Научная статья на тему 'ПРОБЛЕМЫ ВЛИЯНИЯ ЦИФРОВИЗАЦИИ ОБЩЕСТВА НА ВЫСШЕЕ ЛИНГВИСТИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ ЦИФРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПОЛИЯЗЫКОВОЙ ПОДГОТОВКЕ СТУДЕНТОВ ВУЗОВ'

ПРОБЛЕМЫ ВЛИЯНИЯ ЦИФРОВИЗАЦИИ ОБЩЕСТВА НА ВЫСШЕЕ ЛИНГВИСТИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ ЦИФРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПОЛИЯЗЫКОВОЙ ПОДГОТОВКЕ СТУДЕНТОВ ВУЗОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
396
73
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
цифровизация / лингвистическое образование / полиязыковая подготовка / студенты / цифровые технологии / digitalization / linguistic education / multilingual training / students / digital technologies

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Т.А. Ивашкина

Статья посвящена исследованию влияния цифровизации общества на лингвистическое образование и определению образовательного потенциала цифровых технологий в полиязыковой подготовке учащихся высших учебных заведений. Автором обосновано, что использование инновационных образовательных технологий способствует совершенствованию системы мониторинга и оценке учебной деятельности студентов, индивидуализации учебного процесса и формированию свободного доступа к многочисленным электронным ресурсам. Также анализ современных педагогических исследований и документально-нормативной базы позволил констатировать, что использование цифровых технологий в полиязыковой подготовке студентов высших учебных заведений обеспечивает эффективное формирование иноязычных коммуникативных компетенций; предусматривает применение современных психологических, педагогических и информационно-коммуникационных технологий; дает возможность постоянной обратной связи студентов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROBLEMS OF THE IMPACT OF DIGITALIZATION OF SOCIETY ON HIGHER LINGUISTIC EDUCATION AND THE EDUCATIONAL POTENTIAL OF DIGITAL TECHNOLOGIES IN THE MULTILINGUAL TRAINING OF UNIVERSITY STUDENTS.

The article is devoted to the study of the impact of the digitalization of society on linguistic education and the determination of the educational potential of digital technologies in the multilingual training of students of higher educational institutions. The author substantiates that the use of innovative educational technologies contributes to the improvement of the monitoring and evaluation system of students’ educational activities, individualization of the educational process and the formation of free access to numerous electronic resources. Also, the analysis of modern pedagogical research and the documentary and regulatory framework makes it possible to state that the use of digital technologies in the multilingual training of students of higher educational institutions ensures the effective formation of foreign language communicative competencies. The work implies the use of modern psychological, pedagogical a nd information and communication technologies, enables constant feedback from students.

Текст научной работы на тему «ПРОБЛЕМЫ ВЛИЯНИЯ ЦИФРОВИЗАЦИИ ОБЩЕСТВА НА ВЫСШЕЕ ЛИНГВИСТИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ ЦИФРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПОЛИЯЗЫКОВОЙ ПОДГОТОВКЕ СТУДЕНТОВ ВУЗОВ»

Ребенок может страдать от своего физического увечья, сравнивая | ^ себя со здоровыми людьми

Дети, чьи родители демонстрировали в их отношении пренебрежение и равнодушие, чувствуют себя нежеланными и нелюбимыми, неспособными быть полезными и оцененными другими людьми по

Дети, избалованные в семье, обычно неуверены в себе, не способны преодолевать трудности, так как привыкли, что за них все делают другие

Рис. 4. Причины возникновения комплекса неполноценности

свою очередь, одним из таких ресурсов выступает подготовка социаль-Таким образом, в ходе становления современной семьи может иметь ме- ных педагогов, которые ориентированы на работу с семьями и могут на просто ряд проблем. Их решение следует искать в использовании общественных фессиональном уровне разрешать те проблемы, характерные для современной ресурсов. семьи.

Библиографический список

1. Арнаутова Е.П. Педагог и семья. Москва, 2002.

2. Асильдерова М.М. Педагогические условия социализации детей в современной дагестанской семье. Диссертация ... кандидата педагогических наук. Махачкала, 2005.

3. Асильдерова М.М. Подготовка социальных педагогов к работе с семьей в системе высшего образования национального региона. Диссертация ... доктора педагогических наук. Грозный, 2019.

