Научная статья на тему 'Семья и святость по материалам житий святых жен Руси до Синодального периода'

Семья и святость по материалам житий святых жен Руси до Синодального периода Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
410
135
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЖИТИЕ / СВЯТОСТЬ / СПАСЕНИЕ В МИРУ / СЕМЬЯ КАК МАЛАЯ ЦЕРКОВЬ / АСКЕТИЧЕСКОЕ ПОДВИЖНИЧЕСТВО / МИРСКАЯ ПРАВЕДНОСТЬ / LIVE / HOLINESS / SALVATION IN SECULAR LIVE / A FAMILY AS A LITTLE CHURCH / ASCETIC HERMITAGE / SECULAR TRUTH

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Малкова Наталья Алексеевна

Основная идея жития Иулиании Лазаревской спасение в миру, раскрывается через ряд тем: семья как малая церковь, аскетическое подвижничество в миру, содержание и способы женского образования. Идеал мирской праведности сочетает монашеский идеал с исполнением семейного долга и творением милостыни.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

A family and holyness in the Lives of holly women before Sinod period

The main idea of the Live of Julijana Lazarevskaja is salvation in secular live. It reveals by the following themes: a family as a little church, ascetic hermitage, content and methods of women's education. The ideal of secular truth combines the monastic ideal with the fulfillment of a family duty and creation of alms.

Текст научной работы на тему «Семья и святость по материалам житий святых жен Руси до Синодального периода»

РЕЛИГИОВЕДЕНИЕ

УДК 271. 22 - 45 (091)

ББК 86. 2

Н. А. Малкова

Семья и святость по материалам житий святых жен Руси до синодального периода1

Основная идея жития Иулиании Лазаревской - спасение в миру, раскрывается через ряд тем: семья как малая церковь, аскетическое

подвижничество в миру, содержание и способы женского образования. Идеал мирской праведности сочетает монашеский идеал с исполнением семейного долга и творением милостыни.

Ключевые слова: житие, святость, спасение в миру, семья как малая церковь, аскетическое подвижничество, мирская праведность.

Мирская праведность представлена в трех видах житий св. жен. Первый вид, самый многочисленный, - жития св. княгинь, чья семейная жизнь и личные подвиги неразрывно связаны с государственнообщественным служением их мужей - правителей и военачальников одновременно. Здесь положение и служение женщины осмысляется в контексте власти: через тему власти конкретизируются особенности личного пути каждой из св. жен (см., например, Житие Анны Кашинской, Повесть о Петре и Февронии).

Второй вид житий - жития праведных дев княжны Иулиании Ольшанской ^Х1!! в.) и Гликерии Новгородской ^ок. 1552). В сведениях о них основной подтекст - таинственная жизнь в Боге «сокровенного сердца человека», и потому на первом плане в житиях выступает факт обретения нетленных тел св. дев и отношение к ним современного церковного общества.

Третий вид включает единственное житие мирянки праведной Иулиании2 Лазаревской ^1604), представительницы боярского [1, с. 338], или дворянского [5, с. 217] рода, проведшей всю жизнь в глуши родовых имений своей тети, затем, после свадьбы, - мужа. Этот агиографический памятник исключительный среди подобных письменных сочинений, так как агиографом выступает сын св. Иулиании Дружина (по крестному имени Каллистрат) Осорьин, губной староста г. Мурома в 1610-1640 гг. [2, с. 3]. Житие написано через десять лет после смерти матери по случаю обретения гроба с ее нетленными мощами «полн мира благовонна». Если для историков литературы «личный характер воспоминаний» - источник «психологизма» и «художественного своеобразия» [2, с. 3-4] памятника, то

1 Для исследования были взяты жития св. жен, чья канонизация подтверждена.

2 Встречаются различные варианты написания имени святой Юлиания, Иулиания, Ульяния, Улиания и др.[2, с. 3].

