Научная статья на тему 'СОЦИОЛОГИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОБЛЕМ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ'

СОЦИОЛОГИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОБЛЕМ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
724
83
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОГРАНИЧЕННЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ ЗДОРОВЬЯ / ДЕТИ-ИНВАЛИДЫ / СОЦИОЛОГИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ / ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ / СОЦИАЛЬНОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ НАСЕЛЕНИЯ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Лифанова Т. Е., Бабенко Е. С.

В статье рассматриваются актуальные проблемы, связанные с социализацией детей с ограниченными возможностями здоровья. Авторы анализируют причины инвалидности, проводят классификацию по группам и по степеням. В статье представлены результаты социологического исследования, целью которого было выявление удовлетворённостью качеством социального обслуживания в ГБУ Брянской области «Комплексный центр социального обслуживания населения в г. Брянска» среди родителей особенных детей. На основании проведённого анкетирования были получены и проанализированы результаты, имеющие практическую ценность для данной категории граждан, а именно для родителей детей с ограниченными возможностями здоровья. Выводы также важны для социальных работников, ибо способствуют совершенствованию технологий профессиональной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

A SOCIOLOGICAL STUDY OF THE PROBLEMS OF CHILDREN WITH DISABILITIES

The article deals with topical issues related to the socialization of children with disabilities. The authors analyse the causes of disability, classify by groups and degrees. The article presents the results of a sociological study, the purpose of which was to identify satisfaction with the quality of social services in the State Budgetary Institution of the Bryansk region «Integrated Centre for Social Services of the population in Bryansk» among parents of special children. Based on the survey conducted, the results were obtained and analysed that have practical value for this category of citizens, namely for parents of children with disabilities. Conclusions are also important for social workers, because they contribute to the improvement of professional activity technologies.

Текст научной работы на тему «СОЦИОЛОГИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОБЛЕМ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ»

УДК 316.4.06

СОЦИОЛОГИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОБЛЕМ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

Лифанова Т.Е., Бабенко Е.С. Брянский государственный университет имени академика И.Г. Петровского, г. Брянск

В статье рассматриваются актуальные проблемы, связанные с социализацией детей с ограниченными возможностями здоровья. Авторы анализируют причины инвалидности, проводят классификацию по группам и по степеням. В статье представлены результаты социологического исследования, целью которого было выявление удовлетворённостью качеством социального обслуживания в ГБУ Брянской области «Комплексный центр социального обслуживания населения в г. Брянска» среди родителей особенных детей. На основании проведённого анкетирования были получены и проанализированы результаты, имеющие практическую ценность для данной категории граждан, а именно для родителей детей с ограниченными возможностями здоровья. Выводы также важны для социальных работников, ибо способствуют совершенствованию технологий профессиональной деятельности.

Ключевые слова: ограниченные возможности здоровья, дети-инвалиды, социологическое исследование, особенности развития, социальное обслуживание населения.

DOI 10.22281/2542-169 7-2022-01-03-42-50

Актуальность темы статьи обусловлена тем, что проблема социализации [18], социальной адаптации и реабилитации взрослых [1; 2] и детей с особенностями развития стала наиболее важной в последние десятилетия, так как стали меняться подходы и методы к людям с ограниченными возможностями здоровья [19; 20; 9]. Остро стоит проблема невключённости детей - инвалидов в общественную жизнь, а также их стремления к обособленному существованию [3]. Свой отпечаток накладывает тенденция цифровизации всех сфер жизнедеятельности социума [6; 7; 12], а также это связано с более широкой проблемой реформирования образования [4; 5; 8], что обострилось в период перехода на дистант в связи с пандемией [15; 13; 14].

Количество детей с ограниченными возможностями здоровья с каждым годом увеличивается. По данным сайта «Российская статистика» на 01.07. 2021 детей-инвалидов в Российской Федерации почти 722 тысячи, это 6% от общего числа инвалидов (10 745 240 человек) на численность населения (146 миллионов человек) [17].

