7. Сорочан Т.М. Шдготовка керiвникiв шкш до управлшсько! дiяльностi: теорш та практика. Луганськ: Знан-ня, 2005. 384 с.
8. Федцов В.Г. Профессиональная этика и культура бытового обслуживания: учеб. пособие для кадров массовых профессий. М.: Легпромбытиздат, 1989. 96 с.
9. Чмут Т.К., Чайка Г.Л. Етика длового спшкування: навч. посб. 2-ге вид., перероб. i доп. К.: В1кар, 2002. 223 с.
10. Швыдкая М.В. Рефлексивная культура как акмеологический инвариант профессионализма кадров управления: дис. ... канд. психол. наук: 19.00.13. М.: РГБ, 2006. 176 с.
П.В. Леманова
СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА И ЕЕ ВЛИЯНИЕ НА РЫНОК ТРУДА (НА ПРИМЕРЕ РЕГИОНОВ РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ)
Среди экономистов не существует единой трактовки в оценке рынка труда и механизмов его функционирования. Представители классической школы полагают, что рынок труда, как и все существующие рынки, действует на основе ценового равновесия, при котором цена рабочей силы является важным фактором регулирования социально-трудовых отношений, то есть спрос, и предложение рабочей силы уравновешиваются с помощью заработной платы.
Приверженцы кейнсианского и монетаристского подходов к оценке рынка труда рассматривают рынок трудовых отношений как явление постоянного неравновесия. Это значит, что спрос на рабочую силу регулируется объемом производства - совокупным спросом - и регулятором рынка труда в этой ситуации выступает государство, уменьшая или увеличивая по мере необходимости совокупный спрос, устанавливая нижние границы заработной платы.
Последователи марксистской теории считают, что сама рабочая сила как субъективный фактор производства, является товаром, и потому может активно влиять на соотношение спроса и предложения, на рыночную цену своего труда.
Современное видение категории «рынок труда» представляет собой совокупность социально-трудовых отношений между покупателями и продавцами, регулирующими условия найма и использования рабочей силы [1, 139]. Это означает, что существует определенный обмен рабочей силы на реальную заработную плату, при участии государства. Государство при этом, устанавливает некоторые параметры функционирования рынка труда, такие как минимальная заработная плата, продолжительность рабочего дня и др.
В современной экономической системе на динамику рынка труда оказывают существенное влияние множество факторов:
- уровень рождаемости населения региона;
- темпы роста численности трудоспособного населения и его половозрастная структура;
- степень экономической активности различных демографических и этнических групп трудоспособного населения;
- процессы миграции и т.д.
Все эти показатели определенным образом влияют на предложение рабочей силы. Отметим, что динамику спроса занятости любого региона формируют:
- состояние экономической конъюнктуры;
- фаза экономического цикла;
- научно-технический прогресс и др.
Поскольку современный российский рынок восприимчив, как к воздействию глобальных влияний со стороны мировой экономики, так и к требованиям конкретного региона, то он направлен на выполнение следующих функций:
- регулирование спроса и предложения на рынке труда;
- распределение рабочей силы по территориям, сферам и отраслям экономики, профессиям, видам и формам занятости субъектов трудовой деятельности, организациям;
- организацию встречи работодателей и наемных работников;
- обеспечение конкуренции на рынке труда, как между работодателями, так и наемными работниками;
- распределение доходов и заработной платы, установление равновесных ставок заработной платы;
- содействие решению вопросов занятости населения [2, 139].
Означенные процессы влияют на особенности поиска работы для различных категорий граждан. Так, эффективными государственными и негосударственными социальными механизмами, являются:
- создание позитивных условий для процесса воспроизводства рабочей силы - ее производство;
- подготовка, переподготовка, обучение, повышение квалификации работников и т.д.;
- распределение, обмен и сбалансированное потребление рабочей силы;
- обеспечение процесса взаимодействия работника, работодателя, средств и предметов труда.
Для большинства стран мира развитие социально-трудовых отношений происходит под воздействием таких системообразующих принципов жизнедеятельности, как личная ответственность, опора на собственные силы: знания, опыт, умения, компетентность. Эти принципы являются, по нашему мнению, необходимым условием функционирования мотиваций, которые нацелены на образовательную и профессиональную самоподготовку: приобретение системы профессиональных компетенций; трудоустройство, активное предпринимательство; достижение максимального успеха, благополучия и др.
