Научная статья на тему 'Социальное сиротство в России. Необходимость внедрения медиативных служб в структуру центров социальной помощи семье и детям'

Социальное сиротство в России. Необходимость внедрения медиативных служб в структуру центров социальной помощи семье и детям Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
834
87
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНОЕ СИРОТСТВО / ПРОФИЛАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА / СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА / БЕСПРИЗОРНЫЕ ДЕТИ / МЕДИАЦИЯ / SOCIAL ORPHAN HOOD / SCHEDULED MAINTENANCE / SOCIAL WORK / STREET CHILDREN / MEDIATION

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Рузаль Юлия Владимировна

В статье раскрываются проблемы социального сиротства в России, приводятся последние статистические данные, описывается специфика феномена для нашей страны. Обосновывается необходимость внедрения служб медиации в работу организаций, оказывающих социальную помощь семье и детям.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Social orphanhood in Russia. The necessity to organise mediative services in the centers structure of the public assistance to family and children

The article deals with the issues of social orphanhood in Russia. It gives the latest statistical data. It describes the specifics of the phenomenon for our country. It proves the necessity to organize mediative services in the centers structure of the public assistance to family and children.

Текст научной работы на тему «Социальное сиротство в России. Необходимость внедрения медиативных служб в структуру центров социальной помощи семье и детям»

Международный информационно-аналитический журнал «Crede Experto: транспорт, общество, образование, язык». № 4 (11). Декабрь 2016 (http:// ce. if-mstuca. ru)

УДК 364 ББК 60.5 Р838

Ю. В. Рузаль Москва, Россия

СОЦИАЛЬНОЕ СИРОТСТВО В РОССИИ. НЕОБХОДИМОСТЬ ВНЕДРЕНИЯ МЕДИАТИВНЫХ СЛУЖБ В СТРУКТУРУ ЦЕНТРОВ СОЦИАЛЬНОЙ ПОМОЩИ СЕМЬЕ И ДЕТЯМ

В статье раскрываются проблемы социального сиротства в России, приводятся последние статистические данные, описывается специфика феномена для нашей страны. Обосновывается необходимость внедрения служб медиации в работу организаций, оказывающих социальную помощь семье и детям.

Ключевые слова: социальное сиротство, профилактическая работа, социальная работа, беспризорные дети, медиация.

Yu. V. Ruzal Moscow, Russia

SOCIAL ORPHANHOOD IN RUSSIA. THE NECESSITY TO ORGANISE MEDIATIVE SERVICES IN THE CENTERS STRUCTURE OF THE PUBLIC ASSISTANCE TO FAMILY AND CHILDREN

The article deals with the issues of social orphanhood in Russia. It gives the latest statistical data. It describes the specifics of the phenomenon for our country. It proves the necessity to organize mediative services in the centers structure of the public assistance to family and children.

Keywords: social orphan hood; scheduled maintenance; social work; street children; mediation.

© Рузаль Ю. В., 2016

Общий анализ ситуации в России

Сиротство, беспризорность - одна из наиболее острых существующих социальных проблем. Среди детей, оставшихся без попечения и присмотра, к сожалению, много тех, чьи родители живы, но по каким-либо причинам не выполняют свои обязанности. Это так называемые социальные сироты.

Официальная статистика по таким детям в России из года в год приводит неутешительные данные, которые свидетельствуют о том, что ежегодно, за последние 10 лет, число социальных сирот от общего числа детей-сирот остается неизменным и достигает 80%, а по некоторым оценкам 90% [5].

Кризис российской экономики 2015-2016 гг. только усугубил негативные тенденции в обществе: сократились доходы населения, значительно упал уровень жизни, увеличился миграционный поток, усилилась социальная напряжённость в обществе.

В период экономической депрессии страдают, прежде всего, самые незащищенные слои общества: оставшиеся без надзора дети, инвалиды, пенсионеры, малоимущие граждане. Неутешительны и данные статистики, предоставленные Минобрнауки и Минздравом России за 2010-2014 гг. Они свидетельствуют о том, что в последние годы наблюдается тенденция сокращения количества интернатных учреждений для детей (рис. 1).

Число домов ребенка Число детских домов

Число детских домов-школ Число домов-интренатов для детей

Чило школ-интернатов общего типа

Рис. 1. Динамика изменения количества интернатных учреждений для детей

за 2010-2014 гг. [3]

К сожалению, масштабы последствий упадка экономической системы России возможно будет осознать и оценить только через несколько лет после завершения кризисных явлений. Однако уже сейчас, по данным Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации, число россиян с доходами ниже прожиточного минимума только за 2015 г. увеличилось на 3 миллиона человек и составило 19 миллионов, при этом от 60% до 70% лиц, оказавшихся за чертой бедности, - семьи с детьми [5].

