Научная статья на тему 'Семейный аспект профессиональной реабилитации молодых инвалидов в вузе'

Семейный аспект профессиональной реабилитации молодых инвалидов в вузе Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
90
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Писарева Оксана Николаевна, Смирнова Людмила Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Семейный аспект профессиональной реабилитации молодых инвалидов в вузе»

смещение акцента в работе с инвалидами на преимущественное применение активных программ занятости, выбранное областной службой занятости в последние годы, в рамках строго следования рекомендациям индивидуальных программ реабилитации инвалидов, достаточно эффективно. И, наконец, индивидуальная программа реабилитации инвалидов действительно становится связующим, организующим звеном формирующейся в области региональной Государственной службы реабилитации инвалидов, обеспечивающим адресную, эффективную помощь инвалиду в трудоустройстве.

Примечания

1 Социальная работа с инвалидами: Настольная книга специалиста // Под ред. Е.И Холостовой, А.И.Осадчих. М., 1996.

2 Реабилитация инвалидов: Старые проблемы // Соц. обеспечение. 1995. №2.

О.Н. Писарева, Л.Н. Смирнова СЕМЕЙНЫЙ АСПЕКТ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ МОЛОДЫХ ИНВАЛИДОВ В ВУЗЕ

Профессиональная реабилитация - важнейшая часть формирования полноценного социального статуса молодых людей с ограниченными физическими возможностями. Челябинский государственный университет около десяти лет занимается этой проблемой. Его опыт подтверждает реабилитационные возможности вузов.

Обучение инвалидов требует от вуза дополнительных усилий, средств и форм работы. Так, в ЧелГУ созданы условия для довузовской подготовки, а также система сопровождения учебы инвалидов до защиты диплома. Формируется безбарьерная внутриуниверситетская среда, специализированные технические средства обучения. Создана не предусмотренная традиционной схемой внутреннего устройства вуза особая структура - Региональный центр образования инвалидов (РЦОИ).

Деятельность Центра носит комплексный многоаспектный характер, и в этой связи на постоянной основе формируется взаимодействие с многочисленными партнерами внутри вуза и вне его.

Специфика слушателей и студентов с ограниченными физическими возможностями настоятельно требует от Регионального центра рассматривать семью в качестве партнера, уделять внимание семейному фактору в процессе учебы молодых инвалидов, знать их семьи.

Семейный фактор при этом понимается довольно широко и включает в себя знание статуса семьи, ее достатка и возможностей, атмосферы и взаимоотношений в семье, их влияния на учебу слушателя или студента, отношения родителей к детям, оценки родителями учебного потенциала детей и черт их характера, готовности помочь им и форм помощи. Центр изыскивает способы «включения» родителей в учебный процесс, их деятельного участия в нем.

Взаимодействие Регионального центра с семьями своих подопечных осуществляется посредством систематических контактов в различных формах: встречи-беседы, телефонные переговоры, переписка, организационные собрания, совместное оформление документации, касающейся каких-либо ситуаций, возникающих в ходе учебы, и др.

Особо следует отметить, что ежегодно проходят анкетные опросы родителей молодых инвалидов, поступивших в ЧелГУ на довузовскую подготовку. Материа-

лы опросов и анализ типовых заявлений абитуриентов-инвалидов о приеме в РЦОИ, где есть сведения о семье, дают возможность иметь сравнительно достоверные представления о семьях, с которыми РЦОИ работает.

Так, по опросам в 2000-2001 учебном году из 28 слушателей 19 (67,8%) живут в полных семьях, где есть оба родителя или мать и отчим. 6 (21,4%) слушателей - из неполных семей (отец либо оставил семью, либо умер). 2 (7%) юношей находятся под опекой: в одном случае родители погибли, в другом - лишены родительских прав. Есть девушка-сирота (3,5%) - бывшая воспитанница детского дома. Большинство семей имеют весьма скромный достаток.

Из 28 родителей и опекунов опрошены 23 (82%). Все, участвовавшие в опросе хотят, чтобы их сыновья и дочери получили высшее образование. Мотивация этого желания выглядит так: 15 респондентов (65,2%) хотят, чтобы их ребенок стал высококвалифицированным специалистом. Здесь в качестве мотива выступает результат обучения в вузе. 12 респондентов (52,1%) хотят, чтобы их сын (дочь) получили качественное образование. В качестве мотива выступает процесс образования и его качество. 9 респондентов (39,1%) считают, что обучение в вузе в дальнейшем даст возможность устроиться на работу. Здесь в качестве мотива выступает перспектива, которая открывается в результате качественного обучения и формирования высококвалифицированного специалиста. Можно предположить, что мотивация поступления ребенка в вуз у 60,9% родителей пока недостаточно четко и полно сформировалась. Можно также предположить, что сложность задачи получить высшее образование, стать квалифицированным специалистом, успешно закончить университет побуждает воспринимать ее решение как цель, отодвигая перспективу трудовой деятельности как очень далекую и пока не актуальную.

