УДК 316.35.023.4 Вдовина Маргарита Владимировна
доктор социологических наук, профессор кафедры теории и технологии социальной работы
Института дополнительного профессионального образования работников социальной сферы
СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА С СЕМЬЯМИ, НАХОДЯЩИМИСЯ В СОЦИАЛЬНО ОПАСНОМ ПОЛОЖЕНИИ: РАЗВИТИЕ ИНДИВИДУАЛЬНО-ПРОФИЛАКТИЧЕСКОГО ПОДХОДА
Аннотация:
В статье представлены результаты прикладного исследования социальной работы с семьями, находящимися в социально опасном положении. Показаны типы таких семей, их специфика, основные проблемы, готовность к их решению, отношение к оказываемой специалистами помощи и т. п. Приведены итоги анкетирования семей, состоящих на учете в центре поддержки семьи и детства. Определена целесообразность развития индивидуально-профилактического подхода к социальной работе с семьями.
Ключевые слова:
семья, находящаяся в социально опасном положении, иждивенческие настроения, социальная работа с семьей, индивидуально-профилактический подход, центр поддержки семьи и детства.
Vdovina Margarita Vladimirovna
D.Phil. in Social Science, Professor, Theory and Technology of Social Work Department, Institute of Further Professional Training of Social Workers
SOCIAL WORK WITH FAMILIES AT SOCIAL RISK: DEVELOPMENT OF INDIVIDUALIZED PREVENTIVE APPROACH
Summary:
The article presents results of the applied research of social work with families at social risk. The types of such families, their specific features, the main challenges, and readiness to deal with them, attitude to the assistance provided by the specialists are reviewed. The author considers results of the survey of the families registered in the Family and Childhood Support Center. The research justifies reasonability of development of an individualized preventive approach to social work with such families.
Keywords:
families at social risk, welfare mentality, social work with a family, individualized preventive approach, Family and Childhood Support Center.
В современной России число неблагополучных семей, к сожалению, достаточно велико. Так, более 65 тыс. семей находятся в социально опасном положении, что составляет около 200 тыс. человек, из них 60 % - дети [1, с. 6].
К семьям, находящимся в социально опасном положении (далее - СОП), обычно относят семьи с беспризорностью или безнадзорностью детей; семьи с противоправным поведением родителей или иных законных представителей несовершеннолетних; семьи, где взрослые не исполняют своих обязанностей по воспитанию детей, их обучению и (или) содержанию; семьи с жестоким обращением с детьми, внутрисемейными конфликтами и т. п. [2, с. 820].
Особенностями большинства таких семей являются множество проблем, трудности в социальной адаптации, зависимость всей семьи от ее «проблемного» члена, привыкание к внешней помощи в кризисных ситуациях, иждивенческие настроения, девиантная субкультура и т. п.
Рассматриваемые семьи испытывают острую потребность в помощи государства посредством работы с ними специальных служб, в частности центров поддержки семьи и детства. Главная цель любого такого центра заключается в том, чтобы обеспечить помощь семьям, которые в ней нуждаются, работая со случаем, давая возможность осознать существующие проблемы и начать процесс планомерного выхода семьи из СОП, что способствует предотвращению дальнейших проблем. При этом постоянно идет поиск новых форм и методов работы, так как трудности семей чрезвычайно разнообразны и переменчивы, а их желание получить помощь очень противоречиво (от полного отказа от необходимой и предусмотренной законом помощи до иждивенческих настроений). Поэтому актуальны ранняя профилактика семейного неблагополучия и социального сиротства детей, восстановление благоприятной для воспитания ребенка семейной среды посредством комплексного решения проблем путем индивидуальной профилактической работы [3, с. 737].
Работа с названными семьями начинается с диагностики причин неблагополучия в семье, ее особенностей, целей, ценностных ориентаций, а также обследования жилищных условий. После такого изучения составляется карта семьи, в которую входят персональные данные родите-
лей и родственников, проживающих вместе, место работы родителей и должность, уровень материального обеспечения. После анализа сведений о семье составляется индивидуальная программа работы с ней. Для оказания помощи привлекаются различные специалисты. Если предпринятые действия дали положительный результат, семью снимают с социального сопровождения. В противном случае работа продолжается. Большую роль при этом играет отношение самих семей к проводимой с ними социальной работе.
В 2016 г. был проведен опрос семей, находящихся в СОП, по разработанной нами анкете (научный руководитель - доктор социологических наук М.В. Вдовина, исполнитель - специалист по социальной работе ГБУ Центр поддержки семьи и детства «Косино-Ухтомский» г. Москвы В.М. Гудкова). Его цели - проанализировать формы и методы работы с семьями и определить наиболее эффективные, выявить изменения, произошедшие с семьями после проведенной работы, и предложить практические рекомендации.
