Научная статья на тему 'ПРЕДМЕТЫ «РУССКИЙ РОДНОЙ ЯЗЫК» И «ЛИТЕРАТУРА НА РОДНОМ (РУССКОМ) ЯЗЫКЕ» КАК ИНСТРУМЕНТЫ ФОРМИРОВАНИЯ У ОБУЧАЮЩИХСЯ СЕМЕЙНЫХ ЦЕННОСТЕЙ И ПОЗИТИВНЫХ ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ'

ПРЕДМЕТЫ «РУССКИЙ РОДНОЙ ЯЗЫК» И «ЛИТЕРАТУРА НА РОДНОМ (РУССКОМ) ЯЗЫКЕ» КАК ИНСТРУМЕНТЫ ФОРМИРОВАНИЯ У ОБУЧАЮЩИХСЯ СЕМЕЙНЫХ ЦЕННОСТЕЙ И ПОЗИТИВНЫХ ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
279
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РОДНОЙ ЯЗЫК (РУССКИЙ) / РОДНАЯ РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА / НРАВСТВЕННЫЕ ЦЕННОСТИ / ДУХОВНАЯ КУЛЬТУРА / ВОСПИТАНИЕ ЛИЧНОСТИ / ДЕТСКАЯ ЛИТЕРАТУРА / ВЛИЯНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ / ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ / РОДИТЕЛЬСКОЕ ПРОСВЕЩЕНИЕ / СЕМЕЙНОЕ ВОСПИТАНИЕ / РАЗВИТИЕ РОДИТЕЛЬСКИХ КОМПЕТЕНЦИЙ

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Гусев Алексей Владимирович, Хачикян Елена Ивановна

В статье отражены результаты проведенных в 2021 году семинаров-совещаний «Языки народов Российской Федерации в системе общего образования». В центре внимания авторов - влияние предметов «русский родной язык» и «литература на родном (русском) языке» на формирование семейных ценностей обучающихся, формирование позитивных детско-родительских отношений. Актуальность обращения к заявленной проблематике определяется тем, что именно родная русская литература является важным инструментом, который при столкновении со сложными жизненными проблемами позволяет совершенствовать процесс всестороннего развития личности. Многие аспекты ценностных ориентиров современного человека уходят корнями в родной язык, его конструкции. Нравственно-этические, историко-культурные элементы предмета «русский родной язык» позволяют глубже осваивать традиционные духовно-нравственные ценности, в том числе ценность семьи. Воспитание детей, формирование у них ценностных ориентиров и постижение нравственных категорий на уроках родной русской литературы и родного (русского) языка, использование этических и воспитательных этих предметов школьной программы становится важнейшим явлением современного педагогического процесса. При этом вовлечение родителей (законных представителей) обучающихся в изучение предметной области «Родной язык и родная литература» может оказать значительное влияние на развитие семейного воспитания, стать одним из направлений совершенствования родительских компетенций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по языкознанию и литературоведению , автор научной работы — Гусев Алексей Владимирович, Хачикян Елена Ивановна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

NATIVE RUSSIAN LANGUAGE AND NATIVE RUSSIAN LITERATURE AS TOOLS FOR FORMING FAMILY VALUES AND POSITIVE CHILDREN-PARENTS’ RELATIONSHIPS

The article reflects the results of a series of seminars and conferences called «Languages of the Russian Federation’s nations in the General education system» that took place in 2021. The authors focus on the influence of subjects “native Russian language” and “native Russian literature” on the formation of children’s family values and positive children-parents’ relationships. The relevance of addressing the stated topics is determined by the fact that native Russian literature is an important tool, when faced with complex life problems, that allows improving the process of all-around development of an individual. Many aspects of the moral values of modern people have their roots in the native language and its structure. Moral-ethical, historical-cultural elements of a subject “native Russian language” allow for deeper absorption of traditional moral values including family values. The education of children, formation of their value orientations and the comprehension of moral categories in the lessons of native Russian literature and native (Russian) language, the use of ethical and educational subjects of the school curriculum is becoming the most important phenomenon of the modern pedagogical process. Moral - aesthetic education and upbringing of the younger generation by means of native Russian literature and native Russian language, the consistent and purposeful use of its aesthetic and pedagogical capabilities to form stable moral categories of youth is entering life today as a necessary, useful and fully justified phenomenon. The involvment of parents (legal representatives) of students learning native Russian language can deeply influence the development of family education and become one of the paths of improving parents’ competence.

