ские, управленческие, правоведческие курсы, а также дисциплины, развивающие информационную культуру специалиста. Например: «Технология информационно-аналитической деятельности», «Информационные технологии в управлении», «Разработка управленческих решений», «Таможенное право» и др.
Третий подэтап, заключительный (5-й курс), сопряжён с длительной стажировкой за рубежом в стране изучаемого языка и подготовкой дипломного исследования. На этом этапе происходит апробация сформированных навыков, окончательное оформление профессионального облика, - имиджа международника.
Безусловно, все три подэтапа вузовского этапа социализации личности предполагают систематическую внеаудиторную работу, выходящую за рамки учебного плана и обусловленную задачами формирования культуры досуга, привития навыков творческой самореализации личности.
СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА С ИНВАЛИДАМИ
М.Э.Бочко
ЗАНЯТОСТЬ ИНВАЛИДОВ В РЕГИОНЕ: ПРОБЛЕМЫ, ПУТИ РЕШЕНИЯ
Проблема всесторонней профессиональной реабилитации и занятости инвалидов, включения их в активную общественную жизнь является актуальной для всего мирового сообщества. Для России она обострена как в силу отсутствия ее практического решения, так и по причине неблагоприятной динамики роста численности инвалидов с учетом факторов современной экономической ситуации, обусловившей обнищание большой части населения.
В социальной политике в отношении инвалидов прослеживаются два основных направления - традиционное (пассивное) и активное. До начала 90-х годов эта политика сводилась преимущественно к определению той потери, которая возникла у человека в связи с инвалидностью, и к ее компенсации в денежной или натуральной форме. Такой подход приводил к цивилизованной изоляции этой части населения от обыденной и общественно-политической жизни. При этом инвалиды рассматривались как люди, неполноценные в обыденном смысле этого слова и нуждающиеся в покровительстве государства. Вместе с тем существовала довольно развитая система специализированных предприятий, использующих труд инвалидов, которые в условиях рыночной экономики стали неконкурентоспособными по сравнению с коммерческими структурами. Предоставление инвалидам различных льгот в условиях бюджетного дефицита стало затруднительным, к тому же это противопоставляло здоровых и инвалидов, что формировало негативное отношение к последним, а также различных категорий инвалидов друг к другу, кроме того, порождало пассивность части инвалидов в отношении участия в реабилитационных процессах, иждивенческие настроения в ожидании льгот и компенсаций1.
В 90-х годах при реформировании общественных отношений и экономики в России не была просчитана их социальная цена, которая, в частности, проявилась в значительном росте числа инвалидов (до одного миллиона в год). Это прямой результат ухудшения здоровья населения, качества лечения, дороговизны лекарств, общего неблагополучия народа, военных действий и катастроф2. Усилилась нагрузка на социальных работников, резко увеличились расходы государственного бюджета на выплату пенсий, льгот, дотаций. Все это привело к необходимости смены социальной политики. Признано, что лишение инвалидов возможно-
сти принимать полноправное участие в жизни общества чревато такими материальными и нематериальными издержками, которые могут превысить прямые затраты, связанные с доступом инвалидов во все сферы общества.
С принятием в 1995 году Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» впервые в социальной политике государства в отношении инвалидов было принято реабилитационное направление, понимаемое как система мер по устранению или возможно более полной компенсации ограничений жизнедеятельности инвалида в целях восстановления его социального статуса, достижения материальной независимости; была также определена государственная политика в области занятости инвалидов через предоставление им прав и гарантий на рынке рабочих мест. Комплекс правовых норм нового российского законодательства намечает новую организационную форму решения проблем трудового устройства инвалидов, основой которой должно быть рабочее место для инвалидов. В организационную систему помощи инвалидам введены индивидуальные программы реабилитации инвалидов (ИПР), решающие вопросы комплексно. Профессиональная реабилитации инвалида и включает весь круг вопросов взаимной адаптации инвалида и рабочего места.
В ходе хозяйственной реформы стала преимущественной локальная форма регулирования вопросов формирования банка рабочих мест для инвалидов. За законодательством сохранились наиболее фундаментальные, имеющие значение для формирования системы, вопросы. Положение инвалидов, работающих на конкретных рабочих местах, решается в регионах, на предприятиях в рамках действующего законодательства и локальных правовых актов.
