2001.01.055. ОЧЕРКИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ ЗАНЯТОСТИ / Смирнов С.Н., Гарсия-Исер М.Х., Бабушкина Т.А., Бесфамильная С.В. - М., 1999. - 166 с.
В коллективной монографии, подготовленной под эгидой Института прикладных социальных исследований РООИ “ОСЗИ”, рассматриваются проблемы рынка труда в пореформенной России. Монография состоит из введения, пяти глав и приложения.
Во введении, написанном С.Н. Смирновым, рассматривается социальная политика государства в условиях системного кризиса (с августа 1998 г.). С началом перехода в другую социально-экономическую формацию и запуском рыночных механизмов возникла необходимость корректировки основных направлений социальной политики. Предполагалось, что качественно новый уровень социальной защиты населения возможен на новой ресурсной базе. Однако снижение уровня жизни привело к росту социальной напряженности, которая достигла пика в октябре 1993 г. В дальнейшем по мере формирования новой социальной структуры общества эта напряженность стала снижаться.
По мнению С.Н. Смирнова, у населения России достаточно велики адаптационные возможности, что следует учитывать при выработке социальной стратегии. Так, более 60% россиян не рассчитывают на помощь со стороны государства и ориентируются на свои собственные силы. Автор считает положительным результатом реформ формирование нового типа работника - активного, самостоятельного, учитывающего имеющиеся ограничения и преодолевающего трудности. В то же время способность наиболее “продвинутой” части населения адаптироваться к меняющимся условиям создает положение, когда психология и интересы этой группы во многом отличаются от психологии и интересов доминирующей по численности части населения страны, с невысокой социальной и экономической мобильностью (с.6). “В России
сформировалось не демократическое социальное государство с доминированием либерализма во всех сферах жизни общества, а государство господ и рабов... Россия оказалась не социальным государством, а государством преступников и законопослушных, в котором меньшинство преступников (взяточников, рэкетиров, бандитов) диктуют свои условия большинству законопослушных граждан. Россия стала не социальным государством, а государством бюрократов и обывателей, в котором меньшинство первых пытаются решить проблемы доходов государственного бюджета за счет вторых. Наконец, Россию
нельзя назвать социальным государством еще и потому, что оно не заботится о своем интеллектуальном потенциале, а занятые в отраслях социального сектора - хранители этого потенциала - получают мизерные зарплаты” (с.7-8).
Автор приходит к выводу, что необходимо наметить контуры новой модели социальной политики в России, начав с разработки концепции управления социальным развитием России, для придания ей черт социального государства. Следующим этапом должно стать изменение схемы финансирования социальной политики и создание законодательной основы “социального государства”, разрешение социальных проблем системного характера и учет регионального фактора при проведении экономических и социальных реформ. К числу частных проблем совершенствования социальной политики автор относит стабилизацию финансового положения государственных внебюджетных социальных фондов, погашение задолженности по заработной плате работников, реформирование системы минимальных государственных социальных гарантий, преодоление региональных различий в обеспеченности населения социальными услугами, расширение источников финансирования социальных услуг, внедрение адресной системы социальной поддержки населения, введение единого порядка корректировки шкалы и ставок подоходного налогообложения.
В первой главе, написанной С.Н.Смирновым, анализируется рынок труда России в условиях финансово-экономического кризиса. По объективным причинам автор ограничивается анализом изменения ситуации только на регистрируемом рынке труда страны и ее отдельных регионов и рассмотрением перспектив изменения ситуации на региональных рынках труда.
Как отмечает автор, кризис 1998 г. изменил внешние условия развития рынка труда при малозначимых изменениях статистических показателей. Факторами, способствовавшими сохранению относительной стабильности регистрируемого рынка труда в кризисных условиях стали доминирование внутренних факторов развития над внешними и календарная привязка кризиса к летне-осеннему периоду с отмечаемым ослаблением напряженности на рынке труда. Непосредственной причиной изменения фоновых тенденций развития рынка труда стал спад экономической активности. Увеличилось число регионов, где стали доминировать неблагоприятные тенденции. Однако влияние кризиса на рынки труда в регионах опосредуется структурой регионального
хозяйства: наиболее неблагоприятные изменения отмечались в регионах европейской части с их большей территориальной насыщенностью экономической деятельностью. В общем, по мнению автора, финансовоэкономический кризис в России явился причиной роста числа зарегистрированных безработных. Этот кризис отразился прежде всего на регионах со сравнительно невысоким уровнем регистрируемой безработицы и в то же время способствовал сглаживанию межрегиональных различий в уровне регистрируемой безработицы (с.25).
Финансово-экономический кризис отразился также на соотношении спроса и предложения на регистрируемом рынке труда в регионах; произошел рост напряженности рынка труда, выражаемый числом зарегистрированных безработных в расчете на одну вакансию. Динамика данного показателя в условиях кризиса способствовала сглаживанию разрыва между худшими и лучшими регионами. Финансово-экономический кризис практически не отразился на возможностях трудоустройства зарегистрированных безработных.
Вторая глава посвящена феномену длительной безработицы. М.Х.Гарсия-Исер и С.Н. Смирнов исследуют региональные различия в уровне длительной безработицы, влияние социально-экономической ситуации в отдельных районах на продолжительность безработицы, основные индикаторы длительной безработицы, ее объективные и субъективные причины в регионах.
За последние годы не произошло радикальных изменений в уровне безработицы и ее структуре, не считая возрастание ее продолжительности. Последнее говорит о действительном обострении положения на рынке труда. При росте средней продолжительности зарегистрированной безработицы за 1995-1997 гг. на один месяц, длительная безработица возросла на 9,2 процентных пункта, а застойная безработица выросла в 1,6 раза (с.41). Значительная часть региональных рынков труда характеризуется высоким уровнем застойной безработицы. Размеры застойной безработицы определяют уровни длительной безработицы. Длительная безработица, включая застойную, практически не связана с уровнем безработицы в целом, однако в последние годы в масштабах России безработица все больше приобретает застойный характер (с.44).
