15. Shick G. Real Options. Handbook in OR&MS. Elsevier Science B.V.1995.V.9.
16. Крюков В.А., Литвинцева Г.П., Хайруллина М.В. Условия инновационного развития: взгляд из Сибири // ЭКО. 2014. № 3. С. 184 - 189.
Muzyko Elena Igorevna, candidate of economic sciences, docent of the Department of Economic Theory and Applied Economics; Novosibirsk State Technical University (20, Avenue of K. Marks, Novosibirsk, 630073, Russian Federation). E-mail: [email protected]
CONSIDERATION OF RISK AND UNCERTAINTY IN REAL OPTIONS THEORY Abstract
The paper discusses new method for evaluation of innovative projects' effectiveness - the real options method. Conceptual description of real options theory is given. Two basic approaches to the interpretation of the economic essence of the concept "risk" are identified. The differences in consideration of risk and uncertainty in the traditional method of evaluating the effectiveness of investment projects (NPV method) and in real options theory are determined. In the options theory with the increase in price volatility of the underlying asset the value of the option goes up. In the analysis using NPV method, the increase in uncertainty makes the project less attractive. Thus, there is a contradiction between the consideration of risk and uncertainty in the NPV method and in real options theory.
Keywords: real options method, financial options, discounted cash flows method, investment project, innovative project, risk, uncertainty.
УДК 331.5
ИНСТИТУЦИОНАЛЬНОЕ СТИМУЛИРОВАНИЕ ЗАНЯТОСТИ НА МЕЗОУРОВНЕ:
ТЕНДЕНЦИИ И ПРОБЛЕМЫ (НА ПРИМЕРЕ РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ)
кандидат экономических наук,
доцент кафедры экономической теории, экономический факультет, Южный федеральный университет (344002, Россия, г. Ростов-на-Дону, ул. Горького, 88). E-mail: [email protected]
Аннотация
В статье анализируются основные тенденции на рынке труда Ростовской области в условиях снижения экономической динамики. Особое внимание уделяется соответствию региональной политики занятости приоритетам государственной политики занятости, а также задачам, которые были поставлены в Бюджетном послании о бюджетной политике в 2015-2017 годах.
Ключевые слова: занятость, безработица, государственное регулирование, стимулирование, рынок труда, служба занятости, региональная политика, степень напряженности, целевая программа, трудоустройство.
Снижение инерционности экономического развития, выражающееся в поступательном снижении темпов экономического роста до уровня 0,5 %, обусловлено, с одной стороны, качественными характеристиками экономического роста, неэффективной структурой экономики, с другой - нарастанием институциональных ограничений.
Одной из характерных особенностей экономики РФ в последнее десятилетие являлось устойчивое опережение темпов роста реальной заработной платы над производительностью труда. Поведение рынка труда остается неизменным в течение последних двадцати лет. Работодатели не сокращают занятость в условиях кризиса, однако имеет место сохранение занятости при торможении темпов экономического роста, сопровождающееся ростом зарплат.
Стрельченко Елена
Александровна
Социально-экономическая ситуация в Ростовской области в целом на протяжении 2014 года отличалась большей стабильностью по сравнению с другими российскими регионами. В Ростовской области для контроля и регулирования рынка труда, а также для эффективного развития занятости и локализации безработицы собраны усилия всех уровней органов власти, центров занятости населения, профсоюзов, работодателей. Многолетний опыт взаимодействия данных органов способствует обеспечению достаточно стабильного состояния регионального рынка труда.
Среднедушевые доходы региона за первые месяцы 2015 года выросли на 18,5% по сравнению с началом 2014 года и составили 20,3 тыс. рублей, при этом среднероссийский показатель - 13,5% [1].
Несмотря на высокую инфляцию - 16,9% в начале 2015 года, реальные денежные доходы в среднем по России сократились на 0,7%, в то время как в Ростовской области выросли на 2,3 % [1] (табл. 1).
Таблица 1
Социально-экономические показатели в Ростовской области [2]
Показатель Значение
Прожиточный минимум трудоспособного населения в Ростовской области за 4 кв. 2014 года 8,5 тыс. руб.
Минимальный размер оплаты труда (ст.1 Федерального закона от 01.12.2014 года N 408-ФЗ «О внесении изменений в статью 1 Федерального закона «О минимальном размере оплаты труда») 5,97 тыс. руб.
