Научная статья на тему 'ПОДХОДЫ К ИНТЕРПРЕТАЦИИ СОЦИАЛИЗАЦИИ'

ПОДХОДЫ К ИНТЕРПРЕТАЦИИ СОЦИАЛИЗАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
461
82
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛИЗАЦИЯ / АГЕНТЫ СОЦИАЛИЗАЦИИ / ИНСТИТУТЫ СОЦИАЛИЗАЦИИ / РЕСОЦИАЛИЗАЦИЯ / ДЕСОЦИАЛИЗАЦИЯ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Сычева Е.Ю., Кирпиченко А.М.

В статье рассматриваются теоретические аспекты процесса социализации. Представлены различные трактовки основных понятий, связанных с тематическим полем социализации. На примерах из социологических исследований показаны различные жизненные этапы «процесса интеграции индивида в социальную систему, вхождение в социальную среду через овладение её социальными нормами, правилами и ценностями, знаниями, навыками, позволяющими ему успешно функционировать в обществе» [25]. Авторы продемонстрировали, как происходит влияние на человека агентов социализации. Рассмотрена типология процесса социализации. В статье также дана социологическая интерпретация понятий ресоциализации и десоциализации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

APPROACHES TO THE INTERPRETATION OF SOCIALIZATION

The article deals with the theoretical aspects of the process of socialization. Various interpretations of the basic concepts related to the thematic field of socialization are presented. Examples from sociological studies show various life stages of “the process of integrating an individual into a social system, entering the social environment through mastering its social norms, rules and values, knowledge, skills that allow him to successfully function in society” [25]. The authors have demonstrated how the agents of socialization influence a person. The typology of the process of socialization is considered. The article also gives a sociological interpretation of the concepts of resocialization and desocialization.

Текст научной работы на тему «ПОДХОДЫ К ИНТЕРПРЕТАЦИИ СОЦИАЛИЗАЦИИ»

УДК 316.4.06

ПОДХОДЫ К ИНТЕРПРЕТАЦИИ СОЦИАЛИЗАЦИИ

Сычева Е.Ю., Кирпиченко А.М. Брянский государственный университет имени академика И.Г. Петровского, г. Брянск

В статье рассматриваются теоретические аспекты процесса социализации. Представлены различные трактовки основных понятий, связанных с тематическим полем социализации. На примерах из социологических исследований показаны различные жизненные этапы «процесса интеграции индивида в социальную систему, вхождение в социальную среду через овладение её социальными нормами, правилами и ценностями, знаниями, навыками, позволяющими ему успешно функционировать в обществе» [25]. Авторы продемонстрировали, как происходит влияние на человека агентов социализации. Рассмотрена типология процесса социализации. В статье также дана социологическая интерпретация понятий ресоциализации и десоциализации. Ключевые слова: социализация, агенты социализации, институты социализации, ресоциализация, десоциализация.

DOI 10.22281/2542-169 7-2022-01-02-57-64

Обращение к такому важному процессу в жизни индивида, как социализация, очень актуально. Социология призвана изучать общество, но ведь оно состоит из личностей, роль которых определяет порой глобальные изменения в жизни не одного народа. Недавние события служат этому ярким подтверждением.

Поэтому правомерным является наше обращение к вопросам становления личности, её формирования под воздействием тех условий, которые окружают человека «от пеленки до савана». Процесс «вхождения» человека в общество интересовал мыслителей и учёных ещё с древнейших времён. Существует большое количество дефиниций понятия «социализация». Впервые термин был введён американским социологом Франклином Генри Гиддингсом (Giddings) («Теория социализации», 1887 г.). Под социализацией социолог понимал «попытку приспособиться друг к другу» [15].

Британский социолог Энтони Гидденс (Giddens) определял социализацию как «процесс, в ходе которого беспомощный младенец постепенно превращается в обладающее самосознанием разумное существо, понимающее суть культуры, в которой он родился» [2].

Советский и российский психолог Артур Владимирович Петровский считал, что социализация длится на протяжении всей жизни человека и не прекращается никогда.

