Научная статья на тему 'ЭТНОПЕДАГОГИЧЕСКИЕ СЕМЕЙНЫЕ ЦЕННОСТИ В ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОМ ВОСПИТАНИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ'

ЭТНОПЕДАГОГИЧЕСКИЕ СЕМЕЙНЫЕ ЦЕННОСТИ В ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОМ ВОСПИТАНИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
183
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
семья / тувинский народ / духовно-нравственное воспитание / образование / ценности / этнопедагогика / family / Tuvan people / spiritual and moral education / education / values / ethnopedagogy

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Н.Н. Ховалыг

В настоящей статье представлен анализ этнопедагогических семейных ценностей тувинского народа и их роль в духовно-нравственном воспитании младших школьников. Семья как этнопедагогическая ценность представляет собой отдельную категорию в духовно-нравственном воспитании личности. К этнопедагогическим семейным ценностям можно отнести любовь школьников к окружающей родной природе, основы патриотического и трудового воспитания в семье, близких людей, домашний очаг, здоровье и счастье членов семьи. В работе рассмотрены вопросы в соответствии с Концепцией духовно-нравственного воспитания и развития личности в образовательных учреждениях Республики Тыва. Младшие школьники с самых ранних лет получают навыки и умения, связанные с трудовой жизнью семьи. В работе также отдельно систематизированы этнопедагогические ценности в семьях с традиционным укладом. Статья предназначена для исследователей в области педагогики, преподавателей и аспирантов педагогических направлений подготовки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ETHNOPEDAGOGICAL FAMILY VALUES IN SPIRITUAL AND MORAL EDUCATION OF YOUNGER PUPILS

The article presents an analysis of the ethno-pedagogical family values of the Tuvan people in the spiritual and moral education of primary schoolchildren. The family as an ethnopedagogical value is a separate category in the spiritual and moral education of the individual. Ethno-pedagogical family values can include the love of schoolchildren for the surrounding native nature, the foundations of patriotic and labor education in the family, close people, home, health and happiness of family members. The paper considers issues in accordance with the “Concept of spiritual and moral education and development of personality in educational institutions of the Republic of Tyva”. Younger students from the earliest years receive skills and abilities related to the working life of the family. The work also separately systematized ethno-pedagogical values in families with a traditional way of life. The article is intended for researchers in the field of pedagogy, teachers and graduate students of pedagogical training areas.

Текст научной работы на тему «ЭТНОПЕДАГОГИЧЕСКИЕ СЕМЕЙНЫЕ ЦЕННОСТИ В ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОМ ВОСПИТАНИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ»

9. Learning, arts and the brain. The Dana Consortium Report on Arts and cognition. Organized by M. Gazzaniga. New York/Washington, D.C., 2008. Available at: http: s.dosworkspase. com/d/AFsrhKG4nll7pODcxrmmFA

10. Magsamen S.H. The arts as part of our everyday lives: making visible the value of the arts in learning for families. International mind, brain, and education society and blackwell publishing, Inc. 2011; Vol. 5, № 1: 29 - 32.

References

1. Frolova T.V. Hudozhestvenno-'esteticheskoe razvitie studentov v vospitatel'noj sisteme universiteta. Dissertaciya ... kandidata pedagogicheskih nauk. Orenburg, 2006.

2. Hamzina G.R. Muzykal'no-'esteticheskoe vospitanie studentov nemuzykal'nyh fakul'tetov pedagogicheskogo VUZa. Dissertaciya ... kandidata pedagogicheskih nauk. Kazan', 2002.

3. Burton J., Horowitz R., Abeles H. Learning in and through the arts. Curriculum implication. Champions of change. Center for Arts Education Research. Teachers College, Columbia University. 1999; № 7: 35 - 46.

4. Collins A.M. Neuroscience, music education and the pre-service primary (elementary) generalist teacher. International Journal of Education & the Arts. 2014; Vol. 15, № 5. Available at: http://www.ijea.org/v15n5/

5. Collins A.M. Bigger, better brains: neuroscience, music education and the pre-service early childhood and primary (elementary) generalist teacher. PhD thesis. Melbourne, 2012.

6. Brean A., Skeje G.U. Muzyka i mozg: Kak muzyka vliyaetna 'emocii, zdorov'e i intellekt. Perevod s anglijskogo. Moskva: Al'pina Pablisher, 2020.

