Научная статья на тему 'ПРИОБЩЕНИЕ К СЕМЕЙНЫМ ЦЕННОСТЯМ НА УРОКАХ ПРЕДМЕТОВ ЯЗЫКОВОГО ЦИКЛА'

ПРИОБЩЕНИЕ К СЕМЕЙНЫМ ЦЕННОСТЯМ НА УРОКАХ ПРЕДМЕТОВ ЯЗЫКОВОГО ЦИКЛА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
234
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ / СЕМЕЙНЫЕ ЦЕННОСТИ / ТРАДИЦИИ / КУЛЬТУРА / ИНСТИТУТ СЕМЬИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Муртазаева Марита Максудовна, Эльдарова Наталья Магомедовна

Цель статьи - изучить теоретические предпосылки, определить основные приемы приобщения к семейным ценностям на уроках предметов языкового цикла, направленные на духовно-нравственное развитие учащихся. На разных этапах работы использовались методы наблюдения, ассоциативного эксперимента, анализа учебников, обобщения и классификации анализируемого материала. В результате исследования определены виды и приемы работы по духовно-нравственному развитию и воспитанию школьников, предусматривающие приобщение к базовым семейным ценностям, среди которых в качестве основной выступает воспитание уважительного и ответственного отношения к семье, понимания ее роли в жизни общества. Выводы. Уроки предметов языкового цикла обладают большим потенциалом для создания уникальных организационно-методических приемов освоения и осознания подрастающим поколением ценностного аспекта семьи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Муртазаева Марита Максудовна, Эльдарова Наталья Магомедовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INTRODUCING THE FAMILY VALUES IN THE LESSONS OF THE SUBJECTS OF THE LINGUISTIC CYCLE

The aim of the article is to study the theoretical prerequisites, to determine the main methods of familiarization with family values in the lessons of subjects of the language cycle, aimed at the spiritual and moral development of students. At different stages of the work, methods of observation, associative experiment, textbook analysis, generalization and classification of the analyzed material were used. As a result of the research, the types and methods of work on the spiritual and moral development and education of schoolchildren have been identified, providing for familiarization with basic family values, among which the main one is the education of a respectful and responsible attitude to the family, understanding its role in the life of society. Conclusions. Lessons of the subjects of the language cycle allow to expand the range of activities for the study, development and awareness of the value aspect of the family by the younger generation.

Текст научной работы на тему «ПРИОБЩЕНИЕ К СЕМЕЙНЫМ ЦЕННОСТЯМ НА УРОКАХ ПРЕДМЕТОВ ЯЗЫКОВОГО ЦИКЛА»

Педагогические науки / Pedagogical Science Оригинальная статья / Original Article УДК 372.881.1

DOI: 10.31161/1995-0659-2022-16-1-2-66-73

Приобщение к семейным ценностям на уроках предметов языкового цикла

© 2022 Муртазаева М. М.1, Эльдарова Н. М.2

1 Волховский филиал Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена, Волхов, Ленинградская обл., Россия, mmaritam@mail.ru 2 Дагестанский государственный педагогический университет,

Махачкала, Россия, eldarovan@mail.ru

РЕЗЮМЕ. Цель статьи - изучить теоретические предпосылки, определить основные приемы приобщения к семейным ценностям на уроках предметов языкового цикла, направленные на духовно-нравственное развитие учащихся. На разных этапах работы использовались методы наблюдения, ассоциативного эксперимента, анализа учебников, обобщения и классификации анализируемого материала. В результате исследования определены виды и приемы работы по духовно-нравственному развитию и воспитанию школьников, предусматривающие приобщение к базовым семейным ценностям, среди которых в качестве основной выступает воспитание уважительного и ответственного отношения к семье, понимания ее роли в жизни общества. Выводы. Уроки предметов языкового цикла обладают большим потенциалом для создания уникальных организационно-методических приемов освоения и осознания подрастающим поколением ценностного аспекта семьи.

