речи заикающихся взрослых и разработки методов диагностики и коррекции с их учетом.
2. Использование современных технических средств, таких как смартфоны, в условиях актуального (значимого) речевого общения, является высоко-результативным способом устранения речевых (судорожных) проявлений заикания у взрослых, и может применяться как интегративная технология, в составе комплексных психолого-педагогических программ коррекции, при проведении функциональных речевых тренировок.
3. Применение способа 'ритмизация' (темп: 80 уд/мин), как ведущего является целесообразным при использовании в качестве 'речевой опоры' во время проведения речевых функцио-
Библиографический список
нальных тренировок, а так же совместно со звукозоглушением и FAF, в ряде случаев.
4. Представленную в настоящем исследовании психолого-педагогическую программу коррекции заикания с дифференцированным применением технических средств в условиях актуального речевого общения можно считать эффективной на уровне 86% (с учётом немедленного результата) и 77,2% (с учетом катамнестического периода).
5. Очевидна необходимость дальнейшей разработки программ психолого-педагогической поддержки, что связано с выявленной, статистически достоверной тенденцией к рецидивам заикания у 22,8% участников эксперимента
1. Antipova E., Purdy S., Blakeley M., &. Williams, S. Effects of altered auditory feedback (AAF) on stuttering frequency during monologue speech production. Journal of Fluency Disorders. 2008; 33(2), 274 - 290.
2. Гусаров С.В. Эволюция научных направлений к пониманию заикания в специальной педагогике: перспективы применения современных технических средств как интегративных IT-технологий в составе комплексной психолого-педагогической коррекции. Вестник челябинского государственного педагогического университета. 2016; 7: 36 - 43.
3. Armson J., Kiefte M., Mason J., & De Croos, D. The effect of SpeechEasy on stuttering frequency in laboratory conditions. Journal of Fluency Disorders. 2006; 31, 137 - 152.
4. Рау Е.Ю. Психолого-педагогическая адаптация взрослых заикающихся к проблемным речевым ситуациям: Диссертация ... кандидата педагогических наук. Москва, 1995.
5. Ross G. Menzies, Mark Onslow, Ann Packman, Sue O'Brian. Cognitive behavior therapy for adults who stutter: A tutorial for speech-language pathologists. Journal of Fluency Disorders. 2009; 34, 187 - 200.
6. Миссуловин Л.Я., Миссуловина Н.С. Особенности проведения функциональных тренировок с заикающимися подростками и взрослыми в современных условиях. Вестник Ленинградского государственного университета им. А.С. Пушкина. 2011; Т. 3, № 4: 126 - 129.
References
1. Antipova E., Purdy S., Blakeley M., &. Williams, S. Effects of altered auditory feedback (AAF) on stuttering frequency during monologue speech production. Journal of Fluency Disorders. 2008; 33(2), 274 - 290.
2. Gusarov S.V. 'Evolyuciya nauchnyh napravlenij k ponimaniyu zaikaniya v special'noj pedagogike: perspektivy primeneniya sovremennyh tehnicheskih sredstv kak integrativnyh lT-tehnologij v sostave kompleksnoj psihologo-pedagogicheskoj korrekcii. Vestnik chelyabinskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta. 2016; 7: 36 - 43.
3. Armson J., Kiefte M., Mason J., & De Croos, D. The effect of SpeechEasy on stuttering frequency in laboratory conditions. Journal of Fluency Disorders. 2006; 31, 137 - 152.
4. Rau E.Yu. Psihologo-pedagogicheskaya adaptaciya vzroslyhzaikayuschihsyakproblemnymrechevymsituaciyam: Dissertaciya ... kandidata pedagogicheskih nauk. Moskva, 1995.
5. Ross G. Menzies, Mark Onslow, Ann Packman, Sue O'Brian. Cognitive behavior therapy for adults who stutter: A tutorial for speech-language pathologists. Journal of Fluency Disorders. 2009; 34, 187 - 200.
6. Missulovin L.Ya., Missulovina N.S. Osobennosti provedeniya funkcional'nyh trenirovok s zaikayuschimisya podrostkami i vzroslymi v sovremennyh usloviyah. VestnikLeningradskogo gosudarstvennogo universiteta im. A.S. Pushkina. 2011; T. 3, № 4: 126 - 129.
Статья поступила в редакцию 14.02.17
УДК 37(571.52)
Damba M.K., senior teacher, Department of Pedagogy and Methodology of Preschool and Primary Education, Tuvan State
University (Kyzyl, Russia), E-mail: [email protected]
THE MAIN PERIODS OF AGE IN TUVAN FOLK PEDAGOGY. The article discusses the basic periodization of age of Tuvans that must be considered in the process of moral education of younger generation in order to form their worldview. The goal of our work is the study of age periodization in the Tuvan folk pedagogy as a subject area of ethnopedagogical research. The unusual age periodization in the traditional culture of the peoples of Central Asia lies in the fact that it starts from the moment of birth, and since inception periods. Age periodization in the Tuvan folk pedagogy has a specificity that determines, in turn, the specifics of education of children in a traditional family, because nomadic lifestyle is partially preserved in Tuva.
