УДК 378.147
ББК Ю940 ГСНТИ 14.29.41 Код ВАК 13.00.01
Романенкова Дарья Феликсовна,
кандидат педагогических наук, начальник Регионального центра образования инвалидов, доцент кафедры общей и профессиональной педагогики ФГБОУ ВПО «Челябинский государственный университет»; 454001, г. Челябинск, ул. Братьев Кашириных, 129; e-mail: [email protected]
Романович Наталья Анатольевна,
аспирантка, психолог Регионального центра образования инвалидов ФГБОУ ВПО «Челябинский государственный университет»; 454001, г. Челябинск, ул. Братьев Кашириных, 129; e-mail: [email protected]
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ И ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОФОРИЕНТАЦИОННОЙ РАБОТЫ С АБИТУРИЕНТАМИ-ИНВАЛИДАМИ В ВИРТУАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ1
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: профориентационная работа; довузовская подготовка; инвалиды; виртуальная образовательная среда; дистанционное обучение.
АННОТАЦИЯ. Статья посвящена описанию особенностей профориентационной работы, осу-
ществляемой с абитуриентами-инвалидами в вузе в виртуальной образовательной среде. Рассмотрены принципы и технологии дистанционной довузовской подготовки инвалидов, а также особенности их реализации при изучении психологии личности и профессионального самоопределения инвалидов.
Romanenkova Daria Feliksovna,
Candidate of Pedagogy, Head of the Regional Center of Education for Disabled People, Associate Professor of the Chair of General and Vocational Training, Chelyabinsk State University, Chelyabinsk.
Romanovich Natalia Anatolyevna,
Post graduate student, Psychologist in Regional Center for Education for Disabled People, Chelyabinsk State University, Chelyabinsk.
PSYCHOLOGICAL, PEDAGOGICAL AND TECHNOLOGICAL BASES OF CAREER-ORIENTATION WORK FOR DISABLED APPLICANTS IN VIRTUAL LEARNING ENVIRONMENT
KEY WORDS: career-orientation work; pre-university training; people with special needs; virtual learning environment; distance learning.
ABSTRACT. The article is devoted to description of peculiarities of career-orientation work for disabled university applicants in virtual learning environment. The principles and techniques of distance preuniversity training and peculiarities of their realization in the study of psychology and professional selfdetermination for people with special needs are described.
Создание условий, позволяющих получить качественное образование лицами с ограниченными возможностями здоровья (инвалидами), является одной из важнейших задач в области образования. Развитие информационных и телекоммуникационных технологий создало принципиально новые условия при работе с информацией в системе образования, что открывает новые широкие возможности получения высшего образования для такой категории населения, как инвалиды. В настоящее время доступность высшего образования для инвалидов является серьезной социальной и педагогической проблемой. Существуют барьеры на пути инвалидов к высшему образованию.
Во-первых, первичные нарушения у инвалида, обусловленные особенностями биологического функционирования организма (сенсорные, соматические, нарушения моторики, речи, письма, восприятия и т.д.), являются очевидным фактором, создающим препятствия для учебы в вузе. Их можно назвать «физическим барьером».
Во-вторых, к дополнительным трудностям, связанным с ограничениями физических возможностей, можно отнести необходимость систематического лечения, пропуски учебных занятий. Это вызывает пробелы в знаниях, недостаточную прочность знаний, неуверенность в себе и завтрашнем дне.
К тому же многие инвалиды испытывают затруднения при самостоятельной работе с учебниками, специальной литературой, источниками информации, отмечается психологическая неподготовленность к интенсивному режиму занятий, восприятию большого количества информации, повышенная утомляемость, замкнутость. Своеобразие в эмоциональной сфере приводит к социальной дезадаптации. Все это затрудняет освоение государственного стандарта вузовского образования студен-тами-инвалидами обычным для остальных студентов способом.