Одним из примеров такого решения проблем занятости инвалидов на региональном уровне, в частности, является принятие в 1997 году по инициативе областной службы занятости губернатором Челябинской области постановления от 30.07.97. №563 «О мерах по обеспечению занятости инвалидов и других категорий граждан, особо нуждающихся в социальной защите», устанавливающего на территории области для всех организаций с численностью работников свыше 30 человек обязательную трехпроцентную квоту для приема на работу инвалидов. При наличии законодательной базы по введению квоты для приема на работу инвалидов (федеральные законы «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» и «О занятости населения в Российской Федерации») на уровне региона был принят нормативно-правовой акт, регулирующий механизм и порядок установления квоты - постановление губернатора Челябинской области от 01.12.97. №789 «Об утверждении Временного порядка квотирования рабочих мест для трудоустройства инвалидов» (в ред. Постановления губернатора области от 08.10.1998. №508).
В результате была значительно расширена база рабочих мест для трудоустройства инвалидов. Рабочие места, предоставляемые ежемесячно работодателями, не выполняющими установленную квоту, составляют областной специализированный банк вакансий для инвалидов, который содержит в настоящее время от 600 до 800 вакансий. Финансовые средства, поступающие от работодателей, не выполняющих установленную квоту, являются дополнительным источником для создания рабочих мест для инвалидов.
Проблема занятости инвалидов должна решаться путем разработки и реализации региональных программ занятости инвалидов, объединяющих все финансовые ресурсы региона. В Челябинской области политика занятости инвалидов нашла отражение в областной межведомственной «Программе профессиональной реабилитации и содействия занятости инвалидов», реализовавшейся в 1998-2000 годах и в разрабатываемой в настоящее время аналогичной программе на 20012003 годы. В этих программах, на основе реальных потребностей инвалидов (по
118
03 годы. В этих программах, на основе реальных потребностей инвалидов (по данным индивидуальных программ реабилитации инвалидов) и реальных источников финансирования, во взаимодействии с заинтересованными ведомствами, общественными организациями инвалидов и решается проблема трудовой занятости инвалидов в регионе.
В 1998-2000 году органами медико-социальной экспертизы области было разработано 5 196 ИПР с соответствующими рекомендациями по профессиональной реабилитации и показаниями по трудоустройству, из них 14 - для инвалидов I группы, 139 - II группы и 5 043 - III группы. Все эти инвалиды являются потенциальными клиентами службы занятости, кроме тех, конечно, кто выберет самостоятельный поиск работы. Приводим результаты разработки органами медико-социальной экспертизы области индивидуальных программ реабилитации инвалидов в 1998-2000 годах.
Таблица 1
Результаты разработки органами МСЭ области индивидуальных программ реабилитации инвалидов
ИПР с показаниями по трудоустройству 1998 1999 2000
Всего 857 1563 2776
В том числе:
инвалидам I группы 0 2 12
инвалидам II группы 11 13 115
инвалидам III группы 846 1548 2649
Для сравнения, в табл. 2 приведены показатели обращений инвалидов в областную службу занятости по вопросу трудоустройства за этот же период. В общей сложности в областную службу занятости за период с 1998 по 2000 год обратилось 4 689 инвалидов (или 90,3% от числа инвалидов, которым были разработаны индивидуальные программы реабилитации).
Таблица 2
Обращения инвалидов в областную службу занятости по вопросу трудоустройства
Число обращений, чел. 1998 1999 2000
Всего 1498* 1456 1735
В том числе:
инвалидам I группы 2 2 3
инвалидам II группы 9 17 35
инвалидам III группы 1487 1437 1697
* В данном показателе учитывается также количество инвалидов, обратившихся в службу занятости в 1-м квартале 1998 года без предъявления ИПР (до введения на территории области с 01.04.98 г. порядка работы органов службы занятости с инвалидами на основе ИПР).
Органы Государственной службы занятости в решении проблем содействия трудоустройству инвалидов используют наряду с так называемыми «пассивными» направлениями (поддержание доходов инвалидов - пособия по безработице, материальная помощь) и «активные» направления политики занятости (трудоустройство на квотированные, новые, созданные с участием службы занятости рабочие места, профессиональная ориентация и профессиональное обучение, участие в общественных работах, содействие предпринимательству). Табл. 3 дает представление о том, какую долю в общей структуре расходов Государственного фонда занятости населения (ГФЗН) по содействию занятости инвалидов составляют «ак-
тивные» и «пассивные» направления деятельности службы занятости (для сравнения, взяты показатели 1997-го и 1998-2000 годов, т.е. после внедрения ИПР).
