Научная статья на тему 'РАЗРАБОТКА ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИНСТРУМЕНТОВ ФОРМИРОВАНИЯ ГОТОВНОСТИ К СОЗДАНИЮ СЕМЬИ И ВОСПИТАНИЮ ДЕТЕЙ: НА ПРИМЕРЕ СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ВУЗОВ'

РАЗРАБОТКА ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИНСТРУМЕНТОВ ФОРМИРОВАНИЯ ГОТОВНОСТИ К СОЗДАНИЮ СЕМЬИ И ВОСПИТАНИЮ ДЕТЕЙ: НА ПРИМЕРЕ СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ВУЗОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
83
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЕМЬЯ / СЕМЕЙНОЕ ВОСПИТАНИЕ / СЕМЕЙНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ПАТРИОТИЗМ / ГРАЖДАНСКАЯ ПОЗИЦИЯ / НАЦИОНАЛЬНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / СЕМЬЕВЕДЕНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Щербина Анна Ивановна

Государственная политика в области образования основывается на принципах: приоритета отечественных ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности. При этом важным признается воспитание гражданственности, уважения к правам и свободам человека, трудолюбия, любви к окружающей природе, семье, Родине. В силу этого, гражданское и духовно-нравственное воспитание личности относится к числу ключевых задач для развития России. Общеизвестно, что семья является основой любого государства, любой нации, - это признается на государственном уровне и составляет основной элемент национальной безопасности государства. В то же время, формирование семейных ценностей представляет большую ответственность для государства, поскольку признание семьи как наивысшей ценности, обязывают обеспечивать уважение к традиционным семейным ценностям и охранять семью на законодательном уровне. Таким образом, одним из основных направлений современного воспитания должна стать деятельность, направленная на формирование традиционных семейных ценностей молодёжи. В этой связи актуализируется необходимость в организации исследований посвященных анализу представлений современной молодёжи о браке и семейных ценностях, разработке функциональных моделей и технологий направленных на формирование позитивных представлений о современной семье.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF PEDAGOGICAL TOOLS FOR FORMING READINESS FOR CREATING A FAMILY AND RAISING CHILDREN: ON THE EXAMPLE OF STUDENTS OF PEDAGOGICAL UNIVERSITIES

The state policy in the field of education is based on the following principles: priority of national values, human life and health, free personal development. At the same time, the education of citizenship, respect for human rights and freedoms, hard work, love for the surrounding nature, family, Homeland is recognized as important. Because of this, the civil and spiritual, and moral education of the individual is among the key tasks for the development of Russia. It is well known, that the family is the foundation of any state, any nation - this is recognized at the state level and constitutes the main element of the national security of the state. At the same time, the formation of family values is a great responsibility for the state, since the recognition of the family as the highest value obliges to ensure respect for family traditions and values, to protect the family at the legislative level. The history of the development of any society, any nation shows that no nationality, no society has been able to do without a family. After all, there are no demographic processes without a family. Students, as an active part of society, should learn to appreciate the family, so that when they come to school, they can teach this to children.

Текст научной работы на тему «РАЗРАБОТКА ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИНСТРУМЕНТОВ ФОРМИРОВАНИЯ ГОТОВНОСТИ К СОЗДАНИЮ СЕМЬИ И ВОСПИТАНИЮ ДЕТЕЙ: НА ПРИМЕРЕ СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ВУЗОВ»

Разработка педагогических инструментов формирования готовности к созданию семьи и воспитанию детей: на примере студентов педагогических вузов

Щербина Анна Ивановна,

кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики и психологии семейного образования Института педагогики и психологии ФГБОУ ВО «Московский педагогический государственный университет» E-mail: ai.shcherbina@mpgu.su

Государственная политика в области образования основывается на принципах: приоритета отечественных ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности. При этом важным признается воспитание гражданственности, уважения к правам и свободам человека, трудолюбия, любви к окружающей природе, семье, Родине. В силу этого, гражданское и духовно-нравственное воспитание личности относится к числу ключевых задач для развития России. Общеизвестно, что семья является основой любого государства, любой нации, - это признается на государственном уровне и составляет основной элемент национальной безопасности государства. В то же время, формирование семейных ценностей представляет большую ответственность для государства, поскольку признание семьи как наивысшей ценности, обязывают обеспечивать уважение к традиционным семейным ценностям и охранять семью на законодательном уровне. Таким образом, одним из основных направлений современного воспитания должна стать деятельность, направленная на формирование традиционных семейных ценностей молодёжи. В этой связи актуализируется необходимость в организации исследований посвященных анализу представлений современной молодёжи о браке и семейных ценностях, разработке функциональных моделей и технологий направленных на формирование позитивных представлений о современной семье.