Текст научной работы на тему «ПРЕДМЕТЫ «РУССКИЙ РОДНОЙ ЯЗЫК» И «ЛИТЕРАТУРА НА РОДНОМ (РУССКОМ) ЯЗЫКЕ» КАК ИНСТРУМЕНТЫ ФОРМИРОВАНИЯ У ОБУЧАЮЩИХСЯ СЕМЕЙНЫХ ЦЕННОСТЕЙ И ПОЗИТИВНЫХ ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ»

Предметы «Русский родной язык» и «Литература на родном (русском) языке» как инструменты формирования у обучающихся семейных ценностей и позитивных детско-родительских отношений

Гусев Алексей Владимирович,

кандидат исторических наук, ответственный секретарь Координационного совета общероссийской общественной организации «Национальная родительская ассоциация социальной поддержки семьи и защиты семейных ценностей» E-mail: gusev-75@bk.ru

Хачикян Елена Ивановна,

доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой литературы Калужского государственного университета им. К.Э. Циолковского E-mail: helena64@bk.ru

В статье отражены результаты проведенных в 2021 году семинаров-совещаний «Языки народов Российской Федерации в системе общего образования». В центре внимания авторов - влияние предметов «русский родной язык» и «литература на родном (русском) языке» на формирование семейных ценностей обучающихся, формирование позитивных детско-родительских отношений. Актуальность обращения к заявленной проблематике определяется тем, что именно родная русская литература является важным инструментом, который при столкновении со сложными жизненными проблемами позволяет совершенствовать процесс всестороннего развития личности. Многие аспекты ценностных ориентиров современного человека уходят корнями в родной язык, его конструкции. Нравственно-этические, историко-культурные элементы предмета «русский родной язык» позволяют глубже осваивать традиционные духовно-нравственные ценности, в том числе ценность семьи.

Воспитание детей, формирование у них ценностных ориентиров и постижение нравственных категорий на уроках родной русской литературы и родного (русского) языка, использование этических и воспитательных этих предметов школьной программы становится важнейшим явлением современного педагогического процесса. При этом вовлечение родителей (законных представителей) обучающихся в изучение предметной области «Родной язык и родная литература» может оказать значительное влияние на развитие семейного воспитания, стать одним из направлений совершенствования родительских компетенций.

Ключевые слова: родной язык (русский), родная русская литература, нравственные ценности, духовная культура, воспитание личности, детская литература, влияние художественной литературы, ценностные ориентации, родительское просвещение, семейное воспитание, развитие родительских компетенций.

о с

CJ

см о см

Воспитание современного ребёнка определяется условиями окружающего социума и историческими особенностями времени, определяется заказом общества. Особенно актуальны разнообразные по форме процессы погружения обучающихся в национальную культуру, изучение духовного наследия народов Российской Федерации. Активными соучастниками этого процесса формирования призваны быть родители (законные представители) детей.

Важно использовать воспитательный потенциал русской литературы и русского языка. Эти предметы школьной программы могут оказывать значительное влияние на формирование ценностных ориентиров и присвоение нравственных категорий формировать ценностное отношение к этическим нормам. Особое значение среди таких норм, ценностей и ориентиров занимают ценности семьи, являя собой основу детско-родительских отношений.

Важнейшее значение для формирования семейных ценностей имеет понимание нравственного предназначения, духовной природы семьи. Особо важны взаимные нравственные обязанности членов семьи. Именно духовную природу семьи раскрывают и утверждают многочисленные примеры из русской литературы.

