Научная статья на тему 'Святые жены Руси досинодального периода: общая характеристика'

Святые жены Руси досинодального периода: общая характеристика Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
939
229
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Святые жены Руси досинодального периода: общая характеристика»

РЕЛИГИОВЕДЕНИЕ

Н.А. Маякова

СВЯТЫЕ ЖЕНЫ РУСИ ДОСИНОДАЛЬНОГО ПЕРИОДА: ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА

Книга Г. П. Федотова «Святые Древней Руси», впервые изданная в Париже в 1931 г., знаменует собой поворот в агиографических исследованиях и, по сути, реализует установку П. Флоренского о необходимости превращения русской агиографии в агиологию через осмысление агиографического материала в религиозно-философском направлениих.

Однако в «изучении русской святости в ее истории и ее религиозной феноменологии»2 у Г. П. Федотова просматривается непоследовательность в нахождении отличительных черт духовного облика святых Древней Руси. И это имеет отношение к данной им характеристике святых жен. Полагая опыт аскетического монашества и пустынножительства христианского Востока в качестве критерия христианского подвига, исследователь «просмотрел» особенности духовного пути святых жен Руси. Вот его характеристика: «Известная социальная приниженность русской женщины, особенно в московский период, очевидно, сказалась и в духовной жизни: в отсутствии религиозной инициативы, героической жертвенности, в теплом характере благочестия.. . Героическое подвижничество и тем более пустынножительство среди русских инокинь неизвестны»3.

Оставляя за рамками данной статьи важные вопросы о существе канонизации, порядке канонизации на Руси до макарьевских соборов, репрезентативности для исследования святости Древней Руси списка, состоящего исключительно из канонизированных

1 Флоренский П., свящ. Мысли о преподавании агиологии и о классическом образовании // Богословский вестник.— 2005-2006.— № 5-6.— Сергиев-Посад, 2006.— С. 472.

2 Федотов Г. П. Святые Древней Руси.— М., 1990.— С. 27.

3 Там же. С. 214. Подобную оценку святым женам Руси дает иером. Иоанн (Кологривов): «Все, кто прославлены в чине преподобных, не внесли собственного вклада в благочестие или представления о монашеском идеале». Самостоятельное значение в глазах исследователя имеют местночтимые мирянки Ксения Петербургская (XVIII в.), кнг. Юлиания Вяземская (+1406) и прав. Иулиания Лазаревская (+1604) (Иоанн (Кологривов, иером.). Очерки по истории русской святости.— Брюссель, 1961.— С. 256).

Вестник Русской христианской гуманитарной академии. 2010. Том 11. Выпуск 1

7

лиц4 и исторической достоверности сведений о героях агиографической литературы5, попытаемся дать характеристику женской религиозности Руси в аспекте святости, исходя из особенностей женского религиозно-нравственного идеала эпохи и способа его достижения. Этот способ позволяет провести различение типов служения женщины, как нам о них свидетельствуют житийная и богослужебная литература, некоторые письменные памятники эпохи6.

Но прежде надо ответить на вопрос о количестве святых жен Руси рассматриваемого периода и определить, какую часть из всего списка святых Руси они составляют? Гиперкритическую позицию В. Васильева и Е. Голубинского в настоящее время поддерживает Г. М. Прохоров7: в определении количества святых надо исходить из документально удостоверенной канонизации. По данным исследователя общее количество святых Руси с X в. по 1721 г. насчитывает 424 чел., из них женщин — 178, что составляет 4,2 %.

4 Укажу наиболее важные сочинения на эту тему: Васильев В. Канонизация русских святых.— М., 1893; Голубинский Е. История канонизации святых в русской церкви.— Сергиев Посад, 1884; Никодим, архим. К вопросу о канонизации святых в Русской Церкви.— М., 1903; Темниковский Е. К вопросу о канонизации святых.— Ярославль, 1903; Евгений, архим. Как совершалась канонизация святых в первое время существования русской церкви? — СПб., 1903; Суворов Н. С. Рецензия на книгу Голубинского Е. Е. История канонизации святых в русской церкви // ЖМНП.— 1903.— № 7.— С. 263-308; Канонизация святых. Поместный Собор РПЦ, посвященный 1000-летию Крещения Руси. Троице-Сергиева Лавра 6-9 июня 1988.— М., 1988; Андроник (Трубачев), игумен. Канонизация святых в русской Православной Церкви // Православная энциклопедия. Русская Православная Церковь. Церковно-научный центр «Православная энциклопедия».— М., 2000.— С. 346-371; Прохоров Г. М. Святые в истории Руси Х-ХУШ вв. // ТОДРЛ.— СПб., 2003.— Т. 54.— С. 78-98.

5 Вопрос об исторической правдивости родословной прп. Евфросинии Суздальской рассмотрен в статье И. Спасского Преподобная Евфросиния, княжна Суздальская (к 700-летию со дня кончины) // ЖМП.— 1949.— № 1.— С. 59-65.

