Научная статья на тему 'СИСТЕМА ВОСПИТАНИЯ НАРОДОВ СЕВЕРНОГО КАВКАЗА И ЕЕ РАЗВИТИЕ В КОНТЕКСТЕ ЭТНОКУЛЬТУРНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ'

СИСТЕМА ВОСПИТАНИЯ НАРОДОВ СЕВЕРНОГО КАВКАЗА И ЕЕ РАЗВИТИЕ В КОНТЕКСТЕ ЭТНОКУЛЬТУРНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
196
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
семейное воспитание / многодетные семьи / народные традиции / народы Дагестана / семейно-родственные отношения / малая семья / family education / large families / folk traditions / peoples of Dagestan / family-related relations / small family

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — М.М. Асильдерова

В статье представлены актуальные вопросы системы воспитания Северного Кавказа, которые, по утверждению автора, в силу сложившейся исторической общности коренных народов Северо-Кавказского региона могут иметь общие основания развития национальных систем воспитания детей и молодежи. Обращаясь к особенностям развития дагестанской семьи, автор первоначально акцентирует внимание на вопросы развития Дагестана в структуре Российской Федерации. В статье делается вывод о том, что семейное воспитание в современных условиях Дагестана имеет множество особенностей, которые обусловливаются социальным статусом семьи в системе общины и рода. Одна из главных особенностей социального положения семьи Дагестана в том, что она является органической частью рода. Первостепенное значение в семье придаётся воспитанию подрастающего поколения на традициях своего народа, духовно-нравственных заповедях семейного воспитания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE SYSTEM OF EDUCATION OF THE PEOPLES OF THE NORTH CAUCASUS AND ITS DEVELOPMENT IN THE CONTEXT OF ETHNOCULTURAL CHARACTERISTICS

The article presents topical issues of the education system of the North Caucasus, which, according to the author, due to the existing historical community of the indigenous peoples of the North Caucasian region, may have common grounds for the development of national systems for the education of children and youth. Concerning the specifics of the development of the Dagestan family, the author initially focuses on the development of Dagestan in the structure of the Russian Federation. The article concludes that family upbringing in the modern conditions of Dagestan has many features, which are conditioned by the social status of the family in the community and gender. One of the main features of the social situation of the Dagestan family is that it is an organic part of the genus. The primary importance in the family is given to the education of the younger generation on the traditions of their people, on the spiritual and moral commandments of family upbringing.

Текст научной работы на тему «СИСТЕМА ВОСПИТАНИЯ НАРОДОВ СЕВЕРНОГО КАВКАЗА И ЕЕ РАЗВИТИЕ В КОНТЕКСТЕ ЭТНОКУЛЬТУРНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ»

контраста («Наврез», «Авада учан», «Мына селям алейкум», «Есмам», «Акъшам олса», «Джанай», «Сары эчким»).

Примером тематической насыщенности хоровой ткани является песня «Есмам». Контрапунктные приемы, которые никогда не противоречат духу самой песни, ее стилистике, остаются в границах фольклорного изложения образного мышления. Авторская обработка первоисточника направлена на создание своеобразного сгустка народно-песенной полифонии. Так, по-новому передает автор характерный крымско-татарский фольклор - высокий подголосок, звенящий над всем хором.

В песне «Мына селям алейкум» во второй и третьей музыкальных строфах возникает фрагмент высокого контрапункта, который регистрово перекрывает основную мелодию. Эти мелодические линии сопрано использованы в двух центральных вариантах, где в тексте ощущается праздничное настроение. Композиционный план варьирования «создает фактурно-тембровую кульминацию в среднем разделе, за которым следует репризная группа куплетов» [5, с. 66]. Общая тенденция варьирования между куплетами - динамизация формы «средствами создания фактурных кульминаций, множества техничных форм» [6].

Н. Эффендиева относится к жанру обработок как к самостоятельному авторскому произведению. Слова автора о мелодической самостоятельности хоровых голосов, о том, что каждый голос в общем пении является самостоятельным контрапунктом, стали для нее центральными в многоголосных аранжировках народной мелодии.

Наргис Эффендиева обращает большое внимание на синтез фольклор-но-хоровой традиции и профессионально-контрапунктической разработки темы.

