Е.А. Мартынова, O.K. Мишина, JI.H. Смирнова
СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ПОРТРЕТ СЛУШАТЕЛЕЙ РЕГИОНАЛЬНОГО ЦЕНТРА ОБРАЗОВАНИЯ ИНВАЛИДОВ ЧЕЛГУ
Успех интеграции молодых инвалидов в общество зависит от многих факторов. Важнейший из них - профессиональная реабилитация. С 1992 года Челябинский государственный университет занимается обеспечением доступности для инвалидов получения высшего профессионального образования в университете. Одним из путей решения этой задачи на факультете доступности высшего образования является подготовка к вузовской жизни.
Начинается эта работа в Региональном центре образования инвалидов. После формирования учебной группы, что само по себе дело не простое, идет еще более сложная работа. Она строится по программе, которая не имеет аналогов. Входящие в нее учебные дисциплины призваны максимально решать задачи адаптации слушателей к вузовской учебе, жизни, к интеграции в общие потоки слушателей подготовительного отделения. В качестве одной из главных ставится задача повышения уровня общеобразовательной подготовки, что позволит инвалидам успешно сдать экзамены "на студента".
Учебные дисциплины в программе Регионального центра должны быть подобраны так, чтобы учитывались потребности и возможности инвалидов, с одной стороны, специфика и задачи вузовской учебы - с другой. Наибольшую сложность для Регионального центра представляет задача в короткий срок, максимально адекватно и обоснованно сформировать представление об инвалидах, создать их социально-психологический потрет. Здесь применяется ряд методов: анкетирование, наблюдение, интервьюирование и т.п. В ситуации, когда срок обучения в Региональном центре короток (сентябрь - ноябрь), выручает то, что эта работа ведется на протяжении ряда лет.
За последние два года анкетирование дало значительный материал д ля характеристики молодых инвалидов, приходящих на учебу в университет.
Так, в анкете предусматриваются вопросы о мотивации прихода молодых инвалидов в вуз. От 68 до 84 % из них руководствовались желанием получить качественное образование и стать высококвалифицированными специалистами. Любопытно , что в качестве мотива: легче потом устроиться на работу - назвали только от 10 до 28 % молодых людей. Видимо, пока для них важнее получить образование, а получение работы после этого кажется весьма отдаленной проблемой. Можно предположить также, что есть неуверенность, что удастся решить первую задачу, а уж тем более - вторую. Не секрет, что в настоящее время найти работу трудно даже человеку, не имеющему проблем со здоровьем.
Однако получение образования, а тем более будущая работа требует своевременно определиться со специальностью. Как размышляют на этот счет инвалиды абитуриенты, можно судить по ответам на вопрос: какую специальность Вы выбрали? Прежде всего, отметим, что они ищут себя в гуманитарных направлениях. Лидируют экономические специальности, затем идут юридические, филологические, исторические.
О твердом выборе специальности говорить не приходится. Так, слушатели, зачисленные в Региональный центр в 1999 - 2000 учебном году, разделились на три гру ппы: 9 % - специальность не выбрали, 23 %- выбрали твердо, а 68 % - ко леблют-
ся. Это говорито многом, в том числе о слабой профессиональной ориентированности молодых людей. Одновременно выдвигается задача, которую надо решить Региональному центру, - максимально помочь им определиться.
Вопросы анкеты нацеливают юношей и девушек задуматься о своем профессиональном будущем. Кем они видят себя в перспективе? От 57 до 67% видят себя специалистами, от 10 до 22 % - руководителями предприятий, 5 % - чиновниками госаппарата, единицы прочат себя в ученые, педагоги. Опрос родителей на этот счет показывает, что 90 % из них видят своих детей специалистами, 10 % - педагогами, другие мнения единичные. Надо полагать, что разница мнений поколений продиктована долей практицизма, жизненного опыта. Молодые проявляют более романтический подход к своему будущему.
Анкета не случайно выдвигает вопросы учебы на передний план. По большому счету, Региональный центр образования инвалидов ЧелГУ решает задачу профессиональной реабилитации молодых людей с ограниченными физическими возможностями. Это предпосылка интеграции их в общество, возможности жить за счет своего труда, избежать участи социального иждивенца. Но молодой человек живет не одной учебой, поэтому в анкете заданы вопросы, ответы на которые приоткрывают личные качества, круг общения юношей и девушек в повседневной жизни.
На вопрос: есть ли у Вас друг? "Есть один" - ответили от 14 до 17 %, "Есть несколько" - от 73 до 78 %. "Нет друзей" - ответили от 5,6 до 13, 6 %. Братья и сестры есть у большинства инвалидов (от 77 до 84 %). Друзья, братья и сестры не оставляют их в одиночестве.
Однако есть проблема у тех, у кого нет друзей, брата, сестры. Не случайно стоит в анкете вопрос: к кому обычно Вы обращаетесь в трудную минуту? Слушатели, пришедшие в Региональный центр в 1998-1999 учебном году, отвечали, что обращаются к родителям - 73%, к другу, подруге - 61%, к брату, сестре - 22%, к родственникам - 11%, ни к кому - 11%. Заметно изменилась картина в 1999-2000 году: к родителям обращаются только 36,3%, к другу, подруге - 27,4%, ни к кому не обращаются 36,3% молодых людей. Эту особенность необходимо учитывать и в учебной, и в неучебной работе в Региональном центре.