4. Беринская И.В., Годунова А.А. Гармонизация детско-родительских отношений в структуре социально-культурной деятельности общеобразовательной школы. Педагогический ИМИДЖ. 2017; № 4 (37): 104 - 110.

5. Бортов РВ. Семейные отношения. Москва: Проспект, 2000.

6. Гаджимуратов М.Т. История Дагестана с древнейших времён до современности. Махачкала, 2012.

7. Галагузова М.Н. Социальная педагогика. Москва, 1999.

8. Горошенкина Е.А. Уровни развития педагогической компетентности родителей с учетом гендерного подхода. Современное педагогическое образование. 2018; № 3: 14 - 17.

9. История народов Северного Кавказа. Конец 18 в. -1917 г. Москва, 1988.

10. Кон И.С. Психология ранней юности. Москва: Просвещение, 1991.

11. Крутецкий В.А., Лукин Н.С. Психология подростка. Москва: Просвещение, 1965.

References

Таблица 4

Необходимые принципы общения между взрослым и ребенком

Наименование принципа Краткая характеристика

Принятие ребёнка Ребёнок воспринимается таким, какой он есть

Эмпатия Взрослый смотрит глазами ребенка на проблемы, принимает его позицию

Конгруэнтность Предполагает адекватное отношение со стороны взрослого человека к происходящему

В ходе общения в семье у некоторых детей может развиваться комплекс неполноценности - преувеличенное чувство своей несостоятельности. На настоящем этапе разработки данной проблемы можно говорить о трёх причинах его возникновения (рис. 4).

Вышеперечисленные факторы могут вызывать у детей перенапряжение и выступать в качестве причины неврозов и неправильного образа жизни [1, с. 120].

1. Arnautova E.P. Pedagog i sem'ya. Moskva, 2002.

2. Asil'derova M.M. Pedagogicheskie usloviya socializaciidetej v sovremennojdagestanskojsem'e. Dissertaciya ... kandidata pedagogicheskih nauk. Mahachkala, 2005.

3. Asil'derova M.M. Podgotovka social'nyh pedagogov krabote s sem'ej v sisteme vysshego obrazovaniya nacional'nogo regiona. Dissertaciya ... doktora pedagogicheskih nauk. Groznyj, 2019.

4. Berinskaya I.V., Godunova A.A. Garmonizaciya detsko-roditel'skih otnoshenij v strukture social'no-kul'turnoj deyatel'nosti obscheobrazovatel'noj shkoly. PedagogicheskijIMIDZh. 2017; № 4 (37): 104 - 110.

5. Bortov R.V. Semejnye otnosheniya. Moskva: Prospekt, 2000.

6. Gadzhimuratov M.T. Istoriya Dagestana s drevnejshih vremen do sovremennosti. Mahachkala, 2012.

7. Galaguzova M.N. Social'naya pedagogika. Moskva, 1999.

8. Goroshenkina E.A. Urovni razvitiya pedagogicheskoj kompetentnosti roditelej s uchetom gendernogo podhoda. Sovremennoe pedagogicheskoe obrazovanie. 2018; № 3: 14 - 17.

9. Istoriya narodov Severnogo Kavkaza. Konec 18 v. -1917 g. Moskva, 1988.

10. Kon I.S. Psihologiya rannejyunosti. Moskva: Prosveschenie, 1991.

11. Kruteckij V.A., Lukin N.S. Psihologiya podrostka. Moskva: Prosveschenie, 1965.

Статья поступила в редакцию 04.02.21

УДК 37

Ivashkina T.A., senior teacher, FSBEI HE «Moscow Aviation Institute (National Research University)» (Moscow, Russia),

E-mail: ivashkinatat@yandex.ru

PROBLEMS OF THE IMPACT OF DIGITALIZATION OF SOCIETY ON HIGHER LINGUISTIC EDUCATION AND THE EDUCATIONAL POTENTIAL OF DIGITAL TECHNOLOGIES IN THE MULTILINGUAL TRAINING OF UNIVERSITY STUDENTS. The article is devoted to the study of the impact of the digi-talization of society on linguistic education and the determination of the educational potential of digital technologies in the multilingual training of students of higher educational institutions. The author substantiates that the use of innovative educational technologies contributes to the improvement of the monitoring and evaluation system of students' educational activities, individualization of the educational process and the formation of free access to numerous electronic resources. Also, the analysis of modern pedagogical research and the documentary and regulatory framework makes it possible to state that the use of digital technologies in the multilingual training of students of higher educational institutions ensures the effective formation of foreign language communicative competencies. The work implies the use of modern psychological, pedagogical and information and communication technologies, enables constant feedback from students.