ФГОС начального общего образования среди требований к предметным результатам изучения предметной области «Родной язык и литературное чтение на родном языке» указывает «осознание языка как одной из главных духовно-нравственных ценностей народа; понимание значения родного языка для освоения и укрепления культуры и традиций своего народа» [12, 394:1], а также «понимание места и роли литературы на изучаемом языке в едином культурном пространстве Российской Федерации, среди литератур народов Российской Федерации, в сохранении и передаче от поколения к поколению историко-культурных, нравственных, эстетических ценностей» [12, 403:1].

Семья в контексте духовной традиции русской литературы является местом формирования взаимного уважения, любви, самопожертвования, заботы о ближних. Основой семьи является родительская любовь, любовь детей к родителям, взаимная любовь между поколениями. В семье, основанной на русских духовных традициях, все события семейной жизни, радостные или горестные, объединяют, усиливают чувство взаимной любви. Семейная жизнь воспринимается как путь духов-

ного роста через повседневные обязанности и заботы, соработничество, взаимопонимание.

Современная жизнь зачастую провоцирует разрушение традиционной семьи, приоритетами жизни людей становятся работа, самоутверждение и удовлетворение своих страстей, материальный достаток. У современных родителей в итоге не хватает физических и моральных сил для воспитания детей. Порой и религиозные люди не воспринимают семью в качестве духовно значимого явления.

Таким образом возникает культурно-нравственный диссонанс. Преодолению этого диссонанса должно служить изучение родной русской литературы, использование её потенциала в воспитательных целях.

Изучение предметной области «Родной язык и литературное чтение на родном языке» одной из метапредметных задач должно иметь обращение внимание на особую роль родителей в традиционной русской культуре, дать соответствующие примеры, отражённые в языке и литературе. Эта роль заключается в духовно-нравственном воспитании детей. Роль родителя не может быть заменена другими общественными институтами, именно родителю принадлежит основная роль в формировании личности ребёнка. В общении родителями у ребенка формируются не только базовые компетенции мышления и речи, основные ориентации в рамках межчеловеческих отношений, но и нравственные качества, этические и этетические ценности, идеалы. В этом общении появляется чувство преемственности поколений, причастности каждой личности к истории народа, его прошлому, настоящему и будущему.

Указанные духовно-нравственные ценности семьи отражены в русском языке и литературных произведениях на русском языке. Важно изучение родителями и детьми особенностей традиционного семейного уклада, понимание его отражения в языке, культуре, литературе. Жизнь в семье всегда помогала ребенку познавать жизнь общественную, учила включаться в неё. На основе духовно-нравственных устоев семьи формировалась социальная и духовная зрелость личности. Квинтэссенцией педагогической мудрости поколений русского народа является русский язык, в том числе устное народное творчество, русский фольклор.

В педагогической практике и в семейном воспитании иногда не учитывается факт, что воспитание с помощью литературы и искусства является эффективным способом формирования представлений о назначении и социальной роли человека. При этом многие философы связывают прогресс и благополучие, нравственное развитие человека с воздействием художественной литературы, она способна не только исполнять гедонистическую функцию, но и научить человека, помочь сформировать базовые основы мировоззрения.

Этическое образование средствами родной русской литературы, использование ее эстетиче-

ских возможностей в целях формирования нравственных категорий у обучающихся становится явлением необходимым и полезным.

Курс «Русский родной язык» также имеет практико-ориентированный характер, направленный на решение задач нравственного развития личности обучающихся. Задача курса - показать, с помощью каких механизмов язык отражает культуру, как культура живёт в языке. Важно сформировать интерес к русскому языку, а через него - к русской культуре, а значит системе ценностей русского народа. В содержании курса расширяются вопросы языковой системы русской речи, внешних проявлений функционирования русского языка, его разнообразных связей с культурой, государством и обществом.

Большое значение имеет отражение в языке нравственного богатства русского народа. Курс «Русский родной язык» направлен на расширение представлений о языке как особой ценности народа, понимание его идентичности и своеобразия, мотивацию интереса и уважительного отношения к языку в контексте культуры и языков народов Российской Федерации.

