11. Pedagogika. Pod redakciej V.A. Slastenina. Moskva: Akademiya, 2007.
12. Solov'eva O.V. Obratnaya svyaz' v mezhlichnostnom obschenii. Moskva, 1992.
13. Sorokopud Yu.V., Romanyuk E.V., Loktionova I.A., Aripov M.A. Razvitie kommunikativnyh navykov u studentov uchrezhdenij SPO na osnove interaktivnyh form obucheniya i vospitaniya. Mirnauki, kul'tury, obrazovaniya. 2020; № 6 (85): 97 - 99.
14. Strategiya razvitiya srednego professional'nogo obrazovaniya do 2030 goda. Available at: http://edu.glavsprav.ru/spb/spo/news/4702/
Статья поступила в редакцию 02.02.21
УДК 371
Asilderova M.M., Doctor of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Dean of Faculty of Social Pedagogy and Psychology, Dagestan State Pedagogical University
(Makhachkala, Russia), E-mail: [email protected]
RISKS AND PROBLEMS OF SOCIALIZATION OF CHILDREN IN A MODERN FAMILY. The article examines topical issues of interethnic relations, which are defined by the author as relations between the subjects of national-ethnic development-nations, natio nalities, nation algroupsa nd their state entiti es.At thesame time, the family not only reflects the social processes taking place in society, but also creates a special spiritual climate that allows to ensure the closest interaction between representatives of different nationalities and nations, to form toleraeceossUeppedfa r n atienaltsaditione, cuetemsan d rituals-o an noble rsmSp relation ship s, to humanize the personality children and adult family members. Thus, the autUatstetemrhetle the process oUformaOpn ofemedercnomiiynerioueptebloms asppet, the solution of which should be sought in the use of public resources, one of them is the training of social teachers who are capable of solving the problems inherent in a modern family at a professional level.
Key words: family education, professional training, socialization, gender differentiation.
М.М. Асильдероеа. д-р пед. наук, доц., декан факультета социальной педагогики и психологии Дагестанского государственного педагогического университета, г. Махачкала, Е-таН: [email protected]
РИСКИ И ПРОБЛЕМЫ СОЦИАЛИЗАЦИИ ДЕТЕЙ В СОВРЕМЕННОЙ СЕМЬЕ
В статье рассматриваются актуальные вопросы межнациональных отношений, которые определяются автор ом как отношения между суб ъектами на -ционально-этническога развития - нациями, народностями, национальнымог^епам и. При этом семьюня тилнко отражает социальные процессы,п|ионс-ходящие в обществе, но и создает особый духовный климат, позволяющий обеспечить наиболее тесное взаимодействие между представителями разных народностей и наций, формировать терпимость и уважение к национальным традициям, обычаям иобряд ам, облагоргок ивать семейные взаимоотно шения, гуманизировать личность детей и взрослых членов семьи. Таким образом, утверждает автервирановллнииаов ре менной се мои проявлнютсиразличные проблемы, решение которых следует искать в использовании обществе нныхреаиасоя.одн инмизних являетст подготопаа яор иальных педагогов, способных на профессиональном уровне разрешать те проблемы, которые присущи современной семье.
Ключевые слова: семейное воспитание, профессиональная подготовка, социализация, помбвая диффоренциация.
На современном этапе развития педагогической теории и практики представляется практически очевидным факт значительного влияния родителей на формирование мировоззрения ребёнка [1 - 11]. Пожалуй, наиболее очевидный пример проявления данной тенденции наблюдается у детей, выросших в религиозных семьях, у которых, как правило, сильно выражены религиозные чувства.
Далее в целях раскрытия темы настоящей статьи будет нелишним также упомянуть, что влияние внешней среды на формирование личности ребёнка находится в определённой зависимости от его пола. Половая социализация ребёнка, таким образом, представляет собой достаточно сложный и весьма протяжённый во времени процесс.