Key words: digitalization, linguistic education, multilingual training, students, digital technologies.

Т.А. Ивашкина, ст. преп., ФГБОУ ВО «Московский авиационный институт (национальный исследовательский университет)», г. Москва,

Е-mail: ivashkinatat@yandex.ru

ПРОБЛЕМЫ ВЛИЯНИЯ ЦИФРОВИЗАЦИИ ОБЩЕСТВА НА ВЫСШЕЕ ЛИНГВИСТИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ ЦИФРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПОЛИЯЗЫКОВОЙ ПОДГОТОВКЕ СТУДЕНТОВ ВУЗОВ

Статья посвящена исследованию влияния цифровизации общества на лингвистическое образование и определению образовательного потенциала цифровых технологий в полиязыковой подготовке учащихся высших учебных заведений. Автором обосновано, что использование инновационных образовательных технологий способствует совершенствованию системы мониторинга и оценке учебной деятельности студентов, индивидуализации учебного процесса и формированию свободного доступа к многочисленным электронным ресурсам. Также анализ современных педагогических исследований и документально-нормативной базы позволил констатировать, что использование цифровых технологий в полиязыковой подготовке студентов высших учебных заведений обеспечивает эффективное формирование иноязычных коммуникативных компетенций; предусматривает применение современных психологических, педагогических и информационно-коммуникационных технологий; дает возможность постоянной обратной связи студентов.

Ключевые слова: цифровизация, лингвистическое образование, полиязыковая подготовка, студенты, цифровые технологии.

Реалии скоротечного прогрессивного цифрового развития мира диктуют условия модернизации экономики и создания правил эскалации инновационной цифровой эпохи, предусматривающих наращивание доходов от электронной коммерции, обмена информацией и информационных услуг Передовые технологии, современные вызовы и возможности, новые отрасли науки, специальности и профессии, открытия, прогнозы и тренды требуют от отечественных высших учебных заведений (вузов) напряженной интенсивности во всесторонней подготовке молодого поколения к творчеству и жизни в быстроменяющейся поликультурной социальной среде. Следовательно, как никогда обостряются чрезвычайно важные для государства вопросы роли и места цифровизации образования в полиязыковой среде с целью концептуализации национальных интересов страны. Для определения роли образовательного потенциала использования цифровых технологий в полиязыковой подготовке студентов вузов необходимо постоянное системное усиленное внимание представителей властных структур, общественных и политических движений, социальных институтов, ученых, субъектов общества. Обеспечение высокой профессиональной и языковой компетенции выпускников вузов на должном уровне - гарантия и необходимое условие устойчивого развития человеческого капитала России. Целью данной статьи является исследование ключевых направлений влияния цифровизации общества на высшее лингвистическое образование и определение образовательного потенциала цифровых технологий в полиязыковой подготовке студентов вузов.

Аналитический обзор наработок отечественных и зарубежных специалистов сферы педагогики, психологии, филологии, лингвистики и языкознания позволяет констатировать, что материализация и практическое воплощение в жизнь идеи полиязыковой компетенции специалиста требует сверхсрочного вывода системы образования на качественно новый уровень функционирования [1; 2]. Условия динамичной цифровизации социально-экономических процессов в России обосновывают необходимость привести систему образования, в том числе лингвистического, в соответствие с требованиями и потребностями времени.

Ряд зарубежных исследователей, рассматривая проблему реализации национальных и социальных интересов в сфере образования, отмечают, что обеспечение цифровизации образовательной среды на должном уровне является гарантом высокой квалификации специалистов всех отраслей хозяйствования, условием устойчивого развития и роста благосостояния граждан страны. Особое внимание уделяется вопросу модернизации образовательной политики в контексте формирования цифровой образовательной среды [3].

Наработки отечественных авторов раскрывают концептуализацию растущей роли информационно-коммуникационной функции государства в условиях информационного общества. Для реализации целей цифровизации образования автором предложено проводить анализ потребностей развития научной составляющей образования с учетом нового видения процессов информационного общества [4]. Процессы цифровизации общества нацеливают институты системы образования на необходимость осуществлять свою деятельность в условиях становления сетевой организации, смены постоянных привычек общества, характера и образа жизни потребителей образовательных услуг а также определяют целесообразность побуждать к изменениям и внедрению принципов стабильного развития образовательных технологий. При этом постижение проблем сетевого общества в контексте информационно-коммуникационной среды решается сегодня в сложных условиях дистанционного образования как меры противодействия распространению пандемии [2].

