роль и значение совершенствования ДОВУЗОВСКОЙ ПОДГОТОВКИ В СИСТЕМЕ непрерывного профессионального образования
Н. В. Моисеева
В данной статье на основе опыта работы факультета довузовской подготовки и среднего профессионального образования Мордовского государственного университета рассматриваются вопросы довузовской подготовки школьников в системе непрерывного образования, показываются пути ее совершенствования на основе инновационных принципов и методов обучения.
Не секрет, что в последнее время более пристальное внимание уделяется проблемам, возникающим в системе непрерывного образования, где непрерывность рассматривается как фундаментальный принцип современного образования, который должен осуществляться на всех его этапах и прежде всего между средним и высшим образованием. Снижение качества подготовки в общеобразовательной школе в настоящее время признается практически всем обществом, включая работников сферы образования. Такое положение вызвано целым рядом как объективных, так и субъективных причин. Последние семнадцать лет характеризуются непрерывными реформами в образовании, которые зачастую носят прямо противоположный характер. В результате в 2005 году уже на уровне руководства Министерства образования и науки РФ было констатировано: учащиеся общеобра-
зовательной школы не в состоянии справиться с нагрузкой, определяемой Государственным стандартом минимума содержания образования. По словам министра А. А. Фурсенко, объем учебной нагрузки в школах должен быть снижен минимум на 25 %, а по мнению идеолога разработки действующих стандартов академика РАО
О. Д. Днепрова, они превышают возможности учащихся в несколько раз.
Высшее и среднее образование — это относительно самостоятельная система, целевой функцией которой является систематическое обучение и воспитание молодежи, ориентированные на овладение ими определенными знаниями, умениями, навыками. Современные социально-экономические условия вызывают качественные и количественные изменения практически всех сторон деятельности высшей школы — от содержания образования специалистов
и организации работы вуза, материально-технического оснащения учебного процесса до форм взаимодействия с различными предприятиями и организациями. В то же время вопросы совершенствования высшего образования концентрируются прежде всего вокруг проблемы взаимосвязи между вузами и средней школой. Что же касается проблемы подготовки абитуриентов к последующему обучению в вузе, то они обусловлены противоречиями между:
— возросшими требованиями к абитуриентам и неудовлетворительным уровнем подготовки выпускников школ;
— желанием молодых людей получить высшее образование и их неумением самостоятельно организовать процесс подготовки к конкурсным экзаменам;
— методами контроля знаний в школе и новыми технологиями проверки знаний, умений и навыков у абитуриентов и студентов вуза;
— традиционными методами, формами организации учебного процесса в школе и новыми целями, стоящими перед высшим профессиональным образованием;
— несовершенством системы вступительных испытаний и необходимостью отбора абитуриентов, способных успешно осваивать вузовские предметы;
— потребностями общества в людях с развитыми способностями и отсутствием методики их выявления;
— с введением Единого государственного экзамена и модернизацией высшего профессионального образования задача подготовки к экзаменам станет не столь актуальной, но резко возрастет проблема выявления у абитуриентов способностей и качеств, необходимых для успешной учебы в вузе, а в дальнейшем — для профессиональной деятельности.
В результате совершенствование довузовской подготовки в системе непрерывного профессионального образования становится как никогда актуальной для отечественной педагогической науки. С одной стороны, понятно, что сегодня сложились исключительно благоприятные условия для перехода системы довузовской подготовки (СДП) на новый уровень развития, на котором она может стать, если не системообразующей, то по крайней мере ведущей в сфере российского образования. С другой стороны, переход на новый уровень сдерживается тем, что:
— довузовская подготовка как образовательная деятельность существует, однако, правового статуса и своих образовательных учреждений не имеет;
— до сих пор не сформирована нормативная база этой подготовки;
— недостаточно разработано содержательное ядро;
— не сформирован целостный учебно-методический комплекс, сориентированный на специфические формы работы с абитуриентами;
— до сих пор не существует обстоятельной концептуально-теоретической проработки в функциях этой образовательной структуры, ее возможностей интеграции с существующими региональными системами образования;
— увязка целей, содержания учебной информации, методов, организационных средств с тестовой системой контроля в единую технологическую цепочку, то есть разработка технологий подготовки абитуриентов в условиях региональной системы непрерывного профессионального образования является важнейшей научно-педагогической проблемой, стоящей перед всей системой образования.