Среди причин инвалидности у детей в Российской Федерации наибольший удельный вес принадлежит следующим:

1) первое место - психическим заболеваниям, включая умственную отсталость. Это практически 30% от всех причин инвалидности. На долю умственной отсталости приходится 47% среди всех психических расстройств; 2) врожденные аномалии, деформации и хромосомные нарушения, в том числе сердца, сосудов, головного, спинного мозга занимают второе место среди всех причин, доля которых составляет 24%; 3) на третьем - нарушения органов эндокринной системы, которых приходится 10% от всех причин; 4) на четвертом -неврологические болезни (8%), среди которых церебральный паралич (47%) занимает первое место; 5) пятое место занимают болезни опорно-двигательного аппарата (5,0%) [16].

Инвалидность можно классифицировать как по группам, так и по степеням: 1) незначительные нарушения функций организма; 2) умеренные нарушения; 3) проблемы с яркими проявлениями; 4) тяжелые патологии, которые значительно влияют на весь организм.

Первым двум категориям присваивают третью группу, а остальные предполагают полное нарушение трудоспособности.

Таким образом, проанализировав характеристику и классификацию детской инвалидности, можем отметить, что в силу особенного положения детей с ОВЗ, их нужд и потребностей им необходима грамотная и правильная социальная политика со стороны государства.

DOAJ

В настоящее время прослеживается тенденция к увеличению числа особенных детей. На 01.04.2022 численность детей с ограниченными возможностями здоровья в Брянской области составила 4 535 человек. Если сравнивать численность детей инвалидов, например, на 2017 год, то количество детей с ОВЗ составляло 4 024 человека.

ГБУ «Комплексный центр социального обслуживания населения в г. Брянска» входит в государственную систему социальных служб Брянской области и предназначено для оказания семьям, детям и гражданам, попавшим в трудную жизненную ситуацию, помощи в реализации законных прав и интересов, а также в улучшении их материального и социального положения, для чего используются определенные технологии [10; 11].

Нами (Е.С. Бабенко, научный руководитель - Т.Е. Лифанова) было проведено эмпирическое исследование среди семей, воспитывающих ребёнка с ограниченными возможностями здоровья. Среди родителей был проведён опрос по заранее разработанному инструментарию- анкете, которая состоит из 12 вопросов. В нашем опросе приняли участие 20 человек. Данный способ сбора информации мы выбрали неслучайно, так как в современном обществе он является наиболее эффективным.

Целью диагностики является выявление удовлетворённостью качеством социального обслуживания в ГБУ Брянской области «Комплексный центр социального обслуживания населения в г. Брянска» среди родителей особенных детей. На основании проведённого анкетирования были получены и проанализированы следующие результаты.

Большинство респондентов - лица женского пола (16 человек, 80%), что свидетельствует об активном участии в жизни и развитии ребёнка мамы. Распределение родителей по возрастному критерию представлено на диаграмме 1. Следует отметить, что средний возраст родителей составляет 35 лет (рис. 1).

Рисунок 1 - Распределение родителей по возрастному критерию

На вопрос «Из какого источника информации Вы узнали о возможности получения социальных услуг в учреждении ГБУ Брянской области «Комплексный центр социального обслуживания населения г. Брянска» большинство отвечающих выбрали ответы: в, д. 10% опрошенных узнали о возможности получения социальных услуг в комплексном центре благодаря социальной рекламе (рис. 2).

Из какого источника информации Вы узнали о возможности получения социальных услуг в учреждении "КЦСОН г.Брянска"?

из Учреждений

социальной защиты

населения; 30%

социальная реклама

на улице, транспорте;

10% рассказали

работники сферы здравоохранения;

I из СМИ (телевидение, Интернет, печатные издания)

I от родственников, друзей

I рассказали работники сферы здравоохранения

I социальная реклама на улице, транспорте

I из Учреждений социальной защиты населения

Рисунок 2 - Наиболее распространенный источник информации о деятельности

комплексного центра

Только половина респондентов полностью удовлетворена перечнем предоставляемых социальных услуг. Остальная половина отметила, что перечень социальных услуг удовлетворяет их либо частично, либо полностью не удовлетворяет (рис. 3).

Удовлетворённость перечнем социальных услуг

полностью I частично I не удовлетворяет

Рисунок 3 - Удовлетворённость перечнем социальных услуг

80% родителей отметили, что могут доверить решение своих вопросов персоналу ГБУ Брянской области «Комплексный центр социального обслуживания населения г. Брянска».

