с.я. ооржак. основные понятия тувинской народной педагогики
ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ ТУВИНСКОЙ НАРОДНОЙ ПЕДАГОГИКИ
THE BASIC CONCEPTS
OF THE TUVAN NATIONAL PEDAGOGICS
С.Я. Ооржак S.Ya. Oorzhak
Народная педагогика, общее и особенное в ее содержании, понятия тувинской народной педагогики. Основное понятие тувинской народной педагогики «кижизидилге» (в общепринятом переводе на русский язык - воспитание) в корне имеет слово «кижи» (по-русски - человек). В статье рассматриваются понятие «кижи» и его ключевые производные как относящиеся к основным понятиям тувинской народной педагогики. По мнению автора, это понятие отражает истоки традиционных педагогических знаний тувинского народа и составляет особенное в содержании тувинской народной педагогики на современном этапе ее развития.
Основные понятия народной педагогики были выделены в трудах Г.Н. Волкова, в том числе в учебнике «Этнопедагогика» [Волков, 1999, с. 9]. Подробно они рассматриваются также в трудах Г.В. Нездемковской, В.С. Болбаса и других. Они показывают то общее, которое объединяет взгляды разных народов в деле воспитания подрастающего поколения. В то же время в народной педагогике, как считал Г.Н. Волков, имеется и особенное. И общее, и особенное в совокупности присущи содержанию тувинской народной педагогики. Особенное в ее содержании, на наш взгляд, определяется понятием «человек». Актуальность темы исследования определяется народными знаниями тувинцев о человеке (по-тувински -кижи), которые связаны с представлениями народа о зарождении жизни человека, его рождении, возрасте и их значимостью в процессе его формирования и становления. Данные знания получили отражение в трудах русских и тувинских исследователей (Н.Ф. Катанов, Л.П. Потапов, М.Б. Кенин-Лопсан, К.Б. Салчак, А.С. Шаалы, М.К. Дамба и другие). Народные знания тувинцев о чело-
National pedagogics, the general and the special in its content, the concepts of the Tuvan national pedagogics. The basic concept of the Tuvan national pedagogics called kizhizidilge (the conventional translation of the word into the Russian language is education) has the word kizhi (man in Russian) in its root. The article considers the concept kizhi and its key derivatives as relating to the basic concepts of the Tuvan national pedagogics. According to the author, this concept reflects the sources of the traditional pedagogical knowledge of the Tuvinian and makes a special part in the content of the Tuvan national pedagogics at the present stage.
веке представляют собой целостную систему и являются особенной составляющей содержания тувинской народной педагогики. В то же время проблема в том, что до настоящего времени тувинская народная педагогика в целом, ее основные понятия в частности, в том числе народные знания тувинцев о человеке, не рассматриваются как объект и предмет этнопедагогических исследований. Между тем понятие «кижи» (в переводе на русский язык - человек) и его основные производные в тувинской народной педагогике, по нашему мнению, значительно расширяют предметную область этнопедагогических исследований на материалах Республики Тыва.
Цель исследования - анализ, объяснение и осмысление понятия «кижи» (человек) и его ключевых производных как целостной системы народных знаний и истоков формирования и становления общей мысли тувинцев о человеке, его возрасте и жизни, а также ее смысла и значимости в тувинской народной педагогике. Объект исследования - тувинская народная педагогика. Применяются теоретические и эмпирические методы
<С £
d pq
0
ь
к
1 W m Е-
U
CL
<
о ^ о о
О Й
2S
ш Е-
S
О
Рч
W
13
о §
к
%
о
W :г s
ь
I—
<с п
W
с
S
Д
Н U
W М
исследования - теоретический анализ и синтез, аналогия, изучение научной литературы. Методологическую основу исследования составляют культурологический и аксиологический подходы, в сочетании отражающие связь культуры, общества и образования, ценность человека в традиционном и современном мировоззрении. Теоретическими основами исследования являются труды по философии, культурологии, педагогике, методологии этнопедагогических исследований; труды русских путешественников и ученых о традиционной культуре Тувы, а также ученых, исследующих проблемы внедрения элементов народной педагогики в образовательный процесс и трансформационные изменения в тувинской культуре.
