Научная статья на тему 'СОЦИОЛОГИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ СИСТЕМЫ СОЦИАЛЬНОЙ ПОДДЕРЖКИ СЕМЕЙ С ДЕТЬМИ (РЕГИОНАЛЬНЫЙ ОПЫТ БРЯНСКОЙ ОБЛАСТИ)'

СОЦИОЛОГИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ СИСТЕМЫ СОЦИАЛЬНОЙ ПОДДЕРЖКИ СЕМЕЙ С ДЕТЬМИ (РЕГИОНАЛЬНЫЙ ОПЫТ БРЯНСКОЙ ОБЛАСТИ) Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
374
50
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА / СЕМЬИ С ДЕТЬМИ / МЕРЫ ПОДДЕРЖКИ / СОЦИОЛОГИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ / КОНСТИТУЦИЯ / НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫЕ АКТЫ / БРЯНСКАЯ ОБЛАСТЬ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Епремян Т.В., Роговенкина Е.А.

Актуальность проблематики статьи обусловлена тем, что социальная политика России - очень развитая и многофункциональная система. Благодаря ей семьи могут реализовать свои потребности, а также воплотить свои мечты в реальность. В статье рассматривается такой объект государственной семейной политики в Российской Федерации, как семья с детьми. Именно на неё обращено пристальное внимание государства и приняты меры поддержки в непростое время социальных и политических потрясений.В статье показано, как в конкретном российском регионе (Брянская область) реализуются различные программы для максимально комфортной жизни семей с детьми. Проанализированы меры социальной поддержки на основе документов, дающих право на их социальное обеспечение. Авторы представили результаты социологического исследования, проведенного на базе отдела социальной защиты населения Советского района города Брянска, на тему «Удовлетворение качеством социальных услуг». Было выявлено, что качеством услуг данного отделения обратившиеся в целом были удовлетворены, что может свидетельствовать о том, что работники данного отдела смогли эффективно организовать проведение социальной политики государства по поддержке семей с детьми.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

A SOCIOLOGICAL STUDY OF THE SOCIAL SUPPORT SYSTEM FOR FAMILIES WITH CHILDREN (REGIONAL EXPERIENCE OF THE BRYANSK REGION)

The relevance of the problems of the article is due to the fact that the social policy of Russia is a very developed and multifunctional system. Thanks to her, families can realize their needs, as well as make their dreams come true. The article considers such an object of state family policy in the Russian Federation as a family with children. It is she who has received the close attention of the state and measures of support have been taken in difficult times of social and political upheavals. The article shows how various programs are implemented in a particular Russian region (Bryansk region) for the most comfortable life of families with children. The measures of social support on the basis of documents granting the right to their social security are analyzed. The authors presented the results of a sociological study conducted on the basis of the Department of social protection of the population of the Sovetsky district of the city of Bryansk on the topic «Satisfaction with the quality of social services». It was revealed that the applicants were generally satisfied with the quality of the services of this department, which may indicate that the employees of this department were able to effectively organize the implementation of the state's social policy to support families with children.

Текст научной работы на тему «СОЦИОЛОГИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ СИСТЕМЫ СОЦИАЛЬНОЙ ПОДДЕРЖКИ СЕМЕЙ С ДЕТЬМИ (РЕГИОНАЛЬНЫЙ ОПЫТ БРЯНСКОЙ ОБЛАСТИ)»

DOAJ

УДК 316. 032

СОЦИОЛОГИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ СИСТЕМЫ СОЦИАЛЬНОМ ПОДДЕРЖКИ СЕМЕЙ С ДЕТЬМИ (РЕГИОНАЛЬНЫЙ ОПЫТ БРЯНСКОЙ

ОБЛАСТИ)

Епремян Т.В., Роговенкина Е.А.

Брянский государственный университет имени академика И.Г. Петровского, г. Брянск

Актуальность проблематики статьи обусловлена тем, что социальная политика России - очень развитая и многофункциональная система. Благодаря ей семьи могут реализовать свои потребности, а также воплотить свои мечты в реальность. В статье рассматривается такой объект государственной семейной политики в Российской Федерации, как семья с детьми. Именно на неё обращено пристальное внимание государства и приняты меры поддержки в непростое время социальных и политических потрясений.В статье показано, как в конкретном российском регионе (Брянская область) реализуются различные программы для максимально комфортной жизни семей с детьми. Проанализированы меры социальной поддержки на основе документов, дающих право на их социальное обеспечение. Авторы представили результаты социологического исследования, проведенного на базе отдела социальной защиты населения Советского района города Брянска, на тему «Удовлетворение качеством социальных услуг». Было выявлено, что качеством услуг данного отделения обратившиеся в целом были удовлетворены, что может свидетельствовать о том, что работники данного отдела смогли эффективно организовать проведение социальной политики государства по поддержке семей с детьми.

