Научная статья на тему 'Служение женщины в житиях святых жен Руси'

Служение женщины в житиях святых жен Руси Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
627
170
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СВЯТЫЕ ДЕВЫ / АГИОГРАФИЯ / ЖЕНСКОЕ СЛУЖЕНИЕ / МИРСКАЯ ПРАВЕДНОСТЬ / ДЕВЫ-ИНОКИНИ / ДЕВЫ-МИРЯНКИ / НАПРАВЛЕНИЯ В ЖЕНСКОМ МОНАШЕСТВЕ / WOMEN' SERVICE / DIRECTIONS OF WOMEN' MONASTICISM / HOLLY VIRGINS / HAGIOGRAPHY / SECULAR TRUTH / A VIRGINS-NUNS / SECULAR VIRGINS

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Малкова Наталья Александровна

В статье рассматриваются пути служения св. дев Руси XI-XVI вв. Среди шести канонизированных св. дев четыре монахини, две девы-мирянки. Если мирская праведность сокрыта, то жития св. дев-инокинь свидетельствуют о редкой образованности, любви к учению, чтению Св. Писания, активном общественном служении, что сближает их служение со служением диаконис в древней церкви. Существует два направления в женском монашестве Древней Руси: молитвенно-созерцательное и молитвенно-трудовое.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Woman Service in the Lives of Russian Saint Virgins

The article considers the ways of service of holy virgins of Russia in XI-XVI centuries. There are four nuns and two secular virgins among of six canonized holy virgins. If the secular truth is concealed then hagiographic Stories of holy virgins-nuns evidence of rare education, love to studying and reading of the Holy Writ and social service. It brings their service together with the service of deaconesses in the Ancient Church. There are two directions in women' monasticism of Ancient Russia: of prayer and contemplation and of prayer and work

Текст научной работы на тему «Служение женщины в житиях святых жен Руси»

Н. А. Малкова

СЛУЖЕНИЕ ЖЕНЩИНЫ В ЖИТИЯХ СВЯТЫХ ЖЕН РУСИ

В данной работе будет рассматриваться тема на примере житий святых дев. Среди наиболее известных и почитаемых дев до синодального периода (X — начало XVII века) являются четыре монахини великая княжна Анна, прозванная Янкою (XI век), преподобная Евфросиния, в миру Предслава, княжна Полоцкая (| 1173 год), преподобная Евфросиния, в миру Феодулия, княжна Суздальская (| 1250 год), преподобная Харитина Новгородская, княжна (XIII век)1 и две девы-мирянки (XVI век) — праведные Гликерия Новгородская и Иулиания Ольшанская. Известно о церковной канонизации прп. Евфросинии Полоцкой2, прп. Евфросинии Суздальской3, праведных девах Гликерии Новгородской4 и Иулиании Ольшанской5. О канонизации прп. Харитины свидетельства противоречивые6.

Два полюса представлены их житиями. С одной стороны — активное общественное служение и явленность, за исключением прп. Харитины, монашеских подвигов, с другой — полная неизвестность, кроме имени святой и времени жизни. Первую группу образуют девы-монахини из княжеских родов. Княжна Анна была старшею дочерью великого князя Киевского Всеволода I Ярославича (1078-1093) и греческой царевны Марии, дочери Константина IX Мономаха (1042-1055), сестрой Владимира Мономаха (1113-1125). Думаю, не будет преувеличением предположить исключительную для времени образованность кнж. Анны7, писавшую отцу письма на греческом языке из Константинополя8. Князь Всеволод особенно чтил св. апостола Андрея, поэтому построил в Киеве каменную церковь, ему посвященную, при церкви был устроен женский монастырь. В этом монастыре в 1086 году приняла постриг кнж. Анна. В русской истории кнж. Анна — первая девственница княжеского рода, ставшая монахиней и вторая после благоверной княгини Анны Новгородской (^ 1050) монахиня. Два события связаны с Янкою, так называли ее родственники, с этим именем она вошла и в русскую историю. Кнж. Анна путешествовала в Константинополь, родину своей матери, и возвратилась с новым митрополитом Иоанном-скопцом. Как сообщает Степенная книга, ее поездка продиктована желанием научиться иноческому благочинию в Византии: «...Но яко да сугубо же-ланія своего пользу получитъ, себ^ же и прочим в Рустей земли инокинямъ»9. Также есть сведения, что целью поездки кнж. Анны было изучение вопроса о св. ап.