Одним из первых к изучению тувинской народной педагогики обратился К.Б. Салчак. Ученым, в частности, показано, что «конечная цель воспитания заключалась в том, чтобы сделать из ребенка человека (кижи кылыры)» [Салчак, 1984, с. 70]. Знания тувинцев о зарождении жизни человека, его рождении и возрасте, передаваемые от поколения к поколению, стали основой применения ученым термина «возрастная периодизация» в тувинской народной педагогике. Не ограничиваясь только выявлением и описанием, К.Б. Салчак раскрывает педагогическое значение данных знаний. Анализ показывает, что в ее содержании отражены зародившиеся и сохранившиеся знания тувинского народа в результате размышлений о человеке во взаимосвязи понятий «кижи» (человек), «кижи назыны» (возраст человека), «кижи чуртталгазы» (человеческая жизнь), которые отражаются в мировоззрении тувинского народа. Понятие «кижи» (человек) взаимообусловлено с его производными «кижи кылыры» - в переводе К.Б. Салчака «сделать из ребенка человека», «кижизидилге» (в общепринятом переводе на русский язык - воспитание).
В то же время понятие «кижизидилге», исходя из корня «кижи» (человек), в буквальном значении означает - очеловечивание, что является приемлемым в народной педагогике. «Кижи болуру» переводится на русский язык - быть человеком. Понятие «кижи» (человек) присуще традиционным педагогическим знаниям тувинского народа. На наш взгляд, объективно рассмотрение понятия
«кижи» и его производных как особенное в содержании тувинской народной педагогики на современном этапе.
В статье П.С. Гуревича, И.Т. Фролова показано, что «любой феномен может быть осмыслен, по-видимому, двояким способом: либо через сопоставление его с другими сущностями или явлениями, либо через раскрытие его собственной уникальной природы. Изучение человека "извне" предполагает осмысление его отношений с природой (космосом), обществом, богом и самим собой. Приобщение к тайне человека "изнутри" сопряжено с постижением его телесного, эмоционального, нравственного, духовного и социального бытия. Вполне понятно, что эти различные подходы не всегда существуют в идеальном выражении. Они дополняют друг друга, вызывают потребность в выработке общей, синтезирующей позиции» [Гуревич, 1991, с. 4].
Исходя из этого утверждения, в целом при изучении и осмыслении существующих понятий народной педагогики о человеке, в том числе и тувинского народа, важны оба способа, отмеченные в статье «Философское постижение человека». К примеру, М.К. Дамба пишет, что «...особой, неразгаданной до сих пор тайной народной педагогики является то, что новорожденного кочевники Центральной Азии считают "бир харлыг уруг" -уже годовалым ребенком» [Дамба, 2016, с. 114]. С одной стороны, действительно, подходит объяснение как взгляд-феномен народов-кочевников, в том числе и тувинского народа. С другой - в настоящее время возможно осмысление этой «тайны» через сопоставление понятия «кижи», и осознанное и ценностное понимание тувинцами зарождения жизни человека и его развития в утробе матери уже как первого года жизни ребенка. На наш взгляд, в объяснении обозначенной М.К. Дамба «тайны народной педагогики» важен способ «приобщение к тайне человека "изнутри"» (с периода зарождения жизни человека). Оно было характерно мировоззрению кочевников как понимание ценности человека.
Время жизни человека в дальнейшем с момента рождения и в течение всей его жизни тувинцы рассматривают исходя из различных подходов,
с.я. ооржак. основные понятия тувинской народной педагогики
также в соответствии со своим мировоззрением. Так, К.Б. Салчаком были выявлены и описаны оригинальные взгляды тувинского народа о человеке, его жизни и возрасте [Волков, 2009, с. 72-73]. Автором здесь к возрасту человека было применено деление на «три этапа». Оно объяснено с точки зрения «стихийно-материалистических взглядов народной философии». Утверждение К.Б. Сал-чака на современном этапе развития народной педагогики можно объяснить в соответствии с «философским постижением человека», и с изучением человека «извне», и с приобщением к тайне человека «изнутри».