Сложность отбора содержания образования в системе довузовского образования часто не учитывает, что подготовительные программы временно и неизбежно будут заменены, отсюда возникает необходимость в разработке новых принципов отбора содержания образования для качественной подготовки будущих абитуриентов, которые бы учитывали особенности их возраста и специфические потребности и особенности довузовского образования. С их учетом необходимо решать задачу общего развития абитуриентов, в программы обучения следует включать материал, способствующий развитию креативности, самостоятельности мышления, оказывающий содействие формированию готовности абитуриентов к обучению в вузе. Эти программы могут быть реализованы разными способами: в виде ссылок на теоретические задачи, в виде вопросов, подлежащих усвоению и применению при изучении той или иной темы. Нужны программы, направляющие весь педагогический процесс и его носителей на обучение, развивающие творческие возможности слушателя. Обучение абитуриентов творческой познавательности способствует познанию слушателями своих скрытых возможностей, которые можно и нужно стимули-
ровать, развивать в самостоятельной учебной деятельности. Динамика научно-технического прогресса вызвала резко выраженную потребность в систематически сознательном управлении творческой деятельностью прежде всего в науке и технике. В психологии установлено, что характер познавательной деятельности личности в целом формируется в период школьного обучения. Поэтому способы решения творческих задач следует начинать не на вузовском этапе обучения, а в средней школе — это самые наилучшие условия в системе довузовского образования. Поэтому традиционная установка на запоминание известных фактов и положений, так называемое углубление знаний, не отвечает уже задачам нового времени. Необходимо наряду с решением этих задач развивать творческие способности человека. Вследствие этого существующие учебные программы дополнительного обучения не удовлетворяют новым потребностям. В условиях дополнительного обучения невозможно создать новое содержание образования, но изменить его направленность от заучивания известных фактов к поиску нового знания вполне возможно. При отборе содержания довузовского образования должны учитываться принципы, разработанные в педагогике, которые обеспечивали бы успех организации системы довузовской подготовки школьников.
Первый принцип — принцип соответствия содержания профессиональной подготовки ее целям. Дело в том, что система образования всегда характеризуется взаимосвязью, единством четырех элементов: целей образования, состава учащихся, содержания образования и методов обучения. С точки зрения формирования готовности абитуриента к продолжению обучения в высшей школе как цели педагогической деятельности это значит, что в подготовке будущего студента обязательно должно быть предусмотрено соответствие содержания и методов обучения, обеспечивающих обозначенную готовность к этому направлению в своей профессиональной деятельности.
Второй принцип — принцип изоморфности содержания довузовского образования абитуриентов содержанию соответствующих дисциплин вуза. В соответствии с этим принципом в содержание подготовки должны войти научные знания о человеке, сущности и взаимосвязи категорий «индивид», «личность», «субъект деятельности», «индивидуальность» и специ-
альные знания, входящие в профессиональную подготовку конкретного вуза.
Согласно принципу человеческого подхода к формированию содержания профессиональной подготовки у будущих студентов необходимо вырабатывать отношение к индивидуальности человека, в том числе школьника, как к высшей ценности, признание его права на свободу, счастье, развитие и творческое проявление своих физических и духовных сил. Гуманистическая цель дополнительной подготовки диктует, с одной стороны, необходимость создания в рамках учебного процесса условий для развития творческой индивидуальности, формирования индивидуального стиля деятельности будущего студента. С другой стороны, важно обеспечить готовность будущего студента к осуществлению самостоятельной учебной деятельности.