Начинается самоопределение половой принадлежности со второго гада жизни, закрепляясь к третьему [10, с. 165]. При этом различия детей в поведении, интересах, эмоционально-волевой и интеллектуальной сферах наиболее явно выражаются с 11 - 12 лет. Следовательно, проблемы, имеющие отношение к формированию психологического пола ребёнка, являются для родителей актуальными на протяжении достаточно долгого времени. При этом одним из существенных показателей решения такого рода проблем является формирова-
Таблица 1
Представления подростков-участников исследования о положительных сторонах мужчин и женщин
Стороны личности Мужчины Женщины
Черты характеры Уважительное отношение к женщине, доброта к детям, нежность к матери, мужественность, сила воли Нежность, ласковость, отзывчивость, любовь к детям, трудолюбие
Деловые качества Бескорыстие, умение зарабатывать, помощь другим людям Умение содержать дом в красивом порядке, создавать уют, успешная работа, позволяющая не оставлять надолго без внимания и заботы детей
Внешний вид Строгость, сдержанность манер, немногословие, подтянутость Элегантность, умение красиво одеваться, красивый макияж [1, с. 82]
ние у него устоанахыххредстлйлвний лиаиболеезначхеыхкависиабх, присущих личнотча мужхнны и женщины.
Нами было проведено экспериментальное иточ ение проблемы половой социализации детей в семье [1]. Задачей исследования служило выяснение таких представленийр ниаросимми и юношей. Уйищимсз (4йдеиаекамп40мапичимом) ч кпассовшколы№ 9 с Марытниаа было ииаи^м^с^н^епа мяеисать сочинение на тему: «Современный мужчина, современная женщина: какими я их представляю». Анализ представленных сочинений позволил выделить ряд личностных качесмвзформинледения аужчнн и женщин (тиМы 1).
В числе наиболее важных задач семейной социализации фиксируется фор-рировмиве хблашей и нивышектидава-нуккае ести (ий-. 1)
ч
о о т и и
Готовность к вступлению в брак
Потребность в создании семьи
Умение правильно строить внутрисемейные отношения
3
Умение воспитать будущих детей
Рис. 1. Качества, которые необходимо выработать в гртл^ксе семейселницинлизнидос
мьобходимость развития вышеперечисленных качеств обусловливается, прежде всего, особенностями существования современной семьи [5; 8; 10], к наиболее существенным относятся:
• рост количества разводов;
• омоложение брака;
• низкий уровень развития у обоих супругов умений к построению внутрисемейных взаимоотношений [2; 5; 8].
С учётом вышеперечисленных условий нами было проведено исследование, основной целью которого являлось определение уровня готовности молоде-
жи к самостоятельной семейной жизни. Для достижения этой цели были опрошены 122 учащихся. Последних можно разделить на две категории:
• студенты ДГПУ;
• старшеклассники.
Результаты опроса наглядно продемонстрировали недостаточную подготовленность молодёжи к семейной жизни (табл. 2).
Таблица 2
Результаты опроса учащейся молодёжи республики Дагестан
Пол опрошенных Позиция Доля опрошенных, %
Мужской Воспитание детей - сугубо женское дело 42
Согласны жить в семейном коллективе из нескольких поколений 21
Женский Муж должен помогать в воспитании детей 17
Нет желания жить в семейном коллективе из нескольких поколений 38
В то же время ряд исследований показывает, что некомпетентность молодых пар в соответствующей сфере зачастую является причиной обострения конфликтов в молодых семьях [2; 4; 5; 8]. У молодых людей, кроме того, фиксируется недостаток и иных компетенций, необходимых для будущей семейной жизни (сумма ответов в % не равна 100%,т.к. некоторые называли несколько компетенций) (табл. 3).
