УДК 316.354
СЕМЬЯ КАК СОЦИАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ: ПОНЯТИЕ И ЦЕННОСТНЫЕ
ОРИЕНТИРЫ
В данной статье рассматривается семья как социальный институт общества. Актуальность обращения к данной теме вызвана социальными трансформациями, происходящими в обществе со многими фундаментальными социальными институтами, в том числе таким важным, как семья. Процессы глобализации и информатизации общества привели к утрате многих традиционных ценностей, что негативно сказывается на первичной ячейке общества - малой социальной группе, функции которой очень важны для социума в целом и каждого индивида в частности. Поэтому в статье уделено особое внимание семейным ценностям, способствующим более полно передать информацию о традиционных укладах современного общества.
Ключевые слова: семья, семейные ценности, социология семьи, институт семьи, социализация.
10.22281/2542-169 7-2022-01-04-64-69
Актуальность темы статьи обусловлена тем, что в настоящее время семья является фундаментальным институтом и занимает одно из первых мест в образовании структуры и функционирования общества [1; 8]. Социология семьи несет в себе развитие и совершенствование семьи как социального института. Наиболее развитая область социологического знания занимается изучением проблем семьи и брака.
Семья - это люди, объединенные брачным союзом, кровные родственники, проживающие на совместной территории и имеющие общность быта.
Семья, с позиции социологического подхода, является не просто малой группой, имеющей связи брака или родственную связь. В социологии семья является социальным институтом, для него свойственно наличие ценностей, норм, социальных установок, механизма регулирования системы поощрений и наказаний между членами семьи. Также институт семьи имеет ряд основных функций, сюда входят: социализация, репродуктивная функция, удовлетворенность в общении и отдыхе и т.д.
Семья как социальный институт имеет устойчивую структуру, она является самостоятельной системой управления, в которой все члены развивают жизненную важность и необходимость в культуре общения и ценностей. В результате этих действий возможно допущение недопониманий, которые в дальнейшим приведут к разногласиям, но решение конфликтов происходит благодаря взаимным уступкам и соглашениям.
Семья всегда являлась и продолжает являться главным и фундаментальным институтом общества, который включает в себя культурную преемственность поколений, сохранение общечеловеческих ценностей, стабилизацию и развитие современного общества.
Социализация личности является самым важным процессом приобретения социальных правил, образцов поведения и норм. Важное место здесь отводится семье, так как именно она является первым и близким окружением личности. Но на сегодняшний день, повышается количество разводов и наступает переломный момент института семьи. Внесение поправок в ценностные установки современного общества является важным фактором развития у современной молодежи понятия о семье как социальном институте.
Статистика свидетельствует о том, что в последние годы количество браков снижается, а число разводов остается на том же месте. Рассмотрим статистику, предоставляемую Росстатом за 2021 год.
В две тысячи двадцать первом году в нашем государстве заключили брак более 923 553 человек. По сравнению с 2020 годом, показатель увеличился на 152 тысячи [15].
Вполне возможно, что на снижение количества браков повлияло ограничение мер, введённых в 2020 году из-за эпидемии коронавируса.
К сожалению, количество разводов растет с каждым днем. Возьмем статистику за
Епремян Т.В., Абрамова М.Э.
Брянский государственный университет имени академика И.Г. Петровского, Брянск
2021 год. Официально развелись 644 207 пары (4,4 на 1000 человек населения). Ведь в сравнении 2020 года статистика показывает, что количество разводов было меньше, всего 564 033 семей.
В настоящее время в России количество разводов, в течение 5 лет, сохраняет стабильность на одном уровне, примерно 600 тысяч браков распадаются за 1 год [15].
Дефицит нравственности в современном мире несет в себе проблемы формирования личности подрастающего поколения. Ведь важным залогом при создании семьи является совместимость в психофизиологическом и социально-духовном плане молодых людей. Нужно пропагандировать в образовательных учреждениях семейные ценности счастливой и крепкой семьи [2; 3]. Ведь большинство случаев говорит нам о том, что дети вырастают в неблагополучной семье.
