Научная статья на тему 'Красс Байыр-оолович салчак - основоположник этнопедагогических исследований в Туве'

Красс Байыр-оолович салчак - основоположник этнопедагогических исследований в Туве Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
307
43
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / PEDAGOGICAL ACTIVITY / ЭТНОПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ / ETHNOPEDAGOGICAL STUDIES / НАРОДНОЕ ВОСПИТАНИЕ / PUBLIC EDUCATION / ЦЕННОСТИ / VALUES / ОРГАНИЗАТОР / УЧЁНЫЙ / SCIENTIST / AN ORGANIZER

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Дамба Наталья Чоодуевна

В статье автор раскрывает педагогическую деятельность учёного, заложившего основы этнопедагогических исследований в Туве, проявившего организаторский талант и пропагандировавщего ценности традиционного воспитания народов Тувы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

KRASS BAYIR-OOLOVICH SALCHAK - FOUNDER OF ETHNOPEDAGOGICAL STUDIES IN TUVA

The author reveals the pedagogical activity of the scientist who laid the foundations of ethnopedagogical studies in Tuva, who showed talent for organization and promoted the values of traditional education of Tuvan people.

Текст научной работы на тему «Красс Байыр-оолович салчак - основоположник этнопедагогических исследований в Туве»

■ ПАМЯТИ УЧЕНОГО ■ ТО MEMORY OF SCIENTIST

КРАСС БАЙЫР-ООЛОВИЧ САЛЧАК - ОСНОВОПОЛОЖНИК ЭТНОПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ В ТУВЕ

Дамба Н.Ч.

Тувинский государственный университет, г. Кызыл

KRASS BAYIR-OOLOVICH SALCHAK - FOUNDER OF ETHNOPEDAGOGICAL

STUDIES IN TUVA

Damba N.Ch.

Tuvan State University, Kyzyl

В статье автор раскрывает педагогическую деятельность учёного, заложившего основы этнопедагогических исследований в Туве, проявившего организаторский талант и пропагандировавщего ценности традиционного воспитания народов Тувы.

Ключевые слова: педагогическая деятельность, этнопедагогические исследования, народное воспитание, ценности, организатор, учёный.

The author reveals the pedagogical activity of the scientist who laid the foundations of ethnopedagogical studies in Tuva, who showed talent for organization and promoted the values of traditional education of Tuvan people.

Key words: pedagogical activity, ethnopedagogical studies, public education, values, an organizer, a scientist.

Красс Байыр-оолович Салчак вошёл в историю педагогического образования нашей республики как человек, проявивший организаторский талант в плане руководства образовательными учреждениями, как учёный, заложивший основы этнопедагогических исследований в Туве и пропагандировавщий ценности традиционного народного воспитания, как педагог-наставник, внёсший огромный вклад в подготовку педагогических кадров республики.

Начало исследованиям по этнопедагогике (в плане теоретического обобщения и систематизации опыта народной педагогики) в Туве заложил К.Б. Салчак, взяв за основу этнопедагогическую концепцию Г.Н. Волкова, основателя этнопедагогики как науки.

Позже труды по этнопедагогике пополнятся исследованиями О.Ч. Ондара [2], Х.Д-Н. Ооржака [4,5], Т. Т. Мунзук [1], Г.Д. Сундуй [9,10], А.С. Шаалы [11,12], С.Я. Ооржак [3] и др.

В своей диссертации «Преемственность тувинских народных традиций воспитания и современной педагогической мысли», он показал педагогические возможности традиционных обычаев в современных условиях, подтвердив

целесообразность идеи преемственности в непрерывном развитии народа [7]. Идея преемственности народной педагогики и современной педагогической мысли была воплощена также в совместной монографии супругов [8]. На основе анализа обычаев, обрядов, традиций тувинцев показано отражение преемственных связей представителей различных поколений в произведениях устно-поэтического творчества.

В ходе своего исследования К.Б. Салчак рассматривал вопросы о гендерных особенностях трудового воспитания тувинцев, основываясь на примерах фактов из жизни, художественной литературы, жанров устного народного творчества, архивных данных, из наблюдений и работ исследователей - Н. Катанова, Е. Яковлева, Ф. Кона, Г. Грумм-Гржимайло и С. Вайнштейна.

