СОЦИОЛОГИЯ
УДК 364, 378
ПРОФИЛАКТИКА СОЦИАЛЬНОГО СИРОТСТВА: СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА КАК ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА
В.Г. Самигуллина1, У.И. Сересова2
1 ЧОУ ВПО «Академия социального образования», 420039, г. Казань, Российская Федерация
2 ГБОУ ВПО Московской области «Академия социального управления», 129344, г. Москва,
Российская Федерация
В статье рассмотрены вопросы государственной социальной политики по профилактике социального сиротства в России. Проанализировано федеральное законодательство и региональный опыт Республики Татарстан. Обозначены основные направления индивидуальной социальной работы с женщинами, сомневающимися в принятии новорожденного ребенка.
Ключевые слова: индивидуальная социальная работа, социальная политика, социальная защита детей, социальные услуги, детская беспризорность.
PREVENTION OF THE SOCIAL ORPHANHOOD: SOCIAL WORK AS STATE POLICY
V.G. Samigullina1, U.I. Seresova2
1 Academy of social education, 420039, Kazan, Russian Federation
2 Academy of social management of the Moscow region, 129344, Moscow, Russian Federation
The article is devoted to the problem of child abuse and neglect and child protection legislation in Russia. The main trends of child welfare policy in contemporary Russia are mentioned. Ethical issues like 'social care vs. social control' and 'protecting children vs. preserving families' in case work with clients are discussed.
Key words: case work, social work, social policy, child welfare policy, social services, social abuse and neglect.
В социальной значимости решения проблемы сиротства в настоящее время сомнений не остается. С практической точки зрения ею занимаются специалисты в области педагогики и социальной работы. Научная дискус-
сия на эту тему в России ведется, преимущественно, в русле социологии, психологии, социальной работы и педагогики. В настоящей работе предлагается взгляд на решение проблемы социального сиротства с позиции те-
ории публичной политики и с методологических подходов социальной педагогики.
Законодательство и статистика.
Основу российской социальной политики 1990 - 2000х г.г. по профилактике социального сиротства составляли Семейный Кодекс [1], закон о профилактике безнадзорности [2] и закон об опеке и попечительстве [3]. Уже это законодательство ориентировалось на семейные формы устройства детей, что заметно в статистике уменьшения количества детских домов и увеличения численности переданных под опеку детей и в приемные семьи. Так, за период 2005-2013 гг. количество домов ребенка уменьшилось с 252 до 194; количество детских домов за тот же период уменьшилось с 1325 до 911, но численность детей в них уменьшилась с 72,3 тыс. до 40,4 тыс. человек; число школ-интернатов для детей-сирот и оставшихся без попечения родителей уменьшилось со 160 до 62, в них в 2005 г. воспитывалось 22,9 тыс. детей, в 2011 -6,1 тыс. человек [4]. Количество детей, переданных под опеку (попечительство), увеличивается с 2000 г. по 2013 г. с 328978 до 426452 человек; количество детей в приемных семьях за тот же период - с 4398 до 116091 человек; численность усыновленных детей уменьшается с 153477 до 123823 человек [5].
В конце 2012 г. Государственная Дума приняла в первом чтении законопроект о социальном патронате [6], который вызвал бурное обсуждение как в среде профессионалов, так и в российском обществе в целом. Законопроект предлагал западную модель социальной политики по профилак-
тике социального сиротства на основе института социального патроната, приемных семей и инфраструктуры для детей из групп риска. Социальному патронату отводилась важнейшая роль, т.к. именно эта технология, в отличие от опекунства, усыновления и помещения ребенка из неблагополучной семьи в детский дом, ориентирована на работу с родной проблемной семьей, откуда ребенок изымается, только в крайних случаях. Сторонники законопроекта описывают его в категориях реализации прав ребенка на безопасность, развитие, обучение: если взрослый оказался в трудной жизненной ситуации, то это можно рассматривать как его выбор, чего нельзя сказать о детях. «Смысл социального патроната, в том, что это профессиональное сопровождение, оказание помощи семье в любом виде, которой семья нуждается, без изъятия ребенка из семьи. И это замечательно!» [7]. Социальный патронат рассматривается как средство «исправления» неблагополучной семьи под контролем специалиста, который «проверяет, сделал ли ребенок уроки, фиксирует, не пьют ли родители, прошли ли какой-то, может быть, специальный курс по переподготовке, помогает устроиться родителям на работу, если они остались без работы и т.д.» [7]. Если же родители не «исправляются», не решают свои социальные проблемы, то ребенок передается в приют или приемную семью.
