Научная статья на тему 'ЦЕННОСТНЫЕ ПРИОРИТЕТЫ СОВРЕМЕННОЙ ТУВИНСКОЙ СЕМЬИ: ОПЫТ ИССЛЕДОВАНИЯ'

ЦЕННОСТНЫЕ ПРИОРИТЕТЫ СОВРЕМЕННОЙ ТУВИНСКОЙ СЕМЬИ: ОПЫТ ИССЛЕДОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
117
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
тувинская семья / духовно-нравственное воспитание / ценности / ценностные ориентации / национальные традиции и обычаи / Tuvan family / spiritual and moral education / values / value orientation / national traditions and customs

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — С.-С.В. Куулар

В данной статье рассматривается проблема сохранности исконных национальных традиций и обычаев тувинцев современными молодыми семьями при воспитании подрастающего поколения. Тувинцы испокон веков, как и другие соседние народности, бережно относились к своим традициям, в формировании личности опирались на духовно-нравственные ценности народа. Тувинцам присущи такие ценности, как трудолюбие, любовь к детям, уважение к старшим, гостеприимство, тесная связь с родственниками. В связи с модернизацией современного общества в новых политических, социально-экономических условиях в стране обосновывается мысль о том, что наблюдается переоценка вышеперечисленных ценностей современной тувинской молодежью, что стало предметом нашего исследования. В статье приведен анализ результатов исследования этой проблемы с использованием педагогических методов, представлены обобщенные сведения о том, насколько востребованы национальные традиции современной молодежью. Делается вывод о том, что современная тувинская семья испытывает влияние глобализационных процессов, и в ней происходит переоценка традиционных ценностных приоритетов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

VALUE PRIORITIES OF THE MODERN TUVAN FAMILY: RESEARCH EXPERIENCE

The article examines a problem of preservation of the original national traditions and customs of Tuvans by modern young families in the upbringing of the younger generation. Tuvans, from time immemorial, like other neighboring nationalities, are careful about their traditions, in the formation of their personality they relied on the spiritual and moral values of the people. Tuvans are inherent in such values as hard work, love for children, respect for elders, hospitality, and close ties with relatives. In connection with the modernization of modern society in the new political, socio-economic conditions in the country, the idea is substantiated that there is a reassessment of the above values by modern Tuvan youth, which became the subject of our research. The article analyzes results of the study of this problem using pedagogical methods, presents generalized information about how much the national traditions are in demand by modern youth. The conclusion is stated that the modern Tuvan family is under the influence of globalization processes, and a reassessment of traditional value priorities is taking place in it.

Текст научной работы на тему «ЦЕННОСТНЫЕ ПРИОРИТЕТЫ СОВРЕМЕННОЙ ТУВИНСКОЙ СЕМЬИ: ОПЫТ ИССЛЕДОВАНИЯ»

6. Kreger O., T'yuson D. Tipy lyudej: 16 tipov lichnosti, opredelyayuschih kak my zhivem, rabotaem ilyubim. Perevod s anglijskogo Yu.Yu. Stupak. Moskva: AST: Astral', 2005.

7. Temerbekova A.A., Kudryavcev N.G. Podgotovka buduschih nastavnikov inzhenernoj elity Respubliki Altaj. Informaciya i obrazovanie: granicy kommunikacij INFO'20. Gorno-Altajsk: BIC GAGU, 2020: 10 - 13.

8. Kudryavcev N.G., Temerbekova A.A., Malova V.Yu. Vizualizaciya proektnoj deyatel'nosti kak odna iz komponent metodiki rabot. Moskva. Troick, 2020: 188 - 190.

9. Tarasenko F.P. Prikladnojsistemnyjanaliz. Moskva: KNORUS, 2010.

10. Filatova E.S. Socionika v portretah iprimerah. Moskva: Chernaya belka, 2005.

11. Test Benneta. Available at: https://psiholocator.com/testy-iq/bennet

12. Inzhenernyj test. Available at: https://testserver.pro/run/test/1258/

13. Raven Dzh.K., Raven Dzh., Kurt Dzh.H. Rukovodstvo kprogressivnym matricam Ravena islovarnym shkalam. Moskva, 1996.

14. Raspopin E.V. Standartizaciya progressivnyh matric Ravenna. Psihologiya. Istoriko-kriticheskie obzory i sovremennye issledovaniya. 2020; T. 9, № 1: 14 - 18.