Соответственно обозначенному автором делению в данных знаниях тувинцев можно выделить временной подход к пониманию возраста человека с периода рождения и всей его жизни. В то же время необходимо учитывать, что народные знания тувинцев и их взгляд на время жизни человека, как считает К.Б. Салчак, более конкретизированы. Так, в исследованиях он называет главной из всех существующих периодизацию с детализированным подходом, начиная с внутриутробного. Как мы полагаем, автор считал ее отвечающей требованиям конечной цели - «сделать из ребенка человека (кижи кылыры)». Учитывая объяснение им понятия о человеке и его о жизни [Волков, 2009, с. 70, 73], данную периодизацию можно рассматривать как имеющую детализированный подход к зарождению жизни человека в утробе матери, его рождению, формированию и становлению, содержательно соответствующий понятию «кижи» (человек) в народной педагогике.
В отношении взглядов на это сложное явление внимание исследователей привлекают представления тувинцев о человеке и его жизни в аналогии с небесными светилами, раскрытые в трудах М.Б. Кенина-Лопсана [Волков, 2009, с. 164-165].
В статье М.К. Дамба подчеркивается известность и значимость в традиционной культуре тувинского народа возрастной периодизации, представленной в трудах М.Б. Кенина-Лопсана. Эта классификация автором статьи условно названа «небесной», «так как она связана с мифосоз-нанием тюрко-монгольских народов, где главным лицом выступает образ Неба и находящихся
там звезд... Данная периодизация имеет силу воспитательного воздействия на человека в течение всей его жизни» [Дамба, 2016, с. 115]. По содержанию текста статьи ее (периодизацию) можно назвать «мифосознаниевый подход» к зарождению жизни человека в утробе матери, его рождению, формированию и становлению. При этом важно отметить, что в связи с данным подходом в традиционном мировоззрении тувинского народа было сформировано и распространено понятие «чеди назын» (семь возрастов) с подробным объяснением в трудах М.Б. Кенина-Лопсана, а также обобщенное А.К. Тэвеком.
М.К. Дамба отмечает также, что «интересна возрастная периодизация тувинского народа, основанная на 12 (60)-летнем календарном цикле кочевников». «Переход от одной возрастной стадии в другую через каждые 12 лет кочевниками рассматривается как закономерный процесс, присущий всей живой природе. Этот процесс должен быть известен каждому, в связи с чем тувинцам было свойственно проведение возрастных обрядов называемое "назын дою" (возрастной праздник)» [Дамба, 2016, с. 115]. Учитывая, что автором до конца не приводится ее уточнение, эту возрастную периодизацию можно выделить как содержательно имеющую природно-обусловленный подход к жизни человека, его формированию и становлению. При этом не исключая объяснения, что знания сохранились до настоящего времени в этническом мировоззрении, а также во взаимосвязи с буддийскими религиозными представлениями.
Наряду с приведенной в статье, как считает автор, «периодизация, выявленная Е.С. Айыжы, безусловно, символизирует возраст человека как некую биосоциосистему, подвергающуюся развитию и старению» [Дамба, 2016, с. 115]. Она показывает эмпирические знания тувинского народа относительно тела человека и его строения, жизни среди людей.
А.С. Шаалы уделяет внимание также возрастной периодизации, составленной Г.Д. Сундуй, в которой «.значительное место отведено "внутриутробному воспитанию"» [Волков, 2009, с. 164]. Его можно объяснить с точки зрения значимости в традиционном мировоззрении внутриутробного
<С £
d pq
0
ь
к
1 W m Е-
U
CL
<
о ^ о о
О Й
2S
ш Е-
S
О
Рч
W
13
о §
к
%
о
W :г s
ь
I—
<с п
W
с
S
д
н
U
W М
периода. Отметим, что исследования мировоззрения тувинского народа, его духовной культуры с трансформационными изменениями, религиозных воззрений показывают вековые знания тувинцев о человеке, его месте во Вселенной (М.В. Монгуш, О.М. Хомушку, А.К. Кужугет, С.С. Товуу и другие).