для исследования религиозно-нравственного содержания жития биографичность выступает необходимым условием для реализации идейной установки автора - оправдания семейной жизни как пути спасения. До сочинения Каллистрата Осорьина в русской агиографии не было дано описания положительного примера семейной жизни. Вспомним Житие прп. Феодосия Печерского с тяжелыми картинами родительской любви его матери, свидетельства Кие во-Печерского патерика о несовместимости христианского идеала в его монашеской форме с обыденными жизненными установками (Слово 35. О преподобном и многострадальном отце Пимене и о желающих облечься в иноческий образ перед смертью; Слово 36. О прп. Исакии пещернике). В «Повести временных лет» есть только указание на благочестиво живущую семейную пару Иоанна и Марию без раскрытия темы. Житие прав. Иулиании Лазаревской - первый пример такого рода.

Необходимо добавить, что литературная дискуссия выявила, по мнению большинства современных исследователей, агиографический характер памятника [2; 5; 6; 7].

Теперь обратимся к самому житию. Особенностью в описании св. Иулиании является динамизм ее образа. Это достигается благодаря раскрытию основной идеи жития - спасения в миру, через ряд тем, конкретное содержание которых меняется в ходе повествования. Эти темы следующие: 1) семья как малая церковь; 2) аскетическое подвижничество в миру; 3) содержание и способы женского образования.

Св. Иулиания была дочерью богатого человека Иустина Недюрева, царского ключника, и Стефаниды Григорьевны. После смерти родителей Иулиания с шести лет до двенадцати воспитывалась бабушкой. По всей видимости, первые уроки в «благоверии и чистоте» Иулиания получила в родительском доме и от бабушки, так как «имяше же блаженная издетска таков обычай, еже по вся вечеры доволно Богу молитися и коленопреклонения творити по сту поклон до земли» [2, с. 125], «смирение и молчание любяше» и «молитве и посту прилежаше» [2, с. 122]. По кончине бабушки Иулианию забирает к себе тетя. Дружина Осорьин свидетельствует о том, что в семье тети обычаи расходились от правил домашнего благочестия, принятыми в доме бабушки: завтракали до окончания обедни, не ревновали о молитве и не стремились к участию в божественной литургии. Правда, как пишет агиограф, «не бе бо в веси той церкви близ, но яко два поприща» [2, с. 123]. В новой семье Иулиания вызывала насмешку у сестер и слуг за «томление» своего молодого тела, отказ от игр и «песен пустошных». Ее ответ на принуждение «рано ясти и пити» был молчаливый уход, без осуждения и объяснения. Любимым занятием Иулиании было рукоделие, плоды которого шли на помощь бедным и сиротам. Нищелюбие и милостыня с детства разделялись ею. В шестнадцать лет Иулианию выдали замуж за «доброродного» и богатого Георгия Осорьина. Наставление священника о супружеской жизни во время таинства венчания было тем, что Иулиания стремилась исполнить делом. В семье мужа продолжились прежние искушения Иулиании, к ним добавились трудности, связанные с управлением дома: родители мужа, видя «сноху

свою возрастом и всякою добротою исполненну» повелели ей вести хозяйство. Описывая свойства матери в девическом возрасте, Каллистрат Осорьин особенно подчеркнул ее «разумность», «цел ум». «И не случися ей в девичестем возрасте в церковь приходити, ни слышати словес Божественных прочитаемых, ни учителя, учаща на спасение, николиже, но смыслом благим наставляема нраву добродетелному, якоже глаголет великий Антоний: «Имеющим цел ум не требовати Писания» [2, с. 123]. Если в семье тети целомудрие спасало Юлианию от необходимости изъясняться перед родственниками в своем поведении, то в положении хозяйки дома ее целомудрие - основа мирного управления. Сын пишет: Иулиания избегала словопрений и «многим искушающим ю в речах и во ответех, она же ко всякому вопросу благочинны и смысленны ответы даяше» [2, с. 124-125], т. е. отвечала по сути дела, не входя в выяснение отношений, и тем самым уничтожала источник ссор. Покрывая провинившихся слуг «от свекра и свекрови и от мужа сварима бе», но не смущалась этим.