В контексте выполнения задач, определенных в действующем Федеральном государственном образовательном стандарте высшего образования (ФГОС ВО), особую актуальность приобретает вопрос определения критериев и масштаба применения цифровых технологий в сфере образования. Необходимо заметить, что данная проблема должным образом до сих пор не разработана, несмотря на очевидную взаимосвязь цифровизации экономических и социальных институтов, в том числе образовательной сферы, и трансформации поликультурного общества. Такое положение объясняется и недостаточным вниманием к

международному опыту применения цифровых технологий в системе полиязыковой подготовки будущих специалистов.

Основная проблематика заключается в том, что часто цифровизацию воспринимают только в ракурсе модного образовательного тренда, довольствуясь ее поверхностным внедрением - использованием в целях оценки знаний учащихся или визуализации учебного материала функционала облачных технологий, цифровой обработки данных, программного обеспечения. Однако стратегические изменения и качественные трансформационные процессы при таком узком решении проблемы невозможны. Современная эпоха киберсоциализации общества актуализирует потребность личности действовать эффективно, выполняя различные социальные функции в условиях цифрового пространства как самостоятельно, так и в качестве субъекта в составе команды, группы. Следовательно, с целью достижения качественных преобразований в лингвистическом образовании возникает необходимость тотальной цифровизации, цифровой трансформации, предусматривающей внедрение новой образовательной парадигмы, построение учебного процесса в новом информационном и инновационном формате с внедрением новейших методик, целью которого является направленность на результат - формирование ключевых полиязыковых компетенций.

Несмотря на проявленный научным сообществом интерес, вопросы внедрения цифровых технологий в современное образовательное пространство для формирования ключевых полиязыковых компетенций, в частности будущих специалистов сферы лингвистики и языкознания, все еще требуют более детального изучения в рамках систематизации нормативно-правовых документов, характеризующих целесообразность внедрения цифровизации в структуру педагогических технологий, а также анализа возможностей использования в образовательном процессе информационно-коммуникационных технологий (ИКТ), их преимуществ как факторов трансформации системы лингвистического образования [5].

Цифровые технологии облегчают жизнедеятельность всего социума, оптимизируя рутинные процессы, нивелируя границы в образовательном пространстве, которое выходит за пределы своей страны и континента. С другой стороны, тотальное внедрение цифровых технологий в систему высшего лингвистического образования повышает требования к уровню профессиональной подготовки преподавательского состава и управленческих кадров вузов, усиливая конкуренцию на рынке труда. Ведь возникает потребность в высококвалифицированном специалисте, обладающем определенными компетенциями, который эффективно, проявляя активность, ответственность, настойчивость и креативность, способен решать задачи самостоятельно и (или) в составе команды.

В течение ХХ в. модернизация образования была сосредоточена преимущественно на обновлении его содержания. Но в XXI в. этого уже недостаточно, ведь усиливается необходимость совершенствования организационных форм, методов, средств обучения, создания действенного цифрового образовательного пространства благодаря цифровизации образования [1]. Цифровизация образовательного процесса вызвана потребностью в широком внедрении инновационных технологий, появлением новых требований к специалистам, в частности к формированию ключевых лингвистических полиязыковых компетентностей, и нового цифрового поколения с особыми социально-психологическими характеристиками. Благодаря тщательно организованной цифровой среде образование становится более доступным и комфортным, что крайне важно в условиях минимальных затрат - временных, финансовых, человеческих ресурсов. Кроме того, для современной молодежи это еще и привычная плоскость, в которой есть все условия для развития, своеобразный лифтинг для реализации индивидуальности каждого человека и комфортного внедрения инноваций. Установление международных партнерских отношений между вузами, студентами и преподавателями, которые принимают участие в различных международных программах, требует высокого уровня овладения иностранным языком, что невозможно без применения современных образовательных технологий, в том числе и цифровых. Различные цифровые устройства, гаджеты - это инструментарий, с которым студенты регулярно взаимодействуют как в академической, так и в профессио-

нальной деятельности, а, следовательно, им нужно усовершенствовать лингвистические и информационные навыки, поэтому чем больше цифровые технологии будут интегрированы в образовательный процесс, тем лучше.