В таких случаях одним из оптимальных способов преодоления имеющихся трудностей для лиц с ограниченными воз-
1 Статья выполнена в рамках проекта «Психолого-педагогические технологии развития виртуальной образовательной среды для межкультурного взаимодействия»
© Романенкова Д. Ф. , Романович Н. А. , 2013
можностями здоровья является дистанционное обучение, представляющее собой часть технологий виртуальной образовательной среды. Существенное преимущество дистанционного обучения для студентов-инвалидов заключается в отсутствии жестких регламентированных требований к посещению занятий в виде лекций и семинаров. Каждый для себя определяет удобное время, место учебы, удобный темп работы, исходя из своих индивидуальных возможностей. Одно из главных достоинств дистанционного обучения - это его доступность, когда каждый желающий может при определенных условиях стать «виртуальным студентом». При такой форме обучения устраняются разного рода организационные барьеры, ограничивающие доступ людей к источникам знаний. Поэтому перспектива возможности получения высшего образования через ресурс виртуальной связи с преподавателем для человека, имеющего проблемы со здоровьем, представляется очень привлекательной, а для некоторых из них является единственным шансом реализовать свои образовательные потребности.
Технология обучения в виртуальной образовательной среде базируется на использовании ресурсов Интернета, что открывает широкие перспективы применению новых психолого-педагогических методик.
Виртуальная образовательная среда (с технологической точки зрения) - информационное пространство взаимодействия участников учебного процесса, порождаемое технологиями информации и коммуникации, включающее комплекс компьютерных средств и технологий, позволяющее осуществлять управление содержанием образовательной среды и коммуникацию участников [2. С. 5].
Виртуальная образовательная среда (в организационно-коммуникативном аспекте) - сложная самонастраивающаяся (подразумевает корректировку поведения, действий участников процесса коммуникации применительно к изменяющейся ситуации) и самосовершенствующаяся (подразумевает постепенное установление эффективной взаимосвязи, ее совершенствование по мере усвоения более сложных типов взаимосвязей) коммуникативная система, обеспечивающая прямую и обратную связь между обучающим, обучающимся и другими участниками учебного процесса [2. С. 6].
Дистанционное обучение является формой организации образовательного процесса в виртуальной образовательной среде, а комплексное использование специ-
альных информационных и дистанционных образовательных технологий - эффективным средством решения проблемы образования и социализации инвалидов. Концептуальной основой дистанционного обучения являются личностно-ориентированный и деятельностный подходы, отражающие основные принципы гуманистической педагогики.
Особенностью дистанционного обучения, в том числе и обучения инвалидов, является не столько то, что в нем представление и обмен учебной информацией осуществляется преимущественно с помощью средств телекоммуникаций, а то, что дистанционное обучение меняет содержание всех элементов учебного процесса. При дистанционном обучении происходит изменение модели образовательного процесса, когда в центре учебного процесса находятся обучаемые, которые играют активную роль в обучении, в основе учебной деятельности лежит сотрудничество, а суть обучения -развитие способностей к самообучению и исследовательской деятельности.
При дистанционном обучении стимулируются значимые для социализации процессы саморазвития и самореализации, собственной активности инвалидов. Инвалид не только получает определенную сумму знаний, но и учится самостоятельно их приобретать, тем самым происходит развитие социально значимых качеств личности, стремление познать мир, общаться. Развивается самоидентификация, усиливаются рефлексивные процессы.
Возможности виртуальной образовательной среды позволяют создать оптимальные психолого-педагогические, технологические условия для профессиональной ориентации молодых людей с инвалидностью, а также предметной подготовки, социализации и адаптации к будущему обучению в вузе.
В целом система довузовской подготовки направлена на коррекцию и восполнение пробелов, имеющихся у абитуриен-тов-инвалидов, допущенных на предыдущих стадиях социализации - адаптации и персонализации.
Мы рассматриваем довузовскую подготовку инвалидов как составную часть системы высшего образования для лиц с ограниченными физическими возможностями. Довузовская подготовка инвалидов является необходимым элементом в системе непрерывного образования, и мы рассматриваем ее как целостный педагогический процесс со специфическими формами, методами, средствами и технологиями обучения. Эта подготовка должна осуществляться на базе высшего учебного заведения. Суще-
ственным фактором успешности довузовской подготовки является использование кадрового, технологического, научно-методического потенциала вуза.
Охарактеризуем частные дидактические принципы, на которых базируется дистанционная довузовская подготовка инвалидов в виртуальной образовательной среде [5].