Полная трудовая занятость должна обеспечивать работнику доход, превышающий официальную черту бедности. Так, в США, уровень бедности занятого населения не превышает 2,6 %, а среди работающих лиц пенсионного возраста - 1,4 % [3]. Заметим, при этом, что величина трудовых доходов пропорциональна образованию, квалификации, его профессиональной компетентности, то есть уровень образования, профессиональной компетентности является важнейшим фактором оплаты труда.
В современной России трудовая занятость отнюдь не обеспечивает дохода выше прожиточного минимума одному из четырех субъектов трудовой деятельности. Оплата труда в России, по сути, превратилась в фактор трудовой демотивации и стала, таким образом, фактическим тормозом экономического роста страны, тормозом развития человеческого капитала.
Обращаясь к зарубежному опыту государственного регулирования трудовых отношений, отмечаем, что важнейшим фактором мотивации субъекта трудовой деятельности, социальной защищенности работников и работодателей, укрепления их социальной стабильности выступает политика государств.
Отечественная проблема социально-трудовых отношений заключается в том, что при определении заработной платы работнику, уровень его человеческого капитала играет второстепенную роль, тогда как в развитых странах мира, в среднем, чем большим является человеческий капитал, тем большую зарплату получает носитель этого капитала. Человеческий капитал, его уровень определяют значимость человека в обществе. Поэтому развитое общество должно стимулировать индивиду его желание накапливать свой человеческий капитал.
В России суммарный объем заработной платы составляет около 30 % внутреннего валового продукта (ВВП), тогда как в развитых капиталистических странах он составляет не менее 60% ВВП.
Рассматривая проблемы государственного регулирования трудовых отношений, следует обратить внимание на:
- взаимодействие государства с работодателями;
- трудовую иммиграцию и регулирование минимальной оплаты труда, его нормативов, условий и продолжительности;
- помощь в трудоустройстве молодежи (выпускников общеобразовательных школ, колледжей, высших учебных заведений);
- защиту прав женщин и лиц пенсионного возраста, а также представителей этнических меньшинств;
- обязательное государственное страхование на случай потери работы и др.
Особо мы должны отметить, что в достижении достойного труда важная позитивная роль принадлежит социальному диалогу между работодателями и администрацией, с одной стороны, работодателями и наемными работниками - с другой. Социальный диалог между означенными структурами является:
- источником стабильности;
- средством урегулирования трудовых споров, содействия защите прав работников;
- фактором обеспечения социальной справедливости, занятости субъектов трудовой деятельности.
В практической деятельности между работником и работодателем не существуют чисто трудовые отношения, без социальной составляющей. Работодатель в соответствии с трудовым законодательством обязан создавать работнику необходимые социальные условия труда: организационные, санитарно-гигиенические, безопасные (охрана труда), социально-культурные, социально-страховые. Кроме того, в общий блок социально-трудовых отношений входят: социальное партнерство, социальная защита, подготовка, переподготовка и повышение квалификации работника, пенсионная система и др.
В реальной жизни нередко социальные условия труда не выполняются. Очевидно, что выявление социальной составляющей труда является не чем иным, как основой теории человеческих отношений. Эта теория предполагает, что на предприятии необходимо должна выстраиваться имманентная социальная структура, предполагающая создание субъектно-личностного характера отношений каждого субъекта трудовой деятельности к производственной деятельности своего предприятия. Структура производственных отношений требует социально-психологической работы менеджмента предприятия и его совокупного характера деятельности.
Определяющим фактором успешного функционирования общества является создание и развитие качественного человеческого капитала, очевидно, что для реализации этого направления необходима особая социальная политика государства. Безусловно, для этого нужен поиск необходимых инструментов. Специфическими инструментами социальной политики по развитию человеческого капитала могут быть различные ее направления, но доминирующими, несомненно, при этом являются социально-трудовые отношения.
Экспертный анализ имеющихся данных по социально -трудовым отношениям, материалов различных исследований, официальных источников показывает, что в современной отечественной государственно-распорядительной системе постоянно присутствуют такие направления, которые означают, непременно, активное участие государства в экономической жизни общества. Эти факторы, безусловно, сдерживают развитие соответствующей либеральной социальной политики государства и затрудняют использование эффективных инструментов для создания человеческого капитала.