Ключевые слова: духовно-нравственное воспитание, семейные ценности, традиции, культура, институт семьи

Формат цитирования: Муртазаева М. М., Эльдарова Н. М., Приобщение к семейным ценностям на уроках предметов языкового цикла // Известия Дагестанского государственного педагогического университета. Психолого-педагогические науки. 2022. Т. 16. № 1-2. С. 66-73. DOI: 10.31161/1995-06592022-16-1-2-66-73

Introducing the Family Values in the Lessons of the Subjects of the Linguistic Cycle

© 2022 Marita M. Murtazaeva1, Natalya M. Eldarova2

Volkhov branch, A. I. Herzen Russian State Pedagogical University, Volkhov, Leningrad region, Russia, mmaritam@mail.ru 2Dagestan State Pedagogical University, Makhachkala, Russia, eldarovan@mail.ru

ABSTRACT. The aim of the article is to study the theoretical prerequisites, to determine the main methods of familiarization with family values in the lessons of subjects of the language cycle, aimed at the spiritual and moral development of students. At different stages of the work, methods of observation, associative experiment, textbook analysis, generalization and classification of the analyzed material were used. As a result of the research, the types and methods of work on the spiritual and moral development and education of schoolchildren have been identified, providing for familiarization with basic family values, among which the main one is the education of a respectful and responsible attitude to the family, understanding its role in the life of society. Conclusions. Lessons of the subjects of the language cycle allow to expand the range of activities for the study, development and awareness of the value aspect of the family by the younger generation.

Keywords: spiritual and moral education, family values, traditions, culture, family institution

For citation: Murtazaeva M. M., Eldarova N. M. Introducing the Family Values in the Lessons of the Subjects of the Linguistic Cycle. Dagestan State Pedagogical University. Journal. Psychological and Pedagogical Sciences, 2022, vol. 16, no. 1-2, pp. 66-73. DOI: 10.31161/1995-0659-2022-16-1-2-66-73 (in Russian)

Введение

В современной общеобразовательной школе проблема приобщения школьников к семейным ценностям, воспитания уважительного и ответственного отношения к семье, понимания ее роли как на уровне личном, так и общественном приобретает особое значение. Связано это с происходящими социальными и культурными изменениями в стране, с трансформацией сложившегося с годами в обществе традиционного жизненного уклада и духовно-нравственных ориентаций.

Сегодня ценностное отношение к семье видится основным условием сохранения традиций и поддержки культурного наследия народов нашей страны. Приоритетным направлением государственной политики Российской Федерации на период до 2025 года в области воспитания и развития подрастающего поколения признается приобщение к традиционным российским культурным, духовно-нравственным и семейным ценностям [7].

В «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России» раскрываются принципы и направления воспитания высоконравственной личности путем формирования у нее основных ценностей, духовных ориентиров и убеждений и отмечается, что непременным условием национальной безопасности государства является здоровье и благополучие семьи [3].

В рамках нашей работы видится необходимым обратиться к результатам опроса, проведенного в 2018 году в субъектах РФ. Так, целью исследования было изучение представления россиян о счастье. Результаты опроса подтверждают важность семьи для россиян и ее значимость для ощущения счастья. Согласно опросу, у каждого пятого россиянина счастье ассоциируется именно с семьей, детьми и внуками, ещё 15 % считают видят счастье в благополучии семьи и благополучии детей [9]. На вопрос «Что для вас означает понятие "счастье"», респонденты дали ответы: счастье - это «полноценная семья»; «семья чтобы была»; «хорошие дети, хороший муж»; «дети мои и внуки, супруга»;

«родители, семья»; «мои дети, внуки, правнуки». Благополучие в семье, по мнению опрошенных, - это «в семье без ругани»; «в семье все хорошо»; «все довольны в семье»; «у детей и у тебя все хорошо»; «чтобы дети хорошо жили».

Наиболее счастливые моменты для россиян также связаны с семьей, пребыванием в семейном кругу, среди родственников («вся семья вместе»; «когда, возвращаясь из командировки, видишь своих детей»), с благополучием близких людей («когда счастливы в семье»; «когда все дома хорошо, когда дети счастливы»; «когда мой сын счастлив»), с рождением детей («был счастлив, когда узнал, что будет ребенок»; «когда родилась дочка»; «когда сын родился»; «сегодня у меня родился внук»).

Как показал опрос, семья остается ценностью, которая разделяется большинством взрослого населения.