Опыт трудовой подготовки подсказывал важность разделения труда между полами. Девочки более склонны к домашним работам, а мальчики - к охоте, скотоводству и дальним поездкам. Мальчики, ухаживают за скотом, помогают возделывать землю, убирать хлеб, учатся охотиться, ездить верхом, усваивают технику мужской работы, требующей большой закалки, силы и выносливости. Раньше идеалом труженика-тувинца был искусный охотник, умелый скотовод и старательный земледелец [12].

Например, образ «совершенного мужчины» в представлении тувинцев можно увидеть из описания в героических сказаниях - «Бажын ашкан малдыг, эктин ашкан эттиг» (Имеет скот, выше головы, имущества, выше плеч) или чаактыгга чаргызын алыспас, чарынныгнын алдынга душпес (мудрее из всех мудрых, сильнее из всех сильных) и т.д. Несмотря на гиперболичность описания, идеал «совершенного мужчины» тувинцев, как пишет К.Б. Салчак, служил примером для подрастающего поколения.

На современном этапе возникла необходимость повышения авторитета мужчин в обществе, ответственности отцов за воспитание детей. Начиная с 2011 года, у нас в республике ежегодно проходят форумы отцов с целью возрождения понятия «отцовство», каким оно было у наших предков и чтобы мужчины стали глубже понимать ценность семьи и свою роль в воспитании подрастающего поколения. С 2012 года отмечается праздник «День отца» в каждую третью субботу ноября и принят Кодекс чести мужчин Тувы. Повсеместно в кожуунах республики, в образовательных учреждениях созданы Советы отцов. Их силами проводятся спортивные, культурные и образовательные мероприятия, направленные на воспитание детей и на пропаганду здорового образа жизни среди молодого поколения.

К трудовому воспитанию девочек особый подход. Девочки привлекаются и к дойке скота, и к обработке молочных продуктов и шерсти, шитью одежды, выделке шкур и уходу за домашними животными. Трудолюбие тувинской женщины, их мастерство по возделыванию кожи не раз отмечались путешественниками [12].

И на современном этапе, в условиях экономического кризиса, примеры трудового воспитания, описанные в работе Салчак К.Б., могут укреплять жизнестойкость традиционных ценностей.

Особенность современной жизни - развитие социальных сетей. Особый интерес представляют молодые мамы, которые свое хобби превратили в источник дохода с помощью социальных сетей и развивают интернет-бизнес. Одна творит кулинарные творения, другая колдует над женскими образами, даёт советы, как навести красоту, третья создаёт женские аксессуары и украшения ручной работы, четвёртая занимается индивидуальным пошивом одежды и устраивает мастер-классы, пятая шьёт детское приданое в тувинском стиле, объясняя покупателям значения узоров, сохранив национальные традиции. У молодых предпринимателей-мам с каждым разом увеличивается количество подписчиков и заказов.

Также в целях обсуждения вопросов укрепления института семьи, повышения социальной значимости материнства и детства, возрождения базовых семейных ценностей на данном этапе в республике проходят форумы матерей.

I форум матерей Тувы прошёл 15 мая 2014 года, в Международный день семьи (ежегодно отмечаемый с 1994 года). На II форуме, который прошёл в марте 2015 года, принят Свод заповедей матерей Тувы - документ, призванный помочь в укреплении семьи, защиты материнства и детства. В этом году республиканский форум Матерей был приурочен ко дню матери, который проводится в России с 1999 года в последнее воскресенье ноября.

Усилия общественных организаций, Правительства республики, законодательного органа - Верховного Хурала республики по развитию института семьи, семейных ценностей увенчались успехом. Свод заповедей матерей, как и Кодекс чести мужчин Тувы, являются своего рода руководством для родителей и призваны помочь каждой семье.

Примечательно, что представления тувинцев о роли наследственных факторов на развитие и формирование личности нередко служили критерием оценки нравственных черт, как отдельного человека, так и членов целой семьи, рода или племени. Например, по именам и фамилиям родителей складывалось определенное мнение. Считалось, если родители порядочные, честные люди, то их дети тоже будут такими же.

