Научная статья на тему 'ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЦЕННОСТНОГО ОТНОШЕНИЯ К РОДНОМУ ЯЗЫКУ КАК ФЕНОМЕНУ НАЦИОНАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ'

ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЦЕННОСТНОГО ОТНОШЕНИЯ К РОДНОМУ ЯЗЫКУ КАК ФЕНОМЕНУ НАЦИОНАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
464
64
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РОДНОЙ РУССКИЙ ЯЗЫК / ЯЗЫКОВАЯ ЛИЧНОСТЬ / АНТРОПОЦЕНТРИЧЕСКИЙ И АКСИОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОДЫ В ОБРАЗОВАНИИ / ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ ОБУЧЕНИЯ РУССКОМУ ЯЗЫКУ / ЯЗЫК КАК ФЕНОМЕН НАЦИОНАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Воителева Татьяна Михайловна, Марченко Ольга Николаевна

В августе 2018 г. были внесены изменения в Федеральный закон «Об образовании в РФ», в котором статус родного языка был установлен и для русского языка. В соответствии с этим законом и федеральными государственными образовательными стандартами родной язык (русский), как и родная литература (русская), как и другие языки и литературы народов России, стали обязательными для изучения в школе. Авторы статьи вошли в коллектив разработчиков нового учебника по родному русскому языку для средней школы. В статье рассмотрены основные подходы в обучении русскому родному языку, актуальные направления работы по формированию ценностного отношения к родному языку как феномену национальной культуры. На конкретных примерах раскрываются особенности обучения языку как средству формирования языковой личности, обладающей духовно-нравственными ценностями.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FUNDAMENTALS OF THE FORMATION OF A VALUE ATTITUDE TOWARDS THE NATIVE LANGUAGE AS A PHENOMENON OF NATIONAL CULTURE

In August 2018, amendments were made to the Federal Law “On Education in the Russian Federation”, in which the status of the native language was established for the Russian language as well. In accordance with this law and federal state educational standards, the native language (Russian), as well as native literature (Russian), as well as other languages and literatures of the peoples of Russia, have become compulsory for study at school. The authors of the article were among the team of developers of a new textbook on the native Russian language for secondary schools. The article discusses the main approaches to teaching the Russian native language, current areas of work on the formation of a value attitude towards the native language as a phenomenon of national culture. Specific examples are used to reveal the peculiarities of teaching a language as a means of forming a linguistic personality with spiritual and moral values.

Текст научной работы на тему «ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЦЕННОСТНОГО ОТНОШЕНИЯ К РОДНОМУ ЯЗЫКУ КАК ФЕНОМЕНУ НАЦИОНАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ»

Педагогика и психология образования. 2021. № 2 DOI: 10.31862/2500-297Х-2021-2-41-52

Т.М. Воителева, О.Н. Марченко

Московский государственный областной университет, 141014 г. Мытищи, Российская Федерация

Основы формирования

ценностного отношения к родному языку

как феномену национальной культуры

В августе 2018 г. были внесены изменения в Федеральный закон «Об образовании в РФ», в котором статус родного языка был установлен и для русского языка. В соответствии с этим законом и федеральными государственными образовательными стандартами родной язык (русский), как и родная литература (русская), как и другие языки и литературы народов России, стали обязательными для изучения в школе. Авторы статьи вошли в коллектив разработчиков нового учебника по родному русскому языку для средней школы. В статье рассмотрены основные подходы в обучении русскому родному языку, актуальные направления работы по формированию ценностного отношения к родному языку как феномену национальной культуры. На конкретных примерах раскрываются особенности обучения языку как средству формирования языковой личности, обладающей духовно-нравственными ценностями.

Ключевые слова: родной русский язык, языковая личность, антропоцентрический и аксиологический подходы в образовании, воспитательный потенциал обучения русскому языку, язык как феномен национальной культуры

ССЫЛКА НА СТАТЬЮ: Воителева Т.М., Марченко О.М. Основы формирования ценностного отношения к родному языку как феномену национальной культуры // Педагогика и психология образования. 2021. № 2. С. 41-52. DOI: 10.31862/2500-297Х-2021-2-41-52

0 н

01 Z

© Воителева Т.М., Марченко О.Н., 2021

Контент доступен по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License The content is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License

