Научная статья на тему 'Индивидуализация довузовского образования инвалидов в высшем учебном заведении'

Индивидуализация довузовского образования инвалидов в высшем учебном заведении Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
188
58
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Мартынова Е. А., Романенкова Д. Ф., Романович Н. А., Смирнова Л. Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Индивидуализация довузовского образования инвалидов в высшем учебном заведении»

ИНДИВИДУАЛИЗАЦИЯ ДОВУЗОВСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ ИНВАЛИДОВ В ВЫСШЕМ УЧЕБНОМ ЗАВЕДЕНИИ

Е. А. Мартынова, Д. Ф. Романенкова,

Н. А. Романович, Л. Н. Смирнова

Региональный центр образования инвалидов (РЦОИ) Челябинского государственного университета в рамках довузовской подготовки в течение октября-декабря реализуется задача адаптации слушателей-инвалидов к

Челябинск

вузовским условиям обучения. В задачи адаптации входит укрепление знаний и учебных умений в объеме средней школы. Кроме этого, необходимо привыкание к вузовскому режиму учебного труда, формам и методам интеллек-

туальной работы.

Специальная, адресованная слушате-лям-инвалидам адаптационно-образовательная программа РЦОИ включает в себя следующие учебные дисциплины: «Основы методики самостоятельной работы в вузе», «Информатика», «Русский язык. Культура речи и общения», «Основы психологических знаний»,

«Основы юридических знаний». Этот комплекс рассчитан на 12 учебных недель, завершается зачетами и составлением индивидуальных психолого-педагогических характеристик слушателей, которые затем получают преподаватели-предметники подготовительного отделения и в течение января-мая готовят слушателей к сдаче экзаменов.

Ведение любой дисциплины в специализированной программе РЦОИ ЧелГУ, выдвигает перед преподавателями следующие задачи:

• ознакомиться с личными делами слушате-лей-инвалидов;

• определить цель и задачи конкретного преподаваемого предмета, исходя из общей установки;

• определить порядок преподавания предмета, формы его изучения, роль самостоятельной работы, формы промежуточного и итогового контроля;

• выявить имеющийся уровень знаний, умений, навыков, представлений, привычек каждого слушателя, специфику восприятия ими учебного материала, слабые места и пробелы в знаниях;

• разрабатывать каждому слушателю индивидуальные задания для дополнительной работы по предмету.

Преподавателям подчас приходится учитывать проявляющуюся у слушателей переоценку знаний, умений и навыков, иллюзию взрослости. Кроме того, нужно считаться с тем, что учебный процесс в РЦОИ длится не годы, а месяцы и что учеба идет по программе средней школы, но в условиях высшего учебного заведения.

Для ведения образовательного процесса в РЦОИ формируется учебная группа в 2025 слушателей инвалидов. Преподаватели ведут с ними работу как фронтально, так и индивидуально. Обе формы по праву используются и выполняют свои функции. Задача заключается в том, чтобы найти их разумное и оптимальное сочетание. Готовых рецептов на этот счет нет, поэтому нужно экспериментировать, накапливать, анализировать и обобщать опыт.

В РЦОИ ЧелГУ имеется определенный опыт индивидуализации образовательной дея-

тельности, направленной на слушателей-инвалидов, на взаимодействие с ними педагогов и психологов с тем, чтобы совместными усилиями подготовить их к поступлению в университет и успешному обучению в нем с учетом ограничений физических возможностей.

Коллектив преподавателей и сотрудников РЦОИ в практической деятельности исходит из ряда положений относительно индивидуализации образовательного процесса, рассматривает ее как воплощение принципа индивидуального подхода. При этом речь идет не об абсолютной, а относительной индивидуализации. В реальной учебной практике учитываются в большинстве случаев индивидуальные особенности не каждого отдельного обучаемого, а группы с примерно сходными особенностями. Выборочно учитываются и сами особенности, прежде всего умственные способности, расстройство здоровья. Индивидуализация реализуется не во всем объеме учебной деятельности, а фрагментарно или в каких-то конкретных видах учебной работы и интегрирована с не индивидуализированной работой.

