Научная статья на тему '99. 02. 046. Рынок труда России : монография / Гарсия-Исер М. Х. , Смирнов С. Н. , Кашепов А. В. И др. М. , 1998. 200 с'

99. 02. 046. Рынок труда России : монография / Гарсия-Исер М. Х. , Смирнов С. Н. , Кашепов А. В. И др. М. , 1998. 200 с Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
366
43
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РОССИЙСКАЯ ФЕД. РЫНОК ТРУДА / РЫНОК ТРУДА - РФ / РАБОЧАЯ СИЛА - - РФ / ЗАНЯТОСТЬ РФ / ДЕМОГРАФИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ И РЫНОК ТРУДА - РФ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «99. 02. 046. Рынок труда России : монография / Гарсия-Исер М. Х. , Смирнов С. Н. , Кашепов А. В. И др. М. , 1998. 200 с»

РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАУК

ИНСТИТУТ НАУЧНОЙ ИНФОРМАЦИИ ПО ОБЩЕСТВЕННЫМ НАУКАМ

СОЦИАЛЬНЫЕ И ГУМАНИТАРНЫЕ

НАУКИ

ОТЕЧЕСТВЕННАЯ И ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА

СЕРИЯ 2

ЭКОНОМИКА

РЕФЕРАТИВНЫЙ ЖУРНАЛ

1999-2

издается с 1972 г. выходит 4 раза в год индекс серии 2.2

МОСКВА 1999

реальных доходов населения, жизненного уровня, размеров государственных капиталовложений в жилищное строительство приобрела еще более острый, чем в социалистический период, характер. Рассматриваются возможные подходы к решению жилищной проблемы, предложены модели распределения финансовых ресурсов между субъектами РФ расчетов с учетом численности всего населения и составляющих его семей. Учитывается наличие списков очередников и фактор первоочередного их обеспечения в условиях перехода к рыночным отношениям и коммерциализации жилья.

Анализ выполнения первого этапа программы "Жилище" выявил недостатки, в том числе высокую стоимость жилья и его недоступность для большинства семей, практическое отсутствие финансово-кредитных механизмов, стимулирующих привлечение и использование средств населения. Жилищные облигации не получили широкого распространения. Объем жилищного строительства в целом сократился примерно втрое в сравнении с советским периодом. Высокая доля жилья, перешедшая в муниципальную собственность (50-60%), привела к необоснованному росту цен на жилье. Рыночное предложение жилья сейчас превышает платежеспособный спрос, что способствует оттоку инвестиций из жилищного сектора.

Социально ориентированная жилищная политика требует, по мнению авторов, кроме федеральных субвенций, активного участия субъектов РФ в решении проблемы обеспечения жильем очередников, социальным жильем малообеспеченных слоев населения и расселения коммунальных квартир. Реформирование системы оплаты жилищно-коммунальных услуг и переход на так называемые экономически обоснованные тарифы приведут к резкому возрастанию объема жилищных субсидий из-за нищеты подавляющей части населения РФ.

В.Г.Былов

99.02.046. РЫНОК ТРУДА РОССИИ : Монография / Гарсия-Исер М.Х., Смирнов С.Н., Кашепов A.B. и др. - М., 1998. - 200 с.

В монографии анализируется развитие рынка труда России в условиях либеральных экономических реформ. Работа состоит из восьми глав.

В первой главе, посвященной тенденциям развития рынка труда РФ, отмечается, что экономические и социальные трудности, переживаемые Россией в 1996-1997' гг., не стали фактором заметного

обострения положения на рынке труда в стране и большинстве регионов. В частности, наблюдалось сокращение безработицы при параллельном уменьшении занятости. Основным фактором этого сокращения авторы считают уменьшение численности безработных, состоящих на учете в органах службы занятости. Вместе с тем сокращение численности зарегистрированных безработных, по мнению авторов, нельзя рассматривать как однозначно положительное явление, поскольку оно отчасти было вызвано задержками выплат пособий по безработице, которые вынуждали безработных сниматься с учета. Одновременно сокращалась численность занятых неполное рабочее время или находящихся в административных отпусках. Авторы считают это началом процесса постепенного упорядочивания формальных взаимоотношений работодателей с наемными работниками и свидетельством отсутствия серьезного потенциала роста безработицы, особенно в легальном секторе экономики.