© О ©

4/BVSA

11 опрошенных родителей указали, что работники центра являются вежливыми и доброжелательными в любой ситуации. 30% родителей считают, что скорее нет, чем да (рис.

4).

Считаете ли Вы, что работники учреждения вежливы и доброжелательны?

I да, всегда и в любой ситуации

I скорее нет

1нет

Рисунок 4 - Вежливость и доброжелательность сотрудников комплексного центра

На вопрос «Нуждаетесь ли Вы как родитель в профессиональной помощи педагогов и других специалистов ГБУ Брянской области «КЦСОН г. Брянска»?» все респонденты выбрали ответ «да».

Респондентам был задан вопрос «Удовлетворены ли Вы полнотой и качеством информации, которая размещена на сайте ГБУ Брянской области «КЦСОН г. Брянска»?», ответы на который распределились следующим образом. По мнению родителей, качество предоставляемой информации на сайте учреждения, удовлетворяет их частично (рис. 5).

Удовлетворены ли Вы качеством и полнотой информации на сайте

комплексного центра?

полностью удовлетворен I частично удовлетворен скорее не удовлетворен полностью не удовлетворен

Рисунок 5 - Удовлетворенность качеством и полнотой информации на сайте

учреждения

Большинство родителей довольны работой специалистов ГБУ Брянской области «КЦСОН г. Брянска» (рис. 6). Предоставленные на диаграмме данные свидетельствуют о том, что специалисты центра качественно и в полном объёме выполняют свои трудовые обязанности.

Рисунок 6 - Удовлетворённость работой специалистов центра

45% опрошенных оценивают социальное обслуживание в комплексном центре на «отлично». 30% считают, что обслуживание в ГБУ Брянской области «КЦСОН г. Брянска» является достаточно хорошим. Остальные 25%, к сожалению, определяют социальное обслуживание, как удовлетворительное (рис. 7).

Как Вы оцениваете социальное обслуживание в учреждении?

отлично I хорошо

удовлетворительно

Рисунок 7 - Оценка социального обслуживания

На вопрос «Существуют ли изменения в социальном обслуживании?» ответ «нет» на данный вопрос выбрали 65% опрошенных. Ответ «существуют позитивные» выбрали 25% респондентов, а остальные считают, что существуют негативные изменения в социальном обслуживании (рис. 8).

Существуют ли изменения в социальном обслуживании?

нет

I существуют позитивные I существуют негативные

Рисунок 8 - Изменения в социальном обслуживании 0_®@ 46

Большинство родителей не пользуются услугами социальных работников на дому, так как в таких услугах не нуждаются. Некоторые семьи пользуются, но крайне редко.10% опрошенных периодически нуждаются в помощи социального работника на дому (рис. 9).

Пользуетесь ли Вы услугами социальных работников на дому?

да,постоянно да, периодически да, но очень редко

I нет, так как в таких услугах не нуждаюсь

I услуги социального работника мне не доступны

Рисунок 9 - Пользуетесь ли Вы услугами социальных работников на дому?

В 11 вопросе в нашей анкеты родителям предлагалось выбрать несколько специалистов, в помощи которых нуждается их ребёнок. Все респонденты указали, что нуждаются в помощи всех специалистов комплексного центра.

На вопрос «Заметили ли Вы улучшение в самочувствии и развитии Вашего ребёнка при посещении ГБУ Брянской области «КЦСОН г. Брянска»?» 17 родителей (85%) выбрали ответ «да», а остальные вариант «нет».

Как показали данные исследования, родители нуждаются в помощи специалистов ГБУ Брянской области «КЦСОН г. Брянска». Специалисты учреждения постоянно осуществляют контроль не только за ребёнком, но и за его семьёй: встречаются с ними, оказывают им материальную, педагогическую, психологическую помощь, содействуют в решении правовых вопросов и т.д. Большое внимание уделяется разработке и реализации комплекса мер, направленных на формирование психолого-педагогической составляющей в социальном обслуживании особенных детей.

Таким образом, анализ деятельности ГБУ Брянской области «КЦСОН г. Брянска» показал, что в данном учреждении выполняют возложенные на него функции в области социального обслуживания, удовлетворяют практически все вопросы семей, воспитывающих ребёнка с ограниченными возможностями здоровья.