Процесс социализации начинается с рождения человека и заканчивается его смертью. В социологической науке принято выделять первичную и вторичную социализацию. Семья -это первичная социальная группа. В ней ребёнок подражает старшим членам группы, таким образом усваивает простейшие нормы культуры и начинает выполнять простые социальные нормы. Именно в семье закладываются основы личности ребёнка, поэтому благополучная семья - главное условие успешности социализации. Усвоение норм и ценностей ребёнком является первичной социализаций. Чаще всего она несёт в себе неосознанный характер. Приобретение каких-либо новых норм и ценностей человеком является вторичной социализацией. Она осуществляется при переходе в новую группу (детский сад, школа, переезд в другой город или страну, смена работы и др.). Вторичная социализация проявляется на всех жизненных этапах (детство, юность, зрелость и старость).

Однако некоторые авторы не останавливаются только на первичной и вторичной социализации. В отношении вторичной социализации они выделяют такие феномены, как десоциализация и ресоциализация. Пребывание людей в местах, которые отделены от внешнего мира, например, клиниках для душевнобольных, казармах или тюрьмах, может привести к ресоциализации. Новые, часто очень суровые порядки и требования могут привести к изменениям мировоззрения этих людей.

Психолог Бруно Беттельгейм (Bettelheim) описал процесс ресоциализации, основываясь на собственном опыте пребывания в концентрационных лагерях Дахау и

DIRECTORY OF OPEN ACCESS JOURNALS

Бухенвальд (1938-1939). Ужасающие условия жизни, пытки и оскорбления, нехватка пищи и отсутствие элементарных средств для поддержания жизни меняли мировоззрения заключённых до неузнаваемости по мере приспособления заключённых к меняющимся условиям. Личностные изменения происходили со всеми заключёнными в определённом порядке. Сначала это был шок. Вырванных из семьи людей перед помещением в лагерь часто подвергали пыткам. Большинство узников так или иначе противостояло влиянию новых условий, но это ни к чему не приводило, так как страх и неопределённость приводили к распаду личности человека.

Далее поведение узника менялось по одному из следующих сценариев. Одни превращались в «ходячие трупы» (ти$е1тапжг). Они лишались воли, пропадал интерес к своей судьбе. Жизнь таких людей длилась недолго. Другие узники теряли способность думать о своём будущем («думать вперёд»). Частая смена настроения и нарушение восприятия времени делали узников похожими на детей. Поведение тех, кто пробыл больше года в концентрационных лагерях, было совершенно иным. Б. Беттельгейм называл их «старыми узниками». Такие люди уже прошли процесс ресоциализации и уже не помнят имён и событий своей жизни. Они пытаются подстроиться под охрану лагеря, подражать ей и имитировать униформу охранников используя обрывки одежды. «Они чувствовали гордость, когда им удавалось быть такими же, или еще более, жестокими, чем СС» [2].

Процесс ресоциализация происходит тогда, когда человек вынужден адаптироваться. Под десоциализацией можно понимать утрату или же сознательный отказ от тех ценностей и норм, которые уже усвоены, которые характерны для привычного образа жизни. Процесс десоциализации может происходить как добровольно, так и принудительно. Типичный пример добровольной потери связи с социумом - это уход в монастырь. В этом случае человек может развиться духовно, стать более нравственным. В случае вынужденной десоциализации (например, потеря работы) может наступить иллюзорный уход от реальности (алкоголизм, наркомания, попрошайничество).

Социализироваться помогают агенты и институты социализации. Агенты социализации - это конкретные люди. Как и процесс социализации, их можно разделить на два типа. «К агентам первичной социализации можно отнести родителей, дедушек и бабушек, сестёр и братьев, друзей, учителей и т.д. Таким образом, это всё ближайшее окружение человека. Агентами вторичной социализации являются представители администрации школ и университетов, армии, церкви и другие. Они оказывают не такое сильное влияние на человека по сравнению с агентами первичной социализации. Институтами социализации называют любые учреждения, так или иначе влияющие на процесс социализации и которые направляют этот процесс. Институты социализации также делят на первичные и вторичные» [12; 13; 19]. К первым относят семью или, например, школу. К институтам вторичной социализации относятся государство, учебные заведения [3; 4; 21], средства массовой информации.

