Научная статья на тему 'Требования к специальным условиям обеспечения инклюзивного образования инвалидов в организациях профессионального образования'

Требования к специальным условиям обеспечения инклюзивного образования инвалидов в организациях профессионального образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
5048
584
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ИНВАЛИД / ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБУЧЕНИЕ / СПЕЦИАЛЬНЫЕ УСЛОВИЯ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБУЧЕНИЯ / PROFESSIONAL EDUCATION / DISABLED PEOPLE / INCLUSIVE EDUCATION / SPECIAL CONDITIONS FOR INCLUSIVE EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мартынова Елена Александровна, Романенкова Дарья Феликсовна

Проведен анализ изменений, введенных в систему профессионального образования законом «Об образовании в РФ» в части закрепления норм инклюзивного обучения инвалидов. Дана характеристика инклюзии как принципа достижения доступности профессионального образования путем приспособления образовательных организаций и образовательных программ к разнообразным потребностям и индивидуальным особенностям обучающихся инвалидов. На основе отечественного и зарубежного опыта приведена систематизация требований к специальным условиям обеспечения инклюзивного образования инвалидов в организациях профессионального образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SPECIAL CONDITIONS REQUIREMENTS FOR securing INCLUSIVE EDUCATION OF DISABLED PEOPLE AT PROFESSIONAL education INSTITUTions

The analysis of the changes introduced into the vocational education system by the law “On Education in the Russian Federation” is carried out in the article securing the norm concerning inclusive education of disabled people. Inclusion is regarded as the principle of the achievement of professional education availability by means of educational institutions and programmes adaptation to the different needs and individual circumstances of disabled students. The systematization of the requirements for securing inclusive education of disabled people at vocational education institutions based on national and international experience is presented in the article.

Текст научной работы на тему «Требования к специальным условиям обеспечения инклюзивного образования инвалидов в организациях профессионального образования»

УДК 377.5, 378.14

Мартынова Елена Александровна

доктор педагогических наук, профессор кафедры общей и профессиональной педагогики Челябинского государственного университета [email protected]

Романенкова Дарья Феликсовна

кандидат педагогических наук, начальник Регионального учебно-научного центра инклюзивного образования Челябинского государственного университета [email protected]

ТРЕБОВАНИЯ К СПЕЦИАЛЬНЫМ УСЛОВИЯМ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ИНВАЛИДОВ В ОРГАНИЗАЦИЯХ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Проведен анализ изменений, введенных в систему профессионального образования законом «Об образовании в РФ» в части закрепления норм инклюзивного обучения инвалидов. Дана характеристика инклюзии как принципа достижения доступности профессионального образования путем приспособления образовательных организаций и образовательных программ к разнообразным потребностям и индивидуальным особенностям обучающихся инвалидов. На основе отечественного и зарубежного опыта приведена систематизация требований к специальным условиям обеспечения инклюзивного образования инвалидов в организациях профессионального образования.

Ключевые слова: профессиональное образование, инвалид, инклюзивное обучение, специальные условия инклюзивного обучения.

Martynova Elena Alexandrovna

Doctor of Pedagogy, Professor of the Department of General and Professional Pedagogy, Chelyabinsk State University [email protected]

Romanenkova Darya Feliksovna

PhD in Pedagogy, Head of the Regional Educational Scientific Center of Inclusive Education, Chelyabinsk State University [email protected]

SPECIAL CONDITIONS REQUIREMENTS FOR SECURING INCLUSIVE EDUCATION OF DISABLED PEOPLE AT PROFESSIONAL EDUCATION INSTITUTIONS

The analysis of the changes introduced into the vocational education system by the law “On Education in the Russian Federation” is carried out in the article securing the norm concerning inclusive education of disabled people. Inclusion is regarded as the principle of the achievement of professional education availability by means of educational institutions and programmes adaptation to the different needs and individual circumstances of disabled students. The systematization of the requirements for securing inclusive education of disabled people at vocational education institutions based on national and international experience is presented in the article.

Key words: professional education, disabled people, inclusive education, special conditions for inclusive education.

Данная работа посвящена разработке требований к условиям инклюзивного обучения инвалидов в организациях профессионального образования исходя из основополагающих международных документов, российского законодательства и анализа имеющегося международного и отечественного опыта образования инвалидов.