Социальная работа как важнейшее направление в сфере предоставления социального обслуживания детей с ОВЗ в последнее время приобретает все большее значение.

Ограничение возможностей ребёнка значительно дестабилизирует его жизнедеятельность, что влияет на особенности формирования личности особенного ребёнка, характере взаимодействия его с другими людьми.

Список использованных источников

1. Бубнова А.Ю. Социологическое исследование востребованных услуг службы занятости населения / А.Ю. Бубнова, Ж.А. Казорина, С.А. Моисеенко, С.А. Шилина // Научный журнал Дискурс. 2018. № 12 (26). С. 199-207.

2. Бубнова А.Ю. Социологическое исследование повышения качества и доступности услуг по содействию в подборе кадров специалистов отраслей народного хозяйства / А.Ю. Бубнова, Ж.А. Казорина, С.А. Моисеенко, С.А. Шилина // Научный журнал Дискурс. 2018. № 12 (26). С. 208-222.

3. Воронов К.А. Модель работы с детьми-инвалидами: социологические параметры / К.А. Воронов, А.А. Пимахова, С.А. Шилина // Научный журнал Дискурс. 2018. № 7 (21). С. 97-109.

4. Голенкова О.В. Педагогические кадры в Брянском уезде Орловской губернии на рубеже XIX - XX веков: социально-социологический анализ / О.В. Голенкова, Т.Е. Лифанова, С.А. Шилина // Казанский социально-гуманитарный вестник. 2020. № 2 (43). С. 913.

5. Голенкова О.В. Развитие образования в Брянском уезде Орловской губернии в XIX - начале XX веков: историко-социологический аспект / О.В. Голенкова, Т.Е. Лифанова, С.А. Шилина // Казанский социально-гуманитарный вестник. 2020. № 1 (42). С. 9-14.

6. Ефимочкина Н.Б. Цифровые поля социальных трансформаций мегаполиса / Н.Б. Ефимочкина, А.К. Мамедов // Экономика. Социология. Право. 2021. № 3 (23). С. 35-45.

7. Ефимочкина Н.Б. Эволюция цифровых полей социальных трансформаций мегаполиса/ Н.Б. Ефимочкина, А.К. Мамедов // Экономика. Социология. Право. 2021. № 4 (24). С. 73-85.

8. Киричек П.Н. Духовная культура в динамике интересов российской молодежи / П.Н. Киричек // Вопросы культурологии. 2017. № 2. С. 70-76.

9. Лифанова Т.Е. Социологическое исследование отношения молодежи к лицам с ограниченными возможностями / Т.Е. Лифанова, Е.Ю. Сычева // Научный журнал Дискурс. 2019. № 12 (38). С. 134-145.

10. Лифанова Т.Е. Технологии социальной работы в специализированных учреждениях социального обслуживания / Т.Е. Лифанова, С.А. Шилина // Учебно-методическое пособие для бакалавриата по направлению подготовки 39.03.02 «Социальная работа» / Брянск, 2020. Том Часть 2. 160 с.

11. Лифанова Т.Е. Технологии социальной работы в специализированных учреждениях социального обслуживания / Т.Е. Лифанова, С.А. Шилина // Учебно-методическое пособие для бакалавриата по направлению подготовки 39.03.02 «Социальная работа» / Брянск, 2019. Том Часть 1. 160 с.

12. Мамедов А.К. Виртуальная личность: социальный эскапизм или новое поле креативности? / А.К. Мамедов // Экономика. Социология. Право. 2019. № 1 (13). С. 68-75.

13. Мамедов А.К. Личность в информационной матрице: незавершенный проект/ А.К. Мамедов // В сборнике: Трансформация коммуникации в цифровую эпоху. Материалы научной онлайн-конференции с международным участием, посвященной всемирному дню почты. Ред. А.К. Мамедов, И.Н. Чудновская. 2020. С. 76-96.

14. Мамедов А.К. Метаморфозы цифрового общества: трудности роста и риски / А.К. Мамедов, Л.Ю. Писарева // Социология. 2020. № 3. С. 4-17.