6 (26%) респондентов надеются, что их дети найдут в университете достойный круг общения. Учитывая, что в 8 из опрошенных 23 семей ребенок один, можно считать, что такое желание родители высказали не случайно. Известно, что ограничение физических возможностей, зачастую, затрудняет общение инвалидов с окружающими. Это негативно сказывается не только на эмоциональном состоянии молодого человека, но может быть помехой и в самой учебе.

В ответах родителей на вопрос анкеты видна заинтересованность в получении детьми хорошего образования, приобретении новых друзей, достойной работы. 14 (60,8%) респондентов видят в перспективе сына (дочь) специалистами, 4 (17,3%) респондентов - чиновниками в государственном аппарате, 3 (13%) респондентов -педагогами, 2 (8,7%) респондентов - руководителями предприятий, 1 (4,3%) респондентов - ученым, 1 (4,3%) - предпринимателем. Можно видеть, что родители возлагают большие надежды на своих детей.

Одно из многих условий того, чтобы эти надежды стали реальными - наличие у молодых людей необходимых качеств и черт характера. В анкете был предложен набор качеств и шкала оценок, где 5 баллами оценивалось хорошо развитое качество; 4 - если оно имеет место; 3 - если качество проявляется не всегда; 2 - если развито слабо; 1 - если качество практически отсутствует.

Если условно выделить группу познавательных качеств (стремление к расширению знаний, целеустремленность, трудолюбие) и группу эмоционально-нравственных качеств (внимание к членам семьи и друзьям, терпение, умение сдерживать себя, самокритичность, умение общаться и обслуживать себя), то можно видеть усредненную картину.

В первой группе: стремление к расширению знаний - средний балл 4,39; целеустремленность - средний балл - 4; трудолюбие - 4. Картина, на первый взгляд, вполне удовлетворительная. Однако, учитывая, что целеустремленность и трудо-

любие делают расширение знаний реальным, а их дефицит может превратить стремление к знаниям в абстрактную фразу, можно предположить, что трудолюбие и целеустремленность не дотягивают до необходимого уровня в оценке родителей. Вопрос здесь не в том, реальна ли оценка трудолюбия и целеустремленности детей родителями, а в том, осознают ли родители связь между стремлением к расширению знаний и степенью целеустремленности и трудолюбия. А это важно осознавать, так как воспитателями являются родители.

Во второй группе наиболее высоко родители оценивали у детей внимание к членам семьи и друзьям - 4,65 балла, затем идут навыки самообслуживания - 4,39 балла и умение общаться. Ниже четырех баллов оценены умение сдерживать себя -3,95 балла, терпение - 3,9 балла и самокритичность - 3,56 балла. Если вдуматься в эти оценки, то невольно возникает сомнение, может ли недостаточно терпеливый, не умеющий сдерживать себя и не совсем самокритичный человек хорошо общаться с окружающими, быть достаточно внимательным к членам семьи и друзьям. Может быть, за действительное выдается определенная доля желаемого?

Родителям был задан вопрос: есть ли различия в отношении к здоровым детям и детям-инвалидам внутри семьи. 10 из 23 опрошенных респондентов (43,4%) ответили: да, очень или в определенной степени. Нужно учесть, что у 8 из 23 респондентов один ребенок-инвалид, других детей нет и, значит, нет возможности сравнивать. Можно считать, что положительный ответ дали фактически 1 0 из 1 5 респондентов, у которых есть другие дети, и они могут сравнивать. Тогда процент положительно ответивших вырастает с 43,4 до 66,6. Можно считать, что особое отношение к ребенку-инвалиду превалирует.

Тем не мене на вопрос «В чем выражается особое отношение к ребенку с ограниченными физическими возможностями?» 15 респондентов (62,5%) никакого ответа не дали. Трудно понять, что их затруднило. Можно предположить, что ситуация предпочтения нездоровому ребенку стала настолько привычной и логичной, что не заставляет родителей задуматься на эту тему.