Key words: cyclic age, age periodization, Tuvan folk pedagogy, moral education, traditional culture.
М.К. Дамба, ст. преп. каф. педагогики и методики дошкольного и начального образования Тувинского
государственного университета, г. Кызыл, Е-mail: [email protected]
ОСНОВНЫЕ ПЕРИОДИЗАЦИИ ВОЗРАСТНОГО РАЗВИТИЯ В НАРОДНОЙ ПЕДАГОГИКЕ ТУВИНЦЕВ
В статье рассматривается основные периодизации возрастного развития тувинцев, которую необходимо учитывать в процессе нравственного воспитания подрастающего поколения, в целях формирования их мировоззрения. Цель нашей работы - изучение возрастной периодизации в тувинской народной педагогике как предметной области этнопедагогических исследований. Необычность возрастной периодизации в традиционной культуре народов Центральной Азии заключается в том, что она начинается не с момента рождения ребёнка, а с периода зарождения. Возрастная периодизация в тувинской народной педагогике имеет специфику, определяющую в свою очередь, специфику воспитания детей в традиционной семье, поскольку в Туве частично сохранился кочевой образ жизни.
Ключевые слова: циклический возраст, возрастная периодизация, тувинская народная педагогика, нравственное воспитание, традиционная культура.
Особенность возрастной периодизации в традиционной культуре народов Центральной Азии заключается в том, что она начинается не с момента рождения ребёнка, а с периода за-
рождения. Как известно, внутриутробный отрезок времени имеет собственную структуру и собственную терминологию в научных трудах. При том, особой, неразгаданной до сих пор тайной на-
родной педагогики является то, что новорожденного кочевники Центральной Азии считают «бир харлыг уруг» - уже годовалым ребёнком.
Основной целью настоящей работы является изучение возрастной периодизации в народной педагогике тувинцев как предметной области этнопедагогических исследований.
В настоящее время отсутствуют исследования по изучению и разработке возрастной периодизации в народной педагогике как предметной области этнопедагогических исследований. Расширение предметной области этнопедагогических исследований (на материале РТ) рассматривается в исследованиях С.Я. Оор-жак [1, с. 46].
Впервые составление возрастной периодизации в народной педагогике тувинцев и объяснение ее своеобразия осуществил в своих трудах К.Б. Салчак [2, с. 23]. Автор приводит следующую схему:
Внутриутробный период (хырын иштинин уези) - с момента зачатия до рождения.
Колыбельный период (кавайлыг уе) - от рождения до 1-2 лет, который, в свою очередь делится на два этапа: унгээр уе, когда ребёнок начинает ползать и кылаштаар уе - время хождения.
Период младенчества (чаш уе) - от 2-3 до 3-4 лет.
Детство (бичии уе) - от 3-4 до 9-11 лет.
Отрочество (элээди уе) - от 9-11 до 15-16 лет.
Юность (аныяк уе) - от15-16 до 25-26 лет.
Зрелость (улуг кижи) - от 26 и выше.
К.Б. Салчак подразделяет весь жизненный цикл на основе тувинских народных знаний на 7 фаз, каждая из которых имеет свои специфические задачи, которые успешно реализовались в тувинской семье. Он подробно останавливается на каждой фазе, раскрывая её особенности, определяет основные системообразующие черты и свойства становления личности.
В работе К.Б. Салчак содержится много ценных наблюдений и фактов, особенно в части нравственного роста детей разных возрастных групп. Несомненная заслуга ученого состоит в том, что он описал внутриутробный период - особо значимый для кочевых народов Центральной Азии, которые выделяли в своем традиционном мировоззрении. Автор впервые ввел в научный оборот возрастную терминологию и возрастную периодизацию тувинцев. Как мы видим, по составленной К.Б. Салчаком возрастной периодизации, детство продолжается до 11 лет, когда начинается передача личного опыта своим младшим братьям и сестрам [2, с. 102].
Возрастная периодизация тувинцев является объектом внимания и известного этнографа М.Б. Кенин-Лопсана [3, с. 10]. Он делит человеческую жизнь на 7 возрастов соответственно расположению Чеди-Хаана (Большой Медведицы) [3, с. 4].
Условно данную периодизацию мы назвали «небесной», т.к. она связана с мифосознанием тюркско-монгольских народов, где главным лицом выступает образ Неба и находящихся на нем звезд и созвездий.
Интересна возрастная периодизация тувинского народа, основанная на 12 (60)-летнем календарном цикле кочевников.
Циклический возраст человека исчисляется соответственно параметрам 60-летнего календарного цикла, рассматривающего общие закономерности развития человека в целом и подразумевающего различные сферы человеческой жизни. Периодический же возраст делит жизненный цикл человека на периоды и под-периоды на основании процесса развития самого человека. Су-
Библиографический список
ществующая периодизация возраста внутри 60-летнего календарного цикла есть не что иное, как попытка структурирования человеческого возраста связанного с его жизнедеятельностью.