В то же время нельзя не отметить, что экономическая и социальная нестабильность в обществе оказывает негативное влияние на институт семьи: среди молодежи культивируется материальный и жизненный успех, утрачивается традиционное восприятие родительства, получают распространение установки на бездетность, нежелание создания семьи, разрушаются представления о семье и браке. Как результат - рост числа разводов, неполных семей, а также многочисленные проблемы детства: отклонения в развитии, отсутствие навыков согласования своего поведения с принятой системой духовно-нравственных норм и др.

Таким образом, актуальным является вопрос о поиске стратегий, средств и приемов, позволяющих педагогам задействовать установки воспитания на приобщение к семейным и нравственным ценностям, на подготовку ответственного отношения к роли будущих родителей.

Задачи настоящего исследования обусловлены необходимостью повышения уровня просвещения подрастающего поколения в вопросах роли и функции семьи в современном обществе с целью приобщения к семейным ценностям.

Материалы и методы

В отечественной науке проблема приобщения к семейным ценностям привлекала внимание просветителей, философов и педагогов во все времена. Обогатили теорию и практику такие ученые-мыслители, как К. Д. Ушинский, В. Г. Белинский, А. И. Герцен, П. Ф. Лесгафт, В. А. Сухомлинский, С. Т. Шацкий и др.

В языковом образовании отдельные аспекты формирования ценностных ориен-таций в процессе обучения русскому языку раскрыты Е. В. Архиповой, Е. А. Быст-ровой, А. Д. Дейкиной, Л. И. Мишатиной, Л. И Новиковой, Л. А. Ходяковой и др.; иностранному языку - Н. А. Горловой, З. Н. Никитенко, В. В. Сафоновой,

И. И. Халеевой и др. При этом процесс освоения школьниками системы ценностей стал соотноситься с формированием языковой картины мира учащихся, а текст - рассматриваться современными методистами в качестве средства, способного передавать ценностный опыт народа.

Присвоение семейных ценностей на уроках предметов языкового цикла связывается с работой над ценностным содержанием ряда понятий, с формированием социальной компетентности и ответственности, где сферой такой ответственности и компетентности школьника выступает семья; с воспитанием нравственных чувств, убеждений, этического сознания, определяющих культуру семейных отношений, их нравственную основу; с пониманием человека как носителя нравственности и культуры в семье, семьи как ценности. При этом следует учитывать требования национального воспитательного идеала, выступающего в качестве общего ориентира в деятельности педагога по нравственному воспитанию обучающихся, национальную и региональную специфику, особенности конкретной группы обучающихся.

Воспитание семейных ценностей, по мнению И. Ф. Дементьевой, необходимо рассматривать как формирование компетенций, разграниченных на следующие категории: «1) ценности, относящиеся к самому себе как личности и субъекту жизнедеятельности; 2) ценности, формируемые в ходе взаимодействия индивида с другими людьми; 3) ценности, относящиеся к деятельности индивида и проявля-

ющиеся во всех ее типах и формах» [4, с. 152].

Рассмотрение названных категорий применительно к предметам языкового цикла позволяет определить стратегию развития личности в процессе овладения речевой деятельностью и отражает требования личностно-ориентированной парадигмы образования.

Личностно-ориентированная парадигма провозглашает приоритет общечеловеческих ценностей и в качестве ведущего выделяет принцип самоопределения личности и создание условий для ее реализации. Применение этого принципа требует от учителя знание ориентиров, с помощью которых будет осуществляться развитие личности в деятельности. В качестве таких ориентиров, например, в обучении иностранным языкам Н. А. Горлова видит «личностный и деятельностный компоненты как подходы» [2, с. 142], следуя которым учитель определяет направление профессиональной деятельности и вырабатывает ценностные ориентации [там же, с. 148].

В современном понимании деятель-ностный подход рассматривается с позиции учебной или учебно-познавательной деятельности. Ведущей деятельностью в обучении языкам является деятельность общения, а основной целью обучения -развитие личности в процессе общения.

Так как деятельность - это процесс, который осуществляется на основе способов реализации, то эффективность будет зависеть от правильного выбора учителем того или иного способа и умения совмещать его с необходимыми задачами, условиями и средствами [там же, с. 155].

Основным качеством, которое выделяется при проектировании личностно-ориентированного образования, по мнению З. Н. Никитенко, является понимание личности как человека культуры [5, с. 10]. Такое понимание личности определяется спецификой предметов «Русский язык», «Родной язык», «Иностранный язык», где личность школьника рассматривается как личность субъекта своей культуры, и только будучи таковым он сможет стать духовно-нравственной личностью и субъектом межкультурного диалога.