Важны не только сами цифровые и информационные технологии, а и их правильный подбор, сочетание и управление ими с целью налаживания эффективной работы, взаимодействия педагога и учащегося. Преимущества цифровой трансформации лингвистического образования очевидны - это обеспечение благоприятных условий для:

- развития умений учиться самостоятельно, выделять наиболее ценный материал для саморазвития;

- формирования мобильности личности, умений быстро адаптироваться к изменяющимся условиям непредсказуемо и стремительно;

- усиления мотивации к самообразованию и саморазвитию в поликультурной среде;

- охвата разнообразной аудитории (контент становится персонализированным), обеспечения сотрудничества и интеграции языкового образования;

- построения индивидуальной образовательной траектории;

- обучения в наиболее удобных условиях - комфортном темпе, но с оптимальным использованием времени, выделенным для выполнения определенных задач [6].

Следует также подчеркнуть, что цифровизация обеспечивает переход от образования «для всех» к образованию «для каждого». Таким образом, развивается современное образовательное пространство, в котором есть все условия для овладения базовыми полиязыковыми компетенциями. Цифровизация предполагает принципиально новый формат образовательной среды, в основе которого цифровые технологии, обеспечивающие удобные и доступные сервисы и платформы для повышения конкурентоспособности, более эффективного взаимодействия всех участников учебного процесса, повышения его прозрачности и роли интеллектуальной собственности, развития цифровых навыков. Однако цифровизация никоим образом не должна восприниматься исключительно как самоцель. Она - лишь инструмент, который создает преимущества и предоставляет к ним простой доступ, это изменение парадигмы того, как субъект мыслит, какие инструменты выбирает для действий, какие стратегии предпочитает в общении с иными субъектами и с внешней средой.

Цифровизация лингвистического образования предусматривает целый ряд действий. Прежде всего, это развитие современной инфраструктуры, модернизация законодательной плоскости, а также подготовка квалифицированных специалистов сферы филологии, лингвистики и языкознания, которые обладают цифровой компетентностью и способны реализовывать свои функции в поликультурной среде. Комплексная компетентность является приоритетной, поскольку позволяет приобретать навыки и знания не только в процессе полиязыковой подготовки студентов, но и в других сферах более эффективно, затрачивая меньше усилий и времени. Образовательный потенциал цифровых технологий в полиязыковой подготовке студентов вузов направлен на дополнение, совершенствование, разнообразие, оптимизацию образовательных процессов. Кроме того, внедрение в процесс подготовки данных технологий кардинально меняет функции педагога. Умение работать с большим количеством информации, решать проблемные ситуации, отстаивать свою позицию и быть готовым к конструктивным диалогам - то, что всегда остается в приоритете педагогической компетенции. Для достижения цифровизации системы лингвистического образования изменения не должны ограничиваться аудиторией или группой студентов (использованием цифровой техники), они должны пронизывать все сферы и направления деятельности учебного заведения, обеспечивая переход обучения на принципиально новый, более высокий уровень.

Цифровые технологии в полиязыковой подготовке студентов отличаются дидактическим потенциалом, который обеспечивает свободу поиска информации, ее персонализацию (ориентацию на потребности учащихся - разный уровень сложности, темп, подача материала), интерактивность, мультимедийность, поликультурность. Такие инновации создают ситуацию комфорта.

Несмотря на все преимущества, которыми отличается цифровизация, ее внедрение в систему лингвистического образования в России все еще имеет фрагментарный характер. Это подтвердили результаты проведенного эмпирического исследования. Респонденты - 74 студента, проходящие курс полиязыковой подготовки в соответствующем специализированном вузе. На вопрос, используются ли преподавателями инновационные технологии в процессе обучения, получено 10 ответов «нет» (13,5%) и 64 ответа «да» (86,5%). Сложности у студентов возникли при формулировке ответа на вопрос, какие именно инновации используются. В частности, 22 респондента (29,7%) не смогли ответить на этот вопрос. Однако в дальнейшем в индивидуальных беседах оказалось, что все опрашиваемые сталкивались с инновациями (цифровыми технологиями) в обучении, а в анкетировании такие данные не указали лишь потому, что сомневались относительно классификации (принадлежит ли технология к цифровой) или не обладали научной терминологией. Все 74 респондента (100%) указали на потребность в совершенствовании уровня овладения цифровыми технологиями, отсутствие необходимой научной и методической литературы и подготовки, а также на целесообразность повышения уровня квалификации педагогов.