Таблица 3
Сравнительная характеристика направлений финансирования мероприятий областной службы занятости по содействию занятости инвалидов из Государственного фонда занятости населения
Израсходовано средств ГФЗН, % 1997 1998 1999 2000
Всего 100 100 100 100,0
В том числе:
на активные направления 26 68 47 83,5
на поддержание доходов 74 32 53 16,5
Обращает на себя внимание возрастание доли активных действий службы занятости на рынке труда инвалидов, несмотря на некоторое снижение ее в 1999 году из-за дефицита средств ГФЗН. Это можно объяснить следующими факторами: во-первых, органами медико-социальной экспертизы при разработке ИПР уже проводятся необходимые профориентационные мероприятия, повышающие мотивацию к труду инвалидов, обращающихся впоследствии в службу занятости, о чем свидетельствуют данные социологических исследований, и, во-вторых, как следствие этого, у органов службы занятости, при наличии четких, адресных рекомендаций органов МСЭ, содержащихся в ИПР инвалидов, имеется возможность применять в полной мере активные направления политики занятости.
При содействии трудоустройству инвалидов областная служба занятости использует следующую совокупность (или банк) рабочих мест:
- имеющиеся в обычном банке вакансий рабочие места, которые могут быть замещены инвалидами (в данном случае служба занятости осуществляет «чистое» посредничество в трудоустройстве);
- выделенные или созданные предприятиями для инвалидов в счет установленной квоты для приема на работу инвалидов;
- созданные с участием областной службы занятости за счет средств Государственного фонда занятости населения, а также средств обязательных платежей работодателей, не выполняющих установленную квоту;
- субсидированные рабочие места для инвалидов, функционирующие на основе предоставления субсидий по заработной плате работодателям, принимающим на работу инвалидов по направлению службы занятости;
- рабочие места , созданные с участием службы занятости через программу поддержки предпринимательства и самостоятельной занятости инвалидов;
- рабочие места по программе «общественные работы».
Кроме того, важнейшими аспектами профессиональной реабилитации инвалидов являются их профессиональная ориентация и профессиональное обучение. Большинство инвалидов, обращающихся в службу занятости, либо не имеют профессии (специальности), либо имеют недостаточно конкурентоспособную на рынке труда, с низким уровнем квалификации. По данным тех же социологических исследований, 28,6% инвалидов, состоящих на учете в областной службе занятости, имеют среднее общее или неполное среднее образование, большая часть (61,2%) - начальное и среднее профессиональное и 10,2% - высшее профессиональное образование. В соответствии с рекомендациями органов медико-социальной экспертизы, содержащихся в разделе ИПР «Профессиональная реабилитация», таким инвалидам оказываются необходимые услуги по профессиональ-
ной ориентации, психологической поддержке и профессиональной подготовке и переподготовке в целях их рационального трудоустройства.
Табл. 4 содержит некоторые сравнения результативности отдельных «активных» программ содействия занятости инвалидов, используемых областной службой занятости.
Таблица 4
Сравнительная характеристика результатов отдельных программ содействия занятости инвалидов
Число трудоустроенных, % 1997 1998 1999 2000
Всего 100,0 100,0 100,0 100,0
В том числе:
посредничество в трудоустройстве 62,7 14,8 11,9 4,8
в счет квоты 20,8 61,1 62,3 61,0
на новые рабочие места 0,0 0,2 3,1 6,1
субсидированная занятость 1,6 3,3 6,1 6,5
предпринимательство 1,7 1,3 1,6 2,6
общественные работы 11,2 13,7 8,9 12,8
после обучения 3,6 5,6 6,1 6,2
Если еще в 1997 году наиболее результативной была деятельность службы занятости, связанная с посредничеством в трудоустройстве (62,7%), то к 2000 году она составляет всего 4,8%. При общем росте показателей результативности всех программ занятости после 1997 года заметно возросло трудоустройство инвалидов на квотированные рабочие места, что объясняется во многом введением на территории области в 1998 году 3%-й квоты для приема на работу инвалидов. И уже в течение 1998-2000 годов трудоустройство инвалидов в счет квоты становится преобладающим в деятельности службы занятости по сравнению с другими программами (61-62%).