В обработках автор подчеркивает метроритмическое своеобразие песен. Характерные для эпических песен сложные размеры, некоторая импровизаци-онность и примечательная ритмика сохраняются в авторских мелодичных вариантах, которые сопровождают народную песню в хоровых обработках. Новыми чертами характеризуется и хоровая фактура, которая имеет полимелодичную музыкальную ткань. Для обработок характерны чередование многоголосных соединений с унисонами и октавами, консонансные звучания с преобладанием терций, квинт, октав, использование равнозначного движения всех голосов хора. Прослеживаются главнейшие черты народного многоголосия в хоровых обработках: двух-, трехголосие при переменном количестве голосов; после унисонного пения следует многоголосное звучание хора с «расщеплением» основной мелодии на варианты. Исполнение крымско-татарской хоровой музыки обучающимися, соединение эмоционального восприятия хоровой музыки с осознанием законов ее строения, проведение параллелей между содержанием художественных образов и логикой мышления на современном этапе развития музыкального искусства формирует музыкальную эрудицию и исполнительскую культуру обучающихся. Хоровые обработки народных песен играют важную роль в развитии крымско-татарской хоровой культуры и становлении музыкального профессионализма буду-

Библиографический список

щих учителей музыки. Отметим, что эстетический фактор играет важную роль в формировании культуры будущего учителя музыки, что обусловливает значение хорового искусства для развития личности. Крымско-татарское хоровое искусство осуществляет воспитательную, просветительскую, психологическую, коммуникативную, креативную, стимулирующую, преображающую функции, что дает возможность повысить уровень исполнительской культуры будущего учителя музыки.

По нашему глубокому убеждению, исполнительская культура будущего учителя музыки станет более эффективной при выполнении следующих условий:

- осознание обучающимися содержания эстетической ценности и педагогических возможностей крымско-татарской хоровой музыки по формированию исполнительской культуры будущего учителя музыки;

- внедрение разнообразных организационных форм использования крымско-татарского хорового искусства;

- использование методов учебно-воспитательной работы на основе применения хоровых обработок крымско-татарской народной песни;

- целостное восприятие произведений хорового искусства крымских татар;

- применение приобретенных знаний в самостоятельной деятельности по формированию исполнительской культуры средствами крымско-татарского хорового искусства в ходе педагогической практики.

Крымско-татарское хоровое искусство конца XX - начала XXI века содержит большой художественно-воспитательный потенциал, который базируется на таких характерных чертах, как опора на фольклорную основу, глубина и гуманистическая направленность художественного содержания, образное единство поэтического и музыкального высказывания; разнообразие жанрово-стилевой палитры; эстетическая завершенность музыкального языка (тонкость мелодических нюансов, полифоническая выразительность, гармоничное равновесие целого и деталей, соблюдение законов единства поэтической и музыкальной архитектоники, драматургическая целостность).

Таким образом, крымско-татарская хоровая музыка является весьма интересным явлением художественной культуры, влияет на позиции мировоззрения учителя-музыканта, развитие его потенциала, профессиональных качеств. Хоровые обработки крымско-татарских народных песен, как действенный способ формирования исполнительских качеств будущих учителей музыки, являются очень эффективными и помогают открыть оптимальные пути для формирования исполнительской культуры в подготовке специалистов высшей педагогической школы. Эффективность развития исполнительских качеств будущего учителя музыки зависит от применения широкого спектра хоровых обработок народных песен крымских татар, целенаправленного педагогического руководства этим процессом с применением условий, побуждающих обучающихся к художественно-творческой деятельности.

1. Чергеев А.А., Алиева З. Учебный хор: учебное пособие для хорового класса и дирижерско-хоровой практики. Симферополь: Крымучпедгиз, 2014.

2. Алиева З. Особенности развития музыкального слуха в процессе профессиональной подготовки студентов (на примере крымско-татарской народно-песенной мелодики). Симферополь: РИО КИПУ 2016.

3. Алиева З. Этнокультурное воспитание студентов средствами хорового творчества крымских татар. Ялта: РИО ГПА, 2015.

4. Алиева З. Национальный колорит в вокально-хоровом творчестве Ильяса Бахшиша. Симферополь: НИЦ ТНУ 2013; 249.

5. Алиева З. Проблема крымско-татарского хорового творчества в системе «автор - фольклор». Симферополь: НИЦ КИПУ 2011.

6. Чергеев А.А., Алиева З. Хоровая практика: учебное пособие по методике работы с хором. Симферополь: ИП Хотеева Л.В., 2016.