Методом исследования стало входящее и итоговое анкетирование подростков и их родителей. Опрошены представители 10 семей: 14 родителей (лиц, их заменяющих) и 12 детей. Выборка невелика, поскольку речь идет об опросе нетипичных, особо «тяжелых» семей, состоящих на учете в службе индивидуально-профилактической работы Центра поддержки семьи и детства.
Среди опрошенных 4 мужчины и 10 женщин, 5 мальчиков и 7 девочек. Возраст взрослых -от 35 до 45 лет, детей - от 12 до 15 лет. В числе исследуемых были представлены 4 неполные, 2 многодетные, 2 опекунские семьи.
Уровень образования в основном средний (высшее образование имеет только один респондент; совсем не имеют образования двое). Прежде всего невысокий уровень образования наблюдается в многодетных семьях. Уязвимость членов многодетных семей во многом определяется дефицитом профессионального образования.
В результате работы с семьями несколько респондентов были направлены на различные курсы Центра занятости населения, отдельные члены семей собрали документы для получения среднего образования, направили запросы в ГБОУ (вечерние школы).
После трех месяцев работы с подростками из семей, находящихся в СОП, изменились их взаимоотношения с родителями. У большинства респондентов (свыше 80 %) в семье были проблемные отношения, царило непонимание, недоверие. Дети находились на периферии внимания взрослых. Но все же наблюдались и близкие, доверительные связи родителей и детей, которые укрепились и стали преобладать после профессионального содействия более чем у половины опрошенных.
После проведения индивидуально-профилактической работы отмечается в целом положительная динамика эмоционального фона в семьях. Как утверждают 50 % респондентов, у них в семье повысились доброжелательность и уважение, спокойствие и уравновешенность, снизились нервозность и отчужденность, у троих опрошенных сократились проявления физической агрессии.
Также следует отметить улучшение социально-правового положения семей после проведенной с ними индивидуально-профилактической работы. Например, в большинстве семей, принявших участие в опросе, не были оформлены СНИЛС на детей, пособия и положенные им льготы. Это отношение взрослых к своим детям было обусловлено незнанием своих прав, ленью, алко- и наркозависимостью некоторых членов семей.
После индивидуально-профилактической работы половина матерей из неполных семей впервые обратилась в суд за защитой законных интересов и прав своих несовершеннолетних детей. Многодетные родители воспользовались юридическими консультациями с целью оформления документов и льгот для детей. Малообеспеченные семьи в первый раз обратились к юристу за помощью в решении жилищных вопросов, вопросов наследства и т. п. Опекунские семьи нацелились на повышение уровня собственной правовой грамотности.
Как показал опрос, только 30 % семей впервые обратились за помощью самостоятельно, остальным семьям направиться за поддержкой и решить свои правовые проблемы рекомендовал персональный куратор (специалист службы), отвечающий за организацию индивидуально-профилактической работы. Особенностью семей в СОП является, в частности, то, что их члены часто отрицают наличие у себя проблем и начинают предпринимать попытки к их решению только тогда, когда их сопровождают специалисты.
В результате взаимодействия с учреждениями здравоохранения опрошенные семьи «сделали шаг вперед» для сохранения и улучшения здоровья. До проведения целенаправленной работы только один респондент проходил диспансеризацию, трое обращались к врачу по болезни, оформляли больничный лист. Никто из опрошенных семей не брал санаторно-курортные путевки. После индивидуально-профилактической работы ситуация несколько улучшилась. Четыре респондента прошли диспансеризацию. Шесть обратились к врачу по болезни, оформили «больничный». Две семьи оформили санаторно-курортные путевки.
Динамика не такая значительная, как планировалось специалистами, которые работали с семьями. Однако для людей, переживающих кризисные ситуации и осознающих, что жизнь надо
менять, а для этого нужно потратить силы, можно считать важным достижение любого результата, пусть и незначительного.
Произошли изменения и после социально-экономической работы с семьями, находящимися в СОП. 70 % семей оказали содействие в предоставлении товаров длительного пользования; двум семьям оказали единовременную вещевую помощь; ряд семей получили единовременную продовольственную помощь с использованием электронного социального сертификата на основе социальной карты москвича.
Результаты анализа обратной связи с семьями, находящимися в СОП, о применяемых формах и методах работы по их выходу из кризисной ситуации представлены в таблице 1. Приведены в основном преобладающие ответы опрошенных.