Статья поступила в редакцию 01.11.20

УДК 376.1

Kuular S.-S.V, teacher, Tuvan State University (Kyzyl, Russia), E-mail: osurbay90@mail.ru

VALUE PRIORITIES OF THE MODERN TUVAN FAMILY: RESEARCH EXPERIENCE. The article examines a problem of preservation of the original national traditions and customs of Tuvans by modern young families in the upbringing of the younger generation. Tuvans, from time immemorial, like other neighboring nationalities, are careful about their traditions, in the formation of their personality they relied on the spiritual and moral values of the people. Tuvans are inherent in such values as hard work, love for children, respect for elders, hospitality, and close ties with relatives. In connection with the modernization of modern society in the new political, socio-economic conditions in the country, the idea is substantiated that there is a reassessment of the above values by modern Tuvan youth, which became the subject of our research. The article analyzes results of the study of this problem using pedagogical methods, presents generalized information about how much the national traditions are in demand by modern youth. The conclusion is stated that the modern Tuvan family is under the influence of globalization processes, and a reassessment of traditional value priorities is taking place in it.

Key words: Tuvan family, spiritual and moral education, values, value orientation, national traditions and customs.

С.-С.В. Куулар, преп., Тувинский государственный университет, г. Кызыл, E-mail: osurbay90@mail.ru

ЦЕННОСТНЫЕ ПРИОРИТЕТЫ СОВРЕМЕННОЙ ТУВИНСКОЙ СЕМЬИ: ОПЫТ ИССЛЕДОВАНИЯ

В данной статье рассматривается проблема сохранности исконных национальных традиций и обычаев тувинцев современными молодыми семьями при воспитании подрастающего поколения. Тувинцы испокон веков, как и другие соседние народности, бережно относились к своим традициям, в формировании личности опирались на духовно-нравственные ценности народа. Тувинцам присущи такие ценности, как трудолюбие, любовь к детям, уважение к старшим, гостеприимство, тесная связь с родственниками. В связи с модернизацией современного общества в новых политических, социально-экономических условиях в стране обосновывается мысль о том, что наблюдается переоценка вышеперечисленных ценностей современной тувинской молодежью, что стало предметом нашего исследования. В статье приведен анализ результатов исследования этой проблемы с использованием педагогических методов, представлены обобщенные сведения о том, насколько востребованы национальные традиции современной молодежью. Делается вывод о том, что современная тувинская семья испытывает влияние глобализационных процессов, и в ней происходит переоценка традиционных ценностных приоритетов.

Ключевые слова: тувинская семья, духовно-нравственное воспитание, ценности, ценностные ориентации, национальные традиции и обычаи.

Цель настоящей работы видится в том, чтобы показать ценностные ориентации и приоритеты современной тувинской семьи на основе анализа данных комплексного исследования, проведенного за последние два года в Республике Тыва.

На рубеже XIX - XX столетия российская семья, в том числе и тувинская, испытывает кризис в связи с переходом в принципиально иное качество жизни, обусловленное социально-экономическими условиями рыночной экономики. Обострившиеся социальные проблемы общества в целом оказывают негативное влияние на семью, на процесс воспитания подрастающего поколения. Как свидетельствуют ученые-социологи (А.И. Антонов, О.Н. Безрукова, С.И. Голод, ТА. Гурко, С.Д. Дармодехин), педагоги-психологи (Ш.А. Амонашвили, В.Л. Леви, А.В. Мудрик, Р.В. Овчарова), современная семья становится главным объектом исследовательских проектов, поскольку ее проблемы относятся к числу наиболее социально значимых и актуальных. Значимость семьи определяется тем, что это один из основных социальных институтов общества, краеугольный камень человеческой жизни, и когда институт семьи в настоящее время переживает кризис, выражающийся в росте числа разводов, увеличении количества добрачных и внебрачных детей, во взаимном отчуждении членов семьи, ослаблении воспитательного воздействия родителей на детей, увеличении числа неполных семей, это сказывается на социальном благополучии всего общества и каждого человека.

