стику, издержек на организацию собственных архивов, а также затрат на расходные материалы. Хранение документов в электронном виде снизит хозяйственные издержки. Однако, поскольку электронная база более уязвима, с переходом на электронный документооборот необходимо ужесточать требования к защите частной информации.
Существенную роль должна сыграть структуризация клиентской базы, выделение наиболее значимых для банка групп клиентов, что позволит активизировать работу по удовлетворению потребностей значимых клиентов. Это возможно за счет разработки и продвижения новых банковских продуктов и формирования более высоких стандартов обслуживания, в том числе в сфере расчетно-кассового обслуживания, с последующим распространением их на всю клиентскую базу банка.
Литература
1. По данным Банка России и Росстата: http:// w w w. c b r. r u
2. Ткачук А. В. , Голембиовский Д. Ю.Перспективы распространения наличных денег // Деньги и кредит. -2012. - № 7.- С. 24.
УДК 331.5
Змияк С. С., к. э. н., доц., докторант
Г осударственная политика на рынке труда: проблемы и перспективы реализации на региональном уровне
Основное внимание в статье уделено обоснованию необходимости дальнейшего совершенствования направлений государственной политики на рынке труда в свете разработки важнейших стратегических программ развития сферы занятости населения в период до 2020 г. .
Ключевые слова: рынок труда, занятость, безработица, государственная политика на рынке труда, программы содействия занятости населения.
Активное регулирование положения на рынке труда осуществляется на региональном и местном уровнях управления. Каким бы не был показатель, указывающий состояние рынка труда, мы не в силах рассмотреть с позиций регулирования рынка труда, его изменение по регионам происходит в обязательном порядке, и меры, принимаемые для регулирования каждого региона специфические [1]. В связи с тем, что данный параграф будет посвящен характерным чертам осуществления мероприятий активной политики занятости в Ростовской области, целесообразно выделить основные моменты, которые описывают рынок труда в Ростовской области.
В таблице 1 представлены данные, характеризующие динамику основных показателей рынка труда Ростовской области в течение ряда лет, из которой следует что резкое сокращение безработицы произошло начиная с 2004 г. и вплоть до начала кризисных явлений конца 2008 г. имела устойчивую понижающую динамику.
Состав безработных также отличается собой достаточно стабильными значениями и на начало 2012 года представлял собой следующую картину:
• 60,8% составляют женщины;
• 43,9% - жители села;
• 26,0% - молодежь в возрасте от 16 до 29 лет;
• 73,8% - граждане, имеющие профессиональное образование.
По возрастному признаку среди безработных преобладают граждане в возрасте от 30 лет до предпенсионного возраста - 64,8% , молодежь 16-29 лет составляет 27,5%.
В целом в 2012 году сохранилась стабильная ситуации в сфере занятости населения Ростовской области. В течение января - июня 2012 года численность зарегистрированных безработных снизилась с начала года на 3,3 тыс. человек и составила 19,6 тыс. человек. Уровень регистрируемой безработицы составляет 0,9% от численности экономически активного населения. Число заявленных вакансий с начала года увеличилось на 16,1 тыс. единиц и на 01.07.2012 составило 46,1 тыс. единиц, что позволило увеличить долю трудоустройства граждан с 62,9 до 75,3 процента. Снизились на 30,2%, по сравнению с аналогичным периодом 2011 года, масштабы высвобождений работников по причине ликвидации организации либо сокращения численности или штата работников.
Таблица 1.
Данные о состоянии рынка труда Ростовской области.*
Год Численность экономически активного населения -всего, тыс. человек из него Уровень безработицы (по методологии МОТ), процентов
Занятые Безработ- ные
2004 2199,6 2009,6 190,1 8,6
2005 2125,7 1943,6 182,0 8,6
2006 2131,8 1960,6 171,3 8,0
2007 2194,2 2045,0 149,2 6,8
2008 2227,1 2080,4 146,7 6,6
2009 2199,1 2014,3 184,8 8,4
2010 2163,3 1994,2 169,0 7,8
2011 2175,4 2017,5 157,9 7,3
* Экономическая активность населения России. Статистический сборник. Росстат. 2012. С. 29.
