Научная статья на тему 'СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ ПАРАМЕТРЫ ДИСКУРСИВНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ РАБОТЫ С ПОЖИЛЫМИ ЛЮДЬМИ В УЧРЕЖДЕНИЯХ СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ'

СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ ПАРАМЕТРЫ ДИСКУРСИВНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ РАБОТЫ С ПОЖИЛЫМИ ЛЮДЬМИ В УЧРЕЖДЕНИЯХ СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
90
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИОЛОГИЯ ПОВСЕДНЕВНОСТИ / ДИСКУРСИВНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ПОЖИЛЫЕ ЛЮДИ / УЧРЕЖДЕНИЯ СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ / ПСИХОКОРРЕКЦИЯ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Епремян Т.В., Кривоносова Ж.В.

В статье рассматриваются проблемы, входящие в научное поле социологии повседневности. Актуальность обусловлена тем, что пожилые люди являются одной из незащищенных категорий населения в силу изменения социального статуса, прекращение профессиональной деятельности, смены ценностных ориентиров, изменения образа жизни и круга общения, появления сложностей с психологической и социально-бытовой адаптацией к новым реалиям. Следовательно, социально-психологическая коррекция коммуникативных нарушений является актуальной проблемой для людей «третьего возраста», решение которой имеет значение не только для отдельного человека, но и общества в целом. Согласно проведенному социологическому исследованию авторы статьи выяснили, что данный вид работы может осуществляться с помощью различных средств взаимодействия, с использованием различных дискурсивных технологий, техник и методик, выбор которых главным образом зависит от постановки задач психокоррекции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOCIOLOGICAL PARAMETERS OF DISCURSIVE TECHNOLOGIES FOR WORKING WITH THE ELDERLY IN SOCIAL SERVICE INSTITUTIONS

The article deals with the problems included in the scientific field of the sociology of everyday life. The relevance is due to the fact that older people are one of the unprotected categories of the population due to changes in social status, termination of professional activity, change of value orientations, changes in lifestyle and social circle, the emergence of difficulties with psychological and social adaptation to new realities. Consequently, the socio-psychological correction of communication disorders is an urgent problem for people of the "third age", the solution of which is important not only for an individual, but also for society as a whole. According to the conducted sociological research, the authors of the article found out that this type of work can be carried out using various means of interaction, using various discursive technologies, techniques and techniques, the choice of which mainly depends on the formulation of the tasks of psychocorrection.

Текст научной работы на тему «СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ ПАРАМЕТРЫ ДИСКУРСИВНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ РАБОТЫ С ПОЖИЛЫМИ ЛЮДЬМИ В УЧРЕЖДЕНИЯХ СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ»

СОЦИОЛОГИЯ

УДК 316.4.06

СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ ПАРАМЕТРЫ ДИСКУРСИВНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ РАБОТЫ С ПОЖИЛЫМИ ЛЮДЬМИ В УЧРЕЖДЕНИЯХ СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ

Епремян Т.В., Кривоносова Ж.В.

Брянский государственный университет имени академика И.Г. Петровского, г. Брянск

В статье рассматриваются проблемы, входящие в научное поле социологии повседневности. Актуальность обусловлена тем, что пожилые люди являются одной из незащищенных категорий населения в силу изменения социального статуса, прекращение профессиональной деятельности, смены ценностных ориентиров, изменения образа жизни и круга общения, появления сложностей с психологической и социально-бытовой адаптацией к новым реалиям. Следовательно, социально-психологическая коррекция коммуникативных нарушений является актуальной проблемой для людей «третьего возраста», решение которой имеет значение не только для отдельного человека, но и общества в целом. Согласно проведенному социологическому исследованию авторы статьи выяснили, что данный вид работы может осуществляться с помощью различных средств взаимодействия, с использованием различных дискурсивных технологий, техник и методик, выбор которых главным образом зависит от постановки задач психокоррекции.