Цель индивидуализации образовательного процесса состоит в том, чтобы обучать, развивать и воспитывать эффективно. Индивидуализация обучения призвана усовершенствовать знания, умения и навыки каждого из обучаемых в отдельности, расширять знания тех, у кого есть специальные способности, уменьшить относительное отставание слушателей, обучающихся ниже своих возможностей, преодолевать абсолютное отставание слабоуспевающих. Развивающая цель индивидуализации

- формирование и развитие логического мышления, креативности и умений учебного труда, опираясь не только на наличный уровень, но и на зону ближайшего развития обучаемых. Воспитательная цель индивидуализации заключается в том, чтобы улучшить учебную мотивацию и развивать познавательные интересы, содействовать трудовому воспитанию, развитию индивидуальности обучаемых.

Индивидуальная направленность образовательного процесса обеспечивается рядом условий. Это, во-первых, рационализация учебно-познавательной деятельности обучаемых. С этой целью необходимо уделять особое внимание учебным и научным понятиям, а также приемам познания (наблюдение, сравнение, эксперимент, обобщение, вывод). Во-вторых, интенсификация процесса познания с помощью компьютерных, информационных и телекоммуникационных технологий. Они позволяют опираться на наглядность и образ-

ность, увеличивать объем усваиваемого материала, моделировать не воспринимаемые глазом человека объекты, процессы, явления, ускорять процесс учебного познания. Еще одно условие заключается в том, что индивидуальный подход должен быть не эпизодом, а постоянным элементом образовательного процесса, его подсистемой, которую логично завершать индивидуализацией оценивания знаний обучаемых.

Обучение опирается на интеллектуальные свойства обучаемого. Одни из них уже сформированы (актуальный уровень), для других имеются пока только предпосылки (зона ближайшего развития). Обучение будет развивающим, если оно ведется от достигнутого уровня. Если достигнутые уровни у обучаемых разные, то необходимо выявить уровень каждого из них. Изучение обучаемых, своего рода диагностику, следует рассматривать как предпосылку индивидуализации их обучения. Однако, эта диагностика не разовое мероприятие. В учебном процессе она его постоянно сопровождает, по существу сама, превращаясь в процесс.

Диагностике подвергаются уровень знаний, учебных умений, активность, внимание, память, мотивация. При определении уровня интеллектуального развития (обученность, обучаемость) критериями являются скорость усвоения информации, гибкость процесса мышления, связь конкретных и отвлеченных компонентов в мышлении. Для их выявления могут быть использованы такие формы, как выполнение заданий проблемного характера, самостоятельная проработка нового материала, выполнение творческих заданий, тестирование и т.п.

Помимо умственных способностей диагностированию подлежат учебные умения. Они нагляднее всего проявляются в самостоятельной работе с учебным материалом (при восприятии и обработке нового материала, при выделении из него существенного, структурировании, связывании нового материала с ранее пройденным, при обобщении, повторении и применении учебного материала). Очевидна связь между приемами умственного труда и выполнением учебных заданий.

Кроме обучаемости (умственные способности и учебные умения), диагностируется обученность (наличные знания, умения и навыки). При этом определяются знания по программам средней школы, а также знания, приобретенные за школьный период из литературы, СМИ, личного опыта и т.п. (кругозор). Одним из наиболее эффективных и удобных ме-

тодов диагностики, в этом случае, являются предметные тесты. Они содержат вопросы по всему предметному курсу и позволяют определить диапазон индивидуальных различий.

Партнерское взаимодействие с преподавателем формируется при условии активности обучаемого. В основе активности лежит любознательность и заинтересованность, осознание практической необходимости усваиваемого материала, интеллектуальное удовлетворение от выполненного задания. Путем наблюдения, бесед, анализа сочинений и анкет преподаватель изучает познавательную активность обучаемых. Она бывает репродуцирующего характера, когда активизируется память; интерпретирующего характера, когда активизируется логическое мышление; творческого характера, когда активизируется творчество, поиск. Основной формой активизации обучаемых является самостоятельная работа, которая индивидуальна по своей природе.

Преподаватель должен изучить также учебную мотивацию обучаемых, которая тоже индивидуальна. По характеру мотивация может быть познавательной (познавательные интересы и мотивы) и социальной (полезность, чувство долга, престиж, одобрение сверстников). У каждого обучаемого создается индивидуальная динамическая комбинация познавательных и социальных мотивов. В ней надо выделить личностные интересы как мощные побудители активности личности, которые по характеру могут быть аморфными, широкими, стержневыми или интерес к учению может отсутствовать. Отсюда и необходимость индивидуального педагогического воздействия.

