ТЕRRА ECONOMICUS ^ Экономичeский вестник Ростовского государственного университета ^ 2009 Том 7 № 4 (часть 2)
СТРУКТУРА СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕННЯ И ПРОБЛЕМЫ ЕЕ МОДЕРНИЗАЦИИ В УСЛОВИЯХ ТОТАЛЬНОГО ВОССТАНОВЛЕНИЯ РЕГИОНА
А.И. АХМАДОВА,
аспирант,
Кисловодский институт экономики и права, e-mail: kiep_asy@mail.ru
Между государственной социальной политикой и социальной защитой населения существует тесная историческая и логическая взаимосвязь. В рамках реализации концепции модернизации социальной сферы российского общества экономическая сторона деятельности региональной подсистемы социальной защиты населения в Чеченской Республике нуждается в тщательном научном анализе для выработки эффективных рекомендаций по ее совершенствованию.
Ключевые слова: социальные риски; социальная защита населения и ее структура; специфика социальной защиты населения восстанавливаемого российского региона.
Коды классификатора JEL: M14, R11, Z13.
Институциональными предпосылками возникновения социальной защиты населения выступают: риск наступления страхового события, каким являются бедность, ограничение жизнедеятельности и т.д. Реализуя систему различных мер, из которых состоит система социальной защиты населения, государство, как макроэкономический субъект управления социальными рисками, способствует снижению их негативного воздействия на процесс расширенного воспроизводства человеческого капитала в целях компенсации возможного ущерба. Авторское видение структуры системы социальной защиты таково: она состоит из трех основных блоков — социального обеспечения, социального страхования и социальной помощи.
Блок социального обеспечения представлен государственными социальными гарантиями и финансируется из федерального и регионального бюджетов. Изменения и регуляция показателей эффективности социальной защиты по данному блоку определяется степенью приближения социальных нормативов (МРОТ, социальные пенсии, стипендии, детские пособия и другие гарантированные социальные выплаты) к величине прожиточного минимума.
Эффективность социальной защиты по блоку социального страхования зависит от успешной реализации программ, связанных с участием в производительном труде и регулярными отчислениями от дохода страховых взносов, а также от обеспечения гарантированности прав страхователей. Развитие социального страхования одновременно снижает прямое участие государства в социальной защите населения, так как защищенность обеспечивается взносами самого работника и его работодателя. Развитие социального страхования уже предусмотрено пенсионной реформой. Третий блок социальной защиты — социальная помощь — в странах с развитой рыночной экономикой обычно составляет незначительную часть системы социальной защиты населения, так как наиболее значимую роль выполняют первые два функциональных блока. Здесь как раз и проявляется взаимозависимость блоков системы социальной защиты, обеспечивающая социальное равновесие.
При более значительной роли одного блока требуется меньшее участие других блоков. Необходимость государственной социальной защиты на определенном этапе развития общества обусловливается рядом факторов. И в истории человечества, и в современной цивилизации всегда была и есть необходимость страхования геополитических, катастрофических и системных макроэкономических рисков (военные действия, массовые стихийные бедствия, безработица и инфляция).
Благодаря такому методологическому посылу есть возможность идентификации государственной социальной политики в качестве универсального макроэкономического и самого мощного орудия социальной защиты. Исторические экскурсы показывают, что между государственной социальной политикой и системой социальной защиты населения существует самая тесная взаимосвязь, обусловленная и исторически, и логически.
В периоды спадов и кризисов, когда на первый план выходят проблемы мобилизации всех ресурсов для восстановления экономики, возрастает необходимость активного вмешательства государства, призванного предпринимать неотложные меры, в том числе и непопулярные, для поддержания и сохранения социального равновесия. Поскольку периодически наступающие кризисы являются атрибутом рыночной экономики, одной из важных задач государства выступает их предотвращение, а в случае их наступления — принятие адекватных мер, призванных, во-первых, создать условия для того, чтобы как можно быстрее преодолеть их, во-вторых, смягчить их последствия для жизненного уровня простых граждан.