Ключевые слова: социология повседневности, дискурсивные технологии, пожилые люди, учреждения социального обслуживания, психокоррекция.

DOI 10.22281/2542-169 7-2022-01-03-34-41

Актуальность темы статьи обусловлена тем, что процесс увеличения количества пожилых людей в сегодняшних реалиях можно назвать одним из важнейших социальных трансформаций XXI века. Эта тенденция нашла своё отражение во многих, если не сказать всех, сферах развития общества. Социология повседневности нацелена на рассмотрение вопросов, в круг которых входит и анализ жизнеустройства пожилых людей. Образовательные процессы в современном социуме [1; 2; 5] направлены на переход к информационным технологиям [3; 4; 15], что осложняет жизнь граждан пожилого возраста, чьи молодые годы пришлись на период без цифровизации, а значит, вхождение в новое информационное пространство [11; 13; 14] ещё более затруднено для данной категории населения.

Рассмотрим влияние процесса старения на социум и перспективы развития данного процесса (рис. 1).

В первую очередь старение влияет на финансовый и трудовой сектор экономики, на транспорт и жилищное строительство, а также на оказание и получение социальных услуг, систему социальной защиты и социального обслуживания.

Пожилые люди - это специфическая группа населения, которая утратила способность к трудовой деятельности и имеет определенные психофизические ограничения. В соответствии с классификацией ВОЗ к пожилому возрасту относится населения в возрасте от 60 до 74, к старому - от 75 до 89, а к долгожителям - 90 и старше. Согласно Росстату количество пожилого населения на 1 июля 2021 составляла 42 млн 355 тысяч человек.

Рисунок 1 - Влияние процесса старения на социум и прогноз развития данного процесса [6] Это говорит о том, что каждый третий житель - это житель пенсионного возраста.

Актуальность темы также определяется тем, что одна из немногих тенденций, наблюдаемых нами в последнее время в развитых странах мира, - это увеличение доли людей «третьего возраста» (статистика пожилых людей в 2020 году насчитывала 970 млн., к 2030 году их число возрастет до 1,4 млрд., 2050 - до 2,1 млрд. человек).

Можно сказать, что вышеозначенные тенденции значительно затрудняют бытние людей пожилого возраста. Не следует отрицать, что «прекращение работы, утрата социального положения в обществе, ухудшение физического и психологического здоровья, зависимость от окружающих - всё это создаёт огромное поле для деятельности социального работника» [6].

В то же время активное долголетие в России — один из приоритетных проектов для правительства. Федеральные проект «Старшее поколении» должен помочь обеспечить пожилым гражданам благополучие и улучшение качества жизни. Важную роль в этом играет долговременный уход [7], а также включение людей старшего возраста в спорт и обучение новым навыкам, что провоцирует появление энергии и целей для дальнейшей жизни одиноких пожилых людей.

Выход на пенсию, завершение активной трудовой деятельности, появление большого количества свободного времени для большинства людей пожилого возраста являются факторами, приводящими к кардинальным изменениям в жизни. С этого момента жизнь таких людей наполнена чувством отчужденности, одиночества и бесполезности, на фоне чего случаются депрессии. Изменение социального статуса пожилого человека и появление препятствий в адаптации к новым и меняющимся условиям жизни в социальных учреждениях предопределяют неизбежность использования всевозможных и эффективных технологий социальной работы [9; 8; 17] с такой категорией граждан, как пожилые люди. Поэтому в процессе работы социального работника с людьми «третьего возраста» должны формироваться и реализовываться особые методы и техники. Необходимо уделять достаточное внимание и тому, как старшее поколение относится к помощи, получаемой от соцработников.

При отделении дневного пребывания и социальной реабилитации ГБУ Брянской области «КЦСОН г. Брянска» проводится психологическая работа, в комплекс услуг которой входит: 1) поддержание активного и здорового образа жизни; 2) расширение кругозора; 3) преодоление одиночества и оторванности от жизни; 4) реализацию интеллектуальных, культурных и духовных потребностей.