Представление о преемственности в развитии нашли отражение в воззрениях тувинцев на становление и развитие личности человека. К.Б. Салчак считал, что человек в своем развитии проходит ряд этапов, каждый из которых важен как необходимый период к следующему и предложил следующую последовательность возрастной периодизации тувинцев в становлении личности [7]:

I) внутриутробный период (от момента зачатия до рождения);

2) колыбельный период - от рождения до 1-2 лет (период ползания (67 мес.) и начало времени хождения (от 1-2 лет);

3) период младенчества (чаш уези) - от 1-2;

4) детство (бичии уези) - от 3-4 лет;

5) отрочество (элээди уези) - от 9-П;

6) юность (аныяк уези) - от 15-16 лет;

7) зрелость (улуг кижи) - от 25-26 и выше.

Исследователем подробно раскрыто значение каждого этапа в предлагаемой периодизации.

Значение утробного периода заключалось в щадящем подходе к будущей матери в плане внимательного отношения к ней, в обеспечении нормального развития будущего ребенка.

В колыбельный период матери принимали элементарные меры по развитию функциональных способностей органов зрения, слуха и движения детей.

Младенчество является самым ответственным периодом в воспитании молодого поколения. В этот период закладываются основы разговорной речи и мыслительной деятельности, дети сравнивают предметы, спрашивают у взрослых, трогают руками, пробуют на вкус и на осязание.

В период детства, наряду с физическим развитием происходит нравственный рост. Ребенок в состоянии осознавать смысл многих нравственных норм, правил и взглядов.

В период отрочества большое внимание обращалось на трудовое воспитание детей данного возраста. В этом возрасте у детей складываются моральные нормы. Они нуждаются в личности, чьи нравственные, физические и умственные качества могли бы быть примером для них, т.е. складываются представления об идеале.

Юность характеризуется завершением формирования человеческой личности. В этот период считали, что юноша «стал мужчиной», а о девушке говорили, что стала «взрослой девушкой».

С 25-26 лет люди считались вполне зрелыми членами общества, участвовали в общественной жизни, отвечали перед обществом за свои поступки и действия, прислушиваясь к советам и указаниям старших.

Позже, другими авторами, были представлены различные возрастные периодизации (в соответствии с Большой Медведицей; на основе 12 (60)-летнего календарного цикла, в сравнении с состоянием надкопытного сустава домашнего скота «кажык»). На сегодняшний день нет единой возрастной периодизации, но в народной педагогике есть определённая идея о преемственности как о взаимосвязи поколений.

Организаторский талант у К.Б. Салчак проявился уже в молодые годы. В 1951 году, окончив Абаканский государственный педагогический институт со специальностью учителя физики и математики, уехал работать в сельскую местность. А в 1956 г. Красс Байыр-оолович был назначен директором школы

с. Аксы-Барлык Барун-Хемчикского кожууна. В этот период проявился его талант как руководителя, сформировавшего коллектив педагогов-единомышленников, который эффективно решал задачи, поставленные перед школой [6].

Учитывая организаторские качества, позже его назначают заведующим районо в том же кожууне. Потом его назначают директором Областного института усовершенствования учителей на базе Областного отдела народного образования (ИУУ) в Кызыле. Возглавляемый им коллектив института усовершенствования учителей играет значительную роль в развитии и усовершенствовании учительских кадров. Под руководством и при непосредственном участии руководителя в образовательных учреждениях республики успешно внедрялся передовой педагогический опыт. Везде, где бы он ни работал, он уделял большое внимание укреплению учебно-материальной базы и научно-педагогической квалификации педагогов.

Салчак К.Б. был также самым первым научным руководителем республиканской экспериментальной площадки (РЭП) Кызыл-Дагской средней школы Бай-Тайгинского кожууна. Будучи учёным человеком, он хорошо обосновал научно-теоретические основы национально-региональной составляющей в сфере образования и последовательность работы в этом направлении. С 2000 по 2010 гг. в школе работала экспериментальная площадка «Национальная культура в сфере образования». В 2004 году школа завоевала золотую медаль в НПК «УчСиб» в г. Новосибирске, в 2010 году стала обладателем гранта в размере 1000000 рублей Президента России.

Вклад супругов - Красса Байыр-ооловича и Любовь Петровны в подготовке педагогических кадров республики и в развитии педагогической науки Тувы неоценим. Педагогическая деятельность - дело и смысл всей жизни учёных. Они вырастили несколько поколений учителей в Туве, их по праву можно назвать учителями учителей.