Забота о хозяйстве для Иулиании включала непосредственное участие в жизни «рабов»: «вси бо суть в дому ея оболчени и насыщени, и дело комуждо по силе задеваше» [2, с. 126]. В личных отношениях с рабами Иулиания следовала заповедям Христа, для нее рабы - братья и сестры: «гордости и величания отнюд не любляше, и раб простым именем не называше, и не требоваше еже бы кто воды на руце подал ей или от ног ея сапозе отрешал, но все сама собою творяше» [2, с. 126]. В редких случаях Иулиания подчинялась сословным правилам в отношениях со слугами - во время приезда гостей, но и после этих встреч «то себе тяжко вменяше» и укоряла себя. Здесь нет уклончивости или проявления угодливости: «цел ум» подсказывал Иулиании меру проявления своих убеждений; избегая быть соблазном для других, она в конкретных ситуациях вынуждена была скрываться под личиной сословно принятых правил поведения. В новой семье Иулиания не переставала творить тайную милостыню от своих ночных трудов. Гораздо позднее, после смерти родителей мужа и самого супруга, став полноправной хозяйкой, Иулиания в милостыни растратила всю свою часть имущества. А пока она находилась в «послушании» и рачительно хозяйствовала.

Эта же мерность выражена и в аскетических подвигах Иулиании: когда муж был в отъезде по службе, Иулиания сокращала ночной сон, а то и вовсе не спала, больше молилась и постилась. Увеличивается милостыня Иулиании во время голода, чтобы напитать нуждающихся, Иулиания просит у свекрови завтраки и полдники, от которых, по-своему постническому обыкновению, ранее отказывалась. Во время распространения «пострела», заразной болезни, ухаживает за больными, моет их в бане, лечит, кормит, молится о их выздоровлении. В случае смерти обеспечивает всем необходимым для погребения. Юлиания не оставляла ни одного почившего своей молитвой, независимо от того, знала или не знала этого человека.

Праведная Иулиания - мать десятерых сыновей и трех дочерей. Житие не содержит сведений о том, как воспитывала Иулиания своих детей, для

характеристики материнских чувств агиограф останавливается на описании отношения Иулиании к смерти своих детей и семейным распрям между детьми. Целомудрие и здесь себя являет: отношение к событию определяется его духовным значением. Так, об умерших во младенчестве четырех сыновьях и двух дочерях Иулиания не печалится, как о пребывающих во блаженстве. Сын пишет: «благодаряще Бога, по Иову глаголюще: «Господь даде, Господь и взят» [2, с. 130]. Источником ссор «в детях и рабех» видит дъявола, потому и стремится умирить домашних. После убийства старшего сына одним из слуг, Иулиания не подчиняется чувству, а возвышается над ним сострадательной деятельностью -утешением мужа, молитвою и милостыней. Предметом печали ее была не смерть сына сама по себе, а «душа его, еже прият напрасную смерть», т. е. без покаяния. Когда второго сына убили на царской службе, Иулиания «душевне оскорбися мало», но и в этом случае «не кричаше бо без лепоты, ни влас не терзаше, яко же прочия жены творят, но во дни милостынею и кормлею нищих и иерейскою службою поминая» [2, с. 130-131]. Потеря сыновей и потребность молиться о них подвигли Иулианию на просьбу отпустить ее в монастырь. Это во всем Житии единственное выраженное в категорической форме желание Иулиании: «Аще мя не отпустиши, то бегом отиду от дому своего» [2, с. 131]. Так и видится в этом признании переломный момент в жизни Иулиании, когда тяжесть семейного креста, кажется, превысила меру терпения и смирения святой. Муж, как пишет Каллистрат Осорьин, «ея заклинаше Богом» не оставлять его и малых детей, наставил Иулианию из Священного Писания и святых отцов о семейных обязанностях жены, матери и спасении в миру, на что Иулиания со смирением ответила «Воля Господня да будет» [2, с. 131]. Убеждение было настолько сильным, что, овдовев и имея взрослых детей, Иулиания не приняла постриг, а в своем первом посмертном явлении выразила просьбу похоронить ее рядом с любимым мужем. Но с этого времени муж и жена, живя вместе, «плотня совокупления» не имели. Мера аскетических подвигов сразу возрастает: по понедельникам и средам сухоядение, в пятницу Иулиания совсем отказывается от пищи, спит по одному-два часа на печи, ужесточая ложе поленьями и железными ключами, отказалась от мытья тела. Ночью, когда все заснут, вставала на молитву и на свои обычные труды. По субботам и воскресеньям готовила трапезу, на которые собирались вместе с домочадцами священники, вдовы, сироты. На этих встречах принимала немного вина и вареной пищи ради гостей. Сын свидетельствует, что эти трапезы (а что это, если не агапы?!) внушены ей словами св. Евангелия [2, с. 132]. Теперь Иулиания - самостоятельная хозяйка, к прежним добродетелям по ведению дома присоединяется духовное руководство. Слуг, особенно провинившихся, наставляет «от Божественных Писаний» вместо «ран и прещений», утешает детей после смерти отца, во время страшного голода в начале XVII в. удерживает близких от беззакония и укрепляет. Обильная и постоянная милостыня привела к оскудению ее богатства, данные детьми деньги и теплую одежду