Противники социального патроната в России говорят о неконтролируемом вмешательстве государства в личную жизнь человека, о потребности семьи в помощи, а не контроле со стороны государства. Наиболее спор-
ной в законопроекте 2012 г. считается статья о введении социального патроната в отношении семьи, где родители «своими действиями (бездействием) создают условия, препятствующие нормальному воспитанию и развитию [ребенка], и (или) отрицательно влияют на его поведение, и при этом отсутствуют достаточные основания для ограничения или лишения родителей (одного из них) родительских прав» [6]. Фактически, речь идет об этических дилеммах, которые работники социальных служб на Западе обсуждают уже давно. Непонятно, как на язык юриспруденции «перевести» слова из повседневного родительского дискурса о «нормальном воспитании», и «хорошем поведении» ребенка.
Федеральная власть отреагировала на протест общества - второго чтения законопроекта о социальном патронате не последовало; В.В. Путин заявил, что «ряд положений ... неоднозначны в трактовке, содержат явные социальные риски, и, главное, в них далеко не в полной мере учтены российские семейные традиции» [8]; на общественное обсуждение был вынесен проект концепции Семейной политики в России, где «тяжелые» вопросы ушли на задний план. В феврале 2013 г. в Государственную Думу был внесен новый законопроект, который до статуса закона также не дошел [9].
Таким образом, государство на федеральном уровне власти «дистанцируется» от данной проблемы. А поскольку социальная политика, по Конституции Российской Федерации, - предмет совместного ведения центра и регионов, субъекты федерации вправе самостоятельно разрабатывать
собственную нормативно-правовую базу в данной области. С этой точки зрения представляется любопытным анализ Долгосрочной целевой программы по профилактике отказов матерей от новорожденных детей в Республике Татарстан «Счастье - быть рядом!» [10]. Если социальный патронат как технология социальной работы ориентирован на семьи, находящиеся в трудной или социально опасной ситуации, но не планирующие уклоняться от воспитания своих детей, то данная технология индивидуальной социальной работы нацелена на профилактику отказа от детей и помощи женщинам.
Case work / ведение случая. Одним из авторов [11] в 2009 году совместно с представителем благотворительной общественной организации «Мамы Казани» Д.С. Охотниковой был разработан проект Республиканской программы «Ранней профилактики социального сиротства и организации медико-психологической и социально-правовой помощи беременным женщинам и матерям с новорожденными детьми в целях предотвращения отказов от новорожденных детей в Республике Татарстан на 2009-2011годы», которая в дальнейшем трансформировалась в Долгосрочную программу «Счастье - быть рядом!».
Программа предусматривает комплексную социально-педагогическую, медико-психологическую и социально-правовую помощь матерям, собирающимся отказаться от новорожденного ребенка. Индивидуальная социальная работа (ведение случая или case work) с женщиной начинается с сигнала от врачей из родильного дома и выяснения причин отказа от
ребенка. К таковым, по данным исследований [11], относятся: безработица, снижение уровня жизни населения, материальные и жилищные проблемы; потеря брачного и полового партнера, ригидные патриархальные социальные установки родительской семьи, рост числа внебрачных детей, раннее материнство, низкий культурный и образовательный уровень женщины; вынашивание нежелательной беременности, личностная и эмоциональная незрелость, зависимость, аффективная несдержанность, низкая толерантность к стрессам, амбивалентность установок на материнство; рост алкоголизма, наркомании, токсикомании, нервно-психических заболеваний среди родителей, тяжелая болезнь новорожденного ребенка. Далее осуществляется необходимая работа междисциплинарной команды специалистов - врачей, юристов, педагогов, психологов - под руководством специалиста по социальной работе. Сотрудники Республиканского информационно-методического центра помощи семьи и детям «Гаилэ» г. Казани приводят пример такой индивидуальной социальной работы с проблемной семьей на основе межведомственного взаимодействия:
15 января 2013 года в Центр «Гаи-лэ» из одного казанского роддома поступил сигнал об отказе женщины от своего новорожденного ребенка. При первой встрече выяснилось, что молодая мама - сирота, родственников у нее нет, с отцом ребенка она поссорилась и не общалась. В результате беседы с психологом молодая мама согласилась сообщить о рождении ребенка родственникам отца ребенка. Психо-
логу удалось встретиться с отцом ребенка, наладить с ним контакт и выяснить более подробную информацию о молодой маме. Телефонные беседы проводились и с близкими подругами женщины, чтобы выстроить полную картину взаимодействия между мамой и отцом ребенка с целью определения безопасности принятия ребенка.