Семья является первостепенным институтом воспитания подрастающего поколения, в ней закладываются нравственные ценности и духовные ориентиры. Формирование духовно-нравственных ценностей в семье является ее фундаментальной задачей, так как человек в первую очередь приобретает нравственные качества и навыки житья, взаимоотношений с людьми, с окружающим миром именно в семье. Как говорится в тувинской пословице, «Кижи болуру чажындан, аът болуру кулунундан» («Человеком становятся с детства, а лошадью становятся с жеребенка»). Очевидно, что семья в новом тысячелетии значительно изменилась по структуре, характеру взаимоотношений ее членов. Поэтому поиски ответов на вопросы: Какие изменения произошли в воспитании детей в тувинской семье? Каковы ценностные приоритеты в воспитательных традициях современной семьи? - составили проблему настоящего исследования.

Методология и методы исследования. В нашем исследовании ведущей методологической базой выбран комплекс взаимообусловленных теоретических

положений аксиологического, культурологического и гуманистического подходов, трактующих смысловое содержание основных понятий, используемых в работе. Как показывает аналитический обзор научных трудов отечественных исследователей, термины «ценность, ценностные ориентации» рассмотрены в широком контексте. Так, ценность - это «1. Качество или свойство объекта, которое делает его полезным, нужным, необходимым в том или ином отношении; 2. Абстрактный и общий принцип относительно моделей поведения в рамках определённой культуры или общества, который члены этого общества рассматривают как очень значимый и считают основанием оценочных суждений. Такая социальная ценность является центром интеграции индивидуальных и общих целей» [1]. Кроме того, в каждом социуме ценности отличаются не только содержательно у разных индивидов, но и между поколениями или социальными группами. В целом же ценности строят культуру поведения человека, управляют его действиями и деятельностью, что особенно значимо при воспитании ценностей и ценностных ориентаций у детей и молодежи.

Изучение сущности ценностных ориентаций показывает неоднозначность множества определений. С точки зрения философии, «ценностные ориентации - это, прежде всего, предпочтения или отвержения определенных смыслов как жизнеорганизующих начал и (не)готовность вести себя в соответствии с ними... Они «задают общую направленность интересам и устремлениям личности, иерархию индивидуальных предпочтений и образцов;целевую и мотивационную программы; уровень притязаний и престижных предпочтений; представления о должном и механизмы селекции по критериям значимости; меру готовности и решимости (через волевые компоненты) к реализации собственного «проекта» жизни» [там же]. С педагогической и психологической позиций, ценностные ориентации - это «а) этические, эстетические, политические, религиозные и т.п. основания - критерии, на которых базируются и которыми объясняются оценки личностью или общностью окружающей реальности, дифференцированного, избирательного подхода к ней и способ ориентации; б) основания, по которым личность или группа «выстраивает» воспринимаемые объекты, субъекты, явления и события по степени их значимости» [1]. Следует отметить, что ценностные ориентации социально и культурно обусловлены, поэтому педагоги считают поэтапное их формирование у ребенка важнейшей задачей в системе нравственного воспитания наряду с физическим развитием.

Культура в самом широком смысле слова есть совокупность ценностей, созданных человечеством на протяжении всего периода его исторического существования. Соответственно, согласимся с утверждением Н.Б. Крыловой в том, что «культура есть процесс и механизм как сохранения и трансляции ценностей, так и их постоянного порождения и пересмотра в сфере познания, общения и творчества» [2, с. 38]. Иными словами, семья как главнейший источник культурного наследования представляет собой сложнейшую педагогическую систему, в которой осуществляется передача первостепенных ценностей и ценностных ориентаций через традиции, обычаи и требования к подрастающим поколениям.

Методами исследования послужили теоретические: контент-анализ, сравнительно-сопоставительный анализ, обобщение, систематизация сведений, а также эмпирические методы: анкетирование членов семей в количестве 282 с использованием комплексной анкеты К.И. Султанбаевой и беседа с отдельными представителями семей.

По исследованиям многих путешественников, которые посещали Туву в дореволюционный период (С.И. Вайнштейн, ПЕ. Грумм-Гржимайло, Ф.Я. Кон, Л.П. Потапов), тувинцы очень любили детей, поэтому иметь много детей считалось большим богатством. Изучением тувинских культурных традиций в семье занимались такие этнопедагоги Тувы, как К.Б. Салчак, Т.Т. Мунзук, А.С. Шаалы, ПД. Сундуй. В их работах четко освещены структура применения национальных традиций и обычаев тувинского народа в воспитании личности подрастающего поколения.

