УДК 36+378
ПОДГОТОВКА БУДУЩИХ БАКАЛАВРОВ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ К РЕАЛИЗАЦИИ МЕДИАТИВНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В РЕШЕНИИ ПРОБЛЕМ НЕБЛАГОПОЛУЧИЯ СОВРЕМЕННОЙ СЕМЬИ
© Анастасия Александровна ДРУЖИНИНА
кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры психолого-педагогического и социального образования Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина 392000, Российская Федерация, г. Тамбов, ул. Интернациональная, 33 E-mail: drugininaan@yandex.ru
Обоснована актуальность проблемы подготовки будущих бакалавров социальной работы к реализации медиативных технологий. Проанализирован потенциал и опыт учреждений социальной сферы (учреждения социального обслуживания и образовательные учреждения) применения медиативных технологий в решении проблем неблагополучия современной семьи. Доказана актуальность применения процедуры медиации в решении проблем неблагополучия семьи на современном этапе. Представлен педагогический проект - образовательный модуль «Технология медиации в социальной работе», направленный на подготовку будущих бакалавров социальной работы к реализации медиативных технологий, в том числе в решении проблем неблагополучия современной семьи. Реализованный педагогический проект включал 3 основных этапа (подготовительный, основной и заключительный) и был реализован посредством дискуссий, лекций-презентаций, был применен метод знакомства с текстом с фильтром, были реализованы задания творческого характера (защита проекта в области медиации), ролевые и деловые игры, тренинги на формирование базовых компетенций медиатора, анализировались кейсы. Установлено, что подготовка будущих бакалавров социальной работы к реализации медиативных технологий является важным направлением образования молодежи одним из ведущих видов будущей профессиональной деятельности, которое открывает спектр возможностей и перспектив развития перед будущим профессионалом социальной сферы как проводником перемен и инноваций в современном обществе. Представлены дальнейшие перспективы развития педагогического проекта.
Ключевые слова: медиация; медиативные технологии; социальная работа; бакалавр социальной работы; педагогический проект; неблагополучная семья
DOI: 10.20310/1810-0201-2017-22-5 (169)-37-44
Одной из основных целей социальной работы является решение проблем клиента, повышение качества жизни населения. Медиация как альтернатива любому директивному способу разрешения споров, когда спорящие стороны лишены возможности влиять на исход спора, а полномочия на принятие решений по спору делегированы третьему лицу, является инновационной технологией решения проблем клиента в социальной работе. Реализация медиативных технологий позволяет разрешить сложившуюся конфликтную ситуацию; позволяет выработать стабильное, взаимовыгодное медиативное соглашение; способствует укреплению отношений сторон конфликта.
Актуальность проблемы подготовки будущих бакалавров социальной работы к реализации медиативных технологий связана с реализацией Концепции развития до 2017 г. сети служб медиации в целях реализации
восстановительного правосудия в отношении детей, в том числе совершивших общественно опасные деяния, но не достигших возраста, с которого наступает уголовная ответственность в РФ. Важно, что медиативный подход может использовать любой человек, прошедший соответствующее обучение, в том числе для разрешения или предотвращения спора, в котором он сам выступает стороной. Владение медиативным подходом необходимо в качестве дополнительной компетенции, применяемой в повседневной и профессиональной деятельности, в первую очередь для представителей социально ориентированных профессий [1].
Процедура медиации является не только эффективным инструментом разрешения споров и конфликтных ситуаций, но и средством предупреждения и профилактики.
Медиативные технологии являются на современном этапе важнейшей социальной
инновацией, востребованной жизнью, одной из эффективных технологий в области решения проблем в сфере социальной работы с различными категориями клиентов, в том числе с неблагополучными семьями.
На современном этапе главной задачей успешного развития страны является укрепление семьи, семейных ценностей как основы для развития и поддержания государства. Семья должна стать активной, мобильной и инновационной частью социума, так как именно на нее возложена задача воспитания дальнейшего поколения.
Согласно Концепции государственной семейной политики до 2025 г. в РФ, семья и государство должны стать партнерами в решении задач общенационального масштаба, в первую очередь в решении демографической задачи, в защите детей от бедности, сиротства и неблагополучия [2].