При содействии специалистов Центра и сотрудников роддома произошла встреча молодых родителей и примирение. Они приняли совместное решение - забрать ребенка из роддома. 17 января 2013 года молодая счастливая пара родителей вместе с дочкой покинули стены роддома и приехали в Центр «Гаилэ», где им была выдана материальная помощь и вещи первой необходимости для новорожденно-го».[12]
Приоритетными отличительными чертами междисциплинарного ведения случая являются приоритет интересов и потребностей клиента над интересами специалиста; активное мотивирование клиента на изменение поведения и формирование запроса на получение помощи; комплексный подход к случаю, когда все проблемы и потребности клиента рассматриваются исходя из его текущего состояния и особенностей социального окружения; координация работы и сотрудничество различных органов, учреждений, организаций и специалистов, т.е. межведомственный подход к ведению случая [13; с. 10].
Ведение случая в социальной работе подразумевает не какую-то конкретную ситуацию, связанную с неблагоприятным стечением обстоятельств, а конкретного клиента - в на-
шем случае женщину группы риска по социальному сиротству - на индивидуальную профилактическую работу с которым направлены усилия специалистов. В процессе организации социальной работы, клиент помещается в центр внимания представителей всех служб, которые потенциально могут помочь решить его проблему. Задача конкретной организации состоит в том, чтобы обеспечить клиентов теми видами помощи, которые не предоставляются другими организациями и учреждениями, и обеспечить доступ клиентов к помощи из других источников, не дублируя ее. При этом для развития собственного потенциала клиента важно не делать за него всю работу, а научить его пользоваться существующей системой государственной социальной защиты населения.
Существенной проблемой в реализации социальных проектов в отношении семей, находящихся в группе риска по отказу от ребенка, является
отсутствие высококвалифицированных специалистов по работе именно с этой категорией населения: сказываются низкий престиж профессии, мотивация специалистов, недоработанная практика социально-педагогического обучения и повышения квалификации специалистов. Межди-сициплинарный характер социальной интервенции в жизнь клиента требует особой подготовки профессионалов, работающих в этой сфере. Это формирование модели рефлексивного специалиста через внедрение элементов практики в учебные программы [14]. Так, например, в апробации проекта программы «Счастье - быть рядом!» принимали участие студенты волонтерского отряда «Социальный дозор» ЧОУ ВПО «Академия социального образования». Промежуточные результаты реализации программы описывает статистика отказа от детей и решений о принятии их в семью [15].
Год Количество выявленных случаев отказа от ребенка Количество принятых детей в родную семью Эффективность индивидуальной социальной работы Количество отказов от детей, РТ в целом Уровень охвата социальными услугами целевой социальной группы
2010 10 8 80% 183 5%
2011 41 27 66% 165 25%
2012 53 28 53% 123 43%
2013 (11 мес.) 60 31 52% 94 67%
Таблица 1.
Статистика отказа от детей и решений о принятии их в семью.