Вестник Русской христианской гуманитарной академии. 2009. Том 10. Выпуск 1

107

Андрее и его проповеди на Руси10, что интересовало ее отца. Едва минуло 100 лет после принятия христианства, а в Киеве уже 2 женских монастыря! КиевоПечерский патерик рассказывает о постриге в одном из них матери прп. Феодосия (11074)11. Современная исследовательница М. И. Бъяхова сообщает, что в Киеве с середины XI до середины XIV века было создано около 22 монастырей, преимуще-

л 12

ственно княжеских, среди которых 4 женских .

В 1106 году в монастырь кнж. Анны после несчастного и скандального второго брака с германским императором Генрихом IV (король в 1056-1106, император с 1084 года) поступает ее сестра Евпраксия (| 1109); вторая супруга вел. кн. Всеволода, ее мачеха, изъявляет желание быть погребенною в Янчиной обители. Монахинями были и племянницы ее, Евфимия и Мария, дочери вел. кн. Владимира Мономаха. Много черноризиц собрала вокруг себя Анна. В своем монастыре она создала школу, в которой обучала чтению, пению, письму и некоторым полезным рукоделиям юных девиц. Проведя 26 лет в иноческих подвигах, княжна скончалась 3 ноября 1112 года. Монастырь еще долго после ее смерти назывался Янчиным.

Прп. Евфросиния — дочь Святослава Всеславича, праправнучка вел. кн. Изя-слава, сына св. кн. Владимира и Рогнеды. Род Всеславичей, полоцких князей, был могущественным и влиятельным: родная тетка прп. Евфросинии была замужем за сыном греческого императора Алексея Комнина. Житие рисует характер Предславы рано сложившимся. Будучи юных лет, Предслава задумывается о тленности земной славы. Автор жития влагает в ее уста такие слова: «...что бо усп^ша прежде нас бывшш роди наши? женишася, посягаша и княжиша, но не в^чноваша; житие их мимо тече и слава их погибе яко прахъ и хуже паутины.»13 Также в житии говорится о рано проявившихся способностях и особенной любви к учению Предславы. Предслава много времени проводила с книгами, хорошо знала Псалтирь, Священное Писание, так что отец дивился столь редкому для девочки свойству. Решение покинуть родительский дом было самостоятельным, о своем уходе Предслава никого не поставила в известность. В этом поступке отражается родовой женский характер полоцких княгинь — решительность и самостоятельность выбора. Возможно, тайный характер пострига был продиктован намерением отца выдать дочь замуж, чего она желала избежать. В житии Предславы впервые семейная жизнь для женщины характеризуется как пример тленных забот. Внутренняя зрелость 12-летней девушки подтверждается ее отношением к скорби родных — она «всего сего не-брежаши»14. Предслава избрала повиновение игуменье, которая была, кстати, ее родственницей, сестрам обители и «учиться страх Божий утвердить в сердце сво-ем»15. Позднее Евфросиния попросила разрешение у епископа Илии жить при Софийском соборе. В этом желании просвечивается стремление к отшельнической жизни. Здесь она продолжила свое любимое занятие — изучение книг из библиотеки Софийского собора, занималась переписывание книг; деньги, вырученные от продажи этих книг, тайно раздавала нищим. Любовь к книгам у Евфросинии была столь велика, что, отправляясь на новое место жительство в Сельцо, она взяла с собой только книги — «все имение свое». «Ими же утешает ми ся душа и сердце веселит»16. В местечке Сельцо была основана девическая обитель, при ней открыто второе на Руси училище для девушек. В нем обучали грамоте, переписыванию книг, пению, шитью и другим ремеслам. Учебными книгами до конца XVII века на Руси были букварь, Часослов, Псалтирь, Евангелие. В Сельце Евфросиния вместо деревянной церкви построила каменную, а позднее воздвигла церковь Пресвятой Бого-