Духовность в светском понимании определяется как показатель ценностей, способность личности к саморазвитию и созданию внутреннего мира, на основе

которого определяется ее гуманистическая сущность и нравственный выбор. Ценности и ценностное воспитание являются в понятиях «духовность» и «нравственность» связующими.

Согласно ФГОС ООО, воспитательный процесс должен обеспечивать осознание и формирование знаний о семейных ценностях, профилактике семейного неблагополучия, принятие ценностей семьи, стремление к духовно-нравственному совершенствованию у учащихся; личностные результаты освоения программы предполагают готовность обучающихся руководствоваться системой позитивных ценностных ориентаций, в том числе понимание роли семьи в жизни общества, ориентацию на моральные ценности [8]. Поэтому среди задач уроков по предметам языкового цикла выделим формирование личности духовной, осознающей значение семьи в жизни человека и общества, и личности гуманной, способной сопереживать, готовой прийти на помощь, любящей Родину, родной язык и проявляющей интерес к чужому языку и культуре.

Реализация требований стандарта предусматривает использование учебных ситуаций общения, учебных текстов в качестве дидактических единиц. Для определения эффективных форм работы на уроке были проведены анкетирование школьников, наблюдения за учебным процессом, анализ учебников по иностранному языку, экспериментальная работа с учащимися Санкт-Петербурга и Махачкалы.

Результаты и обсуждение

Анализ учебников учебно-

методического комплекта серии «Английский в фокусе» (2-11 классы, издательство «Просвещение») позволил выявить преемственность работы по воспитанию ценностного отношения к семье на всех ступенях обучения иностранному языку в школе.

Так, например, по теме «Семья» на уроках иностранного языка в начальной школе обучающиеся готовят портфолио с рисунками и первыми эссе, в которых представляют свою семью, рассказывая об общих заботах, увлечениях, традициях, распределении домашних обязанностей, о счастливых выходных и праздниках, проведенных совместно. Дети составляют план помощи маме по дому, заполняют

анкеты «Как я помогаю дома», участвуют в проектной деятельности по темам «Семейные каникулы», «Папа, мама и я - вместе дружная семья». Опыт, полученный в ходе педагогической деятельности, а также анкетирование младших школьников и беседы с ними выявили, что для детей семейные ценности являются значимыми. Однако практика общения с детьми показала, что встречаются случаи, когда дети лишены возможности видеть с раннего детства полноценные семейные отношения. Для таких школьников важны игры на воображение, ролевые перевоплощения в идеальную семью: когда все вместе и помогают друг другу, а также упражнения по развитию речи, где дети обсуждают признаки хорошей и благополучной семьи.

В средней школе школьники продолжают изучение темы, которая включает в себя выбор действия в условиях создавшейся проблемной ситуации. Раскрываются вопросы, связанные с взаимоотношениями в семье, разбираются конфликты поколений, темы о розыгрышах старших братьев и сестер, письма родственникам, размышления о домашних обязанностях.

В старших классах учебные тексты содержат информацию на идентификацию моральных чувств и их осознание: трудный выбор подростка между семьей и друзьями, история семьи и связь поколений, советы взрослого психолога в урегулировании противоречий, письма в молодежный журнал и др.

Нормы морали регулируют нравственные отношения между членами семьи и выступают основанием для оценивания своих и чужих поступков. Такие темы предполагают использование приемов ассоциативного выстраивания со словами «счастливая семья» и «несчастливая семья», проведение дискуссий и ролевых игр. Процесс приобщения к семейным ценностям на уроках языкового цикла может осуществляться в коллективной, групповой и индивидуальной форме. Эквивалентами воспитания и приобщения к нормам семейных ценностей выступают понятия взаимопомощи, взаимопонимания, любви, сострадания, милосердия, добра, порядочности и заботы.

Для определения понимания школьниками ценностного содержания понятия «семья» в 2020 г. был проведен ассоциа-

тивный эксперимент среди учащихся 5-7 классов ОАНО «Сафинат» г. Махачкалы.

