Научная статья на тему 'СЕМЬЯ КАК ОСНОВА ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ПОДРАСТАЮЩЕГО ПОКОЛЕНИЯ И ЕДИНСТВА РОССИЙСКОГО ГОСУДАРСТВА'

СЕМЬЯ КАК ОСНОВА ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ПОДРАСТАЮЩЕГО ПОКОЛЕНИЯ И ЕДИНСТВА РОССИЙСКОГО ГОСУДАРСТВА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
традиционная российская семья / духовность / нравственность / традиционная семейная педагогика / семейное воспитание / формирование личностных качеств ребёнка / traditional Russian family / spirituality / morality / traditional family pedagogy / family education / formation of personal qualities of child

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Д.М. Маллаев, О.А. Бажукова

В данной статье рассматривается проблема возможностей широкого применения средств семейного воспитания в качестве основы процесса духовно-нравственного развития подрастающего поколения, а равно и во многом связанного с ним обеспечения единства российского государства. Прослеживаются некоторые существенные тренды в развитии российского государства и общества. По результатам их изучения доказывается необходимость интенсификации семейного воспитания в современных реалиях. Далее на основании анализа научной и методической литературы, затрагивающей соответствующую проблематику, а также привлечения собственного педагогического опыта авторов понятию «духовно-нравственное воспитание» даётся сущностная характеристика. Значительное внимание уделяется конкретизации роли семьи в его осуществлении. В качестве исследовательской задачи авторами была определена попытка демонстрации наиболее распространённых проблем, с которыми сталкиваются современные российские семьи по ходу реализации такого рода деятельности. Также предлагаются некоторые пути их решения, представляющиеся авторам наиболее эффективными в текущих условиях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FAMILY AS A BASIS OF SPIRITUAL AND MORAL EDUCATION OF YOUNGER GENERATION AND UNITY OF THE RUSSIAN STATE

The article examines a problem of widespread family education tools used as a basis for spiritual and moral development of younger generation, as well as ensuring the Russian state unity in many ways related to it possibilities. The authors study some Russian state and society development significant trends. Based on the results of their study, the intensifying family education in modern realities necessity is proved. Based on the scientific and methodological literature affecting the relevant issues analysis, as well as the involvement of the authors’ own pedagogical experience, the research shares an essential characteristic of the concept “spiritual and moral education.” Considerable attention is paid to specifying the family role in its implementation. As one more research task, the authors demonstrate the most common problems faced by modern Russian families in the course of implementing this activity type. Some solutions are also proposed, which seem to the authors to be the most effective in the current conditions.

Текст научной работы на тему «СЕМЬЯ КАК ОСНОВА ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ПОДРАСТАЮЩЕГО ПОКОЛЕНИЯ И ЕДИНСТВА РОССИЙСКОГО ГОСУДАРСТВА»

Библиографический список

1. Бобрышов С.В. Компетентностный и знаниевый подходы в профессиональном образовании: проблемные вопросы понимания и реалии применения. Известия Волгоградского государственного педагогического университета. 2016; № 5 (109): 16-22.

2. Саенко Л.А., Соломатина ГН. Аналитические умения студентов: сущностные характеристики, уровни развития, факторы влияния. Научно-педагогическое обозрение. 2021; № 4 (38): 68-75.

3. Саенко Л.А., Зритнева Е.И. Особенности формирования социальной активности подростков в системе образования. Kant. 2020; № 4 (37): 4Э1-4Э5.

4. Саенко Л.А., Корольков К.В. Педагогические условия формирования аналитических умений у студентов вузов. Мир науки, культуры, образования. 2022; № Э (94): 90-92.

5. Фомин А.Е. Формирование навыков метакогнитивного мониторинга в процессе промежуточного и итогового контроля знаний студентов. Вопросы психологии. 2016; № 6: 130-140.

References

1. Bobryshov S.V. Kompetentnostnyj i znanievyj podhody v professional'nom obrazovanii: problemnye voprosy ponimaniya i realii primeneniya. Izvestiya Volgogradskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta. 2016; № 5 (109): 16-22.

2. Saenko L.A., Solomatina G.N. Analiticheskie umeniya studentov: suschnostnye harakteristiki, urovni razvitiya, faktory vliyaniya. Nauchno-pedagogicheskoe obozrenie. 2021; № 4 (Э8): 68-75.