родицы, при которой был учрежден и мужской монастырь. Прп. Евфросиния приняла в число инокинь обители в разное время свою младшую сестру Евдокию, двоюродную сестру Евпраксию и двух племянниц. С именем преподобной связано собирание духовных ценностей на Руси. Для храма Пресвятой Богородицы в мужском монастыре из Константинополя была прислана икона (копия? подлинник?) Ефесской Божией Матери, по преданию написанной апостолом Лукой. В России Ефесская икона известна под именем Корсунской. Эта икона знаменита в русской истории еще и тем, что перед ней в 1239 году венчался Александр Ярославич Невский с дочерью полоцкого князя Брячислава Александрой в городе Торопце, куда эта икона и была специально доставлена17. В церкви Спасителя женского монастыря хранился напрестольный крест-ковчежец, в нем находились мощи святых, которые прп. Евфросиния выписывала из Константинополя и Иерусалима. Вся совокупность святынь креста «представляет почти всю Историю Нового Завета и первобытной Церкви среди обуревавших ее гонений»18. Крест по имевшимся святыням и их расположению являет собой яркое свидетельство кафоличности сознания прп. Евфросинии и богословского характера ее мышления.

В конце жизни прп. Евфросиния предприняла путешествие в Иерусалим, при гробе Господнем поставила золотую кадильницу от Русской земли. Получив свыше известие о своей кончине, желала быть похороненной в обители св. Саввы, что не могло быть исполнено, так как противоречило канонам монастыря. Преподобная была погребена в монастыре Пресвятой Богородицы в Иерусалиме.

Житие содержит в своем составе два небольших поучения прп. Евфросинии. Идея одного из них — сокрушение о недостаточной ревности инокинь в трудах спасения. Житие прп. Евфросинии вполне свободно от описания чудес, творимых святой, но сообщает об имевшемся у нее даре предвидения о тех, кто предназначен для иноческого служения. Дочерей своего брата Всеслава Кирианну и Ольгу «повелела острищи» с именами Агафия и Евфимия19.

Архиепископ Филарет (Черниговский) находил три вида иночества в первом периоде истории Церкви на Руси (988-1237): жизнь в затворе, жизнь общественную и жизнь на столпе20. Характер иноческой жизни прп. Евфросинии, как его рисует нам ее житие, относится ко второму виду. Жизнь прп. Евфросинии целиком включена в жизнь древнерусского общества. Она — просветительница: сама учила в созданной ею же школе, переписывала книги. Полоцкая игуменья — миротворица: сохранились свидетельства, что преподобная в силу своего авторитета и родственных связей, умиротворяла соседей, предотвращая распри и ссоры. Она — храмо-строительница, духовная попечительница.

Житие прп. Евфросинии сохранилось в составе Минеи Макария (XVI век). По замечанию Ключевского В. О., «состав и литературный характер жития напоминает риторические жития XV-XVI веков, но живость и обилие биографических черт вместе с остатками старинного языка заставляет предполагать у биографа какой-нибудь древний источник»21.

Житие прп. Евфросинии Суздальской написано иноком Спасо-Евфимьева монастыря Григорием в период между 1558 и 1576 годом22, позднее, между 1579 и 1586 годом, к нему была присоединена Суздальским епископом Варлаамом Повесть о последующих чудесах Евфросинии и установлении ей общерусского (?) праздно-

23

вания . То есть как и первое, так и второе упоминаемое нами житие одинаково далеко отстоят от времени жизни святых инокинь. По периодизации Спасского Ф. Г.

эти жития относятся к третьему периоду агиографического и литургического творчества на Руси — «времени его расцвета»24. Сквозь типичные черты житий довольно отчетливо прорисовываются их характерные отличия. Именно они позволяют сделать заключения об особенностях аскетического монашеского пути каждой из преподобных инокинь.

