ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2011 ^ Том 9 № 3 Часть 2
ИССЛЕДОВАНИЕ МЕХАНИЗМА ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ СОЦИАЛЬНО-ТРУДОВЫХ ПРОТИВОРЕЧИЙ
ХАУСТОВ А.В.,
руководитель,
Федеральное агентство морского и речного флота, 125993, Москва, Петровка 3/6
В работе исследованы механизмы предупреждения социально-трудовых противоречий, включающие создание и исследование комплекса институциональных и экономических условий, организационных и нормативно-правовых механизмов, позволяющих осуществлять целенаправленное воздействие на динамику основных параметров социально-трудовой сферы.
Ключевые слова: финансово-кредитная; инвестиционная политика; рынок труда; уровень жизни населения; социальная защита.
In work mechanisms of the prevention of the sociolabor contradictions, including creation and research of a complex of institutional and economic conditions are investigated, organizational and is standardlegal mechanisms, allowing to carry out purposeful influence on dynamics of key parametres of sociolabor sphere.
Keywords: sociolabor contradictions; region; investments; labour market.
Коды классификатора JEL: J79, J83.
Механизмы государственного регулирования рынка труда, включающие законы и нормативные акты, экономические и административные технологии, организационные мероприятия, а также коллективные соглашения, достаточно разнообразны [11]. Ключевые направления разрешения противоречий в социально-трудовой сфере графически интерпретируем с помощью рис. 1. Эффективность функционирования рынка труда зависит от того, насколько механизм его саморегулирования органически скоординирован действующей системой государственного регулирования занятости и социальной защиты населения. Методы государственного воздействия на рынок труда подразделяются на прямые: законодательное регулирование; трудовое законодательство; коллективные договоры — и косвенные: финансовая; монетарная и фискальная политики.
Разрешение противоречий рынка труда региона как составной части социально-трудовых противоречий предусматривает достижение основных целей: гарантии занятости; стимулирования структурной реорганизации и форсирования процесса перераспределения высвобождаемых работников; вовлечение безработных в трудовую деятельность [1]. Для решения этих задач государству необходимо обеспечить:
❖ эффективизацию финансово-кредитной, инвестиционной и региональной политики;
❖ стимулирование «точек роста» в экономике;
❖ регулирование внешнеэкономических связей;
❖ прогнозирование ситуации на рынке труда;
❖ содействие адаптации работников к требованиям рынка труда.
Необходимо учесть, что потенциал государства в сфере создания новых рабочих мест существенно ниже возможностей частного капитала, что не снижает роль государства как гаранта занятости [12]. Одной из ключевых задач государства в сфере разрешения противоречий рынка труда остается стимулирование активности предпринимателей при одновременном ограничении их поведения на рынке труда для обеспечения защиты социально уязвимых групп населения и регулирования высвобождения рабочей силы в кризисных ситуациях [5, 6]. Реализация этих требований возможна на основе синтеза рыночного механизма хозяйствования и государственного регулирования. Необходимо совершенствование территориальной структуры производства в части преодоления диспропорций регионального развития производительных сил, диверсификации направлений специализации региона, рационального использования ресурсов региона, реорганизации его социальной инфраструктуры. Для решения поставленных задач необходимо стимулирование территориальной мобильности рабочей силы, при ее непосредственном регулировании. Данные требования актуальны в плане нивелирования различий в обеспеченности регионов рабочей силой в целом и роста дефицита кадров в регионах с низким уровнем инвестиционной привлекательности, в частности [14].