3. Saenko L.A., Zritneva E.I. Osobennosti formirovaniya social'noj aktivnosti podrostkov v sisteme obrazovaniya. Kant. 2020; № 4 (37): 4Э1-4Э5.

4. Saenko L.A., Korol'kov K.V. Pedagogicheskie usloviya formirovaniya analiticheskih umenij u studentov vuzov. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2022; № 3 (94): 90-92.

5. Fomin A.E. Formirovanie navykov metakognitivnogo monitoringa v processe promezhutochnogo i itogovogo kontrolya znanij studentov. Voprosy psihologii. 2016; № 6: 130-140.

Статья поступила в редакцию 05.05.24

УДК 371

Mallaev D.M., Doctor of Sciences (Pedagogy), Professor, Corresponding member of the RAO, Head of Department of Special and Clinical Psychology,

Dagestan State Pedagogical University n.a. R. Gamzatov (Makhachkala, Russia), E-mail: vip.dgaf@mail.ru

Bazhukova O.A., Cand. of Sciences (Psychology), senior lecturer, Department of Defectology and Inclusive Education, Dagestan State Pedagogical University

n.a. R. Gamzatov (Makhachkala, Russia), E-mail: boa9@mail.ru

FAMILY AS A BASIS OF SPIRITUAL AND MORAL EDUCATION OF YOUNGER GENERATION AND UNITY OF THE RUSSIAN STATE. The article examines a problem of widespread family education tools used as a basis for spiritual and moral development of younger generation, as well as ensuring the Russian state unity in many ways related to it possibilities. The authors study some Russian state and society development significant trends. Based on the results of their study, the intensifying family education in modern realities necessity is proved. Based on the scientific and methodological literature affecting the relevant issues analysis, as well as the involvement of the authors' own pedagogical experience, the research shares an essential characteristic of the concept "spiritual and moral education." Considerable attention is paid to specifying the family role in its implementation. As one more research task, the authors demonstrate the most common problems faced by modern Russian families in the course of implementing this activity type. Some solutions are also proposed, which seem to the authors to be the most effective in the current conditions.

Key words: traditional Russian family, spirituality, morality, traditional family pedagogy, family education, formation of personal qualities of child

Д.М. Маллаев, д-р пед. наук, проф., член-корр. РАО, зав. каф. тачальной и клинической психологии ФГБОУ ВО «Дагестанский государственный

педагогический университет имени Р. Гамзатова», г. Махачкала, E-mail: vip.dgaf@mail.ru

О.А. Бажукова, канд. психол. наук, доц., ФБГОУ ВО «Дагестанский государственный педагогический университет имени Р. Гамзатова», г. Махачкала,

E-mail: boa9@mail.ru

СЕМЬЯ КАК ОСНОВА ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ПОДРАСТАЮЩЕГО ПОКОЛЕНИЯ И ЕДИНСТВА РОССИЙСКОГО ГОСУДАРСТВА

В данной статье рассматривается проблема возможностей широкого применения средств семейного воспитания в качестве основы процесса духовно-нравственного развития подрастающего поколения, а равно и во многом связанного с ним обеспечения единства российского государства. Прослеживаются некоторые существенные тренды в развитии российского государства и общества. По результатам их изучения доказывается необходимость интенсификации семейного воспитания в современных реалиях. Далее на основании анализа научной и методической литературы, затрагивающей соответствующую проблематику, а также привлечения собственного педагогического опыта авторов понятию «духовно-нравственное воспитание» даётся сущностная характеристика. Значительное внимание уделяется конкретизации роли семьи в его осуществлении. В качестве исследовательской задачи авторами была определена попытка демонстрации наиболее распространённых проблем, с которыми сталкиваются современные российские семьи по ходу реализации такого рода деятельности. Также предлагаются некоторые пути их решения, представляющиеся авторам наиболее эффективными в текущих условиях.

Ключевые слова: традиционная российская семья, духовность, нравственность, традиционная семейная педагогика, семейное воспитание, формирование личностных качеств ребёнка

Актуальность темы настоящего исследования определяется сущностью и структурой духовно-нравственного воспитания. Действительно, эта составляющая процесса формирования личностных характеристик у представителей подрастающего поколения отличается сложностью и многофакторностью (Э.Б. Абдуллаева, Н.В. Виноградова, А.В. Зуев). Её основу составляет интерио-ризация - перевод моральных требований и нравственных принципов социума во внутренние установки человека [1].