7. Posner M., Patoine B. How arts training improves attention and cognition, 2009. Available at: http: //www.dana.org/printerfriendly.aspx?id=23206

8. Magsamen S.H. Battro A.M. Understanding how the arts can enhance learning. International mind, brain, and education society and blackwell publishing, Inc. 2011; Vol. 5, № 1: 1 - 2.

9. Learning, arts and the brain. The Dana Consortium Report on Arts and cognition. Organized by M. Gazzaniga. New York/Washington, D.C., 2008. Available at: http: s.dosworkspase. com/d/AFsrhKG4nll7pODcxrmmFA

10. Magsamen S.H. The arts as part of our everyday lives: making visible the value of the arts in learning for families. International mind, brain, and education society and blackwell publishing, Inc. 2011; Vol. 5, № 1: 29 - 32.

Статья поступила в редакцию 30.10.20

УДК 378

Khovalyg N.N., postgraduate, Department of Pedagogy, Tuva State University (Kyzyl, Russia), E-mail: nadejda_ho@mail.ru

ETHNOPEDAGOGICAL FAMILY VALUES IN SPIRITUAL AND MORAL EDUCATION OF YOUNGER PUPILS. The article presents an analysis of the ethno-ped-agogical family values of the Tuvan people in the spiritual and moral education of primary schoolchildren. The family as an ethnopedagogical value is a separate category in the spiritual and moral education of the individual. Ethno-pedagogical family values can include the love of schoolchildren for the surrounding native nature, the foundations of patriotic and labor education in the family, close people, home, health and happiness of family members. The paper considers issues in accordance with the "Concept of spiritual and moral education and development of personality in educational institutions of the Republic of Tyva". Younger students from the earliest years receive skills and abilities related to the working life of the family. The work also separately systematized ethno-pedagogical values in families with a traditional way of life. The article is intended for researchers in the field of pedagogy, teachers and graduate students of pedagogical training areas.

Key words: family, Tuvan people, spiritual and moral education, education, values, ethnopedagogy.

Н.Н. Ховалыг, аспирант, Тувинский государственный университет, г. Кызыл, E-mail: nadejda_ho@mail.ru

ЭТНОПЕДАГОГИЧЕСКИЕ СЕМЕЙНЫЕ ЦЕННОСТИ В ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОМ ВОСПИТАНИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

В настоящей статье представлен анализ этнопедагогических семейных ценностей тувинского народа и их роль в духовно-нравственном воспитании младших школьников. Семья как этнопедагогическая ценность представляет собой отдельную категорию в духовно-нравственном воспитании личности. К этнопедагогическим семейным ценностям можно отнести любовь школьников к окружающей родной природе, основы патриотического и трудового воспитания в семье, близких людей, домашний очаг, здоровье и счастье членов семьи. В работе рассмотрены вопросы в соответствии с Концепцией духовно-нравственного воспитания и развития личности в образовательных учреждениях Республики Тыва. Младшие школьники с самых ранних лет получают навыки и умения, связанные с трудовой жизнью семьи. В работе также отдельно систематизированы этнопедагогические ценности в семьях с традиционным укладом. Статья предназначена для исследователей в области педагогики, преподавателей и аспирантов педагогических направлений подготовки.

Ключевые слова: семья, тувинский народ, духовно-нравственное воспитание, образование, ценности, этнопедагогика.

Цель статьи - раскрыть основы этнопедагогических семейных ценностей в духовно-нравственном воспитании младших школьников.

В настоящее время важное место в образовании занимает духовно-нравственное воспитание личности, основанное на семейных ценностях. Н.М. Боаги отмечает: «Этнопедагогический подход к воспитанию, ставший приоритетным в современных условиях, актуализирует проблемы изучения народной педагогики как фактора традиционной системы воспитания подрастающего поколения. Её основу составляют духовная культура, народные традиции, обычаи, а также социально-этические нормы поведения в воспитании гражданина своей Родины» [1]. Итак, в настоящее время этнопедагогический подход в духовно-нравственном воспитании младших школьников занимает особое место в тувинской народной педагогике.