Итак, при индивидуализации учебной работы с конкретными обучаемыми в первую очередь выявляются:

- обучаемость, т.е. общие умственные способности (в том числе креативность), а также специальные способности;

- учебные умения;

- обученность, которая состоит как из программных, так и внепрограммных знаний (кругозора), умений и навыков;

- познавательные интересы (на фоне общей учебной мотивации).

На учебный процесс оказывает влияние состояние здоровья обучаемых. Болезни оказывают отрицательное воздействие. Физические нарушения могут требовать создания специальных условий. Их необходимо учитывать при интегрированном обучении таких лиц.

Учитывая то, что довузовская подготовка обучаемых ориентирована на поступление в вуз, следует заранее иметь представле-

ние об учебных затруднениях, которые неизбежны на первом курсе. Образовательный процесс довузовского периода строит свою программу с учетом этих факторов и готовит обучаемых целенаправленно. Опросы показывают, что студенты первого курса, как правило, недостаточно осведомлены о том, какие требования предъявляет к личности избранная профессия, каковое ее содержание и функции, в чем состоят особенности учебной и внеучеб-ной работы, связанные с подготовкой к этому виду труда. Основные трудности студентов связаны с недостаточной подготовкой к выполнению самостоятельной работы (это отмечали до 78% опрошенных первокурсников), в частности при подготовке к семинарам и практическим занятиям; с неумением одновременно слушать и записывать лекции; с неумением конспектировать первоисточники, составлять тезисы, аннотации, рецензировать статьи, выступления.

Определенные трудности первокурсники испытывают при общении с профессорско-преподавательским составом вуза, однокурсниками. Мало кто из них имеет реальное представление об учебной работе студента. Многие недостаточно представляют отличия учебной работы студента и школьника. Тем более, мало кто осведомлен о логике, этапном становлении будущего специалиста. В довузовский период надо не только помочь слушателям в овладении различными видами учебной деятельности, во включении в разнообразные формы студенческой жизни, но и ориентировать на профессию, ее особенности и ценности. Готовя слушателей к вузовской учебе, необходимо активизировать собственные усилия обучаемых в получении высшего образования, формировать чувство личной ответственности за развитие своей индивидуальности.

Один из способов решения этой задачи

- вовлечение обучаемых в оценку своей учебной деятельности, ее самоконтроль как способ развития индивидуальности. Предметом самоконтроля являются собственные состояния и свойства человека как субъекта деятельности и общения. Выделяются два вида самоконтроля: аффективный (контроль своих чувств и желаний) и когнитивный (контроль представлений и мыслей). Состояния человека отражаются в его поведении, что дает основание говорить о поведенческом самоконтроле.

Путем наблюдений, бесед, анализа сочинений слушателей о себе, анализа соблюдения ими учебной дисциплины и других проявлений преподаватели получают представление об уровне самоконтроля каждого индивидуу-

ма. Это позволяет индивидуализировать работу по формированию необходимых навыков самоконтроля. В процессе обучения самоконтролю преподаватель дает установку на его осуществление, побуждает к нему обучаемых и подкрепляет это системой индивидуализированных практических заданий для выработки навыков.

Из различных аспектов индивидуализации образовательного процесса прежде всего остановимся на диагностике личности и учебы слушателей в Региональном центре образования инвалидов Челябинского государственного университета. Анализ накопленного опыта позволяет сформулировать ряд положений на этот счет.

Изучение будущих слушателей начинается до зачисления, в августе-сентябре. Это своего рода период ознакомительной диагностики, начало персонификации абитуриентов с ограниченными физическими возможностями. Здесь используется индивидуальная устная беседа о профессиональных намерениях и планах, опросник о жилищных условиях, наличии родителей (опекунов), братьев, сестер, образовании родителей, о наличии в семье орг- и электронной техники. Заполняется анкета абитуриента-инвалида, содержащая вопросы биографического характера, о месте жительства, окончании среднего общеобразовательного учреждения, месте работы родителей, о наличии у абитуриента дополнительного образования, интересах и увлечениях.

Молодые люди проходят первичное психологическое тестирование, пишут сочинение на тему «Моя будущая профессия». Это дает некоторое представление об их внутреннем мире, уровне грамотности, кругозоре, навыке письменного изложения своих соображений. Изучаются документы о среднем образовании, в том числе средний балл, оценки по предметам, соответствующим профилю избираемого факультета. Вместе со сведениями о состоянии здоровья, в том числе о факторах, затрудняющих учебу, формируется банк данных, на основании которого составляются персональные карты каждого слушателя РЦОИ на момент зачисления. В ходе учебного процесса они постоянно используются.

