Научная статья на тему 'СОЦИОЛОГИЯ ПОВСЕДНЕВНОСТИ: ИЗУЧЕНИЕ СОЦИАЛЬНО-БЫТОВЫХ ПРОБЛЕМ СТУДЕНТОВ'

СОЦИОЛОГИЯ ПОВСЕДНЕВНОСТИ: ИЗУЧЕНИЕ СОЦИАЛЬНО-БЫТОВЫХ ПРОБЛЕМ СТУДЕНТОВ Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
520
80
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИОЛОГИЯ ПОВСЕДНЕВНОСТИ / СОЦИАЛИЗАЦИЯ / СТУДЕНТЫ / ОБЩЕЖИТИЕ / СОЦИАЛЬНО-БЫТОВЫЕ ПРОБЛЕМЫ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Шилина С.А., Кирпиченко А.М.

В статье рассматриваются проблемы, входящие в научное поле социологии повседневности. Эти вопросы охватывают множество ситуаций жизни индивидуума, в том числе проживание в общежитии. Это в большей мере касается молодых людей, которые, уезжая из родных мест в чужой город в связи с поступлением в вуз, селятся в студенческих общежитиях из соображений чаще всего экономической целесообразности. Здесь приходится сталкиваться с проблемами, которые способствуют определенной социализации индивида. Решая те или иные вопросы, студенты учатся коммуникации в социуме, приобретают умения и навыки сосуществования с посторонними людьми, что немаловажно для дальнейшей их жизни. В статье приведены результаты авторского социологического исследования социально-бытовых проблем студенчества, даны рекомендации по улучшению быта в общежитии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOCIOLOGY OF EVERYDAY LIFE: THE STUDY OF SOCIAL AND EVERYDAY PROBLEMS OF STUDENTS

The article deals with the problems included in the scientific field of the sociology of everyday life. These questions cover many situations of an individual's life, including living in a hostel. This applies more to young people who, leaving their native places for a foreign city in connection with university admission, settle in student dormitories for reasons of economic expediency, most often. Here we have to face problems that contribute to a certain socialization of the individual. Solving these or other issues, students learn communication in society, acquire skills and skills of coexistence with strangers, which is important for their future lives. The article presents the results of the author's sociological study of the social and everyday problems of students, gives recommendations for improving life in the dormitory.

Текст научной работы на тему «СОЦИОЛОГИЯ ПОВСЕДНЕВНОСТИ: ИЗУЧЕНИЕ СОЦИАЛЬНО-БЫТОВЫХ ПРОБЛЕМ СТУДЕНТОВ»

IDA Р"»

LJvJrA-J JOURI

УДК 316.4.06

СОЦИОЛОГИЯ ПОВСЕДНЕВНОСТИ: ИЗУЧЕНИЕ СОЦИАЛЬНО-БЫТОВЫХ

ПРОБЛЕМ СТУДЕНТОВ

В статье рассматриваются проблемы, входящие в научное поле социологии повседневности. Эти вопросы охватывают множество ситуаций жизни индивидуума, в том числе проживание в общежитии. Это в большей мере касается молодых людей, которые, уезжая из родных мест в чужой город в связи с поступлением в вуз, селятся в студенческих общежитиях из соображений чаще всего экономической целесообразности. Здесь приходится сталкиваться с проблемами, которые способствуют определенной социализации индивида. Решая те или иные вопросы, студенты учатся коммуникации в социуме, приобретают умения и навыки сосуществования с посторонними людьми, что немаловажно для дальнейшей их жизни. В статье приведены результаты авторского социологического исследования социально-бытовых проблем студенчества, даны рекомендации по улучшению быта в общежитии.

Ключевые слова: социология повседневности, социализация, студенты, общежитие, социально-бытовые проблемы.