Наблюдения путешественников-исследователей нашли подтверждение в трудах современного тувинского историка-этнографа М.Б. Кенин-Лопсана. Любовь к детям у тувинцев, можно сказать, стоит на первом месте. Тувинская семья издревле воспитывала детей с ориентацией на такие ценности, как уважение к старшим, сохранение близких семейно-родственных отношений, трудолюбие, гостеприимство. Отличительной особенностью тувинской семьи и поныне остаются многодетность, привязанность детей к дому, уважение национальных традиций, трудолюбие. Чадолюбие как важнейшая ценность поддерживалась традицией многодетности: у каждого человека должны быть дети. Даже если человек не имел семью или не смог иметь детей, то брал ребенка у другой многодетной семьи на воспитание. Традиционно существовал обычай не оставлять детей сиротами, если они лишались родителей по разным причинам. Сирот брали родственники и растили как своих родных. Кроме этого, особенно прививалось детям уважительное отношение к взрослым, о чем говорится в народных преданиях. Сохранились обычаи, регулирующие поведение детей: нельзя проходить перед взрослыми, нельзя перебивать разговор взрослых, нужно всегда неукоснительно слушаться взрослых, а они, в свою очередь, строго следили за собственным поведением, дабы не потерять авторитета [3].

В дореволюционных работах исследователей отмечается, что статус тувинской женщины в обществе был низкий, это выражалось в неуважении к ней, даже называли «херээжок», что в переводе означало «никому не нужная». Ситуация стала меняться в начале XX века, после революции, когда были опровергнуты примитивные воззрения на роль женщины в обществе под влиянием революционных идей о равенстве людей. Женщина стала рассматриваться как важный член общества, семьи, как хранительница домашнего очага и труженица, воспитательница нового поколения. Появились новые песни, стихи и фольклорные произведения, в которых славилась женщина-мать как дарующая жизнь, свет и тепло.

Как отмечено в работах тувинских этнопедагогов К.Б. Салчака [4], А.С. Шаалы [5], ПД. Сундуй [6], в нравственном воспитании детей в тувинской семье центральное место занимало привитие любви к труду, как у многих народов в прошлом. В работах К.Б. Салчака трудовое воспитание выделено в качестве первостепенной значимости, формирующее все положительные качества человека: ответственность, ловкость, трудолюбие, старательность, взаимопомощь, физическое здоровье. У древних тувинцев дети с трех лет обучались труду, делали посильную работу по хозяйству. Всегда верили, что трудолюбие обеспечивает подрастающему поколению счастливое, хорошее будущее [7]. У тувинцев все виды воспитания описаны в национальном фольклоре, о трудовом воспитании тоже имеется много преданий, пословиц и поговорок. Например, следующие поговорки содержат наставления молодежи: «Холу шимчээр, хырны толдар» («Рука работает - живот сыт»); «Чалгаа чорба, кежээ чор» («Не будь ленивым, будь трудолюбивым»); «Ажылынга кызымак, ажылынга ынак» («Старательный человек любит свою работу»); «Оттулбаска хайынмас, олурарга бутпес» («Если сидеть сложа руки, ничего не сделается»).

Жесткое соблюдение и следование вышеперечисленным традициям, формирующим ценности и ценностное отношение к жизни, обеспечивало детям достойное существование в обществе. Воспитанные люди редко могут совершить неправильные поступки, противоречащие культурным нормам и губящие достоинство человека. Понятия достоинства и чести личности были законом, истиной, определяющей будущее семьи, рода и племени. Из исторических источников известно, что не все нравственные категории были однозначно позитивными [7]. Наблюдения за жизненными явлениями среди современных тувинцев показывают, что есть существенные различия в культуре общения, нравственном выборе и стиле поведения по сравнению с прошлыми ценностными ориентациями. Плоба-лизационные процессы российского общества, модернизация социокультурных реалий изменили образ жизни людей, появились новые формы жизнедеятельно-

сти (интернет-общение, дистанционное обучение, многоязычие и т.д.), которые постепенно меняют в сознании подрастающего поколения общую картину мира, восприятие и понимание культурных, нравственных ценностей. Появление новых социокультурных явлений коренным образом меняет отношение к традициям предков: можно об этом не знать и существовать вполне комфортно. Однако такой подход для нас неприемлем, поскольку считаем, что поколения, лишенные исторической памяти и предавшие забвению собственные культурные традиции, имеют недолговечную жизнь и вынуждены будут жить по чужим законам.