В свою очередь, на ход интериоризации в той или иной степени оказывают влияние самые разные общественные структуры. Однако ведущая роль в этом плане принадлежит семье [2]. Действительно, базовые нравственные установки, которые индивид ещё в детские годы приобретает в ней, он сохраняет в течение всей последующей жизни. Имеет значение и длительность её воздействия. По этому параметру ни один из институтов воспитания не может сравниться с семьёй (Э.Б. Абдуллаева, Ф.А. Ажибаева, Н.С. Даведьянова, А.В. Зуев, К.Д. Ушинский).

Таким образом, современная семья представляет собой главный транслятор духовно-нравственных ценностей народов России. Именно она является наследницей этнических педагогических систем народной педагогики, сложившихся

за всю историю нашего Отечества в воспитании подрастающего поколения [3]. Особенно важными данные её функции представляются в настоящий момент российской и мировой истории.

В современном глобализированном обществе существенно возрастает риск утраты детьми, подростками и юношеством адекватных представлений о традиционных духовных и нравственных ценностях многонационального российского народа [4]. В традиционном быту и отчасти во время пришедшего ему на смену господства советского образа жизни человек и гражданин формировался в условиях господства таких ценностей. Таким образом, освоение и последующее неукоснительное следование им по мере взросления было для него естественным. Теперь же каждая формирующаяся личность реализует практически все аспекты своей деятельности в условиях почти безграничных информационных потоков [2]. В таких обстоятельствах с особенной остротой встаёт вопрос о потенциальном негативном влиянии столь огромных массивов данных на её нравственное развитие [1].

Соответственно, потенциям, существующим для сохранения и приумножения такого рода ценностей среди представителей подрастающего поколения, педагоги-исследователи и практики должны уделять пристальное внимание

(Н.В. Виноградова, Д.М. Маллаев, М.Б. Муртазаева). Ввиду той роли, которую в духовно-нравственном воспитании играет семья, естественным представляется рассмотрение возможностей, присущих ей в данной связи на современном этапе.

Таким образом, цель нашего исследования - исследование основных потенций семьи как основы духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения и во многом связанного с ним обеспечения единства Российского государства.

Поставленной цели соответствуют следующие задачи:

- раскрыть суть понятия «духовно-нравственное воспитание»;

- конкретизировать роль семьи в его осуществлении;

- продемонстрировать наиболее распространённые проблемы, с которыми сталкиваются современные российские семьи по ходу реализации такого рода деятельности;

- предложить пути их решения, представляющиеся авторам наиболее эффективными в текущих условиях.

Во время решения перечисленных выше задач авторами применялись такие методы исследования, как анализ литературы и рефлексия собственного педагогического опыта.

Научная новизна статьи определяется тем, что в сложный и противоречивый период истории России и мира на её страницах было проведено исследование возможностей современной семьи как основы формирования системы духовно-нравственных ценностей у представителей того поколения, которому в ближайшем будущем предстоит определять судьбу нашей Родины.

Теоретическая значимость состоит в постановке актуальных проблем, которые должны быть решены в рамках внедрения прогрессивных подходов к семье и семейному воспитанию, основанных на традиционных для России принципах и ценностях.

Практическая значимость заключается в обозначении путей их решения, могущих быть с успехом реализованными на современном этапе исторического пути нашего Отечества.

Большинство авторов склонны определять дефиницию «духовно-нравственное воспитание» как специально организованный педагогический процесс, способствующий формированию системы духовных и нравственных ценностей (Ф.А. Ажибаева, Н.В. Виноградова, Н.С. Даведьянова, А.В. Зуев, Д.М. Маллаев, К.Д. Ушинский). В соответствии с требованиями современного общества основными его целями являются:

- социально-педагогическая поддержка становления и развития личности детей и подростков [2];

- складывание у них черт, свойственных высоконравственным гражданам;

- выработка у воспитанников принятия, а в дальнейшем - осознанного стремления следовать системе ценностей, выработанных многонациональным российским народом за века его существования.

На текущем этапе существования нашей страны духовно-нравственное воспитание является самоценной составляющей процесса складывания качеств её гражданина. Оно представляет собой один из столпов, на которых зиждется становление его личности [3].