15. Мамедов А.К. Парадигма нового образования в период пандемии: методология и тренды / А.К. Мамедов // В сборнике: Дискурс социальных проблем в социокультурном, образовательном, языковом пространстве в период пандемии коронавируса. Материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. Брянск, 2021. С. 414-421.

16. Сайт Проинвалид-2022 [Электронный ресурс] // Режим доступа: https://proinvalid.ru/informatsiya/rebenok-invalid

17. Сайт Федеральной службы государственной статистики [Электронный ресурс] // Режим доступа: https://rosstat.gov.ru.

18. Социализация // Большой психологический словарь / Сост.: Мещеряков Б., Зинченко В. ОЛМА-ПРЕСС, 2004.

19. Шилина С.А. Формирование коммуникативной культуры в процессе внедрения инклюзивного образования в России / С.А. Шилина, С.А. Боброва, Е.С. Лученинова // В сборнике: Высшее образование для XXI века: роль гуманитарного образования в контексте технологических и социокультурных изменений. XV Международная научная конференция.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Доклады и материалы. В 2-х частях. Под общей редакцией И.М. Ильинского. 2019. С. 226234.

20. Шилина С.А. Инклюзивное образование в России как одна из форм социализации лиц с ограниченными возможностями / С.А. Шилина, К.И. Федорова// Научный журнал Дискурс. 2019. № 10 (36). С. 45-56.

Сведения об авторах

Лифанова Татьяна Евгеньевна - кандидат педагогических наук, доцент кафедры социологии и социальной работы ФГБОУ ВО «Брянский государственный университет имени академика И.Г. Петровского»; e-mail: [email protected]; Адрес: 241023, Россия, г. Брянск, ул. Бежицкая, 14; Телефон рабочий: +74832580520 (1231)

Бабенко Елена Сергеевна - магистрант направления подготовки Психология, факультет педагогики и психологии ФГБОУ ВО «Брянский государственный университет имени академика И.Г. Петровского»; e-mail: [email protected]; Адрес: 241023, Россия, г. Брянск, ул. Бежицкая, 14; Телефон: +74832580520 (1231)

UDK 316.4.06

A SOCIOLOGICAL STUDY OF THE PROBLEMS OF CHILDREN WITH

DISABILITIES

Lifanova T.E, .Babenko E.S. Bryansk State Academician I.G. Petrovski University, Bryansk

The article deals with topical issues related to the socialization of children with disabilities. The authors analyse the causes of disability, classify by groups and degrees. The article presents the results of a sociological study, the purpose of which was to identify satisfaction with the quality of social services in the State Budgetary Institution of the Bryansk region «Integrated Centre for Social Services of the population in Bryansk» among parents of special children. Based on the survey conducted, the results were obtained and analysed that have practical value for this category of citizens, namely for parents of children with disabilities. Conclusions are also important for social workers, because they contribute to the improvement of professional activity technologies.

Keywords: limited health opportunities, disabled children, sociological research, features of development, social services of the population.

References

1. 1. Bubnova A.Yu. A sociological study of demanded services of the employment service / A.Yu. Bubnova, Zh.A. Kazorina, S.A. Moiseenko, S.A. Shilina // Scientific Journal Discourse. 2018. No. 12 (26). pp. 199-207.

2. Bubnova A.Yu. A sociological study of improving the quality and accessibility of services to assist in recruitment of specialists in the branches of the national economy / A.Y. Bubnova, Zh.A. Kazorina, S.A. Moiseenko, S.A. Shilina // Scientific journal Discourse. 2018. No. 12 (26). pp. 208-222.

3. Voronov K.A. Model of work with disabled children: sociological parameters / K.A. Voronov, A.A. Pimakhova, S.A. Shilina // Scientific journal Discourse. 2018. No. 7 (21). pp. 97109.

4. Golenkova O.V. Pedagogical personnel in the Bryansk district of the Orel province at the turn of the XIX - XX centuries: socio-sociological analysis / O.V. Golenkova, T.E. Lifanova, S.A. Shilina // Kazan Socio-humanitarian Bulletin. 2020. No. 2 (43). pp. 9-13.

5. Golenkova O.V. The development of education in the Bryansk district of the Oryol province in the XIX - early XX centuries: historical and sociological aspect / O.V. Golenkova, T.E. Lifanova, S.A. Shilina // Kazan Socio-humanitarian Bulletin. 2020. No. 1 (42). pp. 9-14.

