Научная статья на тему 'Совершенствования региональной политики занятости в условиях тотального восстановления региона'

Совершенствования региональной политики занятости в условиях тотального восстановления региона Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
694
74
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Terra Economicus
WOS
Scopus
ВАК
RSCI
ESCI
Область наук
Ключевые слова
ПОЛИТИКА ЗАНЯТОСТИ / СОЗДАНИЕ РАБОЧИХ МЕСТ / ГЕНЕРАЛЬНАЯ СТРАТЕГИЯ / РАЗВИТИЕ РЫНКА ТРУДА / ВОССТАНОВИТЕЛЬНЫЙ РОСТ / РЕГИОНАЛЬНЫЕ ОРГАНЫ ВЛАСТИ / СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ПОЛИТИКИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Байсаева М. У.

В данной статье сформулированы основные принципы формирования и реализации политики занятости в Чеченской Республике в условиях восстановительного роста. Обозначены основные направления реформирования и совершенствования политики рынка труда. Основной акцент в статье ставится на обеспечении комплексного подхода к стимулированию занятости в республике при целенаправленной поддержке государства. При реализации общей стратегии и концепции государственной политики занятости на приоритетную роль в создании рабочих мест должны быть ориентированы и региональные органы власти с учетом местных особенностей развития рынков труда.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Совершенствования региональной политики занятости в условиях тотального восстановления региона»

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ РЕГИОНАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ ЗАНЯТОСТИ В УСЛОВИЯХ ТОТАЛЬНОГО ВОССТАНОВЛЕНИЯ РЕГИОНА

М.У. БАЙСАЕВА

Чеченский государственный университет, кандидат экономических наук, доцент

В данной статье сформулированы основные принципы формирования и реализации политики занятости в Чеченской Республике в условиях восстановительного роста. Обозначены основные направления реформирования и совершенствования политики рынка труда. Основной акцент в статье ставится на обеспечении комплексного подхода к стимулированию занятости в республике при целенаправленной поддержке государства. При реализации общей стратегии и концепции государственной политики занятости на приоритетную роль в создании рабочих мест должны быть ориентированы и региональные органы власти с учетом местных особенностей развития рынка труда.

Ключевые слова: политика занятости; создание рабочих мест; генеральная стратегия; развитие рынка труда; восстановительный рост; региональные органы власти; совершенствование политики.

Коды классификатора JEL: R23, R28.

Региональная политика в области занятости является неотъемлемой частью общей стратегии социально-экономического развития страны. Она включает большинство направлений, используемых в России, а также в западных странах переходного типа. Однако, поскольку в каждом регионе имеются свои специфические проблемы, перечень основных направлений политики на рынке труда необходимо «регионализировать» с тем, чтобы они учитывали экономическую и социальную ситуацию в регионе, взгляды и психологию людей, финансовое положение и другие факторы.

Нынешняя ситуация с занятостью в России такова, что требуется существенная корректировка не только политики на рынке труда, но и в сфере образования и социального развития в целом. Только на основе комплексного подхода к стимулированию занятости возможно снижение напряженности — как на общероссийском, так и на региональном рынках труда.

Характер вышеперечисленных проблем республики свидетельствует о том, что без целенаправленной поддержки государства ей будет практически невозможно выбраться на путь устойчивого социально-экономического развития. Таким образом, разумным видится использование программно-целевого подхода, поскольку эта проблема:

а) входит в число приоритетов страны, а ее решение позволяет предотвратить чрезвычайные ситуации, создать условия для устойчивого развития Чеченской Республики и Северного Кавказа;

б) носит межотраслевой характер и не может быть решена без участия федерального центра;

в) не может быть решена в пределах одного финансового года;

г) носит комплексный характер, и ее решение окажет значительный мультипликативный эффект на социальное благополучие и общее экономическое развитие Северного Кавказа и России в целом.

Реформирование и совершенствование политики на рынке труда, как нам представляется, должно идти по следующим основным направлениям:

❖ усиление роли образования в формировании рабочей силы нового качества, нового типа на основе использования гибкой политики в области образования;

❖ применение селективного подхода в политике сохранения рабочих мест;

❖ перенесение центра тяжести политики занятости на осуществление, реализацию активных мероприятий на рынке труда по созданию дополнительных рабочих мест, введению минимальных квот, организации общественных работ, подготовке и переподготовке кадров;

❖ стимулирование создания рабочих мест в порядке самозанятости и предпринимательской деятельности;

❖ стимулирование реорганизации нерентабельных, неперспективных предприятий;

❖ разработка специальных краткосрочных программ по борьбе с безработицей в регионах с высоким уровнем безработицы;

❖ разработка целевых программ для молодежи и других уязвимых групп населения;

© Байсаева М.У., 2009

ТЕRRА ECONOMICUS (Экономичeский вестник Ростовского государственного университета) ^ 2009 Том 7 № 2 (часть 3)

ТЕRRА ECONOMICUS (Экономичeский вестник Ростовского государственного университета) ^ 2009 Том 7 № 2 (часть 3)

❖ повышение пособий по безработице при одновременном ужесточении условий их получения в целях стимулирования активизации поиска работы;

❖ повышение роли органов службы занятости в содействии в трудоустройстве как наиболее эффективной формы помощи гражданам, ищущим работу.