к x X Ш О. T О ^ Ш ю F о

I _ _

ISSN 2500-297X Pedagogy and Psychology of Education. 2021. No. 2

DOI: 10.31862/2500-297X-2021-2-41-52

T.M. Voiteleva, O.N. Marchenko

Moscow Region State University,

Mytishi, Moscow Region, 141014, Russian Federation

Fundamentals of the formation of a value attitude towards the native language as a phenomenon of national culture

In August 2018, amendments were made to the Federal Law "On Education in the Russian Federation", in which the status of the native language was established for the Russian language as well. In accordance with this law and federal state educational standards, the native language (Russian), as well as native literature (Russian), as well as other languages and literatures of the peoples of Russia, have become compulsory for study at school. The authors of the article were among the team of developers of a new textbook on the native Russian language for secondary schools. The article discusses the main approaches to teaching the Russian native language, current areas of work on the formation of a value attitude towards the native language as a phenomenon of national culture. Specific examples are used to reveal the peculiarities of teaching a language as a means of forming a linguistic personality with spiritual and moral values.

Key words: native Russian language, linguistic personality, anthropocentric and axiological approaches in education, educational potential of teaching the Russian language, language as a phenomenon of national culture

CITATION: Voiteleva T.M., Marchenko O.N. Fundamentals of the formation of a value attitude towards the native language as a phenomenon of national culture. Pedagogy and Psychology of Education. 2021. No. 2. Pp. 41-52. (In Russ.). DOI: 10.31862/2500-297X-2021-2-41-52

c*

x

x

cd

cd 1—

^ x

x c

ct u

o o

1— m

Ol

z x

x c* x

c* x

x Ol

^

o

cd vo

f o

В настоящее время основной задачей образовательной политики РФ является обеспечение современного качества образования на основе сохранения его фундаментальности и соответствия перспективным потребностям личности, общества и государства. Обучение и воспитание, являясь важнейшими составляющими образовательного процесса, служат единой цели - целостному развитию личности школьника. Как утверждал отечественный педагог К.Д. Ушинский, «ученье есть могущественнейший орган воспитания» [15, с. 64]. В Концепции преподавания русского языка и литературы отмечается ведущая роль русского языка «в процессах воспитания личности, развития ее нравственных качеств и творческих способностей, в приобщении к отечественной и зарубежной культуре, в сохранении и развитии национальных традиций и исторической преемственности поколений» [6]. Язык обеспечивает общение, взаимопонимание людей, обслуживает все сферы человеческой деятельности, является одним из основных условий существования человека в обществе. Школьники получают информацию о происхождении, становлении и роли русского языка как языка государственного, средства межнационального общения на территории Российской Федерации, родного языка русского народа, языка художественной литературы [1].

Значение филологии как «культуроносной» дисциплины увеличилось в связи с появлением антропоцентрической парадигмы научного знания. Сущность антропоцентризма как основного принципа лингвистических исследований заключается в том, что «научные объекты изучаются прежде всего по их роли для человека, по их назначению в его жизнедеятельности, по их функциям для развития человеческой личности и ее усовершенствования...» [12, с. 212]. Обозначенный подход, опирающийся на личностно ориентированную модель обучения, способствует развитию индивидуальности, креативности обучающегося, обеспечивая раскрытие его возможностей, становление самосознания, самореализации. Согласно антропоцентрическому подходу, акценты перемещаются на деятельность школьника по усвоению языка, управление этой деятельностью, речевое развитие и саморазвитие личности. Таким образом, антропоцентрический подход в образовании нацелен на изучение языковой личности, определения ее места в общенациональной культуре. 2

го

с

В современной образовательной парадигме приобретает актуаль- о

ш Е

ность аксиологический подход, который рассматривает образование | х

как путь приобщения личности к общечеловеческим ценностям, как средство формирования индивидуальной системы ценностей и идеа- ^ §г лов через приобщение к культуре народа. Применительно к конкрет- ^ ю1 ной области знаний об аксиологическом подходе можно говорить как ^

К I

о самом общем методологическом направлении, для которого характерен аспект ценности материального и духовно-нравственного, интеллектуального, эстетического, эмоционального плана. Выбор названного подхода в качестве методологической основы современной педагогики, по мнению В.А. Сластёнина, позволяет через образование привить обучающимся приоритет гуманистических ценностей [13, с. 439].