В ходе «цепочного» ассоциативного эксперимента школьники должны были отреагировать на слово-стимул «семья» словесными ассоциациями. Помимо лингвистических знаний, эксперимент дает возможность определить знание современными школьниками семантической составляющей слова семья, закономерностей его использования в речи, а также выяснить их мнение о семье, которая относится к ключевым понятиям культуры, сделать вывод о представлениях детей о семье, о ее смыслах и компонентах, актуальных для ценностной картины мира современных школьников.

Обработка результатов эксперимента позволила выявить ассоциативную реакцию обучающихся. На первом месте -названия членов семьи: мама, папа, брат, сестра, дедушка, прабабушка и др. На втором - абстрактные существительные: любовь, доброта, счастье и др. На третьем -слова, указывающие на родство: родня, родные, близкие и др. У некоторых опрошенных с семьей ассоциируются: родина, путешествие, богатство, еда, уборка, Новый год, лето и др. В ряду ассоциаций встретился глагол беречь, наречия вместе, сложно, просто, прилагательные красивая, богатая. К отрицательным реакциям можно отнести слово обида.

Отметим, что в целом школьники правильно понимают семейные ценности, основы семейного благополучия, но в их ассоциативный ряд не вошли, например, такие слова, как выдержка, поддержка, помощь, праздник, прощение, терпение и др., на которых базируются гармоничные отношения в семье.

На основе результатов анализа учебников и экспериментальных данных были намечены основные направления работы по усвоению семейных ценностей, выделены реалии, способные отразить духовное, поведенческое и организационное приобщение к ним школьников.

Знакомство с семейными ценностями на уроках английского языка осуществлялось через прочтение текстов с последующим обсуждением, разыгрывание ролевых ситуаций, выполнение разного рода заданий, затрагивающих проблемы института семьи, конфликтов поколений, формирования воспитательной грамотно-

сти, соблюдения традиций и развития гармоничных отношений в семье.

Рассмотрим методические рекомендации УМК «Английский в фокусе» для 5 класса. Проблеме воспитания уважения к семейным отношениям, своей семье посвящен целый модуль "Family ties" (9 уроков). Начинается модуль с дневника Kate Green (урок 1 - "My family"). Короткие описания дневника не ограничиваются персональными сведениями о членах семьи (имя, возраст, хобби, род занятий, внешность), а содержат комментарии, отражающие личное мнение автора, его оценочную позицию. Последующие уроки модуля: "Who's who?", "Famous people", " American TV Families", "Hobbies", "Identifying & describing people" формируют у школьников уважительное отношение к своим корням и семейным традициям.

Тема семьи поднимается в других уроках модулей ("At work" (урок 6b); " Weekends" (урок 6c); "Dress right" (урок 7b); "Master chef" (урок 8b)):

1) сюжетные картинки с изображением семьи во время празднования дня рождения и других знаменательных событий;

2) совместная деятельность (работа в доме, в саду, прогулки, отдых, чтение книг) и пр.:

- опишите по предложенному плану каждого из членов семьи на фотографиях; организуйте выставку работ с приложенными фотографиями (упр. 9, с. 89);

- проведите беседу о прошлых летних каникулах: спросите нескольких учеников, куда они ездили со своими семьями, какая была погода, чем они занимались на отдыхе (упр. 5, с. 90);

- организуйте беседу с целью закрепления в речи изученных ранее слов и введения новых по теме «Еда»: Who is master chef? Who cooks in your family? Do you like cooking? (упр. 1, с. 98).

В ходе знакомства с любой новой темой учебного курса можно решать воспитательные задачи по приобщению школьников к семейным ценностям. Так, например, урок 6с "Weekend" (с. 80) модуля 6 "Round the clock" учитель может начать словами: "People in Russia like to enjoy their free time with the people who are most important to them - their children or their parents".

Уроки русского языка, предмета духовно-нравственной направленности, дают

возможность знакомить школьников с семейными ценностями, основанными на традиционном понимании нравственности, прививать интерес и любовь к родной речи, культуре и народу. Популярными средствами для учителя в эффективном решении поставленных воспитательных задач могут стать диктанты, сочинения-рассуждения, упражнения, содержащие тексты тематической направленности. Кроме того, рекомендуется использовать технологию комплексного анализа текста, которая позволяет:

1) объединять деятельность обучающихся по закреплению навыков грамотного письма и речевого развития

2) использовать задания на развитие умений анализировать, обобщать, логически излагать свои мысли

3) решать задачи формирования языковых компетенций, позволяющих повторить все разделы языка, увидеть и понять языковые явления, наблюдать за словом в лексическом контексте, интерпретировать текст.