Вторая глава посвящена факторам предложения на рынке труда -демографической ситуации и миграции населения. Нерегулируемый прирост численности населения в условиях стагнирующей экономики, по мнению авторов, приводит к драматическим последствиям. Однако в РФ, переживающей период депопуляции, влияние демографических факторов проявляется не очень заметно (с.8). В России есть собственные локальные зоны «демографических взрывов», где прирост населения десятилетиями превышал темпы создания рабочих мест (Северный Кавказ). Ситуацию в этих зонах осложнит массовая иммиграция, при которой особую остроту приобретет проблема социальной и трудовой адаптации мигрантов, в первую очередь зарегистрированных беженцев и вынужденных переселенцев.

Авторы отмечают крайне неблагоприятную демографическую ситуацию в России: в кризисный период произошло скачкообразное снижение рождаемости, рост смертности, сокращение ожидаемой продолжительности жизни. Естественная убыль только отчасти покрывалась возросшим миграционным притоком, что замедляло темпы абсолютного сокращения численности россиян. Ухудшились структурные показатели рождаемости, возросла численность однодетных семей, младенческой смертности, абортов, разводов и внебрачных рождений.

Влияние рождаемости и детской смертности на занятость авторы оценивают в кратко- и долгосрочной перспективе. Сокращение

контингента детей означало увеличение спроса на рабочие места со стороны женщин, не обремененных воспитанием детей, в 90-е годы. В начале XX1 в. сократится число вступающих в трудоспособный возраст, что ослабит спрос на рабочие места и обострит проблему старения населения и трудовых ресурсов. В случае прекращения спада и динамичного роста экономики возникнет дефицит трудовых ресурсов и соответствующая потребность в «гастарбайтерах».

Влияние смертности на занятость еще более очевидно: сокращение экономически активного населения, снижение качества трудовых ресурсов из-за ухудшающегося здоровья людей, выпадение из числа занятых преждевременно скончавшихся наиболее трудоактивных мужчин, резкое сокращение ожидаемой продолжительности жизни при рождении, особенно у мужчин.

Увеличение стрессов, падение уровня жизни и ухудшение общего состояния здоровья населения одновременно отрицательно сказались на трудовой мотивации, производительности труда и в целом на социально-психологической характеристике трудовых ресурсов. Соотношение численности экономически активного населения и населения трудоспособного возраста сократилось за 1992-1996 гг. с 90 до 86% (с. 16). По мнению авторов, социально-демографическая структура не предопределяет уровня безработицы, а груз повышенной безработицы перераспределяется в сторону социально дискриминируемых групп. Безработица сначала возникает, утверждают авторы, а уже потом перераспределяется по социально-демографическим группам. Старение потенциальной рабочей силы, ухудшение здоровья стариков понижают общий уровень экономической активности. Демографические и социальные факторы предопределяют тенденции роста, а не снижения реальной численности экономически активного населения РФ.

Особое внимание уделяется влиянию миграции на российский рынок труда. Россия относится к числу стран, для которых свойственны все основные типы миграционных проблем, а миграционная ситуация характеризуется большим притоком мигрантов, среди которых достаточно высока доля беженцев и вынужденных переселенцев. Достаточно остро стоят проблемы доступа в РФ нежелательных и нелегальных мигрантов и «утечки мозгов».

По мнению авторов, основное воздействие на национальный рынок труда, рассматриваемый как единое целое, оказывает внешняя

миграция населения. Разница в оплате труда и уровне жизни в России и сопредельных странах делает российский рынок труда весьма привлекательным для «гастарбайтеров», прежде всего из стран СНГ. Геополитические трансформации сказались на миграционном поведении русского населения значительно слабее, чем ожидалось. Положительное сальдо миграции в России в последние годы значительно возросло, вследствие чего миграция стала оказывать более значительное влияние на национальный рынок труда (с.31). Авторы прогнозируют затухание миграционной активности населения в странах бывшего СССР. В то же время миграционный прирост населения полезен для России с точки зрения замедления депопуляции (в 1996 г. он на 46% компенсировал естественную убыль населения РФ) (с.32).

Касаясь проблемы «утечки мозгов», авторы отмечают, что в массово-статистическом аспекте такой проблемы в стране не существует: Россия получает больше специалистов, чем теряет. Однако по конкретным направлениям научных школ, учреждений и организаций НИОКР, крупнейших предприятий наукоемких отраслей отмечается потеря нескольких тысяч уникальных специалистов.

Требует общественного внимания и помощи проблема беженцев и вынужденных переселенцев. Вынужденные переселенцы имеют образовательный уровень выше, чем у коренного российского населения, и тем более в сравнении с беженцами. На рынок труда РФ дополнительно поступает немногочисленный, но экономически активный и хорошо профессионально подготовленный контингент людей. В то же время уровень незанятости (в большинстве случаев -вынужденной) среди беженцев и вынужденных переселенцев - один из самых высоких в сравнении с другими социально-демографическими группами населения России.