Воспитание - процесс формирования личности, осуществляемый в рамках и под воздействием социальных институтов [6; 7; 14], а также семьи, главной целью которого является подготовка и выполнение социальных функций и ролей в различных областях жизнедеятельности.
Ценностный подход к семье в социологии представляет собой центр связи с миром. Ценность является показателем положительной или отрицательной важности предметов современного мира. Суть ценностного подхода заключается в рассмотрении семьи как ценности, осознавая ее достижимость в современном мире.
Отношение человека к материальным и духовным ценностям, его установки и предпочтения в поведении, способ разделять предметы по их значению, называется ценностными ориентациями.
Семейные ценности представляют собой положительные и отрицательные показатели важности объектов, чувства и традиции, радость и горе внутри членов семьи.
Авторитет семьи является основополагающим приоритетом современного общества. Каждая семья формирует ценности на основе своих предпочтений и убеждений. Важным является то, что крепкие и доверительные отношения представляют основу развития личности. Ценности в семье устанавливаются родителями и взрослыми членами семьи. Семья является основной ячейкой, в основе которой лежит социализация личности и процесс понимания окружающего мира.
Ценности позволяют человеку решить важность своей жизнедеятельности, правильно расставить приоритеты в брачной и семейной жизни. Для кого-то на первом плане стоит благополучие семьи, любовь, здоровье; для других же ценностные ориентиры заключаются в успешной карьере, благосостоянии. Также необходимо отметить, что ценности опираются на потребности человека исходя из материальных, физиологических, эстетических, нравственных убеждений.
В науке насчитывается несколько классификаций семейных ценностей, которые вытекают из определения семьи. Их можно разделить по элементам связи внутри семьи, а также по функциям, которые они выполняют в институте семьи.
Виды ценностей по элементам связи внутри семьи:
1. Ценность брака.
Брак - это форма отношений между мужчиной и женщиной, которая определяет их права и обязанности по отношению друг к другу. Можно выделить две составляющие ценности брака: ценность зарегистрированного брака и ценность гражданского брака (сожительства).
2. Ценность родительства.
Ценность родительства заключается в полноценном воспитании детей. Именно родитель на протяжении всей жизни является значимой фигурой подражания ребенка. Ценность детей - это степень проявления доброжелательного отношения общества, семьи и индивида к детям. Из поколения в поколение передаются духовно-нравственные качества (верность, уважение, справедливость и др.).
3. Ценности, связанные с родством.
Ценность наличия родственников, бережное отношение и взаимопомощь между членами семьи.
Семьи с позиции ценностных ориентиров подразделяются на следующие:
1. Приоритет напрямую отдается семейным ценностям;
2. Собственные ценностные ориентиры супругов, стоят выше семейных ценностей;
3. Предпочтение одного из супругов отдается личным ценностям, а другого -семейным;
4. Уравновешенность между личными и семейными ценностями;
5. Преобладают «плавающие» ценности (т. е. семейные ценности заменяются личными в определенные периоды и наоборот).
Довольно часто в молодых семьях встречается несовпадение ценностных ориентиров, что несет в себе конфликты и проблемы. Также это включает в себя последствия автономности и приводит к проблемам нестабильности и подрыву гармоничного уклада семьи. Ведь семейные ценности могут влиять друг на друга, чем больше взаимосвязь между ними, тем крепче целостность семьи.
На данный момент времени институт семьи утрачивает свою значимость. Молодые семьи, в силу своего характера и отсутствия необходимых знаний, разрушают традиционный уклад жизни, который, казалось бы, должен быть вечным и ценным.
Известный социолог Макс Вебер в своей теории, приближаясь к норме, описывает ценности как регуляторы поведенческих действий индивида.
Аксиология Уильяма Томаса и Флориана Знанецкого проводит смысловую грань между нормой и ценностью.
Толкотт Парсонс уделял внимание нравственным аспектам аксиологии, и в его понимании ценность есть средство для социальных связей.