© А.В. Хаустов, 2011
Разрешение социально-трудовых противоречий
ч /
Структурные
преобразования
в экономике
\ Ч /
Активная Активная
миграционная демографическая
политика политика
/ \ / ч
ч /
Активная
кадровая
политика
\
Финансово-
кредитная
политика
Создание условий для эффективной предприниматель ской деятельности, самозанятости и стимулирования малого бизнеса
У
Регулирование
хозяйственной
структуры,
соблюдение
приоритетов
хозяйственного
развития
У
Регулирование миграционных потоков и защита внутреннего рынка труда
Привлечение необходимого количества иностранной рабочей силы для экономики РФ по
количественным и качественным параметрам
У
Регулирование
демографических
процессов
_________±_______Р'1
Охрана здоровья и экологическая безопасность
■ Р*
Этносоциальные
факторы
формирования
занятости
.Г
Контроль количества въехавших и трудоустроенных иностранных граждан
.V
Мониторинг рынка труда
Законодательное регулирование условий найма и использования работников
.[Г
Сохранение и создание новых рабочих мест
_________________^
Организация общественных работ
Квоты для социально незащищенных слоев населения
Развитие системы непрерывного образования подготовка и переподготовка кадров
________________________Р^
\ /
Политика повышения
уровня жизни
населения ч
/
Поддержание реальной зарплаты, обеспечение приемлемого уровня минимальной зарплаты
____________._________Р*
Развитие образования, культуры, искусства
Осуществление программы жилищного строительства
Усиление мотивации к труду, тесная связь оплаты труда с квалификацией и результатами труда
_____________±__________Р^
Совершенствование тарифной системы, устранение чрезмерных различий в оплате труда ____________________
Социальная защита населения
Соответствие минимальной зарплаты прожиточному минимуму
__________,___________г*
Защита трудовых прав граждан
Повышение роли внебюджетных фондов в решении социально-экономических проблем
-----------X-----------Р*
Материальная поддержка социально незащищенных категорий населения
________________________Р^
Рис.1. Блок-схема разрешения социально-трудовых противоречий
ТЕГгггА Есоыомюиэ ^ 20И ^ Том 9 № 3 Часть 2
Со
•^1
ИССЛЕДОВАНИЕ МЕХАНИЗМА ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ СОЦИАЛЬНО-ТРУДОВЫХ ..
ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2011 ^ Том 9 № 3 Часть 2
В контексте сказанного проиллюстрируем ключевые направления государственной политики на рынке труда с помощью рис. 2.
Европейская модель госрегулирования рынка труда ориентирована на сокращение числа занятых при сохранении уровня производительности труда и, как следствие, роста доходов работающих. Отличительная особенность данной модели - организация дорогостоящей системы пособий для значительного количества безработных.
Скандинавская модель госрегулирования рынка труда базируется на гарантии занятости населения посредством организации рабочих мест в государственном секторе с усредненными условиями оплаты труда.
Американская модель разрешения социально-трудовых противоречий в целом и рынка труда, в частности, ориентируется на создание рабочих мест, не требующих высокой производительности, когда количество людей с невысоким уровнем доходов увеличивается, а безработица уменьшается.
Нормативно-правовое обеспечение трудовой деятельности
Стимулирование развития флексибильного рынка труда региона
Государство на рынке труда региона
Содействие в трудоустройстве.
подготовке и переподготовке населения региона
Социальная поддержка граждан, испытывающих трудности в трудоустройстве на территории региона _______________________
Рис. 2. Ключевые напра^левия государственной nалlimliгг карынте труда региона
По нашему мнению, применение зарубежных моделей разрешения социально-трудовых противоречий представляется нерациональным, поскольку целесообразна новая модель эффективной занятости, учитывающая менталитет населения. В настоящее время применяют три варианта государственного регулирования занятости: пассивный, умеренно-пассивный и активный.
Первый и второй варианты ориентированы на выплату пособий и предоставление безработным услуг по подбору рабочих мест через государственную службу занятости. Оба упомянутых варианта экономичны с точки зрения государственных расходов, однако стратегия пассивного ожидания экономического подъема оправдывает себя для флексибильного рынка труда и рабочей силы, при которых высока вероятность самостоятельного трудоустройства. В противном случае сдерживающие регуляторы пассивной политики на рынке труда окажутся неэффективными. В третьем варианте политика занятости характеризуется совокупностью правовых, организационных и экономических мер, проводимых государством с целью снижения уровня безработицы. Такая политика включает в себя:
■ обучение, переподготовку и повышение квалификации лиц, ищущих работу;
■ активный поиск и подбор рабочих мест;
■ субсидирование создания новых рабочих мест;
■ создание рабочих мест в системе общественных работ.
Нам импонирует мнение российских экономистов, согласно которому оптимальным вариантом политики занятости для России остается активный, обеспечивающий максимальную занятость населения и качество рабочей силы на фоне стимулирования выпуска конкурентоспособной продукции и создания условий посткризисной модернизации [8, 9]. Полное исключение пассивных мер невозможно, но целесообразно устанавливать оптимальный баланс между активными и пассивными инструментами.