С целью изучения приоритетных ценностей современных семей в воспитании детей мы провели анкетирование жителей Республики Тыва. Анкетный опросник (автор К.И. Султанбаева) включает вопросы, нацеленные на изучение национальных традиций, связи поколений, ведущих факторов воспитания в современной семье и т.д. Всего в исследовании приняли участие 282 респондента из разных районов Республики Тыва в возрастной категории от 20 до 50 лет, имеющие несовершеннолетних детей. Мужчин было 29%, а женщин - 71%. Также нам было важно узнать социальный статус респондентов, чтобы понять, кто наиболее заинтересован в формировании национальных ценностей у детей из числа работающих и неработающих слоев населения. Работающих респондентов оказалось 66% от всего количества опрошенных, неработающих - 30%, а оставшиеся 4% - студенты.

Чтобы узнать, сохранилось ли в настоящее время детолюбие у современных тувинцев, включили вопрос о наличии детей. Среди опрошенных есть семьи с приемными детьми - 4%. Самое большое количество детей было 7 (0,7%); 6 и 5 детей - у 0,4% семей, по 4 детей пришлись на 5%, трое детей у 17%; двое детей у 27%; один ребенок у 36%, бездетные родители составили 13%. Видно, что по количеству детей в современной семье преобладает одно- или двухдетная семья, за последние годы число трехдетных семей стало увеличиваться. Из беседы с родителями выясняется, что малодетность семьи объясняется чаще всего социально-экономическими условиями в стране.

Также поинтересовались мнением молодых людей по поводу оптимального возраста для создания семьи. 31% респондентов посчитали оптимальным 18 - 25 лет. А возраст 26 - 30 лет выбрали 60% опрошенных, 30 лет и больше предпочли 8% опрошенных, воздержались от ответа 0,7%. По сравнению с прошлыми годами, возраст вступления в брак у молодежи немного «постарел»: раньше молодых людей тувинцы сватали в 16 - 19 лет. Сегодняшняя молодежь предпочитает не торопиться с заведением семьи и рождением детей. Для нее ценностно важным стало получение образования, хотя часть молодежи сначала обзаводится семьей, а затем поступает в специальные учебные заведения или же вовсе предпочитает заниматься индивидуальным предпринимательством без специального образования. Возраст 30 и более лет большинство не считает оптимальным для создания семьи, так как это время считается непродуктивным для рождения детей.

В анкетировании был вопрос о том, кто занимается воспитанием детей в семье. Из ответов следует: мать - 20%, отец - 1%, оба родители - 72%, другие члены семьи - 6%. Ответы респондентов показывают, что традиции воспитания детей обоими родителями сохранились, однако наблюдается снижение роли отца в воспитании детей. Несколько снижено участие старших членов семьи (бабушки, дедушки и других родственников) в воспитании детей. В традиционной многопоколенной тувинской семье старшее поколение считалось самым мудрым, поэтому их влияние на детей было огромным, чего не скажешь о настоящем периоде.

Изучали наличие в семьях народных и семейных традиций. Почти половина опрошенных (45%) ответила, что соблюдаются такие традиции, как совместное времяпровождение, празднование дней рождения членов семьи. 27% респондентов затруднились с ответом, и 2% ответили, что у них в семье нет традиций. Остальные проигнорировали данный вопрос. Анализ содержания ответов респондентов позволил получить представление о том, какие национальные праздники приоритетны. Это всенародно любимые Шагаа (Новый год), Наадым (Праздник животноводов), Дагылга (Освящение священных мест). Тувинцы массово отмечают эти национальные праздники, свидетельствующие об их всенародном характере.

Что касается педагогических традиций в современной тувинской семье, можно выделить следующие (из предложенных вариантов можно было выбрать несколько): приучение к домашнему труду - 183 (65%) человека, уважение старших - 143 выбора (51%), соблюдение гостевого этикета - 37 (13%), совместные праздники и гуляния - 31 выбор (11%). Как видно, на первом месте остается приучение к домашнему труду. Практически все родители признают необходимость воспитания трудолюбия у ребенка. Приверженность к народным традициям усматриваем и в уважении к старшим в семье. Однозначно нынешняя молодежь желает сохранить позитивные традиции народа, благодаря которым семья сохраняет свою жизнеспособность как ячейка социума.