Уже в первую учебную неделю в рамках учебного расписания проводится предметная диагностика слушателей. При этом используются предметные тесты, диктанты, самостоятельные работы, учебные беседы. Этот, так называемый, нулевой срез дает преподавателям ориентировочное представление об индивидуальном уровне подготовки, обнаружи-

вает сильные и слабые стороны каждого слушателя по каждой учебной дисциплине. Преподаватели получают возможность составить ориентировочные планы индивидуальной работы со слушателями.

На основании ознакомительной и ориентировочной диагностики преподаватели внутри учебной группы начинают формировать подгруппы слушателей с примерно сходными особенностями, относящимися непосредственно к учебному процессу. Подгруппы по разным предметам могут не совпадать по персональному составу и корректируются в ходе образовательного процесса. Это деление необходимо для организации, прежде всего, индивидуальной аудиторной работы, но пригодно и для внеаудиторной работы.

Диагностика знаний, умений, навыков, поведения, черт характера, особенно влияющих на учебу, осуществляется также

в ходе образовательного процесса. Роль индикаторов здесь выполняют, прежде всего, контрольные, проверочные, самостоятельные и творческие работы. Кроме того, можно использовать индивидуальные задания. В ходе индивидуальных бесед по итогам их выполнения преподаватель дает возможность слушателям самим увидеть свои ошибки и слабые места, сравнив свои работы с образцами, практически приобщая их к самодиагностике и самоконтролю в учебном процессе.

В адаптационный период требуется учить слушателей предстоящей им в вузе аудиторной работе как в лекционно-поточной форме, так и на практических занятиях в студенческой группе. Задача здесь состоит в том, что необходимо помочь слушателям приобрести навык на лекции одновременно слушать ее, осмысливать и вести записи. Это сложно. Однако, дополнительная трудность заключается еще и в том, что темп выработки такого навыка у разных слушателей существенно различен: от сравнительно быстрого до очень медленного. Это неизбежно требует сочетать аудиторную фронтальную работу с внеаудиторной индивидуальной.

Можно предложить конкретные примеры из практики РЦОИ. Преподаватель начинает с разъяснения слушателям сути и приемов работы студента на лекции, дает рекомендации. Однако слушателям этого недостаточно. Знание и понимание того, как это надо делать, необходимо подкрепить соответствующим навыком. В РЦОИ эти задачи решаются в процессе преподавания «Основ методики самостоятельной работы в вузе».

Преподаватель этой дисциплины в на-

чале курса разъясняет суть и приемы работы студента на лекции, дает рекомендации. Следующие одна-две лекции читаются преподавателем уже без методических подсказок, тексты этих лекций преподаватель берет на проверку. Индивидуально каждому слушателю пишет развернутую рецензию о качестве его записей. При необходимости назначает индивидуальные консультации. В последующих лекциях перед чтением преподаватель дает слушателям задание сделать разметку на полях своих лекционных записей в соответствии с алгоритмом и снова проверяет выполнение задания. Далее индивидуальные консультации и, при необходимости, дополнительные занятия в этом направлении продолжаются.

Подобная работа позволяет индивидуализировать темп выработки нужного навыка у слушателей, имеющих разные стартовые позиции. Качество навыка при этом может быть от удовлетворительного до весьма хорошего. Кроме того, благотворное влияние на слушателей оказывает тот факт, что, по существу, каждый слушатель убеждается, что старший партнер (преподаватель) помогает именно ему (младшему партнеру). Обезличенная инструкция, данная всем на лекции, преобразуется в личный навык каждого слушателя.

Фронтальную работу на лекции можно сочетать с индивидуальной в целях фактического участия слушателей в читаемых им лекциях. Одновременно диагностируются их представления о предмете предстоящей лекции. Преподаватель, выделив время в конце лекции, которая предшествует лекции о конспектировании, может заранее дать задание слушателям на отдельном листе написать о том, что они знают о конспектировании и конспекте. Эти записи он собирает, анализирует и основательно использует во время чтения следующей лекции о конспектировании, которая строится с учетом представлений слушателей. После лекции о конспектировании раздаются листы с мнением слушателей и дается задание самим оценить то, что они написали заранее, сравнив с положениями, сформулированными в лекции. Листы после самоанализа слушателей преподаватель вновь собирает, анализирует и раздает слушателям с рецензиями и дифференцированными рекомендациями. После этого работа продолжается на индивидуальных консультациях и дополнительных занятиях.