Таким образом, грамотная реализация интересующей нас в данный момент составляющей воспитательной работы позволяет обеспечить успех всего последующего образования. Духовное и нравственное развитие подрастающего поколения выступают важными компонентами выполнения системой образования социального и государственного заказа [1].

Семья как социальный феномен представляет собой жизненно необходимую среду, способствующую развитию личности и определению дальнейшей её жизненной траектории [4]. Поэтому в социологии и педагогике указанный фено-

мен принято считать первичной ячейкой общества (Э.Б. Абдуллаева, Н.С. Даведьянова, А.В. Зуев, М.Б. Муртазаева).

Очевидно при этом, что каждая семья имеет свою позицию и стиль воспитания. Данные параметры могут по-разному влиять на формирование духовных и нравственных качеств ребёнка [5]. При всём их естественном многообразии современное состояние разработки данной проблематики позволяет выделить три главных направления семейного воспитания (табл. 1).

Таким образом, правильная реализация любого из охарактеризованных в табл. 1 направлений позволяет сделать семью благодатным полем для реализации целей духовно-нравственного воспитания. Главным условием при этом является построение соответствующего процесса на следующих основаниях:

- равное отношение к детям;

- посильно адекватные поручения младшим членам в ходе повседневной жизни семейного социума [2].

При его соблюдении семейное воспитание станет одним из наиболее действенных средств формирования у детей следующих компетенций:

- система духовных и нравственных ценностей;

- любовь к малой и большой Родине.

Именно возможности современной семьи позволяют сформировать у воспитанника стремление бескорыстно служить своей стране и народу, а значит, в конечном итоге создать крепкий фундамент новой российской цивилизации [4]. Таким образом, семейное воспитание на современном этапе обеспечивает формирование человеческого капитала на много поколений вперёд. Его главными чертами становятся:

- российская гражданская идентичность, основанная на новой духовно-нравственной и патриотической основе;

- единение народов, входящих в многонациональную и многоконфессиональную российскую общность.

На современной стадии развития человеческого общества фиксируется ряд объективных факторов, могущих затруднить реализацию в российских семьях соответствующей деятельности. Большинство из них связаны с ускорением темпов развития человеческой цивилизации, выражающемся, прежде всего, в стремительном совершенствовании информационных и телекоммуникационных технологий (ИКТ) [3].

Безусловно, их растущие возможности и широкое распространение оказывают во многом положительное влияние на развитие детей, подростков и юношества. Оно проявляется через:

- упрощение доступа лиц, входящих в эти социальные категории, к информации о положительных примерах духовного и нравственного поведения;

- их знакомство с выдающимися культурными достижениями народов России и мира;

- возможность контактов со старшими членами семьи и другими значимыми взрослыми, - носителями соответствующих ценностей, в том числе находящимися на значительном удалении [5];

- расширение поля для творчества воспитанников, в том числе на рассматриваемую тематику, а также облегчение знакомства с чужими работами, по-свящёнными ей [1].

С другой стороны, формирование единого интернет-пространства оказывает на формирование у детей системы ценностей средствами семейного воспитания также негативное влияние. Можно с определённой долей уверенности говорить о следующих его проявлениях:

- рост недопонимания, а значит, и потенциальных конфликтов между членами семей, относящимися к различным возрастным категориям [5];

- недостаточное внимание представителей подрастающих поколений к сфере традиционной культуры, в том числе в части её нравственного содержания;

Таблица 1

Главные направления семейного воспитания

Направление Основа Особенности реализации

Традиционное Традиционные ценности религиозных и этнокультурных общностей, составляющих многонациональный народ Российской Федерации [1] Процесс формирования духовных и нравственных качеств организуется в русле преемственности между поколениями при обязательном соблюдении заветов предков. При этом ребёнок осознает себя ветвью генеалогического древа, распространяющегося как в «горизонтальном» (между отдельными ныне живущими его представителями), так и в «вертикальном» (между поколениями) пространстве, а значит, частью истории своей этнокультурной общности, региона, страны

Гуманистическое Гуманистические ценности Ребёнок воспринимается как «личность с чистым сознанием», которое необходимо сформировать «с нуля» посредством педагогического воздействия в соответствии с абстрактным идеалом человека «всесторонне развитой личности». Эталоном при этом становится собирательный образ, наделённый качествами разных выдающихся личностей. Традиционная и религиозная составляющие при этом не играют решающей роли, однако важное значение всё ещё сохраняют такие свойственные им доминанты, как любовь, дружба, жертвенность, взаимопомощь и ориентация на значимого другого [3]