В заключение нашей работы констатируем, что ценностные приоритеты современной тувинской семьи претерпевают изменения в связи с глобализа-ционными процессами в обществе. Мы выявили, что такие ценности тувинского народа, как любовь к Родине, желание иметь много детей, близкие отношения с родственниками не вошли в ряд приоритетных ценностей. Современные родители хотели бы сохранить традиции и обычаи предков в формировании духовно-нравственной личности. Однако такая задача семьей не может быть реализована в полной мере в складывающихся условиях рыночной экономики.

Библиографический список

1. Новейший философский словарь. Минск: Издательство В.М. Скакун, 1999. Available at: http://philosophy.niv.rU/doc/dictionary/newest-dictionary/index.htm#214

2. Крылова Н.Б. Культурология образования. Серия: Новые ценности образования. Москва: Народное образование, 2000.

3. Кенин-Лопсан М.Б. Традиционная культура тувинцев. Кызыл: Кызылское книжное издательство, 2006.

4. Салчак К.Б. Преемственность тувинских народных традиций воспитания и современной педагогической культуры Тувы: Автореферат диссертации ... кандидата педагогических наук. Казань, 1974.

5. Шаалы А.С. Этнокультурная направленность содержания образования в Республике Тыва. Сибирский педагогический журнал. 2004; № 3: 175 - 180.

6. Сундуй Г.Д. Мир детства кочевой Азии: опыт духовно-нравственного воспитания. Кызыл: Институт развития национальной школы, 2009.

7. Салчак К.Б., Салчак Л.П. Развитие тувинской народной педагогики. Кызыл, 1984.

References

1. Novejshij filosofskij slovar'. Minsk: Izdatel'stvo V.M. Skakun, 1999. Available at: http://philosophy.niv.rU/doc/dictionary/newest-dictionary/index.htm#214

2. Krylova N.B. Kul'turologiya obrazovaniya. Seriya: Novye cennosti obrazovaniya. Moskva: Narodnoe obrazovanie, 2000.

3. Kenin-Lopsan M.B. Tradicionnaya kul'tura tuvincev. Kyzyl: Kyzylskoe knizhnoe izdatel'stvo, 2006.

4. Salchak K.B. Preemstvennost tuvinskih narodnyh tradicij vospitaniya i sovremennojpedagogicheskojkul'tury Tuvy: Avtoreferat dissertacii ... kandidata pedagogicheskih nauk. Kazan', 1974.

5. Shaaly A.S. 'Etnokul'turnaya napravlennost' soderzhaniya obrazovaniya v Respublike Tyva. Sibirskij pedagogicheskijzhurnal. 2004; № 3: 175 - 180.

6. Sunduj G.D. Mir detstva kochevoj Azii: opyt duhovno-nravstvennogo vospitaniya. Kyzyl: Institut razvitiya nacional'noj shkoly, 2009.

7. Salchak K.B., Salchak L.P. Razvitie tuvinskojnarodnojpedagogiki. Kyzyl, 1984.

Статья поступила в редакцию 30.10.20

УДК 378

Lyskova M.I., Cand. of Sciences (Philosophy), senior lecturer, Tyumen Advanced Training Institute of the Ministry of the Interior of the Russian Federation (Tyumen, Russia), E-mail: mlyskova@yandex.ru

TO THE QUESTION OF LINGUO-COMMUNICATIVE TRAINING OF POLICE OFFICERS ABROAD. Modern globalization processes have inevitably led to the

fact that the communication skills, the ability and readiness to carry out effective interpersonal and intercultural communication are becoming increasingly important for every law enforcement officer around the world. Some issues concerning the linguistic and communicative training of law enforcement officers abroad are considered and analyzed in the article. Using studies summarizing the US experience, it is shown that linguo-communicative training is an important element of professional training of American police officers, and intercultural communicative competence and foreign language communicative competence are essential components of their professional competence, necessary for the successful implementation of law enforcement activities. In the author's opinion, some elements of the positive experience of police training abroad can be used by the educational establishments of the system of the Ministry of the Internal Affairs of Russia.

Key words: police officer, professional training of law enforcement officers, linguo-communicative training; intercultural communicative competence, foreign language communicative competence.