Ключевые слова: государственная политика, семьи с детьми, меры поддержки, социологическое исследование, Конституция, нормативно-правовые акты, Брянская область

10.22281/2542-169 7-2022-01-02-35-45

Актуальность обращения к проблеме поддержки семей с детьми на региональном уровне проистекает из положений части 2 статьи 7 Конституции РФ, где провозглашено «обеспечение государственной поддержки семьи, материнства, отцовства и детства, а также установление государственных пособий и иных гарантий социальной защиты в качестве одного из основных направлений социальной политики государства» [15]. В соответствии с частью 1 статьи 38 Конституции РФ «материнство и детство, семья находятся под защитой государства». В соответствии со статьёй 39 Конституции РФ каждому «гарантируется социальное обеспечение для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом» [15]. Пункт 2 ст. 39 Конституции РФ предусматривает «установление законом государственных пенсий и социальных пособий» [15].

Провозглашенные в Конституции РФ цели политики РФ как социального государства предопределяют обязанность государства беспокоиться о благосостоянии своих граждан, их социальной обеспеченности, и если в силу возраста, состояния здоровья, по остальным, не зависящим от него причинам, человек работать не может и не имеет дохода для поддержания прожиточного минимума для себя и своей семьи, он вправе рассчитывать на получение соответствующей помощи, материальной поддержки со стороны государства и общества.

В этой взаимосвязи Конституция РФ коррелирует функции социального государства с предоставлением государственной поддержки семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, становлением системы социальных служб, упорядочением государственных пенсий, пособий и иных гарантий социальной защиты.

Функционирование системы социального обеспечения [16; 17] является составной частью социальной защиты населения как необходимого условия реализаций целей социального государства. Поэтому так важно выявить удовлетворенность социальной поддержкой населения и рассмотреть общественные отношения, связанные с вопросами правового регулирования государственной поддержки граждан, имеющих детей.

DOAJ

directory of open access

journals Научный журнал «Экономика. Социология. Право.», 2022, №2(26)

Согласно Семейному кодексу РФ, семья — «это юридически закрепленный союз нескольких совместно проживающих лиц, объединенных браком либо близким родством (или приравненным к нему законом правовым состоянием)» [20].

Отметим также, что «семьей именуется социальный институт, характеризующийся стабильной формой взаимоотношений между индивидами, в рамках которого реализуется основная часть повседневной жизни людей: половые отношения, деторождение и базисная социализация детей, существенная часть бытового ухода, образовательного и медицинского обслуживания и так далее» [6].

Роль семьи очень велика, так как внутри семьи сформировывается и прогрессирует «личность человека, происходит формирование социальных ролей, необходимых для эффективной адаптации ребенка в обществе, закладываются основы нравственности человека, формируются нормы поведения, раскрываются внутренний мир и индивидуальные качества личности»[18]. Роль семьи заключается «в постепенном включении ребенка в общество, чтобы его становление шло сообразно природе ребенка и культуре страны, где он появился на свет» [2].

Характерная черта семьи как социального института - взаимозависимость биологического и социального. То есть воспитание, обучение, развитие членов семьи происходит в узкой связи с единокровным родством и субъективным отношением. Об этом говорится во многих публикациях, в том числе в работах И.А. Мартыненко и др.[19], С.А. Шилиной и др. [21], А.В. Задойко и др. [14], К.А. Воронова и др.[5].

О взаимодействии общества и государства существуют различные публикации, в том числе [23; 10; 8], особый акцент делается на социальную составляющую этих отношений [4; 12; 13], в том числе в сфере социальной защиты семей с детьми.

Рассмотрим основные функции семьи (рис. 1).

•репродуктивная (от лат. рго^сЦо - самовоспроизведение, размножение, производство потомства) обусловлена «необходимостью продолжения человеческого рода»

•экономическая и хозяйственно-бытовая связана «с накоплением богатства для членов семьи: приданое для невесты, калым для жениха, вещи, передаваемые по наследству, страхование на свадьбу, на день совершеннолетия, накопление денежных средств. Социально-экономические изменения, происходящие в нашем обществе, вновь активизируют экономическую функцию семьи в вопросах накопления имущества, приобретения собственности, приватизации жилья, наследования и так далее»

>

• функция первичной социализации обусловлена тем, что семья, «в которой переплетаются естественно-биологические и социальные связи родителей и детей, является первой и главной социальной группой, которая активно влияет на формирование личности ребенка»