Принцип сочетания on-line и offline технологий. Технология on-line, реализуемая с использованием системы Adobe Acrobat Connect Pro, позволяет организовать онлайн-занятие, которое является одной из организационных форм учебного процесса в дистанционной довузовской подготовке. Преподаватель ведет урок «у доски», используя заготовки слайдов с ключевыми моментами изучаемого материала и записями и объяснениями по ходу урока. Применение специальных технических средств, таких как интерактивная доска у преподавателя и планшеты у слушателей, вебкамеры и микрофоны, позволяют максимально эффективно проводить онлайн-занятие. Технология off-line на базе системы дистанционного обучения Moodle позволяет слушателю работать в удобном темпе, индивидуально настраивая представление учебного материала.
Принцип интерактивности предусматривает наличие оперативного взаимодействия, прежде всего, между слушателем-инвалидом и учебным материалом. Например, в ходе выполнения заданий-тренажеров в тестовой форме слушатель получает не просто информацию о правильности или неправильности выполненного задания, но и анализ его ошибки и подсказку, которая должна привести его к верному выполнению. Эффективным является использование интерактивных флэш-тренажеров, основное достоинство которых
- непосредственное участие обучающегося в получении информации или результата, а также работа со своими ошибками, что напрямую влияет на качество обучения.
Принцип доступности учебных материалов. Подбор и разработка учебных материалов производятся с учетом того, чтобы предоставлять этот материал в различных формах так, чтобы инвалиды с нарушениями слуха получали информацию визуально, с нарушениями зрения - ауди-ально (например, с использованием программ-синтезаторов речи) или с помощью тифлоинформационных устройств. Слушатель-инвалид сам может выбрать размер и тип шрифта в системе дистанционного обучения, изменить цвета, подобрать степень яркости и контраста.
Принцип постоянной обратной
связи. При дистанционном обучении, основанном на контролируемой самостоятельной деятельности обучающихся, возрастает необходимость организации постоянной поддержки учебного процесса со стороны преподавателя. Немаловажную роль играет и психологическое сопровождение обучения. Обеспечение взаимодействия всех участников учебного процесса организовано через такие деятельностные элементы как диалоги, обмен сообщениями, форумы, причем обратная связь всегда носит персональный, а не обобщенный характер.
Принцип сочетания индивидуальных и коллективных форм работы. Дистанционное обучение, индивидуализированное по самой своей сути, должно предусматривать возможности коммуникаций не только с учителем, но и с другими обучающимися, сотрудничества в процессе познавательной деятельности. Виртуальная учебная группа - это относительно постоянный учебный коллектив, который не должен быть лишь формальным объединением дистанционных слушателей. Важно проводить мероприятия, способствующие сплочению группы, направленные на совместную работу, обсуждение, принятие группового решения. Этот принцип имеет важнейшее воспитательное значение для социализации и успешной интеграции слуша-теля-инвалида в коллектив сверстников и общество в целом.
Принцип осуществления индивидуального подхода с учетом физических нарушений, предусматривающий дозирование учебных нагрузок, применение специальных приемов обучения, использование технических средств обучения, посредством чего обеспечивается направленное педагогическое воздействие на слушателя-инвалида, основанное на знании и учете особенностей его развития, физических нарушений и структуры его личности.
Принцип формирования индивидуальной образовательной траектории. Это принцип осуществления индивидуализации в условиях новой парадигмы, которая относится в первую очередь к деятельности обучающегося как субъекта собственного образования. Задача состоит не только в том, чтобы слушатель получил знания, умения, компетенции, но и в том, чтобы он вышел на качественно новый уровень развития, используя личностный и интеллектуальный потенциал. Важная функция преподавателя при этом - поддержать обучающегося в его деятельности - способствовать его успешному продвижению по выбранной траектории, облегчить решение возникающих проблем, помочь усвоить большую и разнообразную информацию.
На практике дистанционное довузовское обучение инвалидов в виртуальной образовательной среде реализовано в образовательном процессе Регионального центра образования инвалидов Челябинского государственного университета.
Основой учебного процесса в Региональном центре образования инвалидов является инновационная образовательнореабилитационная программа довузовской подготовки. Образовательно-реабилитационная программа состоит из двух групп дисциплин:
- адаптационные дисциплины, ориентированные на дальнейшее интегрированное обучение в вузе (основы методики самостоятельной работы в вузе, психология личности и профессиональное самоопределение, информационные технологии, основы правовых знаний);
- дисциплины предметной подготовки, необходимые для сдачи вступительных испытаний (русский язык, математика, обществознание, история, биология и т.п.).