Вместе с тем, 246 организаций области уведомили службу занятости населения о предстоящих увольнениях 3,8 тыс. работников, в том числе
14 организаций - о массовых увольнениях 2,5 тыс. человек.
Наибольшую тревогу вызывает ситуация на рынке труда в трех крупных территориях области: городах Таганроге, Каменск-Шахтинский и Шахты в связи с заявленными массовыми высвобождениями предприятий.
Несмотря на то, что массовые высвобождения ОАО «ТагАвтоПром» за 1 полугодие 2012 г. не проводил, работники предприятия увольняются по собственному желанию, что может привести к росту напряженности на рынке труда.
В этой связи службой занятости населения совместно с органами исполнительной власти, руководством предприятий, профсоюзными организациями и государственной инспекцией труда разработаны и реализуются совместные планы по недопущению роста напряженности на рынке труда вследствие возможных массовых увольнений работников указанных предприятий.
Развернута работа консультационных пунктов по информированию о законодательстве о труде и занятости населения, о ситуации на рынке труда и возможностях службы занятости населения по трудоустройству, профессиональному обучению, социальной поддержке. Например, при непосредственном участии службы занятости крупнейшее предприятие области ОАО «НЭВЗ» выразило готовность трудоустроить более 400 человек на рабочие места с оплатой 27-40 тыс. рублей и организованной доставкой к месту работы. Такие же меры принимаются по трудоустройству увольняемых работников ОАО «Каменский машиностроительный завод» и ООО «Шахта «Антрацит».
Для системы управления занятостью в регионе характерны проблемы, связанные с информационным обеспечением управления, наличием и качеством разработанной стратегии в области занятости, организацией управления и оптимизацией взаимодействия всех элементов и уровней.
При этом считаем целесообразным не согласиться с Ю. Одеговым и Г. Руденко, которые при рассмотрении системы управления занятостью в регионе оставляют без внимания анализ ключевых функций и институтов данной системы[2], что, безусловно, упрощает исследование данной сферы (рис. 1).
В этой связи подчеркнем, что с начала 2012 г. проблемы занятости населения почти всецело легли организационным и финансовым бременем на бюджеты регионов.
В декабре 2011 г. был подписан Федеральный закон № 361 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты» [3]. В нем есть много сюжетов: передача регионам полномочий по решению вопросов распределения налогов, благоустройству территории, но основная часть - вопросы занятости.
В 2007 году регионы уже получали все полномочия по содействию занятости, но при этом финансирование программ осталось за федеральным бюджетом - оно шло через субвенцию. Использование этих средств на решение других проблем было запрещено.
По новому закону федеральный бюджет продолжит выделять средства на все социальные выплаты, предназначенные для тех, кто признан безработным. Это пособие по безработице, материальная помощь, стипендия во время профобучения, возмещение расходов Пенсионного фонда России на выплату досрочных пенсий по предложению органов службы занятости. Активные программы содействия занятости - переобучение безработных, профориентация, общественные работы, ярмарки вакансий, и содержание служб регионы с 2012 года финансируют за счет собственных средств.
При этом, по словам экспертов Минздравсоцразвития, данные изменения не должны существенно увеличить нагрузку на в массе своей дотационные региональные бюджеты. Аргумент, который они приводят, исходит из того, что Федерация взяла на себя финансирование всей милиции общественной безопасности, благодаря чему у регионов высвободились средства [4].
Субъекты РФ имеют право предусмотреть меньшее финансирование на содействие занятости чем это было ранее только в случае если прогнозные показатели по численности безработных уменьшатся. В вышеназванном законе написано: норматив доступности каждой услуги должен сохраниться на уровне 2011 года. Под нормативом доступности понимается предоставление услуги определенной доле официально зарегистрированных безработных. Например, если в 2011 году профессиональное переобучение могли пройти
15 процентов безработных, состоящих на учете, то такой уровень должен быть сохранен и в дальнейшем.
В свете переданных регионам полномочий определенный интерес представляет тот факт, что некоторые из антикризисных программ стали постоянно действующими. Во-первых, регионам переданы полномочия по оказанию единовременной финансовой помощи безработным на открытие собственного дела. Теперь субъекты самостоятельно определяют порядок отбора будущих предпринимателей, размер финансовой поддержки и другие условия выдачи помощи. Они, например, могут решить, что им не нужно 300 начинающих предпринимателей, пусть их будет сто, но субсидия составит не 58 800 рублей, а 200 тысяч.