Необходимо также отметить, что стремительно происходит все больше социальных изменений. Не исключено, что это тоже связано с разрывом ценностей в семье и ориентация жизненных «маршрутов» резко поменялась с предыдущими. Такая трансформация приводит к образованию новых нетрадиционных форм семейной жизни (например, семьи выходного дня, гостевые браки и др.). С положительной стороны можно сказать, что отношения выходят на новый уровень, в котором нет давления нравственных и моральных стереотипов. С отрицательной стороны - неясно, как в новой форме обеспечить полноценное воспитание и первичную социализацию детей, а также найти баланс между ценностными ориентирами.
Развитие и продвижение ценностей брака, психологическое консультирование по семейным вопросам имеет неотложный характер. В настоящее время семья нуждается в поддержке и помощи со стороны современного мира, в том числе и учреждений социального обслуживания [9; 10]. Осуществление просемейной политики с точки зрения семейных ценностей и выражения счастливой и стабильной семьи несет в себе поддержку со стороны государства и общества.
Для того чтобы система ценностей сформировалась на всех уровнях, необходимо стабилизировать и упорядочить эволюционные преобразования. Вследствие этого семья сможет передавать ценности, которые являются базой для социума и формирования единства.
Семья является промежуточным звеном для индивида и общества. Она выражает в себе ценности современного мира и социума, которые признаются людьми, составляющими структуру семьи. Ведь именно в ней закладываются такие качества, как верность, любовь, доброта, взаимопомощь, уважение к людям и окружающему миру.
В настоящий момент времени развивается нравственная атмосфера, вырабатывается переоценка ценностей, их творческое переосмысление. Происходят преобразования в духовно-нравственной жизнедеятельности человека. Ценностные ориентации занимают особую значимость среди молодых людей, особенно в эпоху цифровизации [12; 13; 5] и виртуализации социального пространства [4; 11]. Поэтому возникает задача целостного проектирования образовательного пространства, которое бы создавало условия для
ценностного наполнения внутреннего мира молодого человека.
Проблемы семьи и семейных ценностей занимают главную роль в современном обществе, также это связано с кризисным упадком института семьи. Семья является главной ценностью человеческой жизни. Приоритеты и семейные ценности очень деформировались в последнее время. Одни ученые называют это кризисом семейных ценностей, а другие считают, что семья как социальный институт трансформируется, однако на самом деле семья адаптируется к новым условиям. Стираются грани между семейными ценностями и внесемейными.
1. Банная А.А. Нарративное интервью как метод социологического исследования жизненного цикла семьи / А.А. Банная, С.А. Шилина // Научный журнал Дискурс. 2017. № 8 (10). С. 76-93.
2. Голенкова О.В. Педагогические кадры в Брянском уезде Орловской губернии на рубеже XIX - XX веков: социально-социологический анализ / О.В. Голенкова, Т.Е. Лифанова, С.А. Шилина // Казанский социально-гуманитарный вестник. 2020. № 2 (43). С. 9-
3. Голенкова О.В. Развитие образования в Брянском уезде Орловской губернии в XIX - начале XX веков: историко-социологический аспект / О.В. Голенкова, Т.Е. Лифанова, С.А. Шилина // Казанский социально-гуманитарный вестник. 2020. № 1 (42). С. 9-14.
4. Ефимочкина Н.Б. Цифровые поля социальных трансформаций мегаполиса / Н.Б. Ефимочкина, А.К. Мамедов // Экономика. Социология. Право. 2021. № 3 (23). С. 35-45.
5. Ефимочкина Н.Б. Эволюция цифровых полей социальных трансформаций мегаполиса/ Н.Б. Ефимочкина, А.К. Мамедов // Экономика. Социология. Право. 2021. № 4 (24). С. 73-85.
6. Киричек П.Н. Правовое поле социальной политики: вектор изменений / П.Н. Киричек // Система ценностей современного общества. - 2014. - № 33. - С. 52.
7. Киричек П.Н. Пресса как агент социализации личности / П.Н. Киричек // В сборнике: III Моисеевские чтения: Культура и гуманитарные проблемы современной цивилизации. Доклады и материалы Общероссийской (национальной) научной конференции. Москва, 2020. С. 387-394.