Прп. Евфросиния25, княжна Суздальская, была дочерью св. кн. Михаила Черниговского, убитого в Орде в 1246 году вместе с боярином Феодором. Автор жития восхваляет благочестие родителей прп. Евфросинии, чему служит подтверждением поведение молодых супругов при первом семейном испытании — неплодстве. Князь Феодор с супругой усердно молятся дома и в церкви, посещают КиевоПечерскую лавру, дают богатые милостыни «игумену и братии, яко да и ти помолятся о нихъ к Богу, хотение ею совершити плод на веселие»26.

Григорий рассказами о чудесных явлениях и поездках в Киево-Печерский монастырь родителей Феодулии выражает мысль о духовном родстве преподобной. Постнические труды будущей святой — от рождения, она отказывалась брать грудь кормилицы, когда та вкушала мяса, что соответствовало сказанному о ней Богородицей. Мать воспитывала дочь «боголюбезне и смыслено», отец — «уча ю книгам и прочим премудростем; недостаточная же проучаше еи болярин его Феодор, бе бо тои мудр зело, учи бо ся от философ»27. Когда же Феодулия подросла и пришла пора решать вопрос о замужестве, родители пошли по пути земного устроения жизни дочери — дали согласие на брак Феодулии с суздальским князем Миной Иоанновичем. На этом решении закончилось их участие в будущих событиях жизни Феоду-лии. Автор жития далее действующим лицом выводит саму Феодулию. Инок Григорий сообщает об откровениях, получаемых девой. В них, во-первых, раскрывается избранничество Феодулии для особого служения, и, во-вторых, они предназначены подготовить ее для этого пути. Видение Страшного суда сопровождалось наказом Пресвятой Богородицы: «.покажи житие богоугодно. всякие злобы не твори, и всем доброд^телем предлежи, да вс^х лютых избыв, уготованных любящим Бога, вечных благъ получиши»28. Второе видение указало жизненный путь: «муж в белых одеждах» привел ее на службу в Печерскую обитель. О скором приходе в монастырь новой и необычной девы было открыто игуменье Елене — настоятельницы монастыря в городе Суздале. Так устроялись пути Феодулии: от родителей по плоти она передавалась духовной наставнице как имеющая «благословение прп. Антония и прп. Феодосия»29. Одно удерживало Феодулию — согласие ее родителей на брак. По дороге в Суздаль Феодулия получает известие о внезапной кончине своего жениха, но не возвращается к родителям, а продолжает путь и приходит в монастырь Пресвятой Богородицы, где и принимает постриг с именем Евфросинии.

Какова жизнь молодой инокини? Следуя первому наставлению игумении, Евфросиния все делала своими руками, «пресп^ваше же разумом и мудростию, никому не стужая»30. Постническое воздержание постепенно усиливала: сначала ела один раз в сутки вечером, потом через сутки принимала пищу, затем — через двое суток, «иногда же и всю седмицу без пища пребываша; и пияше мало воды»31. На службах пела, в келии читала Св. Писание, молилась. В толковании непонятных Евфросинии мест священных текстов Ветхого и Нового Заветов наставницей была игуменья. Житие преподобной Евфросинии — первое женское житие, в котором присутствует демонология и описываются ступени духовной борьбы.

Евфросиния уже более десяти лет в монастыре, она — под руководством игуменьи. На борьбу с бесом Евфросиния выходит подкрепляемая свыше (ей было дано видеть область власти дьявола, различных злых духов — пронырства, забытия, лености, самолюбия, ненависти, сребролюбия), а также духовными наставлениями «старшей».

Нападения дьявола на подвижницу многоразличны и зависят от степени ее духовной зрелости. Сначала — это страхования во сне, затем — явление в виде отца с увещеванием о возвращении. Евфросиния не виделась с родителями после того, как выехала из Чернигова в Суздаль и поступила в монастырь. Явление беса в образе отца едва не прельстило Евфросинию, столь сильным оно было. Затем бес являлся в образе молодых людей с яствами, пришедшими якобы от жениха. Самой трудной была борьба, когда бес «нача убо влагати еи помыслы скверныя»32. В ответ преподобная усилила пост, молитву, наступая на свое тело, через которое ее искушали. «Толма убо преболством алчьбным исушися, яко же едва костем ея от телеснаго видения сдержатися»33. Ночное нападение в образе шумной толпы было последним. После победы в духовной брани начинается общественное служение преподобной: автор сообщает о приходе к ней «жен стар^ишин града и болярыни», многие из них приходили с дочерьми. Проповедует преподобная и перед монахинями монастыря по благословению игуменьи. И понятно, почему в ее поучении на первом месте стоит задача очищать ум от помыслов: «человека утвержает его претер-п^вати находящая скорби и мысли неподобныя, тьи учит отвращати, да не удержимся ими»34. В своих проповедях преподобная ссылается на сочинения прп. Иоанна Лествичника и послания ап. Павла.