Аксиологическая направленность обучения русскому языку проявляется в реализации воспитательного потенциала учебного предмета, в основе которого лежит формирование осознания роли родного языка как феномена национальной культуры, потребности совершенствования использования языковых средств в разных ситуациях общения в соответствии с нормами современного русского языка. Включение в цели и прогнозируемые результаты обучения категории отношения к русскому языку как духовной ценности является закономерным и необходимым условием становления языковой личности. Данный подход ориентирован на формирование у школьников представления о языке как национальном достоянии, мощном средстве духовно-нравственного развития личности, что органично вплетается в задачу формирования всех видов компетенций (языковой, коммуникативной, лингвистической, культуроведческой).

Известно, что знания становятся более прочными, когда они приобретают личностное значение, поэтому важно формировать у учащихся позитивное ценностное отношение к артефактам родного языка. Русский язык должен предстать перед учениками как духовная, нравственная и культурная ценность русского народа. Таким образом, методологической базой обучения родному языку становится теория ценностей, в частности эстетические и нравственные ценности индивидуального субъекта [5, с. 100].

Назовем основные направления работы по формированию ценностного отношения к русскому родному языку: введение историко-культурной информации, характеристика национально-культурной специфики родного языка, описание эстетических свойств родного языка к и качества устной и письменной русской речи, знакомство с традициями ^ русского речевого этикета, анализ текста с позиции его смысловой цен-I | ности и культурных концептов, представление явлений родного языка if о в контексте диалога культур.

^ х Ключевые вопросы формирования у учащихся ценностного отноше-^ § ния к родному языку представлены в трудах М.Т. Баранова, А.Д. Дейки-^ ной, Л.А. Тростенцовой, Т.К. Донской, Р.Б. Сабаткоева, Л.А. Ходяковой ^ ю1 и других ученых-методистов. Реализация воспитательного потенциала, формирование уважительного отношения к родному языку заложены

в дидактическом материале современного учебника, содержащем яркие, выразительные образцы художественной речи, а также высказывания известных ученых, лингвистов, литературоведов (Д.С. Лихачева, В.В. Виноградова, В.И. Даля, Л.В. Щербы и др.) о роли русского языка в развитии ценностных ориентаций обучающихся. Знание языка помогает постичь красоту, богатство, выразительность родной речи, которые наиболее ярко проявляются в замечательных творениях художественной литературы, а также в высказываниях ученых, деятелей культуры и науки. «И еще один дар дала нам наша Россия: это наш дивный, наш могучий, наш поющий язык. В нем вся она - наша Россия. В нем все дары ее: и ширь неограниченных возможностей; и богатство звуков, и слов, и форм; и стихийность, и нежность; и простота, и размах, и парение; и мечтательность, и сила; и ясность, и красота. Все доступно нашему языку», - утверждал русский философ, писатель, публицист ХХ в. Иван Александрович Ильин [4].

Глубокое владение родным языком предполагает освоение и понимание картины мира, отраженной в этом языке. По утверждению отечественных лингвистов (см. труды Е.М. Верещагина, В.В. Колесова, В.Г. Костомарова, Ю.С. Степанова, В.Н. Телии и других ученых), языковая картина мира - это особенности родной культуры народа, отразившиеся в языке, исторически сложившиеся национальные ценности, национальное миросозерцание и мироощущение окружающей действительности с ее образами, понятиями и символами. «Именно языковая картина мира обусловливает коммуникативное поведение, понимание внешнего мира и внутреннего мира человека. Она отражает способ речемыслительной деятельности, характерной для той или иной эпохи, с ее духовными, культурными и национальными ценностями» [8, с. 16]. Языковая картина мира формирует тип отношения человека к миру и самому себе как составляющей мира.

«Изучение русского языка и владение им - могучее средство приобщения к духовному богатству русской культуры и литературы, основной канал социализации личности, приобщения ее к культурно-историческому опыту человечества»1. Данная методическая константа соответствует реализации в преподавании русского языка принципа культуросообразности, основой которого является определение языка | как национального феномена, являющегося составной частью культуры, формирующей национальное самосознание, реализуемое в языке, ^ в речи, в слове.

1 Примерная программа по учебному предмету «русский родной язык» для образовательных организаций, реализующих программы начального общего образования. URL: https://fgosreestr.ru/ (дата обращения: 05.05.2020).