• воспитательная заключается в том, что «родители были и остаются первыми воспитателями ребенка. Воспитание ребенка в семье - сложный социально-педагогический процесс. Он включает влияние всей атмосферы и морально-психологического микроклимата семьи на формирование личности ребенка»

• рекреационная и психотерапевтическая направлена на то, чтобы семья была «той нишей, где человек мог бы чувствовать себя абсолютно защищенным, быть абсолютно принятым, несмотря на его статус, внешность, жизненные успехи, финансовое положение и так далее»

Рисунок 1 - Основные функции семьи [1]

Можно выделить 3 типа семей, которые различно влияют на социальное развитие и становление личности ребенка (рис. 2). В нынешнем мире наблюдается «расхождение работы семьи, ее дисфункция и деградация как института. Современное положение семьи

обуславливается как кризисное» [22].

Семьи сплоченные, целостные, с высокой степенью моральной направленности. Это социально-благополучные семьи, которые могут и хотят растить ребенка. В моменте каких-то затруднений им легко помочь.

Семьи согласованные, но периодически нестабильные, со средней степенью социально-нравственной тематики. Эти семьи обеспокоены собственными внутренними спорами, потому своих детей они хотели бы воспитывать, но не всегда могут (не всегда удаётся). Взаимоотношения внутри семьи отличаются нервозностью. Родители свершают много недоработок, задачи воспитания видят двусмысленно, способы и средства воспитания до конца не понимаются и не применяются в полном размере._

Семьи дезорганизованные, проблемные, с низкой степенью социально-нравственной тенденции. Это «проблемные» семьи. Рассматриваются асоциальными или антисоциальными. Выделяют несколько подвидов таких семей: внешне спокойные семьи, семья-вулкан, семья-санаторий, семья-иллюзия, семья-«третий лишний», семья с кумиром, семья-маскарад.

Рисунок 2 - Типы семей [1]

К основным проблемам и сложностям относится: 1) уменьшение рождаемости; 2) увеличение числа разводов; 3) девальвация ценностей семьи, в том числе в отношении воспитания детей; 4) рост числа малоимущих и неполных семей; 5) снижение здоровья детей и родителей; 6) ухудшение семейных ролей; 7) рост семейного насилия [3].

Рассмотрим систему социальной поддержки семей с детьми в Брянской области [7; 9]. На официальном сайте ОСЗН есть следующая информация: «Государственная поддержка семей с детьми: Ипотека для семей с 2-мя и 3-мя детьми под 6 %» [11].

В рамках программы «Семейная ипотека» семьи с детьми могут взять ипотеку или рефинансировать уже имеющийся кредит по льготной ставке - до 6 % годовых. Разницу между обычной и льготной ставкой банку компенсирует государство.

С 01 июля 2021 года право на получение кредита или подписание дополнительного соглашения о рефинансировании имеют граждане Российской Федерации при рождении первого ребенка и (или) последующих детей в период с 01 января 2018 года по 31 декабря 2022 года.

Кроме того, «Семейной ипотекой» могут воспользоваться граждане Российской Федерации, имеющие ребенка (рожденного не позднее 31 декабря 2022 года), которому установлена категория «ребенок-инвалид».

Льготная ставка действует по жилищным (ипотечным) кредитам, выданным на приобретение у юридического лица на первичном рынке жилого помещения или жилого помещения с земельным участком по договору купли-продажи, договору участия в долевом строительстве (договору уступки прав требования по указанному договору), на строительство индивидуального жилого дома и др.

По данному вопросу необходимо обращаться в кредитные организации, предоставляющие жилищные (ипотечные) кредиты.

С 25 сентября 2019 года многодетные семьи могут получить от государства до 450 тыс. рублей на погашение ипотеки.

Право на погашение ипотечного кредита имеет мать или отец, граждане Российской Федерации, у которых в период с 01 января 2019 года по 31 декабря 2022 года родились третий ребенок или последующие дети и которые являются заемщиками по жилищному (ипотечному) кредиту.

По данному вопросу семья может обратиться в кредитную организацию, в которой

был предоставлен жилищный (ипотечный) кредит.

Есть такой вид помощи, как выплата при рождении (усыновлении) первого ребенка. Кто может обратиться за услугой: матери, имеющие гражданство Российской Федерации, постоянно проживающие на территории Российской Федерации, на ребенка рожденного (усыновленного) начиная с 1 января 2018 года, являющегося гражданином Российской Федерации; отцы (усыновители) либо опекуны ребенка, являющиеся гражданами Российской Федерации, постоянно проживающие на территории Российской Федерации в случае смерти матери ребенка, объявления ее умершей, лишения ее родительских прав, а также в случае отмены усыновления. Ежемесячная выплата в связи с рождением (усыновлением) первого ребенка предоставляется при условии, если среднедушевой доход семьи не превышает 26 016,0 руб. (2-кратную величину прожиточного минимума трудоспособного населения, установленную в Брянской области в 2022 году).