В связи с изменениями, происходящими на рынке труда и тенденцией роста личной ответственности субъектов трудовой деятельности перед обществом, родными и близкими, первостепенное значение приобретает государственная политика в социальной сфере. Реализация функций социальной защиты населения является, несомненно, основным базовым элементом государственной деятельности, которая характеризуется:
- экономическими возможностями общества;
- зрелостью общественного развития субъектов трудовой деятельности;
- политическими приоритетами.
Примером взаимодействия социальной политики и трудовых отношений может служить анализ ситуации на территориальном рынке труда Ростовской области [4].
Рынок труда Ростовской области представляет собой систему взаимодействия субъектов собственности на средства производства и наемных работников, в которой формируются объем, структура и соотношение спроса и предложения на рабочую силу.
Так, в I полугодии 2010 года, органами службы занятости населения Ростовской области, зарегистрировано 88,8 тыс. человек, что по отношению к I полугодию 2009 года составляет 77,4 %. Заметим, что в течение 2010 года центром занятости населения Ростовской области было оказано содействие в трудоустройстве 35683 гражданам. Это содействие составляет, в среднем по области, 59 % от всех трудоустроенных граждан и было осуществлено в 10-дневный срок со дня обращения в службу занятости.
Если в январе-июне 2009 года в качестве безработных зарегистрировано 51,9 тыс. человек, то в аналогичный период 2010 года их зарегистрировано 41,1 тыс. человек, что на 26,3 % меньше.
По данным службы содействия занятости населения в Ростовской области в I полугодии при содействии службы занятости нашли работу 60,6 тыс. человек, в том числе 2,6 тыс. человек - после прохождения профессионального обучения и переподготовки. Если в I полугодии 2009 года уровень трудоустройства граждан, ищущих работу, составил 44,7 % от числа обратившихся, то в аналогичном периоде 2010 года этот показатель составил соответственно - 47,5 %.
В соответствии с соглашением между Администрацией Ростовской области, Федерацией профсоюзов Ростовской области и Союзом работодателей Ростовской области в органы службы занятости населения в течение 6 месяцев 2010 года по вопросу подбора подходящих работников обратилось 7733 работодателя, что составило 107,4 % по отношению к 6 месяцам 2009 года. С начала 2010 года получателями услуг были 10765 работодателей (102,8% к 6 месяцам 2009 года). Ими было заявлено 120962 вакансии, что составляет 100,2 % к 6 месяцам 2009 года.
Банк вакансий, по состоянию на 1 июля 2010 года, содержал 33,7 тыс. единиц, - это на 37,5 % больше, чем на 1 июля 2009 года. По сравнению с началом 2010 года количество вакансий увеличилось на 16,1 тыс. единиц или на 91,5 %. Заметим, что 68,6 % всех вакансий составляют заявки по рабочим профессиям.
В связи с политикой трудоустройства, проводимой Администрацией Ростовской области, в I полугодии 2010 года организованы и проведены 573 ярмарки вакансий, что составляет 107,5 % к уровням I полугодия 2009 года. В них приняли участие 23,1 тыс. человек. Это на 14,6 % больше, чем в аналогичный период 2009 года, где участниками стали 20,2 тыс. человек.
Большое внимание уделяется политикой трудоустройства населения Ростовской области ярмаркам профессий. Так, в период 2010 года для различных категорий граждан проведена 361 специализированная ярмарка вакансий и учебных рабочих мест. В ней женщин участвовало 1 840 человек, из них трудоустроено - 529;. выпускников высших учебных заведений - 2906 участников, 558 участников - трудоустроено, что составляет 19,2 %. В означенных специализированных ярмарках вакансий принимали участие 680 выпускников учреждений начального и среднего профессионального образования, трудоустроен 201 участник, что составляет 29,6 %. Из 245 участников-инвалидов, трудоустроено 58 человек или 23,7 %. Таким образом, специализированные ярмарки вакансий составили 63,0 % от общего количества 573 ярмарок вакансий, а количество трудоустроенных в результате их проведения составляет - 81,8 % от общего количества трудоустроенных в результате проведения всех ярмарок вакансий.