Для комплексного анализа в 7 классе можно использовать текст произведения Н. В. Гоголя «Тарас Бульба».

Вопросы и задания для анализа:

- Как вы думаете, как воспитывал Тараса Бульба своих сыновей?

- Каково отношение матери к сыновьям?

- Как Тарас относится к своей жене?

- Почему Н. В. Гоголь, обращаясь к образу жены Тараса, часто употребляет слово «бедная»?

- Найдите в произведении описание светлицы. Как с помощью деталей интерьера автор обращает внимание читателя на образ матери? Определите основную мысль прочитанного отрывка.

- К какому стилю речи относится текст? Назовите признаки стиля.

- Произведите словообразовательный анализ слова треньканья из главы 1.

- Произведите морфологический разбор слова прощанием из второго предложения главы 2.

- Дайте толкование слову зеница из пятого предложения главы 2.

- Определите, какой частью речи являются слова в первом предложении главы 3.

- Объясните пунктограммы в последнем предложении главы 1.

Эффективность данной технологии повышается за счет тренировки зритель-

ной памяти, которая развивает орфографическую зоркость в ходе детального изучения текста и работы над отдельными словами и предложениями.

Рассмотреть вопросы нравственности в связи с семейными ценностями позволяет подготовка к сочинению-рассуждению по теме «Милосердие начинается у себя дома». В ходе беседы на уроке учащиеся дают определение нравственности, духовности, а через них приходят к понятию милосердия, приводят примеры соответствующих поступков, рассказывают о людях, которые запомнились милосердным поведением, вспоминают героев художественной литературы.

Беседа на уроке может включать следующие вопросы:

- Почему мы чтим людей, которые умели прийти на помощь другим, помогая, спасая даже ценой собственной жизни? Многие из них жили давно, некоторые имена остались неизвестными, кто-то живет рядом с нами. Но они вошли в историю рода человеческого. Кого из них вы можете назвать?

- Можно их назвать хорошими людьми? А нравственными? Что значит человек нравственный? Какие качества вы отметите у нравственного человека?

- От какого слова образовано слово духовный? Душа человека проявляет себя желаниями, чувствами, ее питают «духовные ценности». Что «питает» душу? Какие поступки?

- Мы знаем тех, кто помогает соседям, кто заботится о животных, подкармливает птиц, бездомных собак и кошек, кто заботится о родной земле, очищая ее от мусора, сажая деревья. Про таких людей говорят, что они одарены душевной красотой, духовностью. Какие ценности у духовной личности?

- Как правило, среди таких ценностей жизнь человека, счастье, семья, любовь и другие. Допишите предложения: Человека называют добрым, когда ... Семья - это ... Любить родителей - значит ...

- Среди качеств нравственной личности вы назвали такое, как милосердие. Что означает слово милосердие? (работа со словарем).

- Герои каких известных вам произведений проявляют милосердие? («Капитанская дочка» А. С. Пушкина, «Уроки французского» В. Распутина, «Хлеб для собаки» В. Тендрякова и др.).

- Назовите пословицы о милосердии (Против милосердия и меч бессилен; Настоящий воин тот, у кого есть милосердие и др.)

- «Милосердие начинается у себя дома» - утверждает пословица. Почему мы нередко вспоминаем эту народную мудрость? Очень важно научиться вести себя дома так, чтобы никого из домашних не огорчать, не обижать. С посторонними людьми мы проявляем сдержанность чаще, чем с близкими, и это неправильно. Бабушка и дедушка, родители, братья и сестры, домашние питомцы тоже нуждаются в заботе, доброте, помощи, снисхождении. Милосердие по отношению к близким проявляет нашу человечность, духовную зрелость. Счастливые семейные отношения определяются и послушанием детей, строятся на терпении, согласии, выдержке, преодолении обиды, готовности и умении создавать комфортную домашнюю атмосферу, и это касается всех членов семьи.