Размер и периодичность выплаты: в 2022 году 11 856 руб. (ежемесячно).

Рассмотрим единовременное пособие многодетной семье при рождении ребенка. Размер пособия составляет 10000 руб. Категория получателей: право на единовременное пособие при рождении ребенка имеет многодетная семья при рождении с 1 января 2005 года третьего или последующего ребенка. В случае рождения двух и более детей единовременное пособие при рождении ребенка выплачивается на каждого рожденного ребенка. При рождении мертвого ребенка указанное единовременное пособие не назначается.

Рассмотрим такой вид социальной помощи, как областной материнский (семейный) капитал (рис. 4).

Категория получателей

• граждане Российской Федерации, проживающие на территории Брянской области не менее одного года, родившие (усыновившие) третьего ребенка или последующих детей начиная с 1 января 2012 года.

Размер областного

материнского

(семейного) капитала

• 1) если ребенок родился в период 01.01.2012 по 31.12.2014 размер капитала составляет 50 000 рублей;

• 2) если ребенок родился в период 01.01.2015 по 31.12.2019 размер капитала составляет 100 000 рублей;

• 3) для детей, рожденных с 01.01.2020 года - 200 000 рублей.

При рождении более одного ребенка

•В семьях, в которых одновременно рождается двое (при условии, что в семье уже есть дети и один из рожденных детей - третий по числу рожденных матерью) или трое (и более) детей, будет составлять размер областного материнского (семейного) капитала: при рождении двойни - 400 000 рублей, тройни - 1 200 000 рублей.

Рисунок 3 - Областной материнский (семейный) капитал [11]

Куда следует обращаться

•учреждение социальной защиты населения по месту жительства.

1) документ, удостоверяющий личность, место жительства лица имеющего право на дополнительные меры социальной поддержки;

2) документ, подтверждающий принадлежность к гражданству Российской Федерации ребенка, в связи с рождением (усыновлением) которого у граждан возникло право;

3) страховое свидетельство обязательного пенсионного страхования лица, имеющего право на дополнительные меры социальной поддержки;

4) свидетельство о рождении или усыновлении всех детей. Рисунок 4 - Областной материнский (семейный) капитал [11]

Необходимые документы на выдачу сертификата на областной материнский (семейный) капитал

Распорядиться средствами областного материнского (семейного) капитала можно по следующим направлениям (рис. 5):

1) на улучшение жилищных условий семьи: а) приобретение (строительство) жилого помещения или индивидуального жилого дома; б) оплату первоначального взноса при получении кредита или займа, в том числе ипотечного, погашение основного долга и уплату процентов по кредитам или займам, в том числе ипотечным, на приобретение или строительство жилья; в) оплату участия в долевом строительстве; г) оплату вступительного взноса в качестве участника жилищных, жилищностроительных, жилищных накопительных кооперативов; д) на проведение капитального и (или) текущего ремонта жилого помещения; е) на улучшение бытовых условий проживания.Условие: приобретаемое жилье

должно находиться на территории Брянской области.

s < LiW^ А 2) на получение образования ребенка (детей): а) оплату образовательных услуг, в том числе в дошкольных учреждениях; б) оплату проживания в общежитии, предоставляемом образовательным учреждением.

3) на приобретение товаров и услуг, предназначенных для социальной адаптации и интеграции в общество детей-инвалидов.

Рисунок 5 - Направления распоряжения материнским капиталом [11]

«Распорядиться средствами областного материнского (семейного) капитала можно не ранее, чем по истечении трех лет со дня рождения или усыновления третьего или последующего ребенка. Для погашения основного долга и процентов по кредитам или займам, в том числе ипотечным, на приобретение или строительство жилья средствами областного материнского (семейного) капитала можно воспользоваться, не дожидаясь достижения трехлетнего возраста ребенка, а также на приобретение товаров и услуг, предназначенных для социальной адаптации и интеграции в общество детей-инвалидов» [11].

Рассмотрим такой вид социальной помощи, как ежемесячная денежная выплата на детей в возрасте от трех до семи лет включительно.