Чтобы определить удовлетворенность людей пожилого возраста арт-терапией как технологией психокоррекции на базе ГБУ Брянской области «КЦСОН г. Брянска» нами (Ж.В. Кривоносова, научный руководитель - Т.Е. Лифанова) было проведено социологическое исследование «Арт-терапия как технология коррекции психологического состояния пожилых людей». Объем выборочной совокупности определен нами в 10 граждан пожилого возраста. Респонденты были от 60 лет до 81 года. Имеющих родственников, но живущих от них отдельно было 40% респондентов, живущих с родственниками 20%, а одиноких соответственно 40%. Методом сбора информации было выбрано индивидуальное анкетирование. В результате исследования были получены следующие данные.

На вопрос «Знаете ли Вы, что заключает в себя психокоррекция пожилых людей?» 30% респондентов ответили утвердительно, 40% ответили отрицательно и 30% вообще не знают, что это такое, что говорит о низкой информированности клиентов о данном виде работы (рис. 2).

На вопрос «Что Вам известно о методе арт-терапии?» были получены следующие данные: тех, кто ответили, что «известно много», составило 0% от числа опрашиваемых, ответ «известно достаточно» выбрал только один респондент, то есть 10% от всего числа опрашиваемых. 40% анкетируемх ответили, что им известно только понятие, а 50% не знаю, что это такое, что также может свидетельствовать о низкой заинтересованности в данном виде работы (рис. 3).

Знаете ли Вы, что заключает в себя Что Вам известно о методе арт-

психокоррекция пожилых людей? терапии?

■ известно много

0%

30% 20% ^^ 1 Да 10% ■ известно

Ш достаточно

Ш 50%

^н нет 40% 1 ■ известно только

50% понятие

я затрудняюсь ^^^^^^^^^^^^^^^^^^^ не что это

ответить

Рисунок 2 - Понимание сути психокоррекции пожилых людей

Рисунок 3 - Осведомленность о методе арт-терапии

На вопрос о том, испытывают ли респонденты эмоциональную неудовлетворенность в обычной жизни, 70% опрошенных респондентов ответили «да», а 30% - «нет». Из этого следует, что существуют психологические проблемы, требующие коррекции (рис. 4).

30% от числа всех респондентов на вопрос о степени удовлетворенности проведенными психокоррекционными методиками ответили, что довольны, 50% ответили, что относительно довольны проведением психокоррекции в учреждении, в то время как 20% ею недовольны, категорически недовольных составило 0% (рис. 5).

Рисунок 4 - Ощущение эмоциональной неудовлетворенности в повседневности

Рисунок 5 - Удовлетворенность проведением психокоррекционных методик в Учреждении

Из предоставленных вариантов ответа на вопрос «Какой метод арт-терапии Вас привлекает больше всего?» респонденты отдали предпочтение кинотерапии (40%), музыкотерапия и танцевально-двигательная терапия получили по 20%, меньшее предпочтении было отдано библиотерапии и биографическому методу: а именно по 10% соответственно (рис. 6).

70% от общего числа респондентов ответили утвердительно на вопрос о членстве в том или ином объединении (кружок, самодеятельный коллектив, клуб по интересам), что говорит о положительной тенденции интеграции данной категории граждан в социум. Оставшиеся 30% ответили отрицательно (рис. 7).

Благодаря ответу на следующий вопрос мы выяснили, что главными мотивами участия в психокоррекционной работе являются следующие: «простое заполнение времени» (30%) и «расширение круга общения» (30%).

Рисунок 6 - Предпочтения в методах арт-терапии

Рисунок 7 - Членство в общественных объединениях

Такой мотив, как «получение новой информации», выявлен у 20% респондентов, столько же, сколько и изменение личных качеств и поведения, в то время как самореализацию не выбрал никто (рис. 8).