10.22281/2542-169 7-2022-01-03-51-59

Актуальность темы статьи обусловлена тем, что повседневная жизнь — это та жизнь и те действия и взаимодействия, которые характерны для каждого человека. Повседневность направлена на достижение практических целей, а именно тех, к которым люди стремятся каждый день, иногда не задумываясь об этом. Данной проблематикой занимались различные исследователи. Среди них Э. Гуссерль, М. Хайдеггер, Д. Лукач, работы позднего Л. Витгенштейна. Студенческая жизнь и проблемы общежитий также относятся к социологии повседневности. Молодежь всегда была и остается мобильной категорией граждан [13; 15; 19]. Не имея, как правило, больших финансовых возможностей и обладая большим жизненным потенциалом, она является заказчиком особых форм жилища, предназначенных для одиноких и семей, не ведущих расширенного домашнего хозяйства. Общежитие является оптимальным вариантом проживания для многих иногородних студентов. Это своеобразная «школа жизни». Здесь люди учатся сосуществовать друг с другом в ограниченном пространстве.

Пристальное внимание к различным проблемам молодежи обусловлено тем, что за молодыми людьми - будущее страны. От их образованности, широты знаний, личностных качеств зависит общество, в котором предстоит жить не только молодежи, но и старшим поколениям. Поэтому так насущны вопросы, связанные как с образовательной сферой [1; 2; 9], особенно в переломные моменты общественного развития [16; 14; 3], так и с социальной сферой [11; 12; 4].

Однако большинство общежитий, предоставляемых российскими вузами, не отвечает требованиям, предъявляемым современностью. Студенты сталкиваются с различными проблемами как в социальной, так и в бытовой сферах (рис. 1).

Своевременное выявление и решение социально-бытовых проблем студентов, проживающих в общежитиях, является залогом их успешного будущего.

Целью исследования является изучение социально-бытовых проблем студентов, проживающих в общежитии. Задачи исследования: 1) рассмотреть теоретические аспекты метода интервью в социологии; 2) изучить процедуру использования метода интервью, его особенности; 3) разработать программу исследования; 4) выявить социально-бытовые проблемы студентов, проживающих в общежитии с помощью социологического интервью; 5) предположить пути решения социально-бытовых проблем студентов, проживающих в общежитии.

Объектом исследования являются студенты, проживающие в общежитии.

Шилина С.А., Кирпиченко А.М.

Брянский государственный университет имени академика И.Г. Петровского, г. Брянск

Такие проблемы, как нарушение санитарно-гигиенических норм проживания, старение материально-технической базы, созданной еще в советский период, оснащение бытовой техникой, а также различия в социальном и культурном уровне проживающих создают массу противоречий. Они сказываются на успеваемости студентов, ухудшении их физического и психическом здоровья, а также на снижении работоспособности. Данные проблемы необходимо решать, так как они влияют на становление молодого специалиста и определяют уровень его образовательных и профессиональных достижений. Условия жизни в общежитии, связанные с организацией материально-бытового и коммуникативного пространства, помогают студенту эффективно организовывать свою повседневную жизнь, принимая полноценное ч участие в учебной и виеучебиой деятельности. >

Рисунок 1 - Проблемы студенческой молодежи, проживающей в общежитии

Предметом являются методика изучения социально-бытовых проблем студентов, проживающих в общежитии, методом социологического интервью.

В качестве основных методов при проведении научного исследования использовался сравнительно-исторический и опрос в форме интервью.

На протяжении всей истории существования и развития социологической науки в эмпирических социологических исследованиях активно использовали метод интервью. Этот метод является наиболее популярным и удобным при сборе первичной информации. Он хорошо подходит в исследованиях, направленных на изучение восприятия человека той или иной ситуации [6; 8; 10], а также в исследованиях, связанных с внутренними состояниями человека, их изменениями. Одним из первых метод интервьюирования использовал Сократ. Свои мысли он делил на «порции» и преподносил собеседнику в форме вопроса. При этом подразумевался ответ «от души человека». Таким образом, можно считать, что основополагающий принцип интервью, его суть кардинально не изменился со времён античных мыслителей.