Суть принципа изоморфности содержания обучения вероятному содержанию профессиональной деятельности заключается в обеспечении профессиональной направленности образования. Данный принцип означает, что вероятные задачи деятельности профессионала должны составлять основу профессиональной подготовки студентов. В качестве профессиональной специализации могут выступать учебные направления с учетом профиля вуза: «Введение в профессию», «Инженерная графика», «Рыночная экономика», «Английский разговорный», «Русский язык и культура речи», «Медицинская биология и химия» и др.
Наличие в учебном плане профильных дисциплин предполагает, с одной стороны, начальное изучение этих дисциплин на понятийном уровне, с другой — необходимостью подготовки выпускников к основному выбору будущей специальности. Исследования показывают, что включение в учебный план различных профильных дисциплин, а также ориентация самих учебных групп на определенный профиль дают возможность учесть мотивационные установки, индивидуальные интересы учащихся, усилить механизм самоорганизации и саморегулирования в учебных группах на основе постоянной диагностики и происходящих в педагогической среде информационных процессов.
Принцип внутри- и междисциплинарной интеграции знаний будущего студента обусловлен психологическими закономерностями развития индивидуальности школьника как целостности, то есть в единстве во взаимосвязи сфер
психики, всех сторон личности. Только при условии синтеза, интеграции социально-педагогических, психологических, общетеоретических и профессиональных научных знаний она обеспечит глубокое знание природы индивидуальности человека, закономерностей ее развития, методов изучения современной картины мира и формирования знаний и умений.
Принципы прогностического подхода к отбору содержания образования вынуждают вносить определенные коррективы в подготовку будущих студентов, которые должны не только ориентироваться на получение знаний в школе, но и быть готовыми к обновлению и своей позиции, и профессиональной компетентности в связи с ожидаемыми изменениями требований в профессиональной области.
В соответствии с принципом выделения ведущих идей и понятий в содержании профессиональной подготовки будущих студентов следует включать наиболее необходимые универсальные перспективные элементы научного знания, передового профессионального опыта, которые потребуются студентам в будущей практической деятельности.
Таким образом, при отборе содержания довузовского образования необходимо ориентироваться не только на существующие учебные программы (стандарты), но и руководствоваться современными принципами, регулирующими процесс обучения, а также на применение инновационных форм и методов обучения в системе довузовского образования. При использовании тех или иных методов и форм обучения необходимо учитывать цели и особенности довузовской подготовки. Основной целью довузовского обучения является формирование готовности слушателей к продолжению образования в вузе по избранной специальности, а это предполагает не дальнейшее углубление знаний, а подготовку и адаптацию будущего студента к условиям вузовского обучения, а для этого нет нужды в «натаскивании» и заучивании знаний, необходимых для воспроизведения на экзаменах. Необходимо создавать условия для общего развития слушателей, осуществить преемственность между школьным и вузовским обучением. Отсюда очевидно, что школьные методы обучения не всегда отвечают целям и задачам довузовского образования. Поэтому в отличие от школьных методов обучения методы, применяемые в до-
вузовском обучении, условно можно назвать инновационными. Их особенность не в противопоставлении школьным методам, а в их дополнении при решении новых педагогических задач, отличных от условий общеобразовательной школы.
В самом общем виде можно сказать, что в школьной модели обучения доминирующее положение занимает обучающий. Именно он определяет все параметры процесса: цели, содержание, формы и методы, средства и источники обучения. В силу объективных фактов обучаемый в школьной модели занимает подчиненное, зависимое положение, и не имеет возможности серьезно влиять на планирование и оценивание процесса обучения. Его участие в реализации обучения в силу тех же причин также достаточно пассивно: ведь его основная роль — это восприятие социального опыта, передаваемого обучающим.
В вузовской модели ведущая роль принадлежит самому обучающемуся. Студент — один из равноправных субъектов процесса обучения, испытывающий глубокую потребность в самостоятельности, что должно играть ведущую роль в процессе всего образования. Задача преподавателя сводится в конечном итоге к тому, чтобы поощрять развитие студента, оказывать помощь в поиске необходимой информации. Основной характеристикой процесса обучения становится процесс самостоятельного поиска знаний, умений и навыков и развития профессионально значимых качеств.