М.И. Лыскова, канд. филос. наук, ФГКУДПО «Тюменский институт повышения квалификации сотрудников МВД России», г. Тюмень, E-mail: mlyskova@yandex.ru

К ВОПРОСУ О ЛИНГВОКОММУНИКАТИВНОЙ ПОДГОТОВКЕ СОТРУДНИКОВ ПОЛИЦИИ ЗА РУБЕЖОМ

Современные глобализационные процессы неизбежно привели к тому, что коммуникативные навыки, способность и готовность осуществлять эффективное межличностное и межкультурное общение приобретают все большее значение для каждого сотрудника правоохранительных органов во всем мире. В статье рассматриваются и анализируются некоторые аспекты лингвокоммуникативной подготовки сотрудников правоохранительных органов за рубежом. На основе изучения и обобщения опыта США показано, что лингвокоммуникативные навыки выступают важным элементом профессиональной подготовки сотрудников американской полиции, а межкультурная коммуникативная и иноязычная коммуникативная компетенции являются существенными компонентами их профессиональных знаний, необходимых для успешного осуществления правоохранительной деятельности. По мнению автора, отдельные элементы положительного опыта подготовки полицейских кадров могут быть использованы образовательными организациями системы МВД России.

Ключевые слова: сотрудник полиции, профессиональная подготовка сотрудников правоохранительных органов, лингвокоммуникативная подготовка, межкультурная коммуникативная компетенция, иноязычная коммуникативная компетенция.

Современные глобализационные процессы неизбежно привели к тому, что коммуникативные навыки, способность осуществлять эффективное межличностное и межкультурное общение и решать коммуникативные задачи, готовность к межличностному и межкультурному профессиональному взаимодействию, иноязычной профессиональной коммуникации с каждым годом приобретают все большее значение для каждого сотрудника правоохранительных органов во всем мире. Соответственно, процессы, связанные с коммуникативной и лингвистической подготовкой сотрудников правоохранительных органов, формированием и развитием их межкультурной коммуникативной компетенции и иноязычной коммуникативной компетенции, достойны пристального внимания и изучения. На наш взгляд, в данном контексте целесообразно обратиться к зарубежному опыту подготовки полицейских кадров, анализ которого, несомненно, представляет интерес для исследователей данной проблематики.

В ряде отечественных исследований (Н.В. Быхтиной, Я.Л. Ванюшина, В.В. Воронова, Ф.Ч. Коблова, Л.С. Кравчук, З.Р Танаевой, О.А. Ульяниной) [1 - 7] рассматриваются и анализируются отдельные вопросы, связанные с лингвокоммуникативной подготовкой сотрудников полиции за рубежом, однако следует признать, что данная проблематика еще недостаточно изучена. Во всех вышеназванных работах авторы констатируют факт того, что в большинстве развитых стран мира в профессиональной подготовке сотрудников правоохранительных органов важное место отводится развитию коммуникативных навыков сотрудников полиции, способности эффективно взаимодействовать с обществом, умению работать в социально неоднородной, поликультурной среде. Подчеркивается также значение лингвистической компетенции для осуществления профессионального

общения и возрастание роли международного сотрудничества в сфере правоохранительной деятельности.

Цель нашей работы - изучить и обобщить опыт некоторых полицейских академий и департаментов полиции США в области лингвокоммуникативной подготовки. Достойным внимания и анализа нам показался опыт полицейской академии Департамента полиции Литл-Рока (штат Арканзас, США), где в программу обучения во время службы входит учебный курс «Культурное разнообразие и культурная компетентность для сотрудников правоохранительных органов». Вопросы разнообразия, инклюзии, справедливости и беспристрастности, предвзятости и предубеждения рассматриваются не с помощью традиционного подхода с позиции права или политики, а сквозь призму культуры. Обучение проводится инструкторами, которые являются специалистами в сфере межкультурной коммуникации и при этом имеют опыт подготовки сотрудников правоохранительных органов [8].

Вызов, стоящий перед сотрудниками полиции США, - быть профессионалами и непредвзято относиться к любому представителю общественности, вести себя одинаково со всеми людьми, с которыми они имеют дело, и при этом воспринимать каждого человека как личность, четко осознавать культурные различия каждого из них и учитывать их при прогнозировании и осуществлении правоохранительной деятельности.

Четыре стандарта высокого качества взаимоотношений с гражданами (достойное и уважительное обращение с людьми в межкультурной среде, предоставление людям права выразить свое мнение, прозрачность принятия решений, выражение надежности мотивов действий), а также задачи, поставленные госу-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.