В современной социологической науке интервью - это прямой контакт (беседа) интервьюера с респондентом с фиксированием ответов. Данный метод применяется на стадии подготовки массовых анкетных опросов с целью уяснения области исследования и формализации вопросов и ответов по анкете, пополнения данных из массовой статистики, а также опроса специалистов, экспертов. Интервью можно смело использовать в качестве самостоятельного метода, если в исследовании не требуется больших выборок.

Существуют различные типы интервьюирования. Для того, чтобы исследование принесло нужный результат исследователю, необходимо правильно поставить цель и задачи исследования, при подборе нужных условий и респондентов. В зависимости от способа организации и проведения интервью можно выделить два его вида: по месту работы, а также по месту жительства. Например, интервью по месту работы используется при изучении производственных или учебных коллективов [5; 18; 17]. По месту жительства интервью проводят, если необходимо расположить к себе респондента, но при этом информацию удобнее получить в неофициальной обстановке.

В социологической науке выделяют три базовых вида интервью. Среди них формализованное, фокусированное и свободное интервью. Процедура применения интервью характеризуется реализаций действий в двух основных направлениях.

В первую очередь социолог создаёт бланк интервью или опросный лист. Необходимо разработать социологический инструментарий, который будет направлен на сбор эмпирической информации. Ответы интервьюируемых лиц интервьюер может собирать как в устной, так и письменной форме. При создании опросного листа необходимо сформулировать вопросы, которые будут соответствовать программе исследования. Бланк интервью состоит из введения, основной части и паспортички. Введение включает в себя

цель исследования, указывается значимость результатов исследования и возможности их использования, указывается интервьюер и значимость участия респондента в опросе. В основной части бланка интервью указываются основные вопросы (рис. 2).

Как вы оцениваете жизнь в общежитии (комфортность проживания, атмосфера в целом, дружелюбность коллектива)?

Опишите проблемы, с которыми вы сталкиваетесь в студенческом общежитии.

Чего вам больше всего не хватает в студенческом общежитии? Вы хотели бы что-то изменить в общежитиях? Если да, то укажите что именно.

J

Рисунок 2 - Примерные вопросы анкеты

В паспортичку интервьюер вносит вопросы о статусе личности и демографические вопросы.

При проведении интервьюирования необходимо расположить к себе респондента, создать комфортную и дружелюбную атмосферу, поэтому социолог должен быть инициативным, коммуникабельным, активным и грамотным.

Общежитие - это «помещение для совместного проживания лиц, обычно работающих на одном предприятии или обучающихся в одном учебном заведении» [7].

Студенческое общежитие - это особый мир, который характеризуется наличием правил, обычаев и традиций. Жизнь в общежитии может оказаться намного сложнее, чем представляют себе молодые люди. Студенты, которые уехали из родительского дома, попадают в мир, связанный со многими проблемами. Им необходимо отвечать за свои поступки и решать свои проблемы самостоятельно.

При заселении в общежитие необходимо быть готовым столкнуться с определенными сложностями и дискомфортом, особенно в первое время. Необходимо привыкнуть к тем условиям проживания, которые будут сопутствовать студенту на момент проживания. Очень важно помнить о том, что общежитие объединяет людей с различными культурными ценностями, своими традициями. Молодым людям необходимо адаптироваться к сложившимся условиям. Такие проблемы, как психологический дискомфорт, очереди, общие кухня и душ, могут вызвать конфликты между студентами. Поэтому необходимо своевременно выявлять и решать данные проблемы.

Цель исследования: выявление социально-бытовых проблем студентов, проживающих в общежитии.

Задачи: 1) выяснить отношение студентов к жизни в общежитии; 2) изучить проблемы, возникающие в студенческом общежитии; 3) определить частоту возникновения конфликтов между студентами, проживающими в общежитии; 4) выявить причины возникновения конфликтов.