Аналитики отмечают также, что в России наблюдается один из самых высоких показателей социального расслоения. Выше его уровень только в Китайской народной республике (КНР) [5]. Показатель соотношения средних доходов 10% наиболее и 10% наименее обеспеченных слоев населения при сохранении нынешних тенденций, к 2017 году может вырасти с 16,5 до 20 раз. Опасно в этой ситуации то, что усиливается

социальное расслоение не только граждан, но и семей: чем больше в семье детей, тем выше вероятность оказаться за чертой бедности.

Различие отечественного и зарубежного опыта в решении проблемы В разрезе международной статистики по беспризорным детям наша страна выглядит удручающе. Так, подсчитано, что около трети всех детей-сирот на земном шаре, проживающих в сиротских учреждениях, приходится на долю России [Прапорщикова, 2016].

Справедливости ради надо отметить, что наше государство входит в десятку самых больших стран по численности. По предварительным данным Федеральной службы государственной статистики (Росстат) численность населения в России на 01.01.2016 г. составляет 146 519 759 человек [4], а это значит, что и количество детей в нашей стране несравнимо больше, чем, например, в любом европейском государстве. Тем не менее, нельзя все списывать на численность населения.

В вопросах помощи детям, оставшимся без надзора родителей, очень важен подход к преодолению этой проблемы. В России он сильно отличается от применяемого в развитых странах (Швеция, Великобритания, Германия, США и др.). В них уже очень давно стали отходить от модели воспитания детей в специализированных закрытых учреждениях (детские дома, школы--интернаты и т. д.) и использовать ресурсы замещающих семей, т. е. семей, в которых ребенок воспитывается не кровными родителями [Кремнева, 2007]. При этом, по правовому статусу они могут быть как профессиональными, так и непрофессиональными. Так, к замещающим семьям относят, например, семьи усыновителей, патронатные, приемные, а также учреждения, работающие на принципах семейного обустройства.

Отказ от воспитания детей в закрытых изолированных учреждениях имеет под собой глубокую доказательную базу, основанную на многолетних исследованиях. Причем изучение проблем социальной адаптации выпускников заведений интернатного типа проводилось и проводится не только за рубежом, эта тематика

интересна и отечественным специалистам. Перечислим имена лишь некоторых учёных, работы которых получили широкое распространение и признание: Альфред Адлер, Джон Боулби, Йозеф Лангмейер, Зденек Матейчик, Л. И. Божович, В. С. Мухина, И. В. Дубровина, В. Н. Мясищев, М. И. Лисина, А. М. Прихожан, А. Н. Толстых и др.

Из трудов упомянутых авторов можно сделать общий вывод: институциональное воспитание детей, оставшихся без присмотра родителей, приводит к формированию специфических механизмов адаптации, не вписывающихся в существующие социальные нормы и не позволяющих детям-сиротам впоследствии стать полноценными членами общества.

Достоверность доводов, против воспитания безнадзорных детей в интернатных учреждениях подтверждает и современная отечественная статистика. Так, согласно официальным данным, успешно социализируются лишь около 10% их выпускников. А что же происходит с остальными воспитанниками? По сведениям Генпрокуратуры РФ, полученным после проверки детских домов и школ-интернатов в ряде областей России, 40% выпускников этих учреждений становятся алкоголиками и наркоманами, 40% пополняют преступный мир, 10% заканчивают жизнь самоубийством, потому что не имеют крыш над головой [Подольская, 2016]. Отсутствие жилья - это одна из основных проблем выпускников интернатных учреждений, поскольку создает целый ком дополнительных трудностей: при трудоустройстве, получении медицинской помощи, необходимости искать где-то жилье и зарабатывать на это дополнительные средства.

По данным статистики на 01.01.2015 г. задолженность субъектов Российской Федерации по предоставлению жилых помещений детям-сиротам и лицам из их числа составляла 123,1 тыс. человек. В 2015 г. к Уполномоченному по правам человека в РФ поступило более 200 обращений, касающихся указанной проблемы, из них 70% - это жалобы на нарушение региональными органами государственной власти,

должностными лицами требований законодательства по социальной поддержке детей-сирот в части предоставления им жилья по достижении 18 лет. При этом обращаются, как правило, уже совершеннолетние граждане, которые имеют свои семьи, детей, но не получившие в свое время гарантированной помощи от государства

[5].