6 Основными источниками для анализа являются: Барсуков Н. Источники русской агиографии.— СПб., 1882; Минея. Сентябрь-Август.— М., 1978-1989; Книга Степенная царского родословия. Часть 1 / ПСРЛ.— СПб., 1908.— Т. 21; Домострой.— М., 1990; Повесть временных лет. Т. 1-2 — М.; Л., 1950; Повесть о Печерьском монастыре, иже в Пъскове, и о явлении же сего святаго места поведают аще // Книжные центры Древней Руси Х1-ХУП вв.— СПб., 1991.— С. 185-200; Серебрянский Н. М. Древне-русские княжеские жития (обзор редакций и тексты).— М., 1915; Повесть о Петре и Февронии. Подготовка текстов и исследование Р. П. Дмитриевой.— Л., 1979; Московский Собор о Житии Великия Княгини Анны Кашинской // ЧОИДР.— 1871. Октябрь-декабрь.— Кн. 4.— С. 45-62.; Житие Юлиании Лазаревской (Повесть об Ульянии Осорьиной). Исследование и подготовка текстов Т. Р. Руди.— СПб., 1996; Житие преподобныя Евфросиние княжны Полотския (Из «Степенной книги» и «Сборники XVI в. Троицкой Лавры»), Издание А. Сапунова.— Витебск, 1888; Житие Анны Кашинской: Рукописный список Государственного архива Тверской области.— Тверь, 2002; Гурьянов В. П. Сказаше о Блаженной Великой Княгине Евдокш, во инокиняхъ Евфросинш. Выпись из лицевого Царственного Летописца.— М., 1907; Сказание о житии и чудесах благоверной Великой Княгини схимонахини Софии, Суздальской новой чудот-ворицы // Временник императорского Московского общества истории и древностей Российских. Кн. 22.— М., 1855.— С. 182-186.

7 Прохоров Г. М. Святые в истории Руси Х-ХУШ вв. / ТОДРЛ.— СПб., 2003.— Т. 54.— С. 78-98.

8 Имя Гликерии Новгородской (+1522) упоминается автором дважды под № 315 и № 365 (Там же. С. 94-95). По всей видимости, в своем списке исследователь опустил имя княжны Иулиании Ольшанской (+ХУ1 в.)

Поскольку список канонизированных святых жен разный в различных источниках9, нами был произведен отбор имен святых жен по критерию их актуальности в церковной памяти10. В результате получился список следующего состава: равноап. кнг. Ольга (+969); кнг. Анна, мать кн. Владимира Новгородского (+1050); прп. Анна, княжна Киевская (+1113), прп. Евфросиния, кнж. Полотская (+1173); благов. кнг. Мария Владимирская (+1206); кнг. Феврония Муромская (+1228); прпмчц. кнг. Евпраксия Псковская (+1243); благов. кнг. Феодосия Владимирская, в иночестве Евфросиния, мать Александра Невского (+1244): прп. Евфросиния, кнж. Суздальская (+1250); прп. Хари-тина Новгородская, кнж. Литовская (+1281); благов. кнг. Агриппина Ржевская (XIII в.); прп. Марфа Псковская (в миру Мария, жена св. кн. Довмонта) (+1300); прп. схимонахиня Мария, мать преп. Сергия Радонежского (+ ок. 1337); прп. Анна, кнг. Кашинская (+1368); преп. Феодора (в миру Васса / Василиса), кнг. Нижегородская (+1378); прав. Иулиания Вяземская, мчц., Новоторжская чудотв. (+1406); прп. Евфросиния Московская, в миру благов. кнг. Евдокия (+1407); прп. Васса Псково-Печерская (+ХУ в.); Гликерия, дева Новгородская (+1522); прп. София Суздальская чудотворица, в миру вел. кнг. Соломония, жена царя Василия III (+1542); прав. кнж. Иулиания Ольшанская (+ХУ1 в.); прав. Иулиания Лазаревкая (+ 1604); прпмчц. Анастасия Угличская и с нею 35 сестер монахинь (+1609); прав. София, кнг. Слуцкая (+1617).

То есть за период с IX в. до 1721 г. почиталось 24 жены, из них — 7 дев. Причем из 11 почитаемых святых жен Х-Х1П вв., как канонизированных, так и неканонизирован-ных, только 4 девы; среди святых жен XIV и XV вв. нет ни одной девы. Канонизированы две девы XVI в. и одна — жившая в XVII в. То есть религиозное сознание высоко оценивает брачные отношения и служение женщины в семье. Самое большое число канонизированных святых жен и подвижниц благочестия относится к XIII в.— 7 человек.