Объект исследования: студенты БГУ им. И.Г. Петровского, проживающие в общежитии. Предмет исследования: социально-бытовые проблемы студентов, проживающих в общежитии.

Гипотеза. Предполагается, что условия проживания в общежитиях БГУ им. И.Г. Петровского устраивают студентов, несмотря на наличие социально-бытовых проблем.

В качестве основного метода сбора информации используется социологическое интервью. Оно разработано в соответствии с целью, задачами, гипотезой исследования и на основе проведённой эмпирической интерпретации основных понятий. Опросный лист интервью состоит из следующих вопросов (рис. 3).

Для изучения социально-бытовых проблем нами (А.М. Кирпиченко, руководитель -С.А. Шилина) было проведено социологическое интервью среди студентов, проживающих в

DOAJ

directory of open access

journals Научный журнал «Экономика. Социология. Право.», 2022, №3(27)

общежитиях №1А, №2А Брянского государственного университета имени академика И.Г. Петровского. Было опрошено 3 респондента.

- Как вы оцениваете жизнь в общежитии (комфортность проживания, атмосфера в целом, дружелюбность коллектива)?

- Опишите проблемы, с которыми вы сталкиваетесь в студенческом общежитии.

- Чего вам больше всего не хватает в студенческом общежитии?

- Вы хотели бы что-то изменить в общежитиях? Если да, то что именно?

- Обеспеченно ли Ваше общежитие доступом в интернет?

- Возникают ли у Вас конфликты со студентами, живущими в общежитии?

- По какому поводу, на Ваш взгляд, возникают конфликты в общежитии?

Рисунок 3 - Вопросы анкеты проведенного исследования

Проанализировав ответы респондентов, мы пришли к следующим выводам.

- жизнь в общежитии комфортная, атмосфера благоприятная, при этом соседи в основном дружелюбные;

- среди наиболее часто встречающихся проблем студентов в общежитиях БГУ им. ак. И.Г. Петровского можно отнести слабое отопление и холодные комнаты, старую электропроводку и, как следствие, запрет на использования таких электроприборов, как обогреватели, микроволновые печи и т.д.;

- респонденты считают, что в общежитиях не хватает зоны комфорта, различных электроприборов, стиральной машинки и чистой воды;

Среди пожеланий студентов были предложены следующие варианты: 1) улучшить душ в общежитиях, сделать качественный ремонт в комнатах, отменить дежурства на территории общежития; 2) отсутствие свободного доступа в интернет в студенческих общежитиях является важной проблемой; 3) конфликты среди проживающих возникают очень редко; 4) если конфликты возникают, то это случается из-за бытовых проблем (например, уборка на кухне и этаже), личной неприязни, поведения студентов, шума.

Таким образом, опрошенные респонденты отметили: хороший ремонт, использование дополнительных электроприборов и наличие доступа в интернет помогут улучшить качество и комфортность проживания. Наличие конфликтов в общежитиях университета не является распространенной проблемой (в основном из-за бытовых причин или личной неприязни). Несмотря на все вышеперечисленные факты, большинство студентов положительно оценивает качество проживания в общежитии. Они считают его вполне комфортным.

На основе данных, полученных в ходе социологического интервью, были выявлены основные социально-бытовые проблемы. Наиболее распространёнными из них являются следующие проблемы: слабое отопление, старая электропроводка, отсутствие качественного ремонта, а также зоны отдыха. В целях решения социально-бытовых проблем студентов, проживающих в общежитиях, улучшения состояния общежитий и воспитательной работы с проживающими студентами могут быть предложены различные пути решения.

Для улучшения эмоционального и психологического состояния студентов можно предложить следующие мероприятия: создать различного рода зоны отдыха (на этажах, в холле общежития) и предложить для студентов варианты полезного времяпровождения. Это позволит молодым жильцам налаживать контакты друг с другом, с пользой и интересом проводить время вместе. Обеспечение общежитий БГУ им. ак. И.Г. Петровского свободным

доступом в Интернет и создание при этом различных учебных комнат будут способствовать качественной подготовке студентов к занятиям.