Таблица 3
Недостаток у молодёжи республики других компетенций, необходимых для семейной жизни
Позиция Доля опрошенных, %
Не имеют представления о планировании семьи и семейного бюджета 18,2
Не обладают необходимыми навыками ведения хозяйства 69
Не умеют бесконфликтно строить взаимоотношения в паре 44,1
При этом в поселениях городского типа межполовые различия представляются выраженными слабее, чем в сельских. Возможное объяснение этого заключается в факте происходящих в городской среде изменений в сторону смягчения традиционных атрибутов женского и мужского поведения. В городах идет более широкое освоение детьми действительности, чем в сельской местности. В связи с вышеизложенным одной из наиболее актуальных задач, в настоящее время стоящих перед агентами социализации детей и подростков, проживающихапо-селениях городского типа, является содействие укреплению их духовных сил, а равно развитию общественной направленности личности.
Конечно, немалая роль в процессе социализации личности принадлежит также обществу сверстников [7; 10; 11], однако следует помнить, что первые навыки жизненного определения, осознание своей социальной роли в обществе человек получает именно в семье [2, с. 16]. В рамках данного социального института происходит процесс его первичной социализации. Небезынтересен при этом вариант протекания данного процесса в национально-мешанных семьях. В них происходит взаимовлияние разных культур, присущих членам. Далее именно в ходе воспитания ребенка в семье у него вырабатываются бытовые и трудовые навыки. Точно так же в семье детьми усваиваются и народные традиции, обряды и обычаи. Семья, таким образом, является одной из важнейших сфер личного становления и личностного выражения человека. При этом функционирование института семьи и существующие на сегодняшний день проблемы его дальнейшего развития в определенной степени связаны с особенностями межнациональных отношений. Данная тенденция прослеживается, в том числе, и в историческом опыте Республики Дагестан [2, с. 68].
Влияние межэтнических отношений на функционирование института семьи лучше всего прослеживается на примере уже упоминавшихся национально-смешанных семей. В них мы можем видеть тесное взаимодействие двух или более наций. Соответственно, в таких семьях фиксируется сплетение традиций, культур и обычаев. У детей, воспитывающихся в национально-смешанных семьях, облегчается процесс формирования ряда социально значимых качеств:
• уважение к представителям других культур;
• межкультурная, межэтническая и межконфессиональная толерантность [1, с. 90].
Воспитываясь в таких семьях, дети воспринимают лучшее из обеих культур, знают два языка и более. В дальнейшем при выборе такими молодыми лю^ма спутника жизни национальный и конфессиональный факторы не стоят на первом месте.
Распространение межнациональных семей представляет собой зако номер-ный результат процесса интернационализации в других аспектах существоваиил
современного социума. Так, интеграционные процессы в экономической сфере оказали положительное влияние и на сближение в духовной сфере. Ряд традиций, обычаев и обрядов вышли из рамок национальных границ, став, таким образом, достоянием иных народов.
На территории такого поликультурного и полиэтничного региона, как Республика Дагестан, межнациональные браки, конечно, не являются принципиально новым явлением. В политических целях они могли заключаться и в весьма отдалённом прошлом региона [6, с. 154 - 155]. Однако только современные национально-смешанные семьи могут рассматриваться в качестве распространенного социального явления.
При этом, конечно, нельзя утверждать, что уважение к другим в полной мере может быть воспитано только в национально-смешанных семьях. Данная задача может быть с успехом решена в любой семье. Народные традиции Республики Дагестан богаты примерами уважительного отношения к человеку, какой бы нации он не был. Традиция дагестанского гостеприимства, например, требует любого спутника, даже случайно попавшего в горный аул, накормить, предоставить кров, оказать посильную помощь в решении его проблем. При этом никто не спрашивает, какой гость национальности. В данном случае мы, по сути, имеем приоритет общечеловеческого над национальным, фиксирующийся на уровне ментальных установок и устойчивых мыслительных стереотипов [9, с. 504]. Проблемы этнокультурного взаимодействия в процессе социализации личности являются актуальными также для ученических и студенческих многонациональных коллективов. В связи с вышеизложенным отметим, что в настоящее время фиксируется процесс интенсивного поиска путей социализации личности через восприятие этнокультурных ценностей народов и наций. Не имея возможности всесторонне исследовать процесс социализации детей во всех типах семей, мы посчитали возможным остановиться на семьях, имеющих проблемы внутрисемейного и социального характера. Для исследования были выбраны следующие тюив1 мемеИ :
м еипгодеинжюсемьи; о нмиол ные сеиьи;
м семой, где один или оба родителя являются безработными или инвалидами.