к I х ш а. т о ^ ш ю F о

В содержании курса русского родного языка представлена информация исторического, географического, общественно-политического характера; этнокультуроведческая информация, включающая материал, который отражает жизнь и быт русского народа (жилище и хозяйственные строения, одежда, украшения, национальные игры, ремесла, обряды, обычаи, народные промыслы и др.). По словам К.Д. Ушинского, «Природа страны и история народа, отражаясь в душе человека, выражались в слове. Человек исчезал, но слово, им созданное, оставалось бессмертной и неисчерпаемой сокровищницей народного языка; так что каждое слово языка, каждая его форма, каждое выражение есть результат мысли и чувства человека, через которые отразилась в слове природа страны и история народа» [14, с. 13]. Благодаря языку становятся общим достоянием научные, религиозные, философские идеи, сохраняется преемственность поколений.

Информация об истории создания русской письменности, о святых славянских просветителях, создателях славянской азбуки Кирилле и Мефодии, способствует воспитанию познавательного интереса учащихся, расширению их кругозора, пониманию роли этой информации в становлении духовно-нравственной личности. Полезными для школьников являются сведения о влиянии церковнославянского языка на формирование и развитие русского литературного языка. Обращение к истории того или иного слова невозможно без культурологического комментария, без краткого описания той или иной стороны из жизни народа в прошлом. Это нужно не само по себе, а для того, чтобы учащиеся, по выражению Л.П. Крысина, поняли, «что даже самые мелкие "смысловые атомы" играют существенную роль в построении высказываний и в правильном понимании человеческой речи» [7, с. 172], в постижении нравственно-эстетической ценности любого произведения. Эмоционально-ценностные характеристики русского языка, оставленные нам в наследство русскими писателями, учеными, общественными деятелями, могут стать для учащихся образцом ценностного отношения к языку [10, с. 36], помогут осознать, что «по отношению каждого челок века к своему языку можно совершенно точно судить не только о его ^ культурном уровне, но и гражданской ценности» (К.Г. Паустовский).

| | Особо значимое для национальной культуры слово вызывает опреде-

о ленные ассоциации, т.е. ряд других слов, по смыслу с ними связанных. Так

ш

| х образуется ассоциативное поле, куда входят слова, близкие по значению.

Ассоциации возникают в сознании человека как реакция на какое-либо

К I

^ слово-стимул и позволяют определить семантику многозначного слова ^ ю1 в конкретном контексте. Знакомство с понятиями «ассоциация», «ассо-

циативное поле» формирует ассоциативное мышление обучающихся,

обогащает их словарный запас, развивает речемыслительные способности. Так, рассматривая слова с корнем род-, школьники составляют ассоциативное поле, куда входят такие слова, как родной, родник, родинка, родина, рожденный, урожденный, прирожденный, природа, урожай, рожь, родня, родство, родственник, родословная, родиться, родители; подбирают пословицы, поговорки с этим словом: Родная сторона - мать, чужая - мачеха; На чужой сторонушке рад родной воронушке; Родина - мать, умей за нее постоять.

В качестве дидактического материала в учебники русского языка включены тексты устного народного творчества: народные песни, сказки, притчи и др. Актуальным является обращение к малым жанрам фольклора - народным изречениям, имеющим поучительный смысл, пословицам и поговоркам.

На уроках русского языка школьники знакомятся не только с родной национальной культурой, но и с культурой других народов, что способствует формированию уважения к национальной самобытности других культур; пониманию и осознанию национально-культурных различий между народами. Например, говоря о заимствованной лексике, мы знакомим школьников с обратным процессом заимствования: десятки русских слов уже стали частью английского языка: дача - dacha, спутник - sputnik и др. Или в речевом этикете - обращение в разных языках: ты - вы в русском и отсутствие разграничения между ты и вы в английском. На фоне встречи культур учащиеся начинают глубже чувствовать особенности своего родного языка, уже осознанно любить его. На это указывал еще Л.В. Щерба, который писал, что знание неродного языка помогает лучше понять устройство родного языка, посмотреть на родной язык с другой стороны, другими глазами. Таким образом происходит познание культуры русского народа в диалоге культур. Каждая культура открывает свои новые стороны и в то же время раскрывает то общее, что связывает культуры разных народов и людей, говорящих на разных языках [2]. Анализируя различия в культурах народов России и народов мира, учитель выделяет общечеловеческие ценности в ситуациях общения: благожелательность, уважительное отношение коммуникантов друг к другу, их взаиморасположенность, взаимопонимание, стремление сделать общение комфортным и приятным [11, с. 104-110]. | Диалог культур уместен при изучении различных по происхождению о