Для улучшения комфортного проживания студентов необходимо провести ремонт в комнатах, сменить мебель, оснастить общежития бытовой техники. Рассмотрим понятие социализации (рис. 4).

Социализация — это двусторонний процесс, включающий в себя, с одной стороны, усвоение индивидом социального опыта, идеалов, ценностей и норм культуры путем вхождения в социальную среду, в систему социальных взаимодействий с другими людьми, а с другой стороны, процесс активного воспроизводства социального опыта, ценностей, норм, стандартов поведения за счет его активной социальной деятельности, личностной переработки и видоизменения социального опыта.

Рисунок 4 - Понятие социализации [20]

Для того, чтобы процесс социализации студентов протекал как можно комфортнее, необходимы следующие меры (рис. 5).

Необходимо привлекать молодых жильцов к всевозможному активному участию в общественной жизни университета и общежития, к проведение спортивно-оздоровительной работы среди респондентов, установление творческой взаимосвязи со студенческим самоуправлением общежитий, а также информирование о проводимых мероприятиях, акциях и заседания студенческого совета.

Для устранения нарушений правил проживания в общежитии необходимо проводить профилактику правонарушений среди студентов.

Важно помогать развивать творческие и лидерские способности студентов, развивать и укреплять традиции студенческого самоуправления.

Проведение конкурсов «Лучшая комната», «Лучший этаж», «Лучшее общежитие» и разработка системы материального поощрения победителей и членов студенческих советов, которые вносят значительный вклад в решение проблем общежитий.

Рисунок 5 - Рекомендации для успешной социализации студентов, проживающих в

общежитии

Выполнение тех или иных рекомендаций администрацией студенческого городка и заведующими общежитиями позволит: 1) повысить качество жизни студентов на момент обучения в университете; 2) подготовить студентов к успешному процессу социализации студентов; 3) способствовать формированию творческих и лидерских способностей.

Таким образом, студенческое общежитие - это прекрасная возможность для студента попробовать себя в новых сферах, развить свои навыки и качества. Для студенческих общежитий характерно наличие различных установленных правил, обычаев и традиций. Поэтому можно считать, что для студентов заселение в общежитии является новым этапом в жизни. Социология повседневности призвана помочь в решении возникающих проблем.

Список использованных источников

1. Голенкова О.В. Педагогические кадры в Брянском уезде Орловской губернии на рубеже XIX - XX веков: социально-социологический анализ / О.В. Голенкова, Т.Е.

DOAJ

directory of open access

journals Научный журнал «Экономика. Социология. Право.», 2022, №3(27)

Лифанова, С.А. Шилина // Казанский социально-гуманитарный вестник. 2020. № 2 (43). С. 913.

2. Голенкова О.В. Развитие образования в Брянском уезде Орловской губернии в XIX - начале XX веков: историко-социологический аспект / О.В. Голенкова, Т.Е. Лифанова, С.А. Шилина // Казанский социально-гуманитарный вестник. 2020. № 1 (42). С. 9-14.

3. Ефимочкина Н.Б. Цифровые поля социальных трансформаций мегаполиса / Н.Б. Ефимочкина, А.К. Мамедов // Экономика. Социология. Право. 2021. № 3 (23). С. 35-45.

4. Ефимочкина Н.Б. Эволюция цифровых полей социальных трансформаций мегаполиса/ Н.Б. Ефимочкина, А.К. Мамедов // Экономика. Социология. Право. 2021. № 4 (24). С. 73-85.

5. Киричек П.Н. Духовная культура в динамике интересов российской молодежи / П.Н. Киричек // Вопросы культурологии. 2017. № 2. С. 70-76.

6. Кирпиченко А. Дискурс социальных проблем: отношение молодежи к уходу за лицами с ограниченными возможностями здоровья / А. Кирпиченко // Патриотическое воспитание в поликультурном пространстве славянского приграничья : Материалы межрегионального форума: тезисы докладов, Брянск, 05 декабря 2019 года. Брянск: Общество с ограниченной ответственностью «Ладомир», 2019. С. 36-39.