Важнейшим ориентиром социальной и образовательной политики наших дней стала Конвенция о правах инвалидов, принятая Резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН от 13 декабря 2006 г., которая закрепила международные требования в отношении возможности инвалидов вести независимый образ жизнедеятельности, всесторонне участвовать во всех аспектах жизни путем обеспечения для них наравне с другими доступа к физическому окружению, к транспорту, к информации и связи, включая информационно-коммуникационные технологии и системы, а также к другим объектам и услугам, открытым или предоставляемым для населения [1]. В области образования Конвенция закрепила право инвалидов на инклюзивное образование на всех уровнях, чтобы инвалиды могли иметь доступ к общему, профессиональному образованию, профессиональному обучению, образованию для взрослых и обучению в течение всей жизни без дискриминации и наравне с другими. В основу инклюзивного образования положена образовательная стратегия, исключающая любую дискриминацию и обеспечивающая доступность образования для всех и создание образовательного пространства, соответствующего различным потребностям и индивидуальным особенностям всех обучаемых. Основополагающие принципы доступности образования формулируются как обеспечение права на образование в течение всей жизни в соответствии с потребностями личности, адаптивность системы образования к уровню подготовки, особенностям развития, способностям и интересам человека, как свободу выбора получения образования согласно склонностям и потребностям каждого человека, создание условий для его самореализации, свободного развития способностей, включая предоставление права выбора направленности обра-

зования, форм получения образования, форм обучения и самой организации, осуществляющей образовательную деятельность. Содержание образования должно содействовать взаимопониманию и сотрудничеству между людьми и народами независимо от расовой, национальной, этнической, религиозной и социальной принадлежности, учитывать разнообразие мировоззренческих подходов, способствовать реализации права обучающихся на свободный выбор мнений и убеждений, обеспечивать формирование и развитие личности в соответствии с принятыми в семье и обществе духовно-нравственными и социокультурными ценностями. Содержание профессионального образования должно обеспечивать получение квалификации, адекватно уровню личностного развития и потребностей обучающихся [2; 3].

Инклюзия как принцип достижения доступности профессионального образования для инвалидов подразумевает приспособление условий получения образования к различным нуждам и физическим ограничениям учащихся инвалидов и может осуществляться только в контексте реальных взаимоотношений, когда уже в студенческие годы молодыми инвалидами осваиваются разнообразные виды деятельности, общения, регулируется самооценка, приобретается поддержка и дружба ровесников, уверенность в своих силах, формируется мировоззрение и духовное содержание человека с инвалидностью, готовность жить и работать в быстро меняющемся мире. Профессиональное становление в условиях инклюзии - это наиболее действенный способ реальной социализации инвалидов, который позволяет максимально обеспечить их социализацию и самостоятельную жизненную активность [4].

Инклюзивные подходы в образовании не являются новыми для нашей страны. Так, законодательство в области социальной защиты инвалидов в Российской Федерации предусматривает предпосылки для реализации инклюзивного обучения. В части профессиональной реабилитации и образования инвалидов государство должно обеспечивать инвалидам получение профессионального образования на всех уровнях в соответствии с индивидуальной программой реабилитации. Для инвалидов, нуждающихся в специальных условиях для получения профессионального образования, должны создаваться специальные профессиональные образовательные учреждения различных типов и видов или соответствующие специальные условия в профессиональных образовательных учреждениях общего типа.

Сегодня инклюзивное образование в Российской Федерации регулируется недавно принятым Федеральным законом «Об образовании» [5]. Закон вводит такие ключевые понятия как «обучающийся с ограниченными возможностями здоровья» - физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, препятствующие получению образования без создания специальных условий, и «инклюзивное образование» - обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей. С введением этого закона для профессиональных образовательных организаций, а также организаций, осуществляющих образовательную деятельность по программам профессионального обучения, создание специальных условий, способствующих получению профессионального образования инвалидами, стало обязательным требованием. При необходимости профессиональное образование и обучение студентов с ограниченными возможностями здоровья осуществляются на основе образовательных программ, адаптированных при необходимости для их обучения с учетом особенностей психофизиологического развития, индивидуальных возможностей.

Таким образом, в национальную систему образования включены новые принципиально важные положения об образовании инвалидов и требования к его доступности. Механизмом реализации этих положений является внесение специальных требований к условиям инклюзивного обучения в федеральные государственные образовательные стандарты профессионального образования [6].

Так как принцип инклюзии и исключения какой-либо дискриминации означает полное равенство обучающихся инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья с остальными людьми в отношении свободы выбора получения образования согласно склонностям и потребностям, исходя из личных профессиональных интересов, то первоосновой для разработки стандартов должно стать требование предоставления инвалидам права выбора форм получения образования, форм обучения, направленности образования и самой организации, осуществляющей образовательную деятельность. Принципиально важным также является требование, в соответствии с которым не допускается дифференциация и какие-либо ограничения по сравнению с остальными студентами в части характеристик направлений подготовки, характеристик профессиональной деятельности выпускников-инвалидов, требований к результатам освоения программ по направлению подготовки, требований к структуре предлагаемых программ по направлению подготовки.