Генеральной целью разрешения противоречий на рынке труда выступает содействие полной, продуктивной и свободно избранной занятости. В целях содействия полной занятости населения государство призвано осуществлять:
♦ разработку мер монетарной, инвестиционной и фискальной политики, направленных на рациональное размещение производительных сил, повышение мобильности человеческих ресурсов, развитие временной и самостоятельной занятости, поощрение применения флексибильности труда, а также мер, способствующих сохранению и развитию системы рабочих мест;
♦ нормативно-правовое регулирование на основе соблюдения законных прав и интересов граждан и соответствующих государственных гарантий, дальнейшее совершенствование законодательства о занятости населения;
♦ разработку и реализацию федеральных и территориальных программ содействия занятости населения;
♦ внедрение эффективных механизмов проведения активной политики занятости населения, включая организацию и проведение специальных мероприятий по профилированию;
♦ оказание социальной поддержки гражданам, признанным в установленном порядке безработными.
Все перечисленные выше положения закреплены ст. 15 федерального закона «О занятости населения в Российской Федерации».
Конкретные меры, формирующие содержание государственной политики на рынке труда, направлены на развитие трудового потенциала и обеспечение равных возможностей гражданам РФ независимо от национальности,
пола, возраста, социального положения, политических убеждений и отношения к религии в реализации права на добровольный труд и свободный выбор занятости.
Для предупреждения социально-трудовых противоречий целесообразно внесение ряда поправок в отечественное трудовое законодательство для усиления контроля над соблюдением государственных стандартов в области безопасности, условий и охраны труда, поддержания необходимого уровня оплаты труда в соответствии со стоимостью воспроизводства рабочей силы и положениями конвенций и рекомендаций Международной организации труда (МОТ), ратифицированных Российской Федерацией, а также обеспечения условий цивилизованного разрешения социальных конфликтов. Государство вправе воздействовать на работодателей, при нарушении ими трудовых норм, ущемлении экономических и социальных интересов работников, ведущих к социальной напряженности и конфликтам.
Ситуация в области занятости предполагает необходимость усиления государственной политики, включающей меры по регулированию занятости, в том числе и на региональном уровне.
Региональная политика представляет собой комплекс мер государственного регулирования, осуществляемых центральными и местными органами власти, направленных на модернизацию территориальной структуры экономики с целью мобилизации неиспользованных факторов развития производства для антикризисной модернизации и уменьшения социально-экономической напряженности отдельных регионов. Необходимость государственного регулирования рынка труда и социально-трудовой сферы обусловлена тем, что процессы, происходящие на рынке труда, характеризуются динамизмом и подвержены устойчивым трансформациям. Грань между занятым и незанятым населением весьма условна. Государственная политика регулирования занятости должна быть ориентирована на трудоустройство и социальную поддержку официально зарегистрированных незанятых индивидов, имеющих статус безработных. В рамках государственного регулирования рынка труда осуществляется учет рабочих мест, анализ условий и оплаты труда, оцениваются перспективы высвобождения и использования рабочей силы или трудоустройство ее через службу занятости [10]. При этом необходимо учитывать, что чрезмерное вмешательство государства в рыночные механизмы ведет к чрезмерному регулированию рынка труда, негативные последствия которого графически представим с помощью рис. 3.
Предупреждение и разрешение социально-трудовых противоречий выступает ключевым аспектом государственного регулирования рынка труда, механизм формирования которого в контексте антикризисной модернизации необходимо совершенствовать. Активизация государственного участия необходима в регулировании процессов поддержания занятости квалифицированной рабочей силы, перестройке образовательной системы, молодежной политике занятости. Таким образом, развитие рынка труда в России осложняется недостаточно эффективными технологиями разрешения противоречий в социально-трудовой сфере, не всегда корректной статистикой трудовых ресурсов, сбором информации и ее распространением, отсутствием помощи трудоспособным гражданам в поисках рабочего места. Отмеченные процессы на рынке труда требуют активного государственного регулирования [15].