References

1. Chergeev A.A., Alieva Z. Uchebnyjhor: uchebnoe posobie dlya horovogo klassa i dirizhersko-horovoj praktiki. Simferopol': Krymuchpedgiz, 2014.

2. Alieva Z. Osobennosti razvitiya muzykal'nogo sluha v processe professional'noj podgotovki studentov (na primere krymsko-tatarskoj narodno-pesennoj melodiki). Simferopol': RIO KIPU, 2016.

3. Alieva Z. 'Etnokul'turnoe vospitanie studentov sredstvami horovogo tvorchestva krymskih tatar. Yalta: RIO GPA, 2015.

4. Alieva Z. Nacional'nyjkolorit v vokal'no-horovom tvorchestve Il'yasa Bahshisha. Simferopol': NIC TNU, 2013; 249.

5. Alieva Z. Problema krymsko-tatarskogo horovogo tvorchestva v sisteme «avtor- fol'klor». Simferopol': NIC KIPU, 2011.

6. Chergeev A.A., Alieva Z. Horovaya praktika: uchebnoe posobie po metodike raboty s horom. Simferopol': IP Hoteeva L.V., 2016.

Статья поступила в редакцию 26.02.21

УДК 371

Asilderova M.M., Doctor of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Dean of Faculty of Social Pedagogy and Psychology, Dagestan State Pedagogical University

(Makhachkala, Russia), E-mail: beror63@mail.ru

THE SYSTEM OF EDUCATION OF THE PEOPLES OF THE NORTH CAUCASUS AND ITS DEVELOPMENT IN THE CONTEXT OF ETHNOCULTURAL CHARACTERISTICS. The article presents topical issues of the education system of the North Caucasus, which, according to the author, due to the existing historical community of the indigenous peoples of the North Caucasian region, may have common grounds for the development of national systems for the education of children and youth. Concerning the specifics of the development of the Dagestan family, the author initially focuses on the development of Dagestan in the structure of the Russian Federation. The article concludes that family upbringing in the modern conditions of Dagestan has many features, which are conditioned by the social status of the family in the community and gender. One of the main features of the social situation of the Dagestan family is that it is an organic part of the genus. The primary importance in the family is given to the education of the younger generation on the traditions of their people, on the spiritual and moral commandments of family upbringing.

Key words: family education, large families, folk traditions, peoples of Dagestan, family-related relations, small family.

ММ Асильдерова, д-р пед. наук, доц., декан факультета социальной педагогики и психологии Дагестанского государственного педагогического университета, г. Махачкала, Е^^: beror63@mail.ru

СИСТЕМА ВОСПИТАНИЯ НАРОДОВ СЕВЕРНОГО КАВКАЗА И ЕЕ РАЗВИТИЕ В КОНТЕКСТЕ ЭТНОКУЛЬТУРНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ

В статье представлены актуальные вопросы системы воспитания Северного Кавказа, которые, по утверждению автора, в силу сложившейся исторической общности коренных народов Северо-Кавказского региона могут иметь общие основания развития национальных систем воспитания детей и молодежи. Обращаясь к особенностям развития дагестанской семьи, автор первоначально акцентирует внимание на вопросы развития Дагестана в структуре Российской Федерации. В статье делается вывод о том, что семейное воспитание всовременныхусловиях Дагестанаимеетмножествоасобаннастей,которые обусловливаются социальным статусом семьи в системе общины и рода. Одна из главных особенностей социального положения семьи Дагестана в том, что она является органической частью рода. Первостепенное значение в самер п^аёяря воснетхние подрастающего поеоланит на траднцхносвсегонорюда, духовно-нравственных заповедях семейного воспитания.

Ключевые слова: семейное воспитание, многодетные семьи, народные традиции, народы Дагестана, семейно-родственные отношения, малая семья.