Л роцежсформировдния вообмрки можноуюповао (рис. 2),
Рис.2.Этямы0ятмиимвония выВмрмя
иня ьтомипученпп нпМлагопилвитоВ ожмви ни в^лол^сь<^аеииеовы [Ь,с. 96]; яао моевупм рсевв имеef)ривиел тcиемuoрье епвим живьем в имвиан и во, аьк ребёнку в ней живется: неуютно или комфортно, подвержен ли он чрезмерному рьигвревавлю не семпйюом пeелврмнолyвие. ["фи ео^льжиие н яв°аению ьеулаго-оолулвяк вомюо был помваямен рядиопросоворою. Л].
Рис. 3. Вопросы, поставленные перед изучением неблагополучных семей
Важно овмевивь, чво в данном случае понявие «неблагополучная семья» не означаев, чво последняя по сущесвву являевся ваковой. Речь идёв о семье, ково-рая неблагополучна для воспитывающегося в ней ребёнка [1; 2; 4; 5].
Не стоит забывать и о том, что общение в семье является наиболее дей-ямыепнолм инмте^^лддтмм вмиььдавиь °евеи. Иижнно еерек посдллижио этого, ппомодногo, веУBстaрляeвcявoрмoжиые фпимвиоыумыи пывпвецпм иоиитпвои ьебёнка.BвлУаьлce оЫщитв я cквидюрaевcиео ывмпеcкиx воpежвпeпий, ялмя-ыщив нaпсвлфьpы раыивитв лсчвиььи. П^вио м вожееиoбуюдaуь .яд ввянми мривпыпоь (воКм. Д).
разделивь на вриэвапа
Ознвкамаенан с социальной рвборой в ревбаларвцаонных
центрах
Ребенок может страдать от своего физического увечья, сравнивая | ^ себя со здоровыми людьми
Дети, чьи родители демонстрировали в их отношении пренебрежение и равнодушие, чувствуют себя нежеланными и нелюбимыми, неспособными быть полезными и оцененными другими людьми по
Дети, избалованные в семье, обычно неуверены в себе, не способны преодолевать трудности, так как привыкли, что за них все делают другие
Рис. 4. Причины возникновения комплекса неполноценности
свою очередь, одним из таких ресурсов выступает подготовка социаль-Таким образом, в ходе становления современной семьи может иметь ме- ных педагогов, которые ориентированы на работу с семьями и могут на просто ряд проблем. Их решение следует искать в использовании общественных фессиональном уровне разрешать те проблемы, характерные для современной ресурсов. семьи.
Библиографический список
1. Арнаутова Е.П. Педагог и семья. Москва, 2002.
2. Асильдерова М.М. Педагогические условия социализации детей в современной дагестанской семье. Диссертация ... кандидата педагогических наук. Махачкала, 2005.
3. Асильдерова М.М. Подготовка социальных педагогов к работе с семьей в системе высшего образования национального региона. Диссертация ... доктора педагогических наук. Грозный, 2019.
4. Беринская И.В., Годунова А.А. Гармонизация детско-родительских отношений в структуре социально-культурной деятельности общеобразовательной школы. Педагогический ИМИДЖ. 2017; № 4 (37): 104 - 110.
5. Бортов РВ. Семейные отношения. Москва: Проспект, 2000.
6. Гаджимуратов М.Т. История Дагестана с древнейших времён до современности. Махачкала, 2012.
7. Галагузова М.Н. Социальная педагогика. Москва, 1999.
8. Горошенкина Е.А. Уровни развития педагогической компетентности родителей с учетом гендерного подхода. Современное педагогическое образование. 2018; № 3: 14 - 17.
9. История народов Северного Кавказа. Конец 18 в. -1917 г. Москва, 1988.
10. Кон И.С. Психология ранней юности. Москва: Просвещение, 1991.