В становлении и развитии тувинской народной педагогики огромную роль сыграли труды М.Б. Кенин-Лопсана [2], Ч.М. Чулдума [3]. В народной педагогике тувинцев главное место занимают этнопедагогические исследования Х.Д.-Н. Ооржака [4; 5], Т.Т. Мунзук [6; 7; 8], ПД. Сундуй [9], А.С. Шаалы [10; 11], С.Я. Ооржак [12], Н.Ч. Дамба [6] и др. В данных работах раскрыты основные пути формирования тувинской народной педагогики, характеризующие этнопедагоги-ческие традиции тувинского народа.

Как и у других народов, у тувинцев сформировалась народная педагогика, которая прочно вошла в традиционную систему воспитания и играет главную роль в стремлении народов сохранить свою самобытность.

А.С. Шаалы пишет: «В современных этнопедагогических исследованиях предметная область расширяется. В обосновании актуальности их содержания важно направлять внимание не только на возрождение, сохранение и значимость традиций, обычаев, обрядов и других аспектов этнической культуры, на знания

людей в данной области, но и, прежде всего, на формирование этнопедагогических семейных ценностей у младших школьников. В соотнесении с категорией «воспитание» требуется более углубленное изучение в этнопедагогических исследованиях «кижизидилге», исходя из его корня «кижи» - человек» [11]. В качестве примера можно привести самую известную тувинскую пословицу Кижи болуру чажындан, аът болуру кулунундан ('Человеком становятся с детства, конь становится с жеребенка'). Учитель во время занятий с помощью пословицы передает самые важные качества духовно-нравственного воспитания младших школьников.

О воспитательной сущности тувинской народной педагогики справедливо пишут Т.Т. Мунзук, Н.Ч. Дамба и В.В. Марюхина, выделяя, что «тувинский народ накопил богатый опыт воспитания подрастающего поколения, создал прекрасные прогрессивные традиции и обычаи, в которых сконцентрированы методы и приемы, средства и пути народного воспитания. У тувинцев сложился нравственный идеал арата-скотовода, земледельца и охотника» [6, с. 88].

В настоящее время недостаточно используются задачи и возможности эт-нопедагогической науки в духовно-нравственном воспитании младших школьников, особенно в региональных научных исследованиях.

Духовно-нравственное воспитание и развитие личности выражается в следующей системе базовых национальных ценностей:

1. Человек как личность.

2. Семья как ценность.

3. Культура как ценность.

4. Язык как ценность.

5. Природа как ценность.

6. Труд как ценность.

7. Образование как ценность.

8. Патриотизм (родинопочитание) как ценность.

9. Здоровье и жизнь человека как ценность [13].

Из определенной в Концепции ценностей мы остановимся на семье как ценности, которая включает в себя ценности, связанные с личной жизнью человека. К этнопедагогическим семейным ценностям можно включить любовь школьников к окружающей родной природе, основы патриотического и трудового воспитания в семье, близкие люди, домашний очаг, здоровье и счастье членов семьи.

Систему этнопедагогических семейных ценностей мы определяем как совокупность позитивных отношений между членами семьи, базовыми из которых являются любовь, радость, взаимоотношения детей и их родителей, доверительное общение в семье.

Как справедливо отмечает Т.Т. Мунзук, «тувинский народ проявлял большую любовь и привязанность к детям. Ребенок - человек как ценность. Народ считает, что «дети - великое богатство, а скот - мнимое богатство». Бытует мнение, что в многодетной семье жизнь становится полноценнее, каждый привыкает к самостоятельному труду, дисциплине, взаимопомощи, понимает чувство ответственности, долга, быстро приобретает необходимые навыки и умения. Большой заботой каждой семьи было сохранение здоровья ребенка» [8]. Из этого можно сделать вывод о том, что в основе духовно-нравственного воспитания и развития личности младших школьников главное место занимает семья. Приоритетными задачами формирования духовно-нравственного воспитания этнопедагогических семейных ценностей являются любовь и поддержка родителей к своим детям, патриотическое и трудовое воспитание детей, глубокое уважение и почитание родителей, старшего поколения.

В духовно-нравственном воспитании младших школьников через этнопе-дагогические семейные ценности главную роль играют мать и отец - родители. Об огромной роли семьи в формировании духовно-нравственного воспитания свидетельствует тувинская пословица Ие свзун ижип болбас, ада свзун ажырып болбас ('букв.: Нельзя пить слово матери, нельзя проглотить слово отца').