пластов русской лексики, отражающих культурно-исторические связи русского народа с народами, проживающими на территории современной России: народами Кавказа, Поволжья, Сибири, Дальнего Востока, §г Севера (например, слово «Сибирь», по одной из этимологических вер- ^ ю1 сий, пришло к нам из языка хантов: «Сыв» - река, озеро, болото, «ир» -

го н

X

— с Ч и " о m

i * = £

К I

земля, т.е. топоним Сибирь означает «земля рек, озер, болот». Топоним «Урал», скорее всего, заимствован из языка манси, в котором «Ур-ала» значит «крыша гор», крыша хребтов» и т.п.).

Национальная картина мира познается через чтение и анализ текста. Ученые-лингвокультурологи предлагают рассматривать текст как устойчивую и относительно замкнутую систему, которая принадлежит к определенному периоду развития культуры и национального языка. Понимание текста обеспечивается знанием культурно-исторических концептов, особенностей языкового сознания, языковой картины мира, стереотипов речевого поведения и т.п. Особое значение придается текстам культуроведческой направленности, воссоздающим национально-культурный фон России. Это произведения художественной литературы, сказки, мифы, предания, публицистические произведения. Конечно, учащиеся знакомятся с художественными текстами, фольклором прежде всего при изучении русской литературы, однако их возможности в познании культуры русского народа должны быть использованы и на уроках родного языка. Это поможет обучающимся усвоить социальные нормы, понять культурные ценности народов, правила поведения и культуры повседневного общения в поликультурном пространстве [3].

Об истории нашей Родины обучающиеся узнают из множества письменных источников, написанных прекрасным русским языком А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, Н.В. Гоголя, И.А. Гончарова, И.С. Тургенева, Л.Н. Толстого, А.П. Чехова, И.А. Бунина, К.Г. Паустовского и других выдающихся мастеров слова. «Дивишься драгоценности нашего языка: что ни звук, то и подарок, все зернисто, крупно, как сам жемчуг, и, право, иное названье еще драгоценней самой вещи», - писал Н.В. Гоголь.

Ценностное отношение к родному языку формируется не только в процессе анализа текста, но и посредством обращения к произведениям изобразительного искусства. В качестве примера рассмотрим использование репродукции картины М.В. Нестерова «На Руси. Душа народа», 1 представленной в учебнике русского родного языка для 9 класса (изда-

си

2 £ тельство «Русское слово», 2020).

|| 5 «На Руси. Душа народа» (1916) - самое большое полотно масте-| ™ ра. Замысел картины вызревал у Нестерова около десяти лет, а писал

он ее два года (1914-1916 гг.) В картине воплотились раздумья худож-ш ника о судьбе родины. На ней изображен собирательный образ русско-8 ю1 го народа - шествие ищущих Бога и правды людей вдоль берега Волги

К I

х ш

О. Т

у Царева кургана.

В первом ряду несут икону с огромным черным ликом Спаса Нерукотворного. По одну сторону от иконы фигура царя в шапке Мономаха, по другую - священнослужители в церковных одеждах. Позади и по бокам этой основной группы изображена огромная пестрая толпа народа, мужчин и женщин разных возрастов, разных эпох, различного общественного положения: духовенство, «Христовы невесты» - монашенки, крестьяне, философы, слепой солдат - жертва Первой мировой войны, которого сопровождает сестра милосердия. Раненый, прошедший через боль и страдания, предстает как символ искупления, а сестра милосердия - как символ сострадания, искреннего отклика души на чужую боль. Чуть впереди процессии слева полуголый юродивый, вознеся руки к небу, как будто просит о чем-то Всевышнего. Стоящие рядом женщины наблюдают за ним с испугом и удивлением. В последних рядах справа виднеются исторические персонажи и знаменитые современники Нестерова: Ф.М. Достоевский, Л.Н. Толстой и В.С. Соловьев. За всей этой огромной толпой высится ряд красных пик и священные стяги воинства Российского, сопровождающего толпу верхом на лошадях.