Среднемесячная начисленная заработная плата (за январь 2015 года по Ростовской области) 22,2 тыс. руб.
Экономически активное население в Ростове-на-Дону 62,1 тыс. чел.
Размер минимальной и максимальной величин пособия по безработице 850 и 4,9 тыс. руб.
На региональном рынке труда Ростовской области в 2014 году сохранялась стабильная ситуация. Численность зарегистрированных безработных практически не изменилась - 17,9 тыс. человек, уровень регистрируемой безработицы сохранился на уровне 0,8% к численности экономически активного населения, что ниже среднероссийского уровня - 1,2% и среднего показателя по югу России - 0,9%.
Напряженность на рынке труда по итогам года снизилась наряду с потребностями предприятий и организаций в работниках на 12,8% по сравнению с 2013 годом. Однако в начале 2015 года отмечен рост безработицы на предприятиях большинства отраслей региона - на предприятиях по добыче полезных ископаемых (на 5,3%), финансовой деятельности (на 8,7%), строительных организациях (на 5%) и других. В то же время рост численности наблюдался на предприятиях связи (на 2%) и розничной торговли (на 2,7%).
К маю 2015 года уровень безработицы в Ростовской области составил 1,1%, а численность безработных выросла до 19,8 тыс. человек, что обусловлено общеэкономическими процессами - институциональными ограничениями, связанными с санкциями к российской экономике, а также кризисными макроэкономическими процессами - растущим уровнем инфляции, снижением реальных доходов населения.
Другим показателем, характеризующим степень напряженности на рынке труда, является уровень среднемесячной заработной платы, которая выросла на 4% и составила 22,2 тыс. рублей (в среднем по России рост составил 5,8%).
Уровень заработной платы по региону повысился во всем отраслях экономики, за исключением финансового сектора, в котором произошло снижение на 15,3%, тем не менее, в этом секторе самый
высокий уровень заработной платы - 35,4 тыс. рублей (в 1,6 раза выше средней зарплаты по области). А самый низкий - в отрасли рыболовства и рыбоводства - 10,7 тыс. рублей (48,3 % от средней зарплаты по области) [3].
Кроме того, растущая напряженность на рынке труда в 2015 году региона связана с высоким уровнем просроченной задолженности по заработной плате, которая отмечена в моногородах, таких как Шахты, ОАО «Шахта Восточная» (задолженность 74,1 млн рублей) и Волгодонск, филиал ООО «Атомэнергоинжиниринг» - 6,9 млн рублей).
В целях снижения напряженности на региональном рынке труда в Областной администрации проводятся заседания областной межведомственной комиссии по организации функционирования государственных органов по осуществлению контроля за соблюдением трудового законодательства в таких вопросах как погашение задолженности по выплате заработной платы на предприятиях-банкротах, своевременности отчислений страховых взносов в фонд социального страхования, на обязательное пенсионное и медицинское страхование области. В таких заседаниях участвуют руководители отраслевых министерств и муниципальных образований. Аналогичные комиссии действуют во всех городах Ростовской области.
В основных направлениях деятельности на рынке труда Ростовской области в 2015 году учитываются приоритеты государственной политики занятости (Государственная программа РФ «Содействие занятости населения 2013-2020 г.г.», главной целью которой является создание правовых, экономических и институциональных условий, способствующих развитию эффективно функционирующего рынка труда и обеспечению социальной стабильности в обществе) [4, с. 133], а также задачи, поставленные в Бюджетном послании о бюджетной политике в 2015-2017 годах [5], и сопряжены с прогнозируемыми тенденциями развития экономики и социальной сферы Ростовской области.
В течение 2014 года в органах службы занятости было зарегистрировано 144,5 тыс. человек, из которых в качестве безработных - 41,4 тыс. человек. Из 144,5 тыс. человек было трудоустроено 112 тыс., из них 5,8 тыс. после завершения профессионального обучения [6]. Также были организованы временные работы для 27,2 тыс. граждан, из них в свободное от обучения время - для 24,5 тыс. несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет. Общественные временные работы были организованы для 9 тыс. человек из числа безработных и незанятых граждан, в основном на объектах инфраструктуры, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства, в строительстве, а также в сфере малого бизнеса.