раздает бедным. Состарившись, Иулиания продолжает строгую аскетическую жизнь, чем вызывает недоумение у знавших ее.

В соответствие суровой аскезе праведной Иулиании Ф.И. Буслаев ставит её «тяжелые и темные видения», а распри и драки ее домашней челяди - «враждующих и борющихся духов» [2, с. 348-349]. Однако автор в самом житии указывает на прямо противоположную генетическую связь событий. Взгляд на демонологическую часть жития прав. Иулиании у Ф.И. Буслаева и у В.О. Ключевского [3, с. 12] светский и литературоведческий: демонологический элемент есть требование

агиографического жанра, своеобразный художественный прием. В Житии демонология присутствует в необходимой для духовной характеристики Иулиании мере. Агиограф приводит всего два случая из жизни прав. Иулиании. Один из них относится к первым годам семейной жизни. Будучи неопытной в духовной брани, Иулиания от бесовского страхования во время ночной молитвы «убояся велми, и возляже на постели своей и, одеянием покрывшися, усну крепко» [2, с. 127]. Во сне нападения бесов продолжились с требованием прекращения молитвы и милостыни, Иулиания обратилась с молитвой к Пресвятой Богородице и Николаю Угоднику. Явившийся Николай Угодник разогнал врагов и обещал Иулиании свою защиту «от бесов и злых человек». О втором случае бесовского нападения говорится в Житие после удостоверения Пресвятой Богородицей богоугодной жизни праведной Иулиании. В холодную зиму из-за отсутствия теплой одежды Иулиания перестала посещать церковную службу. Священник храма услышал от иконы голос, возвещавший, что «домовная молитва» Иулиании «Богу приятна, но не яко церковная», и получил наказ «почитать ю, уже бо она не менее шестидесяти лет, и Дух Святой на ней почивает» [2, с. 135]. Автор жития не уточняет, почему потребовалась защита Иулиании со стороны Пресвятой Богородицы перед людьми, но далее пишет, что священник «пад пред ногу ея, прося прощения, и поведа ведение» [2, с. 135]. И если о первом случае нападения бесов Иулиания рассказала родным сама много лет спустя, то теперь вынуждена просить всех свидетелей публичного признания иерея скрыть узнанное, «не хотя славы от человек». Второе нападение бесов - явное в отличие от первого. Праведная Иулиания, как пишет агиограф, не убоялась, а со слезами продолжила молитву, надеясь на помощь св. Николая Угодника. Св. Николай палицей разогнал врагов, а одного беса «много мучи», и тот признался, что пытался творить трудности Иулиании через «брань в детех и в рабе ея», так как к ней самой не мог приблизиться ради милостыни, смирения и молитвы. Уходя от нее, бес обещал на старость голодом изморить. Нападение было столь сильным, что Иулиания вышла из молельной комнаты «велми ужасна и лицем пременися» [2, с. 137], и это было замечено детьми. Но на вопросы близких она не ответила сразу, а позднее «втайне» поведала о происшедшем и просила никому не говорить об этом.

Наступили тяжелые голодные годы (1601-1602). Семья Иулиании переезжает из Муромского имения в нижегородское село Вочнево, но и

здесь «скудость умножися» до той степени, что Иулиания предлагает рабам «идти на свободу», так как уже кормить их было нечем. Оставшиеся рабы по повелению хозяйки собирали лебеду и древесную кору, из чего и пекли хлеб. «...И молитвою ея бысть хлеб сладок, и никто в дому ея не изнеможе от глада» [2, с. 138]. Тем хлебом прав. Иулиания кормила и нищих. Г.П. Федотов пишет: «так через пять веков Юлиания Осорьина повторяет подвиг печерского инока Прохора Лебедника» [2, с. 219].