Предмет «Русский родной язык» содействует формированию представлений о базе духовных и интеллектуальных ценностей, традиционных стереотипах поведения человека. Особенно наглядно эти ценности представлены устойчивыми выражениями, фразеологизмами, идиомами, пословицами, поговорками, изучение которых и является элементами школьного предмета.

Очень важным для достижения целей и задач предметной области «Родной язык и родная литература» является погружение в особенности предметов родителей, их соучастие в постижении ребёнком нравственных законов и усвоении примеров. Необходимо содействие родителям в понимании взаимосвязи языка, культуры и истории русского народа, осознании роли русского языка в постижении культуры. Вкладом в развитие родительских компетенций должно стать умение распознавать слова с национально-культурным компонентом значения, понимать традиционных русских эпических героев, значение эпитетов и сравнений, особенностей их использования в произведениях устного народного творчества и русской литературы, значение фразеологических оборотов, пословиц и поговорок, крылатых выражений. Все эти элементы отражают русскую культуру и менталитет русского народа.

Курс «Родная русская литература» в свою очередь направлен на формирование понимания литературы как одной из основных национально-культурных ценностей народа, как своеобразного увеличительного стекла-инструмента для познания жизни, способа сохранения и передачи нравственных ценностей.

В основу курса положен тезис о том, что русская литература включает в себя систему ценностных кодов, единых для русской культурной традиции, обеспечивающих преемственность свя-

сз о со "О

1=1 А

—I

о

сз т; о т О от

З

и о со

о с

и

см о см

зи между прошлым и будущим русской национальной культуры. Изучение курса позволяет использовать национально-культурную специфику русской литературы, взаимосвязь русского языка и русской литературы с историей России, в воспитательных целях.

Специфика курса русской родной литературы как инструмента формирования духовно-нравственных, в том числе семейных ценностей определяется следующими положениями:

- отбираются произведения, в которых отражаются нравственные основы русской культуры, народный характер, традиции и обычаи русского народа, актуализируются такие вечные ценности, как добро, сострадание, великодушие, милосердие, совесть, правда, любовь и др.;

- особое внимание уделяется произведениям, в которых отражен мир русского детства, традиции воспитания, взаимоотношения внутри детских сообществ, их связь с сообществами взрослыми;

- даётся историко-культурный обзор произведений, созданных в различные исторические периоды, приводится лингвистический анализ текста, позволяющий современным детям наряду с содержанием произведений русской литературы усвоить духовные ценности русского народа.

Особое место в погружении детей и их родителей в мир родного языка и русской литературы занимает детская литература. Детская русская литература прошла достаточно долгий и непростой путь своего становления, в течение которого она вбирала в себя всё то «разумное, доброе, вечное», что формировало личность человека в разные периоды развития России.

Непосредственно к детям, «формированию их внутреннего ценностного мира, была обращена обширная область фольклора - произведения различных жанров, созданные специально для детей или же отобранные для них из традиционной народной культуры, а также собственно детское творчество (песенки, считалки, дразнилки и др.) Лучшие образцы народной поэзии близки и понятны детям, они имеют ярко выраженную педагогическую направленность и отличаются художественным совершенством.» [8, с. 23-39] Именно фольклорные произведения доносят народные представления о добре и зле, верности и преданности, любви к семье и Родине. Они помогают разобраться в жизни, дать добрый совет, воспитывают патриотизм, любовь к Родине, основанной на развитии уважения к русской культуре.

Детский фольклор входит в жизнь с самого раннего возраста, прежде всего через «материнскую поэзию»: колыбельные, пестушки, потешки, прибаутки и другие произведения малых жанров. «Обучение в начальной школе связано с такими фольклорными жанрами, как былина, песня, сказка, имеющими особую художественную и историческую ценность. Былина - это образец русского героического эпоса. Для современного читателя

это одновременно и сказка, и действительность, вымысел и история. Подвиги богатырей, защищавших Русь от вражеских набегов, составляют основное содержание былин.» [1, с. 45]

Образцами устной народной поэзии является знакомая детям с младшего школьного возраста лирическая песня, например, «Ах вы, сени мои, сени», «Как у наших у ворот», «Из-за лесу, лесу темного» и другие. Песни отличаются особенным богатством образов-символов. Изучение текстов песен показывает красоту русского слова, рождает любовь к нему.