При содействии прп. Евфросинии в монастыре произошло разделение на девическую обитель и монастырь для вдов с разными настоятельницами и запретом общаться монахиням обеих частей монастыря. Это разделение — уже в традиции строго женского монашества на Руси. Первый такой опыт был у прп. Евфросинии Полоцкой. Кстати сказать, монастырь прп. Евфросинии Полоцкой находился вне города, как и монастырь, в котором подвизалась прп. Евфросинии Суздальская.

Новая ступень духовного роста прп. Евфросинии связана с народным испытанием — нашествием Батыя. И, как прежде, новый этап жизни открывается откровением — умирающая игуменья предсказывает о мученической гибели отца Евфро-синии и боярина Феодора. Прп. Евфросиния усиливает пост, берет на себя подвиг молитвенного предстояния за народ и Русь. К пребыванию в молчании по нескольку дней, преподобная, как говорит житие, «возбраняше себе еже и св^та сего мало зрети»35. Не означает ли это затвор или жизнь в пещере?

Милость прп. Евфросинии, кажется, не знает предела. Сознавая земную людскую неправду, она продолжает просить о спасении людей. Ее устремления расходятся с господствующими в обществе настроениями настолько, что Пресвятая Богородица ставит ей в упрек любовь к столь грешным людям: «Не бол^ убо любишь сих, паче Сына Моего и Бога Моего»36.

Даже обличение (единственное в житии!) немилостивого богатого человека прп. Евфросиния вплетает в ткань рассуждения об истинном руководстве, равно как дома, в монастыре или на корабле. Некто из богатых, придя в монастырь и увидев преподобную в разодранной и ветхой ризе, «зело дряхлу лицеем», предложил ей новую одежду. За отказом последовал совет творить милость домашним, а в монастырь можно дать свечи, масло для лампад и фимиам (перечислено только все не-

обходимое для службы!). Получив уведомление о скором конце, прп. Евфросиния, немного поболев, «блаженным отиде путем в вечную жизнь».

Сравнивая жития преподобных дев, находим типичными следующие черты:

1) отличительные способности и любовь к учению, чтению Св. Писания;

2) рано оформившееся желание иноческой жизни;

3) аскетические труды, в случае с прп. Евфросинией Суздальской — от рождения;

4) общественное служение проповедью. В житиях святые девы показаны как проповедницы среди людей близкого им по происхождению социального круга;

5) духовное руководство в обители на посту игуменьи у прп. Евфросинии Полоцкой и в положении старицы в случае прп. Евфросинии Суздальской.

Характерными особенностями аскетического пути прп. Евфросинии Суздальской выступают следующие моменты:

1) избранность ее к иноческому служению указана родителям до рождения дочери;

2) дар чудотворения как при жизни, так и после смерти;

3) крайняя степень аскезы, вплоть до затвора и молчания, что вписывается в аскетическую традицию прп. Антония и прп. Феодосия Печерских;

4) борьба с помыслами и хранение ума как необходимая часть монашеского делания.

В отличие от прп. Евфросинии Полоцкой и прп. Евфросинии Суздальской, о Харитине Новгородской ничего неизвестно, кроме ее знатного происхождения. Ее называют то «княжной Чехиней», то «из рода королей Литовских». По преданию, Харитина прибыла в Новгород для обручения, но свадьба не состоялась из-за смерти жениха. По уже имевшейся традиции девушки в таких случаях поступали в монастырь. Выбор монастыря определялся возможностью видеть место вечного упокоения жениха. Ничего не сказано о монашеских подвигах прп. Харитины, ставшей позднее игуменьей монастыря37. Два ударения делается в рассказе о ней — ее высоком происхождении и, по преданию, рано наступившем одиночестве.