Ключевые слова: семья, семейное воспитание, семейное образование, патриотизм, гражданская позиция, национальная безопасность, семьеведение.

Как отмечается в «Стратегии развития воспитания Российской Федерации на период до 2025 года» «приоритетной задачей Российской Федерации в сфере воспитания детей является развитие высоконравственной личности, разделяющей российские традиционные духовные ценности, обладающей актуальными знаниями и умениями, способной реализовать свой потенциал в условиях современного общества, готовой к мирному созиданию и защите Родины» [4].

В 2020 году в Федеральный закон об Образовании в РФ № 273 от 29.12.2012 г. были внесены изменения в части определения понятия воспитания: «воспитание - деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающихся на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в российском обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства, формирование у обучающихся чувства патриотизма, гражданственности, уважения к памяти защитников Отечества и подвигам Героев Отечества, закону и правопорядку, человеку труда и старшему поколению, взаимного уважения, бережного отношения к культурному наследию и традициям многонационального народа Российской Федерации, природе и окружающей среде» [6].

Указом Президента Российской Федерации от 9 ноября 2022 г. № 809 были утверждены «Основы государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей». Данный материал представляет очень важным, поскольку является документом стратегического планирования в сфере обеспечения национальной безопасности Российской Федерации: он определяет систему целей, задач и инструментов реализации стратегического национального приоритета «Защита традиционных российских духовно-нравственных ценностей, культуры и исторической памяти» в части, касающейся защиты традиционных российских духовно-нравственных ценностей (далее также - традиционные ценности)» [5]. Согласно данному документу, под традиционными ценностями следует понимать нравственные ориентиры, «формирующие мировоззрение граждан России, передаваемые от поколения к поколению, лежащие в основе общероссийской гражданской идентичности и единого культурного пространства страны, укрепляющие гражданское единство» и нашедшие свое «уникальное, самобытное проявление в духовном,

сз о со "О

1=1 А

—I

о

сз т; о m О от

З

ы о со

историческом и культурном развитии многонационального народа России». (Там же)

Общеизвестно, что к традиционным ценностям в России относятся, прежде всего, жизнь, достоинство, права и свободы человека, патриотизм, гражданская позиция личности, служение Отечеству и ответственность за его судьбу, высокие нравственные идеалы, крепкая семья, созидательный труд, приоритет духовного над материальным, гуманизм, милосердие, справедливость, коллективизм, взаимопомощь и взаимоуважение. Особо важными для граждан нашей страны представляются также историческая память, преемственность поколений и единство народов России.

Таким образом, одним из основных направлений современного воспитания должна стать деятельность, направленная на формирование традиционных семейных ценностей молодёжи. В этой связи актуализируется необходимость в организации исследований посвященных анализу представлений современной молодёжи о браке и семейных ценностях, разработке функциональных моделей и технологий направленных на формирование позитивных представлений о современной семье[1, 2, 3;7].

С целью исследования отношения молодёжи к браку и семье, нами был осуществлен опрос студентов нескольких московских вузов. Всего в исследовании приняли участие 80 человек в возрасте от 22 до 29 лет.

На вопрос: «Хотели бы Вы в будущем вступить в брак?» - 78,1% респондентов заявили о своем твердом желании в будущем вступить в официальный брак, 12,5% заявили о нежелании вступать в брак, и лишь 9,4% заявили о своем желании вступить в неформальный брак.

На вопрос: «Приблизительно в каком возрасте Вы хотели бы вступить в брак?» -50% опрашиваемых заявили о желании вступить в брак в 2527 лет.

Важным для вступления в брак, по мнению респондентов, являются такие аспекты, как любовь (65%), а также общность взглядов и интересов (62%). Лишь 12% опрашиваемых заявили, что важным для вступления в брак является рождение детей.

Отвечая на вопрос, что для Вас представляет собой брак, около 70% респондентов ответили, что брак это супружеский союз с целью создания семьи, 34% ответили, что брак для них это общий быт и общий семейный бюджет двух людей. 15% респондентов указали, что брак это лишь штамп в паспорте.

Отвечая на вопрос, что представляет собой семья, и какую роль она играет, 47% ответили, что семья есть главный институт социализации, 37,5% ответили, что семья это прежде всего ячейка об° щества. 40% и 28% опрашиваемых заявили, что " предназначением семьи является продолжение § рода и воспитание детей.

^ Отвечая на вопрос, в чем заключается счастье Ц семейной жизни, практически все респонденты

(90%) отметили, что ключевым аспектом в счастливой семейной жизни является любовь и гармония в семье. 65% и 53% опрашиваемых также отметили, что залогом счастливой семейной жизни являются взаимопонимание между супругами и взаимоуважение между родителями и детьми соответственно.