Особое место в формировании ценностных ориентиров в семье занимает сказка. Великий педагог В.А. Сухомлинский создал целую «систему воспитания детей сказкой - школу сказки.» [11, с. 68] «Именно сказки всегда учили отличать добро и зло, глупость и жадность, трусость и храбрость. Все самые важные нравственные понятия ребенок получает, знакомясь с произведениями этого жанра.» [9, с. 71]

«Становление и развитие русского фольклора было тесно связано с детской литературой, являясь основой духовной культуры народа, альфой и омегой времени» [2, с. 34], как говорил В.Г. Белинский.

Особый вклад в формирование русской литературы внес древнерусский период. Жития, сказания, повести входят в школьную программу среднего звена. Житийная литература представляет большой пласт русской национальной культуры, знакомство с которым полезно современному читателю в части формирования системы нравственных ценностей, этики внутрисемейных отношений.

Академик Д.С. Лихачев писал: «Нравственное начало всегда было необходимо в общественной жизни. Ни один урок житийной литературы не может быть воспринят нами прямо, но если учесть, что нравственность в конечном счете едина во все века и для всех людей, то, читая об устаревшем в деталях, мы можем найти для себя многое в общем. Честность, добросовестность в труде, любовь к Родине, правдолюбие - все это крайне важно для нас» [4, с. 37]. Образы и сюжеты из книг Ветхого и Нового Заветов оказали большое влияние на родную русскую литературу для детей. Так образы ребенка, матери, семьи в духовном, молитвенном единении проходят через лучшие повести о детстве и семье. Примеры таких произведений - «Детские годы Багрова-внука» С.Т. Аксакова, «Детство» Л.Н. Толстого, «Детство Темы» Н.Г. Гарина-Михайловского.

XVIII век российской истории стал временем формирования родной литературы для детей как самостоятельного пласта литературного творчества. «Начало века было связано с коренными преобразованиями Петра Первого во всех сферах жизни: переход России на новое летоисчисление, реформа алфавита, открытие первого публичного театра в Москве, открытие многих профессиональных училищ, школ, активное развитие печатно-издательского дела, в связи с этим появ-

ление массы журналов, что важно, журналов для детей («Юности честное зерцало», «Детское чтение для сердца и разума»), энциклопедии, учебная литература, научно-популярные книги, в том числе и занимательного, игрового характера, наставления, рассуждения, часто дополненные примерами в виде сказок, поучительных рассказов; сказки переводные и русские, созданные на фольклорной основе, басни и т.д.» [7, с. 89]

В характере произведений того времени отражаются особенности той эпохи: практицизм, рационализм, стремление к полезности. Ключевую роль сыграла в этот период деятельность Николая Михайловича Карамзина В.Г. Белинский считал: «В России писать для детей первый начал Карамзин, как и много прекрасного начал он писать первый...» [2, с. 59]. Его произведения «Прекрасная Царевна и счастливый Карла», «Дремучий лес», богатырская сказка в стихах «Илья Муромец», неоконченный роман «Рыцарь нашего времени» положили начало жанру повести о детстве.

Золотым веком русской литературы называют XIX век. В это время вклад в развитие русской детской литературы внесли В.А. Жуковский, А.С. Пушкин, П.П. Ершов, А. Погорельский, В.Ф. Одоевский, С.Т. Аксаков, Н.А. Некрасов, Л.Н. Толстой. «Все произведения этих писателей входят в Золотой фонд литературы для детей. Все написанное в XIX веке так или иначе обращено к детям, обширно по объему, полифонично по звучанию. Эта литература высоко художественная, в ней угадываются философские и педагогические воззрения авторов» [10, с. 112]

Тема детства в XIX веке получает философски глубокое, психологическое звучание. Писатели вводят важные темы, осваивают жизнь в ее многообразии, изображают новых героев, обогащают нравственную проблематику произведений.