В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 10 марта 2021 года №140 «О некоторых вопросах, связанных с осуществлением ежемесячной денежной выплаты, предусмотренной Указом Президента Российской Федерации от 20 марта 2020 г. № 199 «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» и постановлением Правительства Российской Федерации от 31 марта 2021 № 489 «О внесении изменений в постановление правительства Российской Федерации от 31 марта 2020 года» обеспечена максимальная адресность выплаты, включающая оценку доходов и имущественной обеспеченности граждан.

Размер выплаты определяется в зависимости от уровня доходов семьи: «1) 50% величины прожиточного минимума для детей (в 2022 году для Брянской области - 5928,00 руб.), если размер среднедушевого дохода семьи не превышает величину прожиточного минимума на душу населения (для Брянской области - 11934,00 руб.); 2) 75% величины прожиточного минимума для детей (8892,00 руб.), в случае если размер среднедушевого дохода семьи, рассчитанный с учетом ежемесячной выплаты в размере 50% величины прожиточного минимума для детей, не превышает величину прожиточного минимума на душу населения; 3) 100 % величины прожиточного минимума для детей (11856,00 руб.), в случае если размер среднедушевого дохода семьи, рассчитанный с учетом ежемесячной выплаты в размере 75% величины прожиточного минимума для детей, не превышает величину прожиточного минимума на душу населения» [11].

p, д i directory of

-J; / л. journals Научный журнал «Экономика. Социология. Право.», 2022, №2(26)

Был проведен анализ результатов социологического исследования в ОСЗН г. Брянска «Удовлетворение качеством социальных услуг».

В ОСЗН Советского района г. Брянска был проведен социальный опрос по качеству удовлетворения социальных услуг. В данном социологическом исследовании было опрошено 9 респондентов, было выверено состояние обслуживания семей с детьми в ОСЗН г. Брянска.

Получателям услуг предлагалось оценить качество обслуживания.

На вопрос «Получаете ли Вы услуги в учреждении социального обслуживания?» 100% из опрошенных респондентов ответили «да».

На вопрос «Каким образом Вам предоставляли услугу?» 22% опрошенных получают ее на дому, а 78% респондентов ответили, что получают ее в учреждении, что говорит о том, что данный вид обслуживания более распространен (рис. 6).

КАКИМ ОБРАЗОМ ВАМ ПРЕДОСТАВЛЯЛИ УСЛУГУ?

на доту

Рисунок 6 - Результаты ответов на вопрос «Каким образом вам предоставили услугу?»

На вопрос «Удовлетворяют ли вас условия предоставления социальных услуг?» 78% опрошенных ответили «да», а 22% опрошенных ответили «нет», что говорит о том, что большинство удовлетворены условиям предоставления социальных услуг (рис. 7).

УДОВЛЕТВОРЯЮТ ЛИ ВАС УСЛОВИЯ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНЫХ УСЛУГ?

Рисунок 7- Результаты ответов на вопрос «Удовлетворяют ли вас условия предоставления

социальных услуг?»

На вопрос «Считаете ли вы, что сотрудники учреждения вежливы и доброжелательны?» большинство респондентов ответили «нет» (67% ), а 33% ответили, что «устраивает», следовательно, большинство опрашиваемых не удовлетворены вежливостью работников социального учреждения (рис. 8).

Рисунок 8 - Результаты ответов на вопрос «Считаете ли вы, что сотрудники учреждения

вежливы и доброжелательны?»

На вопрос «Удовлетворены ли вы качеством предоставляемых услуг?» респонденты ответили следующим образом, 56% опрошенных ответили «Да», а 44% ответили «Нет», что говорит о том, что большинство клиентов удовлетворены качеством услуг в ОСЗН г. Брянска

(ри. 9).

Рисунок 9 - Результаты ответов на вопрос «Удовлетворены ли вы качеством

предоставляемых услуг?»

На данный вопрос респонденты ответили следующим образом: 33% — это мужчины, 67% - женщины.

Исходя из опроса можно сделать следующие выводы: большинство клиентов довольны обслуживанием ОСЗН Советского района г. Брянска. Можно предположить, что результаты данного социологического исследования свидетельствуют об удовлетворённости социальной политикой государства в целом большинством населения Брянского региона, а именно для семей с детьми создаются все необходимые условия социальной защиты в непростое время социальных и политических потрясений.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Список использованных источников

1. Акинин П.В. Системный анализ направлений и мер государственной поддержки многодетной семьи в векторе обеспечения экономической безопасности России / П.В. Акинин., С.Ю. Сивоплясова // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2011. № 21. С. 50-59.

2. Банная А. Нарративное интервью как метод социологического исследования жизненного цикла семьи / А. Банная А., С.А. Шилина// Научный журнал Дискурс. 2017. № 8 (10). С. 76-93.