Рисунок 1. Система управления занятостью в регионе
(Составлено автором на основе анализа теоретического материала)
Содействие
трудоуст-
ройству
Обеспечение реализации финансово-экономической и инвестиционной политики
Обеспечение
социального
партнерства
Организация профессионального обучения
Регулирование миграцио нных процессов
Реализация информационной политики
Институты управления занятостью
Частные агентства занятости
Профессиональные учебные заведения
Инструменты управления занятостью
Т рудоустро йство
Общественные работы
Создание и со- Социальная Организация Содействие Профессио- Подготовка
хранение рабо- поддержка ярмарок ва- самозанято- нальное обу- специалистов
чих мест безработных кансий сти чение безра- и рабочих
ботных
Вторая программа, которая становится постоянной, это профессиональное обучение женщин, находящихся в отпуске по уходу за ребенком до трех лет. По закону о передаче полномочий регионы теперь имеют право реализовывать эту программу.
За федеральным бюджетом сохранились два важнейших направления: трудоустройство людей с ограниченными возможностями и родителей, которые воспитывают детей-инвалидов, а также многодетных. Работодатели, создающие рабочие места для них, получают компенсацию 50 и 30 тысяч рублей соответственно.
Параллельно содействие занятости людей с ограниченными возможностями осуществляется в рамках государственной программы "Доступная среда". Никогда раньше вопросы занятости не пересекались с вопросами инвалидности.
Остальные антикризисные остаются в 15 регионах, так называемых территориях с напряженной ситуацией на рынке труда. К ним относятся регионы, чьи показатели, характеризующие рынок труда, превышают общероссийские более чем в 1,5 раза. Это республики Северного Кавказа, Алтай, Бурятия, Калмыкия, Марий Эл, Тыва, Алтайский и Забайкальский края, Курганская область, Адыгея. Здесь продолжится превентивное обучение работников, находящихся под риском увольнения, стажировка студентов и мероприятия, связанные с переездом в другую местность: федеральный бюджет компенсирует безработному расходы на переезд, аренду жилья в течение шести месяцев в размере 550 рублей в сутки, в течение того же периода работодателю частично возмещаются расходы на заработную плату работника -по 4600 рублей в месяц.
Всего на 2012 год на трудоустройство инвалидов, родителей детей-инвалидов и многодетных, а также на программы по снижению напряженности на рынке труда в 15 регионах в федеральном бюджете предусмотрено 1,5 миллиарда рублей.
Следует особо отметить, что повсеместно в регионах осуществлялся активный поиск новых подходов (примеры передовых практик реализации мероприятий стимулирующей политики занятости приведены в таблице 2).
Прежде всего, выделим попытку многих регионов реализовать на практике принцип широкой информационной доступности государственных услуг в сфере занятости населения, и в первую очередь, для молодежной среды, являющейся по-прежнему категорией с пониженной конкурентоспособностью на современном рынке труда.
Основным мотивом государственной деятельности в совершенствовании инфраструктуры рынка труда на региональном и местном уровнях выступает построение единой, целенаправленно действующей системы управления сферой труда и корректировки действия рыночных регуляторов в новых экономических условиях.
Таблица 2.