Непосредственно перед разговором о том, какие педагогические ресурсы имеет семейное воспитание, отметим, что у горцев Кавказа исторически сложились две формы семьи: большая и малая. В этой связи также будет нел ишннт упомянуть, что рядом исследователей отмечается факт преобладания вплосьлс начала ХХ в. именно большой патриархальной семьи у всех народов Северного Кавказа. С середины же данного столетия они начали уступать место малым, или нуклеарным семьям. Такого рода изменению форм семейных отношений, в свою очередь, способствовали метаморфозы в области социально-бытового уклада жизни коренных народов региона [1 - 11]. Бытовавшая при традиционном укладе большая патриархальная семья, как правило, включала несколько десятков членов. Среди последних ведущим принципом, регулировавшим отношения, было подчинение младших старшими. При этом с точки зрения проблематики настоящей статьи будет небезынтересно отметить, что воспитанием детей и подростков в семьях данного типа занимались не только родители, но все старшие родственники. При этом больше всего внимания вопросам воспитания в больших патриархальных семьях уделяли представители старшего поколения. Обязанностью последних была забота о детях, приобщение их к культуре своего народа, обучение трудовой деятельности.

Отметим также, что историческое прошлое Республики Дагестан в силу её специфического этногеографического положения было, с одной стороны, тесно связано с судьбами других народов России, с другой же - с цивилизациями Древнего Востока. Третьей силой, также оказавшей мощное влияние на развитие культуры народов Дагестана, было взаимопроникновение культур других народов такого пёстрого в этническом отношении региона, как Северный Кавказ [9 - 10].

Истоки формирования традиционной дагестанской семьи мы можем найти на страницах письменных источников, относящихся к эпохе Древнего мира. Конкретно, на рубеже прошлой и новой эры на территории Дагестана прослеживается процесс интенсивного освоения территории, сопряжённый с формированием социальных отношений и, следовательно, уникальной культуры регясож [3, с. 202]. Предки народов, населяющих ныне территорию Республики Дагестан, расселялись, как правило, в труднодоступных, но удобных для защиты от ирыргсс местах. Основной ячейкой общества, которое у большинства из них к моменяу первого упоминания в источниках было по преимуществу оседлым, состанмлле племенная дагестанская семья. Такого рода семейная община, иначе назывлл-мая патронимией, представляет собой явление, по всей видимости, универсумиу ное для народов России и мира. Её возникновение и развитие было связано о первую очередь с разложением первобытнообщинного строя. Таким объединениям, включавшим несколько семей, было свойственно хозяйственнояудисново, основанное на коллективном владении и совместном использовавиисредств производства. Но если производство в среде патронимии было коллективным, то потребление - уже обособленным, посемейным [3, с. 202]. Как видим, азло-жение первобытнообщинного строя способствовало выделению большой патриархальной семьи, постепенно становившейся самостоятельной хозяйственной ячейкой.

В средневековье на территории современной Республики Дагестан появляется ряд раннефеодальных государств. Тогда же в ходе арабских завоеваний на данной территории получает широкое распространение ислам. В дальнейшем распад арабского халифата и прекращение существования Хазарского каганата способствовали развитию международной торговле в рассматриваемом регионе. В таких условиях коллективное ведение хозяйства способствовало сплочению семей [2, с. 60 - 61]. Кроме того, по мере развития в регионе товарно-денежных отношений здесь происходил интенсивный процесс разложения натурального хозяйства. В такой обстановке естественным выглядит складывание имущественного неравенства внутри большой патриархальной семьи. Это, в свою очередь, отражалось на организации бытового уклада, в значительной степени способствуя распаду большой патриархальной семьи [6, с. 90]. Таким образом, к рубежу XIX - XX вв. у дагестанских народов наряду с большой патриархальной семьей фиксируется также наличие малой. На протяжении следующего столетия именно эта, последняя, постепенно становилась основной ячейкой общества большие. ства народов исследуемого региона [2, с. 62].

В основном сформировавшаяся к началу XX в. малая семья состоит из од-нойфтчярй расыс дмтеми.Ссимеотха с нем юта квпе монуг прожосатвр-здесебё иннд рувее- срдственнрыи-0,о. 04]. бо-ноо нырснесь ряд тючевосфункнейне-оуоеемьи (рис. 1).