О высоком культе матери известный ученый по этнопедагогике тувинского народа А.С. Шаалы отмечает следующее: «Одной из характерных черт тувинцев является высокий культ матери, родственников по материнской линии: «Чер-Ие» - «Мать-Земля», «На красе чаю не сваришь, к косе коня не привяжешь». Так, каждый из близких родственников беременной женщины или роженицы, кто приезжал в ее юрту, обязательно должен был преподнести подарок или мясные или молочные продукты и т.д. На всех семейно-ро-довых праздниках почитаются родственники со стороны матери. Первыми благословения новорожденному произносили родные по линии матери, они же дарили подарки, например, трёхлетнему ребенку при совершении обряда «баш дугу хылбыктаары» - «подрезание родовых волос» [11]. В тувинском фольклоре о высоком культе матери в духовно-нравственном воспитании детей говорят следующие тувинские пословицы: Кыстыг кижи кыя свглээр, оолдуг кижи оя свглээр ('Имеет дочерей - намеками привяжет, имеет сыновей - всю правду сразу скажет', 'Птица гнездо стережет, детей человек бережет'), Кускун кара-даа бол твлунге ынак ('воронята черны, да вороне родны').

Кроме этого, учебная программа предмета «Окружающий мир» в начальных классах направлена на ознакомление с многообразием предметов живой природы. В связи с этим можно использовать возможность вместе с подачей основного материала использовать материал тувинской народной педагогики в учебной и внеклассной деятельности. Главной целью изучения окружающего мира является развитие общественно значимых качеств личности, ценностных представлений о природе, людях, обществе.

Например, во 2 классе, изучая тему «Семья народов России», школьники узнают, что на территории России проживают более 150 народов со своими традиционными обычаями и культурой. В качестве домашнего задания можно дать

Библиографический список

исследовательскую работу, связанную с поиском информации традиционной культуры какого-либо народа. С помощью вопроса «Представители каких народов населяют твой край?» младшие школьники узнают, что на территории России живут общей семьей разные народы. Кроме этого, школьники узнают всевозможные национальные праздники народов, проживающих на территории России. В качестве примера можно привести национальный праздник татар Сабантуй, у хакасского народа Новый год - Чыл Пазы, Тун-Пайрам - праздник первого айрана, главный летний праздник скотоводов, а у тувинцев Новый год - Шагаа, главный национальный праздник животноводов - Наадым. Таким образом, учебный предмет «Окружающий мир» является основой правильного духовно-нравственного воспитания младших школьников через этнопедагогические семейные ценности в окружающем мире.

Во 2 классе, изучая тему «Берёзовая роща», младшие школьники узнают об особом отношении тувинского и русского народов к берёзе (хадыц). В качестве домашнего задания можно дать исследовательскую работу, связанную с поиском пословиц, поговорок, загадок о берёзе, поиск народных лекарственных берёзовых рецептов и информацию о народных промыслах, в которых используют это дерево.

Знакомство с элементами тувинской народной педагогики продолжается при изучении темы «Почва» (3 класс). На этом уроке можно включить в беседу народные сказания, пословицы загадки, в которых народ воспевает Землю как Чер - ие («Земля - мать»), Дээр - ада («Небо - отец»). Школьники вместе с учителем рассуждают, почему и в настоящее время так бережно относятся к земле. В конце урока ученики высказывают мнение о том, что и в современном мире очень важно бережное отношение к земле-кормилице.

Далее мы рассмотрим другую важную функцию семьи - подготовка к трудовому воспитанию. Трудовое воспитание детей - один из самых важных путей формирования духовно-нравственного воспитания детей в семье. Важнейшими задачами в трудовом воспитании детей была помощь старшим, пробуждение у младших школьников интереса к трудовой деятельности. Например, тувинская пословица Чалгаа чорба, кежээ чору ('Будь трудолюбивым, а не ленивым') призывает детей с малых лет быть трудолюбивыми. В качестве примера можно привести другие пословицы тувинского народа: Эки кылган ажыл, элеп читпес алдар ('Работал, не жалея сил - в народе славу заслужил',), Уран дарган эргээн какпас, уран кыс удазынга ораашпас ('Кузнец-умелец не отшибет палец, швее-искуснице в нитках не запутаться') свидетельствуют о приучении детей к трудовому воспитанию в семье с раннего возраста.