Удачно сочетая научно-организаторскую работу с работой педагога, супруги Салчак внесли большой вклад в совершенствование учебно-воспитательного процесса высшей школы и большую часть жизни посвятили обучению и воспитанию студенческой молодёжи в КГПИ и ТувГУ. Все, кто, так или иначе встречался с этими замечательными людьми, отмечают их трудолюбие и преданность учительской профессии.

Супруги Салчак в профессии педагога нашли свое призвание, об этом свидетельствуют вся их трудовая жизнь и изданные ими труды.

Приехав в Туву в 1956 году, Любовь Петровна проработала и школьным учителем, и проректором по учебной и научной работе, и деканом факультета начального образования (ФНО), и заведующим кафедрой педагогики и психологии (стояла у истоков её создания) в Кызылском

государственном педагогическом институте и в Тувинском государственном университете.

Кандидатскую диссертацию «Проблемы учебно-воспитательной работы в пришкольных интернатах» (на материале Тувинской АССР) она защитила в научно-исследовательском институте общей педагогики Академии педагогических наук СССР в 1974, получив диплом кандидата наук.

Ею, совместно с супругом, написаны труды по развитию тувинской народной педагогики [8] и по педагогическому образованию в Туве [6]. Её работы также посвящены поликультурному образованию, она - автор многих научных публикаций, участник различных мероприятий в сфере образования (круглых столов, семинаров, конференций), совершенно безвозмездно консультировала по актуальным вопросам педагогических исследований.

Приходит и признание ее профессионализма - она доцент, отличник высшей школы, заслуженный учитель РТ, обладатель нагрудного знака «Заслуженный преподаватель ТувГУ», обладатель многих наград и почётных званий. Сейчас она на заслуженном отдыхе.

Список достижений Красса Байыр-ооловича значителен, он обладатель ордена Знака Почёта, медали имени К.Д. Ушинского, знака «Отличник народного просвещения РСФСР», а также является «Заслуженным преподавателем ТувГУ», «Заслуженным учителем школы ТувАССР», «Народным учителем Тувы» и занесён в книгу «Лучшие люди Тувы XX века».

Красса Байыр-ооловича нет с нами уже несколько лет, но его ученики и последователи с благодарностью и с глубоким уважением вспоминают и чтят его. Благодаря таким людям как он, у нас много талантливых педагогов, которые считают, что педагогическая деятельность - дело и смысл их жизни.

В признанье заслуг К.Б. Салчака хочется, чтобы его именем назвали общественную организацию, например, Ассоциацию педагогов или одно из образовательных учреждений Тувы.

Библиографический список

1. Мунзук, Т. Т. Прогрессивные идеи и опыт тувинской народной педагогики и их использование в семейном воспитании: Автореф. дисс. ... канд. пед. наук: 13.00.01. Казань, 1990. 16 с.

2. Ондар, О.Ч. Начальная подготовка борцов вольного стиля на основе приемов национальных видов борьбы (на примере борьбы хуреш): Автореф. дисс. ... канд. пед. наук: 13.00.04. М., 1985. 18 с.

3. Ооржак, С.Я. Формирование этнопедагогической культуры студентов в условиях университетского образования (на материале республики тыва) Автореф. дисс. канд. пед. наук: 13. 00. 01. Красноярск, 2010. 19 с.

4. Ооржак, Х.Д.-Н. Педагогическое содержание физической культуры народов Южной Сибири. Кызыл, 1995.

5. Ооржак, Х.Д.-Н. Система организации физкультурно-спортивной работы с населением по месту жительства на основе использования национальных видов спорта: Автореф. дисс. ... канд. пед. наук: 13. 00. 04. М., 1982. 23 с.

6. Педагогическое образование в Туве. Научная мысль. История. Люди /Л. П. Салчак, К. Б. Салчак. Кызыл :Тув. кн. изд-во, 2003. 256 с. :

7. Салчак, К. Б. Преемственность тувинских народных традиций воспитания и современной педагогической культуры Тувы: Дисс. ... канд. пед. наук: 13. 00. 01. Чебоксары - Кызыл, 1974. 208 с.

