Научная статья на тему 'СЕМЕЙНЫЕ ТРАДИЦИИ КАК СРЕДСТВО ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ У ТУВИНСКОГО НАРОДА: ОПЫТ ИССЛЕДОВАНИЯ'

СЕМЕЙНЫЕ ТРАДИЦИИ КАК СРЕДСТВО ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ У ТУВИНСКОГО НАРОДА: ОПЫТ ИССЛЕДОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
289
52
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
духовно-нравственное воспитание / тувинская семья / семейные традиции воспитания / глобализация / цифровизация / spiritual and moral education / Tuvan family / family traditions of education / globalization / digitalization

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Куулар С. В.

Автор обращает внимание на состояние и функционирование национальных семейных традиций тувинцев как средства духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения на основе анализа данных комплексных исследований, проведенных за последние пять лет в Республике Тыва. Актуализируется проблема сохранения народных традиций воспитания детей у тувинцев, раскрывается их гуманистический характер. В работе приведен сравнительный анализ результатов эмпирического исследования семейных ценностей современных тувинских семей, проведенного в 2015 и 2019 годах, из которого следуют выводы о развитии новых тенденций в тувинской семье в условиях глобализации и цифровизации жизни. Автор придерживается этно-педагогической концепции духовнонравственного воспитания личности, в которой ведущую роль играют национальные традиции и обычаи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FAMILY TRADITIONS AS A MEANS OF SPIRITUAL AND MORAL EDUCATION OF THE TUVAN PEOPLE: A RESEARCH EXPERIENCE

This paper presents the results of an empirical study on family traditions among modern Tuvans. The author draws attention to the state and functioning of the national family traditions of Tuvans as a means of spiritual and moral education of the younger generation on the basis of an analysis of the data of comprehensive studies carried out over the past five years in the Republic of Tuva. The problem of preserving the folk traditions in bringing up children among Tuvans is actualized, and the humanistic character of traditions is revealed. The paper provides a comparative analysis of the results of an empirical study of family values of modern Tuvans, conducted in 2015 and 2019. The author adheres to the ethnopedagogical concept of spiritual and moral education of the individual, in which national traditions and customs play a leading role.

Текст научной работы на тему «СЕМЕЙНЫЕ ТРАДИЦИИ КАК СРЕДСТВО ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ У ТУВИНСКОГО НАРОДА: ОПЫТ ИССЛЕДОВАНИЯ»

УДК 39:37.018.1:37.034

doi 10.24411/2221-0458-2020-10054

СЕМЕЙНЫЕ ТРАДИЦИИ КАК СРЕДСТВО ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ У ТУВИНСКОГО НАРОДА: ОПЫТ ИССЛЕДОВАНИЯ

Куулар С.В.

Тувинский государственный университет, г. Кызыл, Россия

FAMILY TRADITIONS AS A MEANS OF SPIRITUAL AND MORAL EDUCATION OF THE TUVAN PEOPLE: A RESEARCH EXPERIENCE

S. V. Kuular Tuvan State University, Kyzyl, Russia

Автор обращает внимание на состояние и функционирование национальных семейных традиций тувинцев как средства духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения на основе анализа данных комплексных исследований, проведенных за последние пять лет в Республике Тыва. Актуализируется проблема сохранения народных традиций воспитания детей у тувинцев, раскрывается их гуманистический характер. В работе приведен сравнительный анализ результатов эмпирического исследования семейных ценностей современных тувинских семей, проведенного в 2015 и 2019 годах, из которого следуют выводы о развитии новых тенденций в тувинской семье в условиях глобализации и цифровизации жизни. Автор придерживается этно-педагогической концепции духовно-нравственного воспитания личности, в которой ведущую роль играют национальные традиции и обычаи.

Ключевые слова: духовно-нравственное воспитание; тувинская семья; семейные традиции воспитания; глобализация; цифровизация

This paper presents the results of an empirical study on family traditions among modern Tuvans. The author draws attention to the state and functioning of the national family traditions of Tuvans as a means of spiritual and moral education of the younger generation on the basis of an analysis of the data of comprehensive studies carried out over the past five years in the Republic of Tuva. The problem of preserving the folk traditions in bringing up children among Tuvans is actualized, and the humanistic character of traditions is revealed. The paper provides a comparative analysis of the results of an empirical study of family values of modern Tuvans, conducted in 2015

and 2019. The author adheres to the ethnopedagogical concept of spiritual and moral education of the individual, in which national traditions and customs play a leading role.