Однако из 8 ответов респондентов можно получить некоторое представление о содержании особого отношения к ребенку-инвалиду в семье. Сюда входит сведение самообслуживания до минимума с учетом возможностей ребенка (3 случая), постоянная забота о его здоровье (1 случай), проявляется больше опеки (1 случай), помощь по мере необходимости (1 случай). Только однажды респонденты ответили, что различие не проявляется (1 случай) и что инвалид сам помогает бабушке-инвалиду (1 случай). Понятно, что ограниченность физических возможностей детей объективно требует помогать им. Трудность для родителей заключается в том, чтобы предпочтение было разумным, не носило чрезмерного характера, чтобы находить способы уравновешивания особого отношения, сглаживать его в повседневной жизни.

В анкете был задан чрезвычайно важный для Регионального центра вопрос о том, какие у родителей есть возможности помочь сыну (дочери) в учебе. 3 респондента ответили категорически: никаких; 7 - сделали равносильный этому прочерк; фактически 10 респондентов (43,4%) считают, что ничем помочь не могут; еще один назвал возможности помочь минимальными. Это повышает процент пессимистов среди родителей с 43,4 до 47,8. Это уже без малого половина. А что ответила вторая половина? Что можно оказывать моральную поддержку (6 случаев), помогать в подборе и приобретении необходимой литературы (2 случая), помогать в пределах собственного высшего образования, консультировать в отдельных вопросах (5 случаев), контролировать учебу (1 случай), материально поддерживать, в том числе организовать репетиторство (7 случаев). Думается, что вторая половина

родителей подсказывает ряд форм помощи детям в учебе. Могут быть и другие способы. А вот пессимизма в этом вопросе быть не должно.

Анализ опыта работы Регионального центра образования инвалидов ЧелГУ свидетельствует о том, что эффективность участия семьи в учебе молодых инвалидов требует определенной системы работы с родителями, которая начинается с индивидуального собеседования в момент подачи заявления о приеме на учебу и продолжается весь период обучения в вузе. Результатом успешного партнерства является профессиональная реабилитация молодых людей с ограниченными физическими возможностями.

Е.С. Митченкова ЛИЧНОСТНО ОРИЕНТИРОВАННОЕ ОБУЧЕНИЕ ЛИЦ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ФИЗИЧЕСКИМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ КАК ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА

В связи с наблюдаемой тенденцией роста общего числа инвалидов в России и сложными социальными условиями переходного периода остро встает проблема доступности профессиональной подготовки инвалидов. Обновляющимся обществом востребована новая образовательная парадигма, цель которой ориентирована на развитие творческих способностей, самостоятельности, инициативы, стремления к самореализации и самоопределению лиц с ограниченными физическими возможностями. С 1992 года Челябинский государственный университет занимается решением проблемы расширения доступа инвалидов в высшую школу.

Проблема личности и ее становление включает в себя интересы, мотивы, потребности, идеалы и т. д., имеющие непосредственный выход на обучение.

Изучением проблем формирования личности занимались многие видные отечественные ученые, в том числе А.Г. Ананьев, А.А. Бодалев, Л.И. Божович, Л.С. Выготский, А.Г. Ковалев, И.С. Кон, А.В. Петровский, К.К. Платонов, С.Л. Рубинштейн и др. Современные западные теории педагогики и психологии богаты на разработки различных концепций формирования личности (Б. Скиннер, К. Роджерс, К. Паттерсон, А. Маслоу, А. Адлер, Х. Айзенк, Д. Трейси и др.) В нашей отечественной педагогике и практике образования подобные гуманистические направления в понимании личностной ориентации обучения мы можем видеть в построении педагогических систем, основанных на идеях В.А. Сухомлинского, Ш.А. Амонашвили, В.Ф. Шаталова и др.

Сложность рассматриваемой проблемы заключается в том, что в психолого-педагогической литературе и научных исследованиях отсутствуют материалы, касающиеся личностно ориентированного обучения инвалидов.

Идея личностно ориентированного образования инвалидов проявляется сегодня на двух уровнях: обыденном и научном. С точки зрения первого личностный подход рассматривается как этикогуманистический феномен, утверждающий идеи уважения личности ребенка-инвалида, партнерства, сотрудничества, диалога, индивидуализации образования. Что касается научного представления о личностно ориентированном образовании, то оно имеет разную концептуально-понятийную структуру - в зависимости от того, в рамках предмета какой науки эта концепция рассматривается.

С позиций психологии концепция личностно ориентированного образования обогащается представлениями о функциях личности в жизнедеятельности человека, о специфической природе личностного уровня человеческой психики, о смысловой сфере, рефлексии, переживании и диалоге как механизмах образования

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.