Семья для большинства людей является первым и самым важным источником усвоения норм и ценностей [1; 16]. Именно в ней закладываются основные образцы поведения, которые на протяжении всей жизни будут присутствовать у человека. У ребёнка начинает формироваться личность. Если семья неблагополучная, малообеспеченная или члены семьи страдают от какой-либо зависимости, склонны к конфликтности, то в этом случае процесс социализации ребёнка будет приобретать негативные ценности. Накопленный негативный жизненный опыт позволяет ребёнку быстрее взрослеть. Но такое важное качество, как ответственность, уже не будет выработано.

На каждом жизненном этапе на человека оказывают влияние различные агенты и институты социализации. Поступление в университет или заселение в общежитие - это знаковое событие для многих молодых людей. Наряду с новым возможностями студентам необходимо сменить привычные условия. Иногда ожидание не совпадает с реальностью и количество отрицательных факторов может превысить положительные. При заселении в общежитие студентов ждут не только новые условия, новая обстановка и новое окружение,

DOAJ

но и различные социально-бытовые проблемы, возможно появление конфликтов или дискриминация по какому-либо признаку [9; 14]. От этих и многих других факторов будет зависеть то, насколько успешно студент сможет социализироваться в новом для него обществе. В качестве агентов вторичной социализации могут выступать соседи по комнате или по этажу, вахтёры и администрация общежития. При этом агентами первичной социализации могут стать новые друзья.

В условиях пандемии коронавирусной инфекции COVID-19 происходила вынужденная массовая виртуализация обучения в вузах [11; 18; 22]. Как преподавателям, так и студентам необходимо было адаптироваться к новым условиям [10; 17; 20]. Процесс социализации в условиях дистанционного образования не однозначен [23; 5; 6]. С одной стороны, человек может перестать общаться со сверстниками, «уйти в себя». Личный контакт с преподавателями и сверстниками минимален, что не позволяет развиваться коммуникативным навыкам и навыкам работы в команде. С другой стороны, дистанционное образование даёт студенту больше свободного времени. Студент может использовать это время для взаимодействия со своими сверстниками вне стен университета, посещать дополнительные курсы и тренинги. Это, в свою очередь, способствует развитию различных навыков, духовных потребностей [7].

Социализироваться приходится и людям с ограниченными возможностями здоровья (с ОВЗ) [8]. Для того, чтобы интегрироваться в общество, необходимы специальные условия. К выбору школы для ребёнка с ОВЗ, университета или даже места работы необходимо подходить достаточно серьёзно. Важно учитывать все факторы, которые будут гарантировать успешную социализацию. К списку агентов социализации добавляются работники медицинских учреждений и сиделки.

Социализация может быть не только первичная и вторичная. Существует опережающая (предвосхищающая), гендерная и групповая социализация. Опережающая социализация характеризуется принятием норм, правил и ценностей той группы, в которую человек стремится попасть. Данная концепция была предложена американским социологом Сэмюелем А. Стоиффером (Б1оиГГег). Социолог провёл исследование [24], в котором просил солдат оценить свои шансы на получение повышения в своём подразделении. Результаты были следующими: те солдаты, в подразделения которых процент повышений был ниже, наиболее позитивно оценивали свои шансы. Примерами предвосхищающей социализации может быть подчинённый, который старается перенять образ жизни начальника, в надежде получить повышение или сожительство мужчины и женщины, которые ещё не состоят в гражданском браке, но уже исполняют роли мужа и жены.

Усвоение норм, правил и установок, которые сопоставляются с социокультурными представлениями о положении и роли женщин и мужчин - это не что иное, как процесс гендерной социализации. Представления о том, как нужно себя вести мальчикам и девочкам формируется в процессе именно гендерной социализации. Это происходит неосознанно. Важную роль в этом процессе играют гендерные стереотипы. Наиболее актуальны они при рассмотрении спортивной сферы. В современном мире всё ещё существует деление видов спорта на маскулинные и фемининные. То есть, считается, что одни виды спорта более предпочтительны для мужчин, другие для женщин. Так тяжёлая атлетика, единоборства, хоккей, футбол и другие считаются мужскими видами спорта, а художественная гимнастика, синхронное плавание или, например, фигурное катание больше подходят для девушек. Деление видов спорта на мужские и женские и есть гендерный стериотип, так как некоторые виды спорта, ранее считавшиеся мужскими, уже могут быть либо общими, либо женскими. Так в конце XIX века мужчинами был создан вид спорта «фигуры на воде». Сейчас - это женский вид спорта: синхронное плавание.