Рис 3. Противоречия рынка труда
Итак, низкий уровень безработицы означает, что государство ведет адекватную социальную политику, ориентированную на выявление и устранение причин безработицы; реализует различные программы по созданию рабочих мест. По нашему мнению, регулирующая роль государства на рынке труда должна состоять в постоянном поддержании сбалансированности экономических приоритетов и приоритетов занятости в программах экономических преобразований. Создание действенной системы разрешения противоречий в сфере занятости выступает одной из ключевых социальных задач проводимых в России реформ. На наш взгляд, правомерно выделить следующие программы государственного регулирования рынка труда:
ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2011 ^ Том 9 № 3 Часть 2
ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2011 ^ Том 9 № 3 Часть 2
❖ стимулирования роста занятости и увеличения числа рабочих мест;
❖ подготовки и переподготовки рабочей силы;
❖ содействия найму рабочей силы и
❖ социального страхования безработицы.
В посткризисных условиях разрешение противоречий на рынке труда в приоритетном порядке решает задачи:
❖ превышения спроса на квалифицированную рабочую силу как необходимой предпосылки к росту эффективности труда, улучшения качества продукции и услуг;
❖ обновления кадрового потенциала за счет трудоустройства молодежи, получившей современное профессиональное образование;
❖ усиление роли профессионального труда в росте доходов работающих и соответствующие изменения трудовой мотивации;
❖ априорная профессиональная подготовка, переподготовка и повышение квалификации экономически активных граждан с учетом меняющегося спроса экономики на рабочую силу в интересах обеспечения ее конкурентоспособности;
❖ максимально возможное привлечение безработных к общественным и другим временным работам;
❖ оптимизация учета безработных и предоставления пособий по безработице;
❖ оказание дифференцированной социальной поддержки безработным в зависимости от причин потери работы и готовности человека адаптироваться к более высоким профессиональным требованиям;
❖ эффективное взаимодействие работников, работодателей и государственных органов для согласования путей решения проблем занятости;
❖ усиление флексибилизации рынка труда как по формам занятости, так и по режимам труда;
❖ разработка действенного механизма развития социального партнерства в области создания и сохранения рабочих мест;
❖ целевая поддержка создания и сохранения рабочих мест для неконкурентоспособных граждан.
Сбалансированное решение экономических и социальных проблем регионального рынка труда предполагает
активизацию процессов интеграции программ содействия занятости и концепции социально-экономического развития региона (см. рис. 4).
Информационная
Источники
финансирования
Законодательная
Организационная структура управления ________,_______р*
Организационно-правовое, финансовое и информационное обеспечение региональной программы занятости
РЕГИОНАЛЬНАЯ ПРОГРАММА ЗАНЯТОСТИ
А Активная политика занятости И
Создание рабочих мест
Поддержка самозанятости 1
Организация общественных работ
Организация занятости молодежи
Трудовая реабилитация инвалидов
Профессиональная ориентация обучение и
Социальная защита безработных
Пособия по безработице
Материальная помощь безработным
Выплата досрочных пенсий
Рис. 4. Блок-схема занятости населения на региональном уровне
Особую актуальность приобретает разрешение противоречий кадровой политики, проводимой на предприятиях. Эффективизация системы регулирования социально-трудовых отношений и рынка труда обусловливает необходимость рационального использования человеческого капитала и повышения эффективности труда. Это связано с преодолением деформаций в трудовой сфере, масштабным перемещением рабочей силы и борьбой со структурной безработицей и потребует крупных вложений в человеческий капитал.
В программах содействия занятости, конкретно, населения Краснодарского края, правомерно уделить особое внимание следующим направлениям:
♦ сохранению и созданию рабочих мест с учетом приоритетных направлений развития отраслей экономики и социально-экономического потенциала региона;
♦ созданию дополнительных рабочих мест на базе развития производств, ориентированных на использование природных ресурсов региона;
♦ развитию малого бизнеса;
♦ поддержке в обеспечении занятости населения регионов с наиболее напряженной ситуацией на рынке труда;
♦ эффективизации использования экономических рычагов стимулирования занятости;
♦ внедрению финансового лизинга и других форм финансовой поддержки незанятого населения, лиц, желающих открыть свое дело.