XX век отмечен серьезными и исторически значимыми событиями: русско-японская война, Первая мировая война, революция, гражданская война, Великая Отечественная война. Литературу для детей в этот период развивали В.Г. Короленко, А.И. Куприн, И.А. Бунин, А.П. Чехов, Д.Н. Мамин-Сибиряк - самобытные, талантливые, яркие авторы начала ХХ века. Тема детства в родной литературе данного периода - это зеркальное отражение сути эпохи. В концепции образования и воспитания развивалась мысль о целостном развитии ребенка под влиянием произведений словесного искусства и художественного творчества в целом.

«В центре внимания находится личность рефлексирующая, когда ребенок не только на глазах читателя постигает нравственные законы жизни, но и обращается к своим поступкам, к их результатам, анализирует, осознает их природу» [6, с. 103-198]. Именно так происходит осмысление собственных действий, мотивов поведения, мыслей (мальчик Егорушка из повести А.П. Чехова «Степь»). Духовное становление ребенка мы видим в повести П.С. Романова «Детство», пережи-

ваем за героев романа В.А. Каверина «Два капитана» и т.д.).

«К своему современному состоянию русская детская литература подошла с огромным багажом, который накапливался веками: мудростью русского фольклора, библейскими, христианскими догмами, взятыми из богатейшего древнерусского периода, чувством долга и гражданской позицией, глубоким пониманием красоты художественного слова, патриотизмом и любовью к Родине, что дала литература военных лет, а также постижением богатейшего внутреннего мира человека. Именно незыблемые культурные ценности родной русской литературы, накопленные опытом предыдущих поколений, несомненно, могут стать действенным инструментом формирования гармоничной личности современного читателя» [3, С. 23-29].

По итогам проведённого анализа можно сделать вывод, что новые школьные предметы «русский родной язык» и «родная русская литература» несут в себе мощный воспитательный потенциал, позволяющий на конкретных примерах, терминах и образах формировать нравственные ценности ребёнка, ив особенности семейные ценности. Важнейшим аспектом педагогической работы по этим предметам является не просто информирование родителей (законных представителей) обучающихся о значении и смыслах преподавания этих «новых» учебных дисциплин, а максимальное погружение родителей в содержание этих предметов.

Современные условия духовно-нравственного воспитания в семье связаны с тем, что родителям самим приходится проходить становление как в педагогическом, так и в личностном плане. Родители, с одной стороны, должны становиться носителями той духовно-нравственной культуры и образа жизни, который они стремятся привить детям, с другой стороны, создавать и поддерживать в семье такую культурную, психологическую и духовную атмосферу, в которой формировалось бы и закреплялось изначальное стремление ребенка к возвышенному, святому и доброму. В решении этих нелёгких семейно-воспитательных задач призван помочь разнообразный инструментарий современной школы. В том числе, все необходимые личностные качества возможно формировать, погружаясь в удивительный мир русской литературы, наследие, отражённое в русском языке.

Литература

1. Аникин В.П. Русские народные пословицы, поговорки, загадки и детский фольклор. - М., 2013. - С. 45-59

2. Белинский В. Г., Чернышевский Н.Г., Н.А. Добролюбов о детской литературе. - М. 1983. -С. 34-63

3. Гурович Л. М., Береговая Л.Б., Логинова В.И. Ребенок и книга. - М. 1992. С. 23-29

4. Лихачев Д.С. Письма о добром и прекрасном -М., 1985. - С. 37

сз о со -а

А

—I

о

сз т; о m О от

З

ы о со

5. Мельников М.Н. Русский детский фольклор. -М. 1987. - С. 30-57

6. Мещерякова М.И. Русская детская, подростковая и юношеская проза 2 половины 20 века: проблемы поэтики. - М., 1997. - С. 103-198

7. Павлова Н.И. Образ детства - образ времени. - М., 1990. - С. 89-102

8. Петровский М.С. Книги нашего детства. - М., 2008. - С. 23-39

9. Пропп В.Я. Морфология сказки. - М., 1999. -С. 65-80

10. Сивоконь С.И. Уроки детских классиков. - М., 2010. - С. 112-118.

11. Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям. - М., 2019. - С. 60-83

12. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (утв. приказом Министерства просвещения РФ от 31 мая 2021 г. N 286 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»). http://ivo.garant.ru/#/document/400907193/ paragraph/394:1 и 403:1. Дата обращения 11.10.2021 г.

NATIVE RUSSIAN LANGUAGE AND NATIVE RUSSIAN LITERATURE AS TOOLS FOR FORMING FAMILY VALUES AND POSITIVE CHILDREN-PARENTS' RELATIONSHIPS

Gusev A.V., Khachikyan E.I.

National Parents Association for Social Support of the Family and Protection of Family Values, Kaluga State University named after K.E. Tsiolkovsky,

The article reflects the results of a series of seminars and conferences called «Languages of the Russian Federation's nations in the General education system» that took place in 2021. The authors focus on the influence of subjects "native Russian language" and "native Russian literature" on the formation of children's family values and positive children-parents' relationships. The relevance of addressing the stated topics is determined by the fact that native Russian literature is an important tool, when faced with complex life problems, that allows improving the process of all-around development of an individual. Many aspects of the moral values of modern people have their roots in the native language and its structure. Mor-

al-ethical, historical-cultural elements of a subject "native Russian language" allow for deeper absorption of traditional moral values including family values. The education of children, formation of their value orientations and the comprehension of moral categories in the lessons of native Russian literature and native (Russian) language, the use of ethical and educational subjects of the school curriculum is becoming the most important phenomenon of the modern pedagogical process.

Moral - aesthetic education and upbringing of the younger generation by means of native Russian literature and native Russian language, the consistent and purposeful use of its aesthetic and pedagogical capabilities to form stable moral categories of youth is entering life today as a necessary, useful and fully justified phenomenon. The involvment of parents (legal representatives) of students learning native Russian language can deeply influence the development of family education and become one of the paths of improving parents' competence.

Keywords: native language (Russian), native Russian literature, moral values, moral culture, personality education, children's literature, the influence of fiction, value orientations, parents education, family education, development of parents competence.

References

1. Anikin VP Russian folk proverbs, sayings, riddles and children's folklore. - M., 2013. - S. 45-59

2. Belinsky V.G., Chernyshevsky N.G., N.A. Dobrolyubov about the nursery literature. - M. 1983. - S. 34-63

3. Gurovich LM, Beregovaya LB, Loginova VI Child and book. - M. 1992.S. 23-29

4. Likhachev D.S. Letters about good and beautiful - M., 1985. -P. 37

5. Melnikov MN Russian children's folklore. - M. 1987. - S. 30-57

6. Meshcheryakova MI Russian children's, teenage and youth prose of the 2nd half of the 20th century: problems of poetics. -M., 1997. - S. 103-198

7. Pavlova NI The image of childhood - the image of time. - M., 1990. - S. 89-102

8. Petrovsky M.S. Books of our childhood. - M., 2008. - p. 23-39

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

9. Propp V. Ya. Morphology of a fairy tale. - M., 1999. - S. 65-80

10. Sivokon SI Lessons of children's classics. - M., 2010. - S. 112118.

11. Sukhomlinsky V. A. I give my heart to children. - M., 2019. - S. 60-83

12. Federal state educational standard primary general education (approved by order of the Ministry of Education of the Russian Federation of May 31, 2021 N 286 «On the approval of the federal state educational standard for primary general education»). http://ivo.garant.ru/#/document/400907193/paragraph/394:1 and 403: 1. Date of treatment 10/11/2021

о с

u

CM

о

CM

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.