Проводимые реформы потребовали совершенствования структуры и характера социального обеспечения всех категорий населения. Многообразие форм собственности, возникновение новых организационных форм деятельности, иной социальный статус россиян изменили структуру потребностей, круг интересов, уровень притязаний различных групп населения, а в соответствии с этим — направленность и содержание социальной политики и форм социальной защиты, помощи и поддержки. Все эти требования не могли быть обеспечены без существенного укрепления экономической базы системы социальной защиты населения.
Эффективная система социальной защиты населения основывается на сложных институтах (бюджетная система, рынок труда, налоговая система, страховой рынок и т.д.), которые не только снижают социальные риски, минимизируют трансакционные издержки и обеспечивают эффективное распределение ресурсов, но и участвуют в развитии институциональной структуры системы социальной защиты населения России. В результате институт социальной защиты населения стоит перед решением принципиально новых, зачастую прямо противоположных задач. Требуются системные изменения в социальной политике государства, в том числе на региональном уровне. В каждом регионе страны этот феномен имеет свои качественные и количественные особенности.
© А.И. Ахмадова, 2009
СТРУКТУРА СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ И ПРОБЛЕМЫ
301
Особую систему мезоэкономики представляет собой Чеченская Республика в силу совокупности факторов, обусловивших институциональную специфику предшествующего пути развития этого региона. Эта специфика не могла не наложить отпечаток на те проблемы, которые испытывает население этой территории — как нынешнее, так и выехавшее по разным причинам за его пределы в течение последних двух десятилетий. Принимая во внимание, что миграционные потоки именно из этого региона были значительными, и что часть граждан уехала в страны ближнего и дальнего зарубежья, а потом начался процесс возвращения, проблемы оформления пенсий, пособий, социальных льгот и другие вопросы из сферы социальной защиты населения для этих групп населения сейчас имеют особую остроту.
С другой стороны, социальная помощь в ее различных вариантах осуществляется за счет федерального и региональных бюджетов на началах софинансирования, а финансовая система Чеченской Республики, как ни одна другая региональная финансовая система России, носит экзогенный характер. Поэтому экономическая сторона деятельности региональной подсистемы социальной защиты населения в Чечне также нуждается в тщательном научном анализе для выработки действенных рекомендаций по ее совершенствованию.
Формирование подсистем социальной защиты населения на уровне отдельных регионов и территорий РФ — достаточно новое явление для отечественной практики, поскольку до начала рыночных реформ регионы не являлись достаточно самостоятельными носителями социально-экономических отношений и практически не представляли собой самостоятельных субъектов социальной политики. Тогда как социальные проблемы существовали всегда и на уровне регионов, но при этом социальная политика осуществлялись по сформированным Центром правилам. Сегодня органы государственного и общественного управления российских регионов становятся главными субъектами социальной политики в регионах страны, а социальная политика государства должна быть направленной на выработку стратегии социального развития на макроуровне, а также на формирование единого социального пространства, а на уровне регионов — на практическую реализацию всего комплекса мер по развитию отраслей социальной сферы в самих российских регионах. В этом случае региональные органы власти должны не только реализовывать социальной защиты населения в границах своих территориальных образований, но и формировать стратегию и тактику поведения этой политики на подведомственной им территории в пределах установленных полномочий, ответственности и возможности привлечения собственных и заемных средств, средств спонсоров и благотворителей.
Для определения направлений, методов и механизмов совершенствования института социальной защиты населения и стабилизации социально-экономического положения Чеченской Республики необходимо выявить ресурсы и возможности, которыми она располагает, определить современное состояние экономики и социальной сферы, учесть специфические особенности региона и имеющиеся резервы для последующего роста.
При определении путей, методов и механизмов восстановления республики, с целью повышения инвестиционной привлекательности региона, от которой зависит экономическая ситуация региона, особенно такого проблемного, как чеченский, следует учитывать как специфические условия и изменяющиеся факторы производства, так и менталитет населения. Для восстановления экономического потенциала республики необходим целенаправленный государственный протекционизм, ориентирующийся, прежде всего, на региональные приоритеты, которые способны обеспечить мультипликативный эффект. При этом весьма значимым является соблюдение принципа транспарентности — распределения и контроля за расходованием бюджетных средств, позволяющего оценить их с позиций экономической, социальной и экологической эффективности.