В настоящее время в связи с расширением методологических подходов как в целом к педагогическим, так и к этнопедагогическим исследованиям, имеется возможность сопоставления и соотнесения понятия «кижи» (человек) с философией человека [Гуревич, 1991; 2015; Человек..., 1995]. По мнению В.А. Сластенина, «сегодня общепризнанной является методологическая функция философии по отношению к педагогике, что является вполне правомерным и обусловливается самой сущностью философского знания, мировоззренческого по своей природе и соответствующего решаемым задачам осмысления места человека в мире» [Сластенин, 2000, с. 88]. При изучении тувинской народной педагогики в целом, основных ее категорий в частности, важное значение также имеют труды по методологии этнопе-дагогических исследований (Ш. М.-Х. Арсалиев, М.Х. Мальсагова и другие).
Проблема нашего исследования и ее решение связаны с углубленным изучением традиционно значимых народных знаний тувинцев о человеке (кижи) и осмыслением их педагогического значения. В связи с чем ставится задача расширения предметной области этнопедагогических исследований на материалах Республики Тыва, которая рассматривается в наших исследованиях [Ооржак, 2012]. Одним из путей формирования и становления человека в тувинской народной педагогике, на наш взгляд, является актуализация и распространение среди подрастающего поколения знаний тувинского народа о человеке, его возрасте с периода зарождения его жизни, далее - о его рождении, формировании и становлении. Именно с точки зрения значимости данных знаний в традиционном мировоззрении тувинцев они отражают содержательные корни тувинской народной педагогики.
Они не противоречат философским основаниям педагогики. Например, положениям философии
человека, философским вопросам: «Что такое человек? Каков он на самом деле? Чего он хочет? К чему стремится?» [Гуревич, 2015, с. 89, 90].
Народные знания тувинцев о человеке имеют значительный потенциал в процессе формирования и становления человека. Так, по исследованиям К.Б. Салчака, в общих педагогических мыслях тувинского народа и традициях выявлена значимость высокой оценки «кижи апарган» (стал человеком) [Салчак, 1984, с. 17]. Считаем, что они приемлемы также и в процессе воспитания этнической толерантности, актуальность которого раскрывается в этнопедагогике, в том числе в исследованиях А.Ф. Иванова [Иванов, 2012, с. 41-49].
Понятие «кижи» (человек) взаимообусловлено также с понятиями «возраст человека» и «жизнь человека», входящими в систему знаний тувинцев о человеке. Они являются традиционно значимыми во взглядах тувинцев на воспитание (по-тувински - кижизидилге). Нами выявлено, что еще в текстах древнетюрских памятников отмечается значимость слов «кижи», «кижизиткен» [Ооржак, 2012]. В этимологическом словаре тувинского языка показано, что слово «кижи» имеет тюркские корни.
Основное положение исследования заключается в рассмотрении феномена «кижизидилге» (воспитание), который в корне имеет слово «кижи» (человек) с его ключевыми производными и отражает истоки формирования и становления общей мысли тувинского народа о человеке, его возрасте и жизни. В целостности традиционных взглядов данные понятия являются особенным составляющим в содержании тувинской народной педагогики - ее знаниевой основой; они имеют объединяющее начало в решении вопросов эффективности их применения в педагогических условиях образовательных и социальных учреждений с учетом этнического своеобразия тувинской культуры и этнических ценностей народа, разрабатываемых нами в предыдущих исследованиях, в том числе, например, в отдельных статьях [ОогеЬ|ак, 2014]. Понятие «кижизидилге» (в общепринятом переводе - воспитание) имеет в корне слово «кижи» (по-русски -человек); оно отражает истоки народных знаний тувинцев о зарождении жизни человека в утробе
с.я. ооржак. основные понятия тувинской народной педагогики
матери, его рождении, формировании и станов- 3. лении, имеющих корни в глубине веков в соответствии с мировоззрением народа как целостной си- 4. стемы. Однако они интерпретировались в исследованиях тувинских ученых как оставшиеся «в зачаточном виде» и до настоящего времени не рассматривались в качестве объекта и предмета этнопедагогических исследований на материалах Республики Тыва. 5.