По схеме 12 (60)-летнего календарного цикла жизнь человека делится на следующие возрастные периоды:
1. Бичии назын (детство, до 12 лет).
2. Чедишкен назын (зрелость) 12 (13) лет - первый возрастной круговорот. Он именуется также «чалыы назын» (юность) - от 12 (13) до 16-17 лет.
3. Аныяк назын (молодость) - от 16-17 до 24 лет - второй круговорот возраста.
4. Ортун назын (средний возраст) - от 24 до 36 лет - третий круговорот возраста.
5. Улгаткан назын (старший возраст) - от 36 до 48 лет - четвертый круговорот возраста.
6. Орай назын (поздний возраст) - от 48 до 60 лет - пятый круговорот возраста.
7. Кыраан назын (пожилой возраст) - от 60 до 72 лет.
8. Чонээн назын (старость) - от 71 и выше.
Данная периодизация, составленная на материалах циклического календаря, дает возможность выделить возрастные круговороты, делящие индивида на 5 основных стадий календарного цикла [4, с. 8].
Переход из одной возрастной стадии в другую через каждые 12 лет кочевниками рассматривается как закономерный процесс, присущий всей живой природе. Это процесс должен быть известен каждому в связи с чем тувинцам было свойственно проведение возрастных обрядов называемое «назын дою» (возрастной праздник).
Нами замечено, что у тувинцев не существует какой-либо единой возрастной периодизации. Тому подтверждение - периодизация, сравнивающая возраст человека с состоянием надко-пытного сустава домашнего скота «кажык» (здесь: бабка). Она выражается в следующем:
1. Кегжир-кажык (бабка - хрящ), младенчество, от рождения до 3 лет.
2. Кок-кажык (синяя бабка), взросление, от 3 до 15 лет.
3. Ак кажык (белая бабка), расцвет сил, от 16 до 40 лет.
4. Сарыг кажык (желтая бабка), зрелость, от 40 до 61 года.
5. Хемиртки кажык (бабка огрызок), старение, от 61 года.
Данная периодизация, выявленная Е.С. Айыжы, безусловно, символизирует возраст человека как некую био-социо-систе-му, подвергающуюся развитию и старению [5, с. 67].
Таким образом, возрастная периодизация в тувинской народной педагогике отличается, прежде всего, необычностью -она начинается с периода внутриутробного развития. Видный тувинский этнограф, д.и.н. М.Б.Кенин-Лопсан возрастную периодизацию тувинцев осуществляет в соответствии с обращением к Чеди-Хаану - Семи-Хаанов (Большой Медведице). Отсюда - 7 возрастов человека. Возрастную периодизацию М.Б. Кенин-Лопсана условно мы назвали «небесной», так как она связана с мифосознанием тюрко-монгольских народов. Данная периодизация имеет силу воспитательного воздействия на человека в течение всей его жизни.
Возрастная периодизация в тувинской народной педагогике имеет специфику, определяющую в свою очередь, специфику воспитания детей в традиционной семье, поскольку в Туве частично сохранился кочевой образ жизни.
1. Ооржак С.Я. Этнопедагогические исследования на материале Республики Тыва Вестник Тувинского государственного университета. Вып. 4. Педагогические науки. Кызыл, 2013: 46 - 52.
2. Салчак К.Б., Салчак Л.П. Развитие тувинской народной педагогики. Кызыл: Тув. кн. изд-во, 1984.
3. Кенин-Лопсан М.Б. Традиционная культура тувинцев. Кызыл, 2004.
4. Тэвек А.К. Чеди назын. Кызыл: Республика типографиязы, 2003.
5. Айыжы Е.В. Тувинцы кобдосского аймака Монголии: этничность и культура. Науч. ред. Марков Г.Е. Кызыл: типография КЦО «Аныяк», 2007.
References
1. Oorzhak S.Ya. 'Etnopedagogicheskie issledovaniya na materiale Respubliki Tyva Vestnik Tuvinskogo gosudarstvennogo universiteta. Vyp. 4. Pedagogicheskie nauki. Kyzyl, 2013: 46 - 52.
2. Salchak K.B., Salchak L.P. Razvitie tuvinskojnarodnojpedagogiki. Kyzyl: Tuv. kn. izd-vo, 1984.
3. Kenin-Lopsan M.B. Tradicionnaya kul'tura tuvincev. Kyzyl, 2004.
4. T'evek A.K. Chedinazyn. Kyzyl: Respublika tipografiyazy, 2003.
5. Ajyzhy E.V. Tuvincy kobdosskogo ajmaka Mongolii: 'etnichnost'ikul'tura. Nauch. red. Markov G.E. Kyzyl: tipografiya KCO «Anyyak», 2007.
Статья поступила в редакцию 22.02.17