Keywords: spiritual and moral education; Tuvan family; family traditions of education; globalization; digitalization

На сегодняшний день задача формирования духовно-нравственных

качеств у подрастающего поколения становится первостепенной, поскольку в условиях социального кризиса

перспективным видится общество, состоящее из личностей с развитым сознанием и нравственно, духовно богатым внутренним миром, обеспечивающее прогрессивное развитие всех жизненных сфер. В связи с ускоренной глобализацией и усложнением социально-экономических условий жизни народа воспитание духовно и нравственно богатой личности представляется трудным делом как для семьи, так и общества в целом.

Цель настоящей работы состоит в том, чтобы показать состояние и функционирование национальных

семейных традиций тувинцев как средства духовно-нравственного воспитания

подрастающего поколения на основе анализа данных комплексных

исследований, проведенных за последние пять лет в Республике Тыва.

Согласно положениям ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (М., 2012), Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности

гражданина России (М, 2009), под нравственным воспитанием личности понимается осуществляемое в процессе социализации последовательное

расширение и укрепление ценностно-смысловой сферы личности, формирование способности человека оценивать и сознательно выстраивать на основе традиционных моральных норм и нравственных идеалов: отношение к себе, другим людям, обществу, государству, Отечеству, миру в целом [1]. На сегодняшний день современным национальным воспитательным идеалом является высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны [1]. Следовательно, формирование такого идеала сейчас считается важнейшей целью современного отечественного образования.

Семье как самому первичному институту формирования нравственных качеств и сознания человека принадлежит ведущее место в целостном процессе воспитания личности ребенка. В семье закладываются характер, ценностные ориентации человека. Чтобы правильно

воспитать ребенка, родители должны быть примером для подражания. В народе говорят: прежде чем воспитать человека, надо воспитывать самого себя. Даже о нравственности человека судили, исходя из поведения родителей: каковы родители, таковы и дети. Об этом упоминается и в тувинской пословице «Эки иениц тeлY эрес, эки бениц кулуну семис» (У хорошей матери дитя умелое, у хорошей кобылы жеребенок здоровый). При сватовстве будущей невестки или зятя ориентировались на репутацию старших членов семьи и рода, судили по поведению и характеру родителей. Отсюда, общественное мнение в народной культуре тувинцев регулировало характер межличностных отношений в обществе. Говорили, например, девушка такая же, как и ее мать: открытая и трудолюбивая или же напротив, осуждение материнского поведения влияло и на будущее девочки в семье. По достижении трех лет ребенка тувинцы проводят обряд обрезания волос, и мальчика благословляют словами: «Пусть вырастет, как отец, смелым и храбрым», а девочку - «Пусть вырастет, как мама, умелой и красивой».

Тувинцы изначально привержены своим национальным традициям и обычаям, поскольку в традиционном патриархально-родовом обществе

существовали неписаные законы, которые регулировали нормы поведения и культуру

отношений между его членами. При воспитании подрастающего поколения они неукоснительно следовали народным традициям и обычаям. Тувинцы, как и всякий бесписьменный народ, красноречивы и богаты фольклорным творчеством, сохраняют свои традиции и обычаи, широко используют их в воспитании детей. Известно из описаний исследователей (С.И. Вайнштейн, Г.Е. Грумм-Гржимайло, Н.Ф. Катанов, Д. Каррутерс), В частности, по описаниям путешественника-исследователя Д. Каррутерса [2], у тувинцев было сильно развито желание иметь много детей. А С.И. Вайнштейн отметил, что тувинцы никогда не бьют детей, только небольшие шлепки служили видом наказания [3]. Одной из тувинских традиций являлось обязательное усыновление ребенка из многодетной семьи бездетным человеком. А семьи родственников всегда брали осиротевшего, и он пользовался всеми правами, как и родные дети. Человек, обижавший сироту, терял свой авторитет в глазах односельчан.

Из глубокой древности сохранялась традиция, когда старшие мудрые люди собирали вокруг себя детей и читали сказки. Сказки изобиловали пословицами, поговорками, загадками, песенками, намеками, а иногда прямыми назиданиями и имели глубокий смысл, призывали детей быть трудолюбивыми, гуманными, старательными. Например, в сказке «Ym эртемниг оол» (Мальчик с тремя знаниями)

главный герой сказки юноша обладал тремя знаниями, ловкостью и умом, поэтому преодолевал любые трудности, побеждал всех злодеев и достигал своей цели. Нельзя недооценивать поговорки и пословицы, загадки как народные воспитательные средства, они часто использовались как косвенные средства привития

нравственных правил и норм вместо прямого давления на ребенка.