Приоритетным направлением службы занятости населения Ростовской области является организация профессионального обучения и дополнительного профессионального образования граждан. Так, в 2014 году повысили свою конкурентоспособность на рынке труда 5,7 тыс. безработных граждан, 381 женщина в период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет и 58 незанятых граждан, которым назначена трудовая пенсия по старости и которые стремятся вернуться к трудовой деятельности по тем профессиям и специальностям, которые востребованы на рынке труда [7].
Профессиональное обучение безработных граждан проводится в соответствии с потребностью на региональном рынке труда в квалифицированных рабочих кадрах и специалистах строительной отрасли, транспорта, легкой промышленности, оптовой и розничной торговли, общественного питания, сельского хозяйства, здравоохранения и других отраслей.
Предоставлено 106 тыс. государственных услуг по профессиональной ориентации граждан в целях выбора сферы деятельности (профессии), трудоустройства, прохождения профессионального обучения и получения дополнительного профессионального образования, по психологическому содействию безработных граждан - 3,4 тыс., по социальной адаптации и ориентации - 5,9 тыс.
В Ростовской области с начала 2015 года организовано и успешно проведено 147 ярмарок вакансий и учебных рабочих мест, в которых приняли участие 4,4 тыс. человек.
Также было организовано временное трудоустройство 219 безработных, из них 37 безработных граждан в возрасте от 18 до 20 лет, имеющих среднее профессиональное образование и ищущих
работу впервые, а 1 487 несовершеннолетних граждан трудоустроено в возрасте от 14 до 18 лет в свободное от обучения время.
Кроме того, в общественных работах приняли участие 962 человека. Среди работодателей, принявших участие в работе ярмарок вакансий: ООО «КЗ «Ростсельмаш», ООО «Донстар», ЗАО «Корпорация «Глория Джинс», ОАО «10 ГПЗ», ООО «Тавр», ООО «Ассорти-Трейдинг», гипермаркет «Магнит» ЗАО «Тандер», ФГУП «Почта России», «Росгосстрах», индивидуальные предприниматели, муниципальные учреждения [7].
Еще одним направлением поддержки регионального рынка труда является телефон «горячей линии» по вопросам социально-трудовых отношений. Консультационные услуги по телефонам «горячей линии» с начала 2015 года оказаны 1,5 тыс. гражданам и 296 работодателям [8].
Другим важным направлением институционального стимулирования занятости является реализация государственных программ и мероприятий, в том числе регионального и муниципального уровня.
Помимо поддержки занятости трудоспособного населения, входящего в состав рабочей силы, трудоустройством, профессиональным обучением и социальной поддержкой обеспечиваются граждане не входящие в состав рабочей силы, занятость которых не влияет на расчет показателя уровня безработицы. Однако, повышение занятости таких групп населения в целом оказывает положительное влияние на социально-экономический климат в регионе. К таким группам относятся: лица с ограниченными возможностями (инвалиды), подростки 14-18 лет, студенты и др. На стимулирование занятости таких граждан направлены несколько программ [9]:
- программа временного трудоустройства безработных граждан, испытывающих трудности в поиске работы;
- программа участия в общественных работах;
- программа трудоустройства на квотируемые рабочие места для инвалидов.
В Ростовской области особой популярностью пользуется программа трудоустройства, профессионального обучения и социальной поддержки инвалидов. В рамках данной программы осуществляется:
- временное устройство на работу безработных инвалидов, которые по тем или иным причинам не могут найти себе подходящую работу;
- участие инвалидов в общественных работах;
- трудоустройство на квотируемые рабочие места для инвалидов.
С 2014 года исходя из Областной долгосрочной целевой программы «Содействие занятости населения Ростовской области на 2014 - 2020 годы» реализуется подпрограмма «Дополнительные мероприятия по содействию в трудоустройстве инвалидов на 2014-2015 год», которая предусматривает трудоустройство незанятых инвалидов в Ростовской области на специально оборудованные и оснащенные всем необходимым рабочие мест [10]. В 2015 году планируется трудоустроить 535 незанятых инвалидов и оборудовать для них рабочие места. Все затраты по оснащению рабочих мест для инвалидов работодателю возмещаются, так средний размер возмещения затрат составляет примерно 69,3 тыс. рублей. Компенсация затрат работодателя на создание рабочих мест для трудоустройства незанятых инвалидов производится на основании договора, заключенного между работодателем и центром занятости населения.