На вопрос «Какую форму работы Вы предпочитаете?» были получены следующие данные: всего 20% респондентов отдали свой голос в пользу индивидуальной формы работы, половина опрашиваемых посчитали групповую работу более приоритетной, в то время как 30% посчитали неважным, в какой форме будет осуществляться деятельность (рис. 9).

Каков мотив Вашего участия в психокоррекцпонноп работе? ■ просто заполнить свободное время Какую форму работы Вы предпочитаете? ^^^^^^^^^^ ыилыпыпуап

20% ю% А 20% ■ расширить круг общения 20% Я получить новый объем 30% А информации ■ самореализация ■ изменение личных качеств и поведения 30% 20% ьную ■ групповую 50% ^^^^ ш неважно

Рисунок 8 - Мотивы участия в Рисунок 9 - Предпочтения в формах работы

общественном объединении

Вопрос о наличии свободного времени для реализации своих талантов, увлечений, способностей 30% респондентов ответили, что вполне достаточно. В то время как 50% респондентам в общем достаточно и 20% вообще недостаточно времени (рис. 10).

В анкете предлагалось выбрать направление совершенствования психокоррекционной работы. 30% респондентов выбрали «увеличение количества новых методов арт-терапии». Такое же количество респондентов сделали выбор в пользу того, чтобы были привлечены к организации психокоррекционной работы в и другие специалисты, помимо уже имеющихся. Об увеличении количества времени на занятия высказались 40% (рис. 11).

Таким образом, по результатам исследования можно сделать следующие выводы: большинство пожилых людей испытывают чувство эмоциональной неудовлетворенности в повседневной жизни, что приводит к активному использованию технологии социально-психологической коррекции в «КЦСОН г. Брянска» и широкому полю работы различных специалистов, в том числе и социального работника. Но в то же время мы можем наблюдать низкую информированность пожилых людей о методах арт-терапии и психокоррекции в целом. Данные выводы не мешают преобладающему количеству респондентов участвовать в

общественных объединениях, иметь четкие мотивы своего участия в психокоррекционной работе. Одновременно с этим есть направления, которые требуют усовершенствования.

Рисунок 10 - Количество свободного времени для реализации творческих способностей

исунок 11 - Направления совершенствования своих психокоррекционной работы в Учреждении

Пожилые люди являются одной из незащищенных категорий населения в силу изменения социального статуса, прекращение профессиональной деятельности, смены ценностных ориентиров, изменения образа жизни и круга общения, появления сложностей с психологической и социально-бытовой адаптацией к новым реалиям. Следовательно, социально-психологическая коррекция коммуникативных нарушений является актуальной проблемой для людей «третьего возраста», решение которой имеет значение не только для отдельного человека, но и общества в целом. Данный вид работы может осуществляться с помощью различных средств взаимодействия, с использованием различных дискурсивных технологий, техник и методик, выбор которых главным образом зависит от постановки задач психокоррекции. Доступным, безопасным, эффективным и интересным методом психологической коррекции является метод арт-терапии. В техниках этого метода задействованы слуховые, зрительные, тактильные анализаторы, что в свою очередь имеет тонизирующее, укрепляющее, успокаивающее расслабляющее воздействие на физическое, психологическое и чувственно-эмоциональное состояние пожилого человека. Такие нетрадиционные формы работы доставляют клиентам положительные эмоции, что помогает избавиться от негативного воздействия внешней среды.

Не менее важны и принципы, на основании которых должен строиться процесс психокоррекционной работы. Учет важнейших принципов, индивидуальных особенностей личности [10; 12; 16] дает возможность правильного осуществления деятельности и способствует ее эффективности. В условия «КЦСОН г. Брянска» и других социальных учреждений проводится широкая психологическая работа с клиентами преклонного возраста, направленная на улучшение жизни граждан, вовлечение в общественную жизнь и интеграцию в социум. В результате социологического исследования «Арт-терапия как технология коррекции психологического состояния пожилых людей» был сделан следующий вывод: половина анкетируемых довольна проведением психокррекционных методик в данном учреждении, но необходимо увеличить поток усваиваемой информации о данном типе работы и продолжать работу по совершенствованию психокоррекционной работы.