Духовная жизнь Иулиании была открыта детям. Явное - дела милосердия, терпение скорбей, бодрость в перенесении несчастий, непрестанная молитва («многажды видехом ю спящу, а рука ея чотки отдвигаше» [2, с. 137]) вплоть до чуда с хлебом, и тайное - через признания самой Юлиании детям о невидимой духовной брани - все это наряду с ее наставлениями составляло содержание внутренней жизни семьи. Сознание силы молитвы матери выражено в словах сына: «могла бы умолити Бога, дабы не оскудел дом ея, но не противися смотрению Божию, терпя благодарне, ведый, яко терпением обрести Царство Небесное» [2, с. 139].

Иулиания Лазаревская не знала грамоты, ее образование формировалось на протяжении всей жизни в ходе усвоения услышанного: это и проповеди иереев, слова Божественного Писания и св. отцов, которые читали ей домашние, а так же участие в Божественной литургии. Особенностью образования Иулиании является его действенность: услышанное она стремилась исполнить. Агиограф неоднократно указывает в Житии на соответствие между заповедями Иисуса Христа или словами св. отцов и поступками Иулиании [2, с. 125, 127, 129, 132], характеризует ее отношение к заповеди выражениями «слова бояся», «разумно разсуждаше и смиреваше в себе» [2, с. 130], «размышляше в себе» [2, с. 125]. Усвоение услышанного было сердечно разумным и в соединении с практикой, позволило Иулиании возрости до толкования «вся неразумная словеса, аки премудр философ или книжник» [2, с. 133]. Так под конец жизни Иулиания выходит на поприще духовного наставничества, о чем свидетельствует ее предсмертная речь детям, слугам и всем живущим в селе.

По всей видимости, любили книгу и знание в семье Иулиании: в житии говорится о домашнем обычае читать Библию и сочинения св. отцов. Идеал мирской праведности в житии Юлиании Лазаревской оказывается привязанным к монашескому идеалу - пост, молитва, послушание, нестяжание. Отличительной чертой его является сочетание с исполнением семейного долга и милостыней в разнообразных ее видах.

Развитие мирской праведности совершается опять-таки в пределах монашеских - с усилением степени личной аскезы и увеличением размера милостыни вплоть до обнищания. Семейное дело женщины заключается в создании малой церкви, в которой для жены и возможно спасение. Порядок земного служения муж - дети - ближние есть в совокупности служение Богу. Духовное образование в сочетании со смирением и послушанием возводит женщину до степени учительства в семье. Семья и Церковь заполняют собой жизненное пространство женщины, расширяя ее «тесный круг деятельности» [1, с. 338] и через семью-церковь придавая ее служению общественное значение.

Список литературы

1. Буслаев Ф.И. Идеальные женские характеры Древней Руси / Древнерусская литература и православное искусство. - СПб.: Лига Плюс, 2001. -С. 329-350.

2. Житие Юлиании Лазаревской (Повесть об Ульянии Осорьиной) / Исследование и подготовка текстов Т.Р. Руди. - СПб.: Наука, 1996.

3. Ключевский В.О. Добрые люди Древней Руси. - М., 1915.

4. Федотов Г.П. Святые Древней Руси. - М.: Моск. рабочий. 1990.

5. Allissandratos J. A Reassessment of the Life Julijana Lazarevskaja in the History of Russian Literature.// Studia Slavica Mediaevalia et Humanistica / Riccardo Picchio Dicata. I Estratto. Roma, 1986. P. 1-17.

6. Allissandratos J. New Approaches to the Problem of Identifying the Genre of the Life of Julijana Lazarevskaja // Cyrillomethodianum VII. - Thessaloniki. 1983. P. 235244.

7. Greenan T.A. Julianiya Lazarevskaya // Oxford Slavonic Papers (New Series). 1982. - Vol. 15. - P. 28-45.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.