DOAJ

directory of open access

journals Научный журнал «Экономика. Социология. Право.», 2022, №2(26)

3. Бубнова А.Ю. Социологический анализ социальной политики государства в современном обществе / А.Ю. Бубнова, Е.В. Рожкова и др. // Научный журнал Дискурс. 2018. № 4 (18). С. 96-107.

4. Васильев А.В. Культура коммуникаций в условиях информационной глобализации / А.В. Васильев, Э.Д. Коркия, А.К. Мамедов. Москва, 2019. 160 с.

5. Воронов К.А. Модель работы с детьми-инвалидами: социологические параметры / К.А. Воронов, А.А. Пимахова и др. // Научный журнал Дискурс. 2018. № 7 (21). С. 97-109.

6. Воронов К.А. Социальный институт семьи: аспекты социальной политики в России / К.А. Воронов, А.М. Кирпиченко // Социальная динамика населения и устойчивое развитие, Москва, 10 октября 2019 года / Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова. - Москва: ООО «МАКС Пресс», 2019. - С. 46-51.

7. Гостенина В.И. Социокультурные, экономические и управленческие факторы формирования статуса региона (на примере Брянской области) / В.И. Гостенина, А.П. Корюкин, Е.Ю. Лупенкова и др. // Ежегодник НИИ фундаментальных и прикладных исследований. 2012. № 3 (3). С. 117-128.

8. Гостенина В.И. Управление вербальным социолингвистическим кодом субъекта власти в коммуникативном процессе/ В.И. Гостенина, С.А. Шилина. Москва, 2008. 208 с.

9. Гостенина В.И. Управленческие факторы формирования статуса региона (на примере Брянской области) / В.И. Гостенина, А.Г. Киселёв и др. // Власть. 2013. № 2. С. 082085.

10. Гостенина В.И. Управленческий дискурс как технология социального взаимодействия субъекта власти и социума / В.И. Гостенина, А.Ю. Качалков и др. // Власть. 2015.№ 8. С. 128-133.

11. Департамент семьи, социальной и демографической политики Брянской (электронный ресурс): 2022. URL: https://www.uszn032.ru/sotsialnaya-podderzhka/ gosudarstvennaya-podderzhka-semey- s-detmi/edv-3 -7/ (дата обращения:19.04.2022).

12. Епремян Т.В. Дискурс социального пространства города в условиях цифровизации / Т.В. Епремян, С.А. Шилина // В сборнике: Дискурс социальных проблем в социокультурном, образовательном, языковом пространстве в период пандемии коронавируса. Материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. Брянск, 2021. С. 25-31.

13. Епремян Т.В. Управленческие технологии дискурса социальной рекламы / Т.В. Епремян, С.А. Шилина // В сборнике: Журналютыка - 2020: стан, праблемы i перспектывы. Матэрыялы 22 -й Мiжнароднай навукова- практычнай канферэнцьп. Мшск, 2020. С. 383-386.

14. Задойко А.В.Исследование методом фокус-группы социальных рисков и последствий депопуляции / А.В. Задойко, Е.С. Соколов и др. //Современные тенденции развития науки и технологий. 2016. № 8-4. С. 6-12.

15. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020).-Режим доступа: по подписке. - URL: http://www.consultant.ru/document/cons doc LAW 28399/. - Текст: электронный.

16. Лифанова Т.Е. Технологии социальной работы в специализированных учреждениях социального обслуживания / Т.Е. Лифанова, С.А. Шилина // Учебно-методическое пособие для бакалавриата по направлению подготовки 39.03.02 «Социальная работа». - Брянск, 2020. - Том Часть 2. - 160 с.

17. Лифанова Т.Е. Технологии социальной работы в специализированных учреждениях социального обслуживания / Т.Е. Лифанова, С.А. Шилина // Учебно-методическое пособие для бакалавриата по направлению подготовки 39.03.02 «Социальная работа». -Брянск, 2019. - Том Часть 1. - 160 с.

18. Мамедов А.К. Социальные последствия виртуализации личности/ А.К. Мамедов // В сборнике: Коммуникативное пространство современного мегаполиса: диалог программ. Материалы научной онлайн-конференции с международным участием.

г\р ' directory 0f

j journals Научный журнал «Экономика. Социология. Право.», 2022, №2(26)

Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова. 2019. С. 44-48.

19. Мартыненко И.Д. Материнский капитал как форма дополнительной поддержки семьи в свете социального проектирования политики государства по укреплению института семьи / И.Д. Мартыненко, М.А. Штельмухова и др. //В книге: Практический дискурс высшей школы. Сборник докладов Международной научно-практической конференции. 2016. С. 8185.