Таким образом, социологические параметры дискурсивных технологий призваны улучшить как информированность граждан - получателей услуг социальных учреждений, так и методы работы сотрудников данных учреждений.

Список использованных источников

1. Голенкова О.В. Педагогические кадры в Брянском уезде Орловской губернии на рубеже XIX - XX веков: социально-социологический анализ / О.В. Голенкова, Т.Е.

Лифанова, С.А. Шилина // Казанский социально-гуманитарный вестник. 2020. № 2 (43). С. 913.

2. Голенкова О.В. Развитие образования в Брянском уезде Орловской губернии в XIX - начале XX веков: историко-социологический аспект / О.В. Голенкова, Т.Е. Лифанова, С.А. Шилина // Казанский социально-гуманитарный вестник. 2020. № 1 (42). С. 9-14.

3. Ефимочкина Н.Б. Цифровые поля социальных трансформаций мегаполиса / Н.Б. Ефимочкина, А.К. Мамедов // Экономика. Социология. Право. 2021. № 3 (23). С. 35-45.

4. Ефимочкина Н.Б. Эволюция цифровых полей социальных трансформаций мегаполиса/ Н.Б. Ефимочкина, А.К. Мамедов // Экономика. Социология. Право. 2021. № 4 (24). С. 73-85.

5. Левичева Е.В. Проблемы дистанционного обучения и способы их возможного решения / Е.В. Левичева, И.Н. Никитина // В сборнике: Университет на пути к новому качеству науки и образования. Национальная научно-практическая конференция с международным участием. Брянск, 2020. С. 140-145.

6. Лифанова Т.Е. Досуговые методы социальной работы с пожилыми людьми как адаптивная технология / Т.Е. Лифанова, Ж.В. Кривоносова // Коллекция гуманитарных исследований. 2021. № 3 (28). С. 28-35.

7. Лифанова Т.Е. Социологическое исследование отношения молодежи к лицам с ограниченными возможностями / Т.Е. Лифанова, Е.Ю. Сычева // Научный журнал Дискурс. 2019. № 12 (38). С. 134-145.

8. Лифанова Т.Е. Технологии социальной работы в специализированных учреждениях социального обслуживания / Т.Е. Лифанова, С.А. Шилина // Учебно-методическое пособие для бакалавриата по направлению подготовки 39.03.02 «Социальная работа» / Брянск, 2020. Том Часть 2. 160 с.

9. Лифанова Т.Е. Технологии социальной работы в специализированных учреждениях социального обслуживания / Т.Е. Лифанова, С.А. Шилина // Учебно-методическое пособие для бакалавриата по направлению подготовки 39.03.02 «Социальная работа» / Брянск, 2019. Том Часть 1. 160 с.

10. Мамедов А.К. Виртуальная личность: социальный эскапизм или новое поле креативности? / А.К. Мамедов // Экономика. Социология. Право. 2019. № 1 (13). С. 68-75.

11. Мамедов А.К. Индивидуализация «нового» образования: вызовы и решения / А.К. Мамедов // В сборнике: Социологическое прочтение настоящего и контуры будущего. Материалы международной научно-практической конференции. 2020. С. 8-11.

12. Мамедов А.К. Личность в информационной матрице: незавершенный проект/ А.К. Мамедов // В сборнике: Трансформация коммуникации в цифровую эпоху. Материалы научной онлайн-конференции с международным участием, посвященной всемирному дню почты. Ред. А.К. Мамедов, И.Н. Чудновская. 2020. С. 76-96.