Указанное исследование позволило сформулировать следующие выводы. Педагоги и студенты вузов, проходящие курс полиязыковой подготовки, понимают необходимость цифровизации образовательного пространства, однако на практике инновации используют только частично. Такая ситуация вызвана отсутствием учебно-методического обеспечения и научной литературы. Опрос подтвердил фрагментарный характер внедрения цифровизации в систему лингвистического образования.

Применение цифровых технологий открыло новые каналы коммуникации и сотрудничества в образовательном процессе, поощряя мотивацию студентов и их активное участие в обучении, развивая процессы взаимного оценивания и обратной связи в системе «преподаватель - студент». В высших учебных заведениях цифровые технологии используются для активизации и индивидуализации образования, экономии времени и ресурсов гораздо эффективнее, чем традиционное преподавание [7].

Изучение иностранных языков может сопровождаться применением различных цифровых программ и мобильных приложений. Такие программы, как «Grammar Up», «Best Colleges Online», электронные курсы на платформе Moodle и т.д., дают студентам возможность активизировать и проверять свои знания общих грамматических правил, конкретных тем (глаголы, предлоги и т.д.), основные правила правописания и произношения. Важной функцией таких приложений является возможность непрерывного наблюдения преподавателя за достижениями студентов. Будущие специалисты получают большое количество информации благодаря исследовательскому и интерактивному обучению, которое также может происходить в виртуальном пространстве благодаря цифровым технологиям. Специальные сайты дают студентам много возможностей, чтобы изучить практически любую тему в Интернете. Аудиокниги используются для совершенствования техники чтения и понимания студентами иностранного языка. Учебные и художественные видеоролики, эфиры новостей необходимы для формирования навыков студентов воспринимать на слух разговорный иностранный язык, расширить запас профессиональной и повседневной лексики, а также углубить социокультурные знания о стране изучаемого языка.

Использование цифровых ресурсов, таких, например, как iTunes, предназначенных специально для изучения иностранного языка, предоставляет преподавателям доступ к множеству бесплатных подкастов, цифровых аудиофайлов на различные темы. Студенты также могут создавать собственные подкасты, доклады и презентации, чтобы практиковать навыки иноязычного говорения. Педагоги, преподающие иностранные языки, могут создавать собственные программы и электронные курсы с учетом последних педагогических и психологических исследований, а также современных достижений в области цифровых технологий:

- проводить детальный анализ возможных лексических и грамматических ошибок в соответствии с каждым отдельным блоком курса посредством чата студентов с преподавателем;

- формировать аудиовизуальный, мультимедийный и другой языковой контент, связанный с будущей профессиональной деятельностью студентов, на основании аутентичных источников;

- учитывать предыдущий познавательный опыт студентов, на основе которого будут составлены учебные материалы для электронного курса.

Таким образом, применение цифровых технологий на занятиях по иностранному языку в процессе языковой подготовки будущих специалистов отрасли предоставляет значительные преимущества в формировании навыков практического использования грамматики, правописания и произношения, интерактивной активизации социокультурных знаний, активных и пассивных коммуникативных навыков. Преимущества электронного обучения как цифровой технологии дали возможность стимулировать академическую мобильность студентов и преподавателей, а также разрабатывать учебные программы в соответствии с мировыми стандартами.

Применение цифровых технологий в процессе полиязыковой подготовки повышает мотивацию студентов, ведь они предпочитают сочетание традиционного обучения с применением цифровых гаджетов (ноутбуков, смартфонов, компьютеров) в повседневной жизни и заинтересованы в формировании цифровой грамотности для нужд своей будущей профессиональной и социальной деятельности. Сегодня цифровизация выступает как ключевой фактор совершенствования системы образования, в том числе - лингвистического. Кроме непосредственного влияния на эффективность учебного процесса, цифровые технологии предоставляют ряд косвенных преимуществ, в частности оптимальное использование времени для более эффективного формирования ключевых компетенций специалистов в поликультурной языковой среде. Благодаря цифро-визации образовательный процесс становится более персонализированным, доступным и гибким. Это, в свою очередь, обеспечивает комфортные условия для самообучения, эффективного развития и карьерного роста. Указанное исследование подтвердило актуальность цифровизации образовательного пространства в контексте формирования ключевых компетенций будущих специалистов сферы лингвистики, филологии и языкознания и доказало необходимость дальнейшей разработки проблемы, в частности поиска более эффективных путей внедрения цифровизации как комплекса инструментов, оптимизирующих обучение, обеспечивающих персонализацию и автоматизацию образовательных процессов.