В Послании Федеральному Собранию президента РФ В.В. Путина (2016 г.) отмечается, что «смысл всей политики - сбережение людей, умножение человеческого капитала как главного богатства России. Поэтому наши усилия направлены на поддержку традиционных ценностей и семьи» [3].
Важно учитывать, что семья является закрытой, автономной системой, вмешательство государства в дела семьи происходит, как правило, в том случае, когда семья уже становится неблагополучной. Поэтому первостепенное значение в данной деятельности отводится профилактической работе с семьями на ранней стадии семейного неблагополучия, когда семья еще не находится в социально опасном положении, для этого необходимо активно применять инновационные технологии социальной работы, в том числе медиативные технологии.
М.А. Галагузова определяет неблагополучные семьи как семьи с низким социальным статусом в какой-либо из сфер жизнедеятельности или несколькими одновременно, не справляющиеся с возложенными на них функциями. Их адаптивные способности существенно снижены, процесс семейного воспитания ребенка протекает с большими трудностями, медленно и малорезультативно [4, с. 176].
К неблагополучным семьям могут быть отнесены распадающиеся и распавшиеся семьи, то есть находящиеся в ситуации, пред-
шествующей бракоразводному процессу, когда супружеские отношения находятся в состоянии кризиса, либо семья, образовавшаяся в результате бракоразводного процесса супругов [5, с. 701].
Система социального обслуживания обладает значительным потенциалом для решения проблем неблагополучия современной семьи. Число организаций социального обслуживания семьи и детей в субъектах Российской Федерации составляет 2851 единицу, в том числе 643 социально-реабилитационных центра для несовершеннолетних; 343 центра социальной помощи семье и детям; 107 социальных приютов для детей и подростков; 244 реабилитационных центра для детей и подростков с ограниченными возможностями; 92 центра помощи детям, оставшимся без попечения родителей; 17 центров психолого-педагогической помощи населению; 2 центра экстренной психологической помощи по телефону; 419 отделений по работе с семьей и детьми в центрах социального обслуживания населения; 874 отделений по работе с семьей и детьми комплексных центров социального обслуживания населения, в которых ежегодно получают различные виды услуг более 4 млн семей.
Ежегодно органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации выявляется более 200 тыс. семей, находящихся в социально опасном положении.
Деятельность учреждений направлена на проведение социальной адаптации и реабилитации семей с детьми, находящихся в социально опасном положении. Основными направлениями работы с семьями, находящимися в социально опасном положении, является их раннее выявление и социальное сопровождение, социальное консультирование. В 83 субъектах Российской Федерации созданы службы экстренной психологической и социальной помощи семье и детям, проводятся консультирования детей и родителей онлайн (через телефонное или интернет-консультирование) со специалистами [6].
Система общеобразовательных организаций также обладает потенциалом в решении проблем неблагополучия современной семьи медиативными технологиями. В 2015 г. осуществляли деятельность 8 тыс. 617 служб школьной медиации и 7 тыс. 729 школьных служб примирения. Наибольшее количество
образовательных организаций, в которых созданы службы школьной медиации и школьные службы примирения, зарегистрировано в Краснодарском (в 28 % общеобразовательных организаций), Пермском (65 %) и Ставропольском (91 %) краях, Амурской (84 %), Белгородской (50 %), Волгоградской (30 %), Калининградской (40 %), Костромской (29 %), Мурманской (65 %), Новгородской (58,6 %), Омской (84 %), Оренбургской (46 %), Орловской (39 %), Ростовской (46 %), Сахалинской (37 %), Самарской (35 %), Тульской (38 %), Тверской (45 %), Тюменской (84 %) областях и г. Санкт-Петербурге (58 %).