11. Крутецкий В.А., Лукин Н.С. Психология подростка. Москва: Просвещение, 1965.
References
Таблица 4
Необходимые принципы общения между взрослым и ребенком
Наименование принципа Краткая характеристика
Принятие ребёнка Ребёнок воспринимается таким, какой он есть
Эмпатия Взрослый смотрит глазами ребенка на проблемы, принимает его позицию
Конгруэнтность Предполагает адекватное отношение со стороны взрослого человека к происходящему
В ходе общения в семье у некоторых детей может развиваться комплекс неполноценности - преувеличенное чувство своей несостоятельности. На настоящем этапе разработки данной проблемы можно говорить о трёх причинах его возникновения (рис. 4).
Вышеперечисленные факторы могут вызывать у детей перенапряжение и выступать в качестве причины неврозов и неправильного образа жизни [1, с. 120].
1. Arnautova E.P. Pedagog i sem'ya. Moskva, 2002.
2. Asil'derova M.M. Pedagogicheskie usloviya socializaciidetej v sovremennojdagestanskojsem'e. Dissertaciya ... kandidata pedagogicheskih nauk. Mahachkala, 2005.
3. Asil'derova M.M. Podgotovka social'nyh pedagogov krabote s sem'ej v sisteme vysshego obrazovaniya nacional'nogo regiona. Dissertaciya ... doktora pedagogicheskih nauk. Groznyj, 2019.
4. Berinskaya I.V., Godunova A.A. Garmonizaciya detsko-roditel'skih otnoshenij v strukture social'no-kul'turnoj deyatel'nosti obscheobrazovatel'noj shkoly. PedagogicheskijIMIDZh. 2017; № 4 (37): 104 - 110.
5. Bortov R.V. Semejnye otnosheniya. Moskva: Prospekt, 2000.
6. Gadzhimuratov M.T. Istoriya Dagestana s drevnejshih vremen do sovremennosti. Mahachkala, 2012.
7. Galaguzova M.N. Social'naya pedagogika. Moskva, 1999.
8. Goroshenkina E.A. Urovni razvitiya pedagogicheskoj kompetentnosti roditelej s uchetom gendernogo podhoda. Sovremennoe pedagogicheskoe obrazovanie. 2018; № 3: 14 - 17.
9. Istoriya narodov Severnogo Kavkaza. Konec 18 v. -1917 g. Moskva, 1988.
10. Kon I.S. Psihologiya rannejyunosti. Moskva: Prosveschenie, 1991.
11. Kruteckij V.A., Lukin N.S. Psihologiya podrostka. Moskva: Prosveschenie, 1965.
Статья поступила в редакцию 04.02.21
УДК 37
Ivashkina T.A., senior teacher, FSBEI HE «Moscow Aviation Institute (National Research University)» (Moscow, Russia),
E-mail: [email protected]
PROBLEMS OF THE IMPACT OF DIGITALIZATION OF SOCIETY ON HIGHER LINGUISTIC EDUCATION AND THE EDUCATIONAL POTENTIAL OF DIGITAL TECHNOLOGIES IN THE MULTILINGUAL TRAINING OF UNIVERSITY STUDENTS. The article is devoted to the study of the impact of the digi-talization of society on linguistic education and the determination of the educational potential of digital technologies in the multilingual training of students of higher educational institutions. The author substantiates that the use of innovative educational technologies contributes to the improvement of the monitoring and evaluation system of students' educational activities, individualization of the educational process and the formation of free access to numerous electronic resources. Also, the analysis of modern pedagogical research and the documentary and regulatory framework makes it possible to state that the use of digital technologies in the multilingual training of students of higher educational institutions ensures the effective formation of foreign language communicative competencies. The work implies the use of modern psychological, pedagogical and information and communication technologies, enables constant feedback from students.
Key words: digitalization, linguistic education, multilingual training, students, digital technologies.
Т.А. Ивашкина, ст. преп., ФГБОУ ВО «Московский авиационный институт (национальный исследовательский университет)», г. Москва,
Е-mail: [email protected]