Необходимо, чтобы по окончанию обучения выпускники-инвалиды должны освоить те же области и объекты профессиональной деятельности, что и остальные выпускники, и быть готовыми к выполнению всех обозначенных в федеральных государственных образовательных стандартах видах профессиональной деятельности и решению всех указанных в стандартах профессиональных задач. Не должны быть какие-либо дифференциации и ограничения государственными стандартами в отношении профессиональной деятельности выпускников-инвалидов. В результате освоения программы подготовки у выпускника-инвалида должны быть сформированы те же общекультурные, общепрофессиональные и профессиональные компетенции, что и у всех выпускников. В то же самое время важно понимание, что сам процесс формирования требуемого идентичного со всеми студентами пакета компетентностей у инвалидов в связи со спецификой их личностного социального опыта и ограниченными физическими возможностями, различными нозологиями инвалидностями требует дополнений в содержание программы подготовки, а именно ее вариативного блока и, что особенно важно, условий ее реализации, создаваемых в образовательной организации. Формирование требуемых компетенций в учебно-воспитательной среде образовательной организации должно быть максимально обращено к развитию позитивных индивидуальных личностных и профессиональных качеств студента-инвалида, его потребности в самоорганизации, самоопределении и развитии функциональных качеств в избранном направлении подготовки. Образовательная организация обязана сформировать профессиональную и социокультурную толерантную среду, необходимую для формирования у студента-инвалида необходимых компетенций и всестороннего развития его личности. Особое внимание при обучении инвалидов следует обратить на формирование в учебно-воспитательном процессе таких социокультурных компетенций как способность формирования адекватной и осознанной гражданской позиции, способность использовать основы экономических и правовых знаний в различных сферах своей жизнедеятельности, способность работать в коллективе, способность к самоорганизации и самообразованию, способность к поддержанию и регулированию своего здоровья, в том числе использовать методы и средства физической культуры для обеспечения полноценной социальной и профессиональной деятельности с учетом имеющихся физических ограничений. Большое значение при организации инклюзивного образования имеют также материально-технические условия формирования компетенций, связанных с работой с информацией. Специфика состоит в том, что работа с информацией, а, зачастую, и весь процесс приема-передачи необходимой учебной информации, должен осуществляться с использованием специальных технических и программных средств, которые реализуют преобразование информации в формат, доступный для восприятия инвалидов, имеющих сенсорные и локомоторные нарушения. Эти условия обязательно должны быть отражены в образовательных программах в части требований к условиям их реализации. Важны общие условия доступной безбарьерной среды, обеспечение доступа в здания организаций, осуществляющих образовательную деятельность, а также условия, которые должны быть конкретизированы в соответствии с тем или иным видом и направлением подготовки. Они включают в себя использование специальных образовательных программ и методов, специальных учебников и дидактических материалов, специальных технических средств обучения, предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь, проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий, и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ обучающимися с ограниченными возможностями здоровья [7; 8; 9].

В целом, как показывает отечественный и зарубежный опыт инклюзивного обучения инвалидов, требования к специальным условиям организации образовательного процесса для обучения инвалидов в организациях учреждениях профессионального образования могут быть сгруппированы по следующим главным направлениям.

Требования к организационному обеспечению образовательной организации:

- Создание в образовательной организации специального структурного подразделения, ответственного за обучение инвалидов или придание соответствующих полномочий и ответственности существующим структурным подразделениям.

- Регулирование деятельности образовательного учреждения по образованию инвалидов локальными нормативными актами.

- Ведение специализированного учета инвалидов на этапах их поступления, обучения, трудоустройства.

- Размещение информации о наличии условий для обучения инвалидов на сайте образовательного учреждения.

Требования к кадровому обеспечению:

- Введение в штат образовательных учреждений должности тьютора с целью педагогического сопровождения образовательного процесса инвалидов.

- Введение в штат образовательных учреждений должности педагога-психолога, который должен иметь профессиональную подготовку по программам инклюзивного образования.

- Дополнительная подготовка преподавателей с целью получения знаний о психофизиологических особенностях инвалидов, специфике приема-передачи учебной информации, применения специальных технических средств обучения с учетом разных нозологий.

- Введение в штат образовательных учреждений должности сурдопереводчика для обеспечения образовательного процесса студентов с нарушением слуха.

Требования к доступности зданий учебных заведений и безопасного в них нахождения:

- Обеспечение доступности прилегающей к образовательному учреждению территории, входных путей, путей перемещения внутри здания для различных нозологий.

- Наличие специальных мест в аудиториях для инвалидов.