В соответствии с планом службы занятости в первом полугодии 2010 года по заявкам 143 работодателей проведено 73 ярмарки. В них приняли участие 3358 человек, из них 579 человек прошли отбор и трудоустроены. Таким образом, в результате проведения ярмарок вакансий и учебных рабочих мест всего за отчетный период на постоянную и временную работу были трудоустроены 6,5 тыс. человек, что составило 28,4 % от участников мероприятий, тогда как в I полугодии 2009 года этот показатель составил 26,4 %. По профессиональной ориентации за 6 месяцев 2010 года государственные услуги получили 73,56 тыс. человек. По личному заявлению услуги предоставлены 50,9 тыс. человек, что составляет 69,0 % от числа получивших услугу. За 6 месяцев 2010 года по сравнению с аналогичным периодом 2009 года выросло и количество потребителей профориентационных услуг на 8,2 тыс. человек из числа учащихся образовательных учреждений.
В соответствии с планом совместных мероприятий управления службой занятости и Министерством общего и профессионального образования Ростовской области в феврале - марте 2010 года по профессиональной ориентации учащихся общеобразовательных учреждений была проведена профориентационная декада, участниками которой стали более 56,8 тыс. человек.
В городах и районах Ростовской области ежегодно 9 апреля проводится день профориентации молодежи «Сделай свой выбор», направленный на повышение привлекательности востребованных профессий. Так, в апреле 2009 года прошло заключительное профориентационное мероприятие, в котором приняли участие 30,6 тыс. человек. В Ростовской области по профориентации и содействию занятости населения в предоставлении государственных услуг использовались 16 центров занятости: состоялись 184 выезда по районам Ростовской области. Результатом деятельности стали предоставленные услуги 5423 гражданам. Из них получили государственную услугу по профессиональной ориентации - 4116 граждан; услугу по психологической поддержке - 1 748 человек.
В I полугодии 2010 года на профессиональное обучение по востребованным на рынке труда области профессиям и специальностям направлено 8209 безработных граждан, что в 1,4 раза больше, чем в аналогичный период 2009 года.
Особое значение служба занятости по Ростовской области придает получению новой рабочей профессии, профессиональной переподготовке, повышению квалификации по рабочим профессиям. Так, в I полугодии 2010 года направлено: на обучение 4180 человек, что составило 50,9% от общего числа приступивших к обучению. Закончили обучение по рабочим профессиям 2615 человек; на профессиональную переподготовку и повышение квалификации специалистов направлено 4029 человек, что составило 49,1 % от общего числа направленных на обучение. Закончили обучение 3030 человек.
После прохождения профессионального обучения в I полугодии 2010 года трудоустроено 2548 человек. Причем, закрепилось на рабочих местах 64,9 %, что на 2,5 % больше, чем в аналогичный период 2009 года.
Администрацией Ростовской области проводится политика государства, направленная на осуществление социальных выплат. Так, за I полугодие 2010 года гражданам, признанным безработными, было выплачено 634,1 млн. рублей или 98,2% от профинансированных на отчетный период средств, что в 1,4 раза больше, чем за аналогичный период 2009 года (выплачено 72332 безработным гражданам пособий на сумму 571,5 млн. рублей, что в 1,3 раза больше, чем в соответствующий период 2009 года; стипендию во время профессионального обучения получали 8 196 человек, что составляет 139,7 % по отношению к 2009 году).
Средний размер пособия по безработице в I полугодии 2010 года увеличился на 1,7 тыс. рублей по сравнению с аналогичным периодом 2008 года и на 0,7 тыс. рублей по отношению к 2009 году и составил 2,9 тыс. рублей на одного человека в месяц.
Особое внимание служба занятости населения Ростовской области уделяет подросткам, которые находятся в трудной жизненной ситуации. Так, за отчетный период во временных работах приняли участие 98 подростков из числа детей-сирот; 14 детей-инвалидов; 38 подростков, находящихся под опекой; 445 - из многодетных и неполных семей; 38 подростков, состоящих на учете в органах внутренних дел; 63 человека - состоящие на учете в комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав.
В рамках мероприятий по организации временного трудоустройства безработных граждан в возрасте от 18 до 20 лет из числа выпускников образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования, ищущих работу службой занятости населения трудоустроено 190 человек.
В первом полугодии 2010 года государственная услуга по социальной адаптации безработных граждан на рынке труда была оказана 3251 человеку, что на 18,9 % выше показателей отчетного периода 2009 года.