На протяжении всей своей жизни человек взаимодействует с различными группами. Для вхождения в ту или иную группу ему необходимо социализироваться. Этот процесс называется групповой социализацией. Правила и нормы поведения в разных группах могут различаться, поэтому социализироваться во все слои населения и группы невозможно.

Человек может идеально подходить для одной группы, но не соответствовать другой (богатые и бедные). Так, например, если ребёнок проводит большое количество времени среди сверстников, в спортивной или музыкальной секциях или в какой-либо другой группе, то он будет усваивать образцы поведения, которые характерны для его группы, игнорируя при этом нормы поведения тех групп, в которые он не входит.

В социологии существует досрочная социализация (некая репетиция будущей деятельности, например, дни открытых дверей в учебных заведениях, сожительство молодой пары перед вступлением в брак, послушничество - подготовка к принятию монашества) и организационная социализация (принятие норм трудовой деятельности, например, как вести себя с начальством, коллегами и подчинёнными, можно ли опаздывать на работу и др.).

Ни один тип социализации не протекает обособленно. Социализация происходит комплексно и затрагивает все стороны жизни человека. На протяжении всей жизни человек «впитывает» в себя всевозможные образцы поведения, для того чтобы успешно сосуществовать в социуме с другими людьми. При этом человек может даже не осознавать этого.

Список использованных источников

1. Воронов К.А. Социальный институт семьи: аспекты социальной политики в России / К.А. Воронов, А.М. Кирпиченко // Социальная динамика населения и устойчивое развитие, Москва, 10 октября 2019 года / Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова. Москва: ООО «МАКС Пресс», 2019. С. 46-51.

2. Гидденс Э. Социология / Энтони Гидденс; Науч. ред. В. А. Ядов; Общ. ред. Л. С. Гурьевой и Л. Н. Иосилевича; [Пер. В. Малышенко и др.]. М. : Эдиториал УРСС, 1999. 703 с. : табл.; 25 см.

3. Голенкова О.В. Педагогические кадры в Брянском уезде Орловской губернии на рубеже XIX - XX веков: социально-социологический анализ / О.В. Голенкова, Т.Е. Лифанова, С.А. Шилина // Казанский социально-гуманитарный вестник. 2020. № 2 (43). С. 913.

4. Голенкова О.В. Развитие образования в Брянском уезде Орловской губернии в XIX - начале XX веков: историко-социологический аспект / О.В. Голенкова, Т.Е. Лифанова, С.А. Шилина // Казанский социально-гуманитарный вестник. 2020. № 1 (42). С. 9-14.

5. Ефимочкина Н.Б. Цифровые поля социальных трансформаций мегаполиса / Н.Б. Ефимочкина, А.К. Мамедов // Экономика. Социология. Право. 2021. № 3 (23). С. 35-45.

6. Ефимочкина Н.Б. Эволюция цифровых полей социальных трансформаций мегаполиса/ Н.Б. Ефимочкина, А.К. Мамедов // Экономика. Социология. Право. 2021. № 4 (24). С. 73-85.

7. Киричек П.Н. Духовная культура в динамике интересов российской молодежи / П.Н. Киричек // Вопросы культурологии. 2017. № 2. С. 70-76.

8. Кирпиченко А. Дискурс социальных проблем: отношение молодежи к уходу за лицами с ограниченными возможностями здоровья / А. Кирпиченко // Патриотическое воспитание в поликультурном пространстве славянского приграничья : Материалы межрегионального форума: тезисы докладов, Брянск, 05 декабря 2019 года. Брянск: Общество с ограниченной ответственностью «Ладомир», 2019. С. 36-39.

9. Кирпиченко А.М. Методика изучения социально-бытовых проблем студентов, проживающих в общежитии, методом социологического интервью / А.М. Кирпиченко // Дискурс социальных проблем в социокультурном, образовательном, языковом пространстве в период пандемии коронавируса : Материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием, Брянск, 10 февраля 2021 года. Брянск: Брянский государственный университет имени академика И.Г. Петровского, 2021. С. 181-186.