Либерально-гуманистическое Синкретическая система ценностей, сформированная современным глобализированным обществом [5] В качестве основной стратегии выступает не становление или формирование, но педагогическая поддержка через создание организационных условий, благоприятных с точки зрения его духовно-нравственного развития. Главной целью воспитания становится обеспечение свободы ребёнка в настоящем и, соответственно, подготовка его к свободной жизни в будущем. Большое значение при этом имеют и другие «общечеловеческие» ценности: человеколюбие, справедливость, толерантность, равенство и др.

- связанная с предыдущим пунктом подмена семейных, традиционных и базовых ценностей [2];

- ориентация существенной части подростков и молодёжи на западные ценности и субкультуры;

- возрастание риска попадания её представителей в различные виды зависимостей: игровую, алкогольную, наркотическую;

- отрицательный пример ряда популярных в соответствующей среде бло-геров, артистов, поэтов и писателей, которые после начала специальной военной операции (СВО) проявили свою сущность как отступники Отечества, покинув его в трудную минуту [1].

Минимизировать влияние такого рода негативных факторов, по нашему мнению, позволит интеграция в воспитательный процесс элементов традиционной педагогики. При этом их реализация не должна носить фрагментарный, эпизодический характер. Необходима её неразрывная связь с реализацией всех аспектов воспитательной деятельности [3].

Таким образом, широкое применение достижений народной педагогики в ходе формирования у детей и подростков системы духовно-нравственных качеств позволяет существенно повысить его эффективность. Необходимым при этом является соблюдение некоторых рекомендаций. Перечислим их:

- элементы этнопедагогики проявляют своё положительное влияние на результаты духовно-нравственного воспитания не сами по себе, но лишь при условии соблюдения основ и идей, изначально содержащихся в них (Н.В. Виноградова, Д.М. Маллаев, К.Д. Ушинский);

- их использование в воспитательном процессе должно быть направлено на формирование у младших членов семьи осознанного стремления не только к сохранению и приумножению культурных традиций, но и к защите интересов государства как главного выразителя интересов своего полинационального и поликонфессионального народа;

- представления о различных аспектах воспитательного процесса, содержащиеся в традиционной культуре многих народов РФ, обладают свойствами, позволяющими существенно расширить соответствующие компетенции современных родителей [1];

- широкое применение элементов этнопедагогики по ходу семейного воспитания должно быть направлено на борьбу с возможными негативными

Библиографический список

последствиями процессов глобализации и информатизации мировой культуры [4].

Перспективным путём выполнения данных рекомендаций авторам представляется расширение использование устного народного творчества в ходе семейного воспитания. В традиционном быту соответствующие произведения нередко применялись старшими для назидательного воздействия на младших. Часто в них находили отражение актуальные по сей день социальные и педагогические проблемы нравственности, трудового воспитания, национальной эстетики [4].

В связи с необходимостью снижения негативного влияния информатизации и глобализации современного человеческого общества определённое внимание должно уделяться и содержательной стороне воспитательного процесса. В таковую необходимо интегрировать следующие темы:

- уважение к старшему поколению;

- сохранение народных обычаев [3];

- уважительное отношение к истории, религии и культуре других народов;

- эффективное взаимодействие с их представителями [5].

Таким образом, проведённое нами исследование показывает и доказывает важнейшую роль семьи и семейного воспитания в деле формирования духовных и нравственных качеств у современных представителей подрастающих поколений. Семья, таким образом, является социальной ячейкой, важнейшей в плане складывания основ не только духовно-нравственного поведения в обществе, но и защиты Отечества.

При этом на современной стадии развития России и мира фиксируется ряд потенциально негативных факторов, могущих существенно затруднить формирование соответствующих компетенций у детей, подростков и юношества. Традиционная педагогика народов России позволяет их минимизировать. Однако полноценное применение её возможностей требует проведения дальнейших изысканий в соответствующей области. По этой причине проблемы семьи и семейного воспитания уже не первый год являются значимыми темами исследований ученых-педагов Дагестанского государственного педагогического университета им. Р. Гамзатова. В ближайшем будущем наработки традиционной педагогики должны стать основой для развития духовно-нравственных качеств детей, воспитывающихся в семьях России, в частности, такого её полиэтничного региона, как Республика Дагестан.