Выводы

Воспитательными результатами учебной деятельности на уроках предметов языкового цикла видятся: приобретение школьниками знаний о семейных ценно-

Литература

1. Английский язык. Книга для учителя. 5 класс: учеб. пособие для общеобразоват. организаций / Ю. Е. Ваулина, Д. Дули, О. Е. Подоля-ко, В. Эванс. М.: Express Publishing: Просвещение, 2021. 192 с. URL: https://catalog.prosv.ru/attachment/817fde834 786fd926ba03e42c9f2e9d51ba8a61f.pdf (дата обращения 10.01.2022).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Горлова Н. А. Методика обучения иностранному языку: в 2 ч. Ч. 1. Учебное пособие. М.: Изд-во «Академия», 2013. 336 с.

3. Данилюк А. Я., Кондаков А. М., Тишков В. А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России в сфере общего образования. М.: Просвещение, 2009. URL: https://mosmetod.ru/files/metod/ nachalnoe/orkse/fgos/konc_dnrv.pdf (дата обращения 27.12.2021).

4. Дементьева И. Ф. Трансформация ценностных ориентаций в современной российской семье // Вестник РУДН. Серия: Социология. 2004. № 6-7. С. 150-160. URL: https://cyberleninka.rU/article/n/transformatsiy a-tsennostnyh-orientatsiy-v-sovremennoy-rossiyskoy-semie-1/viewer (дата обращения 26.12.2021)

5. Никитенко З. Н. Методическая система овладения иностранным языком на начальной

стях и их содержании, о семейных традициях своего народа, о моральных нормах, одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т. п.; получение школьником позитивного отношения к семейным ценностям, их понимание (на основе чтения и анализа текстов соответствующего содержания, работы по картине и др.); подготовка школьников к действиям на ценностной основе, когда он становится человеком, обладающим чувством ответственности за своих родных и близких. Это возможно, если на уроке знания о ценностях переводятся в реально действующие, осознанные мотивы поведения, значения ценностей переживаются эмоционально, присваиваются обучающимися и становятся их личностными смыслами, тогда духовно-нравственное развитие школьников достигает целей [6, с 76].

Проблема приобщения к ценностям на уроках языкового цикла в школе является многогранной, социально значимой и требует дальнейшей разработки, обладая большим потенциалом для создания уникальных организационно-методических приемов, способных формировать у обучающихся специфические знания и способы действий.

ступени школьного образования. Автореф. дисс. ... д-ра пед. наук. М., 2014. URL: https://new-disser.ru/_avtoreferats/010080 52389.pdf (дата обращения 26.12.2021).

6. Рувинский Л. И. Нравственное воспитание личности. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1981. 184 с.

7. Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года / утв. распоряжением Правительства РФ 29.05.2015 № 996-р // Российская газета. 06.08.2015. URL: https://rg.ru/documents/ 2015/06/08/vospitanie-dok.html (дата обращения 05.12.2021).

8. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования / утв. приказом Минпросвещения России от 31.05.2021 № 287 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» // Российская газета. 06.07.2021. URL: https://cdnstatic.rg.ru/uploads/attachments/21 2/71/14/64101.pdf (дата обращения 07.12.2021).

9. Что такое счастье? Еженедельный опрос «ФОМнибус» 6-7 октября 2018 г. URL: https://fom.ru/TSennosti/14129 (дата обращения 10.12.2021).

Психолого-педагогические науки ••• 73

Psychological and Pedagogical Sciences •••

References

1. Anglijskij yazyk. Kniga dlya uchitelya. 5 klass: ucheb. posobie dlya obshcheobrazovat. organizacij [English. The book for the teacher. Grade 5: textbook. allowance for general education. organizations]. Yu. E. Vaulina, D. Duli, O. E. Podolyako, V. Evans, Moscow, Prosvesh-chenie Publishing House, Express Publishing, 2021, available at: https://catalog.prosv.ru/attachment/817fde834 786fd926ba03e42c9f2e9d51ba8a61f.pdf (accessed 10 January 2022).