Как отмечают авторы, существуют факторы, препятствующие подбору подходящего рабочего места зарегистрированному безработному, не имевшему работы в течение продолжительного периода
времени. Они делятся на две группы: первая включает факторы, характеризующие личность безработного (пол, возраст, профессия, квалификация); вторая - факторы, отражающие особенности социальноэкономической ситуации в регионах. На длительность безработицы, по мнению авторов, влияют инвестиции в основной капитал в расчете на зарегистрированного безработного; объем розничного товарооборота; суммарная задолженность по зарплате; напряженность на рынке труда. Авторы приходят к выводу, что предотвращать длительную безработицу невозможно, воздействуя лишь на какой-либо один из факторов.
Политика занятости, утверждают авторы, направленная на сокращение масштабов длительной безработицы, должна быть дифференцирована, причем по группам безработных с различными периодами длительной безработицы. В России, как и в других странах, безработные, не имеющие работы более года, утрачивают желание трудиться и профессиональные навыки, психологически смиряясь с ролью социальных иждивенцев. В регионе масштабы длительной безработицы в маргинальной ее части (тех безработных, которые не имеют работы более года) сами по себе являются одним из важных факторов, определяющих размеры безработицы в целом. Авторы проводят группировку регионов по соотношению длительной и общей безработицы и предлагают основные индикаторы оценки длительной безработицы. Выделены объективные и субъективные причины длительной безработицы в регионах. Среди субъективных причин -половозрастные характеристики безработных и место их проживания. В принципе авторы выступают за избирательность отношения к регулированию длительной безработицы (с.66).
В третьей главе рассматривается социальный план как составная часть системы законодательных и договорных мероприятий по смягчению отрицательных последствий массовых увольнений работников.
Четвертая глава посвящена проблемам занятости инвалидов. М.Х. Гарсия-Исер рассматривает положение инвалидов на рынке рабочей силы. За последние годы произошло значительное сокращение занятости инвалидов, обострились проблемы их трудоустройства и профессиональной переподготовки. По разным оценкам, инвалидами являются 2,5-6,0% всех жителей страны (с.84). Резкое увеличение численности инвалидов вызвано, как отмечает автор, помимо традиционных, также социально-экономическими причинами
(негативными изменениями на рынке труда и сокращением доходов на душу населения). Ухудшение состояния на рынке труда, связанное с сокращением и закрытием многих производств, усилением конкуренции, ростом явной и скрытой безработицы и т.д., обусловило увеличение доли граждан, имеющих основание для оформления инвалидности. Кроме того, двукратное сокращение среднего уровня зарплаты подтолкнуло граждан к использованию оформления инвалидности для получения возможных дополнительных источников дохода из средств системы социального обеспечения и для получения связанных с этим льгот статуса инвалида. Половину впервые зарегистрированных инвалидов составили лица пенсионного возраста. Все это усложнило проблему трудоустройства инвалидов.
В последующие годы число вышедших на рынок труда инвалидов возрастет за счет инвалидов с детства и детей-инвалидов, которые ныне находятся в возрасте до 16 лет. Однако невелика активность в поисках работы у неработающих пенсионеров-инвалидов, что связано в первую очередь с плохим состоянием их здоровья, а также с информацией о сложностях поиска работы для вполне здоровых людей. Среди зарегистрированных безработных инвалиды составили в среднем 2,5 % (с.86).
Инвалиды-безработные более подвержены застойной безработице (почти 30% всех безработных инвалидов) (с.88). В целом средняя продолжительность безработицы среди зарегистрированных безработных инвалидов выше, чем у других безработных, почти на месяц и достигает 8,1 месяца (с.89). Наиболее эффективными направлениями поддержки инвалидов в их трудовой реабилитации автор считает сохранение за ними рабочих мест и создание для них новых рабочих мест, а также программу квотирования при их трудоустройстве.
Принятый в 1995 г. федеральный закон “О социальной защите инвалидов в РФ” положил начало радикальным изменениям в лучшую сторону в положении безработных инвалидов. Тем не менее работодатели по-прежнему предпочитают выплачивать штрафы за невыполнение обязательств по найму инвалидов в счет квоты, нежели принимать их вместо здоровых людей. Одна из объективных причин низких показателей трудоустройства инвалидов по квотам - структурное несоответствие требований рабочих мест профессиональным и физическим данным инвалидов. Успех в работе по трудоустройству инвалидов зависит от деятельности региональных служб занятости.
Т.А.Бабушкина рассматривает организационные вопросы
деятельности региональных служб занятости в вопросах работы с инвалидами, а С.Н. Смирнов на примере предприятий Всероссийского общества инвалидов - проблемы экономики трудовой деятельности инвалидов.
В заключительной пятой главе представлен нормативный подход к формированию бюджета политики занятости. С.Н.Смирнов анализирует межрегиональную дифференциацию удельных расходов Государственного фонда занятости населения (ГФЗН), методические особенности использования нормативных принципов формирования расходной части бюджета ГФЗН, использование нормативных подходов к расчету затрат по статьям бюджета ГФЗН, определение размеров финансовой поддержки регионов из федеральной части ГФЗН и правовые предпосылки перехода к нормативному принципу формирования расходной части бюджета ГФЗН. В приложении приводится расчет региональных коэффициентов для определения потребностей в дотациях из федеральной составляющей ГФЗН.
В.Г.Былов