Всесторонний анализ содержания тувинской народной педагогики позволил разработать положение о значимости применения традиционно 6. присущих знаний о человеке (по-тувински - кижи) как особенного в соответствии с культурологическим и аксиологическим подходами в их сочетании. Рассмотрение, осмысление и объяснение 7. данных знаний осуществлено в соответствии с философскими основами педагогики, философи- 8. ей человека, на основе которых впервые выделено несколько подходов в содержательной основе народных знаний тувинцев о периодах жизни че- 9. ловека (временной, детализированный, мифосоз-наниевый, содержательно имеющий природно-обусловленный подход к жизни человека, его формированию и становлению, определяемый народной философией; биосоциальный).
В целом выявление, рассмотрение, объяснение и осмысление основных понятий тувинской народной педагогики как особенное в ее содер- 10. жании оказывают влияние на развитие тувинской народной педагогики и в то же время на современном этапе развития этнопедагогики способ- 11. ствуют расширению предметной области этнопедагогических исследований (на материалах Республики Тыва).
Список сокращений
1. КГПУ - Красноярский государственный педагогический университет.
2. КПИ - Кызылский педагогический институт 13.
Библиографический список 14.
1. Волков Г.Н. Этнопедагогика: учеб. пособие. М., 1999. 168 с.
2. Волков Г.Н. Этнопедагогика тувинского народа. Кызыл: Билиг, 2009. 212 с.
Гуревич П.С. Основы философии: учеб. пособие. 3-е изд., стереотип. М.: КНОРУС, 2015. 480 с. Гуревич П.С. Философское постижение человека // Человек: Мыслители прошлого и настоящего о его жизни, смерти и бессмертии. Древний мир - эпоха Просвещения / редкол.: И.Т. Фролов (отв. ред.) и др.; сост. П.С. Гуревич. М.: Политиздат, 1991. С. 3-19. Дамба М.К. Возрастная периодизация в тувинской народной педагогике // Казанская наука. 2016. № 2. С. 114-116. Иванов А.Ф. Межэтническая интеграция -условия воспитания этнической толерантности // Вестник КГПУ им. В.П. Астафьева. 2012. № 2.
Кенин-Лопсан М.Б. Традиционная культура тувинцев. Кызыл, 2004. 230 с. Нездемковская Г.В. Этнопедагогика: учеб пособие для вузов. М.: Академ. проект; Альма Сатер, 2011. 225с.
Ооржак С.Я. Формирование и становление человека в этнопедагогике (на материале Республики Тыва) (статья) // Высшее образование для XXI в.: IX Междунар. науч.-практ. конф. Москва, 15-17 ноября 2012 г.: доклады и материалы симпозиума «Высшее образование и развитие человека». М.: Изд-во Моск. гума-нит. ун-та, 2012. С. 54-61. Салчак К.Б. Тыва улусчу педагогиканын хогжул-дези (на тув. яз.). Кызыл: ТывНУЧ, 1984. 124 с. (Развитие тувинской народной педагогики). Сластенин В.А. Педагогика: учеб. пособие для студ. пед учеб. завед. / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, А.И. Мищенко, Е.Н. Шиянов. 3-е изд. М.: Школа-Пресс, 2000. 512с. Человек: Мыслители прошлого и настоящего о его жизни, смерти и бессмертии. XIX век / редкол.: И.Т. Фролов и др.; сост. П.С. Гуревич. М.: Республика, 1995. 528 с. Человек - культура - общество в концепции Яна Амоса Коменского. М., 1997. Oorshak H. D-N. Ethnik culture and value system of studends (based on the material of the Republic of Tuva) / H. D-N. Oorshak, S.Ya. Oorshak // Journal of Siberian Federal University. Humanities and social sciences. 2014. № 7 (3). P. 451-456.
<C £
ti pq
0
b X
1
w
P2 EU
CL
<
О ^
О о ^ h О Й
3
ш Е-
S
О
Рч
W
§
О §
х
%
«
о w :г s
ь
L
<с п w с
« s
д
H
и
W M