По итогам ранее прочитанных тем на лекциях можно выделять время для письменных мини-опросов, содержащих вопросы не только на знание, но и на понимание материа-

ла. Так, по дисциплине «Русский язык. Культура речи и общения» это могут быть такие вопросы: «Язык и речь - это тождественные явления? Если да, то почему? Если нет, то почему? На каком языке общаются между собой многие студенты? Литературный русский язык. Что это такое?» Анализ ответов дает преподавателю основание для последующей индивидуальной работы.

Фронтальную работу на лекциях преподаватель может сочетать с индивидуальной, используя элементы учебной беседы, индивидуальные учебные карточки, наглядный материал и т. п.

В основе индивидуализации учебного процесса лежит самостоятельная работа слушателей. Без нее студенты не могут, в частности, успешно работать на семинарских занятиях. Прежде всего, речь идет о работе с книгой.

Слушатели РЦОИ готовятся к самостоятельной работе с книгой в вузе в рамках адаптационной программы по всем учебным дисциплинам в той или иной степени, но главным образом на занятиях по «Основам методики самостоятельной работы в вузе». Основная форма самостоятельной работы с книгой -обучение конспектированию.

Кроме навыков поиска книг, анализа их содержания, в РЦОИ даются знания по написанию рефератов. Этот вид работы выполняется как зачетный по дисциплинам «Основы психологических знаний», а также «Основы методики самостоятельной работы», где слушатели получают общие установки на этот счет. При этом слушатели уже попробовали себя в практическом поиске и описании книг, анализе их содержания, что, определенным образом позволяет подготовиться к работе по написанию рефератов. Инструктивный материал по реферированию дается слушателям фронтально, а практические попытки преподаватель курирует индивидуально, установив для каждого график индивидуальных консультаций.

Немаловажно дать слушателям знания о том, как оформлять реферат, как выступить с ним перед аудиторией. Каждый слушатель имеет не одну возможность выступить перед группой в качестве оратора, получая практику публичной речи. Полезно в группе обсудить и оценить выступления друг друга. На этот случай слушатели получают знания о рецензировании, а затем реализуют их на практике. Не все они в равной мере и одинаковом темпе овладевают этими премудростями. Именно это диктует необходимость в системе вести индивидуальное консультирование и дополнитель-

ные занятия.

Учебное расписание составляет основу систематической аудиторной работы слушателей, которая должна быть дополнена систематической работой за пределами учебной аудитории, системой самостоятельной работы. Необходимо изыскивать способы формирования навыков в этом направлении.

В Региональном центре для этого определился набор достаточно действенных приемов. Так, по русскому языку еженедельно (к понедельнику) слушатели дома пишут сочинения о себе, своей семье, своем городе (селе, деревне), своих друзьях, увлечениях, своей школе, учителях, о своем отношении к книгам, своей будущей профессии, о планах на будущее. Сюжеты близки каждому слушателю, связаны с ним лично. Это позволяет избежать формального отношения к выполнению задания, побуждает к мыслям, которые надо выразить в словах, а слова затем написать, соблюдая или не соблюдая правила орфографии, пунктуации, нормы литературного языка.

Выполнение таких «упражнений» в системе полезно и слушателям, и преподавателю, который проверяет работы. Система домашних сочинений дополняется системой работы над ошибками, которую тоже желательно избавить от формализма. Для этого каждый слушатель ведет рукописный орфографический словарь под названием «Словарь моих ошибок», с которым систематически работает. Возможные формы работы рекомендует преподаватель, слушатель может использовать их по своему выбору. Работу над ошибками преподаватель анализирует вместе со слушателями на индивидуальных занятиях.