Так, в Волгоградской области в соответствии с Концепцией развития до 2017 г. сети служб медиации в целях реализации восстановительного правосудия в отношении детей, в том числе совершивших общественно опасные деяния и не достигших возраста, с которого наступает уголовная ответственность в Российской Федерации, на базе образовательных организаций работают 250 школьных служб примирения, которые реализуют примирительные программы по урегулированию конфликтов среди обучающихся, родителей и учителей. За 2015 г. в рамках школьных служб примирения рассмотрено свыше 1,2 тыс. конфликтных случаев, из них - 35 случаев криминальных (2013 г. -731; 2014 г. - 978 случаев).
С августа 2015 г. в Республике Мордовия зарегистрирована и функционирует Ассоциация медиаторов Республики Мордовия, в которую вошли 12 обученных медиаторов. В настоящее время в 22 муниципальных районах Республики Мордовия и 3 районах городского округа Саранск на базе образовательных организаций созданы и функционируют 250 школьных служб примирения, 336 родительских комитетов, 335 советов по профилактике правонарушений, 284 совета отцов. Все они оказывают определенную помощь в выявлении семейного и детского неблагополучия, проведении профилактической и индивидуальной работы с детьми и родителями, находящимися в социально опасном положении.
В Кабардино-Балкарской Республике на базе ГБУ «Кабардино-Балкарский многофункциональный молодежный центр» республиканского Министерства образования и
науки функционирует мобильно-тренерская группа, включающая в себя психологов, конфликтологов, социальных тренеров и представителей общественных организаций, которыми проводятся социальные тренинги в образовательных организациях и интернатных учреждениях республики, направленные на профилактику асоциальных проявлений в подростковой среде и соблюдение закона. В течение 2015 г. данной группой проведено 65 мероприятий.
В рамках работы по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних с 2011 г. в общеобразовательных организациях Ставропольского края реализуется проект «Школьный уполномоченный». По итогам 2015 г. в школах края действуют 586 школьных уполномоченных по правам ребенка. Во взаимодействии с ними с целью внедрения медиативно-восстановительных способов и механизмов предупреждения и разрешения конфликтов с участием детей и подростков активно развиваются 530 школьных служб примирения, которые являются дополнительным механизмом защиты прав и интересов школьников, родителей, создания благоприятной правовой и психологической среды в школе.
Аналогичные школьные уполномоченные по правам ребенка функционируют в образовательных организациях Ростовской области.
В соответствии с планом развития служб медиации в образовательных организациях Красноярского края функционируют 458 служб медиации. Развитие служб школьной восстановительной медиации в крае обеспечивается в том числе и через развитие института уполномоченных по защите прав участников образовательных отношений и школьные службы примирения [7].
В Тамбовской области созданы 11 служб медиации образовательных учреждений и региональный центр развития сети служб примирения. В 2015 г. специалистами служб проведены предварительные встречи и примирительные процедуры по конфликтам, участниками которых являются 190 детей и 74 взрослых.
В Республике Алтай на базе юридического факультета Горно-Алтайского государственного университета работает служба примирения внутрисемейных конфликтов.
Служба урегулирует внутрисемейные конфликты, применяя технологии примирительных процедур, а также оказывает юридическую помощь семьям и несовершеннолетним, в том числе детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, проводит просветительскую работу в области защиты прав и законных интересов семьи и детей. В 2015 г. в службу за оказанием консультативной помощи, в том числе по проведению примирительных процедур, обратилось 25 человек. Для оказания консультационных услуг населению сотрудники службы выезжали в районы области, а также провели обучение 30 студентов-волонтеров [8].
В числе основных задач Национальной стратегии действий в интересах детей названы гарантирование для всех детей безопасного и комфортного семейного окружения, в условиях которого соблюдаются права ребенка и исключены любые формы жестокого обращения с ним, обеспечение профилактики семейного неблагополучия, основанной на его раннем выявлении, индивидуализированной адекватной помощи семье, находящейся в трудной жизненной ситуации, оказываемой на межведомственной основе, приоритете воспитания ребенка в родной семье [9].
Поэтому необходимо применять медиативные технологии на ранних стадиях выявления семейного неблагополучия.
При реализации процедуры медиации происходит совместный анализ проблемы; совместный поиск взаимовыгодного решения; объективный взгляд на проблему; разделение проблем и взаимоотношений; максимальный учет интересов всех участников переговоров. Семья продолжает существовать уже при разрешенном конфликте.