2. Gorlova N. A. Metodika obucheniya in-ostrannomu yazyku: v 2 ch. Ch. 1. Uchebnoye posobie [Methods of teaching a foreign language: in 2 p. Part 1. Study guide]. Moscow, Akademiya, 2013, 336 p. (in Russian)

3. Danilyuk A. Ya., Kondakov A. M., Tishkov V. A. Koncepciya duhovno-nravstvennogo razvitiya i vospitaniya lichnosti grazhdanina Rossii v sfere obshchego obrazovaniya [The concept of spiritual and moral development and education of the personality of a citizen of Russia in the field of general education]. Moscow, Prosveshchenie Publishing House, 2009, available at: https://mosmetod.ru/files/metod/nachalnoe/or kse/fgos/konc_dnrv.pdf (accessed 27 December 2021).

4. Dement'eva I. F. Transformaciya cen-nostnyh orientacij v sovremennoj rossijskoj sem'e [Transformation of Value Orientations in the Modern Russian Family]. RUDN Journal of Sociology, 2004, no. 6-7, pp. 150-160, available at: https://cyberleninka.ru/article/n/transformatsiy a-tsennostnyh-orientatsiy-v-sovremennoy-rossiyskoy-semie-1/viewer (accessed 26 December 2021).

5. Nikitenko Z. N. Metodicheskaya sistema ovladeniya inostrannym yazykom na nachal'noj stupeni shkol'nogo obrazovaniya. Avtoref. diss. ... d-ra ped. nauk [Methodical system of mastering a foreign language at the initial stage of

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ Принадлежность к организации

Муртазаева Марита Максудовна, кандидат педагогических наук, доцент, кафедра гуманитарного образования и педагогических технологий, Волховский филиал, Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена, Волхов, Ле-ниградская обл., Россия, mmaritam@mail.ru

Эльдарова Наталья Магомедовна, кандидат педагогических наук, доцент, кафедра теории и методики обучения русскому языку и литературе, Дагестанский государственный педагогический университет, Махачкала, Россия, eldarovan@mail.ru

school education. Abstract of Doctor's degree dissertation]. Moscow, 2014, available at: https://new-

disser.ru/_avtoreferats/01008052389.pdf (accessed 26 December 2021).

6. Ruvinskij L. I. Nravstvennoe vospitanie lichnosti [Moral education of the individual]. Moscow, Moscow University Press, 1981, 184 p.

7. Strategiya razvitiya vospitaniya v Rossijskoj Federacii na period do 2025 goda, utver-zhdena rasporyazheniem Pravitel'stva RF 29.05.2015 N 996-r [Strategy for the development of education in the Russian Federation for the period up to 2025, approved by order of the Government of the Russian Federation on May 29, 2015 no. 996-r]. Rossiyskaya gazeta, August 6, 2015, available at: https://rg.ru/documents/2015/06/08/vospitani e-dok.html (accessed 5 December 2021).

8. Federal'nyi gosudarstvennyi obra-zovatel'nyi standart osnovnogo obshchego obrazovaniya / utv. prikazom Minprosveshcheniya Rossii ot 31.05.2021 № 287 "Ob utverzhdenii federal'nogo gosudarstvennogo obrazovatel'nogo standarta osnovnogo obshchego obrazovaniya" [Federal state educational standard for basic general education / approved. Order of the Ministry of Education of Russia dated May 31, 2021 no. 287 "On Approval of the Federal State Educational Standard of Basic General Education"]. Rossiyskaya gazeta, July 6, 2021, available at: https://cdnstatic.rg.ru/uploads/attachments/21 2/71/14/64101.pdf (accessed 7 December 2021).

9. Chto takoe schast'e? Ezhenedel'nyj opros «FOMnibus» 6-7 oktyabrya 2018 g. [What is happiness? FOMnibus weekly survey October 67, 2018]. Available at: https://fom.ru/TSennosti/14129 (accessed 10 December 2021).

INFORMATION ABOUT THE AUTHORS

Affiliations Marita M. Murtazaeva, Ph. D. (Pedagogy), assistant professor, the chair of Humanitarian Education and Pedagogical Technologies, Volkhov Branch, A. I. Herzen Russian State Pedagogical University, Volkhov, Leningrad region, Russia, mmaritam@mail.ru

Natalya M. Eldarova, Ph. D. (Pedagogy), assistant professor, the chair of Theory and Methods of Teaching Russian and Literature, Dagestan State Pedagogical University, Makhachkala, Russia, eldarovan@mail.ru

Принята в печать 25.01.2022

Received 25.01.2022

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.