Значение опыта обучаемого в школьной модели весьма незначительно. Он может быть использован лишь в качестве отправной точки обучения. Основное значение имеет опыт преподавателя либо автора учебника. Соответственно основными видами технологии учебной деятельности являются придаточные формы: монолог (рассказ, беседа), наглядные (телевизионные передачи), программированные (работа с компьютером).
С точки зрения вузовской модели человек аккумулирует значительный опыт, который может быть использован в качестве источника обучения. Функцией обучающего в этом случае является оказание помощи обучающемуся в выявлении наличного опыта последнего. Основными при этом становятся соответствующие формы занятий с применением приемов проблематизации и диалогизации: лаборатор-
ные эксперименты, решение конкретных задач, интерактивные методы обучения (различные виды деловых игр, дискуссии).
В рамках школьной модели готовность обучаемого к обучению определяется в основном внешними причинами: принуждением, давлением общества, семьи, друзей, угрозой жизненной неудачи в случае отказа и т. д. Обучаемые согласны и вынуждены учить одни и те же предметы, поэтому их учебу можно строить по единому стандарту, предусматривающему однообразное постепенное изучение отдельных, не связанных друг с другом дисциплин. Главной задачей обучающегося в этом случае становится создание искусственной мотивации.
В вузовской модели готовность обучающихся учиться определяется их потребностью в изучении чего-либо для решения конкретных проблем. Поэтому обучающийся играет ведущую роль в формировании мотивации и определении целей обучения. В этом случае задача обучающего состоит в том, чтобы создать ему благоприятные условия: снабдить необходимыми методами и материалами, которые помогли бы выяснить свои потребности.
В школьной модели обучаемые ориентируются на приобретение знаний впрок, будучи уверенными, что большинство из них, если и пригодятся им в жизни, то позже. Целью обучаемых становится заучивание как можно большего количества знаний, умений, навыков и качеств про запас, без конкретной связи с практикой. Курс обучения строится по разделам учебных дисциплин, следуя логике предмета.
В рамках вузовской модели обучающиеся стремятся применить полученные знания и навыки уже сегодня, чтобы более эффективно действовать. Соответственно курс обучения строится на основе развития определенных аспектов компетенции обучающихся и ориентируется на решение жизненных задач. Деятельность обучающегося заключается в приобретении тех конкретных знаний, умений и навыков, которые необходимы ему для решения важной проблемы. Обучение строится по междисциплинарным модулям (блокам).
В реальной практике невозможно встретить ситуацию, в которой вузовская модель обучения и ее принципы были бы применимы целиком и в полном объеме. Задача состоит не в том, чтобы «отменить» школьную модель, а в том,
чтобы по мере взросления человека, все больше применять в его обучении вузовские методы обучения. Это положение полностью относится к ситуации обучения абитуриентов. Из вышеуказанного следует, что в ряду приоритетных задач довузовского образования, связанного с инновационной стратегией, на новый период очевидными являются задачи обучения (переподготовки) самих преподавателей. Это предполагает три основные цели:
1) формирование нового стиля управления процессом обучения, новой личностной позиции и новых смыслов организации учебно-воспитательного процесса;
2) формирование нового типа аналитического и вместе с тем проектно-конструктивного мышления, помогающего строить картину учебно-воспитательной ситуации в динамике всех ее переменных;
3) формирование нового диалогического стиля коммуникабельной и интеллектуальной деятельности, новых способов социальных и межличностных взаимодействий, направленных на совместное построение проектов и программ (их реорганизацию в ходе осуществления), которые обеспечивают функционирование и взаимосвязь всех компонентов учебновоспитательной ситуации.
В связи с этим существенно изменится роль преподавателя (это и не школьный учитель, но и не преподаватель вуза). Преподаватель перестает быть «единоличным» хранителем истины и знаний. На его долю выпадает роль руководителя учебного проекта и коллеги — на смену авторитарной педагогике приходит педагогика сотрудничества.