Примеры передовых практик реализации антикризисных мероприятий стимулирующей (активной) политики занятости*
Направление Мероприятие Регион
Реализация принципа широкой информационной доступности государственных услуг в сфере занятости населения - Проведение Единой информационной недели службы занятости населения с целью формирования комплексной системы информационной поддержки государственной политики занятости, повышение информированности молодежи, выпускников всех типов образовательных учреждений об услугах, оказываемых службой занятости населения, о возможности участия молодых людей в мероприятиях программы по содействия в сфере занятости населения и программы мероприятий по снижению напряженности на рынке труда, проводимые помимо основных. - Проведение акций «Старт к успеху», «Клуб начинающего карьериста», «Секреты трудоустройства» для учащихся выпускных курсов учреждений профессионального образования с целью подготовки выпускников к правильному поведению на рынке труда после завершения обучения. - Организация работы мобильных центров занятости населения в связи с необходимостью совершения выездных приемов специалистов служб занятости из-за удаленности населенных пунктов от центрального, в котором находится центр занятости населения. - Создание в многофункциональных центрах предоставления государственных и муниципальных услуг мест для предоставления государственных услуг службы занятости населения безработным и ищущим работу гражданам. - Размещение в местах скопления людей электронных киосков со справочной информацией в сфере трудового законодательства. Волгоградская область, Ростовская область, Саратовская область, Новосибирская область, Алтайский край, Пермский край, Краснодарский край
Содействие созданию собственного дела - Создание клубов предпринимателей с целью оказания помощи начинающим и активно действующим предпринимателям из числа бывших безработных граж- Брянская область
дан, состоявшим на учете в службе занятости, по вопросам организации и ведения бизнеса на ранних этапах развития, бизнес - планирования, маркетинга, налогообложения, права, планирования хозяйственной деятельности
Стимулирование работодателей в области их привлечения к взаимодействию по всем направлениям активной политики занятости - Учреждение статуса «Социально ответственный работодатель», разработка критериев отнесения работодателей к этой категории, а также положения о присвоении статуса социально ответственного работодателя и социально ориентированного работодателя, формирование реестра таких работодателей. Алтайский край, Омская область, Саратовская область
* Составлено автором по результатам исследования данных официального сайта Минтруда РФ http://www.rosmintrud.ru
Таким образом, своевременная реакция на сложности на отечественном рынке труда, возникшие в результате мирового финансовоэкономического кризиса, позволила взять ситуацию под контроль и стабилизировать ее в сфере занятости. В конечном итоге результативность региональных программ определяется, по мнению представителей Роструда, удовлетворенностью граждан услугами, полученными от государственной службы занятости населения (например, по данным проведенных опросов получателей услуг (как безработных, так и работодателей) в Ростовской области по итогам 2011 г., показатель такой удовлетворенности превышает 95%).
В Ростовской области еще в докризисном 2007 году была разработана Стратегия социально-экономического развития Ростовской области на период до 2020 года, одним из важнейших разделов которой является формированию механизма повышения эффективности государственного управления социально-экономическим развитием.
В разделе «Миссия, цели и основные направления развития Ростовской области» вышеназванной стратегии при рассмотрении проблемы обеспечения сбалансированности рынка труда в регионе основное внимание уделяется необходимости приведения системы профобразования запросам рынка труда. При этом одной из приоритетных задач в данном направлении разработчики стратегии считают создание новых рабочих мест, включая рабочие места в секторе новой экономики, требующие современных ключевых квалификаций.
При этом тезисно называются основные группы мероприятий, направленных на повышение устойчивости рынка труда региона и синхронизацию системы профессионального образования. Среди них следует выделить необходимость модернизации системы учебных заведений (переход к клиентоориентированным структурам), содействие обновлению материальнотехнической базы учебных заведений, включая начальное профессиональное
образование, образование ресурсных центров для получения начального профессионального образования
Среди основных ожидаемых результатов реализации Программы социально-экономического развития Ростовской области на период 2008 - 2012 гг. было выделено «Повышение качества и стандартов жизни в регионе, сокращение безработицы и уровня бедности». При этом среди индикаторов успеха за период реализации Программы назывались: снижение уровня безработицы в среднем за год (по методологии МОТ) к 2012 году до значения 7,5%, в том же году должно быть создано более 22 тыс. новых рабочих мест [5].
В основных показателях прогноза социально-экономического развития нашей области на 2012-2014 годы фигурируют другие показатели: если численность занятых в экономике может изменится за три года незначительно (с 1 886,5 тыс. чел. в 2010 г. до 1 892,93 в 2014 г.), то численность зарегистрированных безработных должна значительно снизиться с 28,94 тыс. чел. по итогам 2010 г. до 22,90 тыс. чел. в конце 2014 г. Соответственно уровень регистрируемой безработицы снизится до 1 %.
Параллельно с программами по снижению напряженности на рынке труда в Ростовской области реализовывались ведомственные целевые программы «Содействие занятости населения Ростовской области на 2010 год» и «Содействие занятости населения Ростовской области на 2011 год».