Неизвестность подвига и таинственная жизнь в Боге свидетельствуется образами праведных дев Гликерии и княжны Ольшанской. Выраженное в исторических источниках отношение к ним говорит о характере церковного сознания людей времени обретения их мощей. Сознание новгородцев по сравнению с сознанием киевлян можно охарактеризовать как наиболее соответствующее Евангелию, поскольку святость лица ими не связывалась напрямую с полом и возрастом. Тело Гликерии было обретено случайно, его нетленность явилась достаточным основанием для торжественного погребения в храме. Так же случайно обнаружили гроб с телом кнж. Иулиании. Табличка на гробе указала имя почившей. Молодая и красивая, богато одетая девушка (в патерике очень подробно описывается ее убранство) не была воспринята как угодница Божия. И только после того, как митрополиту Киевскому и архимандриту монастыря Петру Могиле явилась «в чудесном видении эта святая. обличая за небрежение святых мощей ее и за маловерие к ним (по обретении мощи были оставлены без достойного украшения, им не воздавали почитания)»38, изменилось положение.

Какие выводы позволяет сделать выше изложенный материал?

Характер служения преподобных Анны, Евфросинии Полоцкой и Евфросинии Суздальской можно охарактеризовать как служение диаконисс в части распростра-

нения и утверждения христианской веры прежде всего среди женщин своего сословия. В этом они явились продолжательницами дела кн. Ольги. Начиная с членов своей семьи, они со временем становились духовными наставницами всех приходящих к ним людей. Преподобные девы — книжницы и просветительницы. Будучи представительницами знаменитых и влиятельных княжеских родов они в силу своего жизненного положения стали участницами в церковно-политической жизни Руси. Эта вовлеченность была производной, а не произвольной, и она свидетельствует о складывании традиции церковно-политического участия женщины на основе личного авторитета. Отчетливо видятся два духовных направления в женском монашестве в Древней Руси — молитвенно-созерцательное (прп. Евфросиния Суздальская) и молитвенно-трудовое (прп. Евфросиния Полоцкая), сопряженные с общественным служением. Ясно выражена мысль о связи аскетических подвигов с состоянием общества: необходимость противостояния враждебным внешним условиям (распространение эпидемии, вражеское нашествие, господство внешнего благочестия) вызывает усиление аскетизма.

Образы праведных дев и характер их служения свидетельствуют о глубоком внутреннем согласии между государственной властью (в лице князей) и Церкви. Монашеские постриги княжеских дочерей делали сильной и привлекательной идею социального умаления и служения. С другой стороны, княжеская власть, как ограниченная обстоятельствами места и времени, получала поддержку благодаря их духовному авторитету.

Жизни как тайны «сокровенного сердца» человека учат образы праведных дев Гликерии и Иулиании Ольшанской. В этом выражена мысль об избранности свыше, о которой может быть не должно знать человеку «здесь» и «теперь». Мотив неизвестности подвига, характерный для части преподобных и праведных дев, сближает их жития с житиями отроков (например, праведного Артемия Веркольского). Характерно время появления этих святых дев — XVI в. — время первой «ревизии» почитаемых святых на Руси на церковных Соборах 1547 и 1549 годов. Местное почитание праведных дев, особенно в случае прав. Гликерии Новгородской, свидетельствует о живом церковном чувстве и сознании народа: Церковь ест, прежде всего, жизнь в Боге, а не человеческое учреждение. Сокрытость мирской праведности — другая сторона образов св. Гликерии и св. Иулиании.

ПРИМЕЧАНИЯ

1 По арх. Филарету — преставилась в 1281 г. См.: Жития святых, чтимых православною цер-ковию со сведениями о праздниках Господских и Богородичных, и о явленных чудотворных иконах, составленные Преосвященным Филаретом (Гумилевским), архиеп. Черниговским. 3-е изд., дополн. Октябрь. СПб., 1900. С. 54.