9 Для примера сошлюсь на три источника. В книге В. Васильева указано 4 канонизированные святые жены: кнг. Анна Кашинская, прп. Евфросиния Суздальская, кнг. Ольга, кнг. Евфросиния Муромская (см.: Васильев В. Очерки по истории канонизация русских святых.— М., 1893 — С. 250-251). Е. Голубинский к этим 4 именам добавляет еще 2 имени — прп. Евпраксии (в миру кнг. Евфросинии Псковской) и Харитины Новгородской (см.: Васильев В. История канонизации святых в русской церкви.— Сергиев Посад, 1884). В сводной таблице, прилагаемой к статье игум. Андроника «Канонизация святых в РПЦ», за интересующий нас период общее число канонизированных св. жен составляет 40, а неканонизированных — 25. (см.: ЛюкшинаМ.А. Святая Русь: Святые, канонизированные к общему и местному почитанию, и неканонизированные подвижники благочестия. 1Х-ХХвв. // Православная энциклопедия. Русская Православная Церковь. Церковно-научный центр «Православная энциклопедия».— М., 2000.— С. 368-369.

10 Данный список составлен на основании анализа следующих сочинений: Русские святые: 1000 лет русской святости. Житие собрала монахиня Таисия (Татиана Георгиевна Карцева).— СПб., 2000; Канонизация святых. Поместный Собор РПЦ, посвященный 1000-летию Крещения Руси. Троице-Сергиева Лавра 6-9 июня 1988.— М., 1988; Голубинский Е. Е. История канонизации святых в русской церкви.— Сергиев Посад, 1884; Жития русских святых. Учебное пособие: В 6 кн.— М., 1993; Жития святых, на русском языке изложенные по руководству Четьих — Миней св. Димитрия Ростовского. Сентябрь-Август.— М., 1902-1911; Жития святых, чтимых православною церковию со сведениями о праздниках Господских и Богородичных, и о явленных чудотворных иконах, составленный Преосвященным Филаретом (Гумилевским), архиепископом Черниговским. Изд. 3 дополненное. Сентябрь-август.— СПб.,1900; Ключевский В. О. Древнерусские жития святых как исторический источник.— М., 1871; Муравьев А. Н. Жития святых Российской Церкви. Также иверских и славянских, и местно чтимых подвижников благочестия.— СПб., 1855-1868 — Т. 1-18; Настольная книга священнослужителя.— М., 1978 — Т. 2.; Подвижницы благочестия земли русской. История женской русской святости Х-ХХ вв.— М., 2002; Календарь РПЦ за 2008.— М., 2007.

Наиболее представительный тип эпохи — тип благоверных княгинь. Для данной группы не является показателем переход в иноческое состояние женщины по смерти мужа, ибо, во-первых, постриг продолжал дело служения, но уже в новом качестве. Как писал П. Евдокимов, монашество и брак «оказываются внутренне дополняющими друг друга на уровне жизни Духа» п. И далее он пишет: «Таинство брака по-своему вводит в монашеское состояние, и при своем возникновении оно содержало сугубо монашеский обряд пострижения волос. Будучи двумя сторонами одной и той же тайны, они равным образом сходятся к девственности человеческого духа, высшей и всеобщей ценности»12. Во-вторых, основная часть служения многих из благоверных княгинь проходила до пострига, и одинаково ценилась как их преданность мужу в браке, так и ревность служения Богу. Что, кстати, отражено в двойной титулатуре (например, святая прп. кнг. Анна Кашинская или прп. Евфросиния Московская, в миру благов. кнг. Евдокия) и закреплено в агиографических источниках.

Понимание жизни как служения, а для женщины оно персонифицировалось — либо служение мужу, либо Богу, давало два законных статуса на земле: жены или невесты Христовой. И потому ошибалась Т. Манухина, когда писала о безутешности вдовства13 как об одной из характеристик канона благоверной княгини. Иноческий постриг для сознательной части женского княжеского общества был не горестным исходом, а нормальным этапом общего жизненного служения.

Т. Манухина предлагала выделить в особый агиологический тип благоверных княгинь наряду с типом святых благоверных князей на основании «общих психологических черт», «схожести религиозно-нравственных основ поведения» и «одинаковости духовного облика»14. Исследование агиографической литературы и иконографии показывает, что женский религиозно-нравственный идеал Древней Руси прочно увязывает служение женщины в семье с ее сослужением у власти, а следовательно, тип благоверных княгинь не выпадает, а является частью общего типа святых благоверных князей и княгинь15. На знаменитой Мирожской иконе Божией Матери изображены стоящими около Пресвятой Богородицы св. благов. кн. Довмонт (в крещении Тимофей), князь Псковский, и его супруга Мария (в постриге Марфа)16. Совместное изображение св. Дмитрия Донского и его жены, вел. кнг. Евдокии в лицевом Царственном Летописце также свидетельствует о понимании единства призвания и служения мужа — князя и жены — княгини17. С наибольшей силой эта идея выражена в «Повести о Петре и Февронии»18.