Например, в 2014 году в целях повышения конкурентоспособности на рынке труда 358 безработных инвалидов направлены на профессиональное обучение по востребованным на рынке труда профессиям и специальностям (учебным программам): оператор котельной, лифтер, кладовщик, оператор ЭВМ, охранник, портной, облицовщик синтетическими материалами, использование прикладных программ на ПК, 1С: Предприятие и др.
Программа организации трудоустройства несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет направлена на организацию временных работ для подростков в дни школьных каникул и в свободное от обучения время сроком до 2-х месяцев [11].
Программа позволяет занять подростков в рабочее время, адаптировать их на рынке труда и приобрести первые профессиональные навыки. При оформлении на временное трудоустройство с подростком заключается трудовой договор, при этом для подростков, не достигших 16 лет, требуется письменное согласие одного из родителей и органов опеки и попечительства.
В период участия во временных работах помимо заработной платы работодателя подросткам выплачивается материальная поддержка от службы занятости. Основными видами общественных работ, к которым привлекались несовершеннолетние, являлись: благоустройство и озеленение территорий; выполнение сельскохозяйственных работ; оказание услуг в сфере бытового обслуживания; социальное обслуживание населения, в том числе ветеранов Великой Отечественной войны; подсобные, вспомогательные и ремонтные работы на предприятиях; сортировка почтовых отправлений; доставка корреспонденции.
В 2014 году на временные рабочие места было трудоустроено 24,5 тыс. несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет, что составляет 16,4% от общей численности несовершеннолетних граждан в Ростовской области. Подростки осваивали навыки работы на производстве или в фермерских хозяйствах, выполняли подсобные и благоустроительные работы в городе.
Программа организации временного трудоустройства безработных граждан в возрасте от 18 до 20 лет, у которых есть среднее профессиональное образование, и ищущих работу впервые, обеспечивает дополнительные гарантии для выпускников начального и среднего профессионального образования, вышедшие впервые на рынок труда. Эта программа позволяет молодым специалистам реализовать свои компетенции, полученные в учебном заведении, а также приобрести опыт и навыки, освоив специфику данного места работы и социально адаптироваться на первом рабочем месте. Помимо перечисленных положительных сторон данной программы, она позволяет выпускнику положительно себя зарекомендовать и остаться работать на постоянной основе.
Программа трудоустройства финансируется из средств областного бюджета. В период временного трудоустройства работодатель производит оплату труда в размере не ниже минимальной заработной платы.
Значимым направлением стимулирования регионального рынка труда, на наш взгляд, является также привлечение иностранных работников [12-13]. Получателями государственной услуги в соответствии с Административным регламентом о привлечении иностранной рабочей силы являются работодатели, заказчики работ (услуг), привлекающие иностранных граждан, прибывающих на территорию Российской Федерации в порядке, требующем оформления визы и иностранные граждане, прибывшие в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, для осуществления трудовой деятельности.
Помимо программ стимулирования занятости региональные службы занятости реализуют программы переобучения [14]:
- профессионального переобучения безработных граждан (курсы подготовки и переподготовки);
- профессионального обучения незанятых граждан, которым назначена пенсия по старости;
- профессионального обучения женщин, находящихся в отпуске по уходу за ребенком до 3 лет и планирующих возвращение к трудовой деятельности в текущем году.
Рост числа выпускников непроизводственных специальностей (экономистов, финансистов, юристов и др.) по России демонстрирует тенденцию снижения доли занятых в промышленности и уровня среднемесячной заработной платы.
В сложившихся кризисных условиях, связанных с кризисом источников роста (высокими ценами на нефть), назрела необходимость смены модели экономического развития с сырьевой на реиндуст-риальную, связанную с технологическим развитием промышленности. В таких условиях особенно востребованными являются производственные, инженерно-технические, строительные и другие виды деятельности.
Таким образом, к важнейшим задачам в области стимулирования занятости относятся: содействие трудоустройству граждан и обеспечение работодателей рабочей силой в соответствии с по-
требностями экономики; содействие развитию кадрового потенциала, повышение конкурентоспособности безработных и ищущих работу незанятых граждан, которым назначена трудовая пенсия по старости, женщин в период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет; обеспечение права граждан на защиту от безработицы.
Институциональный механизм поддержки занятости и основные Целевые программы регулирования регионального рынка труда в Ростовской области на 2015 год учитывают приоритеты государственной политики занятости и соотносятся с прогнозируемыми тенденциями развития экономики и социальной сферы Ростовской области.