Количество выявленных случаев отказа от ребенка - это число случаев, о которых было сообщено сотрудниками родильных домов специалистам Центра «Гаилэ», и по поводу которых проводилась индивидуальная социальная работа. Эффективность индивидуальной социальной работы рассчитана как отношение количества принятых в семью детей к количеству выявленных случаев отказа от ребенка, о которых было сообщено сотрудниками родильных домов специалистам Центра «Гаилэ». Уровень охвата социальными услугами целевой социальной группы рассчитан как отношение количества случаев отказа от детей, по которым проводилась индивидуальная социальная работа, к общему количеству случаев отказа от детей.
Данные статистики говорят о постепенном увеличении охвата программой целевой группы - женщин, сомневающихся в принятии новорожденного ребенка. С ростом числа женщин, включенных в программу, увеличивается и абсолютное количество детей, принятых в родную семью. Таким образом, можно говорить о том, методика индивидуальной социальной работы, апробированная в рамках программы «Счастье - быть рядом!», может быть признанна эффективной. Причем эффективность может быть как экономическая - снижение бремени государственных расходов на содержание детей в детских домах, домах ребенка и приютах, - так и социальная - оказание помощи семье без угрозы ее разрушения. Опыт данного проекта может быть распространен на весь регион и может быть заимствован другими субъектами Российской Фе-
дерации, а его изучение может быть внесено в образовательные программы по социальной работе и социальной педагогике.
Источники:
1. Семейный Кодекс № 223-ФЗ от 29.12. 1995 (с доп. и изм.). [Family Code number 223-FZ of 29.12.1995. (In Russ.)]
2. Федеральный закон «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» № 120-ФЗ от 24.06.1999 г. (с доп. и изм.). [Federal Law "On Prevention of child neglect and juvenile delinquency» № 120-FZ of 24.06.1999 (In Russ.)]
3. Теория и практика социальной работы: исследование «скрытого знания»// Антропология профессий: Сб. науч. ст./ Под ред. П.В. Романова и Е.Р. Ярской-Смирновой. Саратов: Центр социальной политики и гендерных исследований: Изд-во «Научная книга», 2005. 464 с. [The theory and practice of social work: a study of the «hidden knowledge» // Anthropology professions: Sat. scientific. v. / Ed. P.V. Romanov and E.R. Yarskaya-Smirnov. Saratov: Center for Social Policy and Gender Studies: Publishing house «Science Book» 2005. 464 p. (In Russ.)]
4. Интернатные учреждения для детей // Федеральная служба государственной статистики. [Электронный ресурс]: http://www. gks.ru/free_doc/new_site/population/obraz/i-obr1. htm (дата обращения - 12.10.2014). [Boarding schools for children // Federal State Statistics Service. [Electronic resource]: http://www.gks. ru/free_doc/new_site/population/obraz/i-obr1.htm (date of treatment - 10/12/2014) (In Russ.)]
5. Устройство детей и подростков, оставшихся без попечения родителей // Федеральная служба государственной статистики. [Электронный ресурс]: http://www.gks.ru/free_doc/ new_site/population/obraz/i-obr2.htm (дата обращения - 12.10.2014). [The device of children and adolescents without parental // Federal State Statistics Service. [Electronic resource]: http:// www.gks.ru/free_doc/new_site/population/obraz/ i-obr2.htm (date of treatment - 12/10/2014). (In Russ.)]
6. Законопроект № 42197-6 «О внесении изменений в отдельные законодательные
акты Российской Федерации по вопросам осуществления социального патроната и деятельности органов опеки и попечительства» от 23.03.2012 г. [The bill № 42197-6 «On Amendments to Certain Legislative Acts of the Russian Federation on the implementation of social patronage and activities of the guardianship authorities» from 23.03.2012 (In Russ.)]
7. О концепции государственной семейной политики: интервью с Е.Б. Мизулиной // Информационно-правовой портал ГАРАНТ. [Электронный ресурс]: http://www.garant. ru/action/interview/244534/. (дата обращения - 12.10.2014). [On the concept of the state family policy: an interview with E.B. Mizulina // Information-Legal Portal guarantee. [Electronic resource]: http://www.garant.ru/action/interview/ 244534/. (date of treatment - 10/12/2014) (In Russ.)]