Особенность религиозного подвига той или другой святой или почитаемой благоверной княгини лежит в основе ее канонизационного чина и титулатуры. Для кнг. Оль-

11 Евдокимов П. Православие.— М.: Библейско-богословский институт, 2002.— С. 413.

12 Там же. С. 413.

13 Манухина. Т. Святая благоверная княгиня Анна Кашинская.— Париж, 1954.— С. 10.

14 Там же. С. 5-6.

15 Такой точки зрения придерживается и Г. П. Федотов.

16 Васильев И. Псково-Мирожский мужской третьеклассный монастырь. Историко-статистический обзор 1156-1868.— Псков, 1868.— С. 6-7.

17 Гурьянов В. П. Сказаше о Блаженной Великой Княгине Евдокш, во инокиняхъ Евфросинш. Выпись из лицевого Царственного Летописца.— М., 1907.

18 Повесть о Петре и Февронии. Подготовка текстов и исследование Р. П. Дмитриевой.— Л., 1979.— С. 209. Есть вариант названия «Повесть и житие...» (Там же. С. 209).

ги (+969) — равноапостольная (это — поздний чин, первоначально подвиг кнг. Ольги понимался как подвиг мученичества, что подтверждается содержанием канона монаха Кирилла (XIII в.) и данными иконографии)19. Для Иулиании Вяземской (+1406) — мученица. Более соответствует подвигу Иулиании Вяземской чин страстотерпицы, так как под мучениками понимают пострадавших за исповедание христианской веры от иноверных20; вероятно, необычность казни легла в основу ее почитания как мученицы: кнг. Иулиания отвергла любовные домогательства кн. Юрия Смоленского, за что была усечена мечом, а затем ее тело было брошено в реку. Прп. Марфа (+1300), в миру — Мария, супруга уже упоминавшегося псковского князя Довмонта; прп. Феодора (Васса / Василиса), кнг. Нижегородская (+1378); прп. Анна Кашинская (+1368); прп. Евфросиния, вел. кнг. Евдокия Московская (+1407); прп. София Суздальская (вел. кнг. Соломония) (+1542) поминаются как монахини и как благоверные княгини. Прпмчц. Евпраксия Псковская (+1243) приняла постриг после отъезда мужа в Литву и его новой женитьбы там, была убита своим пасынком. Общей типологической чертой для перечисленных святых жен является осуществление религиозного подвига, находясь у власти.

Другой тип служения представлен в житиях прпп. дев Евфросинии Полоцкой (+1173), Евфросинии Суздальской (+1250) и кнж. Анны (+1113). Их монашеский подвиг неразрывно связан с активным социальным служением. Это говорит об открытости обществу древне-русского женского монашества, что вполне соответствует традиции преподобнического служения Феодосия Печерского. Характер служения прпп. Анны, Евфросинии Полоцкой и Евфросинии Суздальской можно охарактеризовать как служение диаконис в части распространения и утверждения христианской веры, прежде всего среди женщин своего сословия. В этом они явились продолжательницами дела кнг. Ольги. Начиная с членов своих семей, они со временем становились духовными наставницами всех приходящих к ним людей. Преподобные девы-книжницы и просветительницы. Будучи представительницами знаменитых и влиятельных княжеских родов, они в силу своего жизненного положения стали участницами в церковно-политической жизни Руси. Эта вовлеченность была производной, а не произвольной, и она свидетельствует о складывании традиции церковно-политического участия женщины на основе личного авторитета. Отчетливо видятся два духовных направления в женском монашестве в Древней Руси — молитвенно-созерцательное (прп. Евфросиния Суздальская) и молитвенно-трудовое (прп. Евфросиния Полоцкая), сопряженных с общественным служением. В Житии прп. Евфросинии Суздальской ясно выражена мысль о связи аскетических подвигов с состоянием общества: необходимость противостояния враждебным внешним условиям (распространение эпидемии, вражеское нашествие, господство внешнего благочестия) вызывает усиление аскетизма.

Образы праведных дев и характер их служения свидетельствуют о глубоком внутреннем согласии между государственной властью (в лице князей) и Церкви.

19 Кирилла мниха канон и стихира в память преподобной княгини Ольги, бабы Владимира // Никольский Н. К. Материалы для истории древнерусской духовной письменности // Сб. ОРЯС.— СПб., 1907.— Т. 82.— С. 88-94. Почитание княгини Ольги как мученицы подтверждается данными иконографии: на изображении иконы (XVII в.?) кн. Ольги, приводимой Г. В. Маркеловым в атласе под № 199, подпись «Святая мученица княгиня Олга» (Маркелов Г. В. Святые Древней Руси. Материалы по иконографии (прориси, переводы, иконописные подлинники).— СПб., 1998.— Т. 2.— С. 187.

20 Живов В. В. Словарь агиографических терминов.— М., 1994.— С. 58-68.

Монашеские постриги княжеских дочерей21 делали сильной и привлекательной идею социального умаления и служения. С другой стороны, княжеская власть, как ограниченная обстоятельствами места и времени, получала поддержку благодаря их духовному авторитету.