7. Кирпиченко А.М. Методика изучения социально-бытовых проблем студентов, проживающих в общежитии, методом социологического интервью / А.М. Кирпиченко // Дискурс социальных проблем в социокультурном, образовательном, языковом пространстве в период пандемии коронавируса : Материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием, Брянск, 10 февраля 2021 года. Брянск: Брянский государственный университет имени академика И.Г. Петровского, 2021. С. 181-186.

8. Кирпиченко А.М. Отношение студентов к виртуализации обучения в вузе в период пандемии / А.М. Кирпиченко // Влияние качества жизни на формирование ценностной структуры населения России : Всероссийская научная конференция с международным участием : сборник материалов, Москва, 24 ноября 2020 года / Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова. Москва: ООО «МАКС Пресс», 2020. С. 101-102.

9. Левичева Е.В. Проблемы дистанционного обучения и способы их возможного решения / Е.В. Левичева, И.Н. Никитина // В сборнике: Университет на пути к новому качеству науки и образования. Национальная научно-практическая конференция с международным участием. Брянск, 2020. С. 140-145.

10. Лифанова Т.Е. Социологическое исследование отношения молодежи к лицам с ограниченными возможностями / Т.Е. Лифанова, Е.Ю. Сычева // Научный журнал Дискурс. 2019. № 12 (38). С. 134-145.

11. Лифанова Т.Е. Технологии социальной работы в специализированных учреждениях социального обслуживания / Т.Е. Лифанова, С.А. Шилина // Учебно-методическое пособие для бакалавриата по направлению подготовки 39.03.02 «Социальная работа» / Брянск, 2020. Том Часть 2. 160 с.

12. Лифанова Т.Е. Технологии социальной работы в специализированных учреждениях социального обслуживания / Т.Е. Лифанова, С.А. Шилина // Учебно-методическое пособие для бакалавриата по направлению подготовки 39.03.02 «Социальная работа» / Брянск, 2019. Том Часть 1. 160 с.

13. Мамедов А.К. Виртуальная личность: социальный эскапизм или новое поле креативности? / А.К. Мамедов // Экономика. Социология. Право. 2019. № 1 (13). С. 68-75.

14. Мамедов А.К. Индивидуализация «нового» образования: вызовы и решения / А.К. Мамедов // В сборнике: Социологическое прочтение настоящего и контуры будущего. Материалы международной научно-практической конференции. 2020. С. 8-11.

15. Мамедов А.К. Личность в информационной матрице: незавершенный проект/ А.К. Мамедов // В сборнике: Трансформация коммуникации в цифровую эпоху. Материалы научной онлайн-конференции с международным участием, посвященной всемирному дню почты. Ред. А.К. Мамедов, И.Н. Чудновская. 2020. С. 76-96.

гло л 'directory of

j journals Научный журнал «Экономика. Социология. Право.», 2022, №3(27)

16. Мамедов А.К. Метаморфозы цифрового общества: трудности роста и риски / А.К. Мамедов, Л.Ю. Писарева // Социология. 2020. № 3. С. 4-17.

17. Мамедов А.К. Методологические основания социального познания / А.К. Мамедов // Социология. 2015. № 4. С. 17-33.

18. Мамедов А.К. Парадигма нового образования в период пандемии: методология и тренды / А.К. Мамедов // В сборнике: Дискурс социальных проблем в социокультурном, образовательном, языковом пространстве в период пандемии коронавируса. Материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. Брянск, 2021. С. 414-421.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

19. Мамедов А.К. Социальные последствия виртуализации личности/ А.К. Мамедов // В сборнике: Коммуникативное пространство современного мегаполиса: диалог программ. Материалы научной онлайн-конференции с международным участием. Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова, 2019. С. 44-48.