Исходя из сказанного можно сделать вывод, что оптимальным представляется такой способ проектирования и организации образовательного процесса в системе довузовского образования в университете, при котором:
— основной акцент делается на организацию активных видов познавательной деятельности обучающихся;
— организация самостоятельной работы осуществляется абитуриентами и преподавателями на паритетных началах;
— преподаватель выступает в роли педаго-га-менеджера и режиссера обучения, готового предложить абитуриентам минимально необходимый комплект средств обучения, а не только передает информацию;
— учебная информация используется как средство организации познавательной деятельности, а не как цель обучения;
— обучающийся выступает в качестве субъекта деятельности наряду с преподавателем, а его личностное развитие выступает как одна из главных образовательных целей.
В то же время имеется и ряд трудностей, с которыми встречаются абитуриенты в учебном процессе: а) большой объем информации; б) неумение планировать свое время; в) неумение организовать самостоятельную работу. Эти трудности связаны в первую очередь с изменением форм и методов обучения; недостаточной сформирован-ностью навыков самостоятельной работы; недостаточным развитием познавательных интересов.
Поэтому в учебной деятельности следует специально выделить задачи развития и саморазвития учебной деятельности будущих абитуриентов:
1. В мотивационной сфере важно вызвать потребность в овладении учебной деятельностью, стремление совершенствовать способы и приемы конспектирования лекций, желание развивать у себя рефлексивные процессы, стремление к постановке целей своей будущей профессиональной деятельности.
2. В интеллектуальной сфере важно развить умственные действия, сформировать приемы переработки и фиксации лекционного материала, развить гибкость, мобильность, осознанность мышления как профессионально значимые качества, умение видеть проблемы, противоречия, находить способы решения и решать учебные задачи и т. д.
3. В эмоциональной сфере важно обеспечить формирование самооценки результатов учебной деятельности, ее отдельных компонентов, а также предупреждение или подавление тревожности.
4. В волевой сфере необходимо развить целеустремленность, самостоятельность в выполнении учебных действий.
5. В предметно-практической сфере важно развить творческие способности в области педагогической теории и практики (способность к постановке проблем, нахождению способов их решения, анализу ситуации и др.).
6. В экзистенциальной сфере важно вырабатывать ценностные ориентации, связанные с избранной профессией.
Поступила 25.12.08.
7. В сфере саморегуляции необходимо вырабатывать независимость взглядов, суждений, подходов и т. п., контроля результатов своей деятельности, необходимо развивать рефлексивные прогрессы (анализ учебных и познавательных действий, самоконтроль и самооценку), развивать способность управлять своим состоянием (эмоциональным, волевым, мотивационным), поведением во время лекционного занятия.
Необходимо также при формировании учебной деятельности опираться на силы саморазвития самих абитуриентов. Поэтому важно научить абитуриентов самих ставить учебные задачи:
— научиться определять свои цели для всего занятия (или отдельных его этапов);
— научиться при слушании лекции думать вместе с преподавателем;
— научиться в лекции видеть самые важные для профессиональной деятельности мысли, важные для себя лично;
— научиться основным приемам конспектирования (сокращениям слов, условным обозначениям, аббревиатурам, выделениям и пр.) и их применению на лекциях;
— научиться оценивать собственные действия (учебные и познавательные).
Таким образом, в довузовской модели обучения ведущая роль принадлежит самому обучающемуся — абитуриенту. Взрослые обучающиеся, испытывающие глубокую потребность в самостоятельности, должны играть ведущую роль в процессе своего образования. Задача преподавателя сводится в конечном итоге к тому, чтобы поощрять и поддерживать развитие взрослого к самоуправлению, оказывать помощь обучающемуся в определении параметров обучения и поиске информации. Основной характеристикой процесса обучения становится процесс самостоятельного поиска знаний, умений, навыков и развитие профессионально значимых качеств. В реальной практике невозможно встретить ситуацию, в которой довузовская модель обучения и ее принципы были бы применимы целиком и в полном объеме. Задача состоит не в том, чтобы «отменить» школьную модель, а в том, чтобы по мере взросления человека все больше применять в его обучении вузовские принципы обучения.