Третий тип выделяемого нами служения святых и почитаемых жен Руси до-синодального периода — служение в семье. Он оформляется позднее, чем ранее названные типы, представлен прав. Иулианией Лазаревской (+1604) и прп. Ионой (Вассой) Псково-Печерской (+1473)22. Обоснованность выделения этого типа заключается в специфичности служения, ограниченного исключительно рамками семьи. Житие прав. Иулиании Лазаревской свидетельствует о распространении женского религиозно-нравственного идеала, сформированного в княжеской среде, в низших слоях русского общества.

Среди святых жен досинодального периода мы не встретим примера типа кающейся блудницы, явления чрезвычайно характерного для «византийских святцев». У архиепископа Филарета (Гумилевского) в описании подвижниц Востока этот тип представлен среди подвизавшихся святых жен в каждой из шести упоминаемых им областей: Александрии, Сирии, Палестины, Верхнего Египта, Малой Азии, Константинополя и его пригородов. Так, среди двенадцати александрийских подвижниц две — святая Таисия и святая Феодора — принадлежат данному типу23.

С чем можно связать указанную особенность духовного облика русских святых жен? Одно объяснение дает «Повесть временных лет». Для характеристики уровня развития славянских племен автором Повести берется критерий чистоты семейнородовых отношений в образовании семьи (моногамный брак) и быта (скромность женщин и безусловное отвращение от кровосмесительных связей). Почтительное отношение к женщине — преимущественно черта полян в сравнении с другими племенами, среди которых не было браков и которые не стыдились «срамословить при отцах и снохах» 24. Вербальная чистота (хранить речь от того, что по сути своей есть нравственное нарушение) понимается как онтологическое отрицание предмета гнушения. Возможно, что эта особенность славянского язычества определила доми-

21 Княжна Анна была дочерью Всеволода I Ярославича (1078-1093) и греческой царевны Марии, дочери Константина IX Мономаха (1042-1055), сестрой Владимира Мономаха (1113-1125). Прп. Евфросиния Полоцкая — дочь Святослава Всеславича, праправнучка вел. кн. Изяслава, сына св. кн. Владимира и Рогнеды. Род Всеславичей, полоцких князей, был могущественным и влиятельным: родная тетка прп. Евфросинии была замужем за сыном греческого императора Алексея Комнена. По Житию, прп. Евфросиния, княжна Суздальская, была дочерью св. кн. Михаила Черниговского, убитого в Орде в 1246 г. вместе с боярином Феодором.

22 Иноческий постриг Мария (таково мирское имя Ионы / Вассы) принимает перед смертью, так что основное ее служение проходило в семье. Об обоснованности рассмотрения материала

об Ионе / Вассе в разделе, посвященном мирской праведности, свидетельствуют данные иконографии. Г. В. Маркелов при описании иконописных подлинников указывает о ней — «Васса Псково-Печерская, праведная (преподобная?)» (см.: Маркелов Г. В. Святые Древней Руси. Материалы по иконографии (прориси, переводы, иконописные подлинники).— СПб., 1998.— Т. 2.— С. 75). То есть почитание прежде всего не как монахини, а как мирянки, так как подвиг сугубо семейный.

23 Филарет (Черниговский), архиеп. Жития святых подвижниц Восточной Церкви. Издание 3-е.— СПб., 1898.— С. 32-40. Причем из 12 житий александрийских подвижниц ни одно не рассказывает о подвиге в семье.

24 ПВЛ.— М.; Л., 1950.—Ч. I — С. 404. См. слово «стыдение» в книге: Срезневский И. И. Материалы для словаря древне-русского языка по письменным памятникам.— СПб., 1902.— Т. III.— Часть I.— С. 582.

нанту положительного пути обращения и служения Богу, закрепленному в житиях святых жен Руси.

И — шире — историко-культурная первобытность Руси на момент крещения славян определила непосредственно-радостный характер восприятия новой веры: здесь нет противостояния ни власти, ни утонченной культуры, как это было в поздней Римской империи. И потому мы не встретим в национальной литературе каких-либо аскетических трактатов, принадлежавших перу русских инокинь, подобных сочинению прп. Синклитикии25. Авторы житий влагают в уста монахинь-подвижниц известные слова Василия Кесарийского, в которых кратко выражены этические правила Библии. Они повторяются и в «Домострое»26.