В третьей главе авторы рассматривают отраслевые и региональные аспекты движения рабочей силы и рабочих мест. На рынке труда важным фактором формирования предложения рабочей силы является выбытие работников с предприятий и организаций - до четверти списочного состава (хотя сюда включены вышедшие на пенсию по возрасту и инвалидности и умершие). Наиболее подвержены этому процессу регионы с большой безработицей и неблагоприятными природно-климатическими условиями и сложной экономической и социально-политической обстановкой. В то же время отношение числа принятых на работу к среднесписочной численности персонала по РФ

составило менее 19%. В целом в условиях кризиса выбытие существенно превышало прием на работу. Самая низкая интенсивность движения работников зафиксирована в регионах с наименее напряженным состоянием регистрируемого рынка труда.

Вялотекущий рост безработицы сопровождается острыми проблемами в региональной структуре рынка труда. Положение на региональных рынках рабочей силы во многом определяется действиями работодателей по реформированию производства, в том числе путем ликвидации одних и создания других рабочих мест. Реструктуризация одних и тех же отраслей производства по-разному сказывается на региональных рынках труда - местах расположения предприятий этих отраслей.

Движение рабочих мест, по мнению авторов, характеризуется количеством введенных в действие новых рабочих мест и ликвидацией старых, в том числе невостребованных вакансий. Общее число вакансий в 1997 г. достигло 390 тыс. (0, 8% среднесписочной численности работников), включая рабочие места, не востребованные на рынке труда из-за низкой оплаты и тяжелых и вредных условий труда, и «резерв» работодателей для маневра при реструктуризации производства и трудоустройства высвобождаемых ими своих работников.

Авторы отмечают сильную дифференциацию свободных рабочих мест по регионам, их сильное воздействие своим количеством и структурой на региональные рынки труда. В целом движение рабочих мест идет в сторону их сокращения в условиях экономического кризиса, причем вновь создаваемые рабочие места не могут компенсировать исчезновение ранее созданных. Наличие вакансий в регионе, делая его рынок труда более гибким, не может быть использовано для регулирования занятости безработных, официально ищущих работу.

Рассматривая отраслевое движение рабочих мест и отраслевую структуру занятости в пореформенной России, авторы отмечают, что в основе движения рабочих мест лежат процессы реорганизации отдельных предприятий и реструктуризация отраслей в целом. Необходимость реструктуризации отраслей диктуется, помимо прочего, наличием большого числа неиспользуемых рабочих мест из-за сокращения производства. На первом месте по размерам недозанятости стоит промышленность, на втором - строительство. Практически каждое второе ликвидированное рабочее место придется на промышленность, десятое - на строительство, двадцатое - на сельское

хозяйство, около 4% - на науку и научное обслуживание (с.67). Наиболее интенсивно ликвидируются неиспользуемые рабочие места в лесном хозяйстве, материально-техническом снабжении, управлении, ЖКХ и бытовом обслуживании. В целом, свободных рабочих мест становится с каждым годом все меньше, хотя потребности коммерческих организаций в рабочей силе увеличились.

Различия в темпах сокращения занятости по отраслям легального сектора экономики обусловили изменение его отраслевой структуры занятости: на долю крупных и средних предприятий пришлась основная часть занятых, хотя последняя абсолютно и относительно сократилась за годы трансформации российской экономики. Прирост занятости на одного работника сопровождался в целом по экономике сокращением занятости на 8, 2 человека. Наиболее интенсивно снижалась занятость в строительстве, затем в торговле и общепите. Наиболее интенсивный рост занятости отмечается в компаниях, занятых операциями с недвижимостью, и органах управления. Характерной особенностью изменения отраслевой структуры авторы считают рост занятости в отраслях нематериального производства и сокращение в отраслях материального (промышленность, сельское хозяйство, строительство, лесное хозяйство). Эти тенденции они считают проявлением изменения структуры произведенного ВВП. На малых предприятиях возросла доля занятых в непроизводственном секторе, выросла их конкурентоспособность, но для них характерна малая дифференциация видов деятельности (в отличие от крупных и средних предприятий).