Остановимся подробнее на профориентационной работе с абитуриентами-инвалидами в виртуальной образовательной среде. Важность профориентационной работы для абитуриентов-инвалидов заключается в том, что зонами риска для них в плане профессионального самоопределения является выбор профессии без учета своих профориентационных возможностей. Это проявляется в переоценке собственной личности, своих склонностей и способностей и может привести к дальнейшему ухудшению физического и психического здоровья.
По мнению С. Н. Кавокина, круг профессий, доступных для обучения, неоднозначен для лиц, страдающих разными патологиями, например, для инвалидов с заболеваниями органов кровообращения и болезнями органов дыхания или иными заболеваниями. Это обусловлено различным характером нарушений функций органов при разных патологиях. В этой связи для инвалидов становится невозможным выполнение тех или иных трудовых операций, и, следовательно, ограничивается возможность обучения ряду профессий [3. С.54]. Поэтому главная проблема заключается в том, что инвалид в силу имеющихся у него ограничений в здоровье не имеет возможности выбрать любую понравившуюся ему специальность.
В целом ряд исследований (Е. Е. Дмитриева, Н. А. Бурцева и др.) и ежегодно накапливающийся собственный опыт работы с инвалидами свидетельствуют о низкой готовности молодых инвалидов к профессиональному выбору и необходимо-
сти целенаправленного воздействия на этот процесс [1. С. 1-13]. Причем такая работа должна проводиться с инвалидами своевременно, на этапе, предшествующем вузовскому обучению, а именно - в период довузовской подготовки при высшем учебном заведении.
Данное обстоятельство предопределило использование в учебном процессе довузовской подготовки специально разработанного дистанционного авторского курса, направленного на рациональное профессиональное самоопределение и адресованного учащимся с ограниченными возможностями здоровья. Этот курс позволяет актуализировать и обогатить знания инвалидов в области психологии человека и его профессионального самоопределения, создать целостную картину их индивидуальных профессиональных возможностей [7].
Дистанционное изучение дисциплины «Психология личности и профессиональное самоопределение» в сети Интернет не просто знакомит инвалидов с психологией как наукой о душе, о внутреннем мире человека, но и активизирует процессы самонаблюдения, самопознания, самовоспитания, саморазвития и саморегуляции учебной деятельности, общения и жизнедеятельности в целом. Достигается это за счет воздействия на когнитивную, мотивационно-деятельностную и эмоциональноволевую сферы личности.
Основная роль, выполняемая информационными и телекоммуникационными технологиями в дистанционном обучении - обеспечение учебного диалога. В этих условиях особое значение приобретают технологии педагогического сопровождения обучающихся, технологии взаимодействия всех субъектов образовательного процесса. Одной из таких технологий организации и сопровождения учебной деятельности являются вебинары.
Определим понятие «вебинар». В переводе с английского языка «webinar» (web-based seminar) - семинар, организованный при помощи web-технологий. То есть в широком смысле под вебинаром понимается мероприятие по передаче знаний в сети Интернет, организованное с помощью программного обеспечения. Вебинару присущ главный признак семинара - интерактивность [4].
Вебинары появились не так давно, но их использование настолько интенсивно, что уже накоплено большое количество инструментов и средств, которые могут быть использованы при проведении дистанционного обучения с использованием интерактивных on-line технологий.
Интернет-занятия, проводимые в
форме вебинаров, ориентированы на осознание трудностей, совместный поиск и активизацию сил для решения значимых для инвалидов проблемных вопросов:
- вопросы самопознания, саморегуляции, самоопределения, самореализации - преодоление чувства неполноценности, повышение уверенности в себе, поиск смысла жизни;
- вопросы, связанные с обучением, возможными способами деятельности, оптимальным выбором профессии, планированием жизненного и профессионального пути;
- вопросы взаимоотношений - поиск друга, партнера, преодоление страхов и барьеров в общении, преодоление конфликтов.
В ходе вебинара участники видят преподавателя и материалы занятия, слышат выступление, могут задавать вопросы и получать на них ответы. За счет этих возможностей достигается эффект присутствия и полноценное взаимодействие между участниками вебинара. И все это - в режиме реального времени.
С помощью чата можно быстро получить от всех слушателей ответы на вопросы. Если же сценарий вебинара предполагает развернутый ответ, то тогда преподаватель передает участнику микрофон. Эффективным средством обратной связи при проведении вебинара являются голосования и опросы, позволяющие в реальном времени собрать информацию от слушателей по тому или иному вопросу.