Каждый думает о своем, но всех их объединяет одно - они идут Крестным ходом к Высшему идеалу, к Богу. Впереди шествия выступает мальчик лет двенадцати, который тихо, без колебаний и сомнений, ведет народ за собой, никого не замечая за своей спиной. Именно он, по мнению художника, и является самым совершенным воплощением светлой народной души. Именно он оказывается смысловым центром картины. (Мальчика художник написал со своего сына Алеши).

Важную роль играет лирический пейзаж, написанный по соловецким впечатлениям 1903 г. Это Волга у Царева кургана - река, с которой связана история Россия.

Основой формирования ценностного отношения к родному языку как феномену национальной культуры, таким образом, является знакомство обучающихся с национальной языковой картиной мира посредством овладения историко-культурной информацией, культурными концептами, являющимися носителями культурной памяти народа, специфиче- Л скими особенностями русского речевого поведения, национально-куль- ^ ^ турной спецификой родного языка. Изучение родного языка, в свою и

г н со

очередь, как результат, продукт культурного развития способствует вос- ш х

питанию личности, «разделяющей российские традиционные духовные х §

ценности, обладающей актуальными знаниями и умениями, способной х^ ш

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

реализовать свой потенциал в условиях современного общества, гото- ^ вой к мирному созиданию и защите Родины» [6].

Библиографический список / References

1. Артамонова Е.И. Модернизация педагогического образования России в условиях XXI века // Язык и актуальные проблемы образования: Научные труды IV Международной научно-практической конференции / Под ред. Е.И. Артамоновой, О.С. Ушаковой. М., 2019. С. 3-9. [Artamonova E.I. Modernization of pedagogical education in Russia in the conditions of the XXI century. Yazyk i aktualnye problemy obrazovaniya: Nauchnye trudy IV Mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii. E.I. Artamonova, O.S. Ushakova (eds.). Moscow, 2019. Pp. 3-9. (In Russ.)]

2. Воителева Т.М. Культуроведческий подход к обучению русскому языку как способ формирования ценностных ориентаций школьников // Рема. Rema. 2014. № 3. С. 98-103. [Voiteleva T.M. Cultural approach to teaching the Russian language as a way of forming students value orientations. Rema. 2014. No. 3. Pp. 98-103. (In Russ.)]

3. Воителева Т.М. Ценностные ориентиры как важнейшее условие обучения русскому языку в основной школе // Динамика языковых и культурных процессов в современной России. 2016. № 5. С. 1142-1145. [Voiteleva T.M. Value orientations as the most important condition for teaching the Russian language in primary school. Dinamika yazykovykh i kulturnykh protsessov v sovremennoy Rossii. 2016. No. 5. Pp. 1142-1145. (In Russ.)]

4. Ильин И.А. О России. Три речи. 1926-1933. София, 1934. [Ilyin I.A. O Rossii. Tri rechi. 1926-1933 [About Russia. Three speeches. 1926-1933]. Sofia, 1934.]

5. Каган М.С. Философская теория ценности. СПб., 1997. [Kagan M.S. Filosofskaya teoriya tsennosti [The philosophical theory of value]. St. Petersburg, 1997.]

6. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России / А.Я. Данилюк, А.М. Кондаков, В.А. Тишков и др. М., 2014. [Danilyuk A.Ya., Kondakov A.M., Tishkov V.A. et al. Kontseptsiya dukhovno-nravstvennogo razvitiya i vospitaniya lichnosti grazhdanina Rossii [The concept of spiritual and moral development and education of the personality of a citizen of Russia]. Moscow, 2014.]

7. Крысин Л.П. Жизнь слова: Книга для учащихся. М., 2008. [Krysin L.P. Zhizn slova [The life of the word]. A book for students. Moscow, 2008.]

8. Кубрякова Е.С. Эволюция лингвистических идей во второй половине ХХ века // Язык и наука конца ХХ века: сборник статей. М., 1995.

к [Kubryakova E.S. The evolution of linguistic ideas in the second half of the twen-

i tieth century. Yazyk i nauka kontsa ХХ veka. Moscow, 1995.]

2 x 9. Львов М.Р. Основы теории речи: Учебное пособие для студ. высших пед.