Говоря о реализации наиболее актуальных направлений стимулирующей политики на рынке труда, отметим, что в последние годы существенно повысилась материальная мотивация для безработных граждан, желающих воспользоваться данной программой. В соответствии с разрабатываемыми бизнес-планами, прошедшими независимую экспертизу, новые предприниматели получают единовременно 12-кратное максимальное пособие по безработице (58,8 тыс. руб.). В 2010-2011 гг. в дополнение к вышеназванной сумме за каждого принятого на работу зарегистрированного безработного гражданина эти работодатели получали еще столько же.
Качеству и объективной оценке представляемых бизнес-планов способствовало то, что практически во всех муниципалитетах были образованы специальные комиссии. Бизнес-планы рассматривали предприниматели, представители налоговых служб, общественных организаций, органов по поддержке предпринимательства. Кроме того, в ряде регионов по инициативе органов исполнительной власти, служб занятости, глав муниципальных образований были созданы неформальные организации - успешные бизнесмены приняли на себя обязательства по созданию клубов для начинающих предпринимателей, чтобы люди могли обменяться опытом и не допускать ошибок. Объединение усилий общественных организаций, органов власти и бизнеса и позволило добиться положительного эффекта.
Говоря об опыте регионов, следует отметить, что в 2009 г. при организации работы по уменьшению опасностей на рынке труда Управлением занятости населения по Ростовской области был разработан и внедрен алго-
ритм сопровождения начинающих предпринимателей из числа безработных граждан, представленный в таблице 3:
Также при реализации областного алгоритма сопровождения начинающих предпринимателей из числа бывших безработных граждан в муниципальных образованиях востребованной является деятельность 10 действующих в Ростовской области фондов по микрофинансированию. Муниципальные фонды компенсируют нехватку заемных средств для предприятий малого и среднего бизнеса путем предоставления займов для ведения уставной деятельности с обязательным условием создания (и сохранения ранее созданных) рабочих мест. Здесь следует особо отметить тот факт, что с целью расширения доступа населения, и в первую очередь начинающих предпринимателей, к ресурсам микрофинансирования 2 июля 2010 г. Президент Российской Федерации подписал Федеральный закон №151-ФЗ «О микрофинансо-вой деятельности и микрофинансовых организациях».
Таким образом, в результате реализации алгоритма сопровождения начинающих предпринимателей гражданин, планирующий организовать собственное дело, имеет возможность поэтапного получения информационной, образовательной, финансовой и консультационной поддержки.
Таблица 3
Алгоритм сопровождения начинающих предпринимателей _____________из числа безработных граждан*______________________
Этап реализации Ответственные за реализацию Сущность мероприятий этапа
Начальный Региональныеб управления государственной службы занятости, территориальный департамент инвестиций и предпринимательства, органы местного самоуправления Служба занятости населения проводит на местах отбор безработных граждан, подготовку по основам предпринимательства, выделяет субсидию на организацию собственного дела и направляет их в организации инфраструктуры поддержки предпринимательства. Списки открывших собственное дело передаются в департамент инвестиций и предпринимательства и органы местного самоуправления
Промежуточный Бизнес-инкубаторы, органы местного самоуправления Организации инфраструктуры сопровождают деятельность предпринимателя, оказывая комплекс консультационных услуг по вопросам предпринимательской деятельности, в том числе по подготовке документов на получение поддержки в рамках областной или муниципальной программы развития субъектов малого и среднего предпринимательства. В тех муниципальных образованиях, в которых таких организаций до сих пор не создано, вся нагрузка по сопровождению
предпринимательских проектов ложится на местные администрации
Завершающий Центры занятости населения в городах и районных центрах Центр занятости населения оказывает содействие в подборе необходимых работников начинающим предпринимателям из числа бывших безработных граждан для осуществления предпринимательской деятельности
* Дополнено автором на основе информации, представленной на официальном сайте Правительства Ростовской области http://www.donland.ru/
В связи с необходимостью дальнейшей реализации мер по стабилизации ситуации на Ростовском областном рынке труда в условиях восстановительного роста экономики и выхода основных показателей социальноэкономического развития области на уровень докризисного периода в августе
2011 года была разработана областная долгосрочная целевая программа «Содействие занятости населения Ростовской области на 2012 - 2014 годы». Основной акцент в данной программе делается на необходимости соответствия требованиям рынка труда в части оперативного реагирования на растущий спрос на рабочую силу, в первую очередь - на квалифицированные кадры рабочих и специалистов. В этой связи потребуется реализация мер по повышению конкурентоспособности рабочей силы на рынке труда, эффективному трудоустройству молодых специалистов, преодолению структурной безработицы, развитию территориальной мобильности рабочей силы. При этом сохранится необходимость в межотраслевом перераспределении трудовых ресурсов, высвобождающихся в ходе процессов оптимизации численности работников отдельных крупных предприятий и организаций.