20. Семейный кодекс Российской Федерации: от 29.12.1995 N 223-Ф3 (ред. от 30.11.2011) // Собрание законодательства РФ. 1996. № 1. Ст. 16.

21. Шилина С.А. Отражение социальной политики государства по укреплению института семьи в управленческом дискурсе (на основе социологического опроса) / С.А. Шилина, М.А. Штельмухова // Научный журнал Дискурс. 2017. № 8 (10). С. 141-157.

22. Шилина С.А. Управленческий дискурс как технология социальной политики государства по укреплению института семьи / С.А. Шилина, М.А. Штельмухова // Экономика. Социология. Право. 2017. № 4 (8). С. 91-110.

23. Gostenina V.I. Discursive and visual management technologies in urban sociology / V I. Gostenina, R.K. Karneev, G.V. Makarova, S.L. Melnikov // Opcion. 2019. Т. 35. № Spécial Edition 24. С. 122-135.

Сведения об авторах

Епремян Татьяна Владимировна - аспирант по направлению подготовки «Социология» ФГБОУ ВО «Брянский государственный университет имени академика И.Г. Петровского»; e-mail: epremyan@yandex.ru. Адрес: 241036, Россия, г. Брянск, ул. Бежицкая, 14. Телефон рабочий: 8(4832)643031

Роговенкина Елизавета Артемовна - студент направления подготовки «Социальная работа» Брянского государственного университета имени академика И.Г. Петровского; e-mail: Rogovenkina@ya.ru. Адрес: 241036, Россия, г. Брянск, ул. Бежицкая, 14.

UDK 316.032

A SOCIOLOGICAL STUDY OF THE SOCIAL SUPPORT SYSTEM FOR FAMILIES WITH CHILDREN (REGIONAL EXPERIENCE OF THE

BRYANSK REGION)

Yepremyan T.V., Rogovenkina E.A.

Bryansk State Academician I.G. Petrovski University, Bryansk

The relevance of the problems of the article is due to the fact that the social policy of Russia is a very developed and multifunctional system. Thanks to her, families can realize their needs, as well as make their dreams come true. The article considers such an object of state family policy in the Russian Federation as a family with children. It is she who has received the close attention of the state and measures of support have been taken in difficult times of social and political upheavals. The article shows how various programs are implemented in a particular Russian region (Bryansk region) for the most comfortable life of families with children. The measures of social support on the basis of documents granting the right to their social security are analyzed. The authors presented the results of a sociological study conducted on the basis of the Department of social protection of the population of the Sovetsky district of the city of Bryansk on the topic «Satisfaction with the quality of social services». It was revealed that the applicants were generally satisfied with the quality of the services of this department, which may indicate that the employees of this department were able to effectively organize the implementation of the state's social policy to support families with children.

Key words: state policy, families with children, support measures, sociological research, Constitution, normative legal acts, Bryansk region

References

1. Akinin P.V. System analysis of directions and measures of state support for a large family

in the vector of ensuring economic security of Russia / P.V. Akinin., S.Y. Sivoplyasova // National interests: priorities and security. 2011. No. 21. pp. 50-59.

2. Bannaya A. Narrative interview as a method of sociological research of the family life cycle / A. Bannaya A., S.A. Shilina// Scientific Journal Discourse. 2017. No. 8 (10). pp. 76-93.

3. Bubnova A.Yu. Sociological analysis of the social policy of the state in modern society / A.Yu. Bubnova, E.V. Rozhkova et al. // Scientific journal Discourse. 2018. No. 4 (18). pp. 96-107.

4. Vasiliev A.V. Culture of communications in the conditions of information globalization / A.V. Vasiliev, E.D. Korkia, A.K. Mammadov. Moscow, 2019. 160 p.

5. Voronov K.A. Model of work with disabled children: sociological parameters / K.A. Voronov, A.A. Pimakhova et al. // Scientific journal Discourse. 2018. No. 7 (21). pp. 97-109.

6. Voronov K.A. Social Institute of the family: aspects of social policy in Russia / K.A. Voronov, A.M. Kirpichenko // Social dynamics of the population and sustainable development, Moscow, October 10, 2019 / Lomonosov Moscow State University. - Moscow: LLC "MAX Press", 2019. - pp. 46-51.

7. Gostenina V.I. Socio-cultural, economic and managerial factors of the formation of the status of the region (on the example of the Bryansk region) / V.I. Gostenina, A.P. Koryukin, E.Yu. Lupenkova et al. // Yearbook of the Research Institute of Fundamental and Applied Research. 2012. No. 3 (3). pp. 117-128.