Указанные подходы и акценты нашли отражение в той или иной степени в новой политике занятости страны, в общей ее стратегии и концепции преодоления негативных последствий рыночных преобразований. На приоритетную роль активной политики создания рабочих мест должны быть ориентированы и региональные органы власти и управления с учетом местных особенностей развития рынков труда.

Одной из основных форм реализации государственной политики занятости на всех уровнях управления является программа содействия занятости населения. В соответствии с Законом РФ «О занятости населения в Российской Федерации» и Положением «О государственной службе занятости РФ» ежегодно в каждом регионе — субъекте РФ разрабатывается региональная программа содействия занятости населения.

На основе указанных нормативных актов Чеченская Республика, как и другие регионы, составляет и реализует республиканскую программу занятости населения. В 2004 г. в правительстве разработана схема развития республики, которая должна привести к сокращению безработицы вдвое к 2010 году. Так, запуск завода электротехнического оборудования «Электропульт-Грозный» позволил создать 140 рабочих мест. Предприятие построено за 6 месяцев совместно с холдингом из Санкт-Петербурга. Планируется довести через два года количество рабочих мест на предприятии до 1142.

Федеральная целевая программа «Социально-экономическое развитие Чеченской Республики на 2008-2011 гг.», утвержденная Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.07.2008, предполагает создание до конца 2011 г. не менее 95 тыс. рабочих мест. С учетом сроков начала реализации данной Программы, в 2009 г. предполагается создать не менее 25 тыс. рабочих мест. Служба занятости Чеченской Республики будет вести активную работу по подбору на эти рабочие места безработных граждан в соответствии с потребностями работодателей.

Одним из основных направлений активной политики занятости, проводимой органами службы занятости, является создание дополнительных рабочих мест за счет смешанных источников финансирования. Финансирование новых производств осуществляется на паритетных началах за счет страховых взносов работодателей, отчисляемых в фонд занятости, и собственных средств самих работодателей.

Приоритетным правом получения финансирования, в рамках выделенного лимита из фонда занятости на создание новых рабочих мест, пользуются работодатели, отвечающие следующим требованиям (условиям):

а) рабочие места создаются ускоренно, в кратчайшие сроки;

б) рабочие места или новые производства размещаются на депрессивных административнотерриториальных образованиях (районах, городах), включенных в перечень территорий приоритетного развития республики;

в) основной контингент создающихся рабочих мест, новых производств формируется за счет социально незащищенных групп безработных граждан;

г) наличие освоенных собственных средств в размере не менее 50% от величины стоимости объекта или объема необходимых денежных средств;

д) гарантии возврата средств в оговоренные договором сроки.

Важным направлением региональной политики занятости в Чеченской Республике становится развитие самостоятельной занятости и предпринимательской деятельности безработных граждан. Необходимость расширения данной формы создания рабочих мест продиктована продолжающимся снижением спроса на рабочую силу на рынке труда. Развитие самозанятости основывается на предоставлении определенных льгот организационно-экономического характера безработным гражданам, создающим малые предприятия, кооперативы, крестьянские (фермерские) хозяйства, личные подсобные хозяйства, а также другие виды собственного дела в сфере производства товаров народного потребления и оказания услуг жилищно-коммунального хозяйства.

Финансовое содействие в сохранении рабочих мест и кадрового потенциала оказывается только тем предприятиям, у которых ухудшение финансового положения произошло по независящим от них причинам, при этом имеется программа выхода из кризиса. Для контроля, регулирования и управления процессами массового высвобождения на предприятиях функционируют специальные комиссии из представителей администрации, профсоюзной организации и органов службы занятости.

Необходимо подчеркнуть, что субсидии предприятиям на заработную плату в случае предоставления неоплачиваемых или частично оплачиваемых отпусков работникам следует рассматривать как краткосрочную чрезвычайную меру, принимаемую в случае, когда предприятие разрабатывает и осуществляет реальную программу реорганизации, включающую подробный

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ РЕГИОНАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ ЗАНЯТОСТИ.

281

план использования персонала. Если предприятие неперспективно, важно содействовать альтернативной экономической деятельности, создавая рабочие места для трудящихся и одновременно оказывая им временную материальную помощь. И не случайно в Федеральной комплексной программе создания и сохранения рабочих мест указывается необходимость, при разработке генеральной схемы региональных целевых программ, учета соответствия мер по сохранению рабочих мест направлениям структурной перестройки экономики, учета стоимости сохранения рабочего места.