10. Кирпиченко А.М. Отношение бстудентов к виртуализации обучения в вузе в период пандемии / А.М. Кирпиченко // Влияние качества жизни на формирование ценностной структуры населения России : Всероссийская научная конференция с

международным участием : сборник материалов, Москва, 24 ноября 2020 года / Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова. Москва: ООО «МАКС Пресс», 2020. С. 101-102.

11. Левичева Е.В. Проблемы дистанционного обучения и способы их возможного решения / Е.В. Левичева, И.Н. Никитина // В сборнике: Университет на пути к новому качеству науки и образования. Национальная научно-практическая конференция с международным участием. Брянск, 2020. С. 140-145.

12. Лифанова Т.Е. Социологическое исследование отношения молодежи к лицам с ограниченными возможностями / Т.Е. Лифанова, Е.Ю. Сычева // Научный журнал Дискурс. 2019. № 12 (38). С. 134-145.

13. Лифанова Т.Е. Технологии социальной работы в специализированных учреждениях социального обслуживания / Т.Е. Лифанова, С.А. Шилина // Учебно-методическое пособие для бакалавриата по направлению подготовки 39.03.02 «Социальная работа» / Брянск, 2020. Том Часть 2. 160 с.

14. Лифанова Т.Е. Технологии социальной работы в специализированных учреждениях социального обслуживания / Т.Е. Лифанова, С.А. Шилина // Учебно-методическое пособие для бакалавриата по направлению подготовки 39.03.02 «Социальная работа» / Брянск, 2019. Том Часть 1. 160 с.

15. Луков В.А. О теории социализации Франклина Гиддингса / В.А. Луков, Е.Е. Лукова // Информационный гуманитарный портал Знание. Понимание. Умение. 2014. № 3. С. 5.

16. Маматов О.В. Семья как важнейший институт социализации / О. В. Маматов. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. 2014. № 6 (65). С. 865-867. URL: https://moluch.ru/archive/65/10492/ (дата обращения: 03.05.2022).

17. Мамедов А.К. Виртуальная личность: социальный эскапизм или новое поле креативности? / А.К. Мамедов // Экономика. Социология. Право. 2019. № 1 (13). С. 68-75.

18. Мамедов А.К. Индивидуализация «нового» образования: вызовы и решения / А.К. Мамедов // В сборнике: Социологическое прочтение настоящего и контуры будущего. Материалы международной научно-практической конференции. 2020. С. 8-11.

19. Мамедов А.К. Личность в информационной матрице: незавершенный проект/ А.К. Мамедов // В сборнике: Трансформация коммуникации в цифровую эпоху. Материалы научной онлайн-конференции с международным участием, посвященной всемирному дню почты. Ред. А.К. Мамедов, И.Н. Чудновская. 2020. С. 76-96.

20. Мамедов А.К. Метаморфозы цифрового общества: трудности роста и риски / А.К. Мамедов, Л.Ю. Писарева // Социология. 2020. № 3. С. 4-17.

21. Мамедов А.К. Методологические основания социального познания / А.К. Мамедов // Социология. 2015. № 4. С. 17-33.

22. Мамедов А.К. Парадигма нового образования в период пандемии: методология и тренды / А.К. Мамедов // В сборнике: Дискурс социальных проблем в социокультурном, образовательном, языковом пространстве в период пандемии коронавируса. Материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. Брянск, 2021. С. 414-421.

23. Мамедов А.К. Социальные последствия виртуализации личности/ А.К. Мамедов // В сборнике: Коммуникативное пространство современного мегаполиса: диалог программ. Материалы научной онлайн-конференции с международным участием. Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова. 2019. С. 44-48.

24. Райан Дж. В. Сэмюэл Стоуффер3 и исследование GI: социологи и солдаты во время Второй мировой войны. Ноксвилл, Теннесси: University of Tennessee Press, 2013.

25. Социализация // Большой психологический словарь / Сост.: Мещеряков Б., Зинченко В. ОЛМА-ПРЕСС. 2004.