Четвертая глава посвящена положению молодежи и проблемам вторичной занятости на российском рынке труда. Авторы, отмечая доминирование занятости мужчин в возрастных когортах 20-24 и 25-29 лет, считают очевидной тенденцию вытеснения женщин из многих видов занятости, особенно в частном секторе, и из традиционно «женских» отраслей государственного сектора (текстильной промышленности, сферы культуры и т.п.). Одновременно женщины продвигаются в сферу частного предпринимательства и малого бизнеса, а в крупных городах - в неформальный сектор экономики. Молодые люди более старших возрастов, имея определенный профессиональный статус и перспективы его повышения, предпочитают работу на государственных предприятиях, а молодежь в возрасте 24-26 лет проявляет наибольший интерес к работе в частном секторе, часто питая иллюзии о возможности достичь всего в частном бизнесе (о

последующем разочаровании свидетельствует резкое снижение доли занятых в частном секторе для более старших возрастных групп молодежи).

Авторы считают устойчивой особенностью современной структуры занятости в РФ наличие неэффективной занятости. В условиях спада и реальной безработицы наиболее уязвимыми на рынке труда стали некоторые категории, в первую очередь - молодежь, из-за своей неконкурентоспособности на рынке труда. Неполная занятость охватывает 25-30% работающей молодежи, а с учетом сезонности труда-до 50% (с. 88)..

Характернейшей особенностью пореформенной России стала вторичная занятость, которой охвачено 15-20% работающих, причем это наиболее конкурентоспособные группы населения (горожане, особенно жители Москвы, Санкт-Петербурга и других крупных городов), мужчины в большей степени, чем женщины; активно участвуют во вторичной деятельности 18-25% молодежи в возрасте до 29 лет; степень охвата вторичной занятостью растет с уровнем образования; с точки зрения социально-профессионального статуса вторичная занятость стала наиболее привлекательной для руководителей структурных подразделений, специалистов и высококвалифицированных рабочих; большая доля вторично занятых наблюдается также на государственных и смешанных предприятиях экономики.

Для социально-профессиональной структуры населения РФ в последние годы характерно углубляющееся расслоение общества. Экономическая нестабильность, огромные затраты, связанные с переездом, и прочие причины сократили трудовую территориальную миграцию. Особенности политического и социально-экономического развития России, предполагающие ее динамичное реформирование, должны способствовать интенсификации социальной мобильности. Этому противодействуют боязнь потерять работу и не найти новую, невысокий общий профессионально-квалификационный уровень, возможность приработков. Профессиональная мобильность затронула практически все слои общества, но более профессионально мобильны молодежь, мужчины и лица со средним и средним специальным образованием. Действуют два основных фактора - плохая оплата труда и трудности в нахождении работы по специальности (последний наиболее характерен для молодежи).

Отраслевая мобильность связана с особенностями функционирования традиционных отраслей и формирования новых видов производств. Авторы отдельно останавливаются на молодежном аспекте трудовой мобильности и безработицы. За последние годы доля женщин в общей численности безработных, хотя и медленными темпами, но снижается, а мужчин - растет. Наибольший процент безработной молодежи наблюдается в двух младших возрастных группах - 15-19 и 20-24-летних. Достаточно устойчива тенденция роста численности молодых безработных с высшим образованием и снижения безработицы среди имеющих среднее специальное и среднее общее образование. Уменьшилась доля безработной молодежи, не имеющей базового образования. Особого внимания заслуживает проблема занятости подростков.

Пятая глава посвящена региональным проблемам занятости, в том числе на примере Норильского промышленного района. Отмечается сильная межрегиональная дифференциация основных показателей региональных рынков труда. В РФ появились регионы с устойчиво депрессивным состоянием рынков труда и регионы со стабильно невысоким уровнем безработицы. Разделение регионов на «лучшие» и «худшие» по уровню напряженности на рынке труда и по уровню регистрируемой безработицы носит достаточно устойчивый характер.

Проблемам неформальной занятости посвящена шестая глава монографии. Занятость в неформальном секторе достигла значительных масштабов, а к его услугам прибегает большинство населения. Понятия теневой экономики, неформального сектора и скрытого производства тесно переплетаются, а границы между ними носят условный характер. Авторы дают трактовку этих понятий Международной организацией труда (МОТ) и свою собственную, равно как и классификацию неформального сектора. Предложены несколько вариантов оценки общей численности неформально занятых и соотношения основной и вторичной занятости в неформальном секторе.

Заключительные главы посвящены анализу бюджета политики на рынке труда (глава 7) и оценке эффективности политики занятости (глава 8). Предложены формулы определения социальной и отдельно экономической эффективности политики занятости, а также прослеживается связь между социальной и экономической эффективностью подобной политики.

В.Г.Былов

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.