К.Б. Салчак, тувинский педагог, один из первых научно обосновал этнопедагогику тувинского народа, показал, что воспитание ребенка у тувинцев начиналось еще в утробе матери с момента зачатия. Чтобы будущий ребенок был здоровым, храбрым, отважным, беременная женщина вела себя спокойно, не нервничала, общалась только с хорошими и умными людьми, любовалась красотой природы, следовала здоровому образу жизни, ибо такое поведение может сказаться на поведении и нраве будущего ребенка, а домочадцы создавали условия для благоприятного течения всего периода беременности. К.Б. Салчак в труде, трудовой деятельности видел воспитание нравственных качеств у подрастающего поколения. Труд воспитывает в детях ответственность, старательность,

честность, справедливость, аккуратность. В традиционной семье дети с трех лет начинали трудиться, им поручали посильную работу, прежде всего, обучали

самообслуживанию: например, они самостоятельно одевались, кушали, убирали за собой, выполняли мелкие поручения старших. Начиная с 12-13 лет, дети уже помогали по хозяйству. Девочки помогали матери с домашними делами, обрабатывали молоко, делали молочную и мучную продукцию, нянчили младших братьев и сестер. А мальчики находились возле отца: пасли скот, охотились, занимались рыболовством, учились добывать пищу на природе, отправлялись в дальние путешествия с отцом и родственниками для коммуникации [4].

По мнению Г.Д. Сундуй, критерием воспитанности человека является добромыслие. Благая мысль выступает регулятором деятельности поведения человека. В поступках добромыслящего человека исключается бездумность, мысль регулирует поведение, а совесть выступает как критическая мысль, направленная на себя. Совесть не позволяет человеку совершать плохие поступки, либо их повторения. Особенно это значимо на современном этапе развития общества, когда размыты границы между добром и злом, и молодежь часто делает выбор в пользу внешнего благополучия, не осознавая последствий своих поступков. Поэтому необходима интеграция всех социальных институтов воспитания человека для достижения общей цели [5].

С целью получения сведений о функционировании этнопедагогических традиций в семейном воспитании у современных тувинцев, проживающих в условиях поликультурной и

полиэтнической среды, было проведено исследование в 2015 году доцентом Хакасского государственного университета К.И. Султанбаевой [6]. Аналогичное исследование проведено автором в 2019 году с использованием анкетного опросника, разработанного К.И. Султанбаевой. В 2015 году респондентами выступили 212 тувинцев, проживающих в разных районах республики и в г. Кызыле. А в 2019 году исследованием охвачено 282 человека, городских и сельских жителей. Рассмотрим динамику изменений в сфере сохранения семейных традиций в воспитании детей у тувинцев. Проанализируем основные тенденции воспитания в современной тувинской

семье, учтем при количественной обработке сведений небольшую разницу в числе респондентов.

Чтобы узнать, сохранилась ли у современных тувинцев традиция иметь много детей, в анкетировании был вопрос о количестве детей (Рис.1). По результатам исследования видим, что семей с одним ребенком в 2015 году было 31%, а в 2019 году 36%;

семей с двумя детьми в 2015 году 36%, а в 2019 году 27%;

семей с тремя детьми в 2015 году 12,3%, а в 2019 году 27%;

семей с четырьмя и более детьми в 2015 году 13%, а в 2019 году 6,5%. Из полученных данных следует вывод, что современные семьи чаще всего имеют одного или трех детей, а более четырех детей имеют немногие. Налицо уменьшение многодетных семей.

Количество детей в семье

40% -

30% 20% 10% 0%

2015 2019

■ 1 р-к В2 р-ка ИЗ рка В4 и более

Рис. 1. - Показатели количества детей в современной тувинской семье

В исследовании был вопрос о том, существуют ли у современных семей свои традиции и какие. На подобный вопрос в 2015 году отсутствие традиций отмечено у 17% представителей семей, а 33% затруднились ответить. В 2019 году отсутствие отмечено у 2%, а затруднились ответить 27% опрошенных (Рис. 2). Такой

результат позволяет говорить, что современные тувинцы имеют семейные традиции, пытаются сохранить традиции и обычаи своих предков, среди них: совместное времяпровождение, встреча с родственниками по праздникам, отмечать праздники, культ очистки священных родовых мест.

Есть ли у вас семейные традиции?

40% 20% 0%

I _■

2015

2019

нет затрудняются

Рисунок 2. - Показатели наличия семейных традиций у современных тувинцев

Ответ на вопрос о том, какие народные традиции используются в воспитании детей, позволял респондентам выбрать несколько вариантов из

предложенных (подсказка была

необходима для тех, кто слабо владеет русским языком). Респонденты могли выбрать несколько ответов (Рис. 3).