§ 5 учеб. заведений. М., 2000. [Lviv M.R. Osnovy teorii rechi [Fundamentals

jj ш of speech theory]. Textbook. Moscow, 2000.]

z 10. Марченко О.Н. Воспитание ценностного отношения к родному языку

как методическая проблема повышения квалификации учителя русского языка и литературы // Инновационные проекты и программы в образо-

К I

х ш CL

J? ^ вании. 2019. № 5. C. 33-40. [Marchenko O.N. Education of a value attitude

to the native language as a methodological problem of professional development

of a teacher of Russian language and literature. Innovatsionnye proekty i programmy v obrazovanii. 2019. No. 5. Pp. 33-40. (In Russ.)]

11. Марченко О.Н. Обучение речевому поведению в диалоге культур: методический аспект // Материалы Всероссийской научной онлайн-конферен-ции с международным участием «Лингвистическое моделирование в теории коммуникации». Грозный, 15-17 января 2021 года. Грозный, 2021. С. 104-110. [Marchenko O.N. Teaching speech behavior in the dialogue of cultures: methodological aspect. Lingvisticheskoe modelirovanie v teorii kommunikatsii. Groznyy, 15-17 yanvarya 2021 goda. Grozny, 2021. Pp. 104-110. (In Russ.)]

12. Маслова В.А. Введение в когнитивную лингвистику: Учебное пособие. 5-е изд. М., 2011. [Maslova V.A. Vvedenie v kognitivnuyu lingvistiku [Introduction to cognitive linguistics]. Textbook. 5nd ed. Moscow, 2001.]

13. Сластенин В.А., Исаев И.Ф., Шиянов Е.Н. Педагогика: Учебное пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Под ред. В.А. Сластенина. М., 2002. [Slastenin V.A., Isaev I.F., Shiyanov E.N. Pedagogika [Pedagogy]. Textbook. Moscow, 2002.]

14. Ушинский К.Д. Родное слово. В 2 ч. Ч. 1. М., 2018. [Ushinsky K.D. Rodnoe slovo [Native word]. V 2 vol. Vol. 1. Moscow, 2018.]

15. Ушинский К.Д. Педагогические статьи 1857-1861 гг. // Собрание сочинений. Т. 2. М., 1948. [Ushinsky K.D. Pedagogicheskie stati 1857-1861 gg. [Pedagogical articles of 1857-1861]. Collected works. Vol. 2. Moscow, 1948.]

Статья поступила в редакцию 19.01.2021, принята к публикации 05.03.2021 The article was received on 19.01.2021, accepted for publication 05.03.2021

Сведения об авторax / About the authors

Воителева Татьяна Михайловна - доктор педагогических наук, профессор; профессор кафедры методики преподавания русского языка и литературы факультета русской филологии Историко-филологического института, Московский государственный областной университет, г. Мытищи Московской обл.

Tatiana M. Voiteleva - Dr. Pedagogy Hab.; Professor at the Department of Methods of Teaching Russian Language and Literature of the Historical and Philological Institute, Moscow Region State University, Mytishi, Moscow Region

E-mail: voitelev@yandex.ru

Марченко Ольга Николаевна - кандидат педагогических наук, доцент; доцент кафедры методики преподавания русского языка и литературы факуль- g тета русской филологии Историко-филологического института, Московский государственный областной университет, г. Мытищи Московской обл. ш

Olga N. Marchenko - PhD in Pedagogy; Associate Professor at the Depart-

ed x

ment of Methods of Teaching Russian Language and Literature of the Historical and ^ qj

Philological Institute, Moscow Region State University, Mytishi, Moscow Region o ^

F o

E-mail: onmarchenko22@gmail.com

Заявленный вклад авторов

Воителева Т.М. - общее руководство, разработка концепции публикации; определение целей и задач, структуры статьи; отбор, анализ и интерпретация методических материалов; участие в подготовке текста статьи

Марченко О.Н. - разработка концепции публикации; определение целей и задач, структуры статьи; отбор, анализ и интерпретация методических материалов; участие в подготовке текста статьи

Contribution of the authors

T.M. Voiteleva - general direction of research, development of the publication concept; definition of goals and objectives, the structure of the article; selection, analysis and interpretation of teaching materials; participation in the preparation of the text of the article

O.N. Marchenko - development of the concept of publication; definition of goals and objectives, the structure of the article; selection, analysis and interpretation of teaching materials; participation in the preparation of the text of the article

X

X

го

TO H

^ X

X с

и

о о

1— m

Ol

z X

X СК X

CK X

X Ol

^

О

Ш ю

F о

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.