На современном этапе в процессе подготовки и реализации региональных программ развития рынка труда приоритетной задачей государственной политики в сфере занятости выступает обеспечение условий повышения конкурентоспособности женской и молодежной рабочей силы, посредством создания клубов поиска работы.
Перспективы разрешения социально-трудовых противоречий обусловливаются уровнем и динамикой экономической эффективности производства, эффективизацией и рационализацией использования трудовых ресурсов в сохранении имеющихся рабочих мест. Сокращение профицита работников эффективней, чем присутствие на предприятиях и в организациях латентного резерва работников [2]. Обеспечение высокой эффективности государственных программ содействия занятости с учетом вышеперечисленных требований предполагает наличие:
■ информационной базы, включающей данные обследований безработных и трудоустроенных граждан;
■ системы ресурсного планирования и обеспечения программ занятости;
■ программ, учитывающих профиль безработных;
■ результатов реализации программ занятости, позволяющих оценивать эффективность программ и обеспечивать их корректировку.
Формирование структуры занятости, адекватной экономике на этапе посткризисной модернизации, обусловливает актуальность развития самозанятости, способной гибко реагировать на изменение конъюнктуры рынка труда региона. Существование самозанятости зависит от частного сектора, поэтому политические и экономические факторы, способствующие расширению системы частного предпринимательства, содействуют и росту самозанятости. Ключевыми предпосылками к росту частного сектора и самозанятости выступают прозрачная нормативно-правовая среда; стабильное макроэкономическое пространство; элиминирование бюрократических барьеров; экономическая безопасность самозанятых.
Важнейшим направлением предупреждения противоречий рынка труда инвестиционно привлекательного региона на этапе посткризисной модернизации выступает антикризисная политика, направленная на предупреждение спадов производства или смягчение их последствий [7, 13]. Эффективизации государственного регулирования рынка труда южно-российских регионов с учетом их демографических особенностей способствует:
♦ создание дополнительных, сохранение и поддержка экономически эффективных рабочих мест;
♦ создание системы обязательного страхования на случай безработицы;
♦ содействие перераспределению трудоспособного населения из регионов с высоким уровнем предложения рабочей силы в зоны профицитного спроса на человеческие ресурсы;
♦ организация системы непрерывного образования, которая, охватывая часть лиц, ищущих работу, снижает бремя на рынок труда;
♦ увеличение масштабов досрочного выхода на пенсию.
Необходимо совершенствование государственной миграционной политики в отношении граждан, въезжающих в РФ с целью трудоустройства. Ежегодно в Россию из дальнего и ближнего зарубежья прибывает значительный контингент работников (рабочие-строители, специалисты сельского и лесного хозяйства, промышленности, торговли). Целесообразен селективный отбор иммигрантов, обеспечение их адаптации к отечественному трудовому менталитету, сведение к минимуму негативных последствий миграции [3].
В 2009 г. на территории России незаконно проживали 12 млн иностранцев. Нелегальные мигранты оказывают на рынок труда противоречивое воздействие. С одной стороны, ими заполняют рабочие места, не пользующиеся спросом у российских граждан из-за неблагоприятных условий труда и низкой зарплаты, с другой — из-за их деятельности сокращается объем налоговых поступлений в бюджет, увеличивается зона теневой экономики.
Целесообразно усилить контроль по линии ФМС РФ и их региональных отделений над числом въезжающих трудовых мигрантов и числом трудоустроенных из их среды. В современных условиях активное привлечение иностранной рабочей силы негативно сказывается на региональных рынках труда. Привлечение мигрантов означает снижение априори невысоких стандартов на рынке труда. Решение проблемы дефицита трудовых ресурсов находится в плоскости не либерализации миграции, а устранения структурных и территориальных диспропорций, расширения возможностей занятости и самореализации в регионах России, в том числе и инвестиционно привлекательных [4].