13. Мамедов А.К. Метаморфозы цифрового общества: трудности роста и риски / А.К. Мамедов, Л.Ю. Писарева // Социология. 2020. № 3. С. 4-17.

14. Мамедов А.К. Методологические основания социального познания / А.К. Мамедов // Социология. 2015. № 4. С. 17-33.

15. Мамедов А.К. Парадигма нового образования в период пандемии: методология и тренды / А.К. Мамедов // В сборнике: Дискурс социальных проблем в социокультурном, образовательном, языковом пространстве в период пандемии коронавируса. Материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. Брянск, 2021. С. 414-421.

16. Мамедов А.К. Социальные последствия виртуализации личности/ А.К. Мамедов // В сборнике: Коммуникативное пространство современного мегаполиса: диалог программ. Материалы научной онлайн-конференции с международным участием. Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова. 2019. С. 44-48.

17. Шилина С.А. Социологическое исследование социального положения граждан пожилого возраста в Брянской области / С.А. Шилина, А.Ю. Никитина // Экономика. Социология. Право. 2020. № 2 (18). С. 98-104.

Сведения об авторах

Епремян Татьяна Владимировна - аспирант направления подготовки «Социология», ассистент кафедры социологии и социальной работы ФГБОУ ВО «Брянский государственный университет имени академика И.Г. Петровского»; e-mail: epremyan@yandex.ru; Адрес: 241023, Россия, г. Брянск, ул. Бежицкая, 14; Телефон рабочий: +74832580520 (1231)

Кривоносова Жанна Валерьевна - магистрант направления подготовки 39.04.01 «Социология», факультет педагогики и психологии ФГБОУ ВО «Брянский государственный университет имени академика И.Г. Петровского»; e-mail: zhannakrivonosova @yandex.ru; Адрес: 241023, Россия, г. Брянск, ул. Бежицкая, 14

UDK 316.4.06

SOCIOLOGICAL PARAMETERS OF DISCURSIVE TECHNOLOGIES FOR WORKING WITH THE ELDERLY IN SOCIAL SERVICE INSTITUTIONS

Yepremyan T.V., Krivonosova Zh.V.

Bryansk State Academician I.G. Petrovski University, Bryansk

The article deals with the problems included in the scientific field of the sociology of everyday life. The relevance is due to the fact that older people are one of the unprotected categories of the population due to changes in social status, termination of professional activity, change of value orientations, changes in lifestyle and social circle, the emergence of difficulties with psychological and social adaptation to new realities. Consequently, the socio-psychological correction of communication disorders is an urgent problem for people of the "third age", the solution of which is important not only for an individual, but also for society as a whole. According to the conducted sociological research, the authors of the article found out that this type of work can be carried out using various means of interaction, using various discursive technologies, techniques and techniques, the choice of which mainly depends on the formulation of the tasks of psychocorrection.

Keywords: sociology of everyday life, discursive technologies, elderly people, social service institutions, psychocorrection.

References

1. Golenkova O.V. Pedagogical personnel in the Bryansk district of the Orel province at the turn of the XIX - XX centuries: socio-sociological analysis / O.V. Golenkova, T.E. Lifanova, S.A. Shilina // Kazan socio-humanitarian Bulletin. 2020. No. 2 (43). pp. 9-13.

2. Golenkova O.V. Development of education in the Bryansk district of the Oryol province in the XIX - early XX centuries: historical and sociological aspect / O.V. Golenkova, T.E. Lifanova, S.A. Shilina // Kazan Socio-humanitarian Bulletin. 2020. No. 1 (42). pp. 9-14.

3. Efimochkina N.B. Digital fields of social transformations of megapolis / N.B. Efimochkina, A.K. Mammadov // Economy. Sociology. Right. 2021. No. 3 (23). pp. 35-45.

4. Efimochkina N.B. Evolution of digital fields of social transformations of the megalopolis/ N.B. Efimochkina, A.K. Mammadov // Economy. Sociology. Right. 2021. No. 4 (24). pp. 73-85.