Процедура медиации является способом решения проблем неблагополучия современной семьи, так как помогает объединить интересы сторон при их высоких притязаниях; позволяет выработать стабильное, взаимовыгодное решение; способствует укреплению отношений сторон; а также обеспечивает благополучие более широкого сообщества, в которое входят стороны конфликта.
Анализ практики подготовки будущих бакалавров социальной работы в Тамбовском государственном университете им. Г.Р. Державина (2, 3 курс направления 39.03.02 - Социальная работа) показывает низкий (79 %) и
средний (21 %) уровни знаний у студентов в области медиации.
К основным направлениям подготовки будущих бакалавров социальной работы к реализации медиативных технологий можно отнести: 1) создание образовательной среды; 2) внедрение и реализацию педагогических проектов, обеспечивающих компоненты ме-диационной компетенции; 3) привлечение в ходе учебной и производственной практик к сбору кейсов по медиационным технологиям.
Следует учесть, что необходимо создавать социальную среду, ориентированную на личность, всеми социальными институтами обеспечивающую качество социализации, качество жизни, сохранность социального здоровья личности и среды [10, с. 76].
С целью формирования основ медиаци-онной компетенции у будущих бакалавров социальной работы в Тамбовском государственном университете им. Г.Р. Державина на направлении в рамках дисциплины «Технология социальной работы» реализуется педагогический проект - образовательный модуль, который предполагает проведение занятий, в ходе которых используются образовательные технологии, предусматривающие использование активных и интерактивных форм, способствующих перенесению фокуса активности на обучающихся.
В том числе:
- на лекциях: дискуссии, лекции с использованием мультимедийного оборудования (лекции-презентации), метод знакомства с текстом (с фильтром: моменты, которые удивили, и моменты, которые вызвали возражения);
- на практических занятиях: задания творческого характера (защита проекта), ролевые игры (работа медиаторов без наблюдателей, работа медиаторов в присутствии наблюдателя, работа медиатора в «аквариуме» (наблюдателями выступают все участники)), деловые игры, тренинги, метод кейс-стади.
Например, в ходе лекционных и практических занятий студенты знакомились и реа-лизовывали медиативную технологию решения проблем неблагополучия современной семьи - семейная конференция или семейная восстановительная встреча. Это программа, способствующая активизации ресурса семьи для выработки ее членами собственного плана по выходу из проблемной ситуации для
обеспечения безопасности и благополучия несовершеннолетних членов семьи.
Семейная конференция проводится, когда в проблемную ситуацию включена семья ребенка, например, конфликтные внутрисемейные отношения, негативно сказывающиеся на ребенке, угроза лишения родительских прав и др. На семейную конференцию приглашается максимально широкий состав семьи: родители, бабушки, дедушки, дяди, тети, братья, сестры и другие родственники (в особых случаях соседи, коллеги и прочие заинтересованные лица). Суть семейной конференции заключается в передаче семье ответственности за разработку плана по выходу из проблемной ситуации. Другими словами, программа направлена на активизацию ресурсов семьи и ближайшего социального окружения для выработки самостоятельного решения по выходу из кризисной ситуации. В процессе семейной конференции создаются условия, которые позволяют всем членам семьи услышать друг друга, осознать долю своей ответственности, приложить усилия для восстановления разрушенных связей и найти выход из проблемной ситуации. Медиатор в процессе конференции выполняет вспомогательную роль, заключающуюся в предоставлении информации о возможностях получения услуг [11, с. 10].
Реализация проекта также предполагала участие в проведении «круглого стола» с представителями профессионального сообщества; конкурс среди студентов на лучшую научную статью о медиации и разработку студентами информационного буклета о медиации.
Педагогический проект реализуется в три этапа.
На подготовительном этапе была проведена входная диагностика уровня знаний студентов 2, 3 курса в области основ медиа-ционных технологий. По результатам тестирования знаний был разработан модуль, подобран учебно-методический материал.