В целях повышения эффективности использования имеющихся производственных мощностей предполагается (в соответствии с региональными программами создания и сохранения рабочих мест) осуществлять систему мер, предусматривающую:

• ревизию неиспользуемых производственных мощностей;

• передачу при необходимости посредством арендных отношений неиспользуемых организациями производственных мощностей предпринимателям, желающим организовать на этих производственных мощностях рабочие места;

• передачу в аренду предприятий, входящих в состав мобилизационных мощностей;

• создание системы технопарков и лизинговых предприятий на базе неиспользуемых производственных мощностей;

• ликвидацию неэффективных рабочих мест и создание рабочих мест в перспективных отраслях экономики;

• высвобождение работников в депрессивных отраслях экономики, их профессиональную подготовку и трудоустройство в развивающихся отраслях;

• разработку и реализацию региональных целевых программ воспроизводства рабочих мест с учетом ситуации на рынке труда в регионе;

• создание банка данных, содержащего сведения о рабочих местах и потребности в них отраслей экономики регионов.

Таким образом, ликвидация неперспективных производств и неэффективных рабочих мест, по существу, выступает в качестве одного из важнейших условий и факторов формирования в регионах эффективной структуры занятости населения, на которую нацелена новая политика развития рынка труда.

Для достижения более полной и эффективной занятости населения как в целом в стране, так и в отдельном регионе, необходима разработка эффективного организационно-экономического механизма управления занятостью, учитывающего особенности факторов трудоизбыточности в регионе, в основе которого, на наш взгляд, должны лежать следующие принципы (рис. 1).

Основные принципы формирования и реализации орган изационно -экономического механизма управления занятостью в депрессивных регионах в условиях восстановительного роста

I I I

Ориентированность на специфику условий формирования и развития трудоизбыточности в регионе Учет особенностей структуры, состава и научно-технического уровня подготовки незанятого трудоспособного населения

Введение механизмов активизации самозанятости населения Обеспечение государственной поддержки всех форм предпринимательской деятельности

1 г

Содействие развитию малого бизнеса в сфере услуг и мелкотоварных _____________форм сельскохозяйственного производства________________

Административная поддержка инвестиционных предложений по восстановлению разрушенных и созданию новых промышленных __________________________производств_________________________

Создание эффективной системы центров профессиональной ориентации и переобучения кадров по востребованным специальностям

Рис. 1. Основные принципы формирования и реализации организационно-экономического механизма управления занятостью в депрессивных регионах в условиях восстановительного роста

ТЕRRА ECONOMICUS (Экономичeский вестник Ростовского государственного университета) ^ 2009 Том 7 № 2 (часть 3)

ТЕRRА ECONOMICUS (Экономичeский вестник Ростовского государственного университета) ^ 2009 Том 7 № 2 (часть 3)

Главными целями разрабатываемого организационно-экономического механизма управления занятостью в трудоизбыточном регионе являются:

1. Всемерное увеличение занятости экономически активного населения в легальных сферах деятельности, радикальное сокращение безработицы.

2. Создание нормальных условий жизни и неуклонный рост благосостояния (уровня и качества жизни) всех слоев населения; кратное сокращение доли бедного населения.

3. Достижение устойчиво высоких темпов экономического роста; развитие отраслей производства товаров и услуг, отвечающих критериям рыночной и социальной эффективности.

4. Восстановление окружающей среды; рационализация природопользования в интересах экономики, проживающего населения и будущих поколений.

Актуальность всех указанных целей обусловлена остротой сложившейся социальной, экономической и экологической ситуации в республике. Эти цели тесно взаимодействуют. В сочетании с адекватными механизмами регулирования они должны направлять устойчивое развитие системы «человек — природа — экономика» с учетом особенностей Чеченской Республики. Синхронизируемое продвижение по указанным целевым направлениям гарантирует нормализацию социально-политической обстановки и консолидацию чеченского общества.

Сформулированные главные цели и соответствующие им целевые задачи в основном дополняют и поддерживают друг друга. В этом отношении ситуация в Чеченской Республике в принципе мало отличается от ситуации в других российских регионах. Так, увеличение занятости является главным фактором повышения доходов населения. В свою очередь рост занятости и доходов населения обусловлены, прежде всего, развитием производства (оплата труда и социальные трансферты из республиканского и муниципального бюджетов, зависящие в значительной мере от налогов на производство).

ЛИТЕРАТУРА

1. Концепция программы социально-экономического развития Чеченской Республики на 2007-2010 годы от 06.07.2004 г. № МФ-П11-9пр.

2. О социально-экономическом положении и ходе восстановительных работ в Чеченской Республике: сб. Росстата. Грозный, 2004.

3. Постановление Правительства РФ «О дополнительной финансовой поддержке депрессивных регионов» от 19.09.98 № 1112.

4. Постановление Правительства Чеченской Республики от 22.02.2005 г. № 12 «О разработке программы социально-экономического развития Чеченской Республики на период до 2010 года».

5. Постановление Правительства Чеченской Республики от 07.06.2005 г. № 45 «О разработке схемы развития и размещения производительных сил Чеченской Республики на период до 2010 года».

6. Чеченская Республика в цифрах. Краткий статистический сборник. Федеральная служба государственной статистики. Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Чеченской Республике. — Грозный. 2009.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.