Следует отметить, что администрация Ростовской области уделяет серьезное внимание организации самозанятости населения. Осуществляется она в рамках двух ведомственных целевых программ: «Содействие занятости населения Ростовской области на 2010 год» и «Снижение напряженности на рынке труда Ростовской области на 2010 год», последняя из которых является наиболее перспективной.
Так, в I полугодии 2010 года 2325 безработных граждан организовали собственное дело, что в 2,7 раза больше, чем к январю - июню 2009 года. На организацию самозанятости получили финансовую помощь в сумме 12-кратной максимальной величины пособия по безработице 2239 человек. В целом, на данные мероприятия, израсходовано 139002,4 тыс. рублей. В том числе 692,7 тыс. рублей из средств субвенций и 138309,7 тыс. рублей из средств субсидий. Финансовую поддержку на стимулирование создания новых рабочих мест получил 91 начинающий предприниматель из числа безработных, что позволило в течение 6 месяцев трудоустроить 117 безработных.
В рамках программы «Содействие занятости населения Ростовской области на 2010 год» финансовую помощь получили 404 начинающих предпринимателя из числа бывших безработ-
ных граждан на организацию предпринимательской деятельности; всего с начала 2010 года получили услуги по содействию самозанятости 5358 безработных.
Заметим, что организация собственного дела стала одной из возможностей решить проблему трудоустройства лицам, с ограниченными возможностями: в I полугодии 2010 года , 47 человек из 199 претендентов, подавших заявки на получение грантов на развитие предпринимательской деятельности получили денежные премии до 200 тысяч рублей.
Кроме того, заметим, что служба занятости населения области оказывает широкий спектр государственных услуг:
- содействие гражданам в поиске подходящих вакансий, а работодателям - в подборе необходимого персонала;
- информирование о положении на рынке труда в субъекте Российской Федерации;
- организация ярмарок вакансий и учебных рабочих мест;
- организация профессиональной ориентации граждан;
- психологическую поддержку, профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации безработных граждан;
- осуществление социальных выплат безработным гражданам;
- организация проведения оплачиваемых общественных работ;
- организация временного трудоустройства несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет в свободное от учебы время, безработных граждан в возрасте от 18 до 20 лет из числа выпускников образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования, ищущих работу впервые;
- социальная адаптация безработных граждан на рынке труда;
- содействие самозанятости безработных граждан и др.
Регулирование социально-трудовых отношений в организациях области осуществляется 49 центрами занятости населения на основе социального партнерства.
Так, по состоянию трехсторонних соглашений между Администрацией Ростовской области, Федерацией профсоюзов Ростовской области и Союзом работодателей Ростовской области на 01.01.2009 на территории области действовало 1199 соглашений различных уровней, которые представлены на рис. 1 .
1200 1000 800 600 400 200 0
0) -О X -О
ц
О! X
о
0) СР
иные; 1070
0) -О X
СР
го
а>
3 -
со
О)
ц
о
О! СР
го о
СР
о
о.
О.
^ ю ю
О)
□ региональные
□ отраслевые-тарифные
□ территориальные-трехсторонние
□ иные
1
Рис. 1. Трехсторонние соглашения Ростовской области (составлено автором)
Заметим, что за последние пять лет количество заключенных соглашений выросло в 12 раз: на предприятиях и организациях всех форм собственности заключено 9697 коллективных договоров, что на 3,2 % больше чем в 2007 году.
В целях регулирования социально-трудовых отношений созданы областная и территориальные трехсторонние комиссии; сформирован областной регистр действующих соглашений всех уровней и коллективных договоров. С 2006 года в области ежегодно проводится конкурс «Коллективный договор - основа эффективности производства и защиты социально-трудовых прав работников». Коллективный трудовой спор это неурегулированные разногласия между работниками и работодателем по поводу установления и изменения условий труда (включая заработную плату), заключения, изменения и выполнения коллективных договоров, соглашений, а также в связи с отказом работодателя учесть мнение выборного представительного органа работников при принятии локальных нормативных актов [5, 175]. Согласно Трудовому кодексу Российской Федерации, в Ростовской области функции по урегулированию коллективных трудовых споров, возложены на управление по труду Министерства труда и социального развития. В целях разрешения коллективных трудовых споров создана служба по урегулированию коллективных споров - государственный орган, содействующий разрешению коллективных трудовых споров путём организации примирительных процедур. В области создан областной банк данных трудовых арбитров, специализирующихся на разрешении коллективных трудовых споров, в количестве 140 человек. В городских округах и муниципальных районах функции координаторов работы по урегулированию коллективных трудовых споров возложены на заместителей глав муниципальных образований.