6. Efimochkina N.B. Digital fields of social transformations of the megalopolis / N.B. Efimochkina, A.K. Mammadov // Economy. Sociology. Right. 2021. No. 3 (23). pp. 35-45.

7. Efimochkina N.B. Evolution of digital fields of social transformations of the megalopolis/ N.B. Efimochkina, A.K. Mammadov // Economy. Sociology. Right. 2021. No. 4 (24). pp. 73-85.

8. Kirichek P.N. Spiritual culture in the dynamics of the interests of Russian youth / P.N. Kirichek // Questions of cultural studies. 2017. No. 2. pp. 70-76.

9. Lifanova T.E. A sociological study of the attitude of youth to persons with disabilities / T.E. Lifanova, E.Y. Sycheva // Scientific journal Discourse. 2019. No. 12 (38). pp. 134-145.

10. Lifanova T.E. Technologies of social work in specialized social service institutions / T.E. Lifanova, S.A. Shilina // Educational and methodical manual for bachelor's degree in the direction of training 39.03.02 "Social work" / Bryansk, 2020. Volume Part 2. 160 p.

11. Lifanova T.E. Technologies of social work in specialized social service institutions / T.E. Lifanova, S.A. Shilina // Educational and methodical manual for bachelor's degree in the direction of training 39.03.02 "Social work" / Bryansk, 2019. Volume Part 1. 160 p.

12. Mammadov A.K. Virtual personality: social escapism or a new field of creativity? / A.K. Mammadov // Economy. Sociology. Right. 2019. No. 1 (13). pp. 68-75.

13. Mammadov A.K. Personality in the information matrix: an unfinished project / A.K. Mammadov // In the collection: Transformation of communication in the digital age. Materials of an online scientific conference with international participation dedicated to the World Mail Day. Ed. A.K. Mammadov, I.N. Chudnovskaya. 2020. pp. 76-96.

14. Mammadov A.K. Metamorphoses of digital society: difficulties of growth and risks / A.K. Mammadov, L.Y. Pisareva // Sociology. 2020. No. 3. pp. 4-17.

15. Mammadov A.K. The paradigm of new education during the pandemic: methodology and trends / A.K. Mammadov // In the collection: Discourse of social problems in the socio-cultural, educational, linguistic space during the coronavirus pandemic. Materials of the All-Russian scientific and practical conference with international participation. Bryansk, 2021. pp. 414-421.

16. The website of the Proinvalid-2022 [Electronic resource] // Access mode: https://proinvalid.ru/informatsiya/rebenok-invalid

17. Website of the Federal State Statistics Service [Electronic resource] // Access mode: https://rosstat.gov.ru .

18. Socialization // Big psychological dictionary / Comp.: Meshcheryakov B., Zinchenko V. OLMA-PRESS, 2004.

19. Shilina S.A. Formation of communicative culture in the process of implementation of inclusive education in Russia / S.A. Shilina, S.A. Bobrova, E.S. Lucheninova // In the collection: Higher education for the XXI century: the role of humanities education in the context of technological and socio-cultural changes. XV International Scientific Conference. Reports and materials. In 2 parts. Under the general editorship of I.M. Ilyinsky. 2019. pp. 226-234.

20. Shilina S.A. Inclusive education in Russia as one of the forms of socialization of persons with disabilities / S.A. Shilina, K.I. Fedorova// Scientific journal Discourse. 2019. No. 10 (36). pp. 45-56.

Author's information

Lifanova Tatiana Evgenievna - Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor of the Department of Sociology and Social Work of the Bryansk State University named after Academician I.G. Petrovsky; e-mail: [email protected] ; Address: 14 Bezhitskaya str., Bryansk, 241023, Russia; Phone: +7-910-296-51-04, work: +74832580520 (1231)

Babenko Elena Sergeevna - Master's degree in Psychology, Faculty of Pedagogy and Psychology, Bryansk State University named after Academician I.G. Petrovsky; e-mail: [email protected] ; Address: 14 Bezhitskaya str., Bryansk, 241023, Russia; Phone: +74832580520 (1231)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.