В связи с применением работодателями практики введения режимов неполной занятости работников с целью сохранения кадрового потенциала часть работников будет испытывать необходимость в поиске вариантов эффективной вторичной занятости.
Таким образом, потребность в услугах в области содействия занятости населения будет расти, чему будет способствовать не только безвозмездность оказания услуг, но и наличие и развитие обширной базы сведений о вакантных рабочих местах, широкий спектр оказываемых услуг, развитие системы предоставления услуг в электронном виде, возможность получения гарантированной социальной поддержки в период вынужденной безработицы.
Среди основных задач, которые должны ставить перед собой органы государственной службы занятости Ростовской области на ближайшие годы следует выделить усиление взаимодействия с работодателями по кадровому обеспечению предприятий области, в том числе заполнение рабочих мест, создаваемых в рамках инвестиционных проектов. По состоянию на 1 июля
2012 г. в Ростовской области реализуется 365 инвестпроектов, 57 из них включены в перечень «100 Губернаторских проектов». На них запланирова-
но создать 34,5 тысяч новых рабочих мест (например, это аграрнопродовольственный центр «Мельница» в Мясниковском районе, «Гардиан Стекло Ростов» в Красносулинском районе, птицефабрика «Белокалитвин-ская» и другие) [6]. Перед службой занятости стоит ответственная задача по подбору и обучению кадров для этих объектов в соответствии с потребностью работодателей. Особенно важно, чтобы эти предприятия комплектовались за счет жителей Ростовской области с минимальным привлечением иностранных работников.
Также особую актуальность имеет профориентационная работа с молодежью, организация обучения безработных граждан в соответствии с растущими потребностями экономики и трудоустройство выпускников. Еще одно важное направление работы службы занятости - организация трудоустройства безработных граждан с низкой конкурентоспособностью на рынке труда, прежде всего инвалидов.
В завершение отметим, что ситуация на регистрируем рынке труда по мнению правительственных экспертов не ухудшится ни в одном из регионов. Передача регионам полномочий означает повышение ответственности губернатора за решение вопросов занятости. На основании определенной методики будет формироваться рейтинг регионов, который позволит оценить качество и доступность госуслуг в области содействия занятости. Также показатели по состоянию рынка труда отражаются в рейтинге Минрегиона, который оценивает деятельность губернаторов.
Помимо этого, согласно вышеупомянутого закона федерация будет устанавливать порядки регистрации безработных, выплаты пособий, стипендий, материальной помощи. Таким образом, по мнению разработчиков данного закона, жители различных регионов России, с различной экономической ситуацией, будут находится в равных условиях, могут рассчитывать на одинаковый объем помощи, по единым нормам и стандартам качества.
Литература
1. Ясонова Т. Региональный рынок труда и пути его регулирования (по материалам Ростовской области). Автореф. дис. к.э.н. - Ростов-на-Дону. 1999.
2. Одегов Ю.Г., Руденко Г.Г., Бабынина Л.С. Экономика труда. Т. 2. -М.: Изд.-во «Альфа-Пресс», 2007. стр. 394-395
3. Федеральный закон от 30 ноября 2011 г. N 361-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"// Информационно-правовой портал «Гарант»
4. Местное дело. Регионы сами решат вопросы занятости// "Российская газета" - Федеральный выпуск №5675 (2) 11.01.2012.
5. Областной закон от 14 января 2008 года № 852-ЗС «Об утверждении Программы социально-экономического развития Ростовской области на 2008-2012 годы»// Информационно-правовой портал «Гарант»
6. Официальный сайт Управления государственной службы занятости населения Ростовской области http://zan.donland.ru/