8. Лифанова Т.Е. Проблемные вопросы работы с семьями, воспитывающими детей-инвалидов: социологический аспект / Т.Е. Лифанова, А.А. Пимахова, Е.В. Харлашина, А.М. Шилин // Научный журнал Дискурс. 2018. № 7 (21). С. 155-167.
9. Лифанова Т.Е. Технологии социальной работы в специализированных учреждениях социального обслуживания / Т.Е. Лифанова, С.А. Шилина // Учебно-методическое пособие для бакалавриата по направлению подготовки 39.03.02 «Социальная работа» / Брянск, 2020. Том Часть 2. 160 с.
10. Лифанова Т.Е. Технологии социальной работы в специализированных учреждениях социального обслуживания / Т.Е. Лифанова, С.А. Шилина // Учебно-методическое пособие для бакалавриата по направлению подготовки 39.03.02 «Социальная работа» / Брянск, 2019. Том Часть 1. 160 с.
11. Мамедов А.К. Виртуальная личность: социальный эскапизм или новое поле креативности? / А.К. Мамедов // Экономика. Социология. Право. 2019. № 1 (13). С. 68-75.
12. Мамедов А.К. Личность в информационной матрице: незавершенный проект/ А.К. Мамедов // В сборнике: Трансформация коммуникации в цифровую эпоху. Материалы научной онлайн-конференции с международным участием, посвященной всемирному дню почты. Ред. А.К. Мамедов, И.Н. Чудновская. 2020. С. 76-96.
13. Мамедов А.К. Метаморфозы цифрового общества: трудности роста и риски / А.К. Мамедов, Л.Ю. Писарева // Социология. 2020. № 3. С. 4-17.
14. Мамедов А.К. Социальные последствия виртуализации личности/ А.К. Мамедов // В сборнике: Коммуникативное пространство современного мегаполиса: диалог программ.
Список использованных источников
13.
гло л 'directory of
j journals Научный журнал «Экономика. Социология. Право.», 2022, №4(28)
Материалы научной онлайн-конференции с международным участием. Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова. 2019. С. 44-48.
15. Семья, материнство и детство : Федеральная служба государственной статистики [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://rosstat.gov.ru/folder/13807 (Дата обращения 25.09.2022)
Сведения об авторах
Епремян Татьяна Владимировна - аспирант направления подготовки «Социология», ассистент кафедры социологии и социальной работы ФГБОУ ВО «Брянский государственный университет имени академика И.Г. Петровского»; e-mail: [email protected]; Адрес: 241036, Россия, г. Брянск, ул. Бежицкая, 14; Телефон рабочий: +74832580520 (1231)
Абрамова Марина Эдуардовна - магистрант направления подготовки 39.04.01 «Социология», факультет педагогики и психологии ФГБОУ ВО «Брянский государственный университет имени академика И.Г. Петровского»; e-mail: [email protected]; Адрес: 241036, Россия, г. Брянск, ул. Бежицкая, 14; Телефон: +79191995203
UDC 316.354
FAMILY AS A SOCIAL INSTITUTION: CONCEPT AND VALUE ORIENTATIONS
Yepremyan T.V., Abramova M.E.
Bryansk State Academician I.G. Petrovski University, Bryansk
This article considers the family as a social institution of society. The relevance of addressing this topic is caused by social transformations taking place in a society with many fundamental social institutions, including such important ones as the family. The processes of globalization and informatization of society have led to the loss of many traditional values, which negatively affects the primary cell of society - a small social group whose functions are very important for society as a whole and each individual in particular. Therefore, the article pays special attention to family values that contribute to more fully convey information about the traditional ways of modern society. Keywords: family, family values, family sociology, family institution, socialization.
References
1. Bannaya A.A. Narrative interview as a method of sociological research of the family life cycle / A.A. Bannaya, S.A. Shilina // Scientific journal Discourse. 2017. No. 8 (10). Pp. 76-93.
2. Golenkova O.V. Pedagogical personnel in the Bryansk district of the Orel province at the turn of the XIX - XX centuries: socio-Sociological analysis / O.V. Golenkova, T.E. Lifanova, S.A. Shilina // Kazan Socio-humanitarian Bulletin. 2020. No. 2 (43). Pp. 9-13.