Таблица 1 - Мнения семей, находящихся в СОП, о применяемых формах и методах
работы по выходу из кризисной ситуации
Вопрос анкеты Оценка от 0 до 10 баллов % семей
Ваше настроение до начала работы с Вашей семьей? 3 80
Ваше настроение после окончания работы с Вашей семьей? 6 60
Насколько все было ясно и понятно? 6 90
Насколько было интересно? 5 70
Насколько нужен и полезен предложенный материал? 7 90
Насколько комфортным был темп занятий? 6 60
Сколько личных усилий, эмоций, опыта Вы вложили? 10 90
Какой метод работы оказался наиболее важным и значимым для Вашей семьи? Социально-психологический Социально-экономический 40 60
Индивидуальная или групповая форма работы произвела больший эффект? Групповая Индивидуальная 30 60
Анализ результатов работы показал, что две семьи почти полностью ликвидировали признаки неблагополучия (отказавшись от алкоголя, осмыслив ошибки семейного воспитания и т. д.); 30 % семей осознали факт своего неблагополучия и готовы к взаимодействию со специалистами для его устранения. Отдельные респонденты прислушались к рекомендациям и советам, касающимся социально-психологического климата в семье, и стали периодически обращаться за помощью в форме индивидуальных консультаций.
Около двух третей опрошенных семей в той или иной степени изменили свое отношение к воспитанию детей; у них улучшилось внутрисемейное взаимодействие, повысилась степень эмоциональной близости; родители трудоустроились, перестали злоупотреблять алкогольными напитками или наркотическими веществами. Снизилось количество малообеспеченных семей. Однако 40 % опрошенных остались при своем мнении, считая, что в их семье нет неблагоприятных факторов для развития личности ребенка, утверждая при этом, что сами справятся с воспитательной функцией.
Наиболее эффективными методами работы с семьями, находящимися в СОП, по мнению респондентов, являются социально-психологический и социально-экономический. Это обусловлено основными потребностями семей. Приоритетным, с их точки зрения, является получение материальной помощи (в различных ее видах: от электронного сертификата до вещевой помощи) и психологической поддержки (тренинги, групповые и индивидуальные занятия).
В результате исследования мы выявили, что применяемые формы и методы помощи семьям, находящимся в СОП, являются эффективными и снижают уровень неблагополучия, если они своевременны, носят комплексный и адресный характер, осуществляются на профессиональной основе, мотивируют семьи на самопомощь и саморазвитие посредством реализации собственных возможностей и ресурсов социального окружения.
При этом, как показало исследование, наиболее эффективен индивидуально-профилактический подход в работе с семьей.
Проблемами остаются отсутствие у ряда семей мотивации к выходу из кризисной ситуации и иждивенческие настроения. Это говорит о том, что работу с такими семьями необходимо продолжать, делая акцент на активизации их внутренних и внешних ресурсов.
На основе полученных результатов нами разработаны следующие практические рекомендации.
Рекомендации для семей с целью повысить их мотивированность к самопомощи и саморазвитию:
- использовать услуги групп кратковременного пребывания детей в центре поддержки семьи и детства, которые проводят развивающие занятия с детьми и позволяют в это время родителям обучаться на курсах, повышать свой культурно-образовательный уровень;
- пользоваться социальными услугами, учитывая позитивный опыт других семей, справившихся со своими проблемами.
Рекомендации для специалистов по социальной работе, специалистов по работе с семьей, социальных педагогов:
- совершенствовать внутриведомственное и межведомственное взаимодействие для выявления и защиты созависимых членов семей путем направления их в городскую психологическую службу, кризисный центр помощи женщинам и детям и др.;
- для преодоления иждивенческих настроений семей целесообразно обучаться тому, как эффективно проводить разъяснительные лекции и беседы на тему: «Иждивенческие настроения как препятствие развитию».
Для повышения профессионализма специалистов необходимы:
- внутренний аудит форм и методов социальной работы с семьями, обслуживаемыми организациями поддержки семьи и детства;
- разработка единых показателей качества социальной работы с семьей, находящейся в СОП;
- регулярное посещение курсов профессиональной переподготовки, повышения квалификации, семинаров и тренингов;
- постоянный исследовательский поиск эффективных форм и методов работы с родителями по воспитанию детей и подростков.
Для улучшения качества работы службы индивидуально-профилактической работы рекомендуется:
- приобрести для учреждения корпоративное транспортное средство с тем, чтобы за один плановый день специалисты могли охватить не 2-3, а 5-6 семей за счет сокращения времени на дорогу. Также это позволит выделить время для разработки новых и совершенствования имеющихся форм и методов работы с семьями;
- регулярно осуществлять обратную связь с получателями услуг.
Использование в работе данных рекомендаций может повысить эффективность и качество социальной работы с семьями, находящимися в социально опасном положении, а также послужить основой для индивидуальной профилактики неблагополучия в семьях.
Ссылки:
1. Социально опасное положение семьи и детей: анализ понятия и методология оценки / под ред. Е.Р. Ярской-Смирновой, В.М. Маркиной. М., 2015. 100 с.
2. Быков А.К. Социально опасное положение // Российская энциклопедия социальной работы / под ред. Е.И. Холостовой. М., 2016. С. 820-821.
3. Энциклопедия социальных практик поддержки семьи и детства в Российской Федерации / под ред. Е.И. Холостовой, Г.И. Климантовой. М., 2015. 752 с.