Также можно утверждать, что для данного периода не характерен подвиг юродства среди святых жен Руси: единственно известный пример относится к XVII в., к концу изучаемого периода. Неизвестно, в чем заключался подвиг юродства схим. Марфы Московской, о нем свидетельствует лишь надпись на крышке ее гробницы: «Лета 7146 (1638) марта в 1 день на память святыя преподобномученицы Евдокии преставися раба Божия Дария, во инокинях схимонахиня Марфа юродивая»27. Также нет сведений о ее социальном происхождении, занятиях до поступления в монастырь, в каком возрасте поступила в монастырь. В хронологическом списке канонизированных святых, почитаемых подвижников благочестия и мучеников Русской Православной Церкви игумена Андроника28, указано — в рамках изучаемого периода — 47 мужчин, несших подвиг юродства: XIV в.— 4 чел.; XV в.— 8 чел.; XVI в.— 13 чел.; XVII в.— 18 чел.; XVIII в.— 4 чел. Как особенность следует отметить, что юродство святой Марфы Московской сопряжено с исполнением монашеских обетов (срв. свидетельство о первом юродствующем Киевской Руси святом Исаакии — затворнике, монахе Киево-Печерского монастыря), в отличие от столь известных юродивых средневековой Руси, как Василий Блаженный, Николай Кочанов Новгородский, Николай Саллос Псковский и другие.

Для X — первой половины XVI в. содержанием женского религиозно — нравственного идеала является идея целомудренного брака в соединении с идеей сослужения, находясь у власти. Потому и жизнь, часто и смерть были общими, чему служит гибель кнг. Евпраксии, жены Феодора Георгиевича Вяземского. Узнав о смерти своего мужа за отказ представить свою красавицу жену в ставку Батыя, княгиня бросилась с высоты терема вместе со своим сыном Иоанном.

25 Жизнь и деяния святой и блаженной учительницы [нашей] Синклитикии IIУ истоков культуры святости. Памятники древнецерковной аскетической и монашеской письменности. Вступительная статья, переводы и комментарии профессора, доктора церковной истории А. И. Сидорова.— М., 2002,— С. 261-386.

26 Домострой.— М., 1990.— С. 136.

27 Руднев В., свящ. Блаженная схимонахиня Марфа, подвижница Московского Ивановского монастыря. (1/14 марта) — М., 2003.— С. 10.

28 Андроник (Трубачев), игумен. Святая Русь. Хронологический список канонизированных святых, почитаемых подвижников благочестия и мучеников Русской Православной Церкви (IX — 1700 г.) // Макарий (Булгаков) Митрополит Московский и Коломенский. История Русской Церкви.— М., 1995-1997.— Кн. 2-4 (2), 6-7; Смолич И. К. История Русской Церкви 1700-1917 гг.— М., 1997.— Кн. 8.— Ч. 2.— С. 613-656. Упомянутого в списке святых за X в. св. блаж. Андрея (+936) не учитываем, так как, во-первых, его подвиг относится ко времени до крещения Руси кн. Владимиром и, во-вторых, связан с г. Константинополем.

Практически весь корпус собственно агиографической литературы о святых женах создавался приблизительно в одно время — в середине XVI — первой четверти XVII в. Идея о неразрывной связи святости брака и сакральной царской власти стала сутью женского религиозно-нравственного идеала в этот период. Она послужила основой для составления житий свв. Петра и Февронии, прп. кнг. Анны Кашинской, лиц, чья жизнь протекала в другое историческое время. Эта идейная интерполяция исказила первоначальную, свойственную киевскому периоду, непосредственность в восприятии княжеской власти как семейно-родовой, почему и святость супруги князя не требовала конкретизации личных свойств жены. Не может быть свят только один супруг, если «двое да едина плоть». Поэтому культ святых князей неразделен от культа святых жен. И среди почитаемых жен домонгольского и монгольского периодов русской истории мы найдем имена первой и второй супруги Александра Невского Александры и Вассы, его матери Феодосии, имена княгинь Агафии, Марии и Христины — жены и снох святого благоверного князя Георгия Владимирского, погибших при захвате г. Владимира войском Батыя в 1238 г.

Второе направление в развитии религиозно-нравственного идеала от киевского до московского периода русской истории — усиление аскетического мотива. Праведная мирянка Иулиания Лазаревская не расстается с четками, изнуряет свою плоть, под-кладывая в обувь скорлупки, спит на жестком ложе. Ничего подобного мы не видим в первых агиографических памятниках, таких как «Киево-Печерский патерик»29, ранние жития кнг. Ольги и «Повесть временных лет». «Киево-Печерский патерик» дает больше примеров несовместимости семейной жизни, как она была представлена на Руси в XI-XIII вв., с христианским идеалом. А об аскетизме как основе семейного быта однозначно свидетельствует «Домострой».

Агиографические памятники говорят о том, что основное значение женщины определяется, в семье и через семью осуществляется ее влияние на общество. Женщины, несмотря на ярко выраженную в поздних памятниках прямую зависимость от мужа (Житие прп. Софии, вел. кнг. Соломонии, «Домострой»), наделены внутренней свободой, которая позволяет им осуществлять свои духовные устремления на путях религиозного подвига. Житие прав. Иулиании Лазаревской служит тому подтверждением. По житийным материалам досинодального периода заметно понижение уровня грамотности женщин к концу изучаемого периода, но так же несомненно сохранение традиции духовного образования посредством церковного богослужения.