Библиографический список

1. Зуев М.Б. К вопросу применения актуальных технологий информационно-коммуникативного характера в процессе обучения иностранным языкам. Вестник РГГУ. Серия: Психология. Педагогика. Образование. 2020; № 3: 21 - 30.

2. Klein J.I., Rice C., Levy J.C. U.S. Education Reform and National Security (Independent Task Force Report). New York: Council on Foreign Relations Press, 2012; Vol. 68.

3. Buzzard C., Crittenden V.L., Crittenden W.F., McCarty P. The Use of Digital Technologies in the Classroom: A Teaching and Learning Perspective. Journal of Marketing Education. 2011; Vol. 33 (2): 131 - 139.

4. Багузина Е.И. Инновационные образовательные технологии и их роль в гуманизации иноязычной профессиональной подготовки студентов вуза. Современная наука: актуальные проблемы теории и практики. Серия: Гуманитарные науки. 2017; № 11: 63.

5. Колосовская И., Степанова Д. Лингвистическое образование в условиях цифровизации. Наука и инновации. 2020; № 6 (208): 37 - 39.

6. Герасименко Т.Л., Зенина Л.В. Инновационные ресурсы цифровизации полиязыковой подготовки студентов вуза. Современное педагогическое образование. 2020; № 10: 151 - 154.

7. Гальнук Л.М. Мультимодальный контент электронного учебного курса, особенности его структуры и лингводидактический потенциал. Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Психология и педагогика. 2019; Т. 16, № 4: 634 - 650.

References

1. Zuev M.B. K voprosu primeneniya aktual'nyh tehnologij informacionno-kommunikativnogo haraktera v processe obucheniya inostrannym yazykam. Vestnik RGGU. Seriya: Psihologiya. Pedagogika. Obrazovanie. 2020; № 3: 21 - 30.

2. Klein J.I., Rice C., Levy J.C. U.S. Education Reform and National Security (Independent Task Force Report). New York: Council on Foreign Relations Press, 2012; Vol. 68.

3. Buzzard C., Crittenden V.L., Crittenden W.F., McCarty P. The Use of Digital Technologies in the Classroom: A Teaching and Learning Perspective. Journal of Marketing Education. 2011; Vol. 33 (2): 131 - 139.

4. Baguzina E.I. Innovacionnye obrazovatel'nye tehnologii i ih rol' v gumanizacii inoyazychnoj professional'noj podgotovki studentov vuza. Sovremennaya nauka: aktual'nye problemy teorii i prakiiki. Seriya: Gumanitarnye nauki. 2017; № 11: 63.

5. Kolosovskaya I., Stepanova D. Lingvisticheskoe obrazovanie v usloviyah cifrovizacii. Nauka i innovacii. 2020; № 6 (208): 37 - 39.

6. Gerasimenko T.L., Zenina L.V. Innovacionnye resursy cifrovizacii poliyazykovoj podgotovki studentov vuza. Sovremennoe pedagogicheskoe obrazovanie. 2020; № 10: 151 - 154.

7. Gal'chuk L.M. Mul'timodal'nyj kontent 'elektronnogo uchebnogo kursa, osobennosti ego struktury i lingvodidakticheskij potencial. Vestnik Rossijskogo universiteta druzhby narodov. Seriya: Psihologiya i pedagogika. 2019; T. 16, № 4: 634 - 650.

Статья поступила в редакцию 04.02.21

УДК 371

Mamalova Kh.E., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Department of Chechen Philology, Chechen State University (Grozny, Russia),

E-mail: mamalova_1964@list.ru

THE ROLE OF FOLKLORE IN FORMATION OF VALUE ORIENTATIONS OF SCHOOL STUDENTS. The article reveals the role of folklore in formation of value orientations of students. It is concluded that folklore enriches the life of schoolchildren, stimulates their imagination, develops intelligence, helps to understand oneself, one's desires and emotions, and helps to increase self-confidence. It is noted that a fairy tale transfers life experience of older generations, as well as the formation of an idea of the family, the role of women and men. Fairy tales contribute to the identification of a child with certain social sexual roles, assimilation of gender roles. Creatively using the fairy tale in the educational process, teachers should influence children not even through reading fairy tales, but through the actions of the characters, in the clash and struggle between them, the triumph of justice, with which every children's tale ends. Folklore has great opportunities for the development of the student's personality, improving interaction with the outside world, and the formation of value orientations.