3. Golenkova O.V. The development of education in the Bryansk district of the Oryol province in the XIX - early XX centuries: historical and sociological aspect / O.V. Golenkova, T.E. Lifanova, S.A. Shilina // Kazan Socio-humanitarian Bulletin. 2020. No. 1 (42). Pp. 9-14.
4. Efimochkina N.B. Digital fields of social transformations of the megalopolis / N.B. Efimochkina, A.K. Mammadov // Economy. Sociology. Right. 2021. No. 3 (23). Pp. 35-45.
5. Efimochkina N.B. Evolution of digital fields of social transformations of the megalopolis/ N.B. Efimochkina, A.K. Mammadov // Economy. Sociology. Right. 2021. No. 4 (24). Pp. 73-85.
6. Kirichek P.N. The legal field of social policy: vector of changes / P.N. Kirichek // System of values of modern society. - 2014. - No. 33. - p. 52.
7. Kirichek P.N. The press as an agent of personality socialization / P.N. Kirichek // In the collection: III Moses Readings: Culture and humanitarian problems of modern civilization. Reports and materials of the All-Russian (national) Scientific Conference. Moscow, 2020. Pp. 387-394.
8. Lifanova T.E. Problematic issues of working with families raising disabled children: a sociological aspect / T.E. Lifanova, A.A. Pimakhova, E.V. Kharlashina, A.M. Shilin // Scientific Journal Discourse. 2018. No. 7 (21). Pp. 155-167.
9. Lifanova T.E. Technologies of social work in specialized institutions of social service /
гло л 'directory of
j journals Научный журнал «Экономика. Социология. Право.», 2022, №4(28)
T.E. Lifanova, S.A. Shilina // Educational and methodical manual for bachelor's degree in the direction of training 39.03.02 «Social work» / Bryansk, 2020. Volume Part 2. 160 p.
10. Lifanova T.E. Technologies of social work in specialized social service institutions / T.E. Lifanova, S.A. Shilina // Educational and methodical manual for bachelor's degree in the direction of training 39.03.02 «Social work» / Bryansk, 2019. Volume Part 1. 160 p.
11. Mammadov A.K. Virtual personality: social escapism or a new field of creativity? / A.K. Mammadov // Economy. Sociology. Right. 2019. No. 1 (13). Pp. 68-75.
12. Mammadov A.K. Personality in the information matrix: an unfinished project / A.K. Mammadov // In the collection: Transformation of communication in the digital age. Materials of an online scientific conference with international participation dedicated to the World Mail Day. Ed. A.K. Mammadov, I.N. Chudnovskaya. 2020. Pp. 76-96.
13. Mammadov A.K. Metamorphoses of digital society: difficulties of growth and risks / A.K. Mammadov, L.Y. Pisareva // Sociology. 2020. No. 3. Pp. 4-17.
14. Mammadov A.K. Social consequences of personality virtualization/ A.K. Mammadov // In the collection: The communicative space of a modern metropolis: a dialogue of programs. Materials of an online scientific conference with international participation. Lomonosov Moscow State University. 2019. Pp. 44-48.
15. Family, motherhood and childhood : Federal State Statistics Service [Electronic resource]. - Access mode: https://rosstat.gov.ru/folder/13807 (Accessed 25.09.2022)
Author's information
Epremyan Tatiana Vladimirovna - postgraduate student of the field of study «Sociology», assistant of the Department of Sociology and Social Work of the Bryansk State University named after Academician I.G. Petrovsky; e-mail: [email protected]; Address: 14 Bezhitskaya str., Bryansk, 241036, Russia; Phone work: +74832580520 (1231)
Abramova Marina Eduardovna - Master's student of the direction of training 39.04.01 «Sociology», Faculty of Pedagogy and Psychology of the Bryansk State University named after Academician I.G. Petrovsky; e-mail: [email protected]; Address: 14 Bezhitskaya str., Bryansk, 241036, Russia