Среди различных видов традиционной хозяйственной деятельности тувинского народа ведущее место занимает скотоводство. К выполнению различных поручений тувинские дети привлекались примерно с четырех - пяти лет В 10 - 12 лет дети становились самостоятельными пастухами, держали телят около коров, когда их доили утром и вечером, собирали дрова для топлива, таскали воду. Например, в целях воспитания детей с малых лет к труду с помощью тувинской пословицы Биче чалгаа улуг чалгаага чедирер ('Маленькая лень до большой дорастет') разоблачали любой вид безделья [11]. Через пословицу Чалгаа кижи бажым дээр, чазый кижи суксадым дээр ('Ленивый говорит: «голова болит», обжора говорит: «пить хочется»') учитель младшим школьникам объясняет, что труд занимает важное место в жизни народа. Итак, формирование трудового воспитания младших школьников опирается на накопленный опыт тувинского народа, проявляя высокие духовные качества.

Таким образом, в анализе этнопедагогических семейных ценностей в духовно-нравственном воспитании младших школьников важное место занимает учебный предмет «Окружающий мир». Самыми важными в духовно-нравственном воспитании младших школьников выступают такие этнопедагогические семейные ценности, как почитание старших, забота о младших, трудовое воспитание, которое приносит благополучие и радость в семье. Также младшие школьники в раннем возрасте получают навыки и умения, связанные именно с трудовой жизнью семьи.

1. Боаги Н.М., Андросов М.А., Филатова В.А. Реализация этнопедагогического подхода в нравственном воспитании учащихся начальных классов современной школы. Информация и образование: границы коммуникаций. 2014; № 6 (14): 242 - 245.

2. Кенин-Лопсан М.Б. Традиционная этическая культура тувинцев. Кызыл, 2006.

3. Чулдум Ч.М. Примерные разъяснения терминов народной педагогики. Кызыл, 1999.

4. Ооржак Х.Д.-Н. Педагогическое содержание физической культуры народов Южной Сибири. Кызыл, 1995.

5. Ооржак Х.Д.Н., Ооржак С.Я. Этнопедагогика и этнопедагогическое знание (изучение и усвоение). Северные архивы и экспедиции. 2019; Т. 3, № 4: 85 - 91.

6. Марюхина В.В., Мунзук Т.Т., Дамба Н.Ч. Воспитательная сущность тувинской народной педагогики. Мир науки, культуры, образования. 2018; № 6 (73): 87 - 89.

7. Мунзук Т.Т. Прогрессивные идеи и опыт тувинской народной педагогики и их использование в семейном воспитании. Диссертация ... кандидата педагогических наук. Казань, 1990.

8. Мунзук Т.Т Художественно-эстетическая роль фольклора в народном воспитании тувинцев. Мир науки, культуры, образования. 2018; № 2 (69): 239 - 241.

9. Сундуй Г.Д. Прогрессивные идеи и опыт народной педагогики в нравственном воспитании младших подростков. Диссертация ... кандидата педагогических наук. Москва, 1993.

10. Шаалы А.С. Этнопедагогическая подготовка учителя к нравственному воспитанию учащихся тувинской школы на традициях народного этикета. Автореферат диссертации ... кандидата педагогических наук. Москва, 1993.

11. Волков Г.Н., Салчак К.Б., Шаалы А.С. Этнопедагогика тувинского народа. Кызыл, 2009.

12. Ооржак С.Я. Этнопедагогические исследования на материале Республики Тыва. Вестник Тувинского государственного университета. 2013; Т. 4, № 4: 46 - 53.

13. Концепция духовно-нравственного воспитания и развития личности в образовательных учреждениях Республики Тыва. Кызыл: Издательско-полиграфический отдел «Билиг», 2011.

References

1. Boagi N.M., Androsov M.A., Filatova V.A. Realizaciya 'etnopedagogicheskogo podhoda v nravstvennom vospitanii uchaschihsya nachal'nyh klassov sovremennoj shkoly. Informaciya i obrazovanie: granicy kommunikacij. 2014; № 6 (14): 242 - 245.