Рис. 1. Функции малой семьи

Малой семьёй является и современная дагестанская семья. В настоящее н^тя °рльшим веыеиветречаюыжнтолькл н иектиорых °жйонах [оеспу&жи. Выжюого тpдaнаметx насвооР воонослсыдн нxрмтpнepшлнеpлeеобми деносн могут жить, как уже говорилось, один или два женатых сына, родители-стари-шиле до^ие Энские еPдpхвтниягн[Ж<й1с].Eтлero вл^сье крснееривеень к тсьal<ялейpтбсax <лемей.фекеднующеоня нввуеонуpтен убе^иш, то неных оеогочеслеиныеез нех ютнсваоеся у яaоoдoвЫOже°гт Дaгec"гана,еообттaвмeн-йб.обeзгeнткмф.пной бapсднoууео. млeдyющнле нтодлн чeктвктлобoвумceй ввееютмя кумынн и вварцы [3, и. 202]. ЕВ рдлое су на дастоящсм нтасе таздеиве бтльшеыттво лср-уов Дтгеидана иемия н нин являeтин по днеесущдятио сред-недетной и двухпоколенной. Различия в её численности и составе объясняются рндом фвкеюрoв. ["фн яоом бнняртаелязтоя теорюжнме аещемеыъ -)дд, не нвш взпляд.нтнЯрмее ззочомых(рес.Я).

Рес.2.Ключевые факторы, впияющеена чесленность и состав дагестанской семьи

Охарактеризовав основной тип семьи, характерный для Республики Дагестан, обратимся к наиболее значимым особенностям организации эстетического воспитания в них. В этой связи, прежде всего, следует отметить присущее большинству горских семей стремление научить представителей подрастающего поколения чувствовать красоту природы и человека. Важным слагаемым воспитания в семьях народов республики является обучение детей и подростков проведению различий между прекрасным и безобразным. Большое внимание уделяется также пониманию представителями подрастающих поколений ценности эстетических идеалов, умения эмоционально правильно ориентироваться в окружающем мире.

В связи с вышеизложенным полагаем, что важно приобщить юных жителей республики к опыту непосредственного созерцания и сосредоточенного восприятия окружающей действительности в процессе их трудового, духовно-нравственного, а равно и физического воспитания. Правильно выстроенная система семейного эстетического воспитания имеет выраженную познавательную функцию. Она будет способствовать развитию когнитивной и чувственно-эмоциональной сфер личности, её взглядов и убеждений. Это неудивительно, если учесть, что северокавказские народы издавна высоко ценили мудрость, знания и ум человека, отводя такого рода качествам одно из первых мест в системе воспитания детей и подростков. Знание с древнейших времён находилось в ряду важнейших составляющих культурного пространства, определяющей силу социума и конкретного индивида.

Показательно, что необходимость постоянного и целенаправленного развития умственных способностей детей и молодежи максимально полно была представлена в народных сказках, где остроумие и смекалка решают судьбы людей. В этом смысле автор настоящей статьи солидарен с Я.А. Коменским, отмечавшим, что, будучи объектом живой природы, индивид должен «понимать и познавать устройство мира». На этом основании выдающийся чешский педагог вывел свой принцип природосообразности. В народной же педагогике, в том числе у племён и народностей Дагестана, способность к познанию окружающего мира представляется через развитие ума и умственных качеств личности [4, с. 197]. Примером реализации ещё одного принципа, также сформулированного Я.А. Коменским, - принципа культуросообразности являются произведения дагестанского фольклора. Последние выражают необходимость воспитания человека в культурной традиции, привития норм общения и взаимодействия между людьми.

В процессе нашего исследования мы показали, что знания об окружающем мире дети на начальном этапе получают в семье через включение в различные виды деятельности. Традиционно родителями и другими близкими родственниками для достижения соответствующих целей применяется ряд наиболее характерных методов (рис. 3).

Рис.3. Традиционныеметоды передачи детям знанийобокружающем мире в дагестанских семьях

Родители, таким образом, являлись проводниками знаний об окружающем мире. Посредством произведений народного творчества представители подрастающего поколения получали знания о том, какими качествами должен обладать индивид, как следует правильно строить отношения в обществе.

Педагогические традиции народов Дагестана содержат, таким образом, существенный образовательный потенциал. Они позволяли закладывать основы творческого мышления представителей подрастающих поколений, развивать их эстетический вкус, расширять границы когнитивной сферы.

Продолжая разговор о традициях семейного воспитания, бытующих у народов Дагестана, нельзя не упомянуть тех обычаев, которые отражают уважительное отношение к женщине, её место в семейном обустройстве быта [2, с. 67]. В этой связи следует, прежде всего, отметить, что ряд авторов до сих пор разделяют ошибочную точку зрения, состоящую в том, что в традиционной культуре жителей региона женщина находилась в рабском положении. При этом по отношению к женщинам других народов мусульманского Востока горянка Дагестана все же была достаточно свободной. Как минимум, женщины и девушки народов, издревле населявших данный регион, никогда не носили чадры или паранджи. Причиной такой тенденции было то, что в Дагестане всегда бытовало уважительное отношение к личности, независимо от её половой принадлежности.