Склонности и интересы слушателей позволяют увидеть ответы на вопрос об увлечениях. 39-41% человек ответили, что не имеют увлечений. Столь резкое суждение, видимо, не стоит понимать буквально, но и не придавать ему значения нельзя Около 60% юношей и девушек занимаются садоводством, изготовлением поделок, рисованием, игрой на гитаре, слушают музыку, коллекционируют, некоторые любят читать книги, газеты, смотреть телепередачи. Увлечения по большей части носят созерцательный, камерный характер. Недостает взаимообмена, дружеского обсуждения, умений, навыков, что сдерживает развитие интересов молодых людей.
Каждый человек интересен сам себе. В расчете на это в анкете заданы вопросы, побуждающие слушателей к самоанализу. Самооценка черт характера показала, что самым высоким баллами они оценили внимание к членам семьи и друзьям, трудолюбие, самообслуживание (94-96 баллов). Самые низкие баллы выставлены самокритичности, терпению, умению сдерживать себя (82-86 баллов), а в центре -стремление к расширению знаний, целеустремленность, умение общаться (87-93 балла). Реальная практика показывает, что именно последняя группа качеств завы-шенно оценивается юношами и девушками. Всем понятно, что эти качества положительные, что они украшают человека, что обладать ими престижно. Очень хочется верить, что они уже есть в готовом виде.
На деле это не так. Нужно упорно и повседневно работать над собой, чтобы заслуженно высоко оценивать эти качества. А между тем в предыдущей биографии
молодые люди часто встречались со снисходительной оценкой результатов своего труда, в том числе учебного, привыкли к этому. Снисходительность в оценке их усилий стала, в большинстве случаев, для них нормой. Интересно, что при опросе родителей они оценивали черты характера своих детей даже выше, чем их сыновья и дочери. Заслуженная оценка способна их обидеть и разочаровать. Этот момент очень важно учитывать в работе Регионального центра.
Важно иметь представление об интеллектуальном и нравственном багаже инвалидов, их установках на этот счет. Не менее важно выявить их умение ориентироваться в социуме. Этой цели была посвящена группа вопросов анкеты. Один из них: знакомы ли Вы с законодательством об инвалидах? Хорошо знакомых оказалось лишь 10-11%, знакомых в общих чертах - от 27 до 39 %, остальные ничего о нем не знают (от 50 до 63 %). Этот серьезный пробел учитывает и стремится заполнить Региональный центр. Слабо знакомы слушатели и с органами социальной защиты. Они смогли назвать лишь отделы социального обеспечения, центры социальной помощи, Главное управление социальной защиты населения. Но это около половины опрашиваемых. Остальные ничего не знают и назвать не могут.
На вопрос: приходилось ли Вам бывать на мероприятиях для инвалидов - большинство ответило отрицательно (68 %). Любопытны ответы на вопрос о том, какие это были мероприятия, на которых побывали остальные 32 % молодых людей. Они достаточно разнообразны: соревнования по мини-футболу, легкой атлетике, смотры художественной самодеятельности, вечера отдыха, концерты, выставки, собрания, конкурсы поделок. Есть где проявить себя, поучаствовать, посоревноваться. Можно предположить, что многие инвалиды не получают необходимой информации об имеющихся возможностях, не рискуют себя показать, людей посмотреть, предпочитая привычную домашнюю обстановку. Наверное, и общество не проявляет должного внимания к ним и заботы о том, чтобы они не испытывали дискомфорта. В Региональном центре необходимо находить пути вовлечения молодых людей с ограниченными физическими возможностями в разнообразную повседневную университетскую жизнь.
Стремясь к образованию, поступившие в Региональный центр слушатели узнали о нем: кто из средств массовой информации (18%), кто от сотрудников системы социальной защиты (25%) или от сотрудников университета (21%), от родственников или знакомых (36%). Узнали о Региональном центре образования ЧелГУ и пришли или приехали сюда учиться. Они предпочли университет по серьезным причинам, только один человек назвал такую причину, как близость университета к месту проживания. Около 40 % сказали, что в университете есть интересующая их специальность, еще около 40 % ответили, что образование, которое дает университет, высоко котируется и около 23 % в качестве причины выбора университета назвали то, что в нем есть Региональный центр образования инвалидов.
Это накладывает на университет большие обязательства, что не может не отражаться на работе Регионального центра. За период сентября - ноября ему предстоит максимально помочь юношам и девушкам в возрасте от 17 до 25 лет определиться с выбором специальности, получить навыки самопознания, общения в университетской среде между собой, с преподавателями, руководителями Регионального центра. Им предстоит привыкнуть к университетскому режиму работы в аудитории, к самостоятельной работе в читальном зале, справочно-библиографическом отделе. Региональному центру предстоит помочь получить навыки самостоятельной работы, необходимые правовые, медицинские знания, приобрести компьютерную грамотность, освоить основы культуры речи и общения. И все это с учетом нездоровья, ограниченности физических возможностей. Успех в этой работе позволит молодым
людям перейти на подготовительное отделение, где их задачи будут не менее сложными.