Сведения об авторах

Сычева Екатерина Юрьевна - кандидат социологических наук, доцент кафедры социологии и социальной работы ФГБОУ ВО «Брянский государственный университет имени академика И.Г. Петровского»; e-mail: lupenkova@yandex.ru. Адрес: 241023, Россия, г. Брянск, ул. Бежицкая, 14. Телефон рабочий: 58-05-20 доб. 1231

Кирпиченко Анастасия Михайловна - студент 4 курса направления подготовки 39.03.01 «Социология», факультет педагогики и психологии ФГБОУ ВО «Брянский государственный университет имени академика И.Г. Петровского»; e-mail: anastaciakirpichenko@yandex.ru. Адрес: 241023, Россия, г. Брянск, ул. Бежицкая, 14

UDC 316.4.06

APPROACHES TO THE INTERPRETATION OF SOCIALIZATION

Sycheva E.Yu., Kirpichenko A.M. Bryansk State Academician I.G. Petrovski University, Bryansk

The article deals with the theoretical aspects of the process of socialization. Various interpretations of the basic concepts related to the thematic field of socialization are presented. Examples from sociological studies show various life stages of "the process of integrating an individual into a social system, entering the social environment through mastering its social norms, rules and values, knowledge, skills that allow him to successfully function in society" [25]. The authors have demonstrated how the agents of socialization influence a person. The typology of the process of socialization is considered. The article also gives a sociological interpretation of the concepts of resocialization and desocialization.

Key words: socialization, socialization agents, socialization institutions, resocialization, desocialization.

References

1. Voronov K.A. Social Institute of the family: aspects of social policy in Russia / K.A. Voronov, A.M. Kirpichenko // Social dynamics of the population and sustainable development, Moscow, October 10, 2019 / Lomonosov Moscow State University. Moscow: LLC "MAX Press", 2019. pp. 46-51.

2. Giddens E. Sociology / Anthony Giddens; Scientific ed. V. A. Yadov; General ed. L. S. Gurieva and L. N. Iosilevich; [Per. V. Malyshenko et al.]. M. : Editorial URSS, 1999. 703 p. : tab.; 25 cm .

3. Golenkova O.V. Pedagogical personnel in the Bryansk district of the Oryol province at the turn of the XIX - XX centuries: socio-sociological analysis / O.V. Golenkova, T.E. Lifanova, S.A. Shilina // Kazan socio-humanitarian Bulletin. 2020. No. 2 (43). pp. 9-13.

4. Golenkova O.V. Development of education in the Bryansk district of the Oryol province in the XIX - early XX centuries: historical and sociological aspect / O.V. Golenkova, T.E. Lifanova, S.A. Shilina // Kazan Socio-humanitarian Bulletin. 2020. No. 1 (42). pp. 9-14.

5. Efimochkina N.B. Digital fields of social transformations of megapolis / N.B. Efimochkina, A.K. Mammadov // Economy. Sociology. Right. 2021. No. 3 (23). pp. 35-45.

6. Efimochkina N.B. Evolution of digital fields of social transformations of megapolis/ N.B. Efimochkina, A.K. Mammadov // Economy. Sociology. Right. 2021. No. 4 (24). pp. 73-85.

7. Kirichek P.N. Spiritual culture in the dynamics of the interests of Russian youth / P.N. Kirichek // Questions of cultural studies. 2017. No. 2. pp. 70-76.

8. Kirpichenko A. The discourse of social problems: the attitude of young people to the care of persons with disabilities / A. Kirpichenko // Patriotic education in the multicultural space of the Slavic borderlands : Materials of the interregional forum: Abstracts of reports, Bryansk, December 05, 2019. Bryansk: Ladomir Limited Liability Company, 2019. pp. 36-39.

9. Kirpichenko A.M. Methodology of studying social and everyday problems of students living in a dormitory by the method of sociological interview / A.M. Kirpichenko // The discourse

of social problems in the socio-cultural, educational, linguistic space during the coronavirus pandemic : Materials of the All-Russian Scientific and Practical Conference with International Participation, Bryansk, February 10, 2021. Bryansk: Bryansk State University named after Academician I.G. Petrovsky, 2021. pp. 181-186.

10. Kirpichenko A.M. The attitude of 6 students to the virtualization of education at the university during the pandemic / A.M. Kirpichenko // The impact of quality of life on the formation of the value structure of the Russian population : All-Russian Scientific Conference with International participation : collection of materials, Moscow, November 24, 2020 / Lomonosov Moscow State University. Moscow: MAX Press LLC, 2020. pp. 101-102.