Известно, что ценностная направленность личности является одним из основополагающих факторов формирования мировосприятия в юношеском возрасте. Несмотря на сложности современного периода времени, на размытость ценностных представлений в общей массе молодых людей, в исследуемой выборке нами были выявлены следующие семейные ценности, наличие которых является наиболее значимым в семье: взаимоподдержка, взаимопонимание, любовь, уважение, надёжность и честность в отношениях, чувство небезразличия и заботы к окружающим, к старшим, доверие, понимание, умение «встать» на место другого, умение быть другом.

В исследовании и преподавательской деятельности мы всегда исходим из того, что учебно-воспитательный процесс в педагогическом вузе является наиболее динамичным фактором воздействия на личность будущего педагога, обеспечивающим связь получаемых студентами нравственных знаний, а также предполагающим формирование взгляда на личность воспитанника как высшую ценность. Поэтому, опрашивая студентов - юношей и девушек, - мы уточняли у них: «Как Вы считаете, нужны ли уроки по семьеведе-нию в современной школе?» Ответы на этот вопрос носили развернутый характер и 85% отвечающих выразили твердое желание внедрять такие уроки в учебно-воспитательный процесс. Интересными представлялись ответы типа: «Не думаю, что такое время может наступить, но хотелось бы, чтобы хотя бы в начальных классах, в школе, у родителей и детей проходили совместные собрания, где они вместе играли, общались, под наблюдением специалиста, который направлял бы родителей в сторону правильных и здоровых отношений с детьми, давал родителям маленькие домашние задания, чтобы они учились действительно прислушиваться к своим детям»; «На самом деле было бы очень здорово, если бы в наших школах были введены спецуроки по педагогическому просвещению будущих родителей»; «Мне кажется важным как можно чаще проводить семейные вечера, например, за ужином...».

Таким образом, проанализировав результаты подобных опросов, и суммируя по смыслу полученные ответы, мы позволили себе сделать вывод, что практически все - как юноши, так и девушки - положительно относятся к браку и в своем будущем планируют вступить в него и создать семью. Особое внимание они, как будущие педагоги, уделили важности внедрения уроков по се-мьеведению в учебно-воспитательный процесс, значимости формирования традиционных ценностей начиная с начальных классов.

В связи с вызовами времени, вопросы поддержки семейного воспитания становятся одними из наиболее актуальных. Интересным, с нашей точки зрения является опыт Московского педагогического государственного университета, на базе которого создан Семейный медиа Университет [8].

Основными направлениями деятельности «Семейного медиа Университета» являются:

- организация консультационной службы по психолого-педагогическому и методическому сопровождению родителей (законных представителей) по вопросам реализации семейного воспитания и образования; привлечение специалистов МПГУ: психологов, юристов, социальных педагогов, преподавателей методик;

- разработка методического обеспечения/рекомендаций по вопросам организации семейного воспитания и образования и другим вопросам;

- разработка системы вебинаров, дискуссионных площадок, круглых столов и др. для родителей по вопросам семейного воспитания и образования;

- методическое сопровождение проекта по направлению «Семьеведение в образовательной организации».

На сайте МПГУ все заинтересованные вопросами семейного воспитания лица могут задавать вопросы на интересующие их темы, ознакомиться с новыми практиками семейного воспитания, принимать участие в мероприятиях, которые проводятся в рамках Семейного медиа Университета.

Важнейшая роль Семейного медиа Университета отводится непосредственно в информировании и просвещении родителей через трансляцию новейших педагогических, психологических, общекультурных и иных знаний, что позволит им повысить эффективность образовательных процессов, укрепит содержательный диалог семьи и школы, а в итоге, - получить ощутимые результаты уже в ближайшее время.

Создание такой информационной площадки имеет актуальное значение в плане закрепления достигнутых ранее результатов не только по родительскому просвещению и семейному воспитанию, но и по информационного обеспечению работы - что в целом позволит и родителям и педагогам своевременно анализировать, обобщать и корректировать ранее достигнутые результаты, как в педагогическом просвещении родителей, так и по важнейшим вопросам взаимодействия семьи и школы.

Литература

1. Жильцова, Ю.В. Формирование семейных ценностей у студенческой молодежи / Ю.В. Жильцова, И.Р. Сорокина // Современная психология: Материалы II Международной научной конференции, Пермь, 20-23 июля 2014 года. -Пермь: Меркурий, 2014. - С. 41-43. - EDN SX-ВОНЬ

2. Педагогическая поддержка семьи как социальный проект / В.К. Игнатович, В.М. Гребенникова, В.Е. Курочкина, С.С. Игнатович // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 3: Педагогика и психология. - 2021. -№ 4(288). - С. 28-36. - DOI 10.53598/24103004-2021-4-288-28-36. - EDN KXLWIS.