Разработанный учебно-тематический план модуля «Технология медиации в социальной работе» включал следующие основные темы: «Введение в теорию и практику технологии медиации», «Принципы разрешения конфликтов с привлечением третьего лица», «Базовые компетенции медиатора», «Приемы посредничества», «Этапы медиационной
технологии», «Проблемы в ходе медиацион-ного процесса», «Медиация в практике социальной работы».
В ходе реализации педагогического проекта были проведены дискуссии, лекции с использованием мультимедийного оборудования (лекции-презентации), был применен метод знакомства с текстом с фильтром, были реализованы задания творческого характера (защита проекта в области медиации), ролевые и деловые игры, тренинги на формирование базовых компетенций медиатора, анализировались кейсы.
На этапе рефлексии педагогического проекта была проведена выходная диагностика, направленная на выявление уровня знаний студентов 2, 3 курса в области основ медиационных технологий. В ходе обсуждения со студентами перспектив развития педагогического проекта было решено создать научно-исследовательский кружок начинающих медиаторов в социальной сфере.
К основным промежуточным результатам педагогического проекта можно отнести: повышение уровня знаний в области основ медиационных технологий (средний уровень - 26 %, высокий уровень - 74 %), а также приобретение практических умений и навыков в области медиативных техник, в области реализации медиационного процесса; были разработаны учебно-методические материалы для формирования медиационной компетенции у будущих бакалавров социальной работы.
Дальнейшими перспективами реализации педагогического проекта являются создание кружка начинающих медиаторов в социальной сфере; включение модуля «Медиация» в студенческие социальные проекты; выпуск учебно-методического пособия «Формирование медиационной компетенции будущих бакалавров социальной работы».
Таким образом, медиативные технологии являются на современном этапе важнейшей социальной инновацией, востребованной жизнью, одной из эффективных технологий в области решения проблем неблагополучия современной семьи. Технология медиации позволяет разрешить сложившуюся конфликтную ситуацию; позволяет выработать стабильное, взаимовыгодное медиативное соглашение; способствует укреплению отношений сторон конфликта. Владение бака-
лаврами социальной работы медиативными технологиями является необходимой дополнительной компетенцией, применяемой в повседневной и профессиональной деятельности, в первую очередь в работе с неблагополучными семьями. Подготовка будущих бакалавров социальной работы к реализации медиативных технологий является важным направлением образования молодежи, одним из ведущих видов будущей профессиональной деятельности, которое открывает спектр возможностей и перспектив развития перед будущим профессионалом социальной сферы как проводником перемен и инноваций в современном обществе.
Список литературы
1. Концепция развития до 2017 г. сети служб медиации в целях реализации восстановительного правосудия в отношении детей, в том числе совершивших общественно опасные деяния, но не достигших возраста, с которого наступает уголовная ответственность в РФ. URL: http://rn.government.ru/docs/14110/ (дата обращения: 15.04.2017).
2. Концепция государственной семейной политики до 2025 г. URL: https://rg.ru/2014/08/29/ semya-site-dok.html (дата обращения: 18.12.2016).
3. Послание Президента РФ Федеральному Собранию РФ (2016 г.). URL: http://www.krem-lin.ru/events/president/news/53379 (дата обращения: 18.12.2016).
4. Галагузова М.А. Социальная педагогика. М.: Владос, 2006. 416 с.
5. Пантелеева И.А. Семейная медиация как альтернативная процедура разрешения споров // Вестник Нижегородского университета. 2014. № 3 (2). С. 452-457.
6. Методические рекомендации органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации по порядку предоставления услуг семьям, находящимся в социально опасном положении, а также по реализации мероприятий, направленных на профилактику социального сиротства. URL: http://www.rosmin-trud.ru/docs/mintrud/protection/371 (дата обращения 17.04.2017).
7. Государственный доклад о положении детей и семей, имеющих детей, в Российской Федерации за 2015 г. URL: http://www.rosmintrud. ru/docs/mintrud/protection/355 (дата обращения: 17.04.2017).
8. Доклад об итогах деятельности Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, в 2015 г. URL: http://www.
rosmintrud.ru/docs/others/60 (дата обращения: 17.04.2017).