Результативному и комплексному решению этой проблемы способствует реализация федеральной целевой программы «Социально-экономическое развитие Чеченской Республики на 2008-2011 годы», что позволит за счет рационального и эффективного использования ресурсного потенциала Республики, завершения восстановительных работ в производственной и социальной сфере повысить конкурентоспособность экономики Республики, уровень и качество жизни населения. Цель Программы — создание условий для перехода к устойчивому развитию экономики и социальной сферы Чеченской Республики, что придаст новый импульс социальной защиты населения.
Привлечение инвестиций в реальный сектор экономики Чеченской Республики является одним из краеугольных факторов на современном этапе перехода к стабилизации социально-экономического развития и модернизации всех сфер жизни населения региона. От этого фактора зависит возможность роста потенциала реального сектора экономики. Изменение социально-экономического положения проблемных регионов, к которым относится Чеченская Республика, их встраивание в рыночные преобразования требует системного похода, при котором, наряду с проведением соответствующей государственной политики, необходимо создать экономические условия для восстановления и развития производства, привлечения инвестиций в регион, прежде всего — существенного сокращения безработицы в регионе — для Чечни как наиболее сложной ситуации с трудоизбыточностью среди всех регионов Российской Федерации.
Концептуальные подходы к восстановлению экономики республики и выделению соответствующих приоритетов должны основываться не на общепринятых подходах и критериях, а учитывать специфику республики — массовую безработицу. В целом при выборе приоритетов всегда исходят из развития отраслей, обеспечивающих наибольшие темпы роста с учетом потребительского спроса. Предпочтения отдаются наиболее конкурентоспособным отраслям (с учетом внутреннего и внешнего рынков), для Чеченской Республики (не отрицая значимости перечисленных критериев) наиболее важное значение приобретают отрасли и сферы, обеспечивающие максимальную численность рабочих мест. Исторически трудоизбыточная, но с высокой рождаемостью, республика и в советское время, и в начале перестройки, а, особенно, в результате разрушений, вызванных действиями по восстановлению конституционного порядка, всегда сталкивалась с проблемой занятости населения, прежде всего молодежи.
С учетом продолжающейся напряженности на рынке труда, высокого уровня безработицы, соответственно, высокого уровня социальной напряженности, напряженности политика занятости в 2009 г. в основном направлена на увеличение уровня занятости населения за счет организации временного трудоустройства безработных граждан в рамках активной политики занятости. На реализацию мероприятий в сфере занятости населения Чеченской Республики за 2009 г. из бюджета Чеченской Республики затрачено 2 млрд 902 млн 826,9 тыс руб, в том числе на активную политику занятости — 225 млн 268,2 тыс руб, на социальную поддержку — 2 млрд 677 млн 558 тыс руб.
Федеральным Центром в 2009 г. предусмотрены дополнительные субвенции на осуществление переданных полномочий в сфере занятости населения Чеченской Республики в сумме 84 млн 909,2 тыс руб. В целях оздо-
ТЕRRА ECONOMICUS ^ Экономичeский вестник Ростовского государственного университета ^ 2009 Том 7 № 4 (часть 2)
ТЕRRА ECONOMICUS ^ Экономичeский вестник Ростовского государственного университета ^ 2009 Том 7 № 4 (часть 2)
302
А.И. АХМАДОВА
ровления ситуации в области занятости населения Чеченской Республики, снижения напряженности на рынке труда в Республике утверждена Программа дополнительных мер снижения напряженности на рынке труда в Чеченской Республике в 2009 г., обеспечивающая реализацию мероприятий по снижению напряженности на рынке труда. Это — организация общественных и временных работ в организациях республики и на социальнозначимых объектах, содействие развитию малого предпринимательства и самозанятости безработных граждан. Реализация мероприятий Программы будет способствовать снижению напряженности на рынке труда Чеченской Республики, расширению возможностей занятости работников.
Важная роль в возрождении экономической и социальной сферы Чечни отведена малому предпринимательству, которое в сложных условиях региона сыграло роль «станового хребта», не позволившего окончательно развалиться хозяйству республики. В результате реализации Программы будет обеспечена занятость на временных рабочих местах в рамках общественных работ — не менее 22,2 тыс чел. В сфере малого бизнеса и самозанятости — не менее 568 чел, на новых рабочих местах, созданных безработными гражданами, организовавшими собственное дело.