3. Приступа, Е.Н. Инновационные формы практической подготовки специалистов, работающих с семьями / Е.Н. Приступа, М.А. Гончаров, А.И. Щербина // Наука и школа. - 2020. - № 6. -С. 57-70. - DOI 10.31862/1819-463X-2020-6-57-70. - EDN SNASAL.

4. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. N996^ «Стратегии развития воспитания Российской Федерации на период до 2025 года» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.consultant. ru/document/cons_doc_LAW_180402/400951e-1bec44b76d470a1deda8b17e988c587d6/ (дата обращения 31.10.2022).

5. Указ Президента Российской Федерации от 9 ноября 2022 г. № 809 были утверждены «Основы государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей». [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.ga-rant.ru/products/ipo/prime/doc/405579061/ (дата обращения 14.11.2022).

6. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. № 273. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_140174/ (дата обращения 20.10.2022).

7. Щербина, А.И. Профессиональная подготовка будущих специалистов в области семейного воспитания / А.И. Щербина // Педагогика: история, перспективы. - 2022. - Т. 5. - № 1. -С. 40-47. - DOI 10.17748/2686-9969-2022-51-40-47. - EDN MMBSGE.

8. http://mpgu.su/semejnyj-media-universitet/ (дата обращения 20.10.2022).

DEVELOPMENT OF PEDAGOGICAL TOOLS FOR FORMING READINESS FOR CREATING A FAMILY AND RAISING CHILDREN: ON THE EXAMPLE OF STUDENTS OF PEDAGOGICAL UNIVERSITIES

Shcherbina A.I.

Moscow Pedagogical State University (MPGU)

The state policy in the field of education is based on the following principles: priority of national values, human life and health, free personal development. At the same time, the education of citizenship, respect for human rights and freedoms, hard work, love for the surrounding nature, family, Homeland is recognized as important. Because of this, the civil and spiritual, and moral education of the individual is among the key tasks for the development of Russia. It is well known, that the family is the foundation of any state, any nation - this is recognized at the state level and constitutes the main element of the national security of the state. At the same time, the formation of family values is a great responsibility for the state, since the recognition of the family as the highest value obliges to ensure respect for family traditions and values, to protect the family at the legislative level. The history of the development of any society, any nation shows that no nationality, no society has been able to do without a family. After all, there are no demographic processes with-

er о

CO "O

1=1 А

—I

о

C3 t; о

m О

от

З

ы о со

out a family. Students, as an active part of society, should learn to appreciate the family, so that when they come to school, they can teach this to children.

Keywords: family, family education, family upbringing, patriotism, citizenship, national security, family studies.

References

1. Zhiltsova, Yu.V. Formation of family values among students / Yu.V. Zhiltsova, I.R. Sorokina // Modern Psychology: Proceedings of the II International Scientific Conference, Perm, July 20-23, 2014. - Perm: Mercury, 2014. - pp. 41-43. - EDN SX-BOHL.

2. Pedagogical support of the family as a social project / V. K. Igna-tovich, V.M. Grebennikova, V.E. Kurochkina, S.S. Ignatovich // Bulletin of the Adygea State University. Series 3: Pedagogy and Psychology. - 2021. - № 4(288). - Pp. 28-36. - DOI 10.53598/2410-3004-2021-4-288-28-36. - EDN KXLWIS.

3. Pripada, E.N. Innovative forms of practical training of specialists working with families / E.N. Pripada, M.A. Goncharov, A.I. Shcherbina // Science and school. - 2020. - No. 6. -PP. 57-70. - DOI 10.31862/1819-463X-2020-6-57-70. - EDN SNASAL.

4. Decree of the Government of the Russian Federation of May 29, 2015 N996-r «Strategies for the development of education of the Russian Federation for the period up to 2025» [Electronic resource]. - Access mode: https://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_180402/400951e1bec44b76d470a1deda8b-17e988c587d6 / (accessed 31.10.2022).

5. Decree of the President of the Russian Federation No. 809 of November 9, 2022 approved the «Fundamentals of state policy for the preservation and strengthening of traditional Russian spiritual and moral values». [electronic resource]. - Access mode: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/ doc/405579061 / (accessed 14.11.2022).

6. Federal Law «On Education in the Russian Federation» dated 29.12.2012 No. 273. [Electronic resource]. - Access mode: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174 / (accessed 20.10.2022).

7. Shcherbina, A.I. Professional training of future specialists in the field of family education / A.I. Shcherbina // Pedagogy: history, prospects. - 2022. - Vol. 5. - No. 1. - pp. 40-47. - DOI 10.17748/2686-9969-2022-5-1-40-47. - EDN MMBSGE.

8. http://mpgu.su/semejnyj-media-universitet / (accessed 20.10.2022).

o d

u

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.