2. Kenin-Lopsan M.B. Tradicionnaya 'eticheskaya kul'tura tuvincev. Kyzyl, 2006.

3. Chuldum Ch.M. Primernye raz'yasneniya terminov narodnojpedagogiki. Kyzyl, 1999.

4. Oorzhak H.D.-N. Pedagogicheskoe soderzhanie fizicheskoj kul'tury narodov Yuzhnoj Sibiri. Kyzyl, 1995.

5. Oorzhak H.D.N., Oorzhak S.Ya. 'Etnopedagogika i 'etnopedagogicheskoe znanie (izuchenie i usvoenie). Severnye arhivy i 'ekspedicii. 2019; T. 3, № 4: 85 - 91.

6. Maryuhina V.V., Munzuk T.T., Damba N.Ch. Vospitatel'naya suschnost' tuvinskoj narodnoj pedagogiki. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2018; № 6 (73): 87 - 89.

7. Munzuk T.T. Progressivnye idei i opyt tuvinskoj narodnoj pedagogiki i ih ispol'zovanie v semejnom vospitanii. Dissertaciya ... kandidata pedagogicheskih nauk. Kazan', 1990.

8. Munzuk T.T. Hudozhestvenno-'esteticheskaya rol' fol'klora v narodnom vospitanii tuvincev. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2018; № 2 (69): 239 - 241.

9. Sunduj G.D. Progressivnye idei i opyt narodnoj pedagogiki v nravstvennom vospitanii mladshih podrostkov. Dissertaciya ... kandidata pedagogicheskih nauk. Moskva, 1993.

10. Shaaly A.S. 'Etnopedagogicheskaya podgotovka uchitelya k nravstvennomu vospitaniyu uchaschihsya tuvinskoj shkoly na tradiciyah narodnogo 'etiketa. Avtoreferat dissertacii ... kandidata pedagogicheskih nauk. Moskva, 1993.

11. Volkov G.N., Salchak K.B., Shaaly A.S. 'Etnopedagogika tuvinskogo naroda. Kyzyl, 2009.

12. Oorzhak S.Ya. 'Etnopedagogicheskie issledovaniya na materiale Respubliki Tyva. Vestnik Tuvinskogo gosudarstvennogo universiteta. 2013; T. 4, № 4: 46 - 53.

13. Koncepciya duhovno-nravstvennogo vospitaniya irazvitiya lichnosti v obrazovatel'nyh uchrezhdeniyah Respubliki Tyva. Kyzyl: Izdatel'sko-poligraficheskij otdel «Bilig», 2011.

Статья поступила в редакцию 29.09.20

УДК 37.013.78

Chebatarev V.A, Cand. of Sciences (Pedagogy), Professor, Fire Training Department, Novosibirsk Military Institute n.a. General of the Army I.K. Yakovlev of National Guard of the Russian Federation (Novosibirsk, Russia), E-mail: chebatarev_vitalii@mail.ru

FEATURES OF DEVELOPMENT OF FUTURE OFFICER'S PROFESSIONAL STRUCTURE. The article discusses features of development of the structure of professionalism of a future officer in the process of training in a military university. The professionalism of an officer is characterized as the highest ability of a subject of military professional activity to perform his military duty, which is manifested in the conditions of military society and recognized by its other members. The definition of the general structure and content of professionalism is a multi-dimensional understanding of the phenomenon of professionalism and its multi-structural representation. The research is based on theoretical and methodological studies of professional formation (E.F. Zeer, E.K. Klimov, A.K. Markova), psychological and pedagogical concepts of professionalism (A.S. Belkina, A.A. Verbitsky, S.A. Druzhilov, M.D. Ilyazova, V.A. Tsvyk, V.A. Mitrokhovich), military-professional orientation of the individual (A.Yu. Asriev, A.F. lonidi, I.B. Nagaeva, V.V. Usmanova); deductive analysis and design of material related to the structure of professional development future officer. The article describes the structure of professionalism on the part of an integral functional-semantic system, which includes value-semantic, motivational, individual-psychological, instrumental, and cognitive components. The structure of professionalism is also considered through the prism of socio-philosophical analysis and is formed in cultural and personal and socio-functional plans. A comprehensive approach to understanding professionalism is reflected in various concepts and approaches to this phenomenon. As a system quality, professionalism is considered in the unity of three subsystems, each of which has its own structure: the subsystem of professional productivity, the subsystem of professional identity, the subsystem of professional maturity. The author identifies the most significant components in the structure of the future officer's professionalism: activity, identification, adaptation, integration, which. The components included in the structure of professionalism of the future officer are identified, which in our opinion are the most important and available for the development of professionalism of the future officer in the educational process of higher military educational institutions, as well as which an officer must have to successfully perform military professional tasks for the official purpose.