2 Димитрий (Самбикин), архиеп. Месяцеслов святых, всею Русскою Церковию или местно чтимых и указатель празднеств в честь икон Божией Матери и св. Угодников Божиих в Нашем Отечестве (сентябрь-август). Тверь, 1893-1903. С. 612.

3 Клосс Б. М. Избранные труды. Т. II. Очерки по истории русской агиографии Х^-Х’ОТ вв. М., 2001. С. 376.

4 Печников М. В. Гликерия Новгородская // Православная энциклопедия / Под ред. Патриарха Московского и всея Руси Алексия II. Т. VIII. М., 2001. С. 575-576.

5 Русские святые: 1000 лет русской святости. Жития собрала монахиня Таисия (Татиана Геор-гиена Карцева). СПб., 2000. С. 435.

6 Не канонизирована — в кн.: Святая Русь или сведения о всех святых и подвижников благочестия на Руси (до XVII века) обще и местно чтимых. Изложены в таблицах, с картою России и планом Киевских пещер: Справочная книжка по русской агиографии / Сост. архимандрит Леонид. Издание графа С. Д. Шереметьева. СПб., 1891. С. 40. — Канонизирована не известно когда — в кн.: Голубинский Е. История канонизации святых в русской церкви. Сергиев Посад, 1884. С. 102.

7 Об образованности княжеского семейства Вл. Мономаха в кн.: Подскальски Г. Христианство и богословская литература в Киевской Руси (988-1237). 2-е изд., испр. и дополн. для русского перевода. СПб., 1996. С. 247.

8 Русские святые: 1000 лет русской святости. С. 647; Подскальски Г. С. Христианство и богословская литература в Киевской Руси (988-1237). 2-е изд., испр. и дополн. для русского перевода. СПб., 1996. С. 247.

9 Книга Степенная царского родословия. Ч. 1 // ПСРЛ. Т. 21. 1 пол. СПб., 1908. С. 174.

10 Русские святые: 1000 лет русской святости. С. 647.

Житие Феодосия Печерского // Библиотека литературы Древней Руси. Т. I. XI-XII вв. СПб., 1997. С. 352-433. С. 368.

12 Бъяхова М. И. Монастыри на Руси XI — середина XIV века // Монашество и монастыри в России XI-XX века: Исторические очерки. [Отв. Ред. Н. В. Синицына]; Ин-т российской истории. М., 2002. С. 25-56. С. 29.

13 Житие преподобныя Евфросинии княжны Полотския (Из «Степенной книги» и «Сборники XVI в. Троицкой Лавры»). Издание А. Сапунова. Витебск, 1888. С. 3.

14 Там же. С. 6.

15 Там же. С. 4

16 Там же. С. 9.

17 Хитров М. Св. благоверный вел. князь Александр Ярославич Невский. Подробное жизнеописании с рисунками, планами и картами. М., 1991. С. 20.

18 Житие преподобныя Евфросинии. С. 26.

19 Там же. С. 16-17.

20 Сокращенная история Русской Церкви Филарета, архиепископа Черниговского. СПб., 1869. С. 49.

21 Ключевский В. О. Древнерусские жития святых как исторический источник. М., 1871. С. 262.

22 Клосс Б. М. Избранные труды. С. 374.

23 Там же. С. 375-376.

24 Спасский Ф. Г. Русское литургическое творчество (по современным минеям). УМСЛ-РИЕ88, 1951. С. 311.

25 Не обсуждаем вопроса об исторической правдивости родословной прп. Евфросинии Суздальской, приводимой в Житии. См. об этом: Спасский И. Преподобная Евфросиния, княжна Суздальская // ЖМП. 1949. № 1. С. 59-65.

26 Житие Евфросинии Суздальской // Клосс Б. М. Избранные труды. С. 377-404. С. 379.

27 Там же. С. 381.

28 Там же. С. 382.

29

Там же.

30 Там же. С. 384.

31 Там же.

32 Там же. С. 387.

33

Там же.

34 Там же. С. 388.

35 Там же. С. 392.

36 Там же. С. 399.

37 Русские святые: 1000 лет русской святости... С. 53-54.

38 Жития и подвиги святых Киево-Печерской лавры с приложением избранных акафистов. Мн., 2005. С. 366.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.