В заключительной части нашего исследования следует отметить, что в настоящее время дагестанская семья перестаёт быть типичной [2]. Так, в поселениях сельского типа и малых городах представители молодого поколения зачастую вынуждены покидать родительский дом, в то время как их родители продолжают жить в доме в связи с необходимостью работать. В подобной обстановке как никогда возрастает необходимость обращаться к педагогическим традициям коренных народов республики.

На основе вышеизложенного мы с определённой долей уверенности можем заключить, что традициям семейного воспитания, бытующим в настоящее время у народов, населяющих территорию Республики Дагестан, присущ ряд особенностей.

Последние обусловливаются множеством факторов. Прежде всего, они объясняются этногеографическим положением региона, история культуры которого, с одной стороны, тесно связана с судьбами других народов России, с другой - с цивилизациями Древнего Востока. Определённое влияние на процесс формирования дагестанской семьи оказала также культура других народов Кавказа.

Современная дагестанская семья является по преимуществу малой. Большие патриархальные семьи встречаются только в некоторых районах республики.

Касательно педагогических традиций, бытующих в таких семьях, следует, прежде всего, отметить стремление научить представителей подрастающего поколения чувствовать красоту природы родного края и человека, различать прекрасное и безобразное в поведении людей, понимать ценность эстетических идеалов.

Кроме того, с давних пор и по сей день народы республики Дагестан высоко ценят мудрость, знания и ум человека, отводя такого рода качествам одно из первых мест в системе воспитания детей и подростков.

Ещё одна важная черта педагогических традиций, фиксирующихся в регионе, - стремление воспитать у подрастающего поколения уважительное отношение к личности, независимо от её этнической, социальной или половой принадлежности.

В характерной для последних трёх десятилетий обстановке глобализации и кризиса традиционной семьи как никогда важно обращение к педагогическим традициям коренных народов республики.

Библиографический список

1. Алибекова З.Н. Формирование эмоционально-ценностного отношения старшеклассников к семье в условиях этнокультурной среды. Автореферат диссертации ... кандидатапедагогическихнаук.Махачкала:ДГПУ, 2012.

2. Асильдерова М.М. Педагогические условия социализации детей в современной дагестанской семье. Диссертация ... кандидата педагогических наук. Махачкала, 2005.

3. Асильдерова М.М. Воспитательные возможности семейных традиций в социализации детей. Вестник Пятигорского государственного лингвистического университета. 2013;№1: 202-206.

4. Асильдерова М.М. Аксилогические аспекты семейного воспитания: особенности создания личностной среды развития ребенка. Проблемы современного педагогического образования. 2017; № 2: 30 - 35.

5. Асильдерова М.М. Семейное воспитание горских народов: взаимосвязь нравственно-этического, умственного и физического в развитии личности ребенка. Мир науки, культуры, образования. 2018; № 1: 197 - 199.

6. ГаджиеваМ.И.,ОмаршаеваА.О. Семьянародов Дагестана в историческом развитии. Махачкала: РНЦ «Стиль», 2000; Ч. I.

7. КеримоваА.В.,МустафаеваА.Р Особенностисемейноговоспитаниявсовременных условиях РД. Педагогические науки. 2008; № 6: 11 - 17.

8. Смирнова Е.Э., Смотрина Т.А. Демократические перемены в школе. Социологические исследования. 2001; № 4: 94 - 98.

9. ЯрычевН.У. Культурная модернизация иизменениестереотиповстаршего поколения в системе межпоколенческого взаимодействия. Нана. 2006; № 5: 30 - 35.

10. Ярычев Н.У. Взаимодействие поколений в контексте современных цивилизационных процессов. Кисловодск, 2015.

11. Ярычев Н.У Философско-культурологическое понимание феномена толерантности. Наука третьего тысячелетия: сборник статей Международной научно-практиче-скойконференции.Грозный,2015:122-127.

References

1. Alibekova Z.N. Formirovanie 'emocional'no-cennostnogo otnosheniya starsheklassnikov k sem'e v usloviyah 'etnokul'turnoj sredy. Avtoreferat dissertacii ... kandidata pedagogicheskih nauk.Mahachkala:DGPU, 2012.