В течение всего адаптационного периода каждый слушатель ведет словарь лексики, широко употребляемой в университетской жизни: аудитория, библиотека, каталог, семинар, сессия, университет, факультет, экзамен, декан, ректорат, профилакторий, задолженность, академический, монография, периодика, расписание, пересдача, компьютер, объявление, педагог, преподаватель, медицина, философский, стипендия, объяснительная, полемика, общежитие, фотоаппарат, фестиваль, реферат, дискуссия, рейтинг, рецензия, аннотация, библиография, презентация, коридор, образование, увлечение, коллектив, сувенир, демонстрация, предупреждение, присутствовать, коммуникация, аппаратура, приобретать, преобразование, рассказать и т.п. Эти слова включаются в словарные диктанты, с их использованием преподаватель дает индивидуальные задания, добиваясь выработки навыка грамот-

ного написания.

Кроме этого, в течение адаптационного периода слушатели ведут рукописные словарики молодежной лексики. При этом перед ними поставлена задача широко употребляемые слова (клево, стопудово, железно, офигеть, отпад, потрясно, мура, лажа, бабки, фуфло, впаривать, базар и т.п.) трактовать, комментировать и, что крайне желательно, снабжать как можно большим количеством синонимов из литературной, нормативной лексики. Такая работа носит индивидуальный характер и контролируется преподавателем.

Преподаватель «Основ психологических знаний» в лекционном курсе дает слушателям знания. Задача заключается в том, чтобы из абстрактных дефиниций перевести их в личный багаж каждого слушателя, стимулировать использование в повседневной жизни. Для того, чтобы индивидуализировать и персонифицировать полученные знания преподаватель практикует ведение дневников самонаблюдения, где каждый слушатель ежедневно фиксирует свое психическое и функциональное состояние, ищет его причину. При необходимости преподаватель дает индивидуальные консультации.

Итогом такой длительной внеаудиторной индивидуализированной работы является домашнее сочинение, где слушатели прослеживают изменения своего психического состояния, влияние этого фактора на учебу, определяют причины изменений, способы само-коррекции. Практическое применение знаний повышает интерес к ним, учит наблюдать, сравнивать, анализировать, связно излагать. Интерес к собственной личности позволяет избегать формализма, простого списывания. Тему реферата, который слушатели пишут по «Основам психологических знаний», они выбирают сами, исходя из своих склонностей.

Слушатели накапливают знания по основам психологии, результаты различных тестов относительно собственной личности. Преподаватель практикует на этой базе написание каждым слушателем собственного психологического автопортрета. В процессе такой индивидуализированной работы слушатели учатся самопознанию, самоанализу, систематической работе в этом направлении.

В довузовский период адаптационная работа со слушателями идет в направлении их профессионального самоопределения, по существу, адаптации не только к вузу в целом, а к определенному факультету, его своеобразию. Психолог РЦОИ знакомит слушателей с технологией выбора профессии и предлагает схе-

му действий, пользуясь которой каждый слушатель применяет эту технологию к самому себе. Отвечая на ряд вопросов, поставленных преподавателем, слушатели письменно излагают свои планы, близкие и далекие, представляют пути достижения целей, называют предполагаемые препятствия, имеющиеся ресурсы, чего им не хватает, излагают резервный вариант планов.

Возможности каждого слушателя тестируются преподавателем по целому ряду методик. Слушатели получают оценку своих реальных возможностей. Им дается задание выяснить востребованность избираемой специальности в реальной жизни. Слушатели самостоятельно характеризуют положительные и отрицательные стороны специальности с позиций ограничения своих физических возможностей. Завершающим шагом этой работы является сравнение слушателями своих размышлений с профессиограммами избираемых специальностей. Эта индивидуальная работа активизирует самих слушателей и позволяет оптимизировать их выбор.

Основной задачей при обучении слушателей информатике является формирование компьютерной грамотности, т.е. приобретение знаний, умений и навыков работы с компьютером. Причем важно не только научить слушателей информатике как учебному предмету, но что более важно - научить способам поиска и обработки информации средствами информационных и телекоммуникационных технологий, включая поиск в электронных каталогах и базах данных. Слушатели, пришедшие в РЦОИ, имеют разный уровень подготовки по информатике, поэтому преподаватель, оценив на первом занятии уровень подготовки каждого, делит группу на две подгруппы. Первая подгруппа изучает информатику практически «с нуля». В программу обучения входит знакомство с устройством компьютера, изучение операционной системы MS Windows, текстового процессора MS Word, электронных таблиц MS Excel, основ работы с глобальной сетью Интернет. Слушатели, имеющие базовые знания по информатике, входящие во вторую подгруппу, углубляют и расширяют имеющиеся у них знания. В программу их обучения входит работа с текстовым процессором MS Word, средством создания презентаций MS Power Point, графическим редактором Photoshop, изучение основных сервисов сети Интернет (электронной почты, системы World Wide Web, поисковых серверов и каталогов).