Особая опасность заключается в том, что, по сути, эта проблема провоцирует выпускников учреждений для детей-сирот, оставшихся на улице на конфликт с законом.

Так, по данным Федеральной службы исполнения наказания (ФСИН России), на фоне общего снижения количества содержащихся лиц в воспитательных колониях для несовершеннолетних (в 2003 году - 16 491 человек, а в 2015 году - 1683 человека), процент детей-сирот, отбывающих наказание в таких колониях, вырос с 9,9% в 2003 году до 13,1% в 2015 году. При этом около 35% от общего количества детей-сирот, обратившихся к Уполномоченному по правам человека в РФ с жалобами на нарушение жилищных прав, - это лица, освободившиеся из мест лишения свободы, либо находящиеся в следственных изоляторах, колониях [5].

Однако несмотря на гнетущие цифры официальной статистики, в нашей стране до сих пор, размещение детей, оставшихся без попечения родителей, в интернатных учреждениях, остается основным способом решения проблемы сиротства.

Помощь государства детям, оставшимся без надзора

Оказание помощи и поддержки детям, оставшимся без надзора, регулируется рядом законодательных актов. Для целей настоящей статьи выделим следующие документы. Во-первых, Указом Президента РФ № 761 от 01.06.2012 г. была утверждена «Национальная стратегия действий в интересах детей на 2012-2017 гг.». Она определяет основные направления и задачи государственной политики в интересах детей и ключевые механизмы ее реализации [6]. Кроме того, в этом же году

был принят Указ Президента РФ от 28.12.2012 г. № 1688 «О некоторых мерах по реализации государственной политики в сфере защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей». В-третьих, для профилактики социального сиротства и понимания перспектив развития в этой области важна Концепция государственной семейной политики Российской Федерации на период до 2025 г., утвержденная распоряжением Правительства РФ от 25.08.2014 г. № 1816-р.

Реализацией положений указанных документов на государственном уровне занимается Фонд поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации. Он был учрежден Указом Президента № 404 от 26.03.2008 г. Через него осуществляется комплекс мер по оказанию поддержки детям, нуждающимся в помощи, а также по профилактике семейного неблагополучия, социального сиротства и жестокого обращения с детьми [11].

В 2014 г. в рамках программ Фонда было реализовано 69 инновационных социальных региональных программ в 37 субъектах Российской Федерации и 196 инновационных социальных проектов государственных и муниципальных учреждений, некоммерческих организаций и общественных объединений. Всего же по данным фонда за указанный период в профилактических и социально-реабилитационных мероприятиях приняло участие более 9 000 детей и 5 000 семей с детьми [3].

С 2010 г. Фондом был организован бесплатный, анонимный и доступный на всей территории нашей страны общероссийский детский телефон доверия. За 2014 г. было зафиксировано 1 137 022 обращений, а за все 4 года их число превысило 4 600 000 (рис. 2).

0,6 0,5 0,4 0,3 0,2 0,1 0

/

чО

/

.0*"

„,56

0,38

У

У

чО

У

0,05

сГ

Рис. 2. Распределение причин обращения (в процентах от общего числа) в общероссийский детский телефон доверия за 2014 г. Таким образом, возможность анонимно проконсультироваться со специалистами стала одним из инструментов выявления семейного и детского неблагополучия, а в некоторых случаях позволила помочь тем, кто находился в трудной жизненной ситуации.

Необходимость участия медиативных служб в работе Центров социальной помощи семье и детям В настоящее время в Москве создана и действует система организаций поддержки семьи и детства (ДТСЗН). Например, в Южном административном округе уже больше 15 лет государственное бюджетное учреждение «Центр социальной помощи семье и детям «Берегиня»» Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы, далее ГБУ ЦСПСиД «Берегиня». Его структуру составляют 3 отделения и 8 клубов. При этом каждое из отделений ведёт своё направление:

Отделение ранней профилактики семейного неблагополучия (ОРПСН) предназначено для полустационарного социального обслуживания семей и детей,

находящихся в трудной жизненной ситуации, социально-опасном положении, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в возрасте от 18 до 23 лет, выпускников интернатных учреждений [2]. Основная цель работы данного отделения - превентивная профилактическая работа по выявлению фактов социального неблагополучия семей и детей, оказание своевременной психологической помощи, осуществление социального сопровождения (постинтернатного патроната).

Отделение дневного пребывания детей и подростков (ОДПДП) реализует программы социальной реабилитации несовершеннолетних детей, нуждающихся в социальном облуживании, в полустационарных условиях.