Народные воспитательные традиции семьи

100% 50% 0%

II. И

2015

2019

приучение кдомашнему труду уважение старших гостевой этикет ■ совместные праздники

Рисунок 3. - Показатели ответов респондентов о семейных традициях

По результатам полученных ответов видим везде снижение показателей в 2019г. Трудно объяснить такую тенденцию каким-то одним фактором, скорее, здесь требуется проведение еще дополнительных исследований в связи с социально-экономическим состоянием всего

общества. Возможно, что всеобщая глобализация и цифровизация всех жизненных сфер заставляет жителей республики переоценивать традиционные культурные нормы бытия и перестраивать семейный уклад.

В заключение приходим к выводам о том, что, несмотря на желание части современных тувинских семей сберечь лучшие воспитательные традиции, наметилась тенденция к их потере. Результаты исследования показывают, что

Библиографический список

1. Данилюк А.Я., Кондакова А.М., Тишков В.А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. - М.: Просвещение, 2009. - 23 с. - Текст : непосредственный.

2. Каррутерс, Д. Неведомая Монголия и Урянхайский край. - Петроград, 1914. - Текст : непосредственный.

3. Вайнштейн, С. И. Мир кочевников Центра Азии /

АН СССР Институт этнологии и антропологии имени Н. И. Миклухо-Маклая ; ТувНИИЯЛИ. -Москва : Наука, 1992. - 294 с. - Текст : непосредственный.

4. Салчак, К. Б. Развитие тувинской народной педагогики / К. Б. Салчак, Л. П. Салчак. - Кызыл, 1984. -128 с. - Текст : непосредственный.

5. Сундуй, Г. Д. Мир детства кочевой Азии : опыт духовно-нравственного воспитания. -

подобная тенденция развивается очень динамично. Традиция многодетности среди тувинцев также претерпевает серьезную трансформацию. Считаем, что в условиях всеобщей цифровизации с активным использованием информационно-

технических средств коммуникации тувинцы вовлечены в глобализационные процессы, поэтому процессы

полиэтнизации и поликультурности сыграют роль катализатора в прогрессивном развитии всего региона, с одной стороны, и с другой - неизбежна потеря национальных ценностей в семейном воспитании. Трансформация семейных традиций у тувинцев является показателем выявленных нашим исследованием тенденций.

Кызыл : Институт развития национальной школы, 2009. - 168 с. - Текст : непосредственный. 6. Султанбаева, К. И. Опыт исследования этнокультурных традиций в современной тувинской семье / К. И. Султанбаева. - Текст : непосредственный // Вестник ТувГУ. - 2016. -№4. - С.25-30. References

1. Danilyuk A.Ya., Kondakov A.M. and Tishkov V.A. Kontseptsiya dukhovno-nravstvennogo razvitiya i vospitaniya lichnosti grazhdanina Rossii v sfere obshchego obrazovaniya: proyekt [The concept of spiritual and moral development and education of the personality of a citizen of Russia]. Russian Academy of Education. Moscow, Prosveshchenie Publ., 2009. — ISBN 978-5-09-022138 (In Russian)

2. Karruters D. Nevedomaya Mongoliya i Uryankhayskiy kray [Unknown Mongolia and the Uriankh Territory]. Saint-Petersburg, 1914. (In Russian)

3. Weinstein S. I. Mir kochevnikov Tsentra Azii [The world of the nomads of the centre of Asia]. Academy of sciences of the USSR, Institute of Ethnology and Anthropology named after Miklukho-Maklai. Tuvan Scientific Research Institute of Language, Literature and History. Moscow, Nauka, 1992, 294 s. (In Russian)

4. Salchak K. B., Salchak L. P. Razvitiye tuvinskoy narodnoy pedagogiki [Development of Tuvan national pedagogy]. Kyzyl, 1984, 128 p. (In Russian)

5. Sunduy G. D. Mir detstva kochevoy Azii: opyt dukhovno-nravstvennogo vospitaniya [The childhood world of nomadic Asia: the experience of spiritual and moral education]. Kyzyl, Institute for Development of the National School, 2009, 168 p. (In Russian)

6. Sultanbayeva K. I. Opyt issledovaniya etnokul'turnykh traditsiy v sovremennoy tuvinskoy sem'ye [Experience of the study of ethnocultural traditions in modern Tuvan family]. Vestnik of Tuvan State University. 2016, no.4, p.25-30. (In Russian)

Куулар Сай-Суу Васильевна - преподаватель кафедры педагогики, Тувинский государственный университет, г. Кызыл, e-mail: osurbay90@mail.ru

Sai-Suu V. Kuular - Lecturer at the Department of Pedagogy, Tuvan State University, Kyzyl, e-mail: osurbay90@mail.ru

Статья поступила в редакцию 13.11.2020.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.