20. Социализация // Большой психологический словарь / Сост.: Мещеряков Б., Зинченко В. ОЛМА-ПРЕСС, 2004.

Сведения об авторах

Шилина Светлана Александровна - доктор социологических наук, профессор кафедры социологии и социальной работы ФГБОУ ВО «Брянский государственный университет имени академика И.Г. Петровского»; e-mail: supershili2012@yandex.ru; Адрес: 241023, Россия, г. Брянск, ул. Бежицкая, 14 Телефон рабочий: +74832580520 (1231)

Кирпиченко Анастасия Михайловна - магистрант направления подготовки 39.04.01 Социология (Социология управления), факультет педагогики и психологии ФГБОУ ВО «Брянский государственный университет имени академика И.Г. Петровского»; e-mail: anastaciakirpichenko@yandex.ru; Адрес: 241023, Россия, г. Брянск, ул. Бежицкая, 14.

UDK 316.4.06

SOCIOLOGY OF EVERYDAY LIFE: THE STUDY OF SOCIAL AND EVERYDAY

PROBLEMS OF STUDENTS

Shilina S.A., Kirpichenko A.M. Bryansk State University named after Academician I.G. Petrovsky, Bryansk

The article deals with the problems included in the scientific field of the sociology of everyday life. These questions cover many situations of an individual's life, including living in a hostel. This applies more to young people who, leaving their native places for a foreign city in connection with university admission, settle in student dormitories for reasons of economic expediency, most often. Here we have to face problems that contribute to a certain socialization of the individual. Solving these or other issues, students learn communication in society, acquire skills and skills of coexistence with strangers, which is important for their future lives. The article presents the results of the author's sociological study of the social and everyday problems of students, gives recommendations for improving life in the dormitory.

Keywords: sociology of everyday life, socialization, students, dormitory, social and everyday problems.

References

1. Golenkova O.V. Pedagogical personnel in the Bryansk district of the Orel province at the turn of the XIX - XX centuries: socio-sociological analysis / O.V. Golenkova, T.E. Lifanova, S.A. Shilina // Kazan socio-humanitarian Bulletin. 2020. No. 2 (43). pp. 9-13.

2. Golenkova O.V. Development of education in the Bryansk district of the Oryol province in the XIX - early XX centuries: historical and sociological aspect / O.V. Golenkova, T.E. Lifanova, S.A. Shilina // Kazan Socio-humanitarian Bulletin. 2020. No. 1 (42). pp. 9-14.

3. Efimochkina N.B. Digital fields of social transformations of megapolis / N.B. Efimochkina, A.K. Mammadov // Economy. Sociology. Right. 2021. No. 3 (23). pp. 35-45.

4. Efimochkina N.B. Evolution of digital fields of social transformations of the megalopolis/ N.B. Efimochkina, A.K. Mammadov // Economy. Sociology. Right. 2021. No. 4 (24). pp. 73-85.

5. Kirichek P.N. Spiritual culture in the dynamics of the interests of Russian youth / P.N. Kirichek // Questions of cultural studies. 2017. No. 2. pp. 70-76.

6. Kirpichenko A. The discourse of social problems: the attitude of young people to the care of persons with disabilities / A. Kirpichenko // Patriotic education in the multicultural space of the Slavic borderlands : Materials of the interregional forum: Abstracts of reports, Bryansk, December 05, 2019. Bryansk: Ladomir Limited Liability Company, 2019. pp. 36-39.

7. Kirpichenko A.M. Methodology of studying social and everyday problems of students living in a dormitory by the method of sociological interview / A.M. Kirpichenko // The discourse of social problems in the socio-cultural, educational, linguistic space during the coronavirus pandemic : Materials of the All-Russian Scientific and Practical Conference with International Participation, Bryansk, February 10, 2021. Bryansk: Bryansk State University named after Academician I.G. Petrovsky, 2021. pp. 181-186.