Отделение социальной диагностики и срочного социального обслуживания (ОСД) выявляет и ведёт учёт социально нуждающихся граждан, а также семей с детьми. Сотрудники отделения определяют необходимую им как материальную помощь (вещи, продукты, товары длительного пользования и т. д.), так и нематериальную (психологическую, бытовую и иную) и оказывают ее своими силами или, привлекая для этого благотворительные организации.

По данным ГБУ ЦСПСиД «Берегиня» из года в год возрастает число семей, обратившихся к ним за помощью и поддержкой. Так, по состоянию на 2016 г. На учёте в Центре состоит более 3 тыс. семей, в которых воспитываются более 5 тыс. детей. Разработано и реализовано специалистами Центра в сотрудничестве с органами опеки и попечительства, а также комиссией по делам несовершеннолетних около 20 социальных программ помощи населению [1].

Однако изучение деятельности Центра, а также опрос его работников выявили необходимость организации службы медиации, которая позволила бы повысить эффективность проводимой профилактической социальной работы.

Следует отметить, что во многих странах, в тех областях, где человеческие отношения играют ключевую роль, медиация успешно используется не только для урегулирования, но и для предупреждения конфликтов.

Медиация по своей сути - это форма внесудебного разрешения споров при участии третьей нейтральной стороны (медиатора). Во время сессии конфликтующие стороны самостоятельно приходят к компромиссному решению. Здесь очень важен опыт, знания и умения модератора, хотя разрешение спора полностью зависит от воли самих спорящих.

В России законодательно закреплённый механизм для внедрения служб медиации есть. Так, в целях реализации «Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 гг.» была разработана и утверждена Распоряжением Правительства РФ от 30.07.2014 г. № 1430-р г. Москвы «Концепция развития до 2017 года сети служб медиации в целях реализации восстановительного правосудия в отношении детей, в том числе совершивших общественно опасные деяния, но не достигших возраста, с которого наступает уголовная ответственность в Российской Федерации» [6].

В данной концепции предусматривается развитие сети служб медиации на нескольких уровнях, в частности, при Комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав, учреждениях социальной защиты населения и центрах социальной помощи семье и детям.

Основная цель использования медиативных техник на уровне работы ГБУ ЦСПСиД «Берегиня» - помочь восстановить разрушенные связи, нормализовать атмосферу взаимоотношений в семье. На первом этапе планируется организация и проведение ознакомительных семинаров, в доступной форме рассказывающих населению о работе медиативной службы. Это важно и необходимо еще и потому, что при опросе автором статьи жителей г. Москва, возрастной категории от 17 до 45 лет

только 1 человек ответил, что знаком с понятием «медиация», но никогда не был участником либо посредником в медиативном процессе1.

Выводы

Сложившаяся в России ситуация с беспризорными детьми очень непростая. Сокращение количества интернатных учреждений не говорит об эффективности работы государственных структур по профилактике социального сиротства, это скорее следствие реформ по упразднению неэффективных бюджетных структур. Работа, несомненно, ведётся, но предпринимаемых мер и средств, направляемых на поддержку семей, решивших принять в свою семью детей-сирот и выпускников интернатных учреждений, явно недостаточно.

По мнению автора, следует развивать работу по профилактике социального сиротства на местах, через Центры социальной помощи семье и детям, попавшим в сложную жизненную ситуацию, внедряя медиативные службы. Очень важно улучшить работу системы организаций поддержки семьи и детства в округах столицы, поскольку работающие там специалисты находятся ближе и лучше знают нужды «своих подопечных».

Библиографический список

1. Государственное бюджетное учреждение «Центр социальной помощи семье и детям "Берегиня"» Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы. О нас // [Электронный ресурс]. - URL: http://www.centrpomoshi.okis.ru/about.html (дата обращения: 15 августа 2016 г.)

1

В опросе принимали участие учащиеся среднеобразовательных школ г. Москвы, сотрудники, занятые в бюджетных учреждениях, и работники коммерческих организаций. Всего 70 человек.

2. Государственное бюджетное учреждение «Центр социальной помощи семье и детям "Берегиня"» Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы. Отделение социальной профилактики семейного неблагополучия // [Электронный ресурс]. - URL: http://www.centrpomoshi.okis.ru/Helpsocial.html (дата обращения: 15 августа 2016 г.)

3. Государственный доклад о положении детей и семей, имеющих детей, в Российской Федерации в 2014 году // [Электронный ресурс]. - URL: http://www.rosmintrud.ru/docs/ mintrud/protection/256 (дата обращения: 12 августа 2016 г.)

