери, их забота друг о друге, о детях, стремление избежать ссор и предупредить конфликт, трудолюбие уважение друг к другу — все это важные предпосылки того, что-выросшие дети в такой обстановке создадут прочную, счастливую семью.

Социологи фиксируют: благополучие родителей в семьях способствует созданию счастливых браков у детей. Поэтому столь, важны сознательные усилия родителей, направленные на то, чтобы ребенок получил широкие возможности выбора примера, идеала семейной жизни, ощутил ее прелесть (в семьях родственников, знакомых).

Цель и мотив воспитания ребенка — это счастливая, полноценная, творческая, полезная людям, а значит нравственно богатая, жизнь этого ребенка. На созидание такой жизни и должно быть направлено семейное воспитание. Только при уверенности ребенка в родительской любви возможно правильное формирование психического мира человека, возможно воспитание нравственного поведения.

Нравственность ребенка — это необходимое условие его принципиальных позиций, последовательности его поведения, уважения достоинства личности, духовности. Само нравственное воспитание осуществляется путем формирования у ребенка нравственных потребностей и убеждений, нравственных чувств и эмоций, моральных знаний о добре и зле.

Список литературы:

1. Даль В. И. Толковый словарь живого великорусского языка. СПб.; М.: издание книгопродавца-типографа М. О. Вольфа, 1880-1882.

2. Даведьянова Н. С. О понимании духовности в современном обществе. Православная педагогика: Традиции и современность // Сборник лекций и докладов ВГПУ, 2000.

3. Данилюк А. Я. Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы религиозных культур и светской этики. М.: Просвещение. 2011.

4. Ушинский К. Д. Проблемы педагогики. М.: УРАО, 2002.

5. Алимбеков А. Кыргыз коому жана балдар // Вестник Ошского государственного университета. 2020. №1-4. С. 38-43.

6. Ажибаева Ф. А. Семья как условие духовного развития и нравственного воспитания детей // Вестник Ошского государственного университета. 2022. №2. С. 157-164. https://doi.org/10.52754/16947452_2022_2_157

Бюллетень науки и практики / Bulletin of Science and Practice Т. 9. №3. 2023

https://www.bulletennauki.ru https://doi.org/10.33619/2414-2948/88

References:

1. Dal, V. I. (1880-1882). Tolkovyi slovar' zhivogo velikorusskogo yazyka. St. Petersburg. (in Russian).

2. Davedyanova, N. S. (2000). O ponimanii dukhovnosti v sovremennom obshchestve. Pravoslavnaya pedagogika: Traditsii i sovremennost'. In Sbornik lektsii i dokladov VGPU. (in Russian).

3. Danilyuk, A. Ya. (2011). Osnovy dukhovno-nravstvennoi kul'tury narodov Rossii. Osnovy religioznykh kul'tur i svetskoi etiki. Moscow. (in Russian).

4. Ushinskii, K. D. (2002). Problemy pedagogiki. Moscow. (in Russian).

5. Alimbekov, A. (2020). Kyrgyz koomu zhana baldar. Vestnik Oshskogo gosudarstvennogo universiteta, (1-4), 38-43. (in Kyrgyz).

6. Azhibaeva, F. A. (2022). Sem'ya kak uslovie dukhovnogo razvitiya i nravstvennogo vospitaniya detei. Vestnik Oshskogo gosudarstvennogo universiteta, (2), 157-164. (in Russian). https://doi.org/10.52754/16947452_2022_2_157

Работа поступила Принята к публикации

в редакцию 15.02.2023 г. 26.02.2023 г.

Ссылка для цитирования:

Ажибаева Ф. А. Семья - основа духовно-нравственного воспитания личности //

Бюллетень науки и практики. 2023. Т. 9. №3. С. 377-383. https://doi.org/10.33619/2414-2948/88/47

Cite as (APA):

Azhibaeva, F. (2023). Family - the Basis of Spiritual and Moral Education of the Person.

Bulletin of Science and Practice, 9(3), 377-383. (in Russian). https://doi.org/10.33619/2414-2948/88/47

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.