Совершенствование системы внешних и внутренних миграционных потоков ведет к снижению количества граждан, работающих нелегально, что способствует увеличению отчислений в бюджеты разных уровней. На этапе глобального кризиса предприятия сокращают персонал, что способствует обострению криминогенной ситуации в регионе пребывания. Для стабилизации ситуации на рынке труда Краснодарского края как инвестиционно привлекательной территории целесообразны:
ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2011 ^ Том 9 № 3 Часть 2
ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2011 ^ Том 9 № 3 Часть 2
♦ активизация государственной поддержки деятельности индивидуального сектора аграрного производства и развития фермерских и личных подсобных хозяйств посредством лизинга техники;
♦ возрождение системы потребительской кооперации для централизованного приобретения производимой ими продукции;
♦ создание условий для привлечения молодых специалистов;
♦ формирование благоприятных условий для развития среднего и малого бизнеса (комплексная и адресная поддержка за счет средств регионального бюджета и частных инвестиций);
♦ обеспечение гражданам РФ первоочередного права трудоустройства на заявленные работодателями вакантные рабочие места и должности.
Итак, разрешение социально-трудовых противоречий позитивно отражается на состоянии региональных рынков труда и ведет к их стабилизации. Объективная оценка ситуации, складывающейся на региональных рынках труда, имеет существенное значение для формулировки принципов разработки программ содействия занятости населения и выработки реальных целей и задач по управлению положением на рынке труда.
Таким образом, предупреждение противоречий рынка труда предполагает создание и использование комплекса институциональных и экономических условий, организационных и нормативно-правовых механизмов, позволяющих осуществлять целенаправленное воздействие на динамику основных параметров социально-трудовой сферы. Меры антикризисной модернизации, реализуемые через стимулирование предпринимательской активности, снижение налоговой нагрузки на работодателей, совершенствование тарифной политики, реструктуризацию и развитие отраслей экономики и регионов Российской Федерации, трансформацию системы образования, важны не только для развития экономики страны в целом, но и для повышения эффективности технологий разрешения противоречий.
ЛИТЕРАТУРА
1. Бреев Б.Д., Костенко Т., Нанавян А. Экономические последствия безработицы: оценка потерь // Общество и экономика. 2002. № 5. С. 54-56.
2. Волгин Н.А., Дудников С.В. Скрытая безработица: феномен, анализ, последствия. М.: Инфра-М, 2002.
3. Вукович Г.Г. Проектирование кадровой политики предприятия как условие повышения его конкурентоспособности // Аудит и финансовый анализ. 2009. № 2. С. 289.
4. Вукович Г.Г. Территориальное воздействие на формирование рынка труда // Предпринимательство. 2009. № 7. С. 45
5. Губенко М. Влияние экономического кризиса на кадровую стратегию // Человек и труд. 2010. № 1. С. 54-57.
6. Емельянов С., Белинский А. Рынок труда и кадры для малого инновационного предпринимательства // Человек и труд. 2009. № 3. С. 51-53.
7. Лукьяненко В. Инвестиционные стратегии иностранных банков при выходе на новые рынки // Человек и труд. 2008. № 11. С. 49-51.
8. Мазин А.Л. Особенности конкуренции на российском рынке труда // Человек и труд. 2005. № 5. С. 49-51.
9. Мартынова А.П., Рощин С.Ю. Оценка эффективности и спрос на оценку эффективности государственных программ на рынке труда // Вопросы государственного и муниципального управления. 2008. № 4. С. 27-47.
10. Назарова У., Игнатьева Е. Региональный рынок труда и его регулирование // Экономика и управление. 2005. № 1. С. 59-63.
11. О коллективных договорах и соглашениях / Закон Российской Федерации от 22.03.2008 № 99-ФЗ // СПС «Консультант-Плюс».
12. Об установлении минимального количества рабочих мест (квот) на предприятиях, учреждениях, организациях г. Краснодара для трудоустройства лиц, особо нуждающихся в социальной защите / Постановление главы администрации Краснодара от 02.07.1996 № 983 // СПС «Консультант Плюс».
13. Турков А., Булатова Е. Последствия экономического кризиса и социальная депрессия // Человек и труд. 2008. № 7. С. 40-44.
14. Хлопова Т. Восполнение кадров рабочих и молодых специалистов: проблемы и пути их решения // Человек и труд. 2010. № 1. С. 47-49.
15. Хохлова М., Черкашина Е. Информационно-коммуникативная компетентность молодого специалиста как фактор повышения его конкурентоспособности на рынке труда // Человек и труд. 2010. № 1. С. 35-41.