4. Десять самых больших стран мира по населению 2016 г. Самые населенные страны мира // [Электронный ресурс]. - URL: http://www.statdata.ru/10-samih-bolshih-stran-mira-po-naseleniu (дата обращения: 12 августа 2016 г.)

5. Доклад Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации за 2015 год // [Электронный ресурс]. - URL: http://rg.ru/2016/03/24/ombudsman-doklad-dok.html (дата обращения: 12 августа 2016 г.)

6. Концепция развития до 2017 года сети служб медиации в целях реализации восстановительного правосудия в отношении детей, в том числе совершивших общественно опасные деяния, но не достигших возраста, с которого наступает уголовная ответственность в Российской Федерации // [Электронный ресурс]. - URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_166695/ (дата обращения: 16 августа 2016 г.)

7. Кремнева Т. Л. Молодёжь как субъект социального обновления // Формирование личности современного специалиста как гражданина и профессионала. Мат. Межвузовской науч.-практ. конф. М.: МОСУ, 2007. С. 198-203.

8. Национальная стратегия действий в интересах детей на 2012-2017 гг. // [Электронный ресурс]. - URL: http://base.garant.ru/70183566/ (дата обращения: 15 августа 2016 г.)

9. Подольская И. А. Социальная адаптация выпускников детских домов / И. А. Подольскаяя, О. Н. Вендина // [Электронный ресурс]. - URL: http://wiki.soiro.ru/images/Подольская.pdf (дата обращения: 16 августа 2016 г.)

10. Прапорщикова В. Л. Актуальные вопросы жизнеустройства детей, оставшихся без попечения родителей // [Электронный ресурс]. - URL: http://www.rusnauka.com/8_NMIW_2012/Pedagogica/6_103653.doc.htm (дата обращения: 16 августа 2016 г.)

11. Фонд поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации // [Электронный ресурс]. - URL: http://fond-detvam.ru/ (дата обращения: 15 августа 2016 г.) References

1. State budgetary institution "Center of Public Assistance to Family and Children "Bereginya" of work and social protection of the population Department of Moscow. About us // [Electronic resource]. - URL: http://www.centrpomoshi.okis.ru/about.html (access date: 8/15/2016). (In Russian).

2. State budgetary institution "Center of Public Assistance to Family and Children "Bereginya" of work and social protection of the population Department of Moscow. Department of social prevention of family trouble // [Electronic resource]. - URL: http://www.centrpomoshi.okis.ru/Helpsocial.html (access date: 9/15/2016). (In Russian).

3. The state report on children and nuclear families' capacity in the Russian Federation in 2014 // [Electronic resource]. - URL: http://www.rosmintrud.ru/docs/mintrud/protection/256 (access date: 9/12/2016). (In Russian).

4. Ten biggest countries of the world by population of 2016. The most inhabited countries of the world // [Electronic resource]. - URL: http://www.statdata.ru/10-samih-bolshih-stran-mira-po-naseleniu (access date: 9/12/2016). (In Russian).

5. The report by the Commissioner for Human Rights in the Russian Federation for 2015 // [Electronic resource]. - URL: http://rg.ru/2016/03/24/ombudsman-doklad-dok.html (access date: 9/2/2016). (In Russian).

6. Development concept for 2017 of mediation service nets to recovery justice to children committed socially dangerous acts, but didn't reach capable age in the Russian Federation // [Electronic resource]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_166695/ (access date: 9/16/2016). (In Russian).

7. Kremneva T. L. (2007). Youth as subject of social updating//Forming of the identity of the modern specialist as a citizen and professional. Mat. of Interuniversity scientific - practical conf. M.: MOSU, 2007. P. 198-203. (In Russian).

8. The national strategy of actions for the benefit of children for 2012-2017 // [Electronic resource]. -URL: http://base.garant.ru/70183566/ (access date: 9/15/2016). (In Russian).

9. Podolskaya I. A. Social adaptation of orphanage graduates / I. A. Podolskaya, O. N. Vendina // [Electronic resource]. - URL: http://wiki.soiro.ru/images/ %D0%9F%D0%BE%D0%B4%D0%BE%D0%BB%D 1 %8C%D 1%81 %D0%BA%D0%B0%D 1 %8F. pdf (access date: 9/16/2016). (In Russian).

10. Praporshchikova V. L. Topical issues of living arrangement of children left without parental care // [Electronic resource]. - URL: http://www.rusnauka.com/8_NMIW_2012/Pedagogica/6_103653.doc.htm (access date: 9/16/2016). (In Russian).

11. Fund to support the kids in a difficult life situation // [Electronic resource]. - URL: http://fond-detvam.ru/ (access date: 9/15/2016). (In Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.