Key words: structure of professionalism, professional development, professional competence, educational process of military university.

В.А. Чебатарее, канд. пед. наук, проф., Новосибирский военный институт имени генерала армии И.К. Яковлева войск национальной гвардии Российской Федерации, г. Новосибирск, E-mail: chebatarev_vitalii@mail.ru

ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ СТРУКТУРЫ ПРОФЕССИОНАЛИЗМА БУДУЩЕГО ОФИЦЕРА

В данной статье рассматриваются особенности развития структуры профессионализма будущего офицера в процессе обучения в военном вузе. Профессионализм офицера характеризуется как высшая способность субъекта военно-профессиональной деятельности выполнить свой воинский долг проявляющаяся в условиях военного социума и признаваемая другими его членами. В определении общей структуры и содержания профессионализма является многоплановое понимание самого явления профессионализма и его полиструктурное представление. В основу исследования положены теоретико-методологические исследования профессионального становления (Э.Ф. Зеер, Е.К. Климов, А.К. Маркова), психолого-педагогические концепции профессионализма (А.С. Белкина, А.А. Вербицкий, С.А. Дружилов, М.Д. Ильязова, В.А. Цвык, В.А. Митрохович), военно-профессиональной направленности личности (А.Ю. Асриев, А.Ф. Иониди, И.Б. Нагаева, В.В. Усманова); дедуктивный анализ и оформление материала, связанного со структурой развития профессионализма будущего офицера. В статье дана характеристика структуры профессионализма со стороны целостной функционально-смысловой системы, которая включает компоненты: ценностно-смысловой, мотивационный, индивидуально-психологический, инструментальный, когнитивный. Также рассматривается структура профессионализма через призму социально-философского анализа и формируется в двух планах: культурно-личностном и социально-функциональном. Комплексный подход к пониманию профессионализма находит свое отражение в различных концепциях и подходах к этому явлению. Как системное качество, профессионализм рассматривается в единстве трех подсистем, каждая из которых обладает собственной структурой: подсистема профессиональной продуктивности, подсистема профессиональной идентичности, подсистема профессиональной зрелости. Автор выделяет в структуре профессионализма будущего офицера наиболее значимые компоненты: деятельностный, идентификационный, адаптационный, интеграционный, которые охватывают профессиональное становление военного специалиста в условиях образовательного процесса военного вуза. Определены компоненты, входящие в структуру профессионализма будущего офицера, которые на наш взгляд, являются наиболее важными и доступными для развития профессионализма будущего офицера в условиях образовательного процесса высшего военного учебного заведения, а также которыми должен обладать офицер для успешного выполнения военно-профессиональных задач по должностному предназначению.

Ключевые слова: структура профессионализма, профессиональное становление, профессиональная компетентность, образовательный процесс военного вуза.

В настоящее время ведущим фактором эффективного развития Вооруженных Сил Российской Федерации выступает подготовка профессионального военнослужащего в высших военных учебных заведениях, который способен выполнить любые военно-профессиональные задачи, связанные с защитой от угроз безопасности страны. Сегодня к подготовке будущего офицера предъявляются новые требования, возрастает значение военно-педагогических систем, способных сочетать подготовку военного профессионала с учетом развития вооружения, военной техники, военной науки, направленных на формирование лич-

ностно-профессиональных качеств будущего офицера, а также психологическую готовность к военно-профессиональной деятельности.

Профессиональное становление офицера представляется не столько процессом наращивания его профессиональных знаний, умений и навыков, приобретенных в высшем военном учебном заведении, сколько процессом личностного развития, в результате которого появляется возможность проявлять и развивать свою профессиональную компетентность в воинском коллективе (группе), выстраивать систему взаимоотношений внутри коллектива, тем самым

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.