В процессе обучения слушатели учатся настраивать компьютер, исходя из имеющихся

у них физических ограничений. Использование компьютеров позволяет существенно повысить степень учета эргономических требований к учебным материалам: слушатель сам может выбрать размер и тип шрифта, убрать или переместить рисунки и т.п., изменить цвета, используемые при оформлении текста, подобрать степень яркости и контраста.

На занятиях по информатике каждый слушатель получает лист с заданием и рекомендациями по его выполнению. Это позволяет каждому работать в индивидуальном темпе, затрачивая на освоение тех или иных действий столько времени, сколько необходимо. Задача преподавателя - объяснить теоретические основы изучаемого материала и помочь слушателям выполнить задания, консультировать их в случае затруднений. Слушатели, которые успешно справляются с основными заданиями, получают индивидуальные дополнительные задания.

В процессе учебы инвалидов применение технических средств обучения стимулирует процессы саморазвития и самореализации. Использование слушателями информационных и телекоммуникационных технологий способствует мотивации познавательных и творческих процессов и усиливает компенсативные стремления и возможности. Это связано с тем, что процесс, в основном, определяется собственной активностью слушателя, самостоятельным выбором целей и способов усвоения материала, способностью и возможностями самоопределения в учении. Как правило, слушатели-инвалиды сами инициируют и организуют процесс своего учения с использованием технических средств обучения. Это способствует саморазвитию и самореализации: стимулирует абстрактное, логическое и образное мышление, повышает концентрацию внимания, восприятие, память, волевые качества. В ходе занятий по информатике каждый слушатель не только получает определенную сумму знаний, но учится самостоятельно их приобретать, работать с информацией, овладевать способами познавательной деятельности, которые в дальнейшем помогут ему повышать квалификацию, менять профессиональную ориентацию и т. д.

С приобретением этих навыков у сту-дентов-инвалидов формируется чувство положительной самооценки, свободы в выборе действий, поступков, ответственность за результаты своего труда, развиваются творческие способности. Освоение компьютерных технологий в ходе изучения информатики раз-

вивает индивидуальные качества личности за счет вовлечения слушателей в те виды самостоятельной деятельности, которые носят индивидуальный характер. Это поиск информации в сети Интернет, индивидуальная работа с мультимедийными обучающими программами, подбор информации для написания рефератов, индивидуальная научно-исследовательская

работа.

Индивидуальная работа на занятиях по информатике со слушателями, имеющими нарушения органов чувств, направлена на помощь в выборе наиболее эффективных способов восприятия учебного материала и выборе средств компенсации нарушенных функций. Так слушатели с нарушением зрения знакомятся с применением тифлотехнических средств обучения, расширяющих биологические возможности зрения и позволяющих экономно использовать остаточное зрение. С каждым из таким слушателей индивидуально проводится работа по освоению настроек компьютера, объясняются способы работы с телевизионным увеличивающим устройством, строчной лупой, диктофоном. Со слушателями с нарушением слуха проводится работа по разъяснению необходимости использования диктофона для записывания лекций и наушников для усиления звука при прослушивании записанного материала. Слушатели с нарушением опорнодвигательного аппарата получают индивидуальные консультации по специальной настройке компьютера и его использованию с учетом имеющихся у них ограниченной двигательной активности.

Сотрудники Регионального центра образования инвалидов ЧелГУ стремятся сделать довузовский образовательный процесс эффективным путем его индивидуализации, которая пронизывает преподавание всех дисциплин учебно-адаптационной программы РЦОИ, профориентационную работу, предметную подготовку. Фронтальная образовательная работа сочетается с индивидуальной с целью дойти до каждого абитуриента и оказать максимальное содействие в поступлении в вуз. Эта задача РЦОИ не единственная. Уже в довузовский период закладывается основа для успешной учебы в университете. В ЧелГУ создана и действует система сопровождения учебы студентов-инвалидов в течение всего периода обучения. Индивидуальный подход реализуется и в системе сопровождения учебы.

© Мартынова Е.А., Романенкова Д.Ф., Романович Н.А., Смирнова Л.Н., 2005

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.