Литература
1. Информация об итогах социально-экономического развития Ростовской области за январь-февраль 2015 года. Официальный портал Администрации Ростовской области. [Электронный ресурс]. Режим доступа: www.donland.ru
2. Социально-экономические показатели в Ростовской области. Официальный сайт ГУ Центр занятости населения города Ростова-на-Дону. [Электронный ресурс]. Режим доступа: www.czn-rostov.ru/
3. Заработная плата в субъектах РФ за январь-февраль 2015 года. Официальный портал Администрации Ростовской области. [Электронный ресурс]. Режим доступа: www.donland.ru
4. Кашникова Т.В. Система социальной защиты населения в РФ: тренды и инструменты инновационного регулирования. // Государственное регулирование экономики: закономерности и противоречия. Коллективная монография. Ростов н/Д.: Содействие-21 век, 2014.
5. Основные направления бюджетной политики на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов. Официальный сайт Министерства финансов РФ. [Электронный ресурс]. Режим доступа: www.minfin.ru/common/upload/library/2014/07/тат/01\1ВР_2015-2017.pdf
6. Кот В.В., Стрельченко Е.А. Основные тренды региональной политики регулирования занятости (на примере Ростовской области) // Государственное регулирование экономики: закономерности и противоречия. Коллективная монография. Ростов н/Д: Изд-во «Содействие-ХХ1 век», 2014.
7. Игнатова Т.В., Змияк С.С. Служба занятости как институт-регулятор рынка труда // Вестник НГУЭУ. 2015. № 1. С. 162-177.
8. Состояние и динамика развития сферы занятости населения Ростовской области (итоги 2014 года). Ситуация на рынке труда Ростовской области. Официальный портал Правительства Ростовской области. [Электронный ресурс]. Режим доступа: www.donland.ru
9. Трудоустройство, профессиональное обучение, социальная поддержка инвалидов. Официальный сайт ГУ Центр занятости населения города Ростова-на-Дону. [Электронный ресурс]. Режим доступа: www.czn-rostov.ru/
10. Областная долгосрочная целевая программа «Содействие занятости населения Ростовской области на 2014 - 2020 годы», подпрограмма «Дополнительные мероприятия по содействию в трудоустройстве инвалидов на 2014-2015 год». Официальный сайт Министерства труда и социального развития Ростовской области. [Электронный ресурс]. Режим доступа: www.mintrud.donland.ru
11. Программа организации трудоустройства несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет // Официальный сайт ГУ Центр занятости населения города Ростова-на-Дону. [Электронный ресурс]. Режим доступа: www.czn-rostov.ru
12. Постановление Правительства РФ от 11 ноября 2005 г. N 679 «О порядке разработки и утверждения административных регламентов исполнения государственных функций и административных регламентов предоставления государственных услуг» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2005, N 47, ст. 4933).
13. Совместный приказ ФМС РФ № 1, Минздравсоцразвития РФ № 4, Минтранса РФ № 1, Госкомрыболовства РФ № 2 от 11.01.2008. об административном регламенте предоставления Федеральной миграционной службой, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими переданные полномочия Российской Федерации в области содействия занятости населения, Федеральным агентством морского и речного транспорта и Государственным комитетом Российской Федерации по рыболовству государственной услуги по выдаче заключений о привлечении иностранной рабочей силы.[Электронный ресурс]. Режим доступа: www.consultant.ru
14. Программы обучения и переобучения безработных граждан в Ростовской области Официальный сайт ГУ Центр занятости населения города Ростова-на-Дону. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.czn-rostov.ru/
Strelchenko Elena Alexandrovna, candidate of Economic Sciences, Docent of the Cathedra «Economic Theory», Economics department Southern Federal University (88, st. of Gorky, Rostov-on-Don, 344002, Russian Federation). E-mail: [email protected]
INSTITUTIONAL STIMULATION OF EMPLOYMENT AT THE MESO-LEVEL: TRENDS AND CHALLENGES (THE ROSTOV REGION EXAMPLE)
Abstract
The article analyzes the main trends in the labor market of the Rostov region in the conditions of declining economic dynamics. Special attention is given to the correspondence between regional employment policy and the priorities of the state employment policy. Also author analyses the objectives that have been set in the Budget Message about the fiscal policy during 2015-2017 years.
Keywords: employment, unemployment, government regulation, stimulation of labor market, the employment service, regional policy, the degree of tension, the target program.