Анализ агиографических текстов позволяет оспорить заключение Г. П. Федотова и иером. Иоанна (Кологривова) о духовной несамостоятельности русской женщины. С уверенностью можно указать на типологическую черту подвига святых жен Руси: в осуществлении идеала нет места сознательно-волевому усилию противопоставить себя обществу, его нормам, индивидуально-личные устремления получают разрешение в служении обществу на пути религиозного подвига. Так, кнг. Ольга, отказавшись от отеческого язычества, не становится религиозным реформатором, а продолжает нести семейно-государственные обязанности, как и прежде, являясь примером смирения и терпения. Иулиания Лазаревская, чью семейную жизнь можно охарактеризовать как идеально-домостроевскую, став самостоятельной хозяйкой, забывает о прежнем рачительном хозяйствовании и истощает свою часть имения до полного обнищания, выполняя завет любви к ближнему в тяжелые голодные годы начала XVII в.. Великая

29 Это утверждение верно в отношении женских образов патерика.

княгиня Соломония (Сабурова) подчинилась воле супруга — царя, чем подтвердила свою верность брачным обетам и таким образом защитила попираемую идею святости брака. Наиболее ярко социальный характер служения проявляется в житиях прп. Евфросинии Полоцкой, Евфросинии Суздальской и кнж. Анны.

Самостоятельное лицо русской женщины — в сознательном жертвенном служении именно в том жизненном положении, в котором она находится. Она не ищет ничего «сверх», ибо это «сверх» — от себя, а ее «свое» — свое не в собственном смысле, а принятое по чину служение жены или невесты Христовой. Пожалуй, единственный случай своеволия в выборе жизненного пути видим у прп. Евфросинии Полоцкой, да и здесь уход из-под власти отца продиктован намерением служить Господу под руководством игуменьи. В святых женах Руси мы не встретим экзальтированной привязанности, как у святой Клары Ассизской, ни крайнего аскетического самоотвержения Марии Египетской, ни учительства прп. Синклитикии, но видим исполнение заповеди «тяготы носите друг друга». Поэтому святые жены в значительной своей части верные супружницы-княгини, а подвиги их, как правило, сокрыты. Мотив неизвестности подвига, характерный для части преподобных жен (прп. Марфа Псковская) и прав, дев (кнж. Иулиания Ольшанская, праведная дева Гликерия Новгородская), сближает их жития с житиями отроков (например, прав, о Артемия Веркольского).

ЛИТЕРАТУРА

1. Андроник (Трубачев), игумен. Канонизация святых в русской Православной Церкви // Православная энциклопедия. Русская Православная Церковь. Церковно-научный центр «Православная энциклопедия».— М., 2000.— С. 346-371.

2. Андроник (Трубачев), игумен. Святая Русь. Хронологический список канонизированных святых, почитаемых подвижников благочестия и мучеников Русской Православной Церкви (IX — 1700 г.) / Макарий (Булгаков) Митрополит Московский и Коломенский. История Русской Церкви.— М., 1995-1997.— Кн. 2-4 (2), 6-7.

3. Андроник (Трубачев), игумен. История Русской Церкви (1700-1917) // Смолич И. К. История Русской Церкви 1700-1917 г.— М., 1997.— Кн. 8. Ч. 2.— С. 613-656.

4. Барсуков Н. Источники русской агиографии.— СПб., 1882.

5. Васильев В. Канонизация русских святых.— М., 1893.

6. Васильев И. Псково-Мирожский мужской третьеклассный монастырь. Историкостатистический обзор 1156-1868.— Псков, 1868.

7. Голубинский Е. Е. История канонизации святых в русской церкви.— Сергиев Посад,

1884.

8. Гурьянов В. П. Сказаше о Блаженной Великой Княгине Евдокш, во инокиняхъ Евфросинш. Выпись из лицевого Царственного Летописца.— М., 1907.

9. Домострой.— М., 1990.

10. Евгений, архим. Как совершалась канонизация святых в первое время существования русской церкви? — СПб., 1903.

11. Евдокимов П. Православие.— М., 2002.

12. Живов В. В. Словарь агиографических терминов.— М., 1994.

13. Жизнь и деяния святой и блаженной учительницы [нашей] Синклитикии // У истоков культуры святости. Памятники древнецерковной аскетической и монашеской письменности. Вступительная статья, переводы и комментарии профессора, доктора церковной истории А. И. Сидорова.— М., 2002.

14. Житие Анны Кашинской: Рукописный список Государственного архива Тверской области.— Тверь, 2002.

15. Житие преподобныя Евфросиние княжны Полотския (Из «Степенной книги» и «Сборники XVI в. Троицкой Лавры»). Издание А. Сапунова.— Витебск, 1888.

16. Житие Юлиании Лазаревской (Повесть об Ульянии Осорьиной). Исследование и подготовка текстов Т. Р. Руди.— СПб., 1996.