8. Gostenina V.I. Management of the verbal sociolinguistic code of the subject of power in the communicative process/ V.I. Gostenina, S.A. Shilina. Moscow, 2008. 208 p

. 9. Gostenina V.I. Managerial factors of the formation of the status of the region (on the example of the Bryansk region) / V.I. Gostenina, A.G. Kiselev et al. // Power. 2013. No. 2. pp. 082085.

10. Gostenina V.I. Managerial discourse as a technology of social interaction between a subject of power and society / V.I. Gostenina, A.Yu. Kachalkov et al. // Power. 2015. No. 8. pp.

11. Department of Family, Social and Demographic Policy of Bryansk region (electronic resource): 2022. URL: https://www.uszn032.ru/sotsialnaya-podderzhka/gosudarstvennaya-podderzhka-semey-s-detmi/edv-3-7 / (date of request:04/19/2022).

12. Yepremyan T.V. The discourse of the social space of the city in the conditions of digitalization / T.V. Yepremyan, S.A. Shilina // In the collection: The discourse of social problems in the socio-cultural, educational, linguistic space during the coronavirus pandemic. Materials of the All-Russian scientific and practical conference with international participation. Bryansk, 2021. pp.

13. Yepremyan T.V. Managerial technologies of social advertising discourse / T.V. Yepremyan, S.A. Shilina // In the collection: Journalistics - 2020: stan, prablems and perspectives. Mater Yaly 22nd Mizhnarodnai navukova- praktychnai kanferentsy. Minsk, 2020. pp. 383-386.

14. Zadoiko A.V. Research by the focus group method of social risks and consequences of depopulation / A.V. Zadoiko, E.S. Sokolov et al. //Modern trends in the development of science and technology. 2016. No. 8-4. pp. 6-12.

15. The Constitution of the Russian Federation (adopted by popular vote on 12.12.1993 with amendments approved during the all-Russian vote on 01.07.2020).- Access mode: by subscription. - URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_28399 /. - Text: electronic.

16. Lifanova T.E. Technologies of social work in specialized social service institutions / T.E. Lifanova, S.A. Shilina // Educational and methodical manual for bachelor's degree in the field of training 39.03.02 "Social work". - Bryansk, 2020. - Volume Part 2. - 160 p.

17. Lifanova T.E. Technologies of social work in specialized social service institutions / T.E. Lifanova, S.A. Shilina // Educational and methodical manual for bachelor's degree in the field of training 39.03.02 "Social work". -Bryansk, 2019. - Volume Part 1. - 160 p.

18. Mammadov A.K. Social consequences of personality virtualization/ A.K. Mammadov // In the collection: The communicative space of a modern metropolis: a dialogue of programs. Materials of an online scientific conference with international participation. Lomonosov Moscow

128-133.

25-31.

г\р 'directory of

j journals Научный журнал «Экономика. Социология. Право.», 2022, №2(26)

State University. 2019. pp. 44-48.

19. Martynenko I.D. Maternity capital as a form of additional family support in the light of the social design of state policy to strengthen the institution of the family / I.D. Martynenko, M.A. Shtelmukhova et al. // In the book: Practical discourse of higher school. Collection of reports of the International Scientific and Practical Conference. 2016. pp. 81-85.

20. Family Code of the Russian Federation: dated 29.12.1995 N 223-FZ (ed. dated 30.11.2011) // Collection of Legislation of the Russian Federation. 1996. No. 1. Article 16.

21. Shilina S.A. Reflection of the social policy of the state on strengthening the institution of the family in managerial discourse (based on a sociological survey) / S.A. Shilina, M.A. Shtelmukhova // Scientific journal Discourse. 2017. No. 8 (10). pp. 141-157.

22. Shilina S.A. Managerial discourse as a technology of social policy of the state on strengthening of the Family Institute / S.A. Shilina, M.A. Shtelmukhova // Economy. Sociology. Right. 2017. No. 4 (8). pp. 91-110.

23. Gostenina V.I. Discursive and visual management technologies in urban sociology / V.I. Gostenina, R.K. Karneev, G.V. Makarova, S.L. Melnikov // Opcion. 2019. Vol. 35. No. Special Edition 24. pp. 122-135.

Author's information

Yepremyan Tatiana Vladimirovna - postgraduate student of the direction of training «Sociological Sciences» of the Bryansk State University named after Academician I.G. Petrovsky

Rogovenkina Elizaveta Artemovna - student of the direction of training «Social work» Bryansk State University named after Academician I.G. Petrovsky Bryansk State University named after Academician I.G. Petrovsky

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.