ВЕСТНИК ЮГОРСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА
_2017 г. Выпуск 1 (44). С. 91-95_
УДК 36:314.6
А. Д. Устьянцева СЕМЬЯ КАК ОБЪЕКТ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ
Статья посвящена проблеме подготовки специалистов с высшим образованием в области социальной работы с семьей, с учетом типа семьи, ее особенностей.
Автором раскрывается понятие «семья», рассматриваются различные типологии семей. Подчеркивается необходимость учета специфики типологии семей при подготовке бакалавров социальной работы в вузе.
Ключевые слова: социальная работа, семья, типы семей, работа с семьей группы риска, неблагополучные семьи, специалист по социальной работе, бакалавр, профессиональная подготовка, направление подготовки.
FAMILY AS OBJECT OF SOCIAL WORK
Article is devoted to a problem of training of specialists having higher education in the field of social work with a family, taking into account the type of a family, its features.
The author reveals the concept "family", various typologies offamilies are considered. Need for taking into consideration specifics of a typology offamilies is emphasized when training bachelors of social work in higher education institution.
Key words: social work, family, types offamilies, work with an at-risk family, dysfunctional families, specialist in social work, bachelor, vocational training, direction of training.
Семья - это основанная на браке и/или кровном родстве малая группа, члены которой объединены совместным проживанием и ведением домашнего хозяйства, эмоциональной связью, взаимными обязанностями по отношению друг к другу [11].
Социальная работа с семьей является традиционным направлением в подготовке специалистов с высшим образованием в области социальной работы. Согласно ФГОС ВО по направлению подготовки 39.03.02 «Социальная работа» семья является объектом профессиональной деятельности выпускников. Принимая семью в качестве объекта социальной работы, необходимо учитывать ее структуру, функционирование, окружение, традиции, обычаи и т. д.
Проанализировав положения Федерального государственного образовательного стандарта, можно сформулировать следующие профессиональные задачи, которые должен быть готов решать выпускник:
1) социально-технологические (выявление и оценка потребностей семей в социальном обеспечении/помощи/обслуживании; выбор и/или адаптация и эффективная реализация типовых социальных технологий в целях улучшения условий жизнедеятельности семей, обеспечения благополучия семьи; предоставление типовых социальных услуг (бытовых, медицинских, психологических, педагогических, трудовых, правовых); управление социальными рисками, возникающими в процессе жизнедеятельности семьи, на основе современных стратегий и моделей социальной помощи);
2) организационно-управленческие (организация, реализация и развитие сетевых технологий (работа с окружением, сетью контактов) и межведомственного взаимодействия, в целях обеспечения социальных прав семей; выявление и мобилизация ресурсов организаций, общественных объединений и частных лиц для реализации мер по социальной защите семей; организация документооборота в подразделениях организаций, реализующих меры социальной защиты семей);
3) исследовательские (организация и проведение прикладных исследований в области социальной работы с семьей, анализ полученных данных с использованием количественных и качественных методов);
4) социально-проектные (участие в социально-проектной деятельности, направленной на повышение качества социальной работы и обеспечение социального благополучия семей);
5) педагогические (участие в организации деятельности по удовлетворению особых образовательных потребностей семей, направленных на повышение уровня их социальной адаптации и реабилитации, обеспечения здорового образа жизни) [6].
При этом следует отметить, что содержание подготовки специалистов с высшим образованием в области социальной работы должно учитывать различные типы семей, их характеристики, основные проблемы, ситуации, особенности, от которых будет зависеть направленность действий специалиста и выбор определенных методов и технологий работы с семьей.
Многие исследователи отмечают, что социальная работа является наукой преимущественно прикладного характера и строится на данных практического опыта. Направленность исследований и теоретизирование напрямую зависит от изменений в обществе, так, например, многие проблемы семьи в современном мире имеют общесоциальный уровень, от решения этих проблем зависит общественное благосостояние. Происходят процессы, направленные на трансформацию семьи, изменение ценностей, изменение внутрисемейных отношений и перераспределение ролей. Прослеживается тенденция, направленная на увеличение количества экономически уязвимых семей, ухудшение уровня и качества жизни семей, снижение рождаемости, рост безнадзорности. Таким образом, появление новых социальных явлений диктует потребность в новых теоретических разработках.
Семья представляет собой социальный институт, который сформировался в глубокой древности, на протяжении всей истории общество претерпевало глубокие изменения и вместе с ним менялись ценности и типологии семей. Положение семьи в настоящее время характеризуется как институциональный упадок, вызванный перехватом семейных функций другими социальными институтами, следует также отметить, что происходит нуклеаризация -родственное разъединение, сведение семьи к партнерству, индивидуализация, отказ от совместного проживания. Кризис семьи проявляется в укреплении комплексной модели мало-детности и многоразводного сожительства. В обществе снижается ценность нескольких детей, ребенка вообще, ценность отцовства и материнства, что ведет к депопуляции [5]. На сегодняшний день проблемами типологии семей занимаются такие науки, как: социология, демография, медицина, педагогика, психология и др.