1. Ажибаева Ф.А. Семья - основа духовно-нравственного воспитания личности. Бюллетень науки и практики. 2023; Т. 9, № 3: 377-383.

2. Ажибаева Ф.А. Семья как условие духовного развития и нравственного воспитания детей. Вестник Ошского государственного университета. 2022; № 2: 157-164.

3. Виноградова Н.В., Зуев А.В. Художественная культура региона как потенциал духовно-нравственного воспитания современной молодёжи. Мир науки, культуры, образования. 2023; № 3 (100): 113-117.

4. Абдуллаева Э.Б. Исполнительство на народных музыкальных инструментах в дагестане как важный компонент образования и духовно-нравственного воспитания. Мир науки, культуры, образования. 2023; № 6 (103): 251-254.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5. Маллаев Д.М. Мультикультурная среда образования в полиэтническом и поликонфессиональном социуме. Педагогическое образование и наука. 2013; № 1: 113-116.

References

1. Azhibaeva F.A. Sem'ya - osnova duhovno-nravstvennogo vospitaniya lichnosti. Byulleten' nauki ipraktiki. 2023; T. 9, № 3: 377-383.

2. Azhibaeva F.A. Sem'ya kak uslovie duhovnogo razvitiya i nravstvennogo vospitaniya detej. Vestnik Oshskogo gosudarstvennogo universiteta. 2022; № 2: 157-164.

3. Vinogradova N.V., Zuev A.V. Hudozhestvennaya kul'tura regiona kak potencial duhovno-nravstvennogo vospitaniya sovremennoj molodezhi. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2023; № 3 (100): 113-117.

4. Abdullaeva 'E.B. Ispolnitel'stvo na narodnyh muzykal'nyh instrumentah v dagestane kak vazhnyj komponent obrazovaniya i duhovno-nravstvennogo vospitaniya. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2023; № 6 (103): 251-254.

5. Mallaev D.M. Mul'tikul'turnaya sreda obrazovaniya v poli'etnicheskom i polikonfessional'nom sociume. Pedagogicheskoe obrazovanie i nauka. 2013; № 1: 113-116.

Статья поступила в редакцию 19.05.24

УДК 372.881.111.1

Mukhortova E.A., senior teacher, Financial University under the Government of the Russian Federation (Moscow, Russia), E-mail: EMuhortova@fa.ru

DICTOGLOSS AS A VERBAL SKILLS FACILITATOR IN TRAINING A LANGUAGE FOR PROFESSIONAL PURPOSES AT HIGHER EDUCATION SCHOOL.

The article considers the way of using a methodological technique of working with dictoglosses in the course of foreign language training with bachelors. Both negative and positive aspects in using written dictations are discussed. The paper proposes four stages of dictation in the major of "Foreign language in professional sphere." These stages are tested with the 3rd year undergraduate students of Higher School of Management at Financial university under the Government of the Russian Federation. The definitions of such concepts as dictoglosses and universal learning activities, their types (personal, regulatory, cognitive, communicative), as well as ways to include them in the learning process during the foreign language training of undergraduate students are given. Recommendations are proposed, the use of which during teaching the discipline "Foreign Language for the Professional Sphere" involves students in the processes that are parallel to managerial ones, helps to form an algorithm of actions that they will use in the framework of personnel management, develops educational autonomy with students in general and a foreign language self-development vector particularly. It is concluded that approach of dictoglosses' effectiveness triangles can also be utilized in the course of mastering a foreign language for the professional purposes by undergraduates in the process of training them in management. Practical recommendations are offered for the introduction of this technology in the educational process. The conclusion is made that dictoglosses contribute to the creation of such a learning style, when the students can get knowledge independently and share it with their classmates (pedagogical technology named "flipped classroom"). In this case the teacher plays the role of a facilitator in the process of communication and a language partner of the students, that may seem to be an additional incentive for learning a foreign language.

Key words: dictogloss, foreign language training, students, educating technology, higher education

Е.А. Мухортова, ст. преп., Департамент английского языка и профессиональной коммуникации Финансового университета при Правительстве РФ,

г. Москва, E-mail: EMuhortova@fa.ru

Э14

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.