Накопленный опыт взаимодействия всех заинтересованных сторон позволяет обеспечить стабильное положение на рынке труда области. Служба занятости населения Ростовской области состоит из 49 городских и районных центров, которые являются государственными учреждениями. Центры занятости оснащены современным оборудованием, справочно -информационными поисковыми системами, имеют доступ к сети Internet. Около 800 специалистов - по трудоустройству, профконсультантов, юристов, психологов оказывают услуги по содействию гражданам в поиске работы: трудоустраиваются ежегодно более 150 тыс. человек - свыше 70 % от числа граждан ищущих работу.
Так, в центрах занятости населения на 01.01.2010 на учете состояло 37,3 тыс. безработных, что соответствовало уровню регистрируемой безработицы в 1,7 % от численности экономически активного населения. Состав безработных на начало 2010 года представлен на следующей диаграмме (рис. 2).
□ женщины
□ жители села
образования;
□ граждане, имеющие профессиональное образование
учреждения профес.
3,50%
Рис. 2. Состав безработных по Ростовской области на начало 2010 года (составлено автором)
Анализ ситуации показал, что состав безработных по возрастному признаку это граждане в возрасте от 30 лет, до предпенсионного возраста - 64 %, молодежь 16-29 лет составляет 30,3 %.
Подводя итоги характеристики рынка труда и влияние роли социальной политики Администрации Ростовской области на его результаты, отметим:
- в ходе реализации «Областной программы по снижению напряженности на рынке труда» в Ростовской области в 2009 году на временные работы были трудоустроены 6215 человек;
- 990 выпускников учреждений профессионального образования прошли стажировку и получили возможность дальнейшего трудоустройства на предприятиях области;
-3400 безработным гражданам оказана финансовая поддержка на организацию собственного дела;
- 1472 специалистам предоставлена возможность опережающего обучения востребованным профессиям и специальностям.
Аналогичная программа по снижению напряженности на рынке труда Ростовской области функционировала и в 2010 году. По ее результатам: трудоустроены на временные рабочие места 4000 человек, находящихся в режиме неполной занятости, а также безработные граждане и граждане, ищущие работу. Организована стажировка 557 выпускникам; опережающее обучение получили 400 человек, находящихся под риском увольнения; трудоустроено 30 инвалидов; содействие в организации собственного дела получили 3400 безработных.
Таким образом, механизмами социальной политики по регулированию рынка труда и реализации социально-трудовых отношений на современном этапе развития общества являются:
- внедрение современных методов социальной политики, основанных на сочетании социального инвестирования и адресной поддержки населения;
- содействие активному привлечению негосударственного сектора к оказанию социальных и образовательных услуг, повышению качества социального обслуживания населения, развитию рыночных механизмов в социальной сфере;
- повышение эффективности управления и внедрение современных управленческих технологий в социальную среду;
- объединение потенциала государственной власти, местного самоуправления, деловых кругов и общественности для решения социальных проблем.
Регулирование указанных социально-экономических, социально-трудовых отношений общества является одним из приоритетных направлений социальной политики государства. Суть социальной политики государства заключается:
- в поддержании отношений между различными социальными слоями общества;
- в обеспечении необходимых условий для повышения благосостояния, уровня жизни членов общества.
Эти положения являются первостепенной задачей социальной политики государства. Они направлены на создание позитивных социальных гарантий, формирование экономических стимулов субъектов трудовой деятельности, нормальное функционирование рынка труда и развитие человеческого капитала.
Представленный анализ ситуации социально-трудовых отношений по Ростовской области позитивно характеризует действия Администрации Ростовской области, которые в целом носят стабильный характер.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Экономика труда: социально-трудовые отношения: учебник / под ред. Н.А. Волгина, Ю.Г. Одегова. М.: Экзамен, 2004. 736 с.
2. Трунин С. Н. Экономика труда: учебник. М.: Экономика, 2009. 491 с.
3. Statistical Abstract of the U.S. Washington, 2005. Р. 735
4. Администрация Ростовской области. Режим доступа http://www.donland.ru
5. Трудовой кодекс Российской Федерации. Новосибирск: Изд-во Сибир. ун-та, 2010. 189 с.