5. Levicheva E.V. Problems of distance learning and ways of their possible solution / E.V. Levicheva, I.N. Nikitina // In the collection: University on the way to a new quality of science and education. National Scientific and Practical conference with international participation. Bryansk, 2020. pp. 140-145.

6. Lifanova T.E. Leisure methods of social work with the elderly as an adaptive technology / T.E. Lifanova, Zh.V. Krivonosova // Collection of humanitarian studies. 2021. No. 3 (28). pp. 2835.

7. Lifanova T.E. A sociological study of the attitude of youth to persons with disabilities / T.E. Lifanova, E.Y. Sycheva // Scientific journal Discourse. 2019. No. 12 (38). pp. 134-145.

8. Lifanova T.E. Technologies of social work in specialized social service institutions / T.E. Lifanova, S.A. Shilina // Educational and methodical manual for bachelor's degree in the direction of training 39.03.02 "Social work" / Bryansk, 2020. Volume Part 2. 160 p.

9. Lifanova T.E. Technologies of social work in specialized social service institutions / T.E. Lifanova, S.A. Shilina // Educational and methodical manual for bachelor's degree in the direction of training 39.03.02 "Social work" / Bryansk, 2019. Volume Part 1. 160 p.

10. Mammadov A.K. Virtual personality: social escapism or a new field of creativity? / A.K. Mammadov // Economy. Sociology. Right. 2019. No. 1 (13). pp. 68-75.

11. Mammadov A.K. Individualization of "new" education: challenges and solutions / A.K. Mammadov // In the collection: Sociological reading of the present and contours of the future. Materials of the international scientific and practical conference. 2020. pp. 8-11.

12. Mammadov A.K. Personality in the information matrix: an unfinished project/ A.K. Mammadov // In the collection: Transformation of communication in the digital age. Materials of an online scientific conference with international participation dedicated to the World Mail Day. Ed. A.K. Mammadov, I.N. Chudnovskaya. 2020. pp. 76-96.

13. Mammadov A.K. Metamorphoses of digital society: difficulties of growth and risks / A.K. Mammadov, L.Y. Pisareva // Sociology. 2020. No. 3. pp. 4-17.

14. Mammadov A.K. Methodological foundations of social cognition / A.K. Mammadov // Sociology. 2015. No. 4. pp. 17-33.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

15. Mammadov A.K. The paradigm of new education during the pandemic: methodology and trends / A.K. Mammadov // In the collection: Discourse of social problems in the socio-cultural, educational, linguistic space during the coronavirus pandemic. Materials of the All-Russian scientific and practical conference with international participation. Bryansk, 2021. pp. 414-421.

16. Mammadov A.K. Social consequences of personality virtualization/ A.K. Mammadov // In the collection: The communicative space of a modern metropolis: a dialogue of programs. Materials of an online scientific conference with international participation. Lomonosov Moscow State University. 2019. pp. 44-48.

17. Shilina S.A. A sociological study of the social status of elderly citizens in the Bryansk region / S.A. Shilina, A.Yu. Nikitina // Economy. Sociology. Right. 2020. No. 2 (18). pp. 98-104.

Author's information

Epremyan Tatiana Vladimirovna - postgraduate student of the field of study «Sociology», assistant of the Department of Sociology and Social Work of the Bryansk State University named after Academician I.G. Petrovsky; e-mail: epremyan@yandex.ru; Address: 14 Bezhitskaya str., Bryansk, 241023, Russia; Phone Work: +74832580520 (1231)

Krivonosova Zhanna Valeryevna - Master's student of the direction of training 39.04.01 «Sociology», Faculty of Pedagogy and Psychology of the Bryansk State University named after Academician I.G. Petrovsky; e-mail: zhannakrivonosova @yandex.ru; Address: 14 Bezhitskaya str., Bryansk, 241023, Russia.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.