Малые, в том числе семейные, формы ведения хозяйства исторически присущи населению Чечни с его менталитетом, а ориентация малого предпринимательства преимущественно на потребительский локальный рынок, определяет его особую роль в восстановлении и развитии хозяйства республики. Вот почему одним из основных направлений развития малого бизнеса в республике стало максимальное вовлечение в этот бизнес населения, диверсификация его структуры. В настоящее время почти половина малых предприятий функционирует в сфере торговли и общественного питания и очень мало задействовано в сфере производства, переработки, инноваций.
Существует глобальная закономерность, которую подчеркивают все исследователи проблем социальной защиты населения: чем успешнее экономика страны, тем более эффективна социальная защита населения. Следовательно, первоочередные рекомендации по усилению социальной защищенности граждан связаны, прежде всего, с мерами по общему экономическому оздоровлению страны. На региональном уровне выявлены негативные последствия рыночных преобразований в социальной защиты населения проблемном регионе — социальные деформации, заключающиеся в падении уровня жизни, социальной незащищенности, низком уровне развития отраслей социальной сферы, которые являются главным фактором, сдерживающим и ограничивающим трансформационные процессы в экономике региона.
При решении проблем совершенствования социальной защиты населения Чеченской Республики степень приоритетности действий такова. На 1-м месте — повышение минимальных социальных гарантий в сфере оплаты труда и обеспечение занятости населения; на 2-м — расширение возможностей получения дополнительных доходов за счет индивидуальной трудовой деятельности, реализации различных услуг, мелкого предпринимательства, личного подсобного хозяйства; на 3-м — снижение неравенства доходов за счет социальных трансфертов и повышения минимальных гарантий в сфере социального обеспечения; на 4-м — развитие низовой работы, связанной с оказанием адресной социальной помощи особо нуждающимся в социальной защите гражданам или семьям; на 5-м — расширение возможностей социального страхования и повышение привлекательности социального страхования для населения.
На особом месте стоят мероприятия по помощи инвалидам, особенно — детям-инвалидам. Согласно достигнутой с федеральным Центром договоренности, Чеченская Республика войдет в общероссийскую программу помощи для детей-инвалидов на 2009-2011 годы. Это поможет оказать необходимую помощь гражданам с ограниченными возможностями.
Кроме того, в Республике очень много людей, которые имеют льготы, но не знают, что они их имеют, и что их можно использовать. Не менее важно установить тех людей, которые, преступая закон, установили себе инвалидность, хотя таковыми не являются, и незаконно получают льготы. Все это происходит по причине отсутствия централизованной базы, взаимодействия с предприятиями и организациями. Необходимо завершить перерегистрацию списков инвалидов и других льготников.
Анализ регионального эмпирико-фактологического материала по современному состоянию социальной защиты населения в Чеченской Республике показал, что необходима рационализация использования страховых принципов для эффективного применения инструментов социальной защиты становится очевидной. На основе такого вывода можно выработать ряд практических предложений по структурным изменениям форм социальной защиты, адресной помощи, порядка ее предоставления, льготных выплат и их источниковой базы, а также по трансформации роли органов социальной защиты населения в управлении системой социальной защиты населения в Чеченской Республике; повышению роли предприятий в управлении ею; изменениям в мезострук-туре социальных служб; развитию институтов гражданского общества и созданию условий для максимального вовлечения населения в процесс управления мезосистемой социальной защиты; стимулированию занятости и увеличению доходов граждан, самозанятости и самообеспечению, в том числе с помощью создания условий для развития малого бизнеса и наиболее полного вовлечения домохозяйств в общественное производство через развитие личных подсобных и фермерских хозяйств и этноэкономики.
ЛИТЕРАТУРА
1. Липина С.А. Чеченская Республика. Экономический потенциал и стратегическое развитие. М.: Издат. центр ЛКИ. 2007.
2. Федеральная целевая программа «Социально-экономическое развитие Чеченской Республики на 20082011 годы».
3. www.nasledie.ru.
4. www.REGIONS.RU.