9. Национальная стратегия действий в интересах детей на 2012-2017 гг. URL: http://base. garant.ru/70183566/ (дата обращения: 18.12.2016).
10. Гарашкина Н.В., Дружинина А.А. Инновационные технологии обеспечения социального здоровья // Вестник Тамбовского университета. Серия Гуманитарные науки. Тамбов, 2016. Т. 21. Вып. 10 (162). С. 72-81. DOI: 10.20310/1810-0201-2016-21-10(162)-72-81
11. Внедрение технологии медиации в деятельность учреждения социального обслуживания семьи и детей Ханты-Мансийского автономного округа - Югры / авт.-сост.: Л.Х. Раимба-киева, Ю.А. Якушева. Сургут: Изд-во «Методический центр развития социального обслуживания», 2016. 40 с.
References
1. Kontseptsiya razvitiya do 2017 g. seti sluzhb mediatsii v tselyakh realizatsii vosstano-vitel'nogo pravosudiya v otnoshenii detey, v tom chisle sovershivshikh obshchestvenno opasnye deyaniya, no ne dostigshikh vozrasta, s kotorogo nastupaet ugolovnaya otvetstvennost' v RF [The concept of mediation service system development before 2017 for restorative justice realization, concerning children, including those who have committed socially-dangerous act, but have not reached the age, when criminal liability comes into action in the Russian Federation]. (In Russian). Available at: http://m.government.ru/ docs/14110/ (accessed 15.04.2017).
2. Kontseptsiya gosudarstvennoy semeynoy politiki do 2025 g. [The concept of state family policy before 2025]. (In Russian). Available at: https:// rg.ru/2014/08/29/semya-site-dok.html (accessed 18.12.2016).
3. Poslanie Prezidenta RF Federal'nomu Sobraniyu RF (2016 g.) [Message to the Federal Assembly of the Russian Federation President V.V. Putin (2016)]. (In Russian). Available at: http://www. kremlin.ru/events/president/news/53379 (accessed 18.12.2016).
4. Galaguzova M.A. Sotsial'naya pedagogika [Social Pedagogy]. Moscow, Vlados Publ., 2006, 416 p. (In Russian).
5. Panteleeva I.A. Semeynaya mediatsiya kak al'ternativnaya protsedura razresheniya sporov [Family mediation as a procedure of alternative dispute resolution]. Vestnik Nizhegorodskogo universiteta [Vestnik of Lobachevsky University of Nizhni Novgorod], 2014, no. 3 (2), pp. 452457. (In Russian).
6. Metodicheskie rekomendatsii organam ispol-nitel'noy vlasti sub"ektov Rossiyskoy Federatsii po poryadku predostavleniya uslug sem'yam, nakhodyashchimsya v sotsial'no opasnom poloz-henii, a takzhe po realizatsii meropriyatiy, napravlennykh na profilaktiku sotsial'nogo sirot-stva [Methodological recommendations for the bodies of executive power of the Russian Federation Subjects according to the order of services delivery to the families, being in socially-dangerous state, and also according to realization of events, aimed at social orphanhood prevention]. (In Russian). Available at: http://www. rosmintrud.ru/docs/mintrud/protection/371 (accessed 17.04.2017).
7. Gosudarstvennyy doklad o polozhenii detey i semey, imeyushchikh detey, v Rossiyskoy Fed-eratsii za 2015 g. [State report about the positions of children and families with children in Russian Federation for 2015]. (In Russian). Available at: http://www.rosmintrud.ru/docs/mintrud/protection /355 (accessed 17.04.2017).
8. Doklad ob itogakh deyatel'nosti Fonda podderz-hki detey, nakhodyashchikhsya v trudnoy zhiznennoy situatsii, v 2015 g. [Report on the results of activity of children's support fund, being in difficult life situation]. (In Russian). Available
at: http://www.rosmintrud.ru/docs/others/60 (accessed 17.04.2017).
9. Natsional'naya strategiya deystviy v interesakh detey na 2012-2017 gg. [National strategy of actions on behalf of children for 2012-2017]. (In Russian). Available at: http://base.garant.ru/ 70183566/ (accessed 18.12.2016).