11. Levicheva E.V. Problems of distance learning and ways of their possible solution / E.V. Levicheva, I.N. Nikitina // In the collection: University on the way to a new quality of science and education. National Scientific and Practical conference with international participation. Bryansk, 2020. pp. 140-145.

12. Lifanova T.E. A sociological study of the attitude of youth to persons with disabilities / T.E. Lifanova, E.Y. Sycheva // Scientific Journal Discourse. 2019. No. 12 (38). pp. 134-145.

13. Lifanova T.E. Technologies of social work in specialized social service institutions / T.E. Lifanova, S.A. Shilina // Educational and methodical manual for bachelor's degree in the direction of training 39.03.02 "Social work" / Bryansk, 2020. Volume Part 2. 160 p.

14. Lifanova T.E. Technologies of social work in specialized social service institutions / T.E. Lifanova, S.A. Shilina // Educational and methodical manual for bachelor's degree in the direction of training 39.03.02 "Social work" / Bryansk, 2019. Volume Part 1. 160 p.

15. Lukov V.A. On the theory of Franklin Giddings' socialization / V.A. Lukov, E.E. Lukova // Information humanitarian portal Knowledge. Understanding. Ability. 2014. No. 3. p. 5.

16. Mamatov O.V. Family as the most important institution of socialization / O. V. Mamatov. — Text : direct // Young scientist. 2014. No. 6 (65). pp. 865-867. URL: https://moluch.ru/archive/65/10492 / (accessed: 03.05.2022).

17. Mammadov A.K. Virtual personality: social escapism or a new field of creativity? / A.K. Mammadov // Economy. Sociology. Right. 2019. No. 1 (13). pp. 68-75.

18. Mammadov A.K. Individualization of "new" education: challenges and solutions / A.K. Mammadov // In the collection: Sociological reading of the present and contours of the future. Materials of the international scientific and practical conference. 2020. pp. 8-11.

19. Mammadov A.K. Personality in the information matrix: an unfinished project/ A.K. Mammadov // In the collection: Transformation of communication in the digital age. Materials of an online scientific conference with international participation dedicated to the World Mail Day. Ed. A.K. Mammadov, I.N. Chudnovskaya. 2020. pp. 76-96.

20. Mammadov A.K. Metamorphoses of digital society: difficulties of growth and risks / A.K. Mammadov, L.Y. Pisareva // Sociology. 2020. No. 3. pp. 4-17.

21. Mammadov A.K. Methodological foundations of social cognition / A.K. Mammadov // Sociology. 2015. No. 4. pp. 17-33.

22. Mammadov A.K. The paradigm of new education during the pandemic: methodology and trends / A.K. Mammadov // In the collection: Discourse of social problems in the socio-cultural, educational, linguistic space during the coronavirus pandemic. Materials of the All-Russian scientific and practical conference with international participation. Bryansk, 2021. pp. 414-421.

23. Mammadov A.K. Social consequences of personality virtualization/ A.K. Mammadov // In the collection: The communicative space of a modern metropolis: a dialogue of programs. Materials of an online scientific conference with international participation. Lomonosov Moscow State University. 2019. pp. 44-48.

24. Ryan J. V. Samuel Stouffer3 and the GI Study: Sociologists and Soldiers during World War II. Knoxville, Tennessee: University of Tennessee Press, 2013.

25. Socialization // Big Psychological Dictionary / Comp.: Meshcheryakov B., Zinchenko V. OLMA-PRESS. 2004.

Author's information

Sycheva Ekaterina Yuryevna. - Candidate of Sociological Sciences, Associate Professor of the Department of Sociology and Social Work of the Bryansk State University named after Academician I.G. Petrovsky; e-mail: lupenkova@yandex.ru. Address: 241023, Russia, Bryansk, Bezhitskaya str., 14. Phone work: 58-05-20 ext. 1231

Kirpichenko Anastasia Mikhailovna - 4th year student of the direction of preparation 39.03.01 «Sociology», Faculty of Pedagogy and Psychology, FGBOU HE «Bryansk State University named after Academician I.G. Petrovsky»; e-mail: anastaciakirpichenko@yandex.ru. Address: 241023, Russia, Bryansk, st. Bezhitskaya, 14. Phone work: 58-05-20 ext. 1231

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.