Key words: folklore, value orientations, schoolchild.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Х.Э. Мамалоеа. канд. пед. наук, доц., ФГБОУ ВО «Чеченский государственный университет», г. Грозный, E-mail: mamalova_1964@list.ru

РОЛЬ ФОЛЬКЛОРА В ФОРМИРОВАНИИ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ ЛИЧНОСТИ ШКОЛЬНИКА

В статье выявлена роль фольклора в формировании ценностных ориентаций личности школьника. Сделан вывод о том, что фольклор обогащает жизнь школьников, стимулирует их воображение, развивает интеллект, помогает понять самого себя, свои желания и эмоции, способствуют повышению уверенности в себе и своем будущем. Через сказку проходит передача жизненного опыта старших поколений, а также формирование представление о семье, о роли женщин и мужчин. Сказки способствуют идентификации ребенка с определенными социальными половыми ролями, усвоению гендерной роли. Творчески используя сказку в воспитательном процессе, педагоги должны влиять на детей даже не через чтения или просмотр сказки, а через поступки героев, столкновение и борьбу между ними, торжество справедливости, которым завершается каждая детская сказка. Фольклор имеет большие возможности для развития личности школьника, совершенствования взаимодействия с окружающим миром, формирования ценностных ориентаций.

Ключевые слова: фольклор, ценностные ориентации, школьник.

Большое значение в процессе формирования ценностных ориентаций у детей школьного возраста имеет фольклор.

Формирование ценностных ориентаций личности - процесс длительный и сложный, требующий исследования его механизмов. Присвоение ценностей и образование ценностных ориентаций учащихся младшей школы осуществляется посредством внешних механизмов: познания, осознания, оценки, выбора и освоения ценностей.

Познание ценностей и овладение ценностными понятиями формирует основу осознания ценности семьи, природы, здоровья и овладение навыками использования данных абстрактных понятий в повседневной жизни.

Как отмечал в своих трудах Ф.И. Буслаев, «в самую раннюю эпоху своего бытия народ уже имеет все главнейшие нравственные основы своей национальности в языке и мифологии, которые состоят в теснейшей связи с поэзией, нравом, обычаями. Начало поэтического творчества теряется в темной, доисторической глубине, когда созидался сам язык».

Для Ф.И. Буслаева фольклор - это кладезь мудрости, помогающий передать знания, накопленные нашими предками, через века. Это дает основание фольклору быть одним из мощнейших инструментов воспитания. «Много способствуют воспитанию народного характера передача эпических сказаний и поверий и привычка эпической старины жить в обычаях и нравах, переданных от отцов

к детям; но еще могущественнее образовательная сила языка, потому что его вековой мудростью поучаются нарождающиеся поколения точно так же, как на наших глазах с усвоением родного языка раскрывается смысл дитяти, получая ту организацию, какую дает ему родное слово» [1].

Как подчеркивает Н.С. Басова, духовно-нравственное воспитание младших школьников средствами фольклора - это «процесс содействия становлению положительной личности, осваивающей базовые национальные ценности, это формирование нравственных чувств (патриотизма, ответственности, совести, долга,), нравственной позиции (оценка нравственных качеств в себе и в других), нравственного поведения (готовности соблюдать общественные нормы морали, проявлять рассудительность и добрую волю)» [2].

Также отмечает особую воспитательную силу фольклора, заключенную в ее художественных образах, И.П Минералова: «Воспитание ребенка словом начинается с фольклора, устной народной словесности. Сегодня устная народная словесность приходит к малышу иным путем, чем столетия назад: ребенок получает ее при посредстве взрослых в основном из книг, собравших произведения самых разнообразных фольклорных жанров. Но народная словесность ныне запечатлена не только в книгах. Она частично сохраняется и в устной обыденной речи. С внимания к устной речи, ее идиоматике начинается формирование культурного человек».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.