Тувинский государственный университет

8. Салчак, К. Б., Салчак, Л. П. Развитие тувинской народной педагогики. Кызыл: Тув. кн. изд., 1984. 28 с.

9. Сундуй, Г. Д. Мир детства кочевой Азии. Кызыл, 2009.

10. Сундуй, Г. Д. Прогрессивные идеи и опыт народной педагогики в нравственном воспитании младших подростков: Дисс. ... канд. пед. наук: 13. 00. 01. М., 1993. 170 с.

11. Шаалы, А.С. Этнопедагогическая подготовка учителя к нравственному воспитанию учащихся тувинской школы на традициях народного этикета: Автореф. дисс. ... канд. пед. наук: 13. 00. 01. М., 1993. 16 с.

12. Этнопедагогика тувинского народа /Г. Н. Волков, К. Б. Салчак, А. С. Шаалы/ Тывинский государственный университет, Институт развития национальной школы. Кызыл: Билиг, 2009. 212 с. Bibliograficheskij spisok

1. Munzuk, T. T. Progressivnye idei i opyt tuvinskoj narodnoj pedagogiki i ikh ispolzovanie v semejnom vospitanii: avtoref. diss. ... kand. ped. nauk: 13.00.01. Kazan, 1990. 16 s.

2. Ondar, O.Ch. Nachalnaya podgotovka borteov volnogo stilya na osnove priemov natsionalnykh vidov borby (na primere borby khuresh): avtoref. diss. ... kand. ped. nauk: 13.00.04. M., 1985. 18 s.

3. Oorzhak, S.Ya. Formirovanie etnopedagogicheskoj kultury studentov v usloviyakh universitetskogo obrazovaniya (na materiale respubliki tyva) avtoref. diss. ... kand. ped. nauk: 13. 00. 01. Krasnoyarsk, 2010. 19 s.

4. Oorzhak, Kh.D.-N. Pedagogicheskoe soderzhanie fizicheskoj kultury narodov yuzhnoj sibiri. Kyzyl, 1995.

5. Oorzhak, Kh.D.-N. Sistema organizatsii fizkulturno-sportivnoj raboty s naseleniem po mestu zhitelstva na osnove ispolzovaniya natsionalnykh vidov sporla: avtoref. diss. ... kand. ped. nauk: 13. 00. 04. M., 1982. 23 s.

6. Pedagogicheskoe obrazovanie v Tuve. Nauchnaya mysl. Istoriya. Lyudi /L.P. Salchak, K.B. Salchak. Kyzyl :Tuv. kn. izd-vo, 2003. 256 s. :

7. Salchak, K.B. Preemstvennost tuvinskikh narodnykh traditsij vospitaniya i sovremennoj pedagogicheskoj kultury Tuvy: diss. ... kand. ped. nauk: 13. 00. 01. Cheboksary - Kyzyl, 1974. 208 s.

8. Salchak, K.B., Salchak, L. P. Razvitie tuvinskoj narodnoj pedagogiki. Kyzyl: Tuv. kn. izd., 1984. 28 s.

9. Sunduj, G. D. Mir detstva kochevoj Azii. Kyzyl, 2009.

10. Sunduj, G. D. Progressivnye idei i opyt narodnoj pedagogiki v nravstvennom vospitanii mladshikh podrostkov: diss. ... kand. ped. nauk: 13. 00. 01. M., 1993. 170 s.

11. Shaaly, A.S. Etnopedagogicheskaya podgotovka uchitelya k nravstvennomu vospitaniyu uchaschikhsya tuvinskoj shkoly na traditsiyakh narodnogo etiketa: avtoref. diss. ... kand. ped. nauk: 13. 00. 01. M., 1993. 16 s.

12. Etnopedagogika tuvinskogo naroda /G. N. Volkov, K. B. Salchak, A. S. Shaaly. Tyvinskij gosudarstvennyj universitet, Institut razvitiya natsionalnoj shkoly. Kyzyl: Bilig, 2009. 212 s.

Дамба Наталья Чоодуевна - кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики ТувГУ, г. Кызыл, E-mail: [email protected]

Damba Natalia - Candidate of Pedagogical Sciences (Ph.D), Associate Professor of Pedagogy, Tuvan state University, Kyzyl, E-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.