10. Garashkina N.V., Druzhinina A.A. Innovatsion-nye tekhnologii obespecheniya sotsial'nogo zdorov'ya [Innovative technology to ensure social health]. Vestnik Tambovskogo universiteta. Seriya Gumanitarnye nauki - Tambov University Review. Series: Humanities, 2016, vol. 21, no. 10 (162), pp. 72-81. DOI: 10.20310/18100201-2016-21 -10(162)-72-81 (In Russian).
11. Vnedrenie tekhnologii mediatsii v deyatel'nost' uchrezhdeniya sotsial'nogo obsluzhivaniya sem'i i detey Khanty-Mansiyskogo avtonomnogo ok-ruga - Yugry [Introduction of Mediation Technology in the Activity of Social Service Institution of a Family and Children of Khanty-Mansi Autonomous Okrug - Yugra]. L.K. Raim-bakieva, Y.A. Yakusheva (compiler). Surgut, «Metodicheskiy tsentr razvitiya sotsial'nogo obsluzhivaniya» Publ., 2016, 40 p. (In Russian).
Поступила в редакцию 31.05.2017 г. Received 31 May 2017
UDC 36+378
PREPARATION OF FUTURE BACHELORS OF SOCIAL WORK FOR REALIZATION OF MEDIATION TECHNOLOGIES IN THE SOLUTION OF PROBLEMS OF A MODERN DYSFUNCTIONAL FAMILY
Anastasiya Aleksandrovna DRUZHININA
Candidate of Pedagogy, Associate Professor, Associate Professor of Psychological-Pedagogical and Social Education Department
Tambov State University named after G.R. Derzhavin
33 Internatsionalnaya St., Tambov, Russian Federation, 392000
E-mail: drugininaan@yandex.ru
Relevance of future social work bachelors' preparation problem for the mediation technologies' realization is proved. Potential and experience of institutions of the social sphere (institutions of social service and educational institutions) of mediation technologies' realization in the solution of problems of a modern dysfunctional family is analyzed. Relevance of mediation procedure application in the solution of trouble family problems at the present stage is proved. The pedagogical project - the educational module "Technology of Mediation in Social Work" directed to preparation of future bachelors of social work for realization of the mediation technologies including presented in the modern dysfunctional family's problem solution. The realized pedagogical project included 3 main stages (preparatory, the main and final) and was realized by means of discussions, lectures presentations, the method of acquaintance to the text with the filter was applied, tasks of creative character were realized (protection of the project in the field of mediation), role-playing and business games, trainings on formation of basic competences of a mediator, cases were analyzed. It is established that preparation of future social work bachelors for realization of the mediation technologies is the important direction of education of youth, one of the leading types of future professional activity which opens a range of opportunities and development prospects for future professional in the social sphere as the conductor of changes and innovations in modern society. The further prospects of development of the pedagogical project are presented.
Key words: mediation; mediation technologies; social work; social work bachelor; pedagogical project; dysfunctional family
DOI: 10.20310/1810-0201 -2017-22-5(169)-37-44
Для цитирования: Дружинина А.А. Подготовка будущих бакалавров социальной работы к реализации медиативных технологий в решении проблем неблагополучия современной семьи // Вестник Тамбовского университета. Серия Гуманитарные науки. Тамбов, 2017. Т. 22. Вып. 5 (169). С. 37-44. DOI: 10.20310/1810-0201-2017-22-5(169)-37-44.
For citation: Druzhinina A.A. Podgotovka budushchikh bakalavrov sotsial'noy raboty k realizatsii mediativnykh tekhnologiy v reshenii problem neblagopoluchiya sovremennoy sem'i [Preparation of future bachelors of social work for realization of mediation technologies in the solution of problems of a modern dysfunctional family]. Vestnik Tambovskogo universiteta. Seriya Gumanitarnye nauki - Tambov University Review. Series: Humanities, 2017, vol. 22, no. 5 (169), pp. 37-44. DOI: 10.20310/1810-0201-2017-22-5(169)-37-44. (In Russian).