17. Жития русских святых. Учебное пособие: В 6 кн.— М., 1993.

18. Жития святых, на русском языке изложенные по руководству Четьих — Миней св. Димитрия Ростовского. Сентябрь-август.— М., 1902-1911.

19. Жития святых, чтимых православною церковию со сведениями о праздниках Господских и Богородичных, и о явленных чудотворных иконах, составленныя Преосвященным Филаретом (Гумилевским), архиепископом Черниговским. Изд. 3 дополненное. Сентябрь — август.— СПб., 1900.

20. Иоанн (Кологривов, иером.). Очерки по истории русской святости.— Брюссель, 1961.

21. Календарь РПЦ за 2008.— М., 2007.

22. Канонизация святых. Поместный Собор РПЦ, посвященный 1000-летию Крещения Руси. Троице-Сергиева Лавра 6-9 июня 1988.— М., 1988.

23. Кирилла мниха канон и стихира в память преподобной княгини Ольги, бабы Владимира // Никольский Н. К. Материалы для истории древнерусской духовной письменности // Сб. ОРЯС.— СПб., 1907.— Т. 82.— С. 88-94.

24. Ключевский В. О. Древнерусские жития святых как исторический источник.— М., 1871.

25. Книга Степенная царского родословия. Часть 1 // ПСРЛ.— СПб., 1908.— Т. 21.

26. Люкшина М. А. Святая Русь: Святые, канонизированные к общему и местному почитанию, и неканонизированные подвижники благочестия. 1Х-ХХ вв. // Православная энциклопедия. Русская Православная Церковь. Церковно — научный центр «Православная энциклопедия».— М., 2000.— С. 368-369.

27. Манухина. Т. Святая благоверная княгиня Анна Кашинская.— Париж, 1954.

28. Маркелов Г. В. Святые Древней Руси. Материалы по иконографии (прориси, переводы, иконописные подлинники).— СПб., 1998.— Т. 2.

29. Московский Собор о Житии Великия Княгини Анны Кашинской // ЧОИДР.— 1871. Октябрь-декабрь.— Кн. 4.— С. 45-62.

30. Муравьев А. Н. Жития святых Российской Церкви. Также иверских и славянских, и местно чтимых подвижников благочестия.— СПб., 1855-1868.— Т. 1-18.

31. Настольная книга священнослужителя.— М., 1978.— Т. 2.

32. Никодим, архим. К вопросу о канонизации святых в Русской Церкви. Изд. Имп. Об-ва истории и Древностей Российских при МУ— М., 1903.

33. Повесть временных лет.— М.; Л., 1950.— Ч. I.

34. Повесть о Петре и Февронии. Подготовка текстов и исследование Р. П. Дмитриевой.— Л., 1979.

35. Повесть о Печерьском монастыре, иже в Пъскове, и о явлении же сего святаго места поведают аще // Книжные центры Древней Руси Х1-ХУП вв.— СПб., 1991.— С. 185-200.

36. Подвижницы благочестия земли русской. История женской русской святости Х-ХХ вв.— М., 2002.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

37. Прохоров Г. М. Святые в истории Руси Х-ХУШ вв. / ТОДРЛ.— СПб., 2003.— Т. 54.— С. 78-98.

38. Руднев В., свящ. Блаженная схимонахиня Марфа, подвижница Московского Ивановского монастыря. (1/14 марта) — М., 2003.

39. Русские святые: 1000 лет русской святости. Житие собрала монахиня Таисия (Татиана Георгиевна Карцева).— СПб., 2000.

40. Сказание о житии и чудесах благоверной Великой Княгини схимонахини Софии, Суздальской новой чудотворицы // Временник императорского Московского общества истории и древностей Российских.— М., 1855.— Кн. 22.— С. 182-186.

41. Серебрянский Н. М. Древне-русские княжеские жития (обзор редакций и тексты).— М., 1915.

42. Спасский И. Преподобная Евфросиния, княжна Суздальская (к 700-летию со дня кончины) // ЖМП.— 1949.— № 1.— С. 59-65.

43. Срезневский И. И. Материалы для словаря древне-русского языка по письменным памятникам.— СПб., 1902.— Т. III. Часть I.

44. Суворов Н. С. Рецензия на книгу Голубинского Е. Е. История канонизации святых в русской церкви // ЖМНП.— 1903.— № 7.— С. 263-308.

45. Темниковский Е. К вопросу о канонизации святых.— Ярославль, 1903.

46. Федотов Г. П. Святые Древней Руси.— М., 1990.

47. Филарет (Черниговский), архиеп. Жития святых подвижниц Восточной Церкви. Издание 3-е.— СПб., 1898.

48. Флоренский П., свящ. Мысли о преподавании агиологии и о классическом образовании // Богословский вестник. 2005-2006.— Сергиев-Посад, 2006. № 5-6.— С. 463-474.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.