8. Стенограмма выступления В.В. Путина на съезде родителей России [Электронный ресурс]: http://www.kremlin.ru/transcripts/17469 (дата обращения - 09.02.2013) [Transcript of Remarks by V.V. Putin at the Congress of Russian parents [electronic resource]: http://www.kremlin. ru/transcripts/17469 (date oftreatment -02/09/2013) (In Russ.)]
9. Законопроект № 217944-6 «О патронате в Российской Федерации» от 07.02.2013 г. [The bill № 217944-6 «About patronage in the Russian Federation» dated 02.07.2013. (In Russ.)]
10. Постановление КМ РТ «Об утверждении долгосрочной целевой программы по профилактике отказов матерей от новорожденных детей в Республике Татарстан «Счастье - быть рядом!» на 2010-2011 годы» № 653 от 13.08.2010 г. [Resolution of the Cabinet of the Republic of Tatarstan «On approval of the long-term program for the prevention of failures mothers of newborn children in the Republic of Tatarstan» Happiness - be there! 2010-2011» № 653 from 13.08.2010 (In Russ.)]
11. Самигуллина В.Г. Подготовка будущих социальных работников к социально-педагогической деятельности с клиентами, попавшими в трудную жизненную ситуацию. Диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук. Казань, 2010. [Samigullina V.G. Preparation of the future social workers to social and educational activities with clients in difficult life situations. Thesis for
the degree of candidate of pedagogical sciences. Kazan, 2010 (In Russ.)]
12. Счастье - быть рядом! // ГАУ СО Республиканский информационно-методический центр помощи семье и детям «Гаилэ»: Официальный сайт. [Электронный ресурс]: http://www.gaile.ru/node/2124 (дата обращения - 12.10.2014). [Happiness - be there! // GAU CO Republican guidance center for families and children «Gaile»: Official site. [Electronic resource]: http://www.gaile.ru/node/2124 (date of treatment - 12/10/2014) (In Russ.)]
13. Руководство по оценке и междисциплинарному ведению случая для оказания помощи семье и детям, находящимся в социально опасном положении или трудной жизненной ситуации. Спб.: «Врачи детям», «Эвричаилд», 2008. 120 с. [Guidance on the assessment and multidisciplinary case management to help families and children who are at risk or difficult situations. SPb.: «Doctors to Children», «Evrichaild», 2008. 120 p. (In Russ.)]
14. Федеральный закон «Об опеке и попечительстве» №48-ФЗ от 24.04.2008г. (с доп. и изм.) [Federal Law «On guardianship» №48-FZ of 24.04.2008g. (with ext. and rev.) (In Russ.)]
15. Отчет о деятельности ГАУ СО Республиканский информационно-методический центр помощи семье и детям «Гаилэ» за 2013 год. [Электронный ресурс]: http://www.gaUe. ru/node/2513 (дата обращения - 12.10.2014). [Report on the activities of GAC CO Republican guidance center for families and children «Gaile» for 2013. [Electronic resource]: http://www.gaUe. ru/node/2513 (date of treatment - 12/10/2014). (In Russ.)]
References:
1. Semeynyy Kodeks № 223-FZ ot 29.12.1995 g. (s dop. i izm.).
2. Federal'nyy zakon «Ob osnovakh sistemy profilaktiki beznadzornosti i pravonarusheniy nesovershennoletnikh» № 120-FZ ot 24.06.1999 g. (s dop. i izm.).
3. Yarskaya-Smirnova E., Romanov P. Teoriya i praktika sotsial'noy raboty: issledovanie «skrytogo znaniya»// Antropologiya professiy: Sb. nauch. st./ Pod red. P.V. Romanova i E.R. Yarskoy-Smirnovoy. Saratov: Tsentr sotsial'noy politiki
i gendernykh issledovaniy: Izd-vo «Nauchnaya kniga», 2005. 464 s.
4. Internatnye uchrezhdeniya dlya detey // Federal'naya sluzhba gosudarstvennoy statistiki. [Elektronnyy resurs]: http://www.gks.ru/free_ doc/new_site/population/obraz/i-obr1.htm (data obrashcheniya - 12.10.2014).