2. Asil'derova M.M. Pedagogicheskie usloviya socializaciidetej v sovremennojdagestanskojsem'e. Dissertaciya ... kandidata pedagogicheskih nauk. Mahachkala, 2005.

3. Asil'derova M.M. Vospitatel'nye vozmozhnosti semejnyh tradicij v socializacii detej. Vestnik Pyatigorskogo gosudarstvennogo lingvisticheskogo universiteta. 2013; № 1: 202 - 206.

4. Asil'derova M.M. Aksilogicheskie aspekty semejnogo vospitaniya: osobennosti sozdaniya lichnostnoj sredy razvitiya rebenka. Problemy sovremennogo pedagogicheskogo obrazovaniya. 2017; № 2: 30 - 35.

5. Asil'derova M.M. Semejnoe vospitanie gorskih narodov: vzaimosvyaz' nravstvenno-'eticheskogo, umstvennogo i fizicheskogo v razvitii lichnosti rebenka. Mir nauki, kultury, obrazovaniya. 2018; № 1: 197 - 199.

6. Gadzhieva M.I., Omarshaeva A.O. Sem'ya narodov Dagestana v istoricheskom razvitii. Mahachkala: RNC «Stir», 2000; Ch. I.

7. Kerimova A.V., Mustafaeva A.R. Osobennosti semejnogo vospitaniya v sovremennyh usloviyah RD. Pedagogicheskie nauki. 2008; № 6: 11 - 17.

8. Smirnova E.'E., Smotrina T.A. Demokraticheskie peremeny v shkole. Sociologicheskie issledovaniya. 2001; № 4: 94 - 98.

9. Yarychev N.U. Kul'turnaya modernizaciya i izmenenie stereotipov starshego pokoleniya v sisteme mezhpokolencheskogo vzaimodejstviya. Nana. 2006; № 5: 30 - 35.

10. Yarychev N.U. Vzaimodejstvie pokolenij v kontekste sovremennyh civilizacionnyh processov. Kislovodsk, 2015.

11. Yarychev N.U. Filosofsko-kul'turologicheskoe ponimanie fenomena tolerantnosti. Nauka tret'ego tysyacheletiya: sbornik statej Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. Groznyj, 2015: 122 - 127.

Статья поступила в редакцию 24.02.21

УДК 372.881.1

Burina E.V., Cand. of Scienoes (Pedagogy), senior lecturer, French Department, MGIMO University (Moscow, Russia), E-mail: helenabourina@yandex.ru

INFORMATIONAL DIDACTIC ENVIRONMENT FOR TEACHING FOREIGN LANGUAGE SPEECH COMMUNICATION. The article raises problems of foreign speech communication teaching in a new informational environment. The description of teaching environment created under information and communication technologies influence is given, various approaches to the description of information environment are set forth, the authors' definitions of the learning environment are proposed. The environment component structure and classification of environment subjects are described. The article provides an idea that the external environment learning should be conducted from the perspective of identifying its influence areas on the student. This approach allows to create environment to solve specific pedagogical problems, based on a reasonable use of external environment potential in the process of optimal pedagogical interaction with it.

Key words: information didactic environment, learning environment, information and communication technologies, foreign language, foreign language communication.

Е.В. Бурина, канд. пед. наук, доц., Московский государственный институт международных отношений (университет), г. Москва,

E-mail: helenabourina@yandex.ru

ИНФОРМАЦИОННАЯ ДИДАКТИЧЕСКАЯ СРЕДА ОБУЧЕНИЯ ИНОЯЗЫЧНОМУ РЕЧЕВОМУ ОБЩЕНИЮ

Статья посвящена проблемам обучения иноязычному речевому общению в новых информационных условиях. Дается описание обучающей среды, созданной под влиянием информационно-коммуникативных технологий, излагаются различные подходы к описанию информационной среды, предлагаются ее авторские определения. Описывается компонентный состав среды и классификация ее субъектов. В статье говорится, что изучение внешней среды должно вестись с позиций выявления зон ее влияния на учащегося. Такой подход позволяет создать условия для решения конкретных педагогических задач, базирующихся на разумном использовании потенциала внешней среды в процессе оптимального педагогического взаимодействия с ней.

Ключевые слова: информационная дидактическая среда, обучающая среда, информационно-коммуникативные технологии, иностранный язык, иноязычная коммуникация.