Несмотря на то, что решением проблем типологий семьи занимались и продолжают заниматься многие специалисты, такие как: Е. И. Холостова, А. И. Антонов, В. И. Медков, И. Ф. Дементьева, Е. П. Васильев и др., единой и общепринятой типологии в социальной работе нет.
Рассмотрим некоторые типологии более подробно. С учетом принципа адресности оказания социальной помощи, семьи следует классифицировать следующим образом: семьи, способные самостоятельно и благополучно преодолевать возникающие трудности; семьи, способные самостоятельно решать свои проблемы лишь частично, с серьезными затруднениями, в ущерб реализации других важнейших функций; семьи, не способные самостоятельно справляться со своими проблемами.
По социальным характеристикам семьи делят на следующие 4 группы: 1-я группа «оптимальная» (высшее образование родителей, высокий культурный уровень семьи, высокая материальная обеспеченность, хорошие жилищные условия, здоровая в психологическом отношении атмосфера, отсутствие вредных привычек, по состоянию здоровья - оптимальная); 2-я группа «хорошая» (высшее и среднее образование родителей, высокий и удовлетворительный культурный уровень, хорошие материально-бытовые условия, благоприятные отношения в семье, вредные привычки, кроме злоупотребления алкоголем, по состоянию здо-
ровья - оптимальная); 3-я группа «удовлетворительная» (один из показателей является неудовлетворительным (культурный уровень, жилищные условия, взаимоотношения в семье), по состоянию здоровья - удовлетворительная); 4-я группа «неудовлетворительная» (наличие в семье двух и более неудовлетворительных из перечисленных показателей, низкий уровень культуры, неблагоприятный психологический климат в семье, вредные привычки - злоупотребление алкоголем, по состоянию здоровья - неудовлетворительная) [4].
Николаев Н. Н. в своем исследовании выделяет следующие типы семей: социально-неблагополучные (асоциальные и социопатогенные), проблемные семьи, кризисные семьи, семьи социального риска, конфликтные семьи. В свою очередь, типы семей социального риска обозначают следующим образом: семьи, нуждающиеся в жилье, семьи беженцев и вынужденных переселенцев, малоимущие семьи, семьи с избыточной иждивенческой нагрузкой, т. е. многодетные семьи, имеющие в своем составе детей-инвалидов, неполные семьи, семьи военнослужащих срочной службы, сводные семьи, приемные семьи, семьи безработных, военнослужащих, семьи, проживающие в неблагоприятных районах, семьи, связанные с предприятиями, где не выплачивается заработная плата [5].
Согласно законодательству РФ трудная жизненная ситуация определяется как ситуация, объективно нарушающая жизнедеятельность гражданина по причинам инвалидности, неспособности к самообслуживанию в связи с преклонным возрастом или болезнью, безработицы, сиротства, одиночества, безнадзорности, малообеспеченности, конфликтов и жестокого обращения в семье, нарушения законных прав и интересов, отсутствия определенного места жительства и т. д., которую он не может преодолеть самостоятельно. Семья, находящаяся в социально опасном положении, это семья, имеющая детей, находящихся в социально опасном для их жизни и здоровья положении, а также семья, где родители или иные законные представители несовершеннолетних не исполняют своих обязанностей по их воспитанию, обучению и (или) содержанию и (или) отрицательно влияют на их поведение или жестоко обращаются с ними. Семья группы риска - семья, имеющая в своем составе алкоголиков, наркоманов, токсикоманов или лиц, совершающих правонарушения или другие антиобщественные действия [1].
Также необходимо отметить выделение следующих категорий и типов семей с детьми, нуждающихся в социальном сопровождении согласно законодательству РФ: замещающие, воспитывающие детей-инвалидов, воспитывающие детей с ограниченными возможностями здоровья в возрасте от рождения до 3-х лет, многодетные, малообеспеченные (с низким уровнем дохода), имеющие намерение отказаться от ребенка (в том числе от новорожденного), семьи с одним родителем (воспитывающим несовершеннолетних детей), семьи, находящиеся в социально опасном положении, семьи переселенцев, беженцев, семьи с несовершеннолетними детьми, в которых один или оба родителя страдают алкогольной или наркотической зависимостью.
Новые реалии таковы, что в последние годы все большее количество семей в России нуждается в помощи (духовной, материальной, организационной и т. д.), социальная поддержка может понадобиться и «благополучной» семье, однако получают ее самые социально незащищенные, неблагополучные, педагогически запущенные и др. Предложенные классификации и типологии смешивают по различным основаниям, на наш взгляд, более эффективным станет их применение в обучении бакалавров с использованием пересекающейся типологии, которая отвечает задачам деятельности специалиста по социальной работе и предусматривает выделение семей по характеру вмешательства специалистов в семейную ситуацию: социально-профилактическое вмешательство, срочное социально-терапевтическое вмешательство, социальный патронаж (систематическое наблюдение/работа с семьей).
Однако исследования показывают, что в дальнейшем с изменением и усложнением общества, типологии семей будут также подвержены глубокому анализу и пересмотру.