- Наличие оборудованных санитарно-гигиенических помещений для студентов с различными нозологиями инвалидности.

- Наличие системы сигнализации и оповещения для студентов различных нозологий.

Требования к материально-техническому обеспечению образовательного процесса:

- Наличие звукоусиливающей аппаратуры, мультимедийных средств и других технических средств приема-передачи учебной информации в доступных формах для студентов с нарушениями слуха.

- Наличие брайлевской компьютерной техники, электронных луп, видеоувеличителей, программ невизуального доступа к информации, программ-синтезаторов речи и других технических средств приема-передачи учебной информации в доступных формах для студентов с нарушениями зрения.

- Наличие компьютерной техники, адаптированной для инвалидов со специальным программным обеспечением, альтернативных устройств ввода информации и других технических средств приема-передачи учебной информации в доступных формах для студентов с нарушениями опорно-двигательного аппарата.

Требования к адаптации образовательных программ и учебно-методическому обеспечению образовательного процесса для инвалидов:

- Включение в вариативную часть образовательной программы специализированных адаптационных дисциплин (модулей).

- Выбор методов обучения, осуществляемый образовательным учреждением, исходя из их доступности для инвалидов.

- Обеспечение обучающихся инвалидов печатными и электронными образовательными ресурсами в формах, адаптированных к ограничениям их здоровья.

- Выбор мест прохождения практик для инвалидов с учетом требований их доступности для данных обучающихся.

- Установление образовательным учреждением особого порядка освоения инвалидами дисциплины «физическая культура».

- Проведение текущей и итоговой аттестации с учетом особенностей нозологий инвалидов.

- Разработка при необходимости индивидуальных учебных планов и индивидуальных графиков обучения инвалидов.

Требования к организации образовательного процесса с использованием дистанционных образовательных технологий:

- Использование средств организации электронного обучения, позволяющих осуществлять прием-передачу информации в доступных формах в зависимости от нозологий

- Обеспечение обучающихся инвалидов учебно-методическими ресурсами в формах, адаптированных к ограничениям их здоровья.

- Обеспечение сочетания on-line и off-line технологий, а также индивидуальных и коллективных форм работы в учебном процессе, осуществляемом с использованием дистанционных образовательных технологий.

Требования к комплексному сопровождению образовательного процесса:

- Реализация дополнительных образовательно-адаптационных программ довузовской (предпрофессиональной) подготовки инвалидов при организации профессионального об-

разования.

- Использование методик профессиональной диагностики с целью оптимального выбора инвалидом направления подготовки в соответствии с индивидуальной программой его реабилитации.

- Сопровождение вступительных испытаний абитуриентов-инвалидов.

- Осуществление комплексного сопровождения образовательного процесса инвалидов в соответствии с индивидуальной программой реабилитации.

- Создание в образовательном учреждении толерантной среды.

- Создание безопасных условий жизнедеятельности в образовательной организации. Наличие отделения поликлиники или медпункта в образовательном учреждении.

- Осуществление содействия трудоустройству выпускников-инвалидов и их закреплению на рабочих местах.

Совокупность разработанных требований будет способствовать развитию нормативнометодического обеспечения и практики организации инклюзивного обучения инвалидов в организациях профессионального образования, сближению национальной системы профессионального образования с мировыми и европейскими стандартами инклюзивного обучения инвалидов.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЕ ССЫЛКИ

1. Конвенция о правах инвалидов. Равные среди равных. М., 2008.

2. К обществам знания. Всемирный доклад ЮНЕСКО. Париж, 2005.

3. Бермус А.Г. Модернизация образования. Философия, политика, культура: монография. М., 2008.

4. Мартынова Е.А. Социальные и педагогические основы построения и функционирования системы доступ-

ности высшего образования для лиц с ограниченными возможностями здоровья: монография. Челябинск, 2002.

5. Об образовании в Российской Федерации: Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273 // СПС «Консультант Плюс».

6. Мартынова Е.А. Принципы инклюзивного образования инвалидов и их обеспечение законодательством РФ для системы высшего профессионального образования // Достижения вузовской науки: сб. науч. тр. Новосибирск, 2013.

7. Мартынова, Е.А., Романенкова Д.Ф. Модель центра образования инвалидов в Челябинском государственном университете на основе системы интегрированного обучения. // Вопросы образования. 2006. № 2.

8. Птушкин Г.С. Проектирование структуры и содержания профессионального образования инвалидов: монография. Новосибирск, 2009.

9. Романенкова Д.Ф. Особенности реализации профессиональных образовательных программ с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий с учетом условий обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья // Современные проблемы науки и образования: сетевой журнал. 2013. URL: www.science-education.ru/110-9841 (дата обращения: 19.08.2013).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.