На начальном этапе работы преподаватель обеспечивает знакомство слушателей друг с другом, освоение ими азов межперсональной и групповой коммуникации, развитие умений участвовать в диалоге, вести дискуссию.
Важнейший раздел дисциплины «Психология личности и профессиональное самоопределение» связан с проблемой профессионального самоопределения и призван познакомить абитуриентов-инвалидов с проблемой выбора профессии, с факторами, влияющими на профессиональный выбор, потребностями современного рынка труда, а также мотивировать учащихся к ответственному профессиональному выбору.
Для обеспечения учебного диалога используются технологии педагогического сопровождения слушателей-инвалидов, технологии взаимодействия всех субъектов образовательного процесса. Педагогическое сопровождение дистанционного обучения предполагает конструирование и применение педагогических технологий опосредо-
ванного и непосредственного общения преподавателя и обучающихся с использованием электронных телекоммуникаций и дидактических средств. Педагогическое сопровождение должно обеспечивать реализацию принципа личностно-ориентированного, индивидуализированного, субъект-субъектного образования, принципа непрерывного образования, принципа гуманного отношения к обучающемуся, оказание ему помощи и поддержки. Преподаватель, осуществляющий дистанционное обучение, должен обладать профессионально-значимыми качествами, быть ориентированным на развитие личности обучающихся, их способностей, уметь решать образовательные задачи и обладать умением проектировать как свою деятельность, так и совместную деятельность с обучающимися, быть готовым к сотрудничеству и сотворчеству [6].
Занятия, направленные на профессиональное самоопределение, в обязательном порядке предполагают обратную связь (уровень интерактивности) как в режиме реального времени, так и в асинхронной форме. Поскольку необходимой частью системы дистанционного обучения является контролируемая самостоятельная работа, то в рамках обозначенной дисциплины важное значение имеет асинхронная система общения между преподавателем и обучаемым. Такой вид дистанционного общения необходим для обмена информацией (вопросы, консультации, дополнительный материал, контрольные задания), позволяет абитуриентам-инвалидам и преподавателю анализировать полученные сообщения и отвечать на них в любое свободное время. Обучаемым предоставляется возможность самостоятельной работы по усвоению изучаемого материала.
В ходе изучения дистанционного курса «Психология личности и профессиональное самоопределение» предусмотрены лекции, практические занятия, тесты, самостоятельные задания, домашние сочинения, дневники самонаблюдений.
В результате организованной профориентационной работы, выстроенной с учетом современных возможностей виртуальной образовательной среды и осуществляющейся в рамках довузовской подготовки, повышается образовательный уровень знаний слушателей-инвалидов, достигается ознакомление с правилами выбора и содержательной стороной профессий, формируется психологическая готовность к адекватному, осознанному профессиональному выбору.
ЛИТЕРАТУРА
1. Бурцева Н. А. Программа профессиональной реабилитации в системе комплексной реабилитации ребенка-инвалида // Доступность высшего образования для инвалидов : мат-лы итоговой междунар. конф. (Челябинск, 26-28 мая 2003 г.). Челябинск : Челяб. гос. ун-т, 2003.
2. Вайндорф-Сысоева М. Е. Виртуальная образовательная среда : категории, характеристики, схемы, таблицы, глоссарий. М. : МГОУ, 2010.
3. Кавокин С. Н. Образование инвалидов как компонента их комплексной реабилитации // Инновации в российском образовании. Специальное (коррекционное) образование. М. : Изд-во МГУП, 2000.
4. Кондратьева В. М. Что такое вебинар? // Информатика и образование. 2011. № 7.
5. Романенкова Д. Ф. Основные принципы создания региональной системы дистанционного обучения детей-инвалидов // Инновации на основе информационных и коммуникационных технологий: мат-лы междунар. науч.-практ. конф. - М.: МИЭМ, 2011.
6. Романенкова, Д.Ф. Педагогическое сопровождение дистанционного обучения // Инновационные информационные технологии: мат-лы междунар. науч.-практ. конф. - М.: МИЭМ, 2012.
7. Романович Н. А. Педагогическое содействие профессиональному самоопределению инвалидов в процессе довузовской подготовки при высшем учебном заведении: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Челябинск, 2012.
Статью рекомендует д-р пед. наук, проф. Е. А. Мартынова.