При изучении теоретических и практических дисциплин бакалаврами социальной работы необходимо учитывать положения профессиональных стандартов «Специалист по работе с семьей», «Специалист по социальной работе», утвержденных в 2013 году. Бакалавры социальной работы должны быть готовы выполнять следующие основные трудовые функции: выявление граждан, оказавшихся в трудной жизненной ситуации; определение объема, видов
и форм социального обслуживания и мер социальной поддержки; организация социального обслуживания и социальной поддержки граждан с учетом их индивидуальной потребности (организация оказания услуг, а также мер социальной поддержки; составление социального паспорта семьи и др.) [7].
Работа с семьей требует специальных знаний, умений, навыков, ресурсов и т. д. Бакалавры социальной работы должны быть готовы исполнять разнообразные роли: помощника, посредника, консультанта, защитника, собеседника, советника. Перечислим некоторые трудовые функции профессиональной деятельности специалиста по социальной работе: выявление семейного неблагополучия в разных типах семей, определение причин, оценивание рисков, ведение учета разных типов семей, проведение диагностики, определение возможности активизации потенциала семей, организация и оказание услуг, активизация потенциала семей, осуществление и восстановление внутрисемейных связей, разработка социальных проектов и т. д. [8].
Нет одинаковых семей, как и нет одинаковых людей, и специалист по социальной работе не может работать строго по шаблону, каждую семью он познает, классифицирует, в соответствии с этим подбирает приемы и методы работы.
Важным фактором успешной подготовки бакалавров является максимальное использование междисциплинарных связей, выделение специфики с различными типами семей в примерном перечне тем курсовых и выпускных квалификационных работ, отработка теоретических знаний в решении ситуационных задач, включение различных видов деятельности по работе с семьями в учебную и производственные практики.
Также следует отметить, что совершенствуется социальная политика, сети государственных учреждений и общественных организаций, работающих с различными типами семей, в качестве «заказчиков» специалистов, они могут обозначить перед высшим учебным заведением обновления в практической деятельности для своевременного учета в подготовке бакалавров социальной работы.
Литература
1. ГОСТ Р 52495-2005. Национальный стандарт Российской Федерации. Социальное обслуживание населения. Термины и определения (утв. Приказом Ростехрегулирования от 30.12.2005 № 532-ст) [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.consultant.ru. (дата обращения: 19.02.2017).
2. Вдовина, М. В. Социальная работа с семьей: подготовка специалистов [Электронный ресурс] / М. В. Вдовина // ЗПУ. - 2005. - № 4. - Режим доступа: http://cyberleninka.ru/article/n/sotsialnaya-rabota-s-semiey-podgotovka-spetsialistov (дата обращения 18.02.2017).
3. Карцева, Л. В. Психология и педагогика социальной работы с семьей [Текст] / Л. В. Карцева. - 2 изд. - Москва : Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2013. - 224 с.
4. Левченко, И. Ю. Патопсихология: теория и практика [Текст] : учебное пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / И. Ю. Левченко. - Москва : Издательский центр «Академия», 2000. - 232 с.
5. Николаев, Н. Н. Типы семей в современном российском обществе: социально-философский анализ [Текст] : автореф. дис. канд. фил. наук / Н. Н. Николаев. - Ростов-на-Дону, 2007. - 25 с.
6. Приказ Минобрнауки России от 12.01.2016 № 8 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 39.03.02 Социальная работа (уровень бакалавриата)» (Зарегистрировано в Минюсте России 09.02.2016 № 41029) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru. (дата обращения 19.02.2017).
7. Приказ Минтруда России от 22.10.2013 № 571н «Об утверждении профессионального стандарта «Специалист по социальной работе» (Зарегистрировано в Минюсте России 06.12.2013 № 30549) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru (дата обращения 19.02.2017).
8. Приказ Минтруда России от 18.11.2013 № 683н «Об утверждении профессионального стандарта «Специалист по работе с семьей» (Зарегистрировано в Минюсте России 26.12.2013 № 30849) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru (дата обращения 19.02.2017).
9. Социальное сопровождение семей с детьми [Текст] / М. В. Гордеева [и др.] // Информационно-методический сборник. - Москва : ИДПО ДТСЗН, 2015. - 242 с.
10. Холостова, Е. И. Семейное воспитание и социальная работа [Электронный ресурс] : учебное пособие / Е. И. Холостова, Е. М. Черняк, Н. Н. Стрельникова. - Москва : Издатель-ско-торговая корпорация «Дашков и К», 2013. - 292 с.
11. Холостова, Е. И. Социальная работа [Текст] : учебник для бакалавров / Е. И. Холостова. - Москва : Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2013. - 612 с.
12. Холостова, Е. И. Социальная работа в схемах [Текст] : учебное пособие / Е. И. Холостова. - 3-е изд. - Москва : Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2012. - 100 с.
13. Холостова, Е. И. Социальная работа с семьей [Текст] : учебное пособие / Е. И. Холостова. - 4-е изд., перераб. и доп. - Москва : Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2013. - 244 с.