В табл. 5 приведены основные показатели результативности работы областной службы занятости (для сравнения взяты показатели 1997-го и 1998-2000 годов, т.е. после внедрения ИПР).
Таблица 5
Основные показатели результативности работы областной службы занятости по содействию трудоустройству инвалидов
Показатели трудоустройства 1997 1998 1999 2000
Обратилось по вопросу трудоустройст-
ва, чел. 2040 1498 1456 1735
Трудоустроено, чел. 1137 1080 1054 1186
Процент трудоустройства от числа об-
ратившихся 55,7 72,1 72,4 68,4
Средняя продолжительность безрабо-
тицы на конец отчетного периода, мес. 7,2 7,2 6,5 5,8
Таким образом, несмотря на дальнейшее увеличение числа обращений инвалидов в службу занятости в 2000 году после некоторого снижения его в 1998-1999 годах, вызванного общим снижением обращений граждан в службу занятости, областной службе занятости удалось сохранить положительную динамику роста уровня трудоустройства инвалидов. Устойчивая динамика снижения средней продолжительности безработицы среди инвалидов, зарегистрированных в службе занятости (с 7,2 месяца в 1997 году до 5,8 в 2000 году), наглядно демонстрирует, что
смещение акцента в работе с инвалидами на преимущественное применение активных программ занятости, выбранное областной службой занятости в последние годы, в рамках строго следования рекомендациям индивидуальных программ реабилитации инвалидов, достаточно эффективно. И, наконец, индивидуальная программа реабилитации инвалидов действительно становится связующим, организующим звеном формирующейся в области региональной Государственной службы реабилитации инвалидов, обеспечивающим адресную, эффективную помощь инвалиду в трудоустройстве.
Примечания
1 Социальная работа с инвалидами: Настольная книга специалиста // Под ред. Е.И Холостовой, А.И.Осадчих. М., 1996.
2 Реабилитация инвалидов: Старые проблемы // Соц. обеспечение. 1995. №2.
О.Н. Писарева, Л.Н. Смирнова СЕМЕЙНЫЙ АСПЕКТ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ МОЛОДЫХ ИНВАЛИДОВ В ВУЗЕ
Профессиональная реабилитация - важнейшая часть формирования полноценного социального статуса молодых людей с ограниченными физическими возможностями. Челябинский государственный университет около десяти лет занимается этой проблемой. Его опыт подтверждает реабилитационные возможности вузов.
Обучение инвалидов требует от вуза дополнительных усилий, средств и форм работы. Так, в ЧелГУ созданы условия для довузовской подготовки, а также система сопровождения учебы инвалидов до защиты диплома. Формируется безбарьерная внутриуниверситетская среда, специализированные технические средства обучения. Создана не предусмотренная традиционной схемой внутреннего устройства вуза особая структура - Региональный центр образования инвалидов (РЦОИ).
Деятельность Центра носит комплексный многоаспектный характер, и в этой связи на постоянной основе формируется взаимодействие с многочисленными партнерами внутри вуза и вне его.
Специфика слушателей и студентов с ограниченными физическими возможностями настоятельно требует от Регионального центра рассматривать семью в качестве партнера, уделять внимание семейному фактору в процессе учебы молодых инвалидов, знать их семьи.
Семейный фактор при этом понимается довольно широко и включает в себя знание статуса семьи, ее достатка и возможностей, атмосферы и взаимоотношений в семье, их влияния на учебу слушателя или студента, отношения родителей к детям, оценки родителями учебного потенциала детей и черт их характера, готовности помочь им и форм помощи. Центр изыскивает способы «включения» родителей в учебный процесс, их деятельного участия в нем.
Взаимодействие Регионального центра с семьями своих подопечных осуществляется посредством систематических контактов в различных формах: встречи-беседы, телефонные переговоры, переписка, организационные собрания, совместное оформление документации, касающейся каких-либо ситуаций, возникающих в ходе учебы, и др.
Особо следует отметить, что ежегодно проходят анкетные опросы родителей молодых инвалидов, поступивших в ЧелГУ на довузовскую подготовку. Материа-