В эпоху всемирной информатизации общества осуществляется пересмотр содержания и методов обучения иностранным языкам. Внедрение информационно-коммуникативных технологий (ИКТ) становится неотъемлемой частью учебного процесса. Осуществляется переход от дисциплинарного к проблемно-коммуникативному типу обучения, где благодаря внедрению ИКТ можно эффективно конструировать учебные среды.

В настоящее время среда изучается в рамках таких подходов, как деятель-ностный, личностный, индивидуализированный, системный, комплексный, проблемный, дифференцированный, развивающий, отношенческий и др. [1, с. 197]. Это дает возможность рассматривать среду как неотъемлемую часть системы обучения.

Проблемой обучающей среды занимается целый ряд исследователей (Л.А. Дунаева, И.А. Орехова, Е.С. Полат и др.).

Л.А. Дунаева предлагает оценивать внешнюю среду с дидактической точки зрения, открывать в объектах внешней среды их педагогические возможности, отбирать объекты и реалии среды, компоновать их в зависимости от целей обучения [1]. Преподаватель, взаимодействуя с созданной им лингводидактической средой, именно через ее ресурсы и инструменты находится в опосредованном контакте с учащимся, который, в свою очередь, обогащает ее результатами своей практической деятельности. Преподаватель и учащийся при таком подходе выступают в многообразии своих личностных функций, и познавательные процессы начинают проникать в пространство личностной, социальной и профессиональной самореализации учащегося.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Основным этапом в формировании знаний о среде стало широкое внедрение средств информационно-коммуникативных технологий, которые способствовали модификации ее системных свойств.

Появление и широкое распространение ИКТ обусловило возникновение новых информационных и технотронных факторов (М. Маклюэн), влияющих на все сферы жизни общества, в том числе и на образование. По мнению М. Маклюэна, средства коммуникации, модифицирующие среду, окружающую людей, изменяют их образ восприятия мира, мышление и деятельность. Сегодня невозможно представить себе какую-либо модель обучения, не опирающуюся на средства ИКТ

И.В. Роберт представляет информационную среду, созданную с применением ИКТ, в качестве «составной части среды обучения и выступающей как сложное, многоаспектное образование, своеобразная результирующая всех инфор-

мационно-знаниевых потоков, на пересечении которых находится человек. Такая среда естественным образом должна включать множество информационных объектов и связей между ними, средства и технологии сбора, накопления, передачи, обработки, продуцирования и распространения информации, собственно знания» [2, с. 188].

В научной литературе существует ряд авторских определений, раскрывающих особенность обучающей среды, основанной на внедрении ИКТ: образовательная информационная среда (А.Х. Авдеев), информационно-педагогическая среда (А.А. Ахаян), информационно-предметная среда (И.В. Роберт, Т.Н. Шалки-на), дидактическая информационно-предметная среда (П.В. Попова), предметная обучающая среда (В.М. Монахов), дидактическая интегрированная информационная среда (Л.А. Дунаева) [3, с. 117].

Информационная дидактическая среда обучения отражает особенность учебного дистанционного процесса при применении ИКТ Информационная дидактическая среда - это сложный комплекс, включающий в себя информационные потоки и учебный процесс, организуемый в особых условиях с интеграцией ИКТ.

Таким образом, такая среда является информационно-дидактическим окружением учебного процесса, состоящая из объектов и субъектов.

К объектам информационной дидактической среды относятся:

- учебно-методический комплекс, обеспечивающий содержание обучения;

- коммуникативная часть (сайты иноязычных радиостанций, газет, журналов, телевидение; виртуальные доски, Zoom, Skype);

- технологическая связь, которая основывается на программном обеспечении.

К субъектам информационной дидактической среды относятся преподаватели, учащиеся и технический персонал. Преподаватели организуют педагогическое взаимодействие со средой, с ее компонентами и субъектами.

Такая среда обучения дает возможность осуществить функционирование различных моделей педагогического процесса как трехчленной триады «ученик -среда - педагог». «Ученик (объект либо субъект обучения) - среда (объект, который создается или используется как инструмент педагогического воздействия, либо субъект педагогического взаимодействия) - педагог (субъект, формирующий среду и организующий обучение)» [3, с. 72].

Работа в такой среде требует от преподавателя и учащихся овладения новыми видами компетенций, важными во всемирном информационном обществе

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.