8. Kirpichenko A.M. The attitude of students to the virtualization of education at the university during the pandemic / A.M. Kirpichenko // The impact of quality of life on the formation of the value structure of the Russian population : All-Russian Scientific Conference with International participation : collection of materials, Moscow, November 24, 2020 / Lomonosov Moscow State University. Moscow: MAX Press LLC, 2020. pp. 101-102.

9. Levicheva E.V. Problems of distance learning and ways of their possible solution / E.V. Levicheva, I.N. Nikitina // In the collection: University on the way to a new quality of science and education. National Scientific and Practical conference with international participation. Bryansk, 2020. pp. 140-145.

10. Lifanova T.E. A sociological study of the attitude of youth to persons with disabilities / T.E. Lifanova, E.Y. Sycheva // Scientific Journal Discourse. 2019. No. 12 (38). pp. 134-145.

11. Lifanova T.E. Technologies of social work in specialized social service institutions / T.E. Lifanova, S.A. Shilina // Educational and methodical manual for bachelor's degree in the direction of training 39.03.02 "Social work" / Bryansk, 2020. Volume Part 2. 160 p.

12. Lifanova T.E. Technologies of social work in specialized social service institutions / T.E. Lifanova, S.A. Shilina // Educational and methodical manual for bachelor's degree in the direction of training 39.03.02 "Social work" / Bryansk, 2019. Volume Part 1. 160 p.

13. Mammadov A.K. Virtual personality: social escapism or a new field of creativity? / A.K. Mammadov // Economy. Sociology. Right. 2019. No. 1 (13). pp. 68-75.

14. Mammadov A.K. Individualization of "new" education: challenges and solutions / A.K. Mammadov // In the collection: Sociological reading of the present and contours of the future. Materials of the international scientific and practical conference. 2020. pp. 8-11.

15. Mammadov A.K. Personality in the information matrix: an unfinished project / A.K. Mammadov // In the collection: Transformation of communication in the digital age. Materials of an online scientific conference with international participation dedicated to the World Mail Day. Ed. A.K. Mammadov, I.N. Chudnovskaya. 2020. pp. 76-96.

16. Mammadov A.K. Metamorphoses of digital society: difficulties of growth and risks / A.K. Mammadov, L.Y. Pisareva // Sociology. 2020. No. 3. pp. 4-17.

17. Mammadov A.K. Methodological foundations of social cognition / A.K. Mammadov // Sociology. 2015. No. 4. pp. 17-33.

18. Mammadov A.K. The paradigm of new education during the pandemic: methodology and trends / A.K. Mammadov // In the collection: Discourse of social problems in the socio-cultural, educational, linguistic space during the coronavirus pandemic. Materials of the All-Russian scientific and practical conference with international participation. Bryansk, 2021. pp. 414-421.

19. Mammadov A.K. Social consequences of personality virtualization/ A.K. Mammadov // In the collection: The communicative space of a modern metropolis: a dialogue of programs. Materials of an online scientific conference with international participation. Lomonosov Moscow State University, 2019. pp. 44-48.

гло л 'directory of

j journals Научный журнал «Экономика. Социология. Право.», 2022, №3(27)

20. Socialization // Big Psychological Dictionary / Comp.: Meshcheryakov B., Zinchenko V. OLMA-PRESS, 2004.

Author's information

Shilina Svetlana Aleksandrovna - Doctor of Sociology, Professor of the Department of Sociology and Social Work of the Bryansk State University named after Academician I.G. Petrovsky; e-mail: supershili2012@yandex.ru; Address: 14 Bezhitskaya str., Bryansk, 241023, Russia; Phone work: +74832580520 (1231)

Kirpichenko Anastasia Mikhailovna - Master's student of the direction of training 39.04.01 Sociology (Sociology of Management), Faculty of Pedagogy and Psychology of the Bryansk State University named after Academician I.G. Petrovsky; e-mail: anastaciakirpichenko@yandex.ru; Address: 14 Bezhitskaya str., Bryansk, 241023, Russia

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.