5. Ustroystvo detey i podrostkov, ostavshikhsya bez popecheniya roditeley // Federal'naya sluzhba gosudarstvennoy statistiki. [Elektronnyy resurs]: http://www.gks.ru/free_ doc/new_site/population/obraz/i-obr2.htm (data obrashcheniya - 12.10.2014).
6. Zakonoproekt № 42197-6 «O vnesenii izmeneniy v otdel'nye zakonodatel'nye akty Rossiyskoy Federatsii po voprosam osushchestvleniya sotsial'nogo patronata i deyatel'nosti organov opeki i popechitel'stva» ot 23.03.2012 g.
7. O kontseptsii gosudarstvennoy semey-noy politiki: interv'yu s Mizulinoy E.B. // Informat sionno-pravovoy portal GARANT. [Elektronnyy resurs]: http://www.garant.ru/ action/interview/244534/. (data obrashcheniya
- 12.10.2014).
8. Vladimir Putin vystupil na prok-hodyashchem v Moskve s"ezde roditeley Rossii. Stenogramma vystupleniya V.V. Putina na s"ezde roditeley Rossii [Elektronnyy resurs]: http://www. kremlin.ru/transcripts/17469 (data obrashcheniya
- 09.02.2013)
9. Zakonoproekt № 217944-6 «O patronate v Rossiyskoy Federatsii» ot 07.02.2013 g.
10. Postanovlenie KM RT «Ob utverzhdenii dolgosrochnoy tselevoy programmy po profilaktike otkazov materey ot novorozhdennykh detey v Respublike Tatarstan «Schast'e - byt' ryadom!» na 2010-2011 gody» № 653 ot 13.08.2010 g.
11. Samigullina V.G. Podgotovka budu-shchikh sotsial'nykh rabotnikov k sotsial'no-pedagogicheskoy deyatel'nosti s klientami, popavshimi v trudnuyu zhiznennuyu situatsiyu. Dissertatsiya na soiskanie uchenoy stepeni kandidata pedagogicheskikh nauk. Kazan', 2010.
12. Schast'e - byt' ryadom! // GAU SO Respublikanskiy informatsionno-metodicheskiy tsentr pomoshchi sem'e i detyam «Gaile»: Ofitsial'nyy sayt. [Elektronnyy resurs]: http:// www.gaile.ru/node/2124 (data obrashcheniya -12.10.2014).
13. Rukovodstvo po otsenke i mezhdi-stsiplinarnomu vedeniyu sluchaya dlya okazaniya pomoshchi sem'e i detyam, nakhodyashchimsya v sotsial'no opasnom polozhenii ili trudnoy zhiznennoy situatsii. Spb.: «Vrachi detyam», «Evrichaild», 2008. 120 s. (s.10).
14. Federal'nyy zakon «Ob opeke i popechitel'stve» №48-FZ ot 24.04.2008g. (s dop. i izm.)
15. Otchet o deyatel'nosti GAU SO Respublikanskiy informatsionno-metodicheskiy tsentr pomoshchi sem'e i detyam «Gaile» za 2013 god. [Elektronnyy resurs]: http://www.gaile.ru/ node/2513 (data obrashcheniya - 12.10.2014).
Зарегистрирована: 13.10.2014
Самигуллина Венера Гайнулловна (г. Казань), ЧОУ ВПО «Академия социального образования», проректор по воспитательной работе, кандидат педагогических наук. Тел.: 8-905317-37-22. E-mail: sam_venera@mail.ru
Сересова Ульяна Игоревна (г. Москва), ГБОУ ВПО Московской области «Академия социального управления», кафедра социально-гуманитарных наук, доцент, кандидат политических наук. Тел.: 8-906-762-23-71. E-mail: ulyana_seresova@mail.ru
Samigullina Venera Gaynullovna (Kazan), Academy of Public Education, vice-rector, Candidate of pedagogical science). Ph.: 8-905-317-37-22. E-mail: sam_venera@mail.ru
Seresova Ulyana Igorevna (Moscow), Academy of Public Administration of the Moscow region, Department